Список использованной литературы------------------------------------18
Введение
В современных условиях модернизации образования не вызывает сомнения актуаленость процесса формирования эмоционально-эстетической и морально-этической модели мира школьника, через призму прочтения художественного образа на уроке музыкального искусства.
При этом важно подчеркнуть важность создания оптимальных условий для формирования ценностно-смысловой компетенции в процессе утверждения ценностных ориентаций учащегося в сфере музыкального и других видов искусства, воспитания художественного вкуса и потребностей для развития творческого потенциала с установкой на самопознание и совершенствование личности.
Поскольку сегодня эмоциональное восприятие, интерпретация и визуальные коммуникации во многом определяют психологическое становление учащегося, проблема выявления и создания эмоционально-психологических условий воспитания и развития эстетической и этической культуры современного школьника становиться одной из насущных целей образования, согласно Стратегии развития воспитания РФ на период до 2025 года.
Основными моментами реализации этой цели являются:
- знакомство учащихся с выдающимися произведениями российского и мирового музыкального искусства;
3
- создание психологически-благоприятного фона для восприятия произведений искусства учащимися;
- поиск приемов прочтения художественного образа произведения музыкального искусства на уроке музыки и во внеклассной работе на уровне интеграции видов искусства ( музыка, литература, живопись);
- эмоциональное и эстетическое развитие школьника в проекции креативности восприятия художественного образа музыкального произведения.
Научные исследования Г. Ригиной, Л. Выготского, Т. Вендровой, О.Суховской, Р.Арнхейм, В.Зинченко дают основания для озвучивания и рассмотрения следующих задач:
1. Восприятие учащимися категорий «прекрасное и безобразное» в музыкальном искусстве как проекции утверждения вечных гуманистических ценностей.
2.Формирование самосознания учащихся сквозь призму этнической, гуманистической специфики тематики произведений музыкального искусства (народного и профессионального).
3.Обучение навыкам аналитического прочтения музыкального материала в практической деятельности, используя средства художественной выразительности на уровне интерпретации художественного образа (исполнительский уровень, анализ музыкального образа).
4
Глава 1
Урок музыки как средство всестороннего развития детей
Искусство-это особенная форма представления, изображения окружающей реальности, в основе которого - эстетический феномен равновесия красоты внутренней и внешней составляющей личности, основывающейся на системе восприятия и прочтения идеального художественного образа, как отражения потребности современности.
Поскольку сегодня эмоционально-эстетическое восприятие наряду с визуальными коммуникациями во многом определяют психологическое становление учащихся, проблема выявления и создания психолого-эмоциональных условий развития эстетической культуры современного школьника становится одной из насущных проблем преподавания музыкального искусства. Средства визуальной коммуникации нередко оказывают негативное действие на внутренний мир школьника. Кинематограф, телевизионные передачи и другие средства СМИ предопределяют ценностные установки ребенка, поступки, в тех или иных ситуациях, ведь подростки склонны подражать полюбившимся героям.
Грубое, лицемерное поведение различных «героев», нелицеприятный внешний вид существенно деформируют понимание школьниками категорий прекрасного и безобразного, а понятия «что такое хорошо» и «что такое плохо» переворачиваются в их сознании, что приводит к нравственному кризису и утрате гуманистических и традиционных ценностей.
5
В подобной ситуации следует обратиться к эмоциональной сфере личности и становлению системы образного мышления и восприятия художественного образа, которые способствуют решению данной проблемы. Потому, что сформированное эмоционально-образное мышление помогает возникновению ассоциаций, гибкому и целостному восприятию образов, эмоциональной оценке, неподдельному интересу к миру музыкального искусства и окружающей реальности. Именно благодаря искусству развивается фантазия, активизируется творчество. Использование средств и методов искусства, синтез и интеграция искусств в учебном процессе повышают эффективность учебного процесса и формируют общую культуру школьника. Особое значение здесь играют музыкальные образы, роль которых в современном мире, переполненном информацией, возросла многократно. Особое значение в формировании эмоционально-эстетической культуры принадлежит именно музыкальному искусству.
Эмоционально-эстетический план раскрытия личности учащегося включает в себя множество аспектов восприятия-прочтения произведения искусства. В данном случае речь идёт о восприятии образа (пьесы, симфонии, оперы и т.д.) на уровне соотношения ассоциативного ряда между художественным образом произведения и внутреннем миром школьника, ориентированном на потребности в чувстве прекрасного.
Говоря о категориальном «прекрасное - безобразное» прочтении музыкального образа, во время урока необходимо акцентировать внимание учащегося на множественность путей восприятия образа на примерах сравнения с произведениями смежных видов искусства: музыки, литературы, театра, живописи. Здесь уместен субъективно-объективный подход аналитического порядка в ходе преподнесения материала урока, который ориентирован на формирование целостности восприятия личностью учащегося материала, так как отражает сосуществование двух уровней восприятия:
6
1.Субъективного - уровень формирования эмоционального восприятия образа и
2. Объективного - уровень эстетически-оценочного воплощения эмоций в форме высказывания, рисунка на уроке или участия во внешкольном мероприятии : вокальном конкурсе ,выступлении в тематическом концерте и т.д.
Данный подход направлен на осознание учащимся на уроке значения творчества автора - художника, автора—композитора, автора-литератора, неизвестного автора (народное творчество) и формирование чувств эстетического восприятия образа и художественного вкуса.
Подготовка к подаче материала урока предполагает задания для школьников, направленные на развитие умений:
- сосредоточиться;
- слушать;
- наблюдать;
- отмечать особенности средств музыкальной выразительности;
-сравнивать;
-анализировать.
Например:
5 класс.
Задание:
- раскройте настроение музыкального образа и логически обоснуйте свою точку зрения, сравнивая данное настроение с эмоциональным содержанием произведений музыки или литературы;
6 класс.
Задание:
- Составьте словесный портрет героя (образа природы, явления, предмета, животного и т.д.) отметив его характерные черты;
-Найдите общие и отличительные черты героя музыкального мира и героя смежных видов искусства на примере стихотворения, картины, фрески;
7
- О чем бы вы хотели поговорить с героем произведения? Чем вы на него похожи или нет?;
- Какие средства музыкальной выразительности вы использовали бы при исполнении музыкального произведения инструментальной или вокальной музыки?;
7 класс.
- Создайте (нарисуйте) художественный образ , отталкиваясь от впечатления о музыкальном фрагменте инструментальной или вокальной музыки, раскрывая настроение, характер, расставляя акценты в композиции, динамике, палитре, деталях рисунка.
- Ответьте для себя на вопрос ы:
* Чем вас заинтересовало задание?
* Что в образе является для вас привлекательным?
* Можно ли дать оценку рисунку с позиции категорий « прекрасное - безобразное» и почему?
* Где с подобным проявлением искусства вы можете встретиться в окружающей вас реальности?
* Что общего вы находите между образами музыки (слушание) и живописи (рисунок-впечатление)?
8 класс.
- Создайте характеристику музыкального образа по мини-алгоритму:
* Автор произведения
* Название произведения
* Вид музыки
* Жанр музыки
*Особенности музыкальной выразительности:
-настроение;
- темп;
-динамика;
-развитие мелодии;
-ассоциация:
- впечатление.
8
*сопоставление с похожим художественным образом из произведения смежного вида искусства (литература, театр, живопись, кинематограф и т.д.)
Таким образом, на уроке музыкального искусства в 5-8 классах одним из главных направлений работы является поэтапное формирование у учащихся навыков:
- прочтения образа;
-аналитического видения образа;
- собственной позиции оценки;
- одновременного эстетического осмысления нескольких произведений искусства;
- работы с собственным эмоциональным состоянием , а именно, с состоянием концентрации, сосредоточения и полноты внимания;
- креативного мышления.
Глава 2
2.1 Музыка во внеурочное время
Музыкальное искусство занимает важное место во внеурочной жизни школы, потому что непосредственно связано с эмоциональной сферой жизни учащихся, с личностным поиском ответа на вопрос «Кто я в этом мире?»
Формирование самосознания учащихся через раскрытия содержания произведений российской культуры во внеурочной деятельности основывается на примерах гуманного, нравственного, духовного прочтения образов: человека, живой и неживой природы, символики народного искусства, чувствах гармонии, любви к своей земле и русской народной традиции.
9
Культурно-исторический подход при подготовке материала для внеурочной работы является объединяющим аспектом многообразия стилей и жанров (авторского и народного) в единое творческое пространство. Доминирующим принципом подачи материала по данному вопросу является принцип равновесия, так как сочетает в себе соотношение внутреннего и внешнего, прекрасного и безобразного, реального и стилизованного, авторского и народного подходов к преподнесению основной идеи произведения музыкального искусства.
Ключом к познанию образа российской культуры, является палитра мелодики и ритмическая организация композиции, как способы реализации ( звучания) доминанты средств музыкальной выразительности в художественном образе народной и авторской музыки. При этом необходимо не забывать о том, что главной задачей данной формой работы ,считается развитие у учащихся способности чувствовать, любить, оценивать музыкальные произведения прошлого и настоящего , развивать свои музыкальные и актёрские способности.
Музыка во внеурочное время сродни театральному искусству, где присутствует постоянное творческое общение между учителем и учеником, композитором, слушателем и исполнителем, где господствует атмосфера творческой активности и личной заинтересованности в заключительном результате: фестивале, концерте, тематическом вечере или празднике и др.
Таким образом, в концепции внеклассной работы заложены следующие аспекты:
10
-тема и содержание обуславливают эмоционально-этическое наполнение мероприятия;
-объединение художественной, воспитательной и дидактической задач;
- создание атмосферы психологической и эмоциональной вовлеченности;
- развитие творческих, музыкальных, исполнительских навыков обучающихся;
- формирование потребности в высоком уровне художественного вкуса.
Музыкальное творчество учащихся, как воспитательная форма работы, охватывает весь период учебного процесса: «День Знаний», « День Учителя», « День Матери», « Международный Женский День», « День Защитников Отечества», « День Победы», «Праздник последнего звонка»…
В этом ряду мероприятий своё место занимают « Праздник Букваря», фестиваль народной песни, путешествие в мир «Русской народной сказки», «Музыка из любимых мультфильмов», вокальный конкурс- песни Великой Отечественной войны «Музы не молчат».
Здесь важен интегрированный подход при подаче материала на уровне смежных видов искусства (литературы, живописи, театра), в форме сольного, ансамблевого и хорового пения, исполнения произведений народной и современной хореографии, постановки инсценировок, яркого, красочного оформления сцены,
11
и также, несомненно:
- единство творческих устремлений учителя и учащихся;
-эмоциональная насыщенность и приподнятость настроения участников мероприятий;
- требовательный подход к исполнительскому уровню и прочтению музыкального и художественного образа исполняемых произведений;
- воспитание чувства уважения к культурному наследию.
Музыкальное искусство присутствует в жизни школы не только в праздничные дни, музыка сопровождает учащихся и в повседневной жизни – на физкультминутках и прогулках. При этом музыкальное сопровождение помогает формировать позитивный эмоциональный настрой и поддерживать активную физическую и эмоциональную форму детей.
Итак, внеурочная работа – это важный момент в жизни школьника, которая помогает найти ответы на многие вопросы нравственного, духовного содержания и пути собственной творческой реализации подрастающего поколения
Глава 3
3.1 Виды музыкальной деятельности детей
Отечественная педагогика музыкального образования к видам музыкальной деятельности учащихся относят:
12
1.Слушание музыки;
2. Хоровое пение;
3. Игра на музыкальных инструментах;
4. Импровизация ;
5. Художественный анализ произведения;
6. Движение под музыку.
Данные виды деятельности учащихся всегда привлекали внимание учителя музыки. В этом реферате более детально рассмотрен вид «художественный анализ произведения», так как этот пункт рассматриваемого ряда непосредственно связан с обучением навыкам сравнительного анализа, при использовании средств художественной выразительности на уровне интерпретации художественного образа.
Говоря о практических навыках художественного анализа музыкального произведения учащимися, следует подчеркнуть, что они основываются на критериях эмоционально-эстетической культуры личности – это способности: слушания, сравнения, эстетической оценки , выстраивания ряда ассоциаций музыкального образа. -Слушание как прием – это часть процесса художественного творчества, которое отличается субъективизмом , сосредоточенное на отдельной мелодии выявляя её особенности. Процесс слушания подчиняется субъективным чувствам и является активной формой чувственного восприятия музыки, помогает накапливать эмоциональный опыт. Ценность слушания музыкального произведения в его эмоциональной гибкости, в
13
избирательности эстетического восприятия.
На уроке прием слушания может быть реализован в контексте анализа музыкального произведения с опорой на особенности музыкальной выразительности образа, которые подводят ученика к самостоятельному рассуждению и рисованию впечатления.
- Сравнение – это процесс восприятия образа на уровне «эпитета», «метафоры» – в музыкальном искусстве. Освоение образного языка и свободное владение им обеспечивает возможность содержательной интерпретации образа музыкального произведения учащимися и использования его в собственной творческой деятельности как практический аспект работы на уроке, а также прием сравнения формирует навыки аналитического мышления, восприимчивость
к системе нюансов образа : звуковое воспроизведению мотива (напевание) , словесное (высказывание ),и наглядное - изображение (рисунок) музыкального образа на уроке.
Приёмы слушания и сравнения формируют эмоциональную отзывчивость к содержанию темы урока и способствуют умению закреплению знаний в памяти учащихся и способствуют практическому решению задач урока.
- Эстетическая оценка образа – основывается на эмоциональности восприятия учащимися категорий прекрасного и безобразного, с позиции первого впечатления и формируется в виде высказывания.
14
- Выстраивание ассоциативных образов активизирует чувства, память, воображение и стимулирует творческий процесс у учеников. На художественном уровне ассоциации позволяют создавать новые прочтения музыкального образа. Приём ассоциации всегда субъективен и метафоричен, но при этом объединяет явления искусства. Он основан на принципе созвучия и проявляет себя в процессе последовательного раскрытия образа музыкального произведения. Данный прием объединяет:
- самостоятельную, импровизированную форму работы на уроке по заданной теме или избранной теме (устный или письменный ответ);
- исполнительский момент - (напев мелодии);
- графический момент (рисунок).
Предполагая поэтапный подход в усложнении задания : от простого к сложному. Задание выполняется по алгоритму.
Анализ образа музыкального произведения
Алгоритм
1.Автор музыкального произведения.
2. Название музыкального произведения.
3.Жанр.
4.Настроение музыкального образа
5. Приёмы музыкальной выразительности:
15
5.1 Развитие мелодии (плавная или скачкообразная)
- исполнение мелодии слушателем
5.2 Темп
5.3 Динамика
5.4 Акценты.
6. Ассоциация
- рисунок – впечатление слушателя
7. Вывод. Понравился или не понравился и почему?
Завершая краткий обзор видов музыкальной деятельности на уроке музыки, необходимо подчеркнуть, что именно музыкальное искусство направлено на то, чтобы развивать у учащихся способности чувствовать, любить, оценивать произведения искусства, создавать в меру своих сил и творческих возможностей музыкально-художественные ценности.
Заключение
Итак, из всего вышеизложенного можно прийти к следующему заключению:
1.Влияние музыкального искусства на личность школьника на уроке музыки и во внеклассной работе неоспоримо:
- Музыка в первую очередь оказывает воздействие на формирование эмоционально-эстетической и нравственно-этической стороны личности учащегося.
16
-Музыка способствует формированию: художественного вкуса,
эстетического восприятия окружающей реальности,
потребности в образе «прекрасного» в повседневной жизни,
чувства уважения к музыкальным традициям классической и народной музыки, навыков и умений самореализации в собственном творчестве .
-Музыка оказывает влияние на убеждения, формирует восприятие духовных ценностей и чувства сопричастности к традиционным ценностям.
17
Список использованной литературы
1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2013.
2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. – М.: Прогресс. 1974.
4. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки М., 2014г.
5. В мире искусств. Словарь основных терминов по искусствоведению, эстетике, педагогике и психологии искусства / сост. Т.К. Каракаш, А.А. Мелик-Пашаев; науч. ред. А.А. Мелик-Пашаев. 2001. 6. Выготский Л.С. Психология искусства. – М.: Искусство, 1968. – 576 с. 7. Додонов Б. И. Эмоция как ценность. – М.: Политиздат, 1978. – 272 с., 1987. – 339с. 8. Зинченко В.П., Назаров А.И. Размышления об искусственном интеллекте // О человеческом в человеке / - М., 1991.
9. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – В кн.: Проблемы индивидуальных различий. М., 2011.