kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методика использования фоновой музыки как эффективного средства социально-психологической адаптации ребёнка к школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социально-психологическая адаптация ребёнка к школе средствами фоновой музыки

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методика использования фоновой музыки как эффективного средства социально-психологической адаптации ребёнка к школе»

Т.Ю.Мельникова

УО БГПУ им. М.Танка

Н.А. Меладзе

Государственное учреждение образования «Луговослободская средняя школа» Минского района

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОНОВОЙ МУЗЫКИ КАК СРЕДСТВА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ


Интенсификация образования и социального развития в современном мире требует от человека умения быстро и адекватно адаптироваться к изменяющимся условиям. Современное образование призвано формировать такого субъекта жизнедеятельности, который способен социально самоопределяться в изменяющихся условиях социокультурной среды. Эффективным и положительным средством воздействия па личность выступает фоновая музыка, применение которой в образовательных учреждениях возможно в решении практически любой проблемы воспитания, возникающей в работе с детьми младшего школьного возраста . Во-первых, фоновая музыка представляет собой феномен, формы проявления которой изоморфны структуре психологической проблемы. Во-вторых, в результате психолого-педагогического воздействия, с помощью фоновой музыки, достигаются значимые позитивные изменения в сознании и поведении учеников.


Данная статья раскрывает особые свойства фоновой музыки, то есть музыкальной среды, образованной с помощью художественно (пространственно, интонационно, ритмически, динамически, темброво) организованных звуков, которые определяются, в первую очередь их волновой природой, обусловливающей проницаемость и способность распространяться в любой физической среде. Современной наукой доказано, что каждая клетка человеческого тела обладает своими собственными типами вибраций и под влиянием резонанса или интерференции эти вибрации могут усиливаться или подавляться под воздействием звука (И.А. Алдошина, А.А. Володин, Н.А. Гарбузов, Н.А. Гезехус, Ю.А. Индлин, И.Г. Кобылянский). Следовательно, именно проницаемость звука обусловливает способность к созданию определенной среды, которая может обладать различными качествами в зависимости от того, какие именно звуки участвуют в ее формировании.

 

Наши наблюдения и педагогический опыт показали, чем раньше, начать систему адаптационных мероприятий, тем безболезненнее, мягче и короче проходит привыкание к школе. Поэтому можно предположить, что система адаптационных мер будет способствовать снятию нервного напряжения, поведенческих проблем, проявлению чувства комфортности, детской непосредственности.

Таким образом, в соответствии с комплексной модернизацией образования и с целью обеспечения равных стартовых возможностей для образования детей перед школой, в государственном учреждении образования «Луговослободская средняя школа» Минского района была внедрена и апробирована методика «Музыкальная среда как средство социально-психологической адаптации ребёнка к школе». (Таблица 1)

Таблица -1- План психолого-педагогической работы на I ступени общего среднего образования по вопросу адаптации

План работы I ступени общего среднего образования по вопросу социально-психологической адаптации к школе

  • Изучение медицинских документов

Справки о состоянии здоровья детей, заполнение «Листов здоровья» в классных журналах.

Формирование групп здоровья и детей


Консультации в режиме динамического наблюдения.



  • Психолого-педагогическая диагностика по выявлению уровня готовности к школе

Протокол психолого-педагогического обследования «Уровень готовности к школе»

Диагностика

Посещение уроков и внеклассных мероприятий администрацией, специалистами

Консультации по протеканию адаптации, рекомендации консультаций специалистов.

  • Работа с социальным паспортом класса

Социометрия

Динамическое наблюдение в разных видах деятельности


Анкетирование «Мой ребёнок в школе и дома»

Методика использования музыкальной среды при психолого-педагогической адаптации первоклассника

Планирование

Занятия во всех образовательных областях с использованием музыкального искусства

Коррекционно-развивающие занятия с детьми с тяжелой формой адаптации.

Рекомендации по использованию фоновой музыки

Совместные досуги, праздники, развлечения

Анализ результатов протекания адаптации.


Диагностика

Динамическое наблюдение в разных видах деятельности.

Диагностика: определение уровня актуального развития у учащихся с тяжелой формой адаптации и не справляющихся с учебной программой для представления на ПМПК

Предварительное подведение итогов протекания адаптации в конце четверти

(малый педсовет, круглый стол)


Родительское собрание “Адаптация к школе – радости и трудности”.

Тест “Адаптировался ли ваш ребенок к школе?”




Особенности методики:

  1. Создает условия для включения ребенка в новые социальные формы общения;

  2. Готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности;

  3. Инвариантна и готовит к любой системе школьного образования;

Основная цель методики – Способствовать успешной социально-психологической адаптации ребёнка к школе

Содержание методики ориентировано на:

  • обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

  • формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира;

  • формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

  • создание условий для развития личности ребенка;

  • развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

  • обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

  • приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

  • профилактику асоциального поведения;

  • создание условий для самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры;

  • укрепление психического и физического здоровья ребенка;

Работа с детьми ведётся в разных формах с учётом особенностей дошкольников. Программа рассчитана на 4 месяца.

Основные линии развития детей работающих по данной методике:

-формирование произвольного поведения;

-овладение средствами и эталонами познавательной деятельности;

-переход от эгоцентризма к децентрации (способность видеть мир с точки зрения другого человека);

-мотивационная готовность.

Задачи методики:

Первая задача: Повышение качества психолого-педагогической готовности детей к успешному обучению в школе.

Вторая задача: Облегчение естественного процесса адаптации Организация преемственности дошкольного и начального образования через использование единого репертуара фоновой музыки.

Одним из вариантов использования потенциала музыкального искусства во время адаптации детей к школе связан с фоновой музыкой – музыкой, звучащей «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на занятиях и в свободной деятельности. Насыщение детской жизнедеятельности музыкой, расширение и обогащение опыта её восприятия происходят благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений. Мы предлагаем репертуар фоновой музыки для использования в режимных моментах и учебно-образовательной деятельности специалистами и учителями I ступени общего среднего образования (табл. 2).

Таблица 2- репертуар фоновой музыки для использования в режимных моментах

Функция фоновой музыки

Примерный репертуар

Релаксирующая (расслабляющая)

К.В. Глюк «Мелодия»

И. Брамс "Вальс № 3".

Г.Ф. Гендель "Музыка на воде".

Тонизирующая

Л. Бетховен Увертюра "Эгмонт"

И. Брамс «Венгерский танец №7»

В.А. Моцарт "Турецкое рондо"

Активизирующая

П. И.Чайковский "Шестая симфония", 3 часть

Ф.Шопен "Прелюдия 1, опус 28"

Г. Левкодимов «Марш игрушечных солдатиков»

Успокаивающая (умиротворяющая)

Т. Альбинони. Адажио для органа и струнных

В.А. Моцарт. «Турецкий марш»

Р. Шуман. "Детские сцены", "Грезы".

Г. Ф. Гендель. "Музыка на воде"

Организующая (способствующая концентрации внимания при организованной деятельности)

Й. Гайдн. «Рондо»

Д. Христов «Золотые капельки»

Ф. Шуберт. «Музыкальный момент»

В.А. Моцарт. «Гроза»

Д. Шостакович. Прелюдия и фуга фа минор



Музыкальный репертуар для звучания фоном совместно подбирают педагоги школы (учитель музыки, воспитатель группы продлённого дня, учитель начальных классов, педагог-психолог). Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребёнка в условиях образовательного учреждения и помогает решать многие задачи образовательно-воспитательного процесса:

  • создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранения здоровья детей при подготовке к школе и непосредственной адаптации к ней;

  • переключения внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости и утомления;

  • психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультурных минуток

  • Создать новые условия образовательной среды, позволяющие использовать фоновую музыку в течение всего дня.

Для более эффективного использования фоновой музыки нравственной направленности (психологического комфорта) мы создали рекомендации для педагогов по её применению.

  • Музыкальные произведения следует чередовать каждые 2-3 недели, возвращаясь к одним и тем же мелодиям через 2-3 месяца.

  • Степень активности восприятия музыки детьми на конкретном занятии зависит от их возрастных и индивидуальных особенностей и должна определяться самим учителем.

  • Перечень музыкальных произведений фоновой музыки является примерным и может варьироваться учителем, исходя из его музыкального вкуса.

Важным компонентом нашей работы является подбор музыкальных произведений, так как неправильно подобранная музыка может оказывать отрицательное влияние и на самочувствие, и на деятельность ребенка. Поэтому, мы подобрали музыкальные произведения рекомендуемые учебной программой школьного образования и произведения музыкальной классики, которые несут в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребенку, и взрослому.

На этапе реализации методики (первые месяцы в начальной школе) мы решаем вторую задачу и тем самым облегчаем естественный процесс адаптации при использовании фоновой музыки в регламентированных видах деятельности (занятия) и в режимных моментах в первый месяц адаптации ребёнка к школе. В этот период музыкальная среда помогает решать многие задачи образовательно-воспитательного процесса: создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения, развитие воображения в процессе творческой деятельности, активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний.      

Педагог, включая музыку в занятия, может ориентироваться на возможности активного и пассивного её восприятия первоклассниками. При активном восприятии он намеренно обращает внимание ребёнка на звучание музыки, её образно-эмоциональное содержание, средства выразительности (мелодия, темп, ритм и др.). При пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит не громко, как бы на втором плане.

Степень активности восприятия музыки школьниками на конкретном уроке определяется педагогом. Примеры использования фоновой музыки учителем начальных классов приведены в таблице 3.

Таблица 3 - Использование фоновой музыки педагогом начальных классов

Виды деятельности

Результат воздействия музыки

Фоновая музыка

Степень активности восприятия

Преобладающий эмоциональный тон муз. произведения

Утро, прием детей

Создание положительного эмоционального фона

Г.Ф.Гендель «Музыка на воде»

П.И. Чайковский "Вальс цветов".

Ф. Шопен "Прелюдия 1, опус 28".

Пассивное

Радостно-спокойный

Регламенти-рованные виды деятельности

Развитие творческой инициативы, фантазии и воображения

А.Дворжак «Славян-ский танец №2»

Й. Гайдн. «Рондо»

Д.Христов «Золотые капельки»

П.Чайковский

«Вальс»

А.Лядов «Кикимора»

Активное

и

пассивное

Уверенный, активный Оптимистично-просветленный, спокойный

Физкульт-минутки, динамические паузы

Положительный эмоциональный заряд

И.-С. Бах "Ария".

А. Вивальди

"Времена года".

С. Прокофьев "Марш".

В.-А. Моцарт "Гроза".

Активное

Уверенный, активный


Дневной сон (Группа продленного дня)

Эмоциональное расслабление

Ф. Шопен Прелюдия ми минор

Ф. Шуберт "Вечерняя серенада".

Брамс "Вальс № 3".

К. Дебюсси "Облака".

Пассивное

Оптимистично-просветленный, спокойный

Релаксация

Снятие психического напряжения

К.-В. Глюк «Мелодия»

Г.Свиридов «Упрямец»

И.Лученок «Спадчына»

Пассивное

Умиротворенный, нежный


Невозможно переоценить роль музыки на занятиях, как познавательного, эстетического, так и двигательного цикла. Педагог, включая музыку на уроке, может ориентироваться на возможности активного и пассивного ее восприятия детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание ребенка на звучание музыки, ее образно-эмоциональное содержание, средства выразительности.

При пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит негромко, как бы на втором плане. Грамотное использование музыки на уроках и в режимных моментах не только помогает поднять настроение, оптимизировать деятельность всех систем организма, улучшить функционирование высших нервных процессов, но и позволяет повысить эффективность работы школы. Регулярное использование музыки при проведении режимных моментов приводит к тому, что дети, самостоятельно реагируя на смену мелодии, определяют момент перехода от одного вида деятельности к другому. Например, засыпание, подъем, релаксация и т.д. При этом происходит переключение внимания на приятный для слухового восприятия раздражитель и достигается состояние психологического комфорта.

Таким образом, первоклассники, которые прошли программу экспериментальной методики в первые месяцы обучения в школе подтверждают высокие результаты по основным показателям адаптации (рис.1.):

Рисунок 2 Сравнительная диаграмма адаптации первоклассников на начало и конец эксперимента

Зона адаптации

Высокая степень адаптации экспериментальных детей на 6% превышает показатели детей-выпускников других дошкольных учреждений(на начало эксперимента было 2%); Дети активно работают на уроке, часто поднимают руку, при усвоении знаний правильно выполняют школьные задания, добросовестно выполняют все требования учителя; на перемене отмечена высокая игровая активность; при взаимоотношениями с одноклассниками открыты, общительны, легко контактируют с другими людьми; по отношению к учителю проявляют дружелюбие, стремятся понравиться, после урока часто подходят, общаются; ярко выражено эмоциональное благополучие;

Достаточная степень адаптации экспериментальных детей на 8% выше контрольных:

Дети редко поднимают руку, но отвечают правильно; при усвоении знаний допускают редкие ошибки, связанные с пропуском букв, их заменой; на уроке выполняют требования учителя, но иногда отвлекаются; на перемене игровая активность выражена в меньшей степени — предпочитают занятия с кем-нибудь из ребят, чтение, спокойные игры; при взаимоотношениями с одноклассниками мало инициативны, но легко вступают в контакт, когда к ним обращаются другие дети; по отношению к учителю дорожат его мнением, стремятся выполнять его требования, в случае необходимости обращаются за помо­щью; эмоциональное благополучие характеризуется как спокойное эмоциональное состояние.

Зона неполной адаптации (т. е. по какому-то критерию имеется нарушение адаптации).

Средняя степень адаптации является зоной неполной адаптации, в которой экспериментальные дети имеют показатель на 11% лучше контрольных(на 5% в начале эксперимента):

учебная активность носит кратковременный характер, часто отвлекаются, не слышит вопроса; при усвоении знаний часто допускают ошибки; на уроке изредка поворачиваются, обмениваются репликами с де­тьми; часто наблюдается скованность в движениях, позе, напряженность в ответах; активность ограничена занятиями, связанными с подготовкой к следующему уроку (готовит доску и т. д.); сфера общения с одноклассниками ограничена— общаются только с некоторыми ребятами; по отношению к учителю старательно выполняют требования, но за помощью обращаются чаще к одноклассникам; проявляется эпизодическое сниженное настроение;

Зона дезадаптации

Низкая степень зафиксирована у одного экспериментального ребёнка отмечаем, что данный ребёнок не посещал дошкольное учреждение регулярно, но когда он слышал знакомые мелодии в привычных для него режимных моментах успокаивался, стал чувствовать себя увереннее и спокойнее, и к концу эксперимента вышел на среднюю степень адаптации.

У контрольных детей зафиксировано 2 случая дезадаптации, что составило 6% (это дети СОП),: учебная активность у этих детей отсутствует (не включаются в учебный процесс); плохое усвоение материала по всем предметам; не выполняют требований учителя, большую часть урока занимаются посторонними делами; на перемене не могут найти себе занятие, переходят от одной группы к другой; при взаимоотношениями с одноклассниками предпочитают находиться рядом с детьми, но не вступают с ними в контакт; выполняют требования учителя формально, не заинтересованы в об­щении, стараются быть незаметными; выражает отрицательные эмоции— тревожность, огорчение, страх проявляют агрессию в отношениях с другими.

3 остальных ребёнка, которые имели низкую степень адаптации активно реагировали на звучание музыки, смену музыкального материала, стали более активнее, сосредоточеннее, появился интерес к учебной деятельности, и соответственно перешли в группу детей со средней степенью адаптации [3].

ВЫВОДЫ: Нам удалось спланировать работу по организации процесса социально-психологическй адаптации ребёнка к школе средствами музыкальной среды. Это в значительной мере облегчило ребенку переход из детского сада в школу, сохранила и развила интерес к познанию в условиях школьного обучения.

Именно музыкальная среда стала системообразующим фактором организации жизнедеятельности детей, которое объединило усилия педагогов школы с целью гармоничного воздействия на личность ребенка, раскрыло его адаптационные возможности.

Список литературы:

  1. Мельникова Т.Ю. Адаптационные возможности фоновой музыки/ Т.Ю. Мельникова//Молодёжь в науке – 2015: прил. К журн. «Bесцi Нацыянальнай акадэмii навук Беларусi» В 5 ч. Ч.2 Серия гуманитарных наук/ Национальная академия наук Беларуси. Совет молодых ученых НАН Беларуси; редкол А.А. Коваленяю – Минск: Беларуская навука, 2016. – С.87-90.

  2. Мельникова, Т.Ю.Музыкальная среда как средство адаптации в условиях преемственности дошкольного учреждения и школы / Т.Ю. Мельникова// Пачатковае навучанне (сям'я, дзiцячы сад, щкола) – 2016. - №6

  3. Учебная программа дошкольного образования /Минестерство образования Респ. Беларусь. – Минск:НИО; Аверсэв 2013г. – 416с. С.7













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Наталья Александровна Меладзе, Татьяна Юрьевна Мельникова

Дата: 29.06.2017

Номер свидетельства: 423424


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства