Методическое сообщение Тема МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ В ИЗУЧЕНИИ ПОЛИФОНИИ.
Методическое сообщение Тема МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ В ИЗУЧЕНИИ ПОЛИФОНИИ.
1. Историческая справка.
Мне не хотелось бы загружать вас сухой терминологией. Я решила пойти следующим путём. Хочу предложить вам историю возникновения полифонии точно так же как я рассказываю её детям, но в более адаптированном для вас усечённом варианте с краткими музыкальными фрагментами.
Итак, прежде чем изучать творчество И.С. Баха, в котором в полной мере представлен полифонический стиль, мы изучаем возникновение полифонии и полифонических жанров от средних веков до эпохи Барокко.
Хочу предложить вам для начала выстроить в хронологическом порядке предложенные на доске эпохи:
Романтизм
Барокко
Ренессанс
Классицизм
Возрождение
Средние века
Античность
А теперь попробуйте определить жанры, которые относятся к первым четырём эпохам:
1. Балет
2. Опера
3. Шансон
4. Григорианский хорал
5. Месса
6. Кантата
7. Оратория
8. Пассионы
9. Мадригал
10.Песня
11.Органум
1. Античность Музыкальный материал нам не доступен.
2. Средние века Григорианский хорал, Органум, Песня.
Просмотр содержимого документа
«Методическое сообщение Тема МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ В ИЗУЧЕНИИ ПОЛИФОНИИ. »
Методическое объединение.
Тема: «Межпредметные связи при изучении полифонических произведений на уроке музыкальной литературы».
Для начала мне хотелось бы объяснить, почему я решила взять именно эту тему. Дело в том, что мы, преподаватели часто объясняем детям одни и те же понятия, но пользуемся разной терминологией. И поэтому ребёнок не всегда может понять, что ему, объясняют на уроке специальности именно то, что он совсем недавно прошёл на уроке музыкальной литературы. Я сразу хочу оговорить то, что я не настаиваю на применении вами предложенной мною терминологии, и уж тем более не хочу поучать вас, так как все мы здесь люди высоко образованные и имеющие за плечами педагогический опыт.
Теперь хотелось бы рассказать немного о программах по музыкальной литературе. Дело в том, что существует две программы: программа Е.Б. Лисянской, в которой произведения изучаются по жанровой принадлежности и традиционная программа А. Лагутина, по которой все мы с вами учились. В нашей школе дети обучаются по программе А. Лагутина, т.к. она даёт возможность познавать конкретные явления художественного творчества, знакомиться с биографиями и творческим наследием великих композиторов и одновременно видеть взаимосвязь эпох и стилей, представлять процесс развития музыкального искусства, смену художественных направлений. Итак, в какой же период обучения дети впервые знакомятся с полифонией? Это происходит на второй год изучения музыкальной литературы, в пятом классе по семилетнему обучению и в 3 по 5.
1. Историческая справка.
Мне не хотелось бы загружать вас сухой терминологией. Я решила пойти следующим путём. Хочу предложить вам историю возникновения полифонии точно так же как я рассказываю её детям, но в более адаптированном для вас усечённом варианте с краткими музыкальными фрагментами.
Итак, прежде чем изучать творчество И.С. Баха, в котором в полной мере представлен полифонический стиль, мы изучаем возникновение полифонии и полифонических жанров от средних веков до эпохи Барокко.
Хочу предложить вам для начала выстроить в хронологическом порядке предложенные на доске эпохи:
Романтизм
Барокко
Ренессанс
Классицизм
Возрождение
Средние века
Античность
А теперь попробуйте определить жанры, которые относятся к первым четырём эпохам:
1. Балет
2. Опера
3. Шансон
4. Григорианский хорал
5. Месса
6. Кантата
7. Оратория
8. Пассионы
9. Мадригал
10.Песня
11.Органум
1. Античность Музыкальный материал нам не доступен.
2. Средние века Григорианский хорал, Органум, Песня.
Ну а сейчас хотелось бы озвучить некоторые моменты, для того, чтобы вам было ясно с каким теоретическим и музыкальным багажом подходят ваши дети к изучению инвенций и фуг. Продолжительность фрагментов 10-12 сек, чтобы не занимать много времени.
Григорианский хорал.
Стиль церковной католической музыки сложился в З - Европе в 6в. нашей эры. Главные очаги его возникновенья это Италия, Франция, Испания.
Одухотворённые мелодии Григорианского хорала передавались из уст в уста, тогда ещё не существовала нотная запись.
В течение 3-х столетий многие учёные монахи и музыкально образованные представители «белого духовенства», работали над систематическим сводом мелодий этого стиля. Результатом явился обширный кодекс начала 7-го столетия, главную роль в создании которого сыграл папа Григорий 1. Отсюда и название «Григорианские хоралы».
К 9 в. Григорианский хорал окончательно утвердился на территории З-Е и стал господствующим элементом музыкальной культуры средневековья.
Исполнялись Григорианские хоралы исключительно на латинском языке, мужским хором, одноголосно в унисон.
2.ОРГАНУМ. Примерно 1000 лет назад, григорианский хорал обрёл своего спутника, второй голос, сначала этот голос просто двигался параллельно первому в кварту квинту или октаву в том же ритме, затем такие музыкальные формы получили название органум.
Казалось бы, параллельное двухголосие принципиально не меняет строя монодии: заданный напев лишь утолщается одним из совершенных консонансов. Однако, по свидетельству современников, такое двухголосие производило огромное впечатление, расценивалось, как пение очень гармоничное, полное «пленительности». Это было качественно новое звучание, воспринятое как чудо, открывшее неожиданные возможности искусства звуков. Учитывая, то, что базисные голоса могли ещё и дополнительно удваиваться, т.е., давать 3-х и 4-хголосие, поддерживаемое акустикой соборного пространства, резонирующего на чистые интервалы, легко представить, какие звуковые эффекты производил, примитивный параллельный органум.
3. Мелизматический органум
Но постепенно увеличивалось количество голосов, их стало 3-4, менялся ритмический рисунок каждого голоса, более свободной становится их взаимосвязь. Всё это требовало нотной записи. И в 11 в. итальянский монах музыкант и учёный Гвидо Аретинский изобретает современную нотацию. С тех пор многие музыкальные произведения записывались и некоторые из них дошли до нас.
Например, мелизматический органум, фрагмент которого мы с вами прослушаем.
4. Перотин Органум.
Высшее достижение раннего многоголосия, сочинения композиторов работавших в 12-13-х вв., в Парижском соборе Нотердам. Леонин и его ученик Перотин сочиняли не просто более сложные многоголосные произведения, но впервые представили слушателям музыку, как самостоятельную структуру искусства, отныне не только текст, но и музыка прямо и непосредственно выражали слово Божье.
5. Программная музыка Клеман Женекен «Пение птиц».
К 15 в., а это уже эпоха Возрождения, чрезвычайно распространилось в Европе домашнее хоровое пение, Тексты светских песен эпохи Возрождения мотетов, шансона и позже уже в 16 в., мадригалов звучали на родном языке исполнителей и слушателей, на французском и английском, на немецком и на итальянском. Полифония, так называемого строгого письма, отличалась строгими контрапунктами, изощрёнными имитациями. Она становится более свободной, разнообразной и выразительной. И вот в шансоне французского композитора 16 в. Клемана Женекена «Пение птиц», мы слышим, кукушку и переклички птиц. Так возникает программная музыка.
6. Палестрина «Агнус дей».
А в это время в католической церкви продолжает господствовать месса. Мы сейчас услышим фрагмент основного последнего шестого раздела мессы «Агнус дей», из мессы папы Марчелло знаменитого итальянского композитора Палестрины. Это хоровое многоголосие с применением одного из самых популярных принципов развития полифонического материала имитации.
Вместе с эпохой Возрождения закончилось абсолютное господство вокальной музыки. И начиная с 17 века, развиваются самостоятельные жанры музыки инструментальной. Новая эпоха Барокко ставила перед человечеством новые задачи, и именно инструментальная музыка сумела с особой философской силой создавать обобщённые наполненные глубоким смыслом музыкальные образы. В 17 веке органное искусство достигло высочайшего расцвета. Главная задача органа в церкви быть голосом верующего христианина обращённого к Господу, поэтому лишь высоко образованные органисты допускались к игре на органе. Одним из самых замечательных немецких органистов был И.С. Бах.
Но сегодня речь пойдёт не об органной музыке Баха, а о его клавирных сочинениях. Доподлинно известно, что И.С. Бах занимался сочинением своих клавирных произведений в Кетенский период, когда он работал придворным музыкантом у принца кетенского. Об этом свидетельствует и текст титульного листа последней редакции инвенций: «Сочинено И.С. Бахом, великокняжеским ангальт-кётенским капельмейстером. От рождества Христова год 1732».
Я не случайно заговорила о редакциях. Дело в том, что всего редакций инвенций было 3.
В 1720 году композитор вписал многие из инвенций в «Нотную тетрадь» своего старшего сына Вильгельма Фридемана, где двухголосные пьесы, первоначально назывались преамбулами т.е., (прелюдиями, вступлениями), они были помещены отдельно от трёхголосных, носивших тогда название «фантазии».
Вторая редакция сохранилась лишь в копии одного из учеников Баха. Богаче орнаментированные пьесы в этом варианте были размещены исключительно по тональностям: каждой трёхголосной инвенции предшествовала двухголосная той же тональности.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПРИМЕР.
В третьей редакции Бах окончательно разделил инвенции и симфонии, вернувшись к первоначальному замыслу.
Строение цикла. 15 двухголосных и 15 трёхголосных инвенций строятся по следующему тональному принципу.
До-мажор
до-минор
Ре-мажор
ре-минор
Ми бемоль мажор
Ми-мажор
ми-минор
Фа-мажор
фа-минор
Соль-мажор
соль-минор
Ля-мажор
ля-минор
Си бемоль мажор
си-минор
Прежде чем объяснять новые понятия необходимо детям сказать о том, что произведения старинного полифонического стиля построены на раскрытии одного художественного образа, на многократных повторах темы – того ядра, развитие которого определяет форму пьесы.
Важно обратить внимание на то, что инвенция имеет фантазийное импровизационное начало, как в работе с материалом, так и в построении формы, ведь название инвенция происходит от лат. инвентио – открытие, изобретение.
Первая двухголосная инвенция Баха До-мажор рождается из краткой. плавной, неторопливой темы спокойного рассудительного характера. Её запевает верхний голос, и тот час имитируя, повторяет в другой октаве нижний.
Ольга Михайловна, сейчас сыграет нам данную инвенцию, а затем мы приступим к её разбору.
1. Приступая к анализу ТЕМЫ до-мажорной инвенции, я, даю детям возможность самостоятельно определить границы темы.
Ольга Михайловна
2. Затем мы обращаем внимание на некий диалог между правой и левой рукой и находим ОТВЕТ, вспоминаем уже известное нам понятие ИМИТАЦИЯ.
Ольга Михайловна
3. Далее выясняем, как называется музыкальный материал, звучащий во время ответа ПРОТИВОСЛОЖЕНИЕ.
Ольга Михайловна
4. После мы выявляем, сколько раз появляется тема, на протяжении всей инвенции.
5. Затем с наиболее продвинутыми учениками прописываем тональный план.
6. Обратив внимание, на то, что между темами есть некий связующий материал, мы узнаём, что он называется интермедия.
Ольга Михайловна
И заканчивается вся инвенция каденцией иногда это проведение темы в основной тональности.
Ольга Михайловна
Также по программе мы проходим и инвенцию Фа-мажор.
Под звуки 8 двухголосной инвенции Фа- мажор можно вообразить весёлую озорную игру-состязание, кажется, что подпрыгивают и катятся упругие мячики. Вслед за начальным вступлением темы в верхнем голосе нижний голос имитирует не только тему, но и её продолжение – противосложение, так на некоторое время возникает непрерывная каноническая имитация или канон.
Ольга Михайловна, играет инвенцию целиком.
Эта инвенция проходится по программе не случайно, в ней мы сталкиваемся с новыми приёмами полифонического развития
КАНОНИЧЕСКАЯ ИМИТАЦИЯ,
УДЕРЖАННОЕ ПРОТИВОСЛОЖЕНИЕ.
Эти инвенции, как вы уже поняли, мы проходим по программе. Но есть имитационные формы, с которыми вы сталкиваетесь при работе с хрестоматийным пед. реп. Это ФУГЕТТЫ.
Дело в том, что вопрос о специфике таких полифонических жанров, как инвенция и фугетта в музыковедческой литературе наименее освящён. В музыке современных композиторов оба этих жанра встречаются довольно часто, но вопрос их принципиального различия остаётся теоретически мало раскрытым. На основе практического наблюдения над пьесами из учебного репертуара учащихся предлагается сравнительная таблица жанров инвенции и фугетты.
ИНВЕНЦИЯ
ФУГЕТТА
Цель жанра – свободное развитие музыкального материала.
Фантазийное импровизационное начало, как в работе с материалом, так и в построении формы
Работа с одним или несколькими исходными мотивами – темой. Её свободные перестановки, варианты исходных интонаций, секвенцирование.
Свободное вариантное преобразование темы на любом участке формы. Тема в начальном виде может не появляться в заключительном разделе формы.
Тональное движение может быть по типу фуги или свободное.
Цель жанра – движение темы по голосам.
Чёткая регламентация работы с темой и в построении формы.
Работа с одной основной темой – чаще это тональное движение, вычленение главной интонации, её обращение, секвенцирование.
Тема как данность остаётся неизменной на разных участках формы. Тема в начальном виде обязательно появляться в заключительном разделе формы (она может быть сокращена).
Тональное движение может быть по типу фуги (Т-D-S-Т).
Итак, мы можем подтвердить данную таблицу на примере ФУГЕТТЫ композитора Армана.
Ольга Михайловна, сыграет полностью, а затем по разделам фугетту.
1. Тема движется по голосам.
2. Чёткая регламентация работы с темой и в построении формы. Т.е., здесь чётко можно выделить экспозиционный, разработочный и репризный раздел.
3. Работа с одной основной темой – чаще это тональное движение, вычленение главной интонации, её обращение, секвенцирование.
4. Тема как данность остаётся неизменной на разных участках формы. Тема в начальном виде обязательно появляться в заключительном разделе формы (она может быть сокращена).
5. Тональное движение может быть по типу фуги (Т-D-S-Т).
Хорошо Темперированный Клавир – итог многолетней работы композитора, длившийся четверть века. В 1722 году в Кётене Бах объединил созданные в разное время 24 прелюдии и фуги и дал сборнику название Хорошо Темперированный Клавир том 1. Спустя 22 года в Лейпциге композитор создаёт второй цикл под названием «24 новые прелюдии и фуги», который со временем стал считаться 2 частью ХТК.
Количество пьес было не случайным. Бах писал для клавира новой модификации. Клавиатура этого инструмента была поделена на равные интервалы – полутоны, т.е., равномерно темперированна. Октава стала вмещать 12 равных полутонов. Это дало возможность образовать 12 мажорных и 12 минорных тональностей. Бах поставил себе целью практически доказать, что в равномерно-темперированном строе все 24 тональности равноправны и звучат одинаково хорошо.
И.С. Бах ХТК №1 Прелюдия и фуга С-moll
Прелюдия свободна и импровизационна первый из двух основных разделов прелюдии заполнен быстрым, равномерным движением 16-х, это вечное движение – перпето мобиле. Накопив мощную энергию этот поток в конце первого раздела становится ещё более стремительным. Кульминация начало второго раздела, отмечена сменой темпа аллегро на престо, но разбушевавшуюся стихию, останавливают внезапные удары аккордов и многозначительные фразы – речитативы в темпе Адажио. В третий раз меняется темп на умеренное быстрое Аллегро, но вот тонический органный пункт в басу, тормозит движение 16-х в правой руке и оно умиротворённо замирает на до-мажорном аккорде.
Фуга трёхголосная однотемная начинает экспозиционный раздел в среднем голосе, упорная в своём троекратном повторении первого мотива. Чёткая, рельефная легко запоминающаяся тема.
Ответ звучит в верхнем голосе в тональность доминанты соль-миноре.
После небольшой двухтактной интермедии, построенной на основном мелодическом обороте темы, она звучит в третий раз - в басу. Тональность до-минор.
Вторая двухтактная интермедия соединяет экспозиционный раздел с разработочным. Начинается он в светлом ми бемоль мажоре, в параллельной тональности. Мажор окрашивает музыку в светлые тона. Тема проходит в различных тональностях. Активизируется движение и в интермедиях.
С возвращением основной тональности наступает третий репризный раздел фуги. Тема появляется в басу, что придаёт звучанию особую значимость. Второе проведение в основной тональности приобретает такой мощный размах, что заставляет вспомнить бушующие силы прелюдии и также как в прелюдии заключительное проведение темы завершается просветлённым до мажорным аккордом. Дело в том, что почти все свои произведения, которые Бах писал в миноре завершаются в мажоре. В эпоху Барокко считалось что мажор в отличии от минора звучит гораздо устойчивее.
Хотелось бы добавить, то, что при изучении прелюдий и фуг с наиболее продвинутыми учениками не бойтесь раскрывать им сложное содержание Баховской музыки. Ведь ни для кого не секрет, что оба тома ХТК своего рода Баховская библия, со своей мотивной символикой. Обратитесь к книге Носиной «Символика музыки И.С. Баха». В этой книге при разборе ХТК использована методика русского музыковеда, пианиста и педагога Болеслава Яворского. Особое внимание уделено его концепции «ХТК», как обобщенного музыкального толкования образов и событий Священного Писания.
СТРОФИЧЕСКИЕ ФОРМЫ.
Программа муз. шк. включает в себя произведения 3-х основных видов полифонии:
контрастную
имитационную
подголосочную.
Подголосочная полифония, как правило, написана в строфической вариантной форме.
Полифонические произведения, написанные в строфической форме, имеют вокальную природу музыкального материала.
Например: А. Балтин В хоре (инвенция).
Ольга Михайловна играет от начала и до конца. Затем по строфам. (2 строфы)
Также, это могут быть обработки песен различных народов (русские, укр, груз., и др.), или же авторский материал, написанный в песенном народном стиле. Часто такие произведения называются песня, песенка, рассказ, легенда и т.д. Они могут включать в себя отдельные элементы имитационной полифонии, таким образом, возникает смешанный вид подголосочно-имитационной полифонии.
Например:
Украинская народная песня. Обр. Берковича.
Ляпунов Пьеса.
В заключении хотелось бы сказать о том, что важно и нужно прививать любовь к полифоническим произведениям, ведь это музыка, которая заставляет задуматься.
Приложение:
Романтизм
Барокко
Ренессанс
Классицизм
Возрождение
Средние века
Античность
Методическое сообщение
Преподавателя «Детской музыкальной школы №7»
Скребковой Кристины Юрьевны
Иллюстратор, заведующая фортепианного отделения Кобелькова Ольга Михайловна
Тема: «Межпредметные связи при изучении полифонических произведений на уроке музыкальной литературы».
Вступительное слово.
Сравнительные характеристики программ Е.Б. Лисянской и программы
А. Лагутина.
Историческая справка.
Возникновение и развитие полифонических жанров. От григорианского хорала до фуги. Музыкальные примеры (аудио запись).
Имитационные формы.
- три редакции инвенций И.С.Баха.
- Строение цикла. Тональный план.
- ИНВЕНЦИЯ.
- Разбор первой двухголосной инвенции И.С. Баха До-мажор.
Дело в том, что вопрос о специфике таких полифонических жанров, как инвенция и фугетта в музыковедческой литературе наименее освящён. В музыке современных композиторов оба этих жанра встречаются довольно часто, но вопрос их принципиального различия остаётся теоретически мало раскрытым. На основе практического наблюдения над пьесами из учебного репертуара учащихся предлагается сравнительная таблица жанров инвенции и фугетты.
ИНВЕНЦИЯ
ФУГЕТТА
Цель жанра – свободное развитие музыкального материала.
Фантазийное импровизационное начало, как в работе с материалом, так и в построении формы
Работа с одним или несколькими исходными мотивами – темой. Её свободные перестановки, варианты исходных интонаций, секвенцирование.
Свободное вариантное преобразование темы на любом участке формы. Тема в начальном виде может не появляться в заключительном разделе формы.
Тональное движение может быть по типу фуги или свободное.
Цель жанра – движение темы по голосам.
Чёткая регламентация работы с темой и в построении формы.
Работа с одной основной темой – чаще это тональное движение, вычленение главной интонации, её обращение, секвенцирование.
Тема как данность остаётся неизменной на разных участках формы. Тема в начальном виде обязательно появляться в заключительном разделе формы (она может быть сокращена).
Тональное движение может быть по типу фуги (Т-D-S-Т).
- Подтверждение данной таблицы, на примере разбора ФУГЕТТЫ композитора Армана.
- ФУГА
- И.С. Бах ХТК т. 1 Прелюдия и фуга С – moll.
- Разбор трёхголосной фуги С – moll.
СТРОФИЧЕСКИЕ ФОРМЫ.
- Подголосочная полифония, как одна из трёх основных видов полифонии.
- Подголосочная полифония. Основные принципы строения формы.
- Строфическая форма. Вокальная природа музыкального материала.
-Музыкальный пример В. Балтин В хоре (инвенция).
- Строфические формы с элементами имитаций. Подголосочно-имитационная полифония.