П.И.Чайковский «Детский альбом»
Чайковский был первым композитором, создавшим для детей альбом фортепианных пьес. Ему было легко это сделать, потому что он понимал и любил детей. На протяжении многих лет он жил в большой и дружной семье своей сестры, Александре Давыдовой. Там Петр Ильич чувствовал себя по-домашнему уютно.
Многие пьесы можно объединить в маленькие сюиты. Так, например, ряд пьес посвящен истории о куклах, другие рисуют картины русской жизни, а еще несколько пьесок повествуют о других странах.
«Старинная французская песенка»
Композитор использовал здесь подлинный напев XVI века – «Куда Вы ушли?». Немного изменив мелодию своей пьески, он включил её в оперу «Орлеанская дева», где она называется «Песнь менестрелей» (менестрели – музыканты и поэты, состоящие на службе у богатого феодала или рыцаря) и создает колорит средневековой Франции. Простой и неторопливый напев напоминает старинный романс.
1. Скажи, любимый мой, зачем ты не со мной?
В душе своей ношу прекрасный образ твой!
2. Никак я не пойму – скажи мне, почему
Не можешь подчиниться ты сердцу моему?
3.О, Ланселот, вернись ко мне
Иначе я сгорю в огне.
4.Ах, не вернешься ты, мой рыцарь Ланцелот,
Не хочешь, рыцарь, знать, Что тебя Элейна ждет!
I. Музыка звучит неторопливо, задумчиво. Песенка эта грустная, меланхолическая.
Скупые гармонии, сдержанный минорный тон повествования напоминают картины старых художников - мастеров на которых проступают лица и фигуры людей в старинных одеждах, живших в далекие времена…
II.Форма: простая 2-хчастная ( с репризой).
III. Средства выразительности:
Iчасть:
1 2 | «Поющая» фактура: гомофонно-гармонический склад с признаками подголосочной полифонии: 2 поющих голоса: верхний и средний. В мелодии преобладает плавное поступенное движение с многократным опеванием V ступени. | Это жанровые признаки песни. В мелодии мягкость, плавность, Ласковый и нежный характер. |
3 4 5 | Ритм: преобладает ровное движение восьмыми + остановка на четверть с точкой в конце фраз. Медленный темп. Тянущийся бас ( Т органный пункт) | Впечатление спокойствия, задумивости и размеренности. |
II часть:
Контрастная середина
6 7 | Остался один поющий голос. Мелодия не такая широкая и протяжная, как в I части (более четкий дробный ритм). Аккомпанемент: исчез тянущийся бас и подголосок. Гармоническая фигурация в широком расположении – звучит размашисто, STAKKATO | Жанр песни, теперь сольной. Дополнение танцем (легким, изящным, грациозным). |
8 9 | Кульминация (2 фраза 1-го предложения) А)мелодия поднимается до фа второй октавы; В)подчеркнута скачком на ч.4 Г)звуки гармонической фигурации «вдруг» в момент наивысшей точки в мелодии – собираются вместе в аккорд S5/3. Реприза – возвращение к первоначальному образу. | Эмоциональный взрыв, отчаянье от невозможности вернуться в прекрасное прошлое. |
(Труш Артур)
Ты меня на рассвете разбудишь,
Проводить необутая выйдешь.
Ты меня никогда не забудешь,
Ты меня никогда не увидишь.
Заслонивши, тебя, от простуды,
Я подумаю: «Боже Всевышний!»
Я тебя никогда не забуду
И уже никогда не увижу!
(мелодия)
Не мигают, слезятся от ветра
Безнадежные карие вишни.
Возвращаться – плохая примета
Я тебя никогда не увижу.
Дети XXI столетья
Начался ваш новый век
Неужели вечно не ответит
На вопрос согласья человек?
Две души, несущихся в пространстве
В полтораста одиноких лет
Мы вас умоляем о согласии –
Без согласья счастья в жизни нет….
АЛИЛУЯ…………..
Полонез Огинского
25 сентября, недалеко от Варшавы, в знатной дворянской семье появился на свет мальчик, которого назвали Михаилом. Огинский – это русский перевод фамилии, а в польском языке буква «Н» звучит значительно мягче, поэтому правильнее будет писать и произносить именно «Огиньский».
Шляхетский род Огиньских шел от Рюрика. В генеалогическом дереве к потомкам Рюриковичей относятся такие знатные семьи, как Дашковы, Долгоруковы, Кропоткины, Оболенские, Одоевские, Пожарские. Есть там и Огиньские.
Но вернемся к Михаилу Клеофасу. Когда ему было 7 лет, его отец получил назначение чрезвычайным послом Речи Посполитой в Вену. Туда же переехала и семья. И с того времени мама принялась за воспитание сына, пригласив к нему гувернера – француза для занятия языками. А также начинающего композитора Осипа Козловского, который преподал мальчику первые азы музыкальной грамоты. Отдельно Михаила учили играть на скрипке.
Свое домашнее образование он продолжил в Варшаве, где изучал математику, каллиграфию, романские языки и творчество античных писателей.
Все это было подчинено главной цели – стать одним из блестящих молодых людей своей Родины. Это ему удалось. Уже 19-летнего Михаила Огиньского избрали депутатом в Сейм.
Чуть позднее депутаты проголосовали за избрание Огиньского Государственным казначеем и Министром финансов.
Все эти успехи не вскружили юноше голову, это сумела сделать одна паненка из не менее знатного польского рода. Молодые люди поженились, дав клятву пронести любовь и в счастье, и в горести.
Но между тем на политическом Олимпе Речи Посполитой ( что в переводе означает «республика») все было не безоблачно.
Конфедеранты (депутаты) начали мутить воду против короля. Более того, они настаивали на том, чтобы пригласить в «судьи» Россию, т.е. фактически обрести власть с помощью русских штыков.
Станислав II Понятовский, пришедший к власти в 1764 году отправил в дипломатических целях посланника М.Огиньского в Голландию. По мнению короля, молодой граф с блеском выполнил его поручение, а потому получил новое назначение в Лондон. При этом, направляясь в английскую столицу, польский посол вместе с семьёй чуть не погиб.
В марте 1794 года в Речи Посполитой началось восстание, которым руководил Тадеуш Костюшко. Граф Михаил Клеофас Огиньский оказался в первых рядах восставших. Он был избран в Национальный Совет, на одном из заседаний которого заявил: «Отдаю на благо Родины свое имущество, труд и жизнь».
Это были не пустые слова. На свои средства он сформировал большой вооруженный отряд, которым сам и командовал.
В одном из писем жене – Изабелле Огиньской – он просил её быть бережливой, поскольку деньги нужны для восстания, для содержания отряда. Письмо адресовал не «графине», а «гражданке». Себя называл гражданином и солдатом революции.
Предположить, что восстание продлиться долго и будет обречено на успех, мог только самый отчаянный оптимист. Конечно, силы были неравные, осенью того же года восстание было окончательно подавлено. Генерал Костюшко был тяжело ранен, а Михаилу Огиньскому с привеликим трудом удалось избежать ареста. Он потратил на дело революции фамильные драгоценности. Изабелла, гордая полячка, заявила, что с нищим жить не будет!
Когда же и по какому поводу был написан полонез, названный «Прощание с Родиной»?
Полонез написан после 1820 года, когда окончательно разочарованный Огиньский вынужден был покинуть Родину и переехать на родину второй жены – в г.Неаполь. И с каждым месяцем надежда на возвращение становилась все призрчней…
Как становится понятным, полонез «Прощание с Родиной» символизирует расставание с Родиной во всех смыслах – и как физический отъезд за границу, и как прощание с захваченной, уничтоженной победителями страной.
И вот что особенно важно – написанный Михаилом Клеофасом Огиньским полонез стал той музыкой, которая примирила и победителей и побежденных.
В Российской империи полонез Огиньского стал одой из самых популярных мелодий и был снят в 2-х советских фильмах.
Первый фильм называется «Полонез Огиньского», там речь идет о польском музыканте, который бежал в Белоруссию, где начинал помогать белорусским партизанам.
Второй фильм – «Попугай, говорящий на идиш», рассказывающий о польском еврее, вынужденном покинуть Польшу.
В современной Польше полонез Огиньского «Прощание с Родиной» считается музыкальным символом страны, были даже предложения сделать эту музыку польским гимном.
Полонез М.Огиньского – это необычайно грустная мелодия, очень соответствующая своему названию. Некоторые серьёзные и вполне солидные люди говорят, что у них на глазах появляются слезы, когда они слушают эту музыку. К концу произведения постепенно появляются торжественные нотки, но они не меняют общей минорной тональности произведения.
Полонез уже более 200 лет остается самым известным произведением и это одна из лучших мелодий за всю музыкальную культуру человечества.
История Юноны и Авось
«Ты меня на рассвете разбудишь,
Проводить необутая выйдешь,
Ты меня никогда не забудешь,
Ты меня никогда не увидишь…»
-Пел Николай Караченцов в «Юноне и Авось», прощаясь с любимой Кончитой. Зал рыдал. Неужели и в реальной жизни все было также красиво и драматично?
Сюжет поэмы «Авось» и рок-оперы основан на реальных событиях и посвящен путешествию русского государственного деятеля Николая Петровича Резанова в Калифорнию.
(Слайд с Парусником + Резанов +слова из Арии)
Среди прочих стран наш герой посетил Америку с целью установления дружелюбных международных связей. И вот тут случилось непредвиденное:
(Слайд Резанов и Кончита)
42-х летний безутешный вдовец потерял голову при виде 16-ти летней дочери местного коменданта Контепсии де Аргуэлло, которую все вокруг ласково звали Кончита.
(Слайд с видео)
Юная красавица уже была обручена, но её сердце не устояло перед влюбленным взглядом синих, словно море, глаз чужестранца. Она отменила договоренное бракосачетание…
Жених Кончиты вызвал его на дуэль, в результате которой сам погиб. Ещё бы: русские офицеры не промахиваются!
(Слайд спор офицеров)
Естественно, в результате такого грандиозного скандала Николая Петровича отправили на Родину….
(Испонение «Я тебя никогда не забуду» /Труш Артур/)
Ему приказали вернуться в Россию и по другой причине: в высоких кругах решили свернуть работы по освоению Америки. Но если даже всесильное государство и не вмешалось в личную жизнь своего подданого, Резанову пришлось бы явиться перед очи государя. Решение на повторный брак, да еще с католичкой, мог дать только Он!
Но, увы, свить новое гнездо в стране своей мечты – Америке ему было не суждено. В дороге его застудили трескучие сибирские морозы. 10 дней он прометался в жару в Якутске. Из последних сил поехал дальше, но вновь занемог и 1 марта 1807 года скончался в Красноярске, так и не добравшись до столицы, так и не успев освободить Кончиту от обязательства ждать его возвращения!
Она хранила ему верность ….35 лет, пока не стала невестой Христа - постриглась в монахини.
Влюбленная в появившегося из ниоткуда и ушедшего в никуда загадочного «русского», испанка закончила дни в одиночестве, в келье монастыря в Сан – Франциско, моля Господа об одном – встретиться с любимым, хотя бы на «том свете»…
А спустя еще 2 века, произошло символическое воссоединение влюбленных. Осенью 2000 года шериф калифорнийского города, где похоронена Кончита, привез в Красноярск горсть земли с её могилы и розу, чтобы возложить к белому кресту, на одной стороне которого выбиты слова:
«Я тебя никогда не забуду…»,
а на другой :
«Я тебя никогда не увижу»
Джордж Гершвин – первый американский композитор, чья музыка стала известной во всем мире. Чем же так он прославился? В ту пору ( первая половина XX века) в Америке были и другие композиторы. Гершвин был первым, кто в основу своей музыки положил негритянскую народную музыку джазового характера, сочетав её с приемами европейской симфонической музыки. Это было неожиданно, необычно и обратило на себя внимание во всем мире.
Так возник стиль музыки, получивший название «симфоджаза».
Гений эпохи джаза
« Я считаю джаз американской народной
музыкой, не единственной, но той, которая,
возможно, присутствует в крови и чувствах
американского народа».
Джордж Гершвин, 1933 год.
«Он всегда верил в свою звезду»
Айр Гершвин
Ритмы джаза
Блюз, столь значимый для Гершвина, первоначально был песней-плачем о трудностях и несправедливостях, которые переживали негры, и его истоки «лежат» в тех самых временах рабства и угнетения. Он развился в особую музыкальную форму – 12-ти тактовую пьесу с определенной гармонической последовательностью. Более веселые «стомпы» и «рэгтаймы» присоединились к блюзу, чтобы создать на рубеже 20-х годов новую музыку – джаз. Захватывающие новые ритмы и гармонии распространились в музыкальном мире с быстротой «лесного пожара». Многие композиторы, независимо от Гершвина – также были захвачены джазом. В их числе Дебюсси, Равель, Мийо, Стравинский, Хиндемит…
Эта история началась давным-давно:
В 1892 году Мориц Гершович покинул Петербург и отправился в Нью–Йорк. Он гнался за «американской мечтой» и одновременно за красивой молодой девушкой, которую звали Роза Брускина. Её семья уехала незадолго до него.
Как и многие другие еврейские эмигранты, эта пара поселилась в бедном квартале Нижний Ист-Сайд. За их первенцем, по имение Израэль (Айра), через 2 года появился на свет и Иакоб (Джордж).
К этому времени фамилия «Гершович» американизировалась и превратилась в «Гершвин».
Все надежды семьи сосредоточились на Айре, который блестяще учился. Джорджу больше нравилось кататься по улицам на роликовых коньках. Он рос уличным сорванцом, если не сказать хулиганом. К тому же и учился очень плохо! «Господи, что получится из этого мальчика!» - восклицал папа Гершович.
Все неожиданно изменилось, когда на концерте в школе Яша впервые услышал известного скрипача Макса Розенцвейга. Полтора часа после концерта ждал Джордж солиста, не обращая внимания на проливной дождь, а, обнаружив, что тот ушел другим ходом, помчался к нему домой.
Они подружились. «Макс открыл для меня мир музыки»,- вспоминал композитор. В доме у Розенцвейга Джордж сам научился играть на фортепиано, подбирая по слуху популярные мелодии. Родители несколько раз пытались нанимать ему учителей, однако с ними отношения у Джорджа не складывались. Он так и остался самоучкой.
В 15 лет он нашел работу пианиста-аккомпаниатора в издательстве «Ремик и К». Вскоре появились знакомства в театральных кругах и в 1918 Гершвин представил на Бродвее свой первый мюзикл. Закончилось все провалом. Впрочем, молодой человек не унывал. Он буквально заваливал бродвейских продюсеров своими произведениями.
Наконец, в 1924 ему улыбнулась удача. Мюзикл на его музыку «Детка, будь умницей» («Lady, Be Good») стал настоящим бродвейским хитом. Для этого шоу Гершвин написал композицию, которую многие считают одной из лучших любовных баллад XX века,- «Любимый мой» ( «The Man I Lave»). Вот как она звучит: это лирическая песня – с элементами грусти и печали, а ведь именно эти настроения типичны для блюзов.
Исполнение произведения (Иванова Полина, Голев Е.А.)
Кстати, эта композиция, как и практически все песни и мюзиклы, написана на стихи его старшего брата Айры – профессионального поэта и литератора.
Мюзикл «Ledy Be Good» и «Рапсодия в стиле блюз» принесли хорошие деньги. Это позволило семье переехать из захолустного района в собственный 5-ти этажный дом на 103-й улице, а Джорджу отправиться в путешествие по Европе.
В Париже он познакомился с прославленным французским композитором Морисом Равелем и даже пытался уговорить мэтра дать ему несколько уроков композиции:
-Но зачем Вам учиться? - спросил Равель. Вы итак знамениты. Сколько Вы зарабатываете?
-100 тысяч долларов в год, - смущенно ответил Гершвин.
-Потрясающе!- воскликнул Равель, - Тогда я хотел бы сам брать у Вас уроки!
«Вы лишь потеряете стихийные свойства своих мелодий и закончите тем, что будете писать как плохой Равель». Композитор отказал Гершвину взять его на обучение.
Гершвин никогда не был женат. У него было много близких друзей, но серьезные отношения тяготили его. Хотя внешне он был сердцем и душой компании и прямо-таки кипел от уверенности в себе, он скрывал внутреннюю неуверенность, удерживая все романтические увлечения на поверхностном уровне.
Однако были и серьезные увлечения. Он имел страсть к коллекционированию современного искусства – любимыми его художниками были Пикассо и Шагал. Он даже сам пытался рисовать, проводя большую часть своего досуга за мольбертом.
Вообще в 20-30 годы Гершвин выдавал один шедевр за другим. Таковы были требования продюсеров, да и на жизнь нужно было зарабатывать!
И когда Гершвин был в зените славы как композитор – песенник, ему в руки попал бестселлер «Порги» о трагическом любовном романе нищего негра из Чарльстона. В ней он сумел соединить , казалось бы несоединимые стили: джаз и европейскую симфоническую музыку. В современной музыке ей нет равных! Премьера состоялась в Бостоне и имела огромный успех!
Колоссальное нервное напряжение во время работы над оперой «Порги и Бесс» истощило его силы. Внешне он почти не изменился, но стал очень раздражительным и усталым, не мог ни спать, ни есть. Врачи обнаружили серьезную болезнь. Он ушел из жизни, когда ему не было и 39 лет!
А его музыка все звучит и звучит. В 1945 году появилась первая кинолента о композиторе – «Рапсодия в стиле блюз» и, естественно, это был мюзикл. Его песни по-прежнему большие хиты. Все звезды музыки считают для себя честью записать любой из них.
Звучит музыкальная композиция.
Полонез Огинского
(звучит музыкальное исполнение)
Знакомая мелодия, не правда ли? Конечно это полонез Огинского. Два эти слова –Полонез и Огинский – стали чем-то единым, как маятник Фуко или Беном Ньютона.
Полонез Огинского звучит уже почти как имя нарицательное. Существует даже шутка как один неграмотный конферансье объявил: Чайковский, «Полонез Огинского». Но, а если без шуток, то мы вряд ли знаем более того, что некий композитор Огинский когда-то написал свой Полонез.
Сегодня эта мелодия стала настолько массовой, что звучит из любых телефонов, будильников и ноутбуков и даже турникет московского метро, сообщая о попытке безбилетного прохода, исполняют его начальный мотив .
(Слайд)
На широко известный Полонез было положено немало стихов. Самую большую популярность получила песня белорусского ансамбля «Песняры».
(Слайд)
А вообще Полонез – это танец. Появился он в Польше, примерно в 15 веке..
Через 100 лет он проник во многие Европейские государства и стал танцем светского общества.. Его исполняли на балах. Движения были горделивы, а осанка требовала стройности.
Автор «Полонеза» Михаил Клеофас Огинский был активным политическим деятелем своей Родины – Речи Посполитой. И это государство появилось в 16 веке, когда объединили польское королевство и великое княжество литовское. Просуществовала она совсем недолго- 200 лет. Граф Огинский был одним из лидеров повстанческого движения и, словно предчувствуя скорую гибель государства, написал знаменитый великий полонез. Название было пророческим «Прощание с Родиной».
(Слайд)
Речь Посполитая исчезла с политической карты Европы.
Но вернемся к Клеофасу. Когда ему было 7 лет, его отец получил назначение чрезвычайным послом Речи Посполитой в Вену. Туда же переехала и семья. И с того времени мама принялась за воспитание сына, пригласив к нему гувернера – француза для занятия языками. А также начинающего композитора Осипа Козловского, который преподал мальчику первые азы музыкальной грамоты.
«Прощание с родиной», раз он так названный, конечно не мог быть тем полонезом, под который танцуют. Очевидно его нужно просто слушать и каждый может думать о своем. У каждого есть своя родина и он может думать о ней, о своем небе, о своей родной земле.
Сочинения Огинского были очень популярны среди участников восстания. Композитор является автором общеславянского гимна «Гей, славяне!»
(Слайд)
Музыкальному перу Огинского принадлежит и опера «Бонапарт в Каире». Он был полон надежд, что великий полководец поможет восстановить независимость Речи Посполитой. Он даже вел переговоры, но понял, что французский император вовсе не намерен помогать полякам.
Тогда граф Огинский возложил свои надежды на Россию. Он стал сенатором Российской империи и тайным советником Александра I. Он предложил царю Проект воссоздания великого герцогства литовского, но Александр I отверг этот план.
В начале 20-х годов Огинский переехал в Италию. Везде, где бы он не находился, он продолжал писать музыку. Некоторые его сочинения издавались небольшими тиражами, а многие рукописи так и остались не найдены. Но даже один дошедший до наших дней Полонез прославил имя Огинского НАВЕКА!!!
I Зональный конкурс-фестиваль по музыкальной литературе и теоретическим дисциплинам Детских музыкальных школ
«Слово и музыка» 24 – 25 марта 2012 года
г. Нягань.
I место в номинации «Отражение исторических событий в музыке» - Усова Марина.
I место в номинации «История одного шедевра» - Грущак Даниил.
I место в номинации «Образ и воплощение» - Кадникова Настя.
Участники конкурса иллюстрировали и рассказывали о произведениях:
Марина Усова – рок-опера Алексея Рыбникова «Юнона и Авось»,
Грущак Даниил – «Полонез» Михаила Огинского,
Кадникова Настя – «Старинная французская песенка» из «Детского альбома» Петра Чайковского.
Учащиеся показали хороший уровень сценнической речи а артистизма, полноту и оригинальность раскрытия темы: достоверность исторических фактов, глубину и ценность исторического момента.
I Зональный конкурс-фестиваль по музыкальной литературе и теоретическим дисциплинам Детских музыкальных школ
«Слово и музыка» 24 – 25 марта 2012 года
г. Нягань.
I место в номинации «Отражение исторических событий в музыке» - Усова Марина.
Iместо в номинации «История одного шедевра» - Грущак Даниил.
I место в номинации «Образ и воплощение» - Кадникова Настя.
II место в номинации «Портрет композитора. Гений эпохи джаза» - Иванова Полина.
Участники конкурса иллюстрировали и рассказывали о произведениях:
Марина Усова – рок-опера Алексея Рыбникова «Юнона и Авось»,
Грущак Даниил – «Полонез» Михаила Огинского,
Кадникова Настя – «Старинная французская песенка» из «Детского альбома» Петра Чайковского., концертмейстер Бабич Анна Степановна.
Иванова Полина – инструментальнное изложение фрагмента из мюзикла «Ledi be Good» Джорджа Гершвина , концертмейстер Голев Евгений Анатольевич.
Учащиеся показали хороший уровень сценнической речи а артистизма, полноту и оригинальность раскрытия темы: достоверность исторических фактов, глубину и ценность исторического момента.
Подготовила учащихся преподаватель МКДОУ ДОД ДМШ с.Перегребное – Буторина наталия Аркадьевна.