Методическое пособие на тему: "Работа с ансамблем скрипачей"
Методическое пособие на тему: "Работа с ансамблем скрипачей"
Одна из актуальных методических задач, стоящих перед педагогами струнных отделений музыкальных школ нашего города, является методика работы с ансамблем скрипачей. Со всей уверенностью можно сказать, что каждая музыкальная школа стремится организовать в своих стенах школьный ансамбль скрипачей. О большой популярности этого вида ансамбля свидетельствуют выступления ансамбля скрипачей нашей музыкальной школы на городских концертах, в коллективах предприятий города, на фестивале «Забава».
Для гармоничного развития музыкального кругозора учащихся, наряду с сольным исполнительством, необходимо играть в симфоническом оркестре и в камерных ансамблях. Участие в трио, квартетах способствует музыкальному развитию любого музыканта-исполнителя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие на тему: "Работа с ансамблем скрипачей"»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 2
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
«Работа с ансамблем скрипачей»
Подготовила преподаватель
по классу скрипки
ГОУ ДОД ДМШ № 2
Платонова Татьяна Евгеньевна
Байконур
"Участие в ансамблях играет огромную положительную роль в формировании музыканта".
Д.Ф.Ойстрах
Одна из актуальных методических задач, стоящих перед педагогами струнных отделений музыкальных школ нашего города, является методика работы с ансамблем скрипачей.
Определенная сложность в работе этого коллектива — явная недостаточность оригинальной музыкальной литературы. На данном этапе это естественно. Ведь по сравнению с другими видами музицирования, ансамбль скрипачей, как коллектив, является одним из самых молодых в ДМШ. Однако, невзирая на свою молодость, его популярность огромна. Со всей уверенностью можно сказать, что каждая музыкальная школа стремится организовать в своих стенах школьный ансамбль скрипачей. О большой популярности этого вида ансамбля свидетельствуют выступления ансамбля скрипачей нашей музыкальной школы на городских концертах, в коллективах предприятий города, на фестивале «Забава».
Для гармоничного развития музыкального кругозора учащихся, наряду с сольным исполнительством, необходимо играть в симфоническом оркестре и в камерных ансамблях. Участие в трио, квартетах способствует музыкальному развитию любого музыканта-исполнителя.
Особое значение приобретает участие юного скрипача в ансамбле скрипачей. Это объясняется тем, что в коллективе учащийся должен согласовать свои исполнительские замыслы с музыкальными замыслами остальных участников ансамбля. Здесь должны быть решены задачи коллективной динамики, штрихов, аппликатуры, распределение смычка, симметричной артикуляции в ритмической трели, единого коллективного вибрато с одинаковой амплитудой колебания, сыгранности, умения при необходимости гибко передать другому голосу мелодическую линию (или перенять мелодию), переключиться с функции солиста на аккомпанемент и наоборот. Выработка единой трактовки, стиля и всех других перечисленных элементов отнюдь не означает затушевывания художественной индивидуальности того или другого исполнителя ансамбля. В процессе ансамблевой работы весьма необходимо добиться так называемой "коллективной художественной индивидуальности".
Организация работы ансамбля
Школьный ансамбль скрипачей состоит из учащихся (3 класс и выше) с хорошей, соответствующей своему классу, технической подготовкой, чистой интонацией, организованным ритмом, хорошей дисциплиной труда. Взаимоотношения между руководителем и участниками ансамбля, между учащимися старших и младших классов должны быть художественно-этичными и благожелательными. Такая атмосфера повышает ответственность каждого ученика, он придет на репетицию с приготовленным заданием. Велико значение дисциплины в ансамбле. Никому не дозволено опаздывать. "Опоздание только одного лица, - подчеркивал К.С.Станиславский, - вносит замешательство. Если же все будут опаздывать, то рабочее время уйдет не на дело, а на ожидание. Это бесит и приводит в дурное состояние, при котором работать нельзя. Если же, наоборот, все относятся к своим коллективным обязанностям правильно и приходят на репетицию подготовленными, то создается прекрасная атмосфера, которая подстегивает и бодрит".
Отдельные учащиеся-скрипачи приходят на занятия ансамбля одновременно со звонком, извещающим начало урока. Хотя урок еще не начался, эти ученики не могут быть допущены, так как они не подготовлены соответствующим образом к работе: инструмент не настроен, пальцы не разыграны.
Каждый участник коллектива обязан оставить запас времени (10-15 минут) до урока, чтобы привести свой игровой аппарат в нужную форму. На репетициях важна внимательность и сосредоточенность, тишина и обязательное подчинение требованиям руководителя. Для передачи участникам ансамбля творческих намерений одной твердой воли руководи теля недостаточно. Необходимо создать на репетициях состояние творческого подъема, творческого отношения к исполнению и трактовке играемого сочинения. В этом поможет темперамент руководителя, его умение заинтересовать, увлечь исполнителей. Бывают такие случаи, когда отдельные руководители ансамблей хорошо относятся к ведущим скрипачам своего коллектива и хуже - к более слабым. Это вдвойне неверно. Слабым скрипачам нужно уделить столько же внимания и, быть может, даже больше. Не единичны факты, когда и со средним скрипачом можно добиться хороших результатов. Руководителям очень полезно знать, что одинаково внимательное отношение является залогом здоровой атмосферы в коллективе. Настоящее чувство товарищества и коллективизма, сплочение учеников в дружеском сотрудничестве дает импульс и к более интенсивным самостоятельным занятиям. Ученик начинает сверять свои достижения с успехами своего коллектива, лучше готовится к репетициям, "болеет" за честь своего коллектива.
Репетиции ансамбля должны быть максимально продуктивными. Переписанные партии должны быть прокорректированы еще до первой репетиции. Ничто так не тормозит процесс репетиционной работы, как непроверенные партии. Четкий и продуманный руководителем план репетиционной работы исключит элементы стихийности. Не стоит читать на репетиции длинные лекции. Исполнители ансамбля пришли на репетицию играть, а не слушать речи. Это, однако, не означает, что работая над художественным образом, нельзя прибегнуть к кратким словесным объяснениям, аналогиям, метафорам или ассоциациям.
Выдающийся педагог и исполнитель Г .Г. Неигауз отмечал, что при разучивании произведения должен возникнуть "целый мир каких-то ассоциаций — поэтических, художественных, жизненных, — связанных с произведением". Всесторонне изучив исполняемое произведение, руководитель как бы составляет определенную картину и в конкретном или обобщенном виде четко доводит ее до сведения участников ансамбля. Обнаруженные в голосах технические сложности можно проработать на групповых репетициях. Групповые репетиции дают возможность тщательно проверить все технические элементы, однако перегружать учащихся групповыми репетициями не следует. Пусть учащиеся почувствуют собственную ответственность. Когда технические сложности освоены, можно приступить к вопросам выразительности звучания, идейно-эмоциональной направленности, единого распределения смычка, к выявлению основной линии драматургического развития, передачи мелодии и т.д. Эти проблемы решаются на сводных репетициях.
В репетиционной работе рекомендуется не увлекаться остановками. Целесообразно прослушать большой раздел и, если возникла необходимость в остановке, высказать одновременно все замечания.
Замечания нужно излагать четко, корректно, без излишней резкости. Всегда следует помнить, что ансамбль — это школьный коллектив учащихся, коллектив живых людей, и у каждого своя психология. Выработать коллективное музыкальное создание - ответственное и нелегкое дело. Стоит себе только представить, что бы делал, допустим, органист, если случайно клавиши инструмента или регистра каким-то волшебством превратились бы в живые существа".
Постоянная забота об установлении неформальных отношений внутри коллектива ансамбля, где каждый стремится жить не только своими чувствами, но и чувствами своего товарища, умение и желание руководителя увидеть в исполнителе не только квалификацию музыканта, но и человека -доброго, смелого, отзывчивого, остроумного, щедрого - во многом . поможет в сплочении, коллектива, в создании хорошей товарищеской, рабочей обстановки. Поддерживая такое стремление, мы хотим, однако, предупредить, чтобы товарищество не перешло в панибратство с руководителем. В перерывах участники ансамбля неоднократно обращаются к руководителю за дружеским советом. Руководитель, выслушивая учащегося, старается помощь ему, но должен держаться так, чтобы сохранить уважение к себе. Нередки случаи, когда отдельные руководители ансамбля ведут первые занятия в раздраженном тоне, считая, что все их требования должны немедленно претворяться в жизнь. Такие руководители забывают, что участникам ансамбля нужно дать определенное время, чтобы выграться и освоить музыкальное про изведение . Раздражительность - плохой помощник в работе, любой ансамбль плохо реагирует на "нервы" руководителя. В работе с коллективом требуется такт и опыт. Нужно не повелевать, а влиять на исполнителей. Тогда репетиционная работа может быть примером образцового урока с взлетами вдохновения и артистического творческого волнения. Зная творческие, человеческие особенности друг друга, зная художественный взлет своего руководителя, ансамбль становится очень отзывчивым коллективом по своему эмоциональному настрою. Очень важен в репетиционной работе момент показа на инструменте любого эпизода сочинения, вот почему руководителю всегда необходимо быть в отличной исполнительской форме. Одно из необходимых качеств в работе - это музыкальная память, способность запоминать и распознавать звуки, слышать больше, чем рядовые участники ансамбля, при необходимости уметь оркестровать партитуру, хорошо знать гармонию. Все учащиеся школы, исполнители ансамбля, играют на рояле. На этом инструменте соль диез и ля бемоль играются одинаковыми клавишами, они звучат одинаково. В ансамбле скрипачей соль диез в ми мажоре и ля бемоль в фа миноре звуки разные. Объяснив ансамблю гармонию сочинения, можно добиться более точной и правильной интонации.
В процессе работы ансамбль скрипачей должен ознакомиться с искусством аккомпанемента. Роль аккомпанемента особая. Здесь все исполнители обязаны проявить исключительную чуткость, следовать за творческой инициативой солиста, внимательно прислушиваться к его партии. Достичь выразительности в общем создании художественного образа можно будет только в случае, если каждая фраза будет воспроизводиться солистом и аккомпанирующим ансамблем в полном единстве. В силу большого количества участников возможны разные случайности. Поэтому особое значение приобретает сосредоточенность исполнителей, их неослабное внимание, максимальная собранность, полная согласованность художественных намерений.
Художественность исполнения неразрывно связана с точным, бесшумным, одновременным движением взятия инструмента. Этот момент рассматривается нами как прием, который тщательно вырабатывается на репетициях. В успешном осуществлении этого приема поможет мобилизация внимания и согласованность действия исполнителей. Показ взятия инструментов обычно делается ясным, четким, определенным движением смычка одного из участников ансамбля. Желательно это поручить скрипачу, который стоит в середине первого ряда. Он же в конце сочинения определенным движением: показывает одновременное снятие смычков. Вступление ансамбля в начале произведения требует значительно большей подготовки, чем вступление в течение исполнения. В первом случае определенные сложности вызваны правильным определением темпа. Здесь решающим фактором является глубокое предварительное изучение характера музыки исполняемого произведения, психологическая подготовка исполнителей.
Вступление в середине произведения имеет сложности иного порядка: следуя характеру начатого исполнения - вступить вовремя. Часто сочинения для ансамбля изобилуют большим количеством пауз между эпизодами, музыкальный материал предусматривает вступление голосов в разное время (фуга, фугатто и т.п.). Вступить правильно нам помогут слуховая память, умение восстанавливать слуховые впечатления, сохранение звукового образа.
В повседневной работе ансамбля, очень важен фактор
определения постоянного рабочего места каждого исполнителя. Освещая работу над исполнительскими элементами, мы неоднократно упоминали моменты приспособления интонации, ритма и т.д. Приспособление реализуется по "цепочке" рядом стоящих исполнителей. "Постоянное соседство" в ансамбле поможет наиболее устойчиво выработать единое исполнительское дыхание.
В целях более красивого внешнего вида ансамбля отдельные руководители требуют от исполнителей единой формы постановки. Этот вопрос необходимо решать в зависимости от различных анатомо-физиологических особенностей играющих. Учитывая эти особенности, можно избежать возникновения различных профессиональных заболеваний.
Работа над музыкальным произведением
Первые уроки ансамбля скрипачей нужно начинать с выработки элементарных навыков совместной унисонной игры. Уже сейчас особое значение приобретают фактор идентичного звукоизвлечения, поиски оптимальной точки соприкосновения смычка со струной, четкие и мягкие смены смычка, полная организация всего штрихового комплекса, хорошее ритмическое начало. Напряженная работа, полнейшая организованность, умение слушать себя и своих партнеров, выполнение всех указаний руководителя ускорят появление свободы мелодического дыхания, ансамблевой гибкости и рельефного звучания. Наряду с инструктивным материалом, ансамбль скрипачей должен работать над несколькими художественными произведениями. Одни сочинения изучаются для исполнения в ближайшем концерте, другие рекомендуются для ознакомления и читки с листа.
Если сочинение одноголосное, и ансамбль играет в унисон, работа над произведением имеет много общего с процессом работы над сольным сочинением. Этот процесс можно условно разделить на три этапа: а) ознакомление с сочинением в целом; б) работа над деталями; в) общая художественная завершенность;
Несколько сложнее происходит работа, если ансамблевое сочинение многоголосное. В этом случае руководитель должен ознакомить участников ансамбля со звучанием всех партий, а исполнители должны хорошо знать не только свои партии, но и партии всех остальных голосов. Доскональное знание партитуры всемерно поможет лучше разобраться в музыкальном содержании произведения.
Одним из важных разделов работы над музыкальным сочинением является точное соблюдение и изучение нотного текста. "От музыки, как и вообще от искусства, - говорил выдающийся русский виолончелист К.Ю.Давыдов, - я требую правды; а о правде я лишь тогда могу говорить, когда играется та нота, которая написана".
После тщательного изучения нотного текста можно делить сочинение на отдельные логические части или эпизоды и приступить к шлифовке тех или иных технических элементов. Во время черновой работы не следует без конца проигрывать целиком произведение, если сложные технические эпизоды еще не выучены. В целях экономии времени, сосредоточения внимания участников ансамбля, целесообразно начинать урок с. изучения эпизодов, представляющих техническую сложность. Руководитель обязан не только констатировать сложность технического элемента, он должен рассказать и показать способы его преодоления. Когда сложные пассажи и эпизоды будут выверены и выучены, их нужно проиграть, соединив с предыдущим и последующим музыкальным материалом. Шлифовка технических пассажей музыкального эпизода не может быть схематическим упражнением вне художественного содержания исполняемого произведения.
Наряду с работой над музыкальным образом особое внимание заслуживают вопросы формы изучаемого произведения, развития его музыкального действия, стиля. Еще не все учащиеся способны разобраться, какие эпизоды сочинения должны быть сыграны более выразительно и какой материал в общей музыкальной ткани является второстепенным. Начальная стадия работы над музыкальным произведением требует играть его в замедленном темпе. Данное требование руководителя будет сопровождаться обязательным разъяснением смысла и значения такого метода, иначе занятия в таком темпе могут носить чисто формальный характер. "Работать в замедленном темпе, - по совету А.И. Ямпольского, - следует не только над интонационной и технической стороной, но и над произведением в целом, над звучанием, нюансировкой, стилем, художественной отделкой, тщательно вслушиваясь в исполнение, имея при этом в виду конечную цель, к которой стремится исполнитель". При работе в медленном темпе играющий может потерять ощущение ритма, поэтому особое внимание должно быть обращено на ритмическую точность. Точный темп и характер произведения должен быть ясным для исполнителя в самом начале изучения произведения.
Пределом замедленного темпа служит наличие ощущения интонационных связей в музыкальном материале исполняемой музыки. Не рекомендуется метод замедленного темпа при изучении кантиленных пьес. Их можно играть в указанном композиторами темпе. Исключение составляет запланированная руководителем работа с учащимися ансамбля над выработкой так называемого "длинного смычка". Работа над стилем, формой сочинения, закономерностями его музыкального развития есть постепенная разработка общего плана исполнения. План исполнения должен быть предельно ясен. Выяснение роли и значения каждой ансамблевой партии, правильное развитие музыкальной мысли, активное включение всех участников ансамбля в намеченный план исполнения помогут выработке единой коллективной музыкальной мысли. (Дж. Гершвин «Летний день» (фрагмент), переложение Э. Пудовочкина).
Особое внимание в ансамбле заслуживают вопросы музыкальней выразительности и ее средства: мелодия и гармония. Мелодия исполняется ярко, выразительно, певуче. «Когда говорят про скрипача: у него скрипка поет - вот высшая ему похвала. Тогда его не только слушают, но стремятся слышать, о чем скрипка noeт». Данное определение приобретает еще большее значение при коллективном звучании "одной большой скрипки".
В ансамбле порой мелодию поочередно ведут разные голоса. Это требует очень умелой передачи звучащей мелодии, внимательного слушания ведущего голоса и ловкое включение в общее интонирование мелодии. Умелая естественная передача и прием мелодии являются одним из сложных приемов ансамблевой игры. Не менее важна и проблема установления должного контакта между ведущими и аккомпанирующими голосами. В переходе от одной функции к другой необходимо внимательно следить за динамикой, за характером звучания. (Ф. Шуберт «Ave Maria»).
При одновременном звучании нескольких голосов ведущее значение приобретает главный голос, однако и он не должен звучать нарочито громко. Плохо, если аккомпанирующий голос будет заглушать солиста, недочетом является также и пассивное сопровождение. В данном случае руководителю надлежит добиться правильного распределения звучности, учитывая необходимые градации между голосами.
Вопросы гармонии, гармонических созвучий имеют иные сложности. Здесь и приспособление звучности в общем аккордовом ансамблевом звучании, ощущение тональных и модуляционных сдвигов, взаимосвязь гармонии с мелодией и др. Успешное решение этих моментов связано с объяснением функции гармонии в изучаемом сочинении. (И. Бах. Хорал №48).
Публичные выступления
Один из ответственных моментов в творческой деятельности ансамбля и каждого его участника - выступление в концерте. Концерт является фактическим итогом всей репетиционной работы коллектива. На концертной эстраде музыка становится достоянием широкого слушателя. Если произведение композитора исполняется впервые, коллектив в какой-то мере может решить судьбу этой музыки. "Убедительная интерпретация прокладывает ему путь в будущее, и наоборот на долгое время, а иногда и навсегда оставит его забытым", - сказал И. М. Ямпольский. Этот момент должен пробудить чувство особой ответственности исполнительского коллектива. Осознав торжественность концертного выступления, коллектив откажется от формального, сухого исполнения и будет играть с артистическим вдохновением.
Исполнительское вдохновение - это умение собрать все свое мастерство и то, что упорным трудом было достигнуто на репетициях. Большое значение имеет творческий настрой руководителя на проведенной перед выходом репетиции. Под видом внешнего спокойствия от него должен исходить "электрический эмоциональный ток" в хорошем смысле этого слова. Внутренняя энергия, собранность, целеустремленность, искренность темперамента руководителя всегда воодушевляет коллектив. Суметь поднять и сохранить увлеченность исполнителей, убедить участников, что каждый из них до некоторой степени солист - залог успешного выступления.
Очень часто размер сцены не совпадает с размером домашнего репетиционного помещения. Необходимо заранее ознакомиться с концертной сценой и залом, где состоится выступление ансамбля, и провести там одну-две репетиции. Если сцена маленькая, ряды участников увеличатся. Гораздо сложнее играть на большой сцене, где ансамбль выстраивается в один ряд. Синхронное звучание правого и левого края становится затруднительным. Ритмическая организация ансамбля без усиленного слухового контроля его участников может легко расшататься. Здесь очень важно повышенное чувство "локтя" всех участников, организующая основа фортепианного сопровождения. На концертной эстраде аккомпаниатор расположен в середине последнего ряда участников ансамбля. Перед выходом строй инструментов должен быть еще раз тщательно проверен. Дело в том, что ученики школьных ансамблей после общей настройки скрипок имеют привычку играть щипком или проигрывать отдельные эпизоды своей сольной программы. Этим злоупотреблять нельзя. С одной стороны, могут расстроиться скрипки. С другой стороны, производимый шум мешает сосредоточиться, задерживает момент внутреннего "самонастраивания" и нахождения "музыкального образа".
Концертное выступление - это большое напряжение физических, профессиональных и эмоциональных сил исполнителя. В связи с этим несколько советов о регламенте дня перед концертом и о внутренней подготовке учащихся к концертному выступлению.
Весь образ жизни участников ансамбля в день концерта должен быть обыденным, однако им не следует физически и умственно переутомляться. За 4 часа до концерта нужно отдохнуть, после чего все мысли будут направлены к предстоящему выступлению. На концерт нужно придти заблаговременно, тщательно настроить инструмент и внутренне сосредоточиться. Участники ансамбля и их руководитель всегда должны помнить, что выступление в любом концерте - это событие большой важности.
Вместе с тем многие исполнители испытывают так называемое "сценическое волнение" (П.М.Якобсон называет это волнение паникой). Фактор волнения снижает творческую волю музыканта, и он играет хуже, чем обычно. Часто в артистическом обиходе бытует формулировка "творческого волнения" (волнение - подъем). Такой вид волнения, якобы, поднимает тонус исполнителя, его игра становится более яркой и красочной. П.И.Чайковский трактовал исполнительское творчество следующим образом: "Для артиста в момент творчества необходимо полное спокойствие. В этом смысле художественное творчество всегда объективно, даже и музыкальное". Этого же мнения придерживался и К.С.Станиславский. Он говорил о необходимости творческого спокойствия в творческой работе. "Надо оставить штамп "творческое волнение". Такого органического действия не существует. Существует творческое спокойствие".
Вопрос творческого спокойствия подразумевает, с одной стороны, наличие рационального во время исполнения, с другой стороны, заряд вдохновения. Эти две стороны исполнительского творчества неразрывны. Рациональное начало является в определенной степени контролирующим фактором. В случае необходимости рациональный фактор дополняет, направляет или снижает эмоциональный заряд.
И все же далеко не все исполнители способны сохранить на концертной эстраде чувство рационального начала. В чем причина сценического волнения, и как перебороть это неприятное чувство? Дать однозначный ответ на эти вопросы довольно сложно. Знатоки исполнительской психологии считают это следствием неверия в свои исполнительские силы, возможности или способности, излишней скромности, нетвердого знания музыкального материала, недостаточной концентрации внимания, боязни забыть и т.д. "Боязнь забыть нотный текст, из-за которого больше всего волнуются исполнители, есть лишь частный случай неверия в свои силы. Такие исполнители, действительно, нередко сбиваются на эстраде (и даже при одной мысли о ней); но сама по себе память тут по большей части не причем. Они волнуются от того, что боятся забыть, забывают же от того, что волнуются", - говорил Г. Коган.
Большое значение имеет общая повседневная тренировка тормозных процессов. Такая тренировка может дать положительные результаты в борьбе с паническим волнением на концертной эстраде. В частности, советский физиолог С. В. Клещов советует применять тренировку торможения распределяющего времени - игру в небыстром темпе и тренировку торможения регулирующего силу звука — игру пианиссимо в быстром темпе.
Опытные концертирующие музыканты в качестве психологической подготовки к выступлению считают необходимым: быструю и правильную мобилизацию и концентрацию мышления. Однако даже предельное знание музыкального материала не спасает порой от остановок во время игры. Повинна в этом неточная концентрация внимания. Для усиления этого процесса советский педагог В.И.Петрушин предлагает следующие эксперименты. Сыграть без остановок в медленном или среднем темпе сочинение. Следить за свободой мышц и ровным дыханием. Глаза должны быть завязаны. Перед началом эксперимента включить радиоприемник на среднюю громкость. Повторить задание при полной громкости приемника. Если исполнитель сыграет сочинение без остановки от начала до конца, значит, он сумел отключиться от посторонних звуков и полностью сконцентрировал внимание на своем исполнении.
Мы уже отмечали, что концертные выступления требуют
большой физической выносливости. Продуманная регулярная физическая тренировка, специальный комплекс физкультуры, тренировка сердца, тренировка дыхания всемерно укрепляют выносливость. Проверенным средством тренировки дыхания и сердца являются бег на разные дистанции и плавание. Психическое состояние исполнителя-музыканта регулирует и аутогенная тренировка. В основе аутогенной тренировки лежит принцип тренировки нервных процессов возбуждения и торможения, приводящий к активизации и повышению способности саморегуляции. Аутогенная тренировка - активный метод, способный нормализовать функции нервной деятельности и воздействовать на эмоциональную сферу. Аутогенная тренировка должна быть начата под контролем врача.
Обширный круг вопросов работы с ансамблем скрипачей исключает возможность их досконального решения и подробного изложения в рамках одной работы. Вот почему отдельные проблемы (концертные выступления, аутогенная тренировка, многообразность репетиционной работы и др.) являются предметом дальнейшего изучения и разработки.
Отечественная музыкально-педагогическая школа - одна из лучших в мире. Многогранные качества наших педагогов, их стремление к осмыслению музыки как искусства художественного постижения мира, музыкальность и талант подрастающего поколения, упорный и систематический труд, ежечасная целеустремленная работа, настоящая внутренняя дисциплина являются залогом того, что коллективы ансамблей скрипачей музыкальных школ города в недалеком будущем порадуют своих почитателей большими творческими успехами.
Библиография:
1. Л. А у э р. «Моя школа игры на скрипке». Москва, Музыка, 1965.
2. Л. Гинзбург. «Работа над музыкальным произведением».
Москва, Музгиз,. I960.
3. И. Коган. «О работе с ансамблем скрипачей». Алма-Ата, 1986.
4. В. Крюкова. «Музыкальная педагогика». Ростов-на-Дону, «Феникс». 2002.
5. К. М о с т р а с. «Ритмическая дисциплина скрипача». Москва,
Музгиз,, 1951.
6. К, М о с т р а с. «Система домашних занятий». Москва, Музгиз,. 1956.
7. «Очерки по методике обучения игре на скрипке». Москва, Музгиз, 1960.
8. А. Ширинский. «Штриховая техника скрипача».Москва, издательство «Музыка», 1983.
9. Вопросы музыкальной педагогики. Выпуск 7. Составитель В. Руденко. Москва, «Музыка». 1986.