kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическое сообщение "Детская музыкальная школа: организация учебного процесса в современных условиях"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическое сообщение посвящено основным тенденциям организации учебного процесса в ДМШ в современных условиях.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическое сообщение "Детская музыкальная школа: организация учебного процесса в современных условиях"»


ПЛАН


I. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3

II. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ………………………………………………………………………….6

2.1. Создание имиджа школы……………………………………………………….6

2.2. Цели и задачи, содержание, различные формы проведения урока………...7

2. 3. Подготовка педагога к уроку………………………………………………….8

2.4. Проверка задания………………………………………………………………12

2.5.Работа над произведениями……………………………………………………14

2.6. Подведение итогов работы, домашнее задание……………………………...16

2.7. Гармония общения…………………………………………………….............17

2.8. Организация самостоятельной работы ученика……………………………..19

2.9. О роли семьи в музыкальном воспитании детей……………………………20   

 2.10. Правила общения «педагог – родитель»…………………………………...22

2.11. Формы привлечения родителей к деятельности ДМШ……………………24

III. ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….....29

IV. ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….32







  1. ВВЕДЕНИЕ

Часто бывает так, что дети, пришедшие в музыкальную школу с желанием учиться, постепенно теряют интерес к занятиям. Музыкальную школу бросают, нередко походив на уроки всего год, а бывает лишь пару месяцев. Отсев  обучающихся на протяжении учебного года может составлять до 10%. Более того, после 5-7 лет настойчивой работы многие из выпускников не играют дома, не посещают музыкальные концерты и не участвуют в самодеятельности.

Так как же организовать работу педагога, школы, чтобы не было таких проблем?

Давайте разберемся в причинах данной актуальной темы.

Почему дети любят современные танцы, но с трудом занимаются балетом? Также и в музыкальной школе – ведь это суровая школа жизни, а не праздник. Наймите частного учителя, который обожает свой предмет, и вы увидите живой интерес в глазах ребенка, потому - что тому будет позволено учить только то, что ему нравится, а требования будут соответствовать его способностям. Но в ДМШ не всегда работают люди - фанаты своего дела. Так что первая причина проста - дети не любят музыкальные школы, потому что они довольно строгие: экзамены и зачеты при зрителях способен выдержать далеко не каждый ребенок, тут нужна хорошая нервная система.

Обучение музыке не простое дело, оно требует каждодневного труда и усилий. Это трудно даже для взрослого, а значит, ребенка придется заниматься заставлять. К сожалению, не каждый обучающийся и родитель понимает, что каждодневные тренировки развивают мозг, коммуникабельность, помогают преодолеть лень, помогают развить силу характера.
Причина вторая - слабые музыкальные данные.  Работать с одарёнными, профессионально ориентированными детьми легко, благодаря сильной и обоснованной мотивации к получению знаний. Такие дети не бросают  обучение на полпути.  Из тех, кто хочет учиться «для себя», тоже попадаются учащиеся с хорошими данными. Правда, поскольку современные условия  набора в ДМШ не предполагают отбора по музыкальным способностям, преподаватель всё чаще сталкивается с проблемой обучения детей без соответствующих данных. Таким обучающимся тяжело следовать учебной программе. К ним необходимо применять иной, личностно-ориентированный, подход. 

А еще есть категория родителей, которые воспринимают музыкальную школу как «продлёнку», куда можно привести ребёнка, чтобы он «не болтался на улице». В таком случае о покупке инструмента, аккуратном посещении и выполнении заданий речь идти не будет, так как в подобных семьях наблюдается низкий уровень культуры,  отсутствует установка на труд. И это тоже влияет на процесс обучения.

  Итак, что получается? Дети со способностями ниже средних начинают заниматься. Но проблемы выявляться довольно рано. При возрастании трудностей обучающиеся чувствуют, что не справляются с учебным процессом, педагоги наседают, родители недовольны. Эти первые неудачи в детском возрасте влекут за собой опускание рук, нежелание ходить в музыкальную  школу, депрессии.

Принимая детей без выраженных музыкальных данных, мы должны понимать, что берём на себя ответственность за их физическое и психологическое здоровье, а поэтому должны либо прекратить их принимать, либо обязаны адаптировать учебный процесс и разработать новые программы, искать современный подход к процессу обучения.
Еще одна причина ухода детей из ДМШ - большая загруженность в общеобразовательной школе.  По словам родителей, дети «не успевают делать уроки», потому что им нужно бежать «на музыку», где тоже задают уроки, а их необходимо выполнить. Налицо дефицит времени. Вот этой причине уходят из музыкальной школы и даже ребята со способностями выше средних.
  Некоторые амбициозные родители стремятся к посещению их чадом многочисленных кружков. В результате обучающийся не справляется с объёмом знаний в силу нечеловеческой загруженности и посещение музыкальной школы также прекращается.
В последнее время в провинциальных городах страны престиж профессии академического музыканта падает катастрофически. Что же всё-таки может сделать для себя отдельная ДМШ или ДШИ?

Ответы на эти вопросы есть. Во-первых, необходимо поднять имидж своего учреждения; во-вторых, необходимо применение учителями современных, инновационных форм работы; в–третьих, необходима грамотная работа с главными заказчиками нашей деятельности – родителями.






















II. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
2. 1. Создание имиджа школы 

Среди людей непосвященных существует миф о том, что педагоги учреждений дополнительного образования — это люди, ни образования, ни профессиональной подготовки, ни надлежащей квалификации не имеющие. Именно на этой основе формируется представление о ДМШ, а также о конкретной школе в частности.

Из чего должен складываться имидж учреждения дополнительного образования?

Внешний имидж — это необходимость постоянно транслировать цели и виды деятельности школы для всех групп целевой аудитории. Это и создание сайта школы, регулярное его пополнением, это и необходимость информирования «внешнего потребителя» с помощью издания буклетов, статей в газетах, журналах, это и участие в мероприятиях, имеющих широкий общественный резонанс.

Внутренний имидж — это отношение к школе сотрудников и обучающихся.

Неосязаемый имидж — атмосфера школы, со своими сложившиеся традициями, а также эмоциональный настрой работников.
Имидж школы могут составлять и детали, кажущиеся на первый взгляд мелочами: внешний вид работников, их доброжелательность, вежливость, а еще эстетичное оформление классных комнат, холлов, порядок в гардеробе, чистота и ухоженность лестничных пролётов, озеленение школы.

Цель руководства школы — целенаправленно сформировать имидж учреждения, ориентируясь на свою целевую аудиторию - родителей обучающихся, самих обучающихся, социальных партнёров, средств массовой информации. 


2.2. Цели и задачи, содержание, различные формы проведения урока Урок в ДМШ и ДШИ – это особый вид деятельности, не похожий на уроки в общеобразовательной школе. Это индивидуальное занятие педагога с учеником, целью которого является овладение игрой на музыкальном инструменте, а задачами - привитие любви к музыке, раскрытие творческих способностей, расширение кругозора, повышение интеллекта обучающегося.

Любой урок должен быть посвящен выполнению какой-либо задачи. В зависимости от постановки этих задач, уроки можно разделить на следующие типы:

1.Урок, посвященный изучению нового материала,

2.Урок – исправление ошибок,

3.Урок – закрепление пройденного материала.

4. Комбинированный урок.

Последний тип урока - наиболее подходящий для музыкальной школы.

В современных общеобразовательных школах применяются следующие виды уроков: теоретическое занятие, практическое занятие, самостоятельная работа, лекция, беседа, семинар, экскурсия, концерт, кино-урок, конференция, коллективный анализ, контрольные уроки. Чем больше вариантов из этого разнообразия сможет применить педагог – музыкант на уроках специальности, тем дольше будет поддерживаться интерес ученика к инструменту.

Содер­жание урока и его структура зависят от многих факторов: от цели обучения — профессионально ориентированного или проводимого в рамках обще-музыкального образования, от того, является ли инструмент специальным или дополнительным.

Наполнение урока определяется индивидуальной манерой педагога. При этом последний по-разному занимается не только с разными учениками: приемы и методы работы не оста­ются неизменными и при занятиях с одним и тем же обучающимся.

Организация урока зависит еще от многих моментов: кому он дается, когда проводит­ся, над каким репертуаром идет работа. Прослушивание домашнего задания, работа с учеником над программой и новое задание — таковы стабильные части урока, его основное содержание, но структура его варь­ируется в самых широких пределах.

Ход занятия зависит от многих обстоятельств. От того, напри­мер, в каком умонастроении и физическом состоянии находится ученик. Если, скажем, он пришел усталым, лучше начать с легких задач и постепенно «разогреться». С тем, кто в хорошей форме, можно сразу приступать к самому трудному. Порядок работы связан с характером и объемом учебного материала. И, наконец, имеет значение и то, когда проводится урок (знакомство ли это с новым репертуаром или последние занятия перед экзаменом).

На уроке должно найтись место и разговорам о музыке и не толь­ко о ней. В процессе общения с учеником педагог оказывает раз­ностороннее влияние на формирование его личности, способствуя развитию эстетических вкусов, расширению кругозора, воспитанию характера. Тогда урок становится, по словам Артура Рубинштей­на, «формой человеческого общения», где ученики превращают­ся в единомышленников и друзей.



2. 3. Подготовка педагога к уроку

Планирование урока педагогом на современном этапе дает возможность экономить время. Для этого необходимо представлять, в каком порядке он будет работать над музыкальным материалом, какие педагогические приемы будут им применены, чего он хочет достигнуть с обучающимся не только на этом уроке, но также представлять и итоговый результат всей работы.

Одна из важнейших  забот педагога — выбор программы для обучающегося. Вклю­чаемые в нее произведения должны быть ученику по силам. А чтобы выбираемые преподавателем музыкальные произведения пришлась обучающемуся по душе, надо обязательно учитывать его желания. Часто дети, услышав в классе или на зачете интересную пьесу, говорят о своем желании тоже ее играть. Нужно обязательно брать на заметку это произведение, вписывать заранее в индивидуальный план.

Составлять индивидуальные планы надо очень продуманно. Не оттягивайте работу над ними! В результате педагогической «лени» потом приходится либо многое менять, либо мириться с неудачным выбором некоторых пьес, которые окажутся ученику не по силам.

Индивидуальный план должен быть действительно индивидуальным, отвечающим задаче воспитания данного ученика. Вводите в план сочинения, которые помогли бы ярче и скорее раскрыть ученика, развить все лучшие задатки его натуры.

Некоторые ученики, долго играя произведения, которые им не удаются, начинают работать без интереса и теряют веру в свои силы. Обычно для устранения недостатков целесообразно выбрать произведение, не слишком чуждое индивидуальности обучающегося, а в какой-то мере ей близкое, но дающее в то же время возможность поработать над их устранением. Тогда он чувствует себя более уверенно и легче справляется с имеющимися трудностями.

Подобрав программу для класса, педагогу необходимо самому освоить ее. Освоить — это значит основательно подумать над текстом: над особенностями структуры произ­ведения, его ладогармонического, ритмического языка, над средствами исполнительской выразительности. А также прикинуть, что для обучающегося может быть трудно в исполнении, и как ему помочь.

Освоить программу — это значит также уметь самому ее исполнять. Задумаемся над выражением «педагогический репертуар». В отличие от концертного, педагогический реперту­ар — это золотой запас, который педагог - музыкант накапливает, чтобы за­тем использовать его перед ответственнейшей аудиторией — своими учениками. К сожалению, многие преподаватели способны «на­играть» лишь основной тематический материал изучаемого в классе. Не пропустив должным образом музыку через свои пальцы, мышцы и нервы, педагог лишь поверхностно зна­ет его, а, значит, не может во всем объеме его преподать. Обучающиеся, не слыша в исполнении такого учителя музыкального произведения в его целостности, лишаются возможности наблюдать, как оно воссоздается из нотного текста. Так теряется контакт с преподавателем, зарождается недоверие, растет отсутствие интереса.

Репертуар школьников в музыкальной школе формируется постепенно. Часто молодые пелагоги, недавно окончивший собственную учебу, склонны давать учить обучающимся то, что у него, как гово­рится, «в пальцах». Отсюда — завышение трудности ученичес­ких программ и неяркие выступления.

Еще одно распространенное негативное явление – это однообразие учебного репертуара. Так происходит, когда преподаватель дает ученикам одни и те же «фирмен­ные» пьесы. Давайте не будем забывать, что постоянное обновление педагогическо­го репертуара — верный признак высокого профессионального уровня преподавателя. Берите ноты с сайтов, обменивайтесь с коллегами, ищите новое, необычное!

Обдумывание содержа­ния и хода урока также входит в подготовку к уроку. Жизнь обязательно внесет в первоначально разработанный план коррективы, но, как показывает опыт, импровизационные отклонения от уже намеченного оказываются тем продуктивнее, чем лучше продуман составленный предварительно план. Трафарет­ными бывают как раз уроки не спланированные, не продуманные заранее. Как говорил С. Савшинский, импро­визация предполагает «заданную тему, а не плавание без руля и ветрил по морю эрудиции». Обдумывая предстоящий урок, нужно вспомнить, чему было посвящено и как протекало предыдущее занятие, и критически его оценить. Стимул новизны предполагает наличие на уроке всегда чего-то нового: увлеченности, игровой ситуации, неожиданности какого-либо момента на уроке.

Репертуар должен быть не только интересным, но доступным и удобным для школьника. Удобство репертуара заключается в его воспроизведении на сцене. И если он труден для обучающегося или, наоборот, легок и неинтересен, то на сцене ребенок будет чувствовать себя некомфортно, у него тогда активность на занятиях спадет и внимание будет рассеянно. Таким образом, успех на сцене является еще одним стимулом к развитию интереса. Однако его можно достичь при выполнении следующих условий: ясном осознании произведений, звучащих на сцене; ощущении надежности своих знаний, умений, навыков; ясном понимании истоков своих неудач.

Школьники будут стремиться к успеху на сцене, если преподаватель или коллектив педагогов устраивали бы им разного рода соревнования, предполагающие концерт или конкурс. На концерте или конкурсе обучающтеся будут стараться обыграть своих соперников, а это приведет к росту их способностей. Именно поэтому уроки музыки должны быть занимательными. Педагог, таким образом, будет постоянно вызывать эмоциональные отклики у детей, так как, если их не будет, ученики будут плохо осваивать любой материал.

Подбирая музыкальный репертуар, педагог должен учитывать, какая эмоциональная реакция будет у ребенка. Таким образом, для ученика важен не каждый элемент работы в отдельности, а какие эмоции должна пробуждать совокупность таких элементов. Выбранные произведения играют решающую роль в формировании музыкального вкуса и развития исполнительского мастерства юных музыкантов.

Впечатление — это опыт, в котором постигается с эмоциональной сутью мир. Однако, одни впечатления не играют решающей роли в воспитании. К тому же на уроках не все может произвести впечатление на детей. Именно поэтому педагог должен подобрать яркий репертуар, чтобы хотя бы одна часть урока была богатой впечатлениями.
На уроках необходимо создавать добрую, творческую, атмосферу, в которой ребенок может в полной мере проявить свои способности. Об исполняемых произведениях ученик должен знать все: в какое время жил композитор, какие произведения он написал, к какому жанру относится данное произведение, а если это произведение народное, то оно может быть связано с какими-то обрядами, праздниками или событиями, которые тоже необходимо знать. Великий русский писатель Л.Н. Толстой очень верно сказал: «Для того чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно». И если появится устойчивый интерес младшего музыканта - школьника к занятиям и он будет поддерживаться учителем, то ребенок сможет гармонично развиваться и в будущем стать профессиональным исполнителем.


2.4. Проверка задания

Первый компонент урока – проверка домашнего задания. Каким образом следует осуществлять проверку домашнего задания?

Прослушайте до конца все, что обучающийся принес на урок. Во – первых, вы таким путем можете себе составить более ясное представление о проделанной им домашней работе; во-вторых, ученик, психологически настраиваясь на то, что необходимо играть без остановок, привыкает концентрировать все силы на этой задаче и тем воспитывает в себе необходимые исполнительские качества.

Если видно, что ребенок работал над пьесой, полезно отметить имеющиеся достижения, поощрить его. Не следует слишком загружать внимание ученика множеством замечаний!

В методических разработках многократно и вполне справедливо осуждался метод так называемых «попутных поправок», при котором педагог, прослушивая ученика, начинает его прерывать и делать указания. «Метод попутных поправок» неэкономен по расходу времени и нерационален. Не связанные между собой указания усваиваются с гораздо большим трудом и хуже запоминаются. Опытный  учитель обращает прежде всего внимание обучающегося на самое главное — на общий характер исполнения, на важнейшие детали, на грубые ошибки. И лишь позже, постепенно он переходит к менее существенным частностям.

Слишком частое исполнение преподавателем или обязательное проигрывание каждой новой пьесы может затормозить развитие инициативы ученика. Исполнение сочинения целиком полезно либо в начальной стадии его изучения с тем, чтобы заинтересовать ребенка, либо в конце, когда это может помочь собрать пьесу, лучше почувствовать форму, глубже проникнуть в образ. Исполнение произведения перед началом работы имеет место, так как обучающемуся трудно самостоятельно разобраться в некоторых сочинениях, а изучение их без предварительного ознакомления протекает медленно и вяло. Мы должны учитывать и большое воспитательное значение отметок. Выставляя оценки, современным педагогам необходимо быть вполне уверенным, что обучающийся понимает, почему получил тот или иной балл.

Для поддержания интереса необходимо разнообразить проверки домашних заданий. Пусть в вашей практике появится урок, в ходе которого обучающийся «получает» роль педагога, оценивает себя и «проводит» занятие вместо учителя. Конечно, это лишь игра. Но при этом «вживании» ребенок поймет и проблемы, и трудности работы педагога, а в дальнейшем станет ответственнее подходить к своей работе, качественнее ее выполнять.



2.5.Работа над произведениями

Этой совместной работе над программой — второму компонен­ту урока — отводится большая его часть.

На уроке используются различные методы, помогающие обучающемуся понять характер исполняемой музыки и добиться хороших результатов. Чаще всего это — проигрывание преподавателем музыкального сочинения целиком, либо отрывками и словесные пояснения.

Наиболее плодотворен и естественен метод показа за инст­рументом, когда педагог играет ученику находящуюся в работе пьесу полностью или по фрагментам. «Повтори», — говорит учитель, и обучающийся старается скопировать предложенное. Копирование — необ­ходимая форма работы по освоению пианистического (и не только) мастерства. Подражая, можно набраться опыта, познакомиться с разнообразнейшими приемами игры, что называется, «набить руку».

Говоря о показе, можно коснуться еще одно­го момента. Как следует играть для обучающегося? В полную силу и как можно лучше? Мы должны помнить, что недосягаемость образца способна лишить ребенка желания заниматься («все равно мне так не сыграть...»). Не теряя высокого качества исполнения, преподаватель должен учиты­вать возможности ученика, демонстрируя ему художественную высоту, которую он вполне способен взять.

Разновидностью показа, ориентированного на конкретного уче­ника, является показ, именуемый в методической литературе «направляющим». Исходя из особенностей игры маленького музыканта, педагог специально высвечивает, особо выпукло преподносит те моменты, к которым он хочет привлечь внимание. Например, преувеличивает недостаточно выявленные обучающимся динамиче­ские оттенки, подчеркивает неозвученные басы, допускает тем­повую свободу там, где игра ребенка чересчур метрична и так далее. Эффективность такого яркого показа велика чрезвычайно.

Возможен и такой методический прием, когда педагог игра­ет нарочито неверно и спрашивает: «Почему это прозвучало плохо? Что я сделал не так?» Можно также изредка передразни­вать манеру игры ученика, представляя ее в утрированном виде. Это очень сильное средство, но пользо­ваться им надо с осторожностью. И дело не только в том, что этим можно ранить самолюбие молодого музыканта. «Непра­вильности» собственной игры, услышанные со стороны, могут запечатлеться в слуховой памяти, и результат окажется прямо противоположным.

Еще  один прием представляется Н.Корыхаловой чрезвычайно эффективным. Речь идет о трансформации музыкального текста с целью более глубокого постижения смысла музыки. Таким приемом часто пользовался А. Шнабель, он предлагал обучающемуся испробовать разные (мелодические, ритми­ческие, гармонические) варианты, представляя, как по-иному мог выразить свою музыкальную мысль композитор, стараясь понять, почему тот выбрал именно такое решение.

Современная музыкальная педагогика отличается следующими основными тенденциями: включенность музыки в общую систему гармонического воспитания личности, расширение репертуарных возможностей, обогащение репертуара за счет старинной музыки, современной музыки, большое внимание развитию слухового воспитания и творческих навыков учащихся, создание особой музыкальной среды для всестороннего воспитания ребенка, усиление интенсификации педагогического процесса, особое отношение к традициям в сфере преподавания музыки. Поэтому на сегодняшний день целесообразно использовать разные методики в обучении - традиционные и инновационные (Гнесиной, Фейгина-Калантаровой, Исенко, Смирновой, Мальцева, авторские методики Артоболевской, Брянской, Кривицкого, Мальцева, Мыльникова, Смирновой, Тимакина, Тургенева и других). Чтобы ученик не терял интереса к занятиям, следует включать так называемые «занимательные» методики (Грин, Никольская, Богино, Малахова).



2.6. Подведение итогов работы, домашнее задание

Третий и последний компонент урока — формулирование но­вого задания, обеспечение домашней работы ученика.

Современный учитель должен помнить, что задание должно быть посильным, понятным, интересным для обучающегося. Удалось ли сформулировать задание так, чтобы дома работа шла не впустую, занимался ли ребенок продуктивно, будет видно уже на следующем уроке по тому, как тот будет играть. Ясно ли обучающийся себе представляет не только объем материала, который надлежит выучить, но и характер работы над ним. С этой целью, а также для закрепления в памяти ребенка наиболее существенного из того, что ему было сказано, полезно в конце урока задать соответствующие вопросы. И пусть ребенок сам поставит себе оценку за домашнюю работу и сообщит о резуьтате на следующем уроке. Умение оценить себя способствует более качественным занятиям, развивает ответственность и честность ребенка и, конечно, способствует заинтересованности.

Стимул оценок также влияет на школьника. Оценка, поставленная педагогом, может вызвать у ученика различные эмоции. Поэтому учитель должен крайне осторожно ставить оценки, с учетом личности обучающегося, ибо они являются плодом его усилий. Ведь почему ученики - двоечники не любят какой-либо предмет? Потому что у них может утвердиться сознание, что они ничего не умеют и ни на что не способны. В таком случае, как правило, они бросают этим делом заниматься. Поэтому педагог должен обязательно акцентировать внимание даже на маленьких победах.


2.7. Гармония общения.

Дети, родители, учителя - все являются участниками образовательного процесса. И качество нашего общения влияет на качество обучения, на благоприятную обстановку в школе.

Условия, необходимые для гармоничного общения - открытость, доверие, умение прощать, мудрость, взаимопонимание, умение слышать и слушать другого человека. Качества педагога, необходимые для успешного общения с учениками - честность, толерантность, доброта, терпимость, бесконфликтность. Качества личности, мешающие успешному общению - раздражительность, невоспитанность, несдержанность, конфликтность, лживость.

Как организовать общение со своими обучающимися классному руководителю в ДМШ?

Сегодня мы часто жалуемся, что дети стали равнодушными, злыми, эгоистичными. Но ведь они такими не рождаются, такими их воспитываем мы, взрослые люди. Поэтому нам в своей работе необходимо особое внимание уделять “часам общения”, где можно с ребятами обсуждать интересы и проблемы, присущие разным возрастам.

Разработайте на общих собраниях класса «Правила класса», изучите памятки, рекомендации школы. Постарайтесь, чтобы эти внеклассные мероприятия сплотили коллектив класса, чтобы каждый ваш обучающийся чувствовал себя в школе комфортно.

Через анкетирование изучайте не только учеников и их родителей, но и психологическую обстановку в семье. Но никогда не выдавайте секретов! Именно тогда дети откроют вам душу, и вы сможете узнаешь о них намного больше.

В распоряжении педагога имеется много средств и способов воздействия на обучающегося при работе на уроке над его игровой программой. Выразительным жестом, мимикой можно без труда управлять исполнением ученика по ходу игры. Хотя, конечно, самым мощным средством воздействия на ребенка является слово. Всем педагогам не грех последить за правильностью своей речи. Неуместны на уроках жаргонные выражения, прозаизмы и любые насилия над русским языком (пример: «играть отдельными руками» вместо «каждой рукой отдельно»).

Какой должна быть речь педагога нашего времени? Грамотной, лаконичной, ясной, яркой, не книжной, не сухой, образной, лексически богатой. Надо уметь найти те слова, которые способны определить и характер произведения, и дать представление об окраске звука, и передать  эффект при использовании педали.

Умение говорить о музыке помогает постичь её непростой язык. Можно одним лишь верно найденным словом - экстрактом придать желательный характер исполняемому («тревожно», «ликуя», «печально», «торжествуя», «застенчиво», «гордо» и так далее). Меткое слово способно выразить и сущность технического приёма, навести на нужные мышечные ощущения, передать характер движения.

При всем при этом надо помнить, что урок – не монолог педагога. Будь он трижды златоустом, но речи не принесут желаемой пользы, если ответом будет молчание ребенка. Разговорить ученика надо не только для обратной с ним связи. Конечно, диалог между преподавателем и обучающимся постоянно ведётся на языке музыки, но «разговора» двух роялей недостаточно, нужен ещё обмен мыслями, чувствами, соображениями по поводу изучаемых произведений.



2.8. Организация самостоятельной работы ученика.

Чаще дети начинают заниматься музыкой одновременно с учёбой в общеобразовательной школе и, не имея достаточного опыта, не умеют организовать нужный режим дня. Чем может помочь педагог ДМШ в данном случае? 
На занятия музыкой должны быть выделены определённые, постоянные часы с учётом того, чтобы ребёнок занимался 2-3 раза в день по 20 - 30 минут. Родителям необходимо объяснить, что в  процесс занятий они вмешиваться не должны, ибо непрофессиональные замечания могут принести только вред работе.

В дневнике, в конкретной форме отражен учебный процесс, видна главная направленность работы педагога. В дневнике выставляются оценки. В случае плохой оценки, родитель должен откликнуться на этот «тревожный» сигнал и сразу же связаться с педагогом, чтобы своевременно помочь ребёнку исправить какие-то сделанные упущения.

          Есть дети, которые ленятся и не всегда выполняют требования учителя. Так, иногда педагог пишет, что каждую песенку надо играть по 10 раз, а вот «10-то раз играть не хочется». Здесь родители могут помочь выполнить задание, не прибегая к принудительным мерам, делая это незаметно для ребёнка (как плохо кушающего ребёнка, чтобы насытить, просят его съесть за папу, за маму, бабушку и так далее). Используйте такой вариант!

Часто родителям некогда сидеть рядом с маленьким музыкантом, тогда можно использовать игрушки, для которых он будет играть или цветные карандаши для подсчета количества сыгранного.

С большим желанием ребёнок работает, если видит, что к его труду проявляют какой-то интерес, поэтому дома надо устраивать периодические музицирования выученных песенок.

Пусть родители заведут свою музыкальную библиотеку из нот и другой музыкальной литературы, папки печатных нот, собственных сочинения маленького музыканта.
          Всё это вместе взятое развивает и приобщает детей к музыке, повышает интерес к занятиям. 



2.9. О роли семьи в музыкальном воспитании детей.     

«Хорошие родители (для ребенка) важнее хороших педагогов», - отмечал в одном из своих исследований выдающийся пианист Генрих Нейгауз. Действительно, старание даже самых великих педагогов бывают бесплодны, если родители обучаемого в ДМШ ребенка равнодушны к музыке. А ведь именно папы и мамы, могут «заразить» малыша любовью к этому виду искусства, пробудить интерес, слушая музыку дома, музицируя, посещая концерты. В наше время очень важна личная заинтересованность в продолжение всего музыкального образования ребенка.

Очень важно, чтобы маленький музыкант в процессе овладения музыкальными навыками не оставался наедине со встретившимися трудностями. Мама, папа, сестра, брат, бабушка, дедушка, могут стать незаменимыми помощниками в ежедневном обучении, даже если они сами не учились музыке и не умеют играть ни на одном музыкальном инструменте. Подчеркиваем слова «ежедневное обучение», потому что с первого же шага обучающемуся нужна ежедневная помощь в освоении нового. Только с такой помощью музыка станет для него самой жизнью, а не просто занятиями.

Поступление в музыкальную школу большое событие для ребёнка. Однако, родителей следует предупредить, что им придется набраться терпения и учиться вместе со своими детьми, чтобы своевременно оказывать помощь ученику, особенно на начальном этапе. Необходимо лично участвовать в создании музыкально-воспитательной обстановки дома. Важно помнить, что ребенок должен заниматься музыкой с удовольствием и интересом.
Ещё одна проблема у детей первого, а то и второго года обучения – это расписание. Ведь ДМШ, хотя и несет на себе функцию дополнительного образования, но здесь такой же учебный процесс, что и в основной школе. И уроки, и расписание, и учебные принадлежности. Дети то опаздывают, то забывают придти, путают занятия, забывают на урок ноты и тому подобное, и, конечно, здесь необходима помощь родителей. Нужно выучить с детьми расписание, помочь вместе составить расписание занятий музыкой на каждый день. Учитель может подарить бланк расписания со своим телефоном, общими телефонами учреждения. Родителям необходимо вовремя отправить ребенка на занятие, проконтролировать, всё ли необходимое к уроку он взял, проверить дневник. Естественно, что одного желания малыша для учебы мало. Мамам и папам нужно чаще проявляйте интерес к тому, чем занимается ваш ребенок. Он должен чувствовать поддержку, заинтересованность в его успехах. Это укрепит в нем желание прилежно обучаться музыке.
Пожалуй, самое сложное при обучении в детской музыкальной школе – это организация самоподготовки. Дети учатся в двух школах, да еще, чаще всего, являются активистами прочих общественных мероприятий. Вот поэтому очень важно правильно организовать свободное время, чтобы обучающийся мог отдохнуть и найти время для музыкальной подготовки. Пусть это будут хотя бы полчаса – час, но это будет ежедневным. И самое главное – оно должно быть результативным. Оградите своего ребенка на это время от всего, что может его отвлечь (телевизор, компьютер, посторонний шум). Старайтесь, чтобы во время занятий ничто не отрывало внимание ребенка, занятия должны протекать спокойно и желательно в одно и то же время. 
Очень остро вопрос организации свободного времени стоит у обучающихся старших классов. Ученики выпускного класса в течении учебного года готовят выпускную программу и считают, что времени впереди очень много. Но такое мнение ошибочное. Программа очень сложная и для исполнения, и по продолжительности. Поэтому подготовить ее нужно уверенно, довести все до автоматизма, чтобы никакие волнения не помешали последнему выступлению. А для этого надо уже с первых дней серьезно готовиться к выпускному экзамену.

Как показывает опыт, с выпускниками нужно осуществлять постоянный контроль, привлекая родителей.
Таким образом, родители могут стать единомышленниками педагога-музыканта ДМШ в деле приобщения ребенка к музыке.
     Семья – это первое и наиболее важная ступенька на пути ребенка в мир музыки. Именно родители закладывают основы мировосприятия, морали, эстетических вкусов своих малышей. Как показывают исследования, проводящиеся и в нашей стране и за рубежом, увлечение музыкой у большинства любителей и профессиональных музыкантов начиналось именно под влиянием семьи.



2.10. Правила общения «педагог – родитель»

1. Ответственность за провал или успех встречи лежит на учителе, так как он профессионал. Взаимопонимание наладится быстрее, если учитель не сидит за столом выражая позицию начальства, а будет находиться рядом, показывая готовность к сотрудничеству.

2. Непременным условием состоявшегося общения является взаимное уважение. Если родители настроены агрессивно или пришли с установкой что-то сказать или оправдаться перед учителем, они не способны его слушать, принимать советы и рекомендации.

3. Чтобы оказать отцу или матери действенную помощь, необходимо раскрыть родителю возможности их ребёнка (например: «способный мальчишка», «имеет силу воли», «способен проявить характер») и убедить родителей опираться на эти хорошие качества в дальнейшем.

4. Обе стороны должны быть благодарны за общение. Вот формула, которой неплохо бы руководствоваться при общении: “Мы оба и каждый из нас заинтересованы в том, чтобы он вырос, добрым, умным, раскрылись все его способности”.

5. Обе стороны должны открыто посвящать друг друга во всё, что помогает понять ребёнка и проблемы, связанные с его воспитанием.

6. В диалоге учитель-родитель недопустимы: резкая ирония, придирки к неудачно подобранному слову, саркастические замечания, а также общее пренебрежение.

7. Учитель не сможет понять поведение ребёнка прежде, чем поймёт отношение к нему родителя.

Пусть любое решение станет результатом взаимного размышления и со стороны родителей руководством к действию. И еще, пожалуй, самое главное - нам всем следует помнить, что главной целью общения является ребёнок. Если между родителем и педагогом существует неприязнь, то её нужно преодолеть во имя ребёнка.



2.11. Формы привлечения родителей к деятельности ДМШ.

По опыту работы школ можно сделать вывод, с одной стороны – не все мамы и папы откликаются на стремление педагогов к сотрудничеству с ними, с другой стороны — сами преподаватели нередко не любят работу с родителями по ряду причин. Некоторые считают, что с молодыми родителями работать сложно, так как те или «всё знают», или им безразличны вопросы воспитания и зачастую стремятся подменить непосредственное общение с родителями информационными объявлениями. Другие и хотели бы установить контакт с родителями их воспитанников, но не знают, как его осуществить.

Родители очень нуждаются в помощи и поддержке в воспитании собственных детей. Не парадокс ли? Да, это так. Кто же им поможет? Одной из злободневных и актуальных задач нашего времени становится взаимодействие и сближение образовательного учреждения и семьи, а также распространение накопленного в этом направлении опыта.
Никто лучше родителей не знает характер, темперамент своего ребёнка, и поэтому никто, кроме них, не может помочь маленькому человеку в знакомстве и укреплении связей с новым занятием, которое (кто знает?) со временем может перерасти даже в профессию.  Поэтому педагог должен по мере возможности вовлекать родителя в образовательный процесс.

Работа с родителями должна вестись не только на уровне класса одного педагога, но и на уровне школы. И здесь большую роль играет и позиция администрации, и отношение к работе преподавателей групповых предметов. Педагог по специальному инструменту отвечает за проведение родительских собраний своего класса, классных часов, и он может активно вовлекать сюда родителей. Но на общих родительских собраниях администрация может знакомить родителей с нормативно-правовыми документами, внутренним распорядком, уставом школы, минимальными требованиями, перспективами развития учреждения, перспективами дальнейшего профильного  образования, агитировать за престижность обучения музыке, приводить в пример перспективных учащихся, лауреатов, дипломантов, которыми гордится школа, а также организовывать встречи с родителями этих детей, одним словом, создавать неголословную мотивацию. Можно проводить регулярное анкетирование с целью изучения родительского запроса, анализа результатов обучения. 
Если все сотрудники школы, грамотно объединённые единой целью, приложат совместные усилия, можно попытаться говорить о возрождении популярности музыкального образования, хотя бы на местном уровне школы, ведь заинтересованность в области музыкального академического искусства по-прежнему остается общепризнанным в мире показателем степени культурного развития общества.
Сотрудничество преподавателей и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитие способностей, формировании ценных жизненных ориентаций. Педагоги с родители должны искать вместе наиболее эффективные способы решения проблем, определять содержание и формы педагогического просвещения в этой связи.

Итак, каковы задачи по поиску форм сотрудничества с родителями?

  • Создание благоприятных условий для привлечения родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения;

  • Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;

  • Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.

Каковы пути решения этих задач?

  1. Изучить рекомендации передового педагогического опыта.

  2. Разработать теоретический алгоритм по решению проблемы.

  3. Определить круг работы каждого специалиста и воспитателя.

  4. Подобрать анкеты, тесты для педагогов и родителей.

  5. Подобрать и апробировать формы и содержание работы по привлечению родителей к деятельности учреждений дополнительного образования.

Преобладающая часть родителей не имеет специальных знании в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывает трудности в установлении контактов с детьми. Поэтому, сотрудничая с родителями, мы стремимся к позиции поддержки, учитываем эмоционально-личностные особенности как ребенка, так и его близких, придумывая способы вовлечения родителей в воспитательный процесс, предоставляя им право свободно, по своему усмотрению, знакомиться с жизнью ребенка в разных видах деятельности: в игре, труде, во время еды, на прогулке и так далее. Такие наблюдения - источник новых, подчас неожиданных знаний о ребенке.

Взаимоотношения педагогов и родителей возможно лишь в том случае, если учителя являются советчиками, договариваются о совместных действиях. Для активизации воспитательных возможностей родителей педагогу целесообразно использовать разнообразные активные формы общения с ними: дискуссионные встречи, практикумы, совместные досуги взрослых и детей, фольклорные семейные вечера, познавательно-игровые викторины.

Какие формы работы с родителями в ДМШ можно использовать на современном этапе?

1.«День открытых дверей». В  такой день родители имеют возможность посещать занятия и другие мероприятия с участием детей, заполняют анкеты, пишут отзывы, пожелания педагогам. Возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, способствует пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания. «Погружение» в жизнь дошкольного учреждения собственно способно в большей степени продемонстрировать мамам и папам особенности воспитания и обучения детей. Длительное наблюдение ребенка в новой обстановке позволяет им иначе взглянуть на него и на воспитание в домашних условия. Эта форма работы всем особенно важна, так как позволяет увидеть реальные достижения каждого ребенка.

 2. В начале учебного года в ДМШ необходимо организовать встречу с родителями обучающихся первых классов и провести с ними беседу о специфики работы музыкального учебного заведения, порядками, условиями и задачами. Такая встреча поможет ближе познакомиться с семьёй каждого учащегося, познать культурный уровень и в связи с этим строить определённые планы.  
3. Целесообразно распространять среди родителей информацию о предоставляемых школой услуг через «сайт педагога».

4. С целью привлечения родителей к активному участию в деятельности необходимо организовывать совместные музыкальные праздники (например: «Наша семья и музыка», «Споем-ка!»)

5. Выпускать совместно стенд в классе «Музыкальная информация», так как лучший опыт семейного воспитания регулярно представляется в виде фотогазет, коллективных работ, фотомонтажей.

6. Неплохо, если родители помогут в оформлении и заполнении «Сайта класса», где будет опубликован материал по наиболее актуальным проблемам, запросам родителей, по деятельности школы, по опыту воспитательной работы в школе. Участвуя в подобной акции, дети, родители и педагоги получают творческий импульс к развитию своих способностей, а так же получают эмоциональную и духовную поддержку. Обучающиеся получают возможность разобраться в той или иной информаций, а родители с увлечением передают свои знания и опыт.

7. Реализация проекта «Родительская почта» на страницах сайта налаживает динамичную и действенную обратную связь преподавателя и семьи.

8. Не менее интересной формой сотрудничества является привлечение родителей в участию в заполнении «Фотоальбома класса» (в сайте или на стендах) .  

 9. Привлечение родителей к заполнению анкет, отзывов, пожеланий – очень важная составляющая общения с родными учеников.

Если выстроить эффективную технологию взаимодействия с родителями через организацию интересных формы работы, координацию деятельности всего педагогического коллектива, создания оптимальных взаимоотношений преподавателей и родителей, то можно повысить уровень привлечения родителей к деятельности музыкального учреждения. И тогда:

  • У родителей появится интерес к работе школы и воспитанию детей.

  • Измениться характер вопросов родителей к педагогам учреждения. Родителями овладеют необходимыми практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей.

  • Увеличится посещаемость родителями мероприятий по педагогическому просвещению, их активность; участие в конкурсах, досугах, праздниках и так далее.

  • Появится пониманию родителями практической и воспитательной значимости их помощи школы в хозяйственной и педагогической работе.

  • Проявится интерес к активному включению в планирование образовательного процесса.

Совместные творческие проекты расширяют кругозор детей, взрослых, наполняют их творческой энергией, способствуют позитивным изменениям в семье, помогают выстраивать взаимодействие и сотрудничество семьи и образовательного учреждения.

III. ВЫВОДЫ:

Организация учебной работы имеет принципиальное значение, поскольку определяет эффективность обучения, его результативность.

В современных условиях преподаватели ДМШ и ДШИ обязаны искать лучшие педагогические системы, применять новейшие достижения педагогики, в том числе и информационно-коммуникационные технологии, идти по пути индивидуализации обучения, создавать адаптированные варианты учебных программ для детей с недостаточными музыкальными данными, постоянно оценивать результаты обучения, контролировать, своевременно выявлять пробелы посредством общения с родителями обучающихся.

Музыкальное воспитание — основа музыкальной культуры народа. Главной задачей массового музыкального воспитания в школе является не столько обучение само по себе, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир обучающихся, и прежде всего, на их нравственность. Искусство способно увлекать человека. Заинтересовать детей можно лишь глубокими мыслями и чувствами. На уроках ученикам нужно прививать музыкальный вкус, в результате чего ребенок будет ощущает благотворное влияние музыки, обогащающее его духовную жизнь. Задача учителя — показать, что назначение искусства не только в том, чтобы быть развлекательным творчеством, а прежде всего воспитывать и укреплять лучшие душевные качества маленьких членов общества.

В становлении личности человека большую роль играет и самовоспитание, под которым понимается и целеустремленная работа над формированием у себя желаемых черт характера. Даже если ребенок не склонен быть хорошим музыкантом, все равно ему необходимо музыкальное образование для полноценного развития личности, особенно в младшем школьном возрасте. Музыкальное самовоспитание предопределяет не только формирование у школьника желаемых черт характера, но и желание удовлетворить свои духовные потребности через слушание музыки по радио, телевидению, в кино и театре. Музыкальное самообразование — поиск, усвоение, пополнение музыкальных знаний ученика. Современная педагогика и психология требуют, чтобы обучающийся не только воспитывал себя определенными поступками, но и ясно осознавал их цель.

Когда ребенок реализует свое «Я», его личность становится активной, а активность ученика проявляется тогда, когда активен педагог. В зависимости от интереса к учебной деятельности зависит успешность обучения. Поэтому всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знаниям и к учению. Когда дети занимаются с охотой, то дело идет легче и успешнее, чем при занятиях по необходимости. К.Д. Ушинский писал, что «учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к учению, без которого он далеко не уйдет».

    В детской среде за последние годы произошли кардинальные изменения, вызванные новыми реалиями общественной жизни. Они видят мир иным, не так, как предыдущие поколения. У современных детей наблюдается процесс расслоения сознания, охвативший в последнее время взрослых. А ведь воспитание личности есть ее поэтапная и непрерывная подготовка к регуляции всех видов отношений, в ходе которых личность осваивает общественную шкалу ценностей, позиции, нормы, организацию и способы участия в конфликтах.

         В процессе же обучения и воспитания должна быть обеспечена социализация личности, то есть: личностное гражданское и профессиональное самоопределение подростков. Это предполагает освоение новых реалий, подготовку к экономически самостоятельной жизни, формирование базового минимума культуры, что означает некоторые внешние и внутренние общекультурные предпосылки, необходимые для здорового существования человека и окружающей его среды, их условия гармонического развития.

         Опираясь на перечисленные современные задачи и направления системы воспитания с позиции единства образовательного пространства, детская музыкальная школа должна быть очагом массового музыкально-эстетического воспитания, поскольку оно является частью модели воспитательной системы образовательных учреждений разного типа. Успехи, достигнутые за последние годы в решении проблем музыкального воспитания, говорят о большой работе и серьезном внимании, которое уделяют педагоги-музыканты гармоническому развитию учащихся. Не ограничиваясь обучением игре на инструменте, педагоги стремятся воплотить идеи комплексного подхода в разностороннем воспитании детей.

         Только шаг за шагом, ведя обучающихся от первых еще поверхностных музыкальных впечатлений к глубокому и серьезному постижению музыки, когда искусство из приятного препровождения времени превращается в жизненную потребность человека, педагог-музыкант сумеет приобщить своих учеников к миру музыкального искусства.   

         Нелегко справедливо оценить результаты деятельности педагогов ДМШ, но критерием такой оценки и может служить его вклад в музыкальную культуры страны – музыкальная деятельность воспитанников на различных поприщах.






ЛИТЕРАТУРА

1. Арчажникова, Л. Г. Профессия – учитель музыки: книга для учителя /

Л. Г. Арчажникова - М.: Просвещение, 1984. — 111 с.

2. Асафьев, Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании: сб. статей / Б. В. Асафьев - Л.: Музыка, 1973, изд. 2-е. - 144 с.

3. Баренбойм, Л. А. Музыкальная педагогика и исполнительство / Л. А. Баренбойм - Л.: Музыка,1974. – 337 с.

4. Булычева, Л.С. Индивидуальный подход к учащимся как условие предупреждения их неуспеваемости / Л. С. Булычева - М.: Просвещение, 2004. – 189 с.

3. Ильченко, Е.И. Индивидуальный подход к учащимся при организации домашней работы / Е. И. Ильченко -  М.: Просвещение, 2004. - 213 с.

4. Кабалевский, Д. Б. Воспитание ума и сердца. Книга для учителя / Д. Б. Кабалевский - М.: Просвещение, 1984. - 206 с.

5. Нейгауз, Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: записки педагога / Г. Г. Нейгауз - М.: Музыка, 1967. - 309 с.

6. Психология одаренности детей и подростков / ред. Н. C. Лейтеса - М.: Академия, 1996. - 416 с.

7. Рабунский, Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников / Е. С. Рабунский - М.: Педагогика, 2000. – 184 с.

8. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов - М.: Педагогика, 1985. - 328 с.

9.  Хоменко, И.А. Имидж школы: механизмы формирования и способы построения //http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=386
10. Холопова, В. Н. Музыка как вид искусства: учеб. пособие / В. П. Холопова - СПб.: Лань, 2000. - 320 с.

11. Цыпин, Г.М. Человек. Талант. Труд. Музыкант в современном мире. Книга для учителя / Г. М. Цыпин - М.: Просвещение, 1992. - 240 с.






























  • Эмблема и гимн школы

  • Коллектив

    • Администрация







9



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Воронежская Светлана Анатольевна

Дата: 05.03.2017

Номер свидетельства: 398012

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "ФГОС. Что измелось на уроке? "
    ["seo_title"] => string(28) "fgos-chto-izmielos-na-urokie"
    ["file_id"] => string(6) "221796"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435582383"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "ФГОС. Что изменилось на уроке? "
    ["seo_title"] => string(30) "fgos-chto-izmienilos-na-urokie"
    ["file_id"] => string(6) "221797"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435582546"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства