kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическое сообщение на тему " Возрастная психология на начальном этапе музыкального обучения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Введение. 3

1. Характеристика младшего школьного возраста. 4

2. Задачи музыкальной педагогики. 9

3. Требования к детям, поступающим в школу, и проблема готовности к школьному обучению. 14

4. Значение психологических исследований. 16

5. Роль психологии в конкретизации целей воспитания. 17

Заключение. 18

Список использованной литературы. 19

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическое сообщение на тему " Возрастная психология на начальном этапе музыкального обучения" »

Муниципальное Автономное Учреждение Дошкольного Образования в области культуры «Детская школа искусств г. Белоярский»















Методическое сообщение на тему: « Возрастная психология на начальном этапе музыкального обучения»

преподавателя по классу аккордеон Масловской Т. В.

















2015


Оглавление

Введение 3

1 . Характеристика младшего школьного возраста 4

2. Задачи музыкальной педагогики 10

3. Требования к детям, поступающим в школу, и проблема готовности к школьному обучению. 15

4. Значение психологических исследований 17

5. Роль психологии в конкретизации целей воспитания 18

Заключение 19

Список использованной литературы 20




Введение



Методическое сообщение посвящено проблеме взаимодействия психологических и индивидуальных особенностей на стадии начального этапа музыкального обучения.

Автором отмечается необходимость знания законов психической жизни детей. В статье представлен анализ психологических свойств учеников возрастной категории 6-11 лет в различных дидактических системах применительно к методикам музыкальной педагогики.



Статья представляет собой обобщение сведений о психологической характеристике младшего школьного возраста и сведений о специфике музыкальной психологии.

Немалую роль в процессе воспитания и обучения детей играют педагоги всех звеньев музыкального образования, от которых, как и от всех учителей, требуется знание форм, методов и технических средств обучения.




1 . Характеристика младшего школьного возраста



Младший школьный возраст — это возраст 6-11-летних детей, обучающихся в 1 - 3 (4) классах начальной школы. Границы возраста и его психологические характеристики определяются системой образования, теорией психического развития, психологической возрастной периодизацией. Начало школьного обучения означает переход от игровой деятельности к учебной как основной деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются основные психические новообразования.



Начало школьного обучения вносит важнейшие изменения в жизнь ребенка: изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье, происходит переориентирование жизненных приоритетов. Ведущей деятельностью становится обучение и приобретение новых навыков, знаний. В свою очередь, процесс обучения — это труд, требующий волевых усилий, повышенной концентрации внимания, интеллектуальной активности, дисциплинированности. Вместе с тем этот период характеризуется повышенной аффективностью и обостренной эмоциональной восприимчивостью к внешним воздействиям. Это сензитивный период, т.е. познание окружающего мира, происходит через ощущения и восприятия. В это время дети воспринимают и ощущают особенно чутко, что благоприятно влияет на процесс воспитания и обучения. По мнению психологов, уровень психического и физического развития детей в этот период позволяет наиболее эффективно справляться с педагогической работой. Педагогу необходимо учитывать, что дети в этом возрасте отличаются повышенной возбудимостью, непостоянством внимания, ситуативностью поведения, быстрой утомляемостью. Костная система детей находится в стадии формирования, окостенение еще не произошло. Не заканчивается окостенение кисти и пальцев, следовательно, мелкие точные движения пальцев для детей этого возраста затруднены, утомительны.



По ряду психологических показателей оптимальным для начала развития музыкальных способностей признан младший школьный возраст: — сенсорно-персептивная активность обеспечивает слуховое восприятие; — моторная активность позволяет «прожить», «отработать» движения разного типа, уровня, метроритмическую, временную природу музыки; — эмоционально-выразительная активность служит залогом эмоционального переживания музыки; - интеллектуально-волевая активность способствует возникновению внутренней мотивации и целеустремленному мышлению. Глубокий анализ психологических особенностей этого возраста позволяет выявить возможности преодоления многих трудностей, связанных с познавательными процессами в обучении, эмоционально-волевыми факторами, сопровождающими процесс обучения и развития, а также выявить ранние проявления дезадаптации. Процесс школьной адаптации для многих детей проходит весьма напряженно. Этому способствуют определенные физиологические и психологические факторы, формирующиеся как в условиях школьной среды, так и в домашней обстановке. Приобретение учащимся мотивов активной учебной деятельности способствует укреплению его понимания потребности в обучении. Все это в совокупности формирует умение учиться и способствует развивающему эффекту в обучении. В работах Ш. А. Амонашвили («педагогика сотрудничества») обозначается необходимость установления психологического контакта между преподавателем и обучающимся, а так же важность установления коммуникативного контакта непосредственно между самими учениками. В музыкальной педагогике взаимодействие и сотрудничество между всеми участниками педагогического процесса играют также далеко не последнюю роль. «Ансамблевое музицирование позволяет не только воспитывать молодых музыкантов, но и развивает исполнительскую школу игры на инструменте… » (124, с.33).



В системе дополнительного образования при создании атмосферы и благоприятных условий для сотрудничества со стороны преподавателя и учащихся можно добиться более быстрого темпа развития культуры звука, технического уровня учащихся. Современная теория развивающего обучения основана на идее развития человека как целостной личности. Ш.А. Амонашвили указывает на то, что природные задатки и возможности ребенка начинают интенсивно развиваться в соответствующей для этой деятельности среде. Фундаментом для развития индивида является человеческая культура, а средой ее передачи и освоения служит процесс обучения. В такой системе учитель играет роль посредника между учеником и культурой, между учебным материалом и возможностями ребенка. Таким образом, педагогический процесс зиждется на трех составляющих, переплетающихся в единое целое, - учащийся, преподаватель и учебно-методический материал как часть мировой культуры.



В системе воспитания музыкальной культуры Л. В. Горюновой применяется целостно-личностный способ развития младших учащихся. В этот период органично сплетены две его линии: природная и культурная. Организация педагогического процесса в данной системе позволяет культурному развитию не конфликтовать с законами природного развития, а совершенствовать и корректировать его. Так в концепции развивающего обучения музыкальная деятельность позволяет влиять на формирование интеллекта путем развития интуиции, воображения, целостности восприятия, развивать сознание и логическое мышление путем углубления эмоционального интуитивно-образного познания; а также воспитать «неконечность» представлений о мире, об искусстве и о себе. В качестве ведущего принципа, регулирующего процесс формирования музыкальной культуры и соединяющего музыкальное искусство с общим духовным развитием, Л.В. Горюнова выбирает интонационность. «Главное в обучении – метод: постижение музыки через интонацию, постижение музыки музыкой, музыки другими искусствами, жизнью природы и человека, а не отдельными средствами, выбранными из целого и его разрушившими» (46, с.23). Теория музыкальной культуры младшего школьника Л.В. Горюновой значительно шире обычного музыкального обучения и воспитания. Она позволяет сформировать систему взглядов на музыку как на источник и способ развития ребенка, как на метод освоения им других предметов, как на «почву», на которой произрастает духовное, нравственно-эстетическое и творческое совершенствование личности.



Проблематика развивающего обучения в музыкально-исполнительских классах широко исследована в работах Г.М. Цыпина. Его система нацелена на получение максимально развивающего эффекта в обучении, что является по существу центральным вопросом в этой проблеме. Цыпин сформулировал шесть музыкально-педагогических принципов развивающего обучения, которым необходимо следовать в процессе воспитания исполнительской культуры учащихся: Увеличение объема музыкального материала, применяемого в учебно-воспитательном процессе; Ускорение темпов прохождения учебного материала; Увеличение меры теоретической емкости занятий музыкальным исполнительством; Отход от пассивно-репродуктивных (подражательных) способов учебной деятельности; Внедрение современных информационных технологий (аудио- и видеотехника, компьютерное обеспечение) в музыкально-образовательный процесс. Обучение молодого музыканта умению учиться Согласованное выполнение этих принципов необходимо для личностно-профессионального развития учащихся. Важность первого принципа вытекает из второго закона диалектики, согласно которому количественной расширение изучаемого репертуара трансформируется в качество художественно-интеллектуальной деятельности. Реализация следующего принципа обеспечивает постоянный и быстрый приток информации в учебный процесс, что является чуть ли не первостепенной задачей в наш век стремительного информационного роста. Третий принцип отвечает за содержание и способы проведения уроков. Он заключается в повышении интеллектуализации учебной деятельности путем увеличения диапазона используемых в ней сведений и музыкально-теоретического плана. Это необходимо для правильного формирования профессионального мышления. Следует иметь в виду, что процесс обучения должен носить целостно-интегративный характер, т.е. быть трансдисциплинарным с учетом внутренних межпредметных связей. Для реализации четвертого принципа следует создать педагогические условия, приводящие к повышению активности, самостоятельности и творческой инициативы учащегося-исполнителя через данную ему определенную свободу и независимость в учебном процессе, согласованную с его уровнем развития. Следующий пятый принцип развивающего обучения позволяет внедрять в образовательный процесс новейшие технологии, как в техническом плане, так и в информационном. Что, несомненно, способствует усилению мотивации со стороны учащихся. Реализация последнего принципа необходима для полноценного развития личности в том смысле, чтобы в дальнейшем человек мог совершенствовать собственные психические механизмы познания и самопознания, применяя их для более быстрой и легкой адаптации в постоянно изменяющейся жизни и усложняющейся профессиональной деятельности.



Аналогичного мнения придерживался Б.Г. Ананьев, выдвинув идею о необходимости готовить человека к различным жизненным проявлениям, а не ограничиваться только передачей ему необходимой системы знаний. Все перечисленные основные принципы музыкально-педагогической деятельности должны быть связаны и системно организованы.


2. Задачи музыкальной педагогики



Музыкальная школа должна выявить и развить творческие задатки детей, привить им комплекс важнейших практических навыков: игра по слуху, игра в ансамбле, умение аккомпанировать, чтение с листа. Но развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью. Это средство и одновременно результат образования.

Задачи, поставленные перед современной педагогикой, требуют глубокого анализа сложных процессов, происходящих в современной школе. Решать их на настоящем этапе возможно лишь объединенными усилиями педагогической практики и науки, изучением, обобщением и научным осмыслением богатого опыта, накопленного педагогами-музыкантами.

Музыкальное воспитание – одна из центральных составляющих эстетического воспитания. Оно играет особую роль во всестороннем развитии личности ребенка. Музыку называют зеркалом человеческой души. Это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, т.к. в нем определены человеческие эмоции. Современная музыкальная педагогика унаследовала и творчески развила традиции русской исполнительской культуры. Однако время вносит в них свои коррективы. Методы преподавания изменяются, обновляются с учетом требования современности. Созданные в последнем десятилетии новые формы обучения, программы, комплексные планы обучения и воспитания – свидетельство решения актуальных проблем музыкального образования. Педагогика не только наука, но и искусство. А искусство неразрывно связано с творческой инициативой. Педагогу, работающему с детьми, нужно обладать не только разносторонними знаниями, но и творческой изобретательностью. Творческая деятельность зависит от педагогической направленности его личности, от его профессиональных знаний. Всякая педагогика определяется ответами на четыре вопроса: кого учить, для чего учить, чему учить и как учить. Важнейшей задачей, стоящей перед каждым педагогом, является постоянный поиск наиболее результативных путей воспитания и обучения каждого отдельного ученика. Задачи педагога – не только передать ученику определенную сумму знаний, развить нужные умения и навыки, но и создать условия для широкого универсального развития музыканта.

Понятие «педагогика» включает в себя воспитание, образование, обучение, развитие. Учебный процесс в детской музыкальной школе должен быть организован так, чтобы он содействовал развитию у учащегося любви к музыке и расширению его общемузыкального кругозора. В. Сухомлинский писал: «То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более зрелом возрасте. Это правило касается всех сфер духовной жизни ребенка и особенно эстетического воспитания. Чуткость и восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности. Потребность в красивом утверждает моральную красоту, рождая нетерпимость и непримиримость ко всему пошлому, уродливому». При этом нужно помнить педагогический вывод из истории методики музыкального воспитания: ребенок вовсе не любит только то, что ему дается совершенно легко, без всякого труда. Он испытывает как раз большую эстетически обогащающую радость в результате преодоления каких-либо трудностей. Неразрывная связь всех педагогических понятий является основной функцией музыкальной школы. Педагог – профессия особая, связанная со сложным и хрупким миром растущего человека. Истина, добро, красота. Они ведут учащихся по пути познания мира, по пути совершенствования. Как в жизни, так и на занятиях музыкой, искусством духовному началу подчинены знания, умения и навыки, которыми овладевают учащиеся. Именно учитель-педагог-воспитатель несет всю полноту ответственности за духовную жизнь детей. «Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыка – одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний духовный мир учащегося, его чувства и мысли», – говорил Д. Кабалевский. Современная музыкальная педагогика не замыкается в одной системе «рецептов», олицетворяющих принцип «учу, как меня учили». Методика прежде всего стремится раскрыть общие закономерности воспитания музыканта-исполнителя, грамотного любителя музыки. Ее основной задачей является пробуждение творческой мысли, анализ педагогического процесса во всей его сложности и противоречивости, формирования системы методических взглядов, основанных на переосмыслении выводов практики.

Методика музыкального воспитания и обучения опирается на педагогику в определении методов, разработка которых связана со следующими проблемами: взаимосвязью их с содержанием музыкального воспитания, развитием музыкальных творческих способностей учащихся, развитием у них музыкального слуха и голоса, технических навыков; возрастными и индивидуальными особенностями, возможностями различных видов музыкальной деятельности в развитии учащегося. Современная методика предусматривает связь учебного материала музыкальной школы с близкими учебными предметами общеобразовательной школы: литературой, историей, изобразительным искусством, что важно и необходимо для осуществления всестороннего эстетического воспитания учащихся, формирование их духовной культуры. Преподавателям предоставляются широчайшие возможности применять свои знания, опыт и педагогическое умение для всестороннего развитие учащегося. Воспитание и обучение начинаются уже с того момента, когда ученик открывает дверь в класс своего педагога. Важно в процессе обучения воспитать у ученика дисциплину труда и организованности, необходимые волевые качества. Воля – способность бороться, преодолевать препятствия, стоящие на пути к цели, которая и становится стимулом действия, а поэтому цель должна быть осознанна и ясна.

Отдаленная цель – научить играть – не может быть стимулом для ребенка, ее необходимо приблизить, сделать понятной ребенку и заманчивой, а удача и успех вызывают прилив энергии и работоспособности ученика.

Одновременно с этюдами, гаммами и трудными пьесами необходимо проходить и легкие пьески, которыми ученик легко овладевает, что укрепляет уверенность в своих силах, вызывает желание работать и воспитывает у учеников с самого начала целеустремленность, привычку добиваться намеченной цели и приучает преодолевать трудности. В решении своих проблем музыкальная педагогика опирается на психологию. Изучение развития музыкального восприятия, творческих, музыкальных способностей невозможно без знания закономерности психики ребенка. Музыкальной воспитание – уникальное средство формирования единства эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка. Педагогу важно в совершенстве овладеть тремя основными методами, с помощью которых психология изучает черты и особенности деятельности личности: наблюдение, беседа, эксперимент.

Известно, что одно и то же явление на различных людей оказывает разное воздействие, и если педагог разбирается в психических особенностях, типах нервной системы, то ему гораздо легче строить учебно-воспитательный процесс, развивать творческие способности детей. Деятельности преподавателя никогда не должна превращаться в механическое выполнение каких-либо, даже самых замысловатых методических указаний, а постоянно быть творческим процессом. Учащиеся от поколения к поколению меняются, и каждое новое поколение проявляет свои типические черты, требующие от педагогов в ходе работы соответствующих методов и форм преподавания. Так и сам педагог и его работа изменяются на протяжении жизни. Берясь учить, вступая на стезю преподавательской деятельности, педагог прежде всего лишает себя права распускаться, давать волю своим нервам. Он обязан быть терпеливым по отношению к любым ошибкам и непонятливости тех, кто пришел к нему за помощью, пришел учиться; обязан спокойно и доброжелательно помочь им в трудном деле овладения исполнительским мастерством: не погаси искру, не помешай творчеству, но помоги, пожертвуй, если надо, и установленными истинами ради смысла творчества.

Важно наладить психологический контакт с учащимся, не делая скоропалительных выводов, изменить подход, временно ослабить требования и тому подобное. У ученика должно быть полное доверие к учителю, что является немаловажным фактором во взаимоотношениях между учащимся и педагогом. В педагогическом процессе преподаватель выступает посредником между учениками и учебным материалом, составляющим содержание предмета. Его задача так организовать обучение, чтобы учащийся усваивал содержание, успешно и гармонично развивался.

Учебно-воспитательный процесс становится хорошо управляемым, когда преподаватель ясно представляет цель обучения, содержание предмета и методические средства для реализации педагогических задач. Одна из важных и трудных особенностей художественной, в частности, музыкальной педагогики – выявление и развитие в процессе обучения индивидуальности ученика. Педагог должен научить ребенка не только играть на инструменте, но и развить художественное мышление, научить понимать музыку, наслаждаться ею, сочетать в своей работе воспитание и обучение.

Педагог-музыкант, как и педагог любой другой специальности, работает для будущего. Энергия, затрачиваемая педагогом, дает плоды лишь спустя некоторое время. Естественно, что содержание и методы музыкально-педагогической работы должны во многом определяться пониманием того, к чему готовить ученика: предвидением, хотя бы в общих чертах, характера его будущей деятельности, а так же целей и задач, которые будут стоять перед учеником к моменту окончания детской музыкальной школы.



3. Требования к детям, поступающим в школу, и проблема готовности к школьному обучению.



Переход к школьному обучению коренным образом изменяет весь образ жизни ребенка. В этот период в его жизнь входит учение, деятельность обязательная, ответственная, требующая систематического организованного труда; кроме того, эта деятельность ставит перед ребенком задачу последовательного, преднамеренного усвоения знаний, обобщенных и систематизированных в основах наук, что предполагает совершенно иную, чем в дошкольном детстве, структуру его познавательной деятельности. Поступление в школу знаменует собой и новое положение ребенка в обществе, в государстве, что выражается в изменении его конкретных отношений с окружающими людьми. Главное в этом изменении заключается в совсем новой системе требований, предъявляемых к ребенку и связанных с его новыми обязанностями, важными не только для него самого и для его семьи, но и для общества. Его начинают рассматривать как человека, вступившего на первую ступень лестницы, ведущей к гражданской зрелости.

Соответственно изменившемуся положению ребенка и появлению у него новой ведущей деятельности — учения — перестраивается весь повседневный ход его жизни: беспечное времяпрепровождение дошкольника сменяется жизнью, полной забот и ответственности, — он должен ходить в школу, заниматься теми предметами, которые определены школьной программой, делать на уроке то, что требует учитель; он должен неукоснительно следовать школьному режиму, подчиняться школьным правилам поведения, добиваться хорошего усвоения положенных по программе знаний и навыков.

Качество учебной работы школьника, а также все его поведение оценивается школой, и эта оценка влияет на отношение к нему окружающих: учителей, родителей, товарищей. К ребенку, небрежно относящемуся к учебным обязанностям, не желающему учиться, окружающие относятся с осуждением — его упрекают, наказывают, что вносит напряженность в его жизнь, создает атмосферу неблагополучия и вызывает у него неприятные, а иногда и очень тяжелые эмоциональные переживания.

Таким образом, ребенок, став школьником, занимает новое по сравнению с дошкольником место в обществе. Он получает обязанности, которые накладывает на него общество, и несет за свою учебную деятельность серьезную ответственность перед школой и родителями.

Вместе с новыми обязанностями школьник получает и новые права. Он может претендовать на серьезное отношение со стороны взрослых к своему учебному труду; он имеет право на свое рабочее место, на необходимое для его занятий время, на тишину; он имеет право на отдых, на досуг. Получая за свой труд хорошую оценку, он имеет право на одобрение со стороны окружающих, он может требовать от них уважения к себе и своим занятиям.

Подводя итог сделанной нами беглой характеристике тех изменений, которые происходят в жизни ребенка, поступившего в школу, можно сказать: переход от дошкольного детства к школьному характеризуется решительным изменением места ребенка в системе доступных ему общественных отношений и всего его образа жизни. При этом следует подчеркнуть, что положение школьника благодаря всеобщему обязательному обучению и тому идейному смыслу, который придается в нашем обществе труду, в том числе и учебному, создает особую моральною направленность личности ребенка. Для него учение является не просто деятельностью по усвоению знаний и не только способом подготовить себя к будущему, — оно осознается и переживается ребенком и как его собственная трудовая обязанность, как его участие в повседневной трудовой жизни окружающих людей.

4. Значение психологических исследований



Педагогика должна быть построена на основе научных данных. Чтобы систематически и целеустремленно формировать человека, необходимо знать законы этого формирования и опираться на них в своей педагогической работе. Следовательно, психология является одной из важнейших дисциплин, составляющих научную основу педагогики.

Правда, признание значения психологии для педагогики не означает еще, что педагогика на деле строилась и строится на научных психологических данных. Часто научное знание законов психической жизни детей заменяется практически «педагогическим чутьем», непосредственно вырабатывающимся в результате длительной практической работы с детьми.

Исторически это имело свои причины. Ведь практика воспитания предшествовала развитию научной психологии. Первоначально воспитание детей осуществлялось так, как это казалось более целесообразным с точки зрения здравого смысла. Однако постепенно, по мере того как накапливался опыт, вырабатывались известные приемы воспитания и обучения, которые, оправдываясь практически, делались образцами для подражания, сохранялись, передавались из поколения в поколение и, наконец, закреплялись в определенную, по существу своему эмпирическую, систему.




5. Роль психологии в конкретизации целей воспитания



В настоящее время с большой остротой стоит задача организации единого целенаправленного процесса воспитания с момента рождения ребенка и вплоть до его гражданской зрелости. При этом необходимо построить воспитательный процесс так, чтобы он исключал случайность и стихийность и позволял добиваться полноценного формирования личности каждого ребенка. А для этого формирование личности должно, с одной стороны, осуществляться в соответствии с тем нравственным образцом, с тем идеалом, который воплощает требования общества к человеку; с другой стороны, преследовать цель свободного развития индивидуальных особенностей ребенка.

Научно организованное воспитание детей с самого раннего возраста предупреждает появление в ходе детского развития тех отрицательных черт, которые часто возникают в условиях стихийно протекающего воспитательного процесса и требуют серьезной работы по их преодолению. Вот почему, с нашей точки зрения, главной задачей педагогических наук сейчас является разработка единой системы воспитания детей, а не решение отдельных, хотя и важных, проблем, связанных с ликвидацией прорывов, вызываемых еще недостаточным научным уровнем воспитательной работы с детьми.

Для того, чтобы цели воспитания были поставлены как педагогические, т. е. чтобы они смогли стать руководством к практическому педагогическому действию, необходима их специальная разработка, их конкретизация с учетом возрастных особенностей детей и тех средств, которые способны привести на том или ином этапе развития ребенка к желаемому педагогическому результату.



Заключение



На начальном и последующих этапах обучения музыкальная педагогика опирается на результаты психологических исследований для изучения индивидуальных особенностей каждого отдельного ученика. Начальный этап обучения является решающим в образовательном процессе. Музыкальная психология – неотъемлемый элемент музыкальной педагогики, способствующий полноценному развитию творческих способностей обучающегося.




Список использованной литературы:



  1. Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. — М., 1984.

  2. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике.- М., 1996.

  3. Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки, 1935.

  4. Горюнова Л. В. Теоретико-методологические основы трансформации российского педагогического образованя // Вестник Университета Месроп Маштоц, 2011, №1(10)

  5. Горюнова Л. В. Методологическая сфера образования: современные научные подходы. Монография – Ростов н/Д: Изд-во «Булат», 2007.

  6. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. - М., 1994. - С. 155-156.

  7. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте, 1968.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Масловская Татьяна Викторовна

Дата: 30.09.2015

Номер свидетельства: 235197

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "Методическое сообщение на тему "Особенности возрастной психологии на начальном этапе музыкального обучения" "
    ["seo_title"] => string(124) "mietodichieskoie-soobshchieniie-na-tiemu-osobiennosti-vozrastnoi-psikhologhii-na-nachal-nom-etapie-muzykal-nogho-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "235190"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443626571"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства