kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методы и пути преодоления волнения юного музыканта

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная цель работы: научить юных музыкантов избавляться от негативных моментов сценического волнения, рассказать о комплексе психотехнических приемов, способствующих коррекции эстрадного волнения, выявить конкретные, поэтапные задачи достижения эстрадной готовности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методы и пути преодоления волнения юного музыканта»

МОУ гимназия №18 им. В.Г.Соколова









Методы и пути преодоления волнения юного музыканта

Методическая разработка




Учитель музыки, концертмейстер

Н.М. Израилева





















город Рыбинск

2017

Оглавление

Введение 3

Содержательная часть 5

Влияние темперамента на концертные выступления 6

Этапы развития эстрадного волнения 8

Психологические моменты эстрадного волнения 10

Причины эстрадного волнения 11

Способы преодоления эстрадного волнения 15

Методы и приемы, которые используются в процессе 17

подготовки к публичным выступлениям 17

Рекомендации по преодолению эстрадного волнения 23

Вывод 25

Литература: 27





Введение



     Успешность публичного выступления ученика на сцене зависит не только от качества и надежности выученных им произведений, но и от его психологической подготовки к общению со слушателем. Действительно, проведя , порой нелегкую работу, мы , педагоги , испытываем чувство мучительной «пытки», когда забыв о художественном образе, стиле, ученик со срывами, с потерями текста, отчаянно пытается побороть свой страх, нервозность, ведущие, к краху задуманного и наработанного за долгое время подготовки.

Сценическое волнение, перерождающееся в панику - это бич большинства учеников. В такой момент игра лишается управления, память изменяет, движения сжимаются, ученика несет, как прутик по волнам, он каменеет, путает, смазывает, и хорошо выученная вещь, становится сплошным месивом. Удовольствия от такой игры нет, а результат - жестокая психологическая травма.

Основная цель работы: научить юных музыкантов избавляться от негативных моментов сценического волнения, рассказать о комплексе психотехнических приемов, способствующих коррекции эстрадного волнения, выявить конкретные, поэтапные задачи достижения эстрадной готовности.

Возникает серьезное противоречие между желанием ученика хорошо исполнить произведение на экзамене, концерте, конкурсе и невозможностью выполнить это из-за большой личной тревожности.

Умение тонко чувствовать настроение ученика в определенный момент, поддержать, подкорректировать его чувства и настроения при подготовке к концерту и прямо перед ним - являются фактором снижения тревоги ученика.

Улучшение качества исполнения произведений на зачете, экзамене, конкурсе, снижение уровня тревожности возможно в едином комплексе: ученик-родитель-педагог.

Порой недостаточная степень контроля со стороны родителей или попросту безразличное отношение к подростку также способствуют личной тревожности. Пробудить у ученика интерес к музыке, эффективность занятий возможно, если в доме ученика царит дух любви и уважения к ней, поддерживается интерес к этому источнику радости и вдохновения. Педагог и родитель -партнеры- единомышленники, отсюда и популярные формы работы: совместные концерты ученики и родители; интересные лекции, чтение книг о музыке; походы в театр, филармонию, тематические вечера.

Причина страха может крыться в неправильно подобранной программе, когда от непродуманных «скачков» в развитии на сцену выползают все предыдущие «пробелы». Для публичного показа желательно отбирать произведения, способные раскрыть индивидуальность ученика, использовать его сильные стороны, так как слабые и без того обязательно обнаружатся на сцене. Лучше исполнять не сложные произведения правильно и хорошо, чем посредственно играть трудные.

И все-таки, главной болезнью среди неопытных музыкантов является «выпадение» текста, так называемый «каприз» памяти, хотя от этого не застрахованы и большие мастера сцены.

Существует двухсторонняя связь между уверенностью памяти и большим внутренним смыслом игры. Уверенность памяти - исходный пункт внутренней устремленности, настроя, которые укрепляют работу памяти. Если произведение по-настоящему, выучено, отсутствие в твердой вере в памяти быть не должно.

Музыкальная память - понятие комплексное - она слуховая, зрительная и мышечно-игровая, т.е. память уха, глаза, прикосновения и движения. Активное запоминание произведения происходит во время предварительного анализа, сюда входит тональный план, внутреннее строение и взаимоотношение частей. Без изучения структуры материала, без умения разобраться в мельчайших подробностях - запоминание сводится к приобретению чисто технических навыков, которые зависят от бесчисленных и долгих тренировок, это так называемое «механическое» выучивание только пальцами, и закономерно, что при сильном волнении все ведет к провалу. «Сделанность» материала успокаивающе действует на психику, что спасает от «капризов» памяти.

Сценическое волнение проявляется у каждого ученика по-разному, здесь все зависит от типа центральной нервной системы. Один - совершенно спокоен, другой, дрожит как осиновый лист, третий - заторможен, четвертый - возбужден. Некоторые хорошо играют в классе, но «сыпятся» на сцене, а те на кого не возлагаешь никаких надежд, вдруг соберутся и сыграют лучше, чем ожидалось.

Поведение, самочувствие во время игры, реакция на слушателей у каждого проявляется по-своему, при этом считается, что тот, кто часто с детства выступает на сцене, более устойчив психологически и легче справляется со сценическим волнением. Поэтому готовить ученика к выступлению надо с начального обучения и с самого первого момента работы над произведением. Большая часть детей с удовольствием играют перед посторонними. Первое волнение проявляется приблизительно в возрасте 10-11лет, когда появляется чувство ответственности, растет взыскательность к себе. Принося новую пьесу в разборе, ученик, волнуясь, словно на сцене, в родном классе показывает ее педагогу, который является и сведущим слушателем.

О Социальной обусловленности концертных выступлений мало кто из исполнителей, учителей и тем более учащихся задумывается как в процессе обучения, так и в концертной деятельности. Между тем социальная роль искусства и взаимовлияния исполнителя и слушателей всегда проявляется в каждом выступлении. Свидетельством этого является эстрадное волнение, которое испытывают все выступающие, от учащегося детской музыкальной школы до маститых артистов с огромным концертным опытом. Поэтому система обучения должна предусмотреть и воспитание профессиональных артистических навыков общения с публикой: они входят составной частью в музыкальную профессию. Эстрадное волнение весьма многолико в своих проявлениях: оно воодушевляет и в этом случае позволяет раскрыть глубоко скрытые потенциальные возможности ученика, артиста. Но больше всего оно беспокоит исполнителей, педагогов своим угнетающим воздействием и слабой управляемостью. Волнуются все, или, по крайней мере, подавляющее большинство артистов, лекторов, спортсменов, учащихся и студентов. Такие признания можно найти в высказываниях Антона Рубинштейна, Леопольда Ауэра, Константина Сергеевича Станиславского и Шарля Мюнша, Генриха Гюставовича Нейгауза, Марианн Андерсен, Давида Федоровича Ойстраха, Якова Владимировича Плеера, Эмиля Григорьевича Гилельса и многих выдающихся артистов.

И все-таки, как не велики сложности публичного выступления, они устраняются, если владеть способами их преодоления. Это своего рода ключ в победе над сильным волнением.

Содержательная часть



Нигде так выразительно не проявляются индивидуальные различия учащихся, как в предконцертной и концертной обстановке. Вдумчивому учителю представляется благоприятная возможность лучше изучить своих учащихся и проверить их в экстремальных условиях.

Предстоящее выступление и само исполнение перед публикой создает такую психологическую перегрузку, которая равна стрессовой. Но характер эстрадного волнения существенно зависит от возраста, темперамента, обученности и воспитания, как семейного, так и в стенах учебного заведения.

Как правило учащиеся младшего возраста ничего не знают об эстрадном волнении и не испытывают его, пока не попадают в обстановку, где это переживание обсуждается или реально проявляется. Так в семье музыкантов дети очень рано знакомятся с этим понятием. Такой социально-психологический фон приближает проявление эстрадного волнения у учащихся.

Почему большинство младших школьников не волнуются? Во-первых, у многих из них еще не сформировались собственные эстетические критерии, и еще не усвоена оценочная шкала удачных и неудачных выступлений. Слушание других исполнителей, даже своих сверстников, еще ничего не говорит им о затрате сил, внимания и времени, необходимых для работы над музыкальным произведением, для достижения того или иного результата. Во-вторых, еще не сформировался уровень притязаний, который является равнодействующей между предъявляемыми учителем требованиями и собственными возможностями для их выполнения.

За исключением очень одаренных учащихся, основным мотивом для занятий музыкой у детей является желание родителей. Только в процессе обучения любовь к музыке подкрепленная успехами и положительными оценками учителей и взрослых, формируется в устойчивую мотивацию к занятиям музыкой. Для учащихся младших классов (6-9 лет) выступление в концерте ассоциируется с праздничными ожиданиями, запечатленными с детства от посещения утренников, филармоний с удивительно красиво одетыми артистами, которым зрители хлопают и преподносят цветы. Вот эта праздничность и не обыкновенность еще долго доминирует в сознании младших школьников при упоминании о концерте. Чаще всего младшие школьники выступают с удовольствием. Младшего школьника привлекает в концертном выступлении атмосфера праздничности и связанные с ней атрибуты — сцена, объявления программы ведущим, выход к публике, положительные переживания, аплодисменты, поздравления. Но в редких случаях родители или незадачливые учителя могут спровоцировать эстрадное волнение и в младшем школьном возрасте- если родительские и педагогические амбиции станут главным содержанием предстоящего выступления.

В юношеском возрасте в основном проявляются симптомы эстрадного волнения, закрепленные в подростковом возрасте. Устойчивость психики, сформировавшийся уровень притязаний и накопленный опыт концертных выступлений складывается в стереотипные эмоции и переживания, которые бывает трудно переделать. Сложившаяся жизненная позиция и выбор музыкальной профессии формирует комплекс эстрадных переживаний, заставляют старших подростков и юношей вырабатывать свои эстрадные качества. Но в этом возрасте к неясной причине волнения добавляется борьба за достижение признания, подспудное, часто не осознанное стремление к подтверждению своих артистических возможностей.

Исполнителю небезразлично в какой аудитории он выступает. До подросткового возраста учащиеся предпочитают выступать в «своей» школьной среде, для своих учителей, родителей, друзей и знакомых. Здесь они волнуются меньше, чем в чужой аудитории. Юноши и взрослые, наоборот, меньше волнуются в чужой обстановке, и более чувствительны к мнению своих сверстников, учителей и знакомых слушателей.

Влияние темперамента на концертные выступления



Существенное влияние на успеваемость, эстрадное самочувствие и поведение оказывает темперамент. Наследственность и условия жизни - основная причина разных видов темперамента.

Как известно, различают четыре типа темперамента (сангвинический, меланхолический, флегматический, холерический), которые наиболее четко проявляются в форме реакций и поведения. И хотя в чистом виде, с явными чертами того или иного темперамента мы встречаемся довольно редко, преобладающие черты какого-либо темперамента подчиняют менее выраженные компоненты других видов и выстраивают систему реакций в сложный, подчас противоречивый комплекс. Природная основа темперамента, связанная с разными проявлениями, типа высшей нервной деятельности (силой уравновешенности быстротой нервных процессов), остается почти неизменной на протяжении всей жизни человека. Встречающиеся в статьях и учебниках указания на возможность переделки темперамента с помощью воспитания не подтверждаются ни наукой, ни практикой: можно изменить только внешнее проявление темперамента. В экстремальных условиях, к которым, несомненно, относятся и выступления перед публикой, несдержанность холерика или встревоженность меланхолика всегда дадут о себе знать и только усилятся. Однако с помощью воспитания и систематической тренировки можно снизить отрицательные проявления темперамента и улучшить положительные, которые при определенных условиях могут стать преобладающими. Так, инертность флегматика , составляющая основы выдержки, соседствует с низкой чувствительностью и слабой эмоциональностью. Они могут закрепится как вялость, лень, эмоциональная тупость. Слабость нервных процессов, свойственная меланхолику, сочетается с повышенной чувствительностью, эмоциональностью и глубокой музыкальностью — качествами наиболее важными для музыканта — вспомним Шопена и Чайковского.

Определить темперамент учащегося трудно и сложно — необходимо обладать наблюдательностью и опытом исследовательской работы. Кратковременное наблюдение не может дать достоверных результатов. Наблюдать нужно за повторяющимися и устойчивыми проявлениями таких свойств темперамента, как чувствительность, реактивность, активность, темп реакции, моторика, пластичность.

Дадим обобщенные характеристики различным видам темпераментам.

  1. Сангвиник.

Хорошо включается в новую работу. Работоспособен, но быстро остывает, если встречается с трудностями или необходимостью детальной проработки, длительными однонаправленными упражнениями. Музыкальное произведение учит быстро, но «дорабатывает», «доводит» с трудом, так как его эмоциональная сторона и привлекательность быстро тускнеет. Любит выступать в концертах. Легко может соригинальничать в темпах, штрихах, волнуется сильнее и ли слабее в зависимости от обстоятельств, значимости выступления, конкретных слушателей. На эстраде играет скорее ярко, чем глубоко. Возможны темповые и технические погрешности,срывы. При удачном выступлении со всеми делится, склонен к хвастовству, при неудачном — старается принизить значение выступления, умалить авторитетность комиссии, слушателей, легко убеждает себя в возможности реабилитации. Замечания воспринимает спокойно, не обижается,но не всегда учитывает их.

  1. Холерик.

Обычно с увлечением играет пьесу, если она нравится, и игнорирует, играет «из-под палки», если она ему не нравится. Волнуется очень сильно, но, как и сангвиник, играет лучше, эмоциональнее и выразительнее на концерте, чем на репетициях и в классе. Иногда играет очень ярко, чем поражает даже хорошо знающих его учителей. Срывы, если они происходят, «катастрофичнее», чем у сангвиника. Склонен к ускорению темпов, форсированию звучности. Удачное выступление переживает бурно, внутренний подъем испытывает долго. Если выступление было неудачным, ищет причину вовне: в зале было жарко (холодно), звучность разных регистров в рояле не уравновешена и т.д. Замечания вызывают обиду, иногда грубость, поэтому их нужно делать возможно мягче, на фоне положительных сторон.

  1. Флегматик.

Уравновешен, держится солидно, тугодум. Может быть активным, но «раскачивается» с трудом. Когда войдет в работу, настойчив и работоспособен. Обладает выдержкой и самообладанием. Мало эмоционален. Учителю трудно расширить его педагогическую шкалу, добиться выразительного исполнения, добиться игры в быстром темпе. С трудом переключает внимание и приспосабливается к новому расписанию, новой обстановке. Не находчив. Волнуется, порой сильно, но играет стабильно, без срывов: то, что выучено, так же исполняет и в классе и на концерте. Выступления на концерте очень полезны ему, так как повышают эмоциональную восприимчивость. Замечания воспринимает спокойно и деловито, не обижается.


  1. Меланхолик.

Любые изменения обстановки тревожат, даже не привычное отношение. к нему со стороны учителя переживает болезненно. Быстро утомляется, поэтому мало работоспособен. Весьма впечатлителен. Глубоко эмоционален. Часто волнуется на уроке, играет лучше в классе, чем на репетиции и на концерте. От сильного волнения сковывается, теряется. Требует постоянной поддержки со стороны сверстников. Свои неудачи преувеличивает. Переживает их долго и болезненно. Поэтому замечания учителя должны делаться оптимистично, с чуткостью и осторожностью. Такому учащемуся нужна постоянная тренировка и частые выступления в концертах с репертуаром меньшей трудности, чем приходится. Желательно повторение одних и тех же пьес.

В целом замечено, что учащихся сильного типа отрицательная оценка стимулирует, слабого — угнетает, приводит к неверию в свои силы. Постоянные выступления постепенно вырабатывают устойчивость и стабильность в концертных выступлениях, но не все, даже опытные артисты преодолевают недостатки своего типа. Несмотря на большой «разброс» индивидуальных различий, основные черты, свойственные для определенного пола, возраста и темперамента, обладают постоянством и устойчивостью, что позволяет учителю применять определенные целенаправленные методы воздействия.

Этапы развития эстрадного волнения


Предконцертное и концертное состояние имеет довольно четкую периодичность со своими психологическими особенностями, позволяющими выделить в них пять фаз:

I фаза – состояние перед концертом. Эта фаза начинается с того момента, когда становится известна дата выступления. Исполнитель начинает чаще думать о концерте: может появиться бессонница, раздражительность, частая смена настроений. Эти болезненные состояния могут усилиться в день концерта или накануне его.

II фаза – ожидание выхода на сцену, во время которого выявляется характер эстрадного волнения и основные его разновидности:

1. Волнение-подъем. Ощущение приподнятости, когда появляется острое желание скорее выйти на сцену, сопровождающееся мысленным планированием исполнения. Именно такое состояние наиболее желательно перед выступлением.

2. Волнение-паника. Острое волнение, когда состояние тревоги постепенно перерастает в страх: руки потеют, пальцы трясутся, мысли путаются, теряется концентрация внимания. Все эти ощущения вызваны боязнью сцены. Преодолеть такое состояние трудно, но можно путем волевого усилия переключить внимание со своего самочувствия на музыкальное произведение, продумывание исполнительского плана.

Не стоит путать волнение со страхом. Если страх слишком велик, на сцену лучше не выходить. Конечно, необходимо разобраться в причинах такого состояния:

- плохо выученная программа;

- психологическая перегруженность;

- плохое самочувствие;

- просто нехорошее предчувствие и т.д.

В любом случае это очень серьезный фактор, на который стоит обратить внимание, игнорировать его нельзя. В моей практике была одна ученица, которая при хорошей подготовке, однажды просто умоляла меня снять ее выступление с конкурса. Я убедила ее выступать, поскольку считала, что готова она очень хорошо и была уверена, что и сыграет она на высоком уровне. Но каково, же было мое удивление и разочарование, когда я услышала ее игру! Это был провал… со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Плохое выступление легче предотвратить, чем потом годами пытаться исправить совершенную ошибку. Так и в этом случае: стоило больших психологических усилий, чтобы потом вновь и вновь настраивать ребенка на публичные выступления (поскольку в нашем деле без этого никак нельзя).

3. Волнение-апатия. Вместо приподнятого радостного предконцертного настроения, исполнитель ощущает угнетенное и подавленное состояние, цель и содержание выступления уходят куда-то на второй план, а в нем настойчиво звучит одна мысль – скорее бы все это закончилось.

III фаза – выход артиста на эстраду. Это самая короткая фаза. Чаще всего эта фаза проходит как в тумане и редко остается в памяти выступающего.

IV Фаза – выступление. Важно настроиться, внутренне подготовиться к исполнению. Мысленно пропеть про себя начало произведения: представить себе темп и динамику, т.к. именно они могут «пострадать» во время выступления.

V Фаза – состояние после концерта. Во время выступления исполнитель переживает большие эмоциональные перегрузки, уходя со сцены, артист еще

долго анализирует свое выступление. Состояние после концерта зависит от того как прошло выступление: если исполнитель сыграл удачно – это будет радостный подъем, который позднее сменится чувством усталости вплоть до полного изнеможения, если выступление прошло неудачно – это будет состояние неудовлетворенности, недовольства собой и запоздалое желание: «вот теперь бы я сыграл по-настоящему!»

Психологические моменты эстрадного волнения


Есть несколько психологических моментов, которые могут влиять на эмоциональное состояние ребенка во время выступления, могут стать причиной тревоги и страха.

1. Отношения ребенка с родителями. Если в семье царит мир и любовь, если родители интересуются жизнью ребенка и поддерживают в его инаниях, если ребенок с радостью занимается музыкой, в доме у него любят и важают музыку, интересуются ею – тем больше возможностей у него реализовать себя как исполнителя.

Есть другая сторона медали, когда ребенка заставляют заниматься вопреки

его желанию. В таком случае говорить о каких-либо сценических успехах не приходится.

2. Отношения ребенка с педагогом. Педагог должен тонко чувствовать настроение ученика, должен уметь поддержать его и направить. Очень важно правильно настроить юного исполнителя перед выступлением, вселить в него веру в собственные силы. После выступления обязательно обсудить исполнение: сначала отметить положительные моменты, затем то, что не получилось. Ни в коем случае не ругать за ошибки и промахи. Кандидат искусствоведения и профессор Л.М. Седракян в своем учебном пособии «Техника и исполнительские приемы фортепианной игры» так описывает необходимые педагогу качества: «Педагог должен быть профессионально требовательным, настойчивым и добрым. Отметив недостатки ученика и сделав соответствующие выводы, он обязан терпеливо идти по пути их устранения», «Негативная реакция педагога на неудачи учащихся обычно вызывает у них страх к публичным выступлениям и неуверенность в себе».

3. Педагог должен научить обучающегося правильно относиться к неудачам, воспринимать их как временное явление, а не катастрофу. На кольце царя Соломона было написано: «И это пройдет». Отрицательный результат – этотоже результат. Он должен стать отправной точкой к дальнейшим действиям, должен вызвать стремление в следующий раз играть лучше. Но напоминать ребенку о неудачных выступлениях не стоит, наоборот, говорить надо об удачах и успехах.

4. Зачастую дети, которые занимаются музыкой довольно застенчивые и робкие. Все их свободное время занимают музыкальные занятия, и потому, их круг общения, при более тщательном рассмотрении, оказывается очень узким. Присутствие большого количества людей может шокировать такого ребенка, не говоря уже о публичном выступлении. С такими детьми стоит заниматься социализацией: хорошо бы их приобщить к занятиям спортом, туризмом, чтобы помимо музыкальных занятий они еще посещали какие-нибудь секции или кружки, главное расширить круг их общения и научить свободно вести себя с незнакомыми людьми, иначе боязнь сцены не уйдет никогда.

Причины эстрадного волнения


Рассмотри основные причины эстрадного волнения:

1. Боязнь забыть текст.

Это чувство знакомо, я думаю, каждому исполнителю, но чаще всего эта проблема встречается у неопытных музыкантов. Как, писал, Л. Коган: «Сама по себе память, тут по большей части ни при чем. Исполнители волнуются оттого, что бояться забыть, а забывают же оттого, что волнуются». К моменту выступления программа уже хорошо выучена, она и «на слуху», и «в голове», и «в пальцах»: опасность ее забыть не угрожает, если ребенок собран и внимателен. Н.А. Римский-Корсаков повторял, что «эстрадное волнение тем больше, чем хуже выучено сочинение». Хорошо выученное произведение успокаивающе действует на психику, что спасает от

«капризов» памяти.

Отличные способы предотвратить провалы в памяти – игра наизусть с разных мест, по партиям, «игра» без инструмента, медленная игра на рр с полным контролем каждого взятого звука. Можно мысленно представить себе нотный текст со всеми деталями, чтобы он был хорошо закреплён в памяти, а не только в пальцах.

2. Недостаточно хорошо выученное произведение или программа.

Произведение или программа должны быть выучены наизусть примерно за месяц до выступления. Благодаря этому произведение успеет, как говорят музыканты, «отлежаться», что даст возможность закрепить наизусть текст, хорошо продумать и передать его художественный образ. Если программа не доучена, ее не следует выносить на эстраду. Как раз об этом писал в своих воспоминаниях польский пианист и композитор И.Я. Падеревский: «В течение многих лет я испытываю ужасные страдания перед выступлением, это муки, которые невозможно описать.

Ужасное внутреннее волнение, страхи со всем и вся – все это не что иное, как нечистая совесть». «Особенно тормозящим мою душевную свободу на концерте бывало иногда одно лишь сознание (даже не всегда оправданное), что я не успел столько и так поработать, сколько и как хотел и считал нужным» – писал Г. Нейгауз.

3. Неправильно подобранная программа.

Встречаются случаи, когда педагоги, с целью реализовать свои амбиции, завышают программу как в техническом, так и в психологическом отношении. Дети исполняют сложнейшие произведения, до понимания которых они, в силу своего физиологического возраста, просто не доросли. Хорошо еще, если в данном случае юный исполнитель сможет справиться с техническими трудностями. Отсюда и появляется сценическая неуверенность или волнение.

Для концертного выступления необходимо подбирать произведения, способные раскрыть индивидуальность ученика. Лучше исполнять несложные произведения правильно и хорошо, чем посредственно играть трудные.

4. Редкие публичные выступления.

Надо выступать как можно чаще. Принимать участие в любых концертах: в классе, в общеобразовательных школах, детских садах и т.д. Чем больше ребенок выступает, тем меньше волнуется. К выступлениям надо

привыкать, но только достаточно частые выходы на сцену могут выработать привычку.

5. Первое выступление.

Это особое событие в жизни ребенка, которое надо продумать и подготовить с осторожностью и вниманием. Стараться, чтоб произведение было по силам ученику. Можно создать для маленького исполнителя праздничную атмосферу: написать афишу, на концерте обязательно представить его, отметить, что он выступает впервые, пожелать успехов, приготовить для него подарок и поздравить после выступления. Обязательно сфотографироваться на память. А родителей попросить, чтобы они совместно с ребенком отметили это важное событие: сходили в кафе или отпраздновали дома. Важно, чтоб первое выступление было удачным, чтобы в памяти ребенка остались положительные эмоции.

6. Новая обстановка.

Для того чтобы исполнитель адаптировался к условиям предстоящего выступления, полезно провести генеральную репетицию в концертном зале. Можно создать дома или на уроке концертную обстановку: пригласить публику или жюри, объявить номер, ребенок может репетировать в концертном костюме с выходом и поклоном. При этом педагог не должен вмешиваться в исполнение, иначе пропадет смысл такого проигрывания.

7. Поведение перед выступлением.

За два дня до выступления нужно отвлечься от забот и волнений: посоветовать ребенку сходить в кино, театр, почитать интересную книгу. Накануне поиграть все в сдержанном темпе, стараться беречь силы и эмоции. Можно почитать с листа, поиграть что-нибудь из старого репертуара, посмотреть играемое произведение по нотам. Перед выступлением надо хорошо выспаться, не переедать, можно спокойно погулять, чтобы, по словам Г. Нейгауза, обеспечить «свежесть души и тела». Немного позаниматься. Можно повторить программу по нотам, проиграть фрагменты произведений. Ни в коем случае не «гонять» их от начала до конца без остановок. Много не заниматься, чтобы не переутомиться.

Перед выступлением организм входит в состояние «боевой готовности» – повышается пульс, дыхание, скорость протекания мыслительных процессов.

Необходимо помнить, что игра в быстром темпе перед выходом на сцену, ведет к усилению беспокойства и трате нервной энергии. Лучше поиграть гаммы, упражнения или медленно один раз исполняемое произведение, не разделяя на куски, чтобы не разрывать единства музыкальной ткани.

8. Неверная психологическая установка по отношению к эстрадному выступлению.

Самая сложная психологическая задача: воспитать правильное эстетическое отношение к эстраде. Педагог известного пианиста Эмиля Гилельса Б.М. Рейнгбальд в своих заметках писала: «Хочу, чтоб ученик интересовался не тем, какое он впечатление произвел на публику, а тем, как понравилось произведение, которое он играл. Ощутил ли слушатель радость и удовольствие». «Волнуйся не за себя, волнуйся за композитора!» – висел

плакат за кулисами Малого зала Петербургской консерватории. Обучающиеся, напротив, часто думают о себе, о своем успехе, о том, какое они произведут впечатление. Г. Нейгауз иронически именовал эту установку так: «Не осрамиться перед тетей Катей!». А думать надо о художественном содержании музыкального произведения.

9. Большое чувство ответственности.

Н.А. Римский-Корсаков говорил об эстрадном волнении: «Оно обратно пропорционально степени подготовки». Сказано очень верно, но не во всех случаях это так. Бывает, что чувство ответственности настолько велико, что исполнителю никак не справиться с чувством волнения и скованности.

Известный альтист и педагог В.В. Борисовский так напутствовал своих учеников перед выступлением: «Не играй лучше, чем ты можешь», – снижая тем самым слишком высоко поставленную планку, снимая с ученика излишнее чувство ответственности.

10. Наличие исполнительской воли и выдержки – это необходимое условие для успешного концертного выступления.

Так как исполнитель энергетически выкладывается во время выступления,ему надо уметь контролировать свои силы и энергию. Для этого

полезно во время подготовки к выступлению проигрывать всю программу от

начала до конца несколько раз подряд, чтоб закалить исполнительскую волю

и научиться распределять свои силы.

11. Непредсказуемость того, как пройдет выступление.

Довольно часто юные музыканты выступают за пределами своего учебного заведения: это разного уровня конкурсы, фестивали, концерты и др. В таких случаях исполнитель не знает, что его ожидает. Непредсказуемость ситуации может рождать неуверенность и страх. Здесь велика помощь педагога. Он должен описать условия, в которых будет проходить выступление, рассказать о тех моментах, которые необходимо учесть.

12. Неуверенность в себе, недооценка своих возможностей.

Низкая самооценка может быть причиной волнения и тревоги. От характера представлений о себе зависит уверенность в своих силах, возможностях. Одной из распространенных причин волнения является мысль

о провале. Перед выступлением и непосредственно во время игры ни в коем случае нельзя допускать мысли о плохой игре, а тем более о провале. Бывает, обучающийся, совершив одну ошибку, начинает расстраиваться, что может сильно сказаться на последующем выступлении. Одна маленькая, незначительная, на первый взгляд, ошибка может привести за собой целый ряд уже более значимых исправлений, а иногда, вообще, к срыву во время выступления. Выдающийся пианист и педагог Н. Перельман говорил: «На сцене самокритика пила, подпиливающая стул, на котором сидит молодой пианист».

Педагог должен рассказать ученику, что даже выдающиеся исполнители иногда играют с ошибками, не стоит так расстраиваться, если в игре вдруг появились шероховатости, надо играть дальше, как будто ничего не произошло. «Не падать духом, вот в чём была моя опора в жизни» – так говорила известная пианистка М. Лонг. Неудачи должны не вызывать долгие размышления о них, уныние и апатию, а рождать стремление в следующий раз играть лучше.

Способы преодоления эстрадного волнения



Многие выдающиеся люди: музыканты и актеры, говорят о том, что небольшое волнение должно быть перед выступлением, это нормальное состояние, которое, наоборот, помогает настроиться артисту на нужный лад. По словам Давида Ойстраха, «если ты, выходя на эстраду, не ощущаешь ватных ног и розового тумана перед глазами – в тебе погиб артист».

Следует отметить, что определенный уровень тревожности во время выступления необходим. Как подчеркивает Г. Коган, «Волнение волнению рознь. Известная взволнованность, «приподнятость» перед выступлением и во время него не только естественна, но и желательна, полезна, благотворна. Она спасает исполнение от будничности, способствует возникновению артистического подъема».

После того как артист уже вышел на эстраду, он целиком отдается исполнению, его психика подчиняется творческому процессу. Волнение остается как бы за гранью происходящего. Теперь уже исполнителя не интересует окружающая его действительность, он целиком поглощен своими ощущениями и тем, что он хочет рассказать людям посредством своего исполнения.

Переживания в процессе музыкальной деятельности по-разному описываются музыкантами: это и «вдохновение, медитация, сердечная молитва, мистический экстаз, любовное томление, гипнотический транс, состояние «потока», «сверхсознания» и «оптимально творческое состояние». Часто все эти характеристики называют одним словом – эйфорией, состоянием блаженства и наслаждения.

Как же достичь этого наивысшего творческого состояния в процессе музыкальной деятельности? Как же совместить особое состояние творческого подъема с умением владеть собой?

Если не вдаваться в тонкости, то у педагогов-музыкантов существует целый ряд правил, приемов и упражнений для преодоления сценического волнения, которые вырабатывались годами и опробованы уже не на одном поколении.

Для начала рассмотрим упражнения (физические и психологические),

призванные помочь музыкантам совладать со своим волнением.

Раздув. Медленно, сильно и глубоко вдохнуть, можно с небольшими толчками, вдыхать до предела, представить, что воздух уже в кости входит. Задержать воздух на пике вдоха, почувствовать, как он упирается в диафрагму. Выдох такой же полный, в конце выдоха сложить губы «трубочкой», сделать три последних толчка. Повторить несколько раз.

Змея. Громкий звук «Ш-Ш-Ш..Щ-Щ-Щ…», издаваемый в течение полуминуты, снимает страх и тревогу, как минимум на ближайшие полчаса.

Топотун. Топот ног, можно степом или чечеткой. Чудное средство от страхов, тревоги, навязчивых сомнений и лишних мыслей.

Журавль (сброс-подъем).

Вдох - глубоко вдохнуть и на вдохе мягко прикрыть лицо ладонями. Кончики пальцев у верхней границы лба. Глаза под руками закрыть. Задержать дыхание на одну- две секунды. Медленно выдыхаем через рот, губы «трубочкой»; одновременно медленно, гладящим движением опускаем ладони сверху вниз, вдоль лица, словно снимаем пелену. Когда кончики пальцев дойдут до подбородка, отпустить руки свободно, расслабленно. Пусть расслабятся одновременно шея, плечи, спина. В конце выдоха слегка выталкиваем воздух: ф-фух-х. Пауза с закрытыми глазами 1-2 секунды. 

Подъем: начинаем медленно вдох и одновременно обратное движение рук снизу к лицу. Вдоль лица снизу вверх, с чуть более энергичным прижатием пальцев к коже. Когда кончики пальцев дойдут до нижних век, глаза чуть открыть и устремить взгляд вверх, вслед за движущимися ладонями. Продолжаем глубокий вдох.

Руки вытягиваются вертикально- с разогнутыми ладонями и полностью раскрытыми веером пальцами. Разгибаем энергично шею и спину. Глаза, широко раскрыв, устремить в зенит - и глубокий вдох завершаем паузой - задержать воздух на 2-3 секунды.
Выдох - спокойно опускаем руки свободно. Однократное выполнение «Журавля» занимает примерно 20 секунд. Для усиления можно повторить 5 -12 раз, если требуется унять большое волнение.

Замечательный педагог Т.Б. Юдовина-Гальперина в своей книге «За роялем без слез, или я – детский педагог» говорит о том, что «удачное исполнение музыкального произведения во многом зависит от умения правильно дышать». Вот некоторые упражнения, которые использует она:

1. «Оттолкни веточку»

Мышцы спины, шеи и плеч свободные. Согнутые в локтях руки мягко прикасаются к телу. Не поднимая плеч сделать неглубокий вдох через нос. Вместе с выдохом выбросить вперед руки, распрямляя их, как будто отталкивая что-то от себя и делая в это время длинный продолжительный

выдох.

2. «Животик дышит»

Малыш держит обе руки на верхней части живота (в районе диафрагмы). Он ровно размеренно дышит, не поднимая плечи. Если плечи начинают подниматься, руки педагога сразу чуть сильнее давят на них. Можно менять тип дыхания в этом упражнении.

3. «Плавание»

Руки вытянуты параллельно на уровне груди. Имитируя движения пловца, на вдохе широко развести руки в стороны, а на выдохе возвратить их в исходную позицию.

Заканчивать любое упражнение на дыхание лучше всего традиционным способом: чуть наклоненное туловище, расслабленные руки раскачиваются до полной остановки.


Методы и приемы, которые используются в процессе подготовки к публичным выступлениям


1. Аутогенная тренировка или, другими словами, метод самовнушения. Это система упражнений, основанная на самовнушении, целью которой является регуляция психического состояния. В своей практике я использую эту технику для подготовки к концертным выступлениям. Данный метод позволяет избавиться от излишней скованности и зажимов, снижает эмоциональное и физическое напряжение. Также его можно применять для формирования положительных переживаний в музыкальной деятельности. Для меня аутотренинг является одним из ведущих методов психологической регуляции. Этот метод я испытала на себе, еще будучи студенткой, и хочу сказать, что работает он просто великолепно! Поэтому я использую его в своей работе с детьми.

1) Первая часть аутотренинга – для расслабления организма.

2) Вторая – состоит из тех слов, которыми Вы хотите «зарядиться» – это так называемая «Формула цель».

За 2-3 недели до концерта я уделяю на занятиях несколько минут самовнушению. Прошу ребенка удобно сесть, закрыть глаза и максимально расслабиться. Днем занятие аутотренингом можно проводить сидя на стуле: руки на коленях, кисти свисают, спина не касается спинки стула, но корпус не наклоняется вперед, а как бы «висит» на позвоночнике, голова опущена на

грудь, глаза закрыты, тело расслаблено. Я прошу ребенка мысленно повторять за мной слова, которые я буду произносить, и постараться сосредоточиться на внутренних ощущениях. Конечно, это упрощенный вариант самовнушения, но в любом случае он работает положительно.

Первая часть аутотренинга для расслабления организма: «Я спокоен. Я совершенно спокоен. Мои руки и ноги тяжелеют. По всему телу разливается приятное тепло. Мышцы рук, кистей и пальцев расслабляются. Я представляю, что погружаю их в приятную теплую воду, и они становятся теплыми и гибкими. Тепло от кистей поднимается по предплечьям, плечам. Мои плечи спокойно опущены. Мои ноги расслабляются. Я представляю, что погружаю их в теплую воду, и они становятся теплыми. Тепло от ног поднимается вверх. Чувствую приятное тепло. Мой живот и грудь, спина, шея, голова, лицо расслабились и наполнились приятным теплом. Мне дышится легко и спокойно. Спокойно и ровно бьется мое сердце. Мое тело расслаблено».

Вторая часть состоит из тех слов, которыми Вы хотите «зарядить» ребенка – это так называемая «Формула цель». Она может быть разной, в зависимости от поставленной цели, может состоять как из нескольких слов, так и из нескольких предложений. Ключевые слова – то, ради чего и проводится аутотренинг – могут повторяться несколько раз. Прошу ребенка представить зал, в котором он будет выступать, сцену, рояль, слушателей: «Я совершенно спокоен. Я уверен в себе. Я хорошо знаю программу. Я готов к концерту. У меня все получится. Я хочу выступать. Я полон сил и энергии».

о время написания работы мне встретился хороший вариант «Формулы

цели» для обучающихся, который хочу привести ниже. Думаю, что он очень поможет педагогам и юным музыкантам в процессе подготовки к концертным выступлениям: «Я спокоен, собран, сосредоточен. Уверенно и радостно я начинаю. Мне нравится играть. Каждый звук я извлекаю с огромным удовольствием. У меня все отлично звучит, у меня прекрасная техника. Я выполняю все, что задумал. Я играю так же хорошо, как и в классе. Я могу хорошо играть. Я знаю, что я сделаю все, что задумал. Я весь отдался моему вдохновенному исполнению. Какое это наслаждение – красиво и хорошо играть. Я могу перестроиться с исполнения одного произведения на другое. Мне легко и приятно держать всю программу в голове. С каждым разом самовнушение будет помогать мне все больше и больше. Я легко расстаюсь со своим негативным волнением и заменяю его радостным ожиданием выступления».

Закончить аутотренинг можно такими словами: «Сейчас я произнесу слово «стоп», и все сомнения и страхи покинут меня» (пауза) «Стоп!».

Делается глубокий вдох, медленный выдох, глаза открываются.

Конечно, на занятиях не хватает времени на то, чтобы систематически проводить такого рода подготовку, поэтому я прошу родителей помочь и позаниматься с ребенком дома. Лучше заниматься аутотренингом 2-3 раза в день. Особенно хорошо это делать перед сном, лежа на кровати, на невысокой подушке, когда можно максимально расслабиться.

Правильная психологическая установка поможет исполнителю овладеть своим состоянием, направит переживания в нужное русло: чувство страха перед выступлением постепенно будет уступать место уверенности, появится желание выступать.

2. Расслабление излишнего напряжения (в том числе и внутреннего). Следует следить за состоянием мышечной системы, контролировать степень напряжения лицевых мышц, особенно лобной мышцы как наиболее чувствительной. Ее расслабление тут же передается другим мышцам. Это полезно знать, чтобы учитывать на эстраде при выходе на сцену.

Расслабление мышц лица также может способствовать успокоению нервной системы в целом, снятию излишней зажатости тела и рук исполнителя. Для домашней тренировки можно порекомендовать следующие

упражнения на расслабление. Разжать губы и зубы, вспомнить и придать лицу выражение, напоминающее спящего ребенка. Легкими массирующими движениями рук разгладить лоб, затем глаза и щеки, представляя себе, что их

мышцы расслабляются, напряжение из них как бы уходит.

Перед выходом на сцену можно посмотреться в зеркало, улыбнуться и

мысленно похвалить себя за этот подвиг.

3. Игра перед воображаемой аудиторией.

Этот прием – своего рода воссоздание концертной атмосферы. Вокруг инструмента можно расставить стулья и посадить на них игрушки, вместо слушателей. Для ребенка важно представить, что он выступает как на концерте перед публикой и сыграть произведение от начала до конца, не останавливаясь и не обращая внимание на ошибки или шероховатости. Этот прием позволяет исполнителю охватить произведение целиком, а также проверить степень влияния сценического волнения на качество исполнения. При повторных репетициях с использованием этого приема степень волнения уменьшается.

4. Метод обыгрывания. Обыгрывание – наиболее важный метод в процессе подготовки к концертному выступлению. Суть метода в том, чтобы обучающийся как можно больше выступал и обыграл произведение или программу перед серьезным концертом. В данном случае можно играть для любого слушателя: для друзей, родственников, соседей, просто приглашенных родителей и педагогов, в общем, играть всем, кто готов слушать. Можно выступать в детских садах, школах, музеях, на музыкальных гостиных и классных концертах.

Ранее в своей работе я говорила о том, что редкие публичные выступления являются причиной эстрадного волнения, что обучающемуся для того чтоб не волноваться надо как можно больше выступать. Так вот метод обыгрывания позволяет во много раз увеличить количество выступлений для того, чтобы, говоря словами К.С. Станиславского «трудное стало привычным, привычное – легким, а легкое – приятным». Благодаря этому методу юные исполнители привыкают справляться со сценическим волнением, даже самые робкие дети начинают чувствовать себя намного увереннее на сцене.

После обыгрывания важно проанализировать выступление: вспомнить что получилось, а что нет, какое было эмоциональное состояние, какие ощущения и переживания, вспомнить момент, когда удалось избавиться от сильного волнения. Если выступление не удалось, поддержать ученика, сказать, что в следующий раз все получится и в дальнейшем постараться не напоминать ребенку о нем. В. Ломбарди писал: «Не важно, как часто вы падаете. Важно, как часто вы поднимаетесь».

5. Метод выявления возможных ошибок. Когда произведение выучено, необходимо проверить, насколько хорошо и крепко оно выучено. Для этого существует несколько приемов, которые призваны создавать некоторые помехи во время игры, своего рода провокация для совершения ошибки.

1) Игра с помехами. Для того чтобы в какой-то степени закалить обучающегося в отношении непредвиденного шума во время концерта можно предложить ему поиграть программу дома с включенным телевизором, радио или магнитофоном, но при этом очень хорошо и внимательно себя слушать и стараться играть как на концерте. Это потребует большой концентрации внимания и душевного напряжения. Без привычки сделать это очень трудно. Но если несколько раз потренироваться, то со временем ребенок станет намного закаленнее в отношении посторонних звуков и его сосредоточенности можно будет позавидовать.

2) Игра в темном помещении или с закрытыми (завязанными) глазами. Очень люблю этот прием и всем без исключения своим обучающимся в процессе подготовки к выступлению советую проиграть программу именно таким образом. Осенью и зимой, когда световой день короткий, можно играть программу просто в темной комнате. Весной с закрытыми (реже завязанными) глазами или просто поднятой вверх головой. Этот прием дает большую свободу и уверенность в исполнении. Руки уже на подсознательном уровне определяют свое местонахождение на клавиатуре, пальцы увереннее находят нужные клавиши, ребенок лучше начинает себя слушать.

3) Игра после физической нагрузки. Состояние после физических упражнений во многом похоже на состояние перед выходом на сцену. Попросить обучающегося сделать несколько упражнений, а затем сразу же начать играть.

6. Психологический метод «отвлечения внимания». Иногда из-за сильного волнения перед выступлением у исполнителя снижается уровень игры: могут не получаться пассажи или трудные для исполнения места. С помощью этого метода можно переключить внимание ребенка с трудно исполняемых мест на второстепенные детали.

Однажды перед конкурсом у моего ученика перестали получаться

пассажи. Предлагаемые упражнения не очень помогали, тогда, припоминая вышеописанный метод, я решила отвлечь его внимание на форшлаги и звукоизвлечение последних нот в пассажах. Обучающийся, переключив внимание на другие задачи, прекрасно все сыграл.

7. Психологический метод «замещения представления в сознании». Думаю, что этот метод можно использовать с подросткового возраста, когда ребенок уже в какой-то степени умеет управлять своим сознанием. Суть метода в том, чтобы во время выступления, когда вдруг по каким-то причинам появляется неуверенность или неожиданно возрастает волнение, моментально увести сознание в сторону от исполнения, переключив внимание с игры на другой объект, вспомнив, как советуют психологи, обстановку утра, завтрак и другие незначимые для данной ситуации подробности.

В книге В. Григорьева «Исполнитель и эстрада» приведен замечательный пример из педагогической практики знаменитого скрипача Д.Ф. Ойстраха. Когда у одной из его учениц не получался пассаж, педагог успокоил ее, сказав, что этот же пассаж не получался и у него, но он нашел выход: «просто внушил себе, что если я закрою только левый глаз и крепко встану на правую ногу, то пассаж обязательно получится. И, правда, с тех пор он всегда получался, но, конечно, если я закрывал левый глаз!».

8. Ролевая подготовка. Развитое воображение может помочь в преодолении эстрадного волнения. В.И. Петрушин, описывая опыты московского врача-гипнотизера В.Е. Райкова, говорит о том, что в «практике современной психологии пациентам, желающим приобрести определенные навыки социального поведения (например, стать более уверенными в себе), рекомендуется подражать в своем поведении лицам, которые такими характеристиками обладают. В этом случае человек вживается, «входит в образ» другого человека и действует соответственно роли этого другого».

1) Игра в роли известного музыканта. Смысл этого приема заключается в том, что исполнитель, абстрагируясь от собственных личностных качеств, входит в образ хорошо известного ему музыканта, не боящегося публичных выступлений, и начинает играть как бы в образе другого человека, за счет чего приобретает уверенность в себе.

2) Игра в роли концертмейстера. Пробудить интерес к выступлениям помогает игра в роли концертмейстера. Обучающиеся чувствуют себя спокойнее на сцене, когда перед глазами стоят ноты. Если такие выступления проводить регулярно, сценического стресса не будет.

3) Игра в ансамбле. При игре в ансамбле справиться с волнением помогает «чувство локтя» – чувство товарищества и взаимной поддержки. Когда ребенок на сцене не один – он чувствует себя увереннее.Прекрасный эффект дают коллективные занятия. Легендарные уроки у Г.Г. Нейгауза всегда проходили в публичной обстановке при большом количестве слушателей. Приглашение к роялю поступало от педагога в любой момент, и каждый ученик становился артистом-исполнителем. Такая форма урока – отличная школа для ученика.

9. Воспитание уверенности в себе.

Довольно часто ребенок может испытывать чувство страха и тревоги из-за неуверенности в себе, в своих силах и возможностях. Если педагог до последней минуты «улучшает» исполнение, то с каким настроением обучающийся выйдет на сцену? Перед выступлением не стоит перегружать внимание ребенка многими замечаниями. Целесообразно отметить несколько самых важных на ваш взгляд моментов и не больше. Исполнитель должен верить, что он играет хорошо, и он будет играть хорошо.

Бывает, что неуверенность в собственной внешности может накладывать отпечаток на качество исполнения. Чаще снимайте ребенка на видео и на занятиях, и дома, вместе просматривайте и обсуждайте эти записи.

Обучающийся должен представлять, как он выглядит со стороны. Он должен быть абсолютно уверен, что смотрится красиво, уверенно, привлекательно. С помощью зеркала, фотоаппарата и видеокамеры можно бороться с такими вредными сценическими привычками как постукивание ногой, закусывание губ, различного рода гримасы на лице, раскачивание при игре и др.


Рекомендации по преодолению эстрадного волнения



1. Идеально выученная программа или произведение придадут исполнителю уверенности в себе.

2. Концертная одежда должна быть удобной и элегантной, чтобы исполнитель был уверен, что выглядит со стороны красиво и в то же время ему должно быть комфортно. Важно, чтобы в одежде ничто не мешало и не отвлекало.

3. Хороший отдых и здоровый сон накануне выступления – это залог бодрости и легкости в течение дня.

4. В день выступления не принимать успокоительных средств, это может вызвать заторможенность реакции и вялость.

5. Перед выступлением не переедать, чтобы не было чувства тяжести и лени.

6. Для поднятия настроения и эмоционального тонуса незадолго до выступления можно съесть несколько долек шоколада или 2-3 кусочка сахара, запив теплым чаем или водой. Таким способом пользовались известные музыканты С. Рихтер и Д. Ойстрах. «Глюкоза расслабляет мышцы желудка, который при стрессе испытывает спазмы. Это приводит к восстановлению кровообращения, а также к нормальному питанию мозга. Употребление сахара уменьшает ощущение «ватности» ног и «тумана» перед глазами, устраняет дрожание рук» (В.Ю. Григорьев).

7. Перед выходом на сцену, лучше, как советовал А. Щапов, посидеть в

удобной позе, при расслабленной мускулатуре, тренируя необходимую для

выступления волевую выдержку. Также, хорошо мысленно отвлечься. Например, посмотреть в окно, обращая внимание на самые мелкие детали на улице.

8. За какое-то время до выхода на сцену, педагог должен прекратить все замечания. Концертная обстановка требует полной сосредоточенности. Это одно из важных условий для преодоления волнения.

9. Перед выходом сделать несколько глубоких вдохов и выдохов (упражнения). Это нормализует пульс и поможет собраться.

10. Важен «боевой» настрой перед выступлением: мобилизация воли и

стойкости.

11. Выйдя на сцену, не смотреть в зал, не думать о том, кто там сидит. Не отвлекаться от главной цели.

12. На сцене вести себя спокойно, уверенно и осознанно: выходить не торопясь, удобно сесть, настроиться.

13. Перед тем, как играть, мысленно пропеть про себя начало произведения – это поможет вступить в нужном темпе и характере.

14. Не суетиться и не паниковать в случае ошибки. Постараться сделать ее незаметной для слушателя.

15. Поддерживать себя словами: «Знаю. Готов. Уверен. Получится». И действительно получится!




Вывод


Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что универсальных «рецептов» для преодоления негативных форм сценического волнения не существует. Выбирая те или иные приёмы психологической подготовки, необходимо учитывать индивидуальные особенности психики артиста. Успех достигается легче, если музыкант знает и учитывает структуру сторон личности, формирующих сценическое состояние.

Чтобы успешно воздействовать на то или иное эмоциональное состояние, музыканту необходимо его осознать, прежде всего дать ему название, оценить. По мнению некоторых спортивных психологов, «эмоциональные состояния… возникают непреднамеренно. Мы не можем по одному своему желанию вызывать у себя и переживать эмоциональный подъём или уверенность, не можем произвольно изменять своё плохое настроение или другое эмоциональное состояние. Управлять им можно только (…) после осознания этого состояния»

Музыканты, которые во время концертного выступления не могут сосредоточиться на творческих задачах, нуждаются в аутосуггестии перед выходом на эстраду. Им важно обрести чувство нетерпения и желания играть. И если музыканту есть, что сказать собравшимся людям, если он готов показать нечто интересное, эстетическое ценное, если он твёрдо знает, с какой целью вышел на сцену, все второстепенные мысли и заботы исчезнут сами собой.

Музыканты, которые не верят в свои возможности и панически бояться случайных ошибок, должны уяснить, что одна удачно сыгранная музыкальная фраза важнее десятка случайных ошибок. Можно случайно ошибиться, но нельзя случайно достичь высоких творческих результатов, и поэтому оценивать художника следует не по его промахам, а по его достижениям. Если хоть что-то в выступлении получилось хорошо, то исполнителю можно простить многие «грехи», потому что творческие удачи - и есть то главное, ради чего исполнитель вышел к публике. Понимание этих, казалось бы, простых истин очень облегчает психологическую подготовку к предстоящему выступлению.

Думать о своей удаче в будущем времени, нацеливаться на неё, для определённой категории людей, по меньшей мере, рискованно - это обязывает со всеми вытекающими отсюда последствиями. Думать об удаче в прошедшем времени, напротив, никому не возбраняется, а некоторым даже рекомендуется. Кроме приятных спокойных, «исцеляющих» чувств, это ничего другого не вызывает.

Так или иначе, нет ничего предосудительного в том, чтобы со всей серьёзностью относиться к собственным творческим успехам, может быть, даже чуть-чуть культивировать их, если это необходимо. И тем, кому необходимо. Гордыни и зазнайства бояться тут особенно не стоит: умные, честные, совестливые художники на это не поддадутся. А вот убрать какие-либо внутренние «тормоза» им будет легче.

Чтобы самостоятельно определить слабые стороны своей творческой индивидуальности и выбрать наиболее полезную для себя методику психологической подготовки к концертному выступлению, надо обладать немалыми знаниями.

Возможно материал, изложенный в этой работе, предложенная структура сторон личности, описание исполнительских проблем, характерна для музыкантов разных темпераментов, и методики преодоления негативных форм эстрадного волнения помогут, в большей степени, молодому исполнителю в психологической подготовке к концертному выступлению.

Вместе с тем, данная работа может быть адресована как молодым преподавателям музыкальных учебных заведений, так учащимся и студентам, которые сталкиваются с настоящей проблемой в процессе исполнительской деятельности.










Литература:

 

1. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства М., 1988.

2. Бальзак О. Собрание сочинений в 15т. М., 1955.

3. Баренбойм Л.А. «Музыкальная педагогика и исполнительство» М.:Музыка,1974
4. Глазкова Т.Н. Факторы тревожности в музыкально-исполнительской деятельности у учащихся ДМШ М., 1965.

5. Коган Г.М. Работа пианиста М., 1963.

6. Коган Г.М. У врат мастерства М., 1961.

7. Мюнш Ш. “Я – дирижёр” Государственное музыкальное издательство,1960

8. Нейгауз Г.Г. «Об искусстве фортепианной игры»: Записки педагога. М.: Классика-XXI, 1999

9. Петрушин В.И. Музыкальная психология М., 1997.

10. Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением М., 1964.

11. Цагарелли Ю.А. «Психология музыкально-исполнительской деятельности»: Учебное пособие. С-Петербург: Композитор, 2008

12. Щапов А.П. Некоторые вопросы фортепианной техники М., 1968.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методы и пути преодоления волнения юного музыканта

Автор: Израилева Наталия Михайловна

Дата: 01.08.2017

Номер свидетельства: 424709


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства