kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методико-исследовательская работа «Музыка и психология»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знание архетипов человека применительно к педагогике стоит в том, что, несмотря на то, что человек многообразен, педагогу необходимо увидеть в ученике доминирующий архетип, развивать, поддерживать и совершенствовать его. Если у ученика нежная душа, изысканность и музыкальность, то необязательно его репертуар загружать множеством фактурных музыкальных произведений.

Так в театрах существуют амплуа артиста, то есть роли соответствуют индивидуальности актера. Человек любит определенные цвета и не приемлет другие. Знание архетипов помогут педагогу музыки и хореографии в составлении индивидуальных планов, в выборе репертуара для экзаменов, поиске новых подходов к методике преподавания.

В современном музыкальном образовании необходимо актуализировать психолого-методические основы преподавания. Музыка и психология развиваясь каждая по своим законам, помогают друг другу в решении задач спасения души человеческой, поиску художественных образов и их воплощению в искусстве. Музыка и психология - источники душевной силы и нравственного обогащения человека.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методико-исследовательская работа «Музыка и психология»»










  1. МЕТОДИКО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ

РАБОТА



«Музыка и психология»



1 часть: «Психология музыкальных переживаний»


2 часть: «Индивидуальные особенности

музыкального восприятия»

      1. Преподаватель фортепиано

Маевская Ирина Петровна






Казань 2016



План работы


1 часть. Психология музыкальных переживаний.

  • Роль музыки в Древности.

  • Целебное воздействие музыки.

  • Музыка – источник душевной силы.

  • «Очищение страстей».

  • Эстетика воздействия музыки на нравственные идеалы человека.

  • «Воспоминания о чувствах».

  • Психология музыки и любви.

  • Композитор – автор – слушатель.

  • Эмоциональное воздействие музыки.


2 часть. Индивидуальность музыкального восприятия.

  • Определения архетипов.

  • Архетип дитя.

  • Архетип анима.

  • Архетип матери.

  • Архетип героя.

  • Архетип «тень»

  • Музыка И.С.Баха как выразителя всех архетипов.


Заключение.

Музыка и психология.


Музыка наиболее близкий человеческой душе язык. Её называют всеобщим языком человечества, обращённым к человеческим сердцам. Она возникла как средство интонационного человеческого общения. «Музыка – единственное искусство, проникающее в сердце человеческое так глубоко, что может изображать переживание этих душ». (Стендаль) Жан-Жак Руссо называл музыку «потоком чувств».

«Всё – музыка… Всё звучит, даже камень. Вся вселенная – это звук. Во всём есть музыка для музыкального сердца», - Р.Роллан. Какого воздействие этих звуков и музыки на человека?

Прослушивание и исполнение музыки непосредственно связано с психикой человека, его здоровьем, как часто в центре замыслов музыкальных произведений стоит «человек со всеми его переживаниями» (Д.Шостакович) Одна из отраслей психологии - музыкальная психология. Среди множества проблем, исследуемых музыкальной психологией, есть направления, изучающие воздействие музыки на психику человека и индивидуальность музыкального восприятия. Эти вопросы я поднимаю в своей работе, используя высказывания великих писателей, поэтов и музыкантов о воздействии музыки на человека и его душу. Такие понятия как эмоциональность, настроение, образ, талант, чувства, духовность, темперамент являются основными точками соприкосновения музыки и психологии.

Испокон веков музыка сопровождала придворные и храмовые ритуалы, торжественные церемонии, звучала во время бракосочетаний и похорон, была частью обрядовых и религиозных праздников. Многочисленные изображения музыкантов и певцов на рельефах, фресках, античных вазах, иконах, описание в летописях, легендах, мифах говорят о важной роли музыки с Древних времён, о её сильном воздействии на человека.

Сказание о певце и музыканте Орфее повествует о волшебной силе музыки. Орфей покоряет своим искусством не только души людей, но и богов. Дикие звери выходили из лесов, деревья и скалы сдвигались со своих мест, чтобы послушать волшебную музыку. При звуках лиры Орфея затихало море. Считалось, что с помощью музыки можно вызывать дождь, воздействовать на рост растений.

В Древности на войнах с помощью труб, рогов, барабанов подавали сигналы и создавали шумы, которые должны были испугать врагов, то есть использовалась психологическая атака. О колокольном звоне, звучавшем по всей Руси, можно сказать словами русского поэта И.Козлова:


Вечерний звон, вечерний звон,

Как много дум наводит он…


В колокольном звоне можно услышать победу, радость, гордость. Так, опера М.Глинки «Иван Сусанин» заканчивается торжественным и мощным хором «Славься», и в конце к нему присоединяется колокольный звон. Это народ, собравшийся на Красной площади, празднует победу над врагом.

В Древности и Средние века вера в целебное воздействие музыки была исключительно велика. Есть описание излечения хиромантии (пляска Святого Витта: непроизвольное подёргивание конечностей) посредством музыки.

В середине 20 века возвращается интерес к музыкотерапии. Доказано, что с помощью музыки можно снять аутизм (уход человека от контактов с окружающим миром).


Она одна со мною говорит,

Когда другие подойти боятся.


(А. Ахматова о музыке)


Врачевание музыкой подобно врачеванию природой.

« Музыка – это единственное из мирского, что воздействует на меня. Я объясняю это так, что это подобно тому, как я радуюсь, смотря на природу», - Л.Н. Толстой. Музыка помогает детям с ограниченными возможностями, у которых не наблюдается чувство ритма. Для лечения таких детей используется определённый метод лечения – стать музыкантами «оркестра». Им даются – чаще всего колокольчики, треугольники, маракасы – и после комплекса занятий они улавливают ритм и такт. Кроме того, такие занятия развивают мелкую моторику рук, помогают становиться более эмоциональными, учат различать звуки, понимать мелодию, знакомиться с инструментами, расширять кругозор. Игра в одном коллективе объединяет ребят, они больше общаются, завязывают дружеские отношения. Такие занятия проходят сейчас в Казанском реабилитационном центре «Здравушка».


Музыкальная терапия – общеизвестный метод лечения. Физиологическое воздействие музыки очень значительно. Органические реакции слушателя могут быть зафиксированы электроэнцефалограммой, электрокардиограммой. Содержание музыки образует эмоции: радость, грусть, нежность и тому подобные. Эти эмоции влияют на внутренние органы человека. Так, музыка И.С.Баха нормализует давление, музыка П.И.Чайковского и Ф.Шуберта снимает стресс, эффект подавления роста микробов наблюдается при прослушивании музыки В.А.Моцарта, И.Гайдна, Л.Бетховена, (последний метод используется при лечении ангины), вокалотерапаия используется при лечении астмы, а колокольный звон наполняет человека энергией. Само пение продлевает жизнь. Замечено, что и определенные направления музыки, и даже определённые инструменты влияют на человека по-разному. К примеру, фольклорная музыка снимает напряжение органов дыхания, мышц, конечностей и плечевого пояса. Флейта и курай по звучанию ближе всего человеческому голосу – снимают печаль и тревогу, уводят от пессимистических мыслей.

В настоящее время существует аудио и видео аппаратура, компьютеры: каждый может найти то, что ему нравится в мире музыки. Это и классическая музыка 19, 20 веков, эстрада, рок-музыка, джаз, и в этом большой плюс нашего времени.

Однако, прослушивая музыкальные произведения в маленькой комнате, мы иногда не учитываем того, что некоторые записи были сделаны в большом зале. Не у каждого психика справляется с таким прослушиванием. А это в свою очередь может явиться причиной нарушения единства времени и пространства. Молодёжь ставит усилители на окна: подсознательно ищет пространства. Выход и вывод один - вернуться к прослушиванию живой музыки, ходить на концерты и в театры.

Для психики человека целительно, когда музыка рождается во время его присутствия. Можно сказать, насколько целительными могут быть уроки классики и фортепиано в хореографических училищах, когда звучит живая музыка в исполнении концертмейстера или педагога, а не в записи. Также благоприятно влияют концерты фортепианной музыки.

Музыка действует на человека не только как на биологическое существо, но и в первую очередь как на личность, являясь источником душевной силы человека. Бруно Вальтер, один из крупнейших дирижёров 20 века в своей биографии пишет о том, что силу ему давала природа, близкие люди, содружество семьи, маленькие радости жизни, «самым могучим её источником была музыка». «Музыка пробуждает энергию мышления», - Р.А.Сухомлинский. Музыка может держать человека «на плаву», давать силы в стрессовых ситуациях. «Музыка всегда несёт в себе утешение, её диссонансы стремятся к консонансам – им положено разрешаться, каждое музыкальное творение завершается консонирующим аккордом. Стало быть, по самой сущности своей музыка обладает оптимистическим свойством»,- Б.Вальтер.

При прослушивании музыки происходит воздействие музыки на сокровенные стороны души, не зря она звучит в стенах храмов. Например, Р.Роллан в своём произведении «Жан Кристоф» описывает впечатления главного героя, маленького Кристофа, от звучания органа в церкви: «Кажется, что паришь в воздухе, точно птица; и когда волна звуков прокатывается по всей церкви, заполняя своды, ударяясь в стены, она подхватывает Кристофа, бросает его высь, несёт точно на крыльях… Как хорошо! Какая свобода, какое солнце!»


Полечу я вслед за ними,

Погружуся в них душой,

В очарованном забвении,

Позабуду мир земной…


(А.Кольцов о звуках музыки)


Существует древнее учение об «очищении страстей», смысл его – воздействие искусства на душу человека. Музыка помогает изжить в себе что-то плохое, возвысить человека над действительностью. Эпизод из рассказа. О’Генри ярко повествует об этом. " Хорал, который играл, органист приковал Сопи к чугунной решётке. В душе Сопи, настроенной восприимчиво, произошла внезапная чудесная перемена. Он с ужасом увидел бездну, в которую он упал, увидел свои позорные дни, недостойные желания, умершие надежды, загубленные способности и низменные побуждения, из которых слагается его жизнь. И сердце его забилось в унисон с этим новым настроением. Неожиданно для самого себя он решил бороться с судьбой. Он выкарабкается из грязи. Он станет человеком, он победит зло, которое делало его своим пленником. Да эти торжественные, но сладострастные звуки вызывали переворот в его душе». ( О’Генри «Фараон и церковное пение») Об «очищении страстей» ярко повествует эпизод из романа «Война и мир». Н.Ростов услышал пение Наташи в самую драматическую минуту своей жизни, после позорного проигрыша, накануне тяжкого объяснения… «Что ж это такое, подумал Николай, услыхав её голос и широко раскрывая глаза, - Что с ней сделалось? Как она поёт нынче, - подумал он. И вдруг весь мир у него сосредоточился в ожидании следующей ноты. » И в следующую минуту с его плеч как бы свалился тяжёлый груз. Музыка тронула что-то лучшее в душе Николая. «И это что-то было независимо от всего в мире и выше всего в мире».

По словам Шекспира, музыка - «лучшее лекарство для расстроенного воображения», она обладает способностью «усыплять и погашать сердечные горести и сердечные тревоги». Музыка снимает тяжесть с души. Иначе говоря, не в эмоциональной зарядке, а в эмоциональной разрядке — сущность воздействия музыки на человека, находящегося в трудном подавленном состоянии.

Болящий дух врачует песнопенье,

Гармонии таинственная власть

Тяжёлое искупит заблужденье

И укротит бушующую страсть…


(Е. Боратынский)


И в то же время психологи заметили, что звучание демонической музыки, несущей образы тёмных сил: чертей, леших, колдунов, вурдалаков – несёт негативные эмоции, тревогу, смятение, агрессию и ухудшает здоровье человека. Вот такой пример: при замораживании воды при звуках музыки В.А.Моцарта образовывались красивые, гармоничные узоры кристаллов льда, но при звуках тяжелого рока кристаллы принимали безобразную форму.

Классическая музыка при её прослушивании доставляет слушателям эстетическое удовольствие. «Музыка даже в самых ужасных драматических положениях должна всегда пленять слух, всегда оставаться музыкой», - В.А.Моцарт.

«Звучание музыки создаёт условие для повтора жизненных переживаний, вытаскивает из глубин памяти то, что закрыто сознанием, вызывает сокровенные чувства», - Л.Н.Толстой. В своей повести «Детство» интересен отрывок, где автор описывает воздействие музыки. Второй концерт Фильда навевает на него «лёгкие, светлые, прозрачные воспоминания», а «Патетическая соната» - Л.Бетховена «грустные, тяжёлые, мрачные». «Я очень хорошо помню чувство, которое они во мне возбуждали. Чувство это было похоже на воспоминания. Но воспоминания чего? Казалось, вспоминаешь то, чего никогда не было».


Под звуки прошлое встаёт

И близким кажется и ясным…


А. Блок



Не пой, красавица при мне

Ты песен Грузии печальной.

Напоминают мне оне

Другую жизнь и берег дальний…

А.С. Пушкин


Что за звуки!..

И в душе они рождают

Сны весёлых лет…

Мнится, слышу тихий плач разлуки

И душа в огне…


М.Ю. Лермонтов


«Ежели допустить, что музыка есть воспоминания о чувствах, то понятно будет, почему она так различно действует на людей. Чем чище и счастливее было прошедшее человека, тем более он любит свои воспоминания, тем сильнее чувствует музыку» и наоборот «чем тяжелее воспоминания человека, тем менее он ей сочувствует и от этого есть люди, которые не могут переносить музыку».

Любовь – высшее чувство человека, исключительно большая роль отводится теме любви в психологии и музыке. Л.Н. Толстой, великий писатель-психолог пишет о любви, как говорят о музыке: «Любить, как любит глупый человек, это сыграть сонату без тактов, без знаков, с постоянной педалью, но с чувством, не доставляя этим ни себе, ни другим истинного наслаждения».


А вот строки А.С. Пушкина о любви:


Одной любви музыка уступает,

Но и любовь – это музыка.


Именно музыку можно назвать бесценнейшим богатством этого мира. Так, затравленный бедняк Ротшильд, из рассказа А.П. Чехова «Скрипка Ротшильда», носящий по иронии судьбы фамилию известного богача, обладает ценностью, превышающую состоятельность и роскошь своего однофамильца. Способность и талант скрипача дарить музыку окружающим является самым бесценным богатством.

А теперь хотелось бы сказать о воздействии музыки непосредственно во время её исполнения. За нотным текстом, за звуками инструмента стоит богатейший напряжённый мир человеческой души композитора и исполнителя. Одно и то же чувство, например грусть, в музыку различных композиторов воздействует на слушателя по-разному. Обратимся к воспоминаниям Ф. Шаляпина: « П.И. Чайковский, когда говорил о музыке грустно, всегда высказывал какую-то персональную жалобу», « в ней чувствуется личная слеза композитора. У Л. Бетховена бывает грустно, но грусть его в таких пространствах, где всё как будто есть, но ничего предметного не видно, уцепиться не за что, а всё-таки есть. Иная грусть у Римского-Корсакова – она ложиться на душу радостным чувством. В этой печали не чувствуется ничего лишнего – высоко, в лазурных высотах грустит Римский-Корсаков». «Каждая отдельная нота в сочинении важна, но есть кое-что что, как и ноты, и это – душа, которая в свою очередь пробуждает душу слушателя, что и есть сверхзадача исполнителя». (С. Рахманинов) Происходит как бы эмоциональное заряжение зала – величайшее достижение исполнительского мастерства.


По всемогущему призыву

Свет отделяется от тьмы

И мы не звуки – душу живу

В них вашу душу слышим мы…


Ф. Тютчев

Эмоциональное воздействие музыки настолько велико, что некоторых она может довести до крайнего стрессового состояния. После прослушивания музыки Л. Бетховена Р. Роллан писал: « Я был обессилен… Мои зубы стучали; мне кажется, что если бы прослушал ещё раз, у меня был бы нервный припадок».

Музыка также помогает воспитанию нравственности души. Когда учатся игре на инструменте, то музыка становится важнейшим моментом в воспитании человека. Та музыкальная основа (народные песни, классическая музыка и т.д.) формирует его самосознание, духовный облик, помогает пониманию действительности. В юной душе просыпается интерес к звучащему миру, повышается морально-нравственная позиция.

Огромную роль в творческом росте Р. Роллана, становлении его характера сыграла музыка Л. Бетховена. Для писателя-музыканта это было больше, чем любимая музыка, это был нравственный идеал, жизненный критерий.

Для того чтобы активизировать художественное воображение и способствовать вдохновению и самовыражению учащегося, педагог должен знать во всех тонкостях психологическое воздействие музыки на слушателя. Для раскрытия воображения ученика сама жизнь дает материал, который нужен, это может быть прочитанный рассказ, театральный спектакль, прослушанный концерт, случайно брошенное слово. Все это способно заставить работать фантазию. Задача педагога — научить искать нужное сравнение, образ музыкального произведения. Если воображение ученика бездействует, задать ему простой вопрос, после которого ученик вспомнит, представит. С помощью нового вопроса повторить процесс, тем самым будить воображение учащегося. Для достижения цели передавать поэтический образ музыкального произведения, необходимо требовать от ученика искренности и эмоциональной выразительности. Система творческого воспитания предъявляет огромные требования к личности педагога, его вязаниям, умению, кругозору, поведению.

Музыка помогает людям жить. Колыбельные песни, как рукой снимают усталость, успокаивает дитя, после прослушивания музыки лучше работается, под музыку хорошо отдыхать. Люди поют, объясняясь в любви, испытывая печаль, радость, целую гамму чувств. Такова великая сила музыки!

Верьте музыке: проведёт

Сквозь гранит,

Ибо музыка- динамит…


М. Цветаева.


«Кто же не знает власти звуков, кто же не знает, что именно музыке дано разрубать мечом гордеевы узлы у нити мысли, со скоростью молнии бросаться вперёд по спирали логических странствий и оказываться там, где мы меньше всего ожидаем». (Ибсен)

Впечатления и высказывания великих людей о музыке как сгусток отражения ощущений и простых людей, живущих обыденной жизнью. Ясно, что музыка и психология – это высшая сфера человеческого сознания. Их взаимосвязь непрерывна. И пусть психологи в своей работе берут на вооружение музыку, а музыканты учитывают психологию музыкальных переживаний, индивидуальные особенности воображения, психологию влияния музыки.


II часть

"Индивидуальность музыкального восприятия"


Музыка - это вид искусства, в котором художественные образы воплощаются посредством организованных музыкальных звуков.

В истории мировой литературы и искусства прослеживаются история восьми "вечных образов", или иначе архетипов. Произведения литературы и искусства глубже всего воздействуют на людей, когда в них используются архетипы (греч. - первообразы, архе - начало, typos - образ).

Понятие архетипов ввел швейцарский психоаналитик Карл Густав Юнг (1875-1961). выдвинул положение о том, что помимо индивидуального подсознательного (по Фрейду) существует коллективное бессознательное, содержание которого составляют врожденные (то есть передающиеся по наследству через структуры мозга) психические образы, так называемые архетипы. Считая, что в природе человека заложена бессознательная память о культурном и психологическом опыте предков, он назвал унаследованные из глубокой древности универсальные психологические структуры "архетипами". Юнг также употреблял термин "архетип" для обозначения мифологического образа, общечеловеческой символики искусства, ритуалов, сновидений, сказок.

Сегодня архетипами называют фундаментальные изначальные схемы представлений, схемы человеческого духа, и соответственно художественные образы, наиболее полно воспроизводящие человеческие типы. То есть каждый человек имеет врожденную психическую структуру и относится к некоему архетипу. Музыка - воплощение образа, человек - носитель образа. Порой что человек "видит" и "слышит" зависит не только от воспитания, образования, опыта каждого из нас, но и от архетипа этого человека. По тому к какому архетипу относится человек можно узнать какую музыку он любит. Любимая музыка ласкает слух человека, она для него целительна, человек как бы становится соучастником создания музыки. Педагог, в свою очередь, может подбирать произведения для разучивания, основываясь на архетип учащегося, вследствие чего повысить успеваемость. И в тоже время есть музыка, которую учащийся не приемлет. Нелюбимое музыкальное произведение плохо запоминается наизусть, это надо учитывать педагогам фортепиано.

Великие художники, приближаясь к тайнам бытия, всякий раз по-новому воссоздают архетипы и тем самым затрагивая глубины души читателя. Заряженные особой энергией архетипы воистину вечные образы. "Тот кто говорит архетипами, глаголет как бы тысячей голосов..., он подымает изображаемые им из мира едино кратного и переходящего в сферу вечного; при том и свою личную судьбу он возвышает до всечеловеческой судьбы" (К.Юнг).

Едва ли не лучшая краткая формулировка концепции архетипа принадлежит Т.Манну: "... в типичном всегда есть очень много мифического, мифического в том смысле, что типичное, как и всякий миф, - это изначальный образец, изначальная форма жизни, вневременная схема, издревле заданная формула, в которую, укладывается осознающая себя жизнь, смутно стремящаяся вновь обрести некогда предначертанные ей приметы".

Архетипы - общечеловеческие первообразы.

  1. архетип дитя

  2. архетип матери

  3. архетип героя

  4. архетип анима

  5. архетип мудрый старец

  6. архетип тень

Рассмотрим некоторые из них.

Архетип дитя

Для этого архетипа характерны радость жизни, непосредственность, игра, порой переходящая в хаотичность, постоянные открытия, неподдельность чувств. Музыке, которую любит человек данного типа, характерен высокий регистр, звучание колокольчиков, простота, светлое жизнеутверждение, ясность.

Пример,

П.И.Чайковский "Детский альбом",

балет "Щелкунчик",

В.А.Моцарт "Волшебная флейта",

Римский-Корсаков "Золотой петушок",

Гайдн симфонии.

Архетип дитя

Это игра, переходящая порой в хаос. Чайковский "Марш оловянных солдатиков", Д.Шостакович тема нашествия из 7 симфонии. Они перекликаются между собой, в обоих произведениях есть механистичность неживого солдата. Если в первом случае - это игра ребенка в солдатики, ощущение радости жизни, а во втором случае - это игра повзрослевшего "дитя", которое играет с судьбами людей, тема злая, прямолинейная, жестокая, хаотичная, это игра "заигравшегося дитя".

XX век в искусстве начался с архетипа дитя. Начало века ознаменовалось нарушением общепринятых законов в области искусства (хаос), появлением во Франции, Германии, Италии, России, США и других странах новых художественных и литературных течений под общим названием авангардизм - как бы разложение сложных форм на простые. Стремление к коренному обновлению художественной практики, разрыву с установившимися принципами и традициями, поиск новых средств выражения. Изобразительное искусство: Малевич - "Черный квадрат", в котором предчувствие революции, когда черная дыра унесла массу человеческих жизней, предвосхищение озоновых дыр и черных дыр в космосе - звезда поглощающая другие звезды-, в поэзии Хлебников, Маяковский; в музыке Прокофьев и так далее.

Архетип анима (анимус) (пер. душа)

Бессознательное начало противоположного пола в человеке, выражаемое образами двуполых существ первобытных мифов, в китайских категориях "инь" и "янь". Для этого архетипа характерно умение наслаждаться тем, что есть, пассивность. Ромен Роллан: "Едва окрашенное душевное движение". Музыка, которую любит человек данного архетипа - музыка созерцательная. такова музыка Дебюсси. Дебюсси: "Искусство должно служить радости, необходимой для того, чтобы выдержать повседневную жизнь, такую суровую для одних и такую мрачную для других".


Архетип матери

Архетипическое истолкование мифологемы матери в ее различных вариантах (богиня и ведьма, нормы и мойры, Деметра, Кибела, богородица и т.п.) ведет к появлению архетипа высшего женского существа, воплощающего психологическое ощущение смены поколений, преодоление власти времени, бессмертия. Для этого архетипа характерны нежный лиризм, материнская забота, переживание о человеке, о мире. В музыке, которую любит человек данного типа, слышны голоса природы, она передает все чувства матери (сопереживание, любовь к ребенку, человеку и т.д.).

Например,

П.И.Чайковский "Времена года",

Вивальди "Времена года",

Бетховен "Пасторальная симфония",

композиторы - романтики.

Архетип героя

Для этого архетипа характерны страстные, героические, патетические чувства. Музыка, которая свойственна данному архетипу, яркая, динамически насыщенная, эмоциональная, ритмичная, основанная на тутте всего оркестра, несущая в себе характерные черты архетипа. Звучат мотивы борьбы, победы поражения, страстны силы не только личности, но и целого народа, его героя. Л.Бетховен: "Музыка должна высекать огонь из груди человеческой". Р.Роллан, играя Л.Бетховена или Вагнера, хотел "растратить свои нервные силы".

Например,

Л.Бетховен сонаты "Аппосионата", "Патетическая

соната", "Героическая симфония".

Эти произведения - гимн стойкости человеческого

духа.

Прокофьев С. "Танец рыцарей" из балета

"Ромео и Джульетта",

П.И.Чайковский Увертюра 1812 год,

Произведения Вагнера с их романтической героикой.

Архетип "тень"

Это Мефистофель в опере "Фауст" ПХГуно, Ротбард - злой гений в балете "Лебединое озеро" П.И.Чайковского, Шурале - злой леший в балете Ф.Яруллина "Шурале", любой другой образ плута озорника до злого гения.

Какая же музыка устраивает все архетипы? Музыка И.С.Баха (1685-1750), он раскрывает все архетипические переживания, передает идеальную гармонию, которой нет в жизни, философскую глубину содержания, мудрый подход к жизненным проблемам, высокий этический смысл. Гениальность Баха в том, что во все времена его музыка совершенна, гениальна. Большая часть наследия композитора - духовная музыка, в его музыке все предельно уравновешенно и в то же время эмоционально. Музыка Баха - это вторая библия, выраженная посредством музыки. Р.Роллан сравнивал Баха с высочайшей вершиной "видной издалека".

Значение музыкального образования для психики учащегося имеет большое значение. Любой преподаватель музыки как не кто другой теоретическим и опытным путем совмещает в себе знание музыки и психологии учащегося, которые помогают ему раскрыть талант ученика, суметь помочь вызвать вдохновение и как говорил Платон, помочь через музыку "выразить благородные чувства добра и чести" и "озарить бездн}'- духа".

Знание архетипов человека применительно к педагогике стоит в том, что, несмотря на то, что человек многообразен, педагогу необходимо увидеть в ученике доминирующий архетип, развивать, поддерживать и совершенствовать его. Если у ученика нежная душа, изысканность и музыкальность, то необязательно его репертуар загружать множеством фактурных музыкальных произведений.

Так в театрах существуют амплуа артиста, то есть роли соответствуют индивидуальности актера. Человек любит определенные цвета и не приемлет другие. Знание архетипов помогут педагогу музыки и хореографии в составлении индивидуальных планов, в выборе репертуара для экзаменов, поиске новых подходов к методике преподавания.

В современном музыкальном образовании необходимо актуализировать психолого-методические основы преподавания. Музыка и психология развиваясь каждая по своим законам, помогают друг другу в решении задач спасения души человеческой, поиску художественных образов и их воплощению в искусстве. Музыка и психология - источники душевной силы и нравственного обогащения человека.















Библиография.


  1. Рахманинов С. Литературное наследие. - Москва, 1976.

  2. Урицкая Б. Ромен Роллан - музыкант. - Москва, 1973.

  3. Роллан Р. Жан Кристоф. -Собственное сочинение в 9 томах - 1983.

  4. Толстой JI.H. Война и мир. - Собрание сочинений - 1980.

  5. Толстой J1.H. Детство. - Собрание сочинений - 1980.

  6. Пушкин А.С. Не пой красавица. - Стихи о музыке - 1982.

  7. Кольцов А. Мир музыки. - Стихи о музыке - 1982.

  8. Ахматова Музыка - Стихи о музыке - 1982.

  9. Лермонтов М. Звуки. - Стихи о музыке - 1982.

  10. Боратынский Е. Болящий дух. - Стихи о музыке - 1982.

  11. Шаляпин Ф. Литературное наследство. - Москва, 1976.

  12. Сабирзянова Л. Музыка лечит. - Статья, газета «Моя жизнь».

  13. Ибсен. - Собрание сочинений. - М.,1956.

  14. Карненко. - Словарь по психологии. - М.,1990.

  15. Сохор А. - Вопросы социологии и эстетики. - М.,1981.

  16. О'Генри. - Фараон и церковное пение.-Сборник рассказов. -М., 1953.

  17. Чехов А.П. Скрипка Ротшильда.

  18. Рахманинов С. Литературное наследие. – Москва, 1976.

  19. Урицкая Б. Ромен Роллан – музыкант. – Москва, 1973.

  20. Роллан Р. Жан Кристоф. – Собственное сочинение в 9 томах – 1983.

  21. Толстой Л.Н. Война и мир. – Собрание сочинений – 1980.

  22. Толстой Л.Н. Детство. – Собрание сочинений – 1980.

  23. Пушкин А.С. Не пой красавица. – Стихи о музыке - 1982.

  24. Кольцов А. Мир музыки. – Стихи о музыке - 1982.

  25. Ахматова Музыка.– Стихи о музыке - 1982.

  26. Лермонтов М. Звуки. - Стихи о музыке - 1982.

  27. Боратынский Е. Болящий дух. – Стихи о музыке – 1982.

  28. Шаляпин Ф. Литературное наследство. – Москва, 1976.

  29. Сабирзянова Л. Музыка лечит. – Статья, газета «Моя жизнь».

  30. Ибсен. – Собрание сочинений. – М.,1956.

  31. Карненко. – Словарь по психологии. – М.,1990.

  32. Сохор А. – Вопросы социологии и эстетики. – М.,1981.

  33. О’Генри.–Фараон и церковное пение.–Сборник рассказов.–М., 1953.

  34. Чехов А.П. Скрипка Ротшильда.

  35. Шекспир В. «Буря» Действие 5. – М. 1957-1960.

  36. Шекспир В. «Генрих 8». – М. 1957-1960.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методико-исследовательская работа «Музыка и психология»

Автор: Маевская Ирина Петровна

Дата: 21.03.2016

Номер свидетельства: 308521


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства