Просмотр содержимого документа
«Методические установки в системе современного обучения начинающего скрипача»
Методические установки в системе современного обучения начинающего скрипача
Современная система музыкально-профессионального образования построена на принципе непрерывности образовательного процесса, то есть образования через всю жизнь. Профессиональное музыкальное образование значительно отличается от общего, ему отводится отдельная весомая роль, оно ориентируется не только на государственные стандарты, но и на потребности и интересы личности.
Повышая привлекательность профессионального музыкального образования, следует применять передовую практику педагогических новшеств в ежедневном образовательном процессе. В сфере музыкального образования стоит проблема отработки уникальной модели учебно-воспитательного процесса, отвечающего потребностям современного общества.
Широкое распространение инноваций, в том числе «свежих» педагогических технологий в современной системе образования требуют от современного педагога знания тенденций инновационных изменений и вероятность их использования в собственной практике. Область музыкального образования протяженное время оставалась достаточно консервативной и практически не использовала педагогических инноваций. Это было связано с тем, что педагогика искусства отличается ярко выраженной спецификой, обусловленной индивидуальным характером обучения, обращенным к эмоциям и духовному миру человека, развитие которого всегда неповторимо, исключительно и не подлежит технологическому описанию.
Определяющий элемент музыкальной деятельности это личность – субъект музыкальной деятельности с его целенаправленной активностью. Предпосылкой музыкальной деятельности субъекта становятся музыкальные знания. В учебно-воспитательном процессе таковым выступает обучаемый ребёнок. В связи с тем, что профессия преподавателя сочетает в себе педагогическую и исполнительскую деятельность, а так же выступает как музыкально-педагогическая в основе современного образования, она обязана опираться, в первую очередь, на индивидуальные способности и возможности детей.
Деятельности преподавателя никогда не должна превращаться в механическое выполнение методических указаний, а постоянно быть творческим процессом. Поколения детей меняются, и каждое новое поколение проявляет свои типические черты, требующие от педагогов в ходе работы соответствующих методов и форм преподавания. Так на протяжении всей жизни и творческой деятельности изменяется сам педагог и его работа.
Посвящая себя преподавательской деятельности, педагог не имеет права расслабляться и давать волю своему настроению. Он обязан быть очень терпеливым по отношению к любым ошибкам того, кто пришел к нему учиться; «обязан спокойно и доброжелательно помочь в трудном деле овладения исполнительским мастерством». [8, с. 5].
Перед педагогом струнником встаёт огромное количество непростых задач и проблем по развитию слуха и освоению рациональных игровых движений, являющихся ведущими предпосылками свободной и естественной постановки. Профессионально грамотный и внимательный педагог, занимаясь со своим воспитанником, предлагает каждому ученику индивидуальный план обучения, который зависит от уровня способностей и возможностей обучающегося.
В последнее время с изменением ключевых звеньев образовательного процесса появилась свобода выбора учебных программ и учебных пособий, использование новых приемов и способов педагогической деятельности. Вхождение образовательного учреждения дополнительного образования в систему рыночных отношений приводит к необходимости быть конкурентоспособным. А педагогические инновации во всех видах деятельности являются эффективным средством повышения конкурентоспособности организации.
Первым шагом на пути внедрения современных методик, на ряду с традиционными, становится формирование инновационного климата в коллективе. Тесное и грамотное взаимодействие коллег влияет на отбор и применение передовых методических установок по всем предметам учебного цикла, целью которого является полноценная организация учебного процесса, основанная на передовом опыте известнейших педагогов.
Следующим этапом должно стать внесение изменений в систему воспитательной работы, а также учебно-методическое обеспечение учебного процесса, учебного плана, программы, а так же серьёзное обновление и пополнение материально-технической базы.
В этом отношении в более благоприятных условиях с точки зрения возможности внедрения инновационных педагогических технологий находятся предметы музыкально - теоретического цикла. Групповые занятия позволяют более активно применять различные виды новых педагогических технологий. Даже занимаясь в группах, так же как на уроках специальности, педагог - теоретик обязан учитывать индивидуально-психологические особенности и перспективы развития каждого ученика.
Педагог, использующий в своей практике инновационные технологии, обладает определенным уровнем профессионального мастерства в решении поставленных задач, способен творчески и нестандартно подходить к решению возникающих проблем и организации учебного процесса. Это указывает на высокий уровень личностного развития преподавателя, способность к самоанализу и саморазвитию, умению оценивать качество собственной работы, а значит на наличие ключевых компетенций.
Современная музыкальная педагогика, исходя из данных психологии и физиологии, считает, что методы обучения исполнительскому мастерству должны быть комплексными - слуходвигательными.
Одним из самых привлекательных качеств скрипки, сделавших её «царицей инструментов» является её способность соперничать с человеческим голосом в красоте, певучести и выразительности звучания.
Звуковое мастерство скрипача действительно является его главным «оружием», основным средством выразительности. От качества скрипичного звука во многом зависит интонация, манера игры, создание художественного образа.
Педагог должен быть артистом в работе с учеником, должен всегда находиться в творческом поиске наиболее ярких и красочных образов, должен добиваться наиболее простых, разумных способов решения сложных художественных задач.
И. А. Лесман писал: «Музыканта нельзя принуждать – его можно увлекать творческим горением и высокими общественными идеалами, любовью к искусству и к педагогической работе, убеждать художественно оправданной трактовкой произведений и разумностью методов развития исполнительского мастерства, привлекать чуткостью подхода к индивидуальным особенностям дарования и склада характера, покорять высокой принципиальностью и подлинной гуманностью». [6, с. 15]. В применении к науке – музыкальная педагогика, высказывание автора напрямую подтверждает смысл понятия «искусство».
В своей книге «Техническое развитие музыканта-исполнителя» О. Ф. Шульпяков предлагает «единственно целесообразный путь – комбинированное использование слухового и двигательного метода. Необходима специальная работа по активизации музыкально-слуховых представлений; воспитанию культуры мышечных ощущений и объединение обоих слагаемых в звуко - двигательный комплекс». [10, с. 64].
В связи с наличием индивидуальных особенностей учащихся, разными жизненными условиями, спецификой занятий на струнном инструменте и многое другое, диктуется основная форма проведения урока – индивидуальная.
Именно в классе, педагог применяет те формы и способы работы над произведениями, которые становятся впоследствии способами самостоятельной работы ученика.
Процесс домашней работы учащегося в системе современного образования не часто контролируется преподавателем. На уроке он слышит только результат процесса домашней работы. О домашних занятиях юных музыкантов, к сожалению, посвящено небольшое количество методических работ. О значении домашних занятий писал Б. А. Струве: «Каждый музыкальный педагог знает, какова значимость в музыкально-исполнительском образовании хорошей проработки домашних занятий, этой почвы, на которой в учебном процессе правильная методика и система развития исполнительских навыков дают свои ценные плоды. И полноценный урожай возможен лишь при наличии этой почвы». [9, с. 191].
«Система домашних занятий заключает в себе две стороны, тесно взаимосвязанные между собой и взаимообусловленные. Во-первых, режим занятий, в понятие которого входит определение общего количества необходимого рабочего времени, его распределение внутри рабочего дня, распределение изучаемого материала, его порядок и последовательность. Во-вторых, метод занятий, то есть конкретные способы изучения, тренировки и преодоления трудностей», - писал К. Г. Мострас. [7, с. 7].
Достижение конечной цели музыкального образования, в частности получения начального профессионального скрипичного образования – умение ярко воплотить художественные образы и наиболее полно раскрыть художественное содержание музыкального произведения - цель, которую ставит перед собой учащийся во время обучения.
В каждом ребёнке заложена способность к логическому мышлению, однако детскому восприятию и представлению свойственны специфические особенности, ассоциации, образность. Каждый педагог обязан это знать, чтобы использовать в обучении. Любые специальные упражнения, будучи необходимыми в обучении, неинтересными в начале, изучаются легче, охотнее, если ученику становится понятна необходимость и целесообразность их изучения, характер музыкально-художественных и технических задач. В изучении любого музыкального материала выбор средств играет большую роль. Ещё Н. А. Добролюбов требовал, чтобы «в воспитании господствовала разумность и чтобы разумность эта ведома была не только учителю, но представлялась ясно самому ребёнку». [5, с. 24].
Перед каждым педагогом всегда будут стоять одни и те же проблемы: как помочь конкретному ученику сформировать собственное мышление, добиться развития и становления профессионально-исполнительских навыков; расширить музыкальный кругозор; привить усердие, усидчивость, организованность в труде, без чего не добиться успеха. «Беспрерывный труд головы и души – источник всех наших успехов». [4, с. 45].
Настоящий педагог - музыкант ставит перед собой важнейшие, определяющие цели: научить ребенка владеть музыкальным инструментом, привить интерес и любовь к искусству, а самое главное – любить и понимать музыку, уметь общаться со сверстниками и творчески относиться к процессу музыкального образования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Ауэр, Л. С. Моя школа игры на скрипке, Композитор. С.-П., 2004. – 272с.
Берлянчик, М. М. Основы воспитания начинающего скрипача. – Спб., 2000. – 252с.
Баринская, А. И. Начальное обучение скрипача, Москва - Музыка, 2007. – 103 c.
Гутников, Б. З. Об искусстве скрипичной игры. Л.: «Музыка», 1988. – 56 с.
Добролюбов, Н. А. Собрание сочинений. Т.III – М. 1936. – 750г.
Лесман, И. А. «Очерки по методике обучения игре на скрипке». М. 1964. – 272 с.
Мострас, К.Г. Система домашних занятий скрипача. - М., 1956. – 56 с.
Примерная программа для ДМШ и ДШИ. Скрипка, альт, виолончель. М., 2002. – 63 с.
Струве, Б. А. Пути начального развития юных скрипачей и виолончелистов. М., 1952. – 228 с.
Шульпяков, О. Ф. Техническое развитие музыканта – исполнителя. Ленинград: «Музыка». 1973. – 104 с.
Янкелевич, Ю. И. Педагогическое наследие. Издание 2е переработанное и дополненное / Ю. И. Янкелевич. – М., 1993. – 312 с.
Якубовская, В. А. Вверх по ступенькам. Начальный курс игры на скрипке /3-е издание редакция Л. Раабена / В. Якубовская. – Л. : Музыка, 1981. – 64 с.