kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическое сообщение "Джаз как введение в современную музыку"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическое сообщение о первых шагах в мир джаза учащегося ДМШ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическое сообщение "Джаз как введение в современную музыку"»

МАОУ дод

Детская музыкальная школа им. М.И. Глинки













«Джаз как введение в современную музыку»






Выступление на методическом педагогическом Совете


«Современная музыка и особенности детского восприятия»













Преподаватель фортепиано Кноль Н.А.

г. Калининград

2012 г.

Портрет джазового пианиста сформировался на заре двадцатого века. Первыми пианистами, начавшими осваивать премудрости джазовой импровизации, были таперы, играющие на танцах и во всяких увеселительных заведениях, называвшихся тогда «хонки-тонк». Ранние фортепианные стили, предвосхитившие джаз, - это рэгтайм и буги-вуги.

Первым по-настоящему «джазовым» стилем стал стиль «страйд-пиано». Он непосредственно произошёл от рэгтайма и отличался тем, что это была музыка с более развитой фактурой, мелодикой и с настоящей импровизацией. Пианисты, играющие в стиле «страйд-пиано», были поистине виртуозами: они импровизировали быстрые пассажи в правой руке, брали широкие аккорды с децимами в левой и обладали удивительно тонким туше - не случайно их называли «щекотальщиками», т.к. они могли играть очень выразительно.

Джазовая ритмика — ритмика, подразумевающая не столько специфическое ритм-оформление звуковысотности, сколько ритм-исполнительскую манеру. В джазовой терминологии эта ритм-исполнительская манера называется свингом (англ. swing — качание, покачивание), создающим эффект кажущегося неуклонного нарастания темпа.

Знакомство с необычной для уха ребёнка музыкой происходит просто: после проигрывания несколько джазовых пьес. Ребёнок «загорается», музыка нравится. И первая сложность, с которой сталкивается ученик – ритм, вернее исполнительская манера. Она не поддаётся точной фиксации, а осваивается начинающими благодаря постоянному слушанию известных джазистов. Адаптация должна продолжаться до тех пор, пока у учащегося не появится естественность в манере игры. Свинг не просто понять ученику, никогда не слышащему джазовой музыки, путь к правильному исполнению тернист и непрост.

В начальной стадии обучения стоит заниматься под метроном (индивидуально) диктующий чёткий метроритм, вырабатывая пульсацию темпометра. Нотная запись джаза всегда условна, она служит лишь отправной точкой для творческих поисков исполнителя. К числу таких поисков относятся « раскачивание» ритма при помощи опережения и запаздывания долей, замены дуольной пульсации восьмых на триольную, если сказать «научным языком» - джаз пронизан триольным таймингом. т.е. тернарным принципом ритмических пропорций, в отличие от бинарного, принятого в академической музыке (хотя и нотируется в бинарном исчислении).

Музыка джаза пронизана, образно выражаясь тройкой. Отсчетная доля, например, в размере 4/4 подразумевает не две восьмые в четверти, а три. Это, на первый взгляд, незначительное, нововведение стало предпосылкой рождения нового музыкального стиля — джаза.

Эффект свинга возникает при условии интенсивного акцентрирования метра. Так называемый полиметробит состоит из метрических акцентов размера такта, динамической опоры на слабые доли, тернарности и едва уловимых сдвигов пульса метра.

Общее нотографическое представление полиметробита:



Синкопирование является одним из самых главных элементов выразительности в джазе, две тенденции – опережение и запаздывание. Опережение – смещение нормативного акцента с доли такта вперёд и запаздывание-смещение акцента с доли такта назад.


Опережение — смещение нормативного акцента с доли такта вперед:

Запаздывание — смещение нормативного акцента с доли такта назад:


Джазовая практика отдает предпочтение приему ритм-опережения.

В джазе компонентов хот-ритма много - блуждающие акценты, хорт-артикуляция, полиритмическое rubato. Полиритмическое рубато не поддается нотной фиксации и усваивается только на слух. Впервые этим приемом широко пользовался Л. Армстронг. Впоследствии этот полиритмический прием стал одним из основополагающих в импровизационном джазе.

Блуждающие акценты — варьирование разной степени динамического акцента, вносящее изысканность и оригинальность в музыку джаза. Например:


Отклонения в джазе можно сравнить с растягиванием рисунка на куске резины.

Полиритмия и полиметрия. Современный джаз впитал многие ритм-композиционные приемы из академической и восточной этнической музыки (Африки, Индии и др.).

Спиричуэлс (от англ. – духовный. Духовные песни афро-американцев). Спиричуэлс имеет вопросо-ответную структуру, выражающуюся в диалоге проповедника с прихожанами.– жанр афро-американской духовной хоровой музыки, возникший на Юге США в первой четверти XIX века и впитавший англокельские и африканские музыкальные традиции. Значительно повлиял на зарождение, формирование и развитие джаза,)

Блюз (англ. blues, сокр. blues devils – меланхолия, уныние) – народная песня американских негров с грустным, печальным оттенком. Блюз развивался из целого ряда афро-американских фольклорных вокальных жанров, из которых важнейшими являются уорк-сонг (в переводе с анг. – трудовая песня), холер (песня-перекличка), баллада (лиричность, общность с блюзом)

Джазовая практика отказалась от использования legato как начального и основного типа артикуляции, связанной в классическом пианизме с пением belcanto и лучший способ достичь этого – отказаться от легато и правой педали. Отличий джазового исполнения от классического очень много. Игра залигованных восьмушек по парам – со слабой на сильную, частое использование тремоло на одном звуке и т. п

Чем больше пианист перенимает джазовую фразировку, тем более явственно отбрасывает пианистические возможности своего инструмента. Это можно назвать «пианистическим самоубийством

Приступая к изучению самых простых пьесок, ребёнок сталкивается с трудностями ритма. Со своей ученицей я начала изучение сложностей полиритмии с упражнений «Барабанщика» - прохлопывали различные ритмические формулы, изображая ударника на крышке фортепиано, стола.

Любимой стала и блюзовая гамма или, как её дети называют – джазовая. Чем же отличается блюзовая гамма от мажорной? Звучание пониженных III, IV, VII ступеней обогащает колорит произведений. Блюзовая гамма очень хорошо звучит с любым аккордом, любой функцией. А если учесть, что в нашем рок-н-ролле всего три функции, то здесь блюзовый лад сочетается с аккордами превосходно. Блюзовая гамма строится на следующих ступенях: I-III -IV-IV -VI -VIII или I,

Это первые шаги к импровизации. Упражнение довольно сложное для начинающих. Но на уровне знаменитой шопеновской позиции помогает поставить ребёнку правильную позицию руки

Можно дать два блока, по которым играть гамму, не перегружая его понятиями, что это движение по звукам S –септаккорда или хроматическое заполнение интервалов:

:


Когда пассаж будет получаться хорошо, ровно, ученик играет его снизу вверх, сохраняя правильную аппликатуру:


Далее ученику надо соединить эти два пассажа с левой рукой.


Самое точное определение джазу дал Луи Армстронг:«Джаз – это СОСТОЯНИЕ ДУШИ со всеми её переливами, с её грустью, с её улыбкой и бурной радостью, и всё это можно выразить в джазовой музыке. Вряд ли состояние души можно объяснить, поскольку его можно только понять».














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Методическое сообщение "Джаз как введение в современную музыку"

Автор: Кноль Нина Аркадьевна

Дата: 30.08.2017

Номер свидетельства: 426849


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства