kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации по теме «Ключевые вопросы работы концертмейстера».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал предназначен для концертмейстеров и преподавателей ДМШ и ДШИ.

В работе освещены такие вопросы как исполнительская деятельность концертмейстера, чтение с листа, транспонирование, особенности работы в вокальном и инструментальном классах, подготовка  к  концертному выступлению. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по теме «Ключевые вопросы работы концертмейстера».»

Методические рекомендации

по теме

«Ключевые вопросы работы концертмейстера».

Вступление

Научиться хорошо аккомпанировать не менее трудно, чем научиться хорошо играть на рояле. Специфика сольной и аккомпаниаторской деятельности столь различна, что нетрудно назвать многих солистов-пианистов, почти не владеющих искусством аккомпанемента, и, наоборот, пианистов, прославившихся именно высоким мастерством и художественным уровнем аккомпанемента, но совсем не проявивших себя в амплуа солиста.

Специфика концертмейстерской деятельности

В «Музыкальном энциклопедическом словаре» дается следующее определение понятия «концертмейстер»:

1. Концертмейстер оркестра – первый скрипач – солист симфонического или оперного оркестра; иногда заменяет дирижера. В струнном ансамбле – художественный и музыкальный руководитель.

2. Музыкант, возглавляющий каждую из видовых групп симфонического оркестра.

3. Пианист, помогающий вокалистам, инструменталистам, артистам балета разучивать партии и аккомпанирующий им на репетициях и концертах.

Концертмейстерскую деятельность, напрямую связанную с исполнительством, можно рассматривать в трех аспектах: как деятельность музыканта-пианиста, постоянно выступающего на концертной эстраде партнером солистов; как деятельность пианиста, разучивающего партии с певцами в оперном театре; и как учебно-профессиональную деятельность, осуществляемую в рамках учебной работы в системе дополнительного образования.

Для достижения хороших результатов в аккомпанементе, пианист должен усвоить законы ансамблевых соотношений, пока не разовьёт в себе чуткость к партнёру, не ощутит неразрывность между партией солиста и партией аккомпанемента. Основой концертмейстерского мастерства является исполнительское умение аккомпанировать солисту-партнеру. Умение это измеряется не только синхронностью партии фортепиано с партией солиста, не только выверенным балансом соотношения звучности обеих партий или легкостью преодоления чисто пианистических трудностей. Основная задача концертмейстера – создание целостного художественного образа произведения. Пианист-аккомпаниатор – основа целого, всей воссоздаваемой музыки произведения. В руках его сосредоточена большая часть «музыкального пространства»: гармония, метрическая структура, богатство тембрового колорита, словом, все, что сольная партия (при любом уровне мастерства исполнения) сама дать не в состоянии.

Умение координировать свои исполнительские действия с солистом (вокалистом или инструменталистом) требует от концертмейстера повышенного внимания к особенностям интонирования, знания сольной партии, видения всего произведения: формы, партитуры, состоящей из трех строчек (это и отличает концертмейстера от пианиста-солиста). Важными компонентами концертмейстерского мастерства являются также умения предугадывать намерения солиста, музыкально и в ансамбле выполнять динамические и агогические оттенки, уверенно держать партнера в заданном темпе, создавая для него живую ритмическую пульсацию.

Пианисту-солисту предоставлена полная свобода выявления творческой индивидуальности. Концертмейстеру же приходится приспосабливать своё видение музыки к исполнительской манере солиста. Нужно иметь особую чуткость, уважение, такт по отношению к намерениям партнёра, но при этом быть «музыкальным лоцманом» — уметь провести «исполнительский корабль» сквозь возможные рифы и донести до слушателя единую концепцию произведения.

Удобство, которое обеспечивает солисту чуткий пианист-аккомпаниатор, обладающий большим ансамблевым опытом, — это основное условие для совместной работы с любым солистом, главное из всех составляющих качеств профессии концертмейстера.


Умение читать нотный текст с листа является необходимым профессиональным качеством любого музыканта. Успешность процесса и результат чтения с листа музыкальных произведений зависит от наличия целого комплекса факторов: умения быстро и точно опознавать нотные знаки, воспринимать элементы и определенные комплексы нотного текста, умения быстро анализировать, синтезировать нотный текст, свободно ориентироваться на клавиатуре, умения предвосхищать развертывание музыкального текста, внимательности, скорости переработки информации, способности к внутренним слуховым представлениям мотивов, интервалов, ритмического рисунка, штрихов, готовности к внезапным поворотам.

Для того чтобы понять художественную сущность произведения, нужно научиться быстро осваивать музыкальный текст, охватывая его комплексно. Нельзя разбирать только свою партию. Концертмейстер не может быть полезен солисту, если не сумеет выручить его, подсказать ему направленность развития музыки или, в случае необходимости, слова. Перед глазами концертмейстера находится партитура как минимум из трёх нотных станов. Умение скоординировать мелодию, расположенную на верхней строчке, со всей остальной фактурой, заключённой в двух нижних строчках, очень важно.

Научиться зрительно охватывать текст, не разбирая его подробно ноту за нотой — одного из главных условий чтения с листа. Умение сразу понять, как строится произведение, какова его структура, художественная идея и, соответственно, его темп, характер, направленность образного развития, темброво-динамическое решение — всё это залог полноценного профессионального формирования музыканта.

Чтобы научиться читать с листа, необходима большая практика. Пианист должен хотя бы по 10 — 15 минут в день читать нотный текст, причём делать это нужно ежедневно. В противном случае навык чтения с листа не вырабатывается. Пропустив один день, пианист уже немного отстаёт, по прошествии двух-трёх дней он отстаёт уже значительно, а сделав более продолжительный перерыв, почти теряет приобретённый навык.

Для того, чтобы навык был устойчивым, необходимо читать с листа систематически. Только в этом случае чтение с листа станет привычным, а привычное, как известно, постепенно становится потребностью. Из подобной потребности вырастает постоянный живой интерес к музицированию, к знакомству с новыми произведениями, что является важнейшим условием творческого роста любого музыканта.

Пианист, владеющий навыком чтения с листа, будет предвидеть исполнительские намерения партнёра и станет соответственно с этим строить свой аккомпанемент. В дальнейшем он научится вычленять наиболее важные компоненты текста, а в некоторых местах импровизационно изменять фактуру фортепианной партии.

Другим, не менее важным профессиональным умением, которым должен владеть концертмейстер, является транспонирование. Наличие такого концертмейстерского умения продиктовано в ряде случаев исполнительской необходимостью изменения оригинальной тональности произведения.

Необходимо отметить, что транспонирование является деятельностью, которая требует от исполнителя постоянного музыкально-слухового самоконтроля, активизации памяти, внимания. Как и при чтении с листа, необходимо слышать и видеть не отдельные звуки, а гармонические комплексы, ощущать звуковысотные, метроритмические, структурные, художественно-образные особенности исполнения произведения в новой тональности. Внутреннее слышание транспонируемого произведения, ясное осознание всех модуляций и отклонений, функциональных смен, структуры аккордов, их расположения, интервальных соотношений и взаимосвязей обусловливается знанием гармонии и умением применять эти знания в своей деятельности. Другим обязательным условием успешного транспонирования является владение типовыми аппликатурными «формулами» диатонических и хроматических гамм, а также аккордов.

Навык чтения с листа и транспонирования в деятельности концертмейстера жизненно необходим и требует постоянной тренировки.

Особенности работы концертмейстера в вокальном и инструментальном классах.

Специфика вокально-инструментального ансамбля выдвигает перед аккомпаниатором многообразные творческие задачи. Концертмейстерская работа с вокалистами включает в себя многое: разучивание произведений, партий, знание вокальных трудностей и причин их возникновения, умение не только контролировать солиста, но и подсказать правильный путь к исправлению тех или иных недостатков. Таким образом, в деятельности концертмейстера объединяются педагогические, психологические, творческие функции.

От мастерства и вдохновения аккомпаниатора почти всегда зависит творческое состояние солиста. С аккомпанементами инструментального ансамбля обычно справляются лучше, хотя они порой сложнее вокальных произведений в техническом отношении. Инструментальный ансамбль однороден по своему составу. Вокально-инструментальный ансамбль напротив объединяет исполнителей с принципиально разными временными и ритмическими представлениями, обусловленными особенностями жанра. Этот вид ансамбля неоднороден, в чём и заключено главное препятствие на пути к его постижению.

Подготовка к концертному выступлению

Как известно, выход исполнителя на концертную эстраду предполагает перемещение в особое, отличное от рабочего состояние. Оба исполнителя — солист и концертмейстер выносят итог своей предварительной работы на суд слушателей. С чем они сталкиваются при этом? Прежде всего — с новыми, непривычными условиями: акустикой концертного зала, освещением, новым инструментом. Существуют свои законы эстрадного состояния и поведения. Необходимо уметь скрывать волнение и, уже начиная с выхода на сцену, расположить к себе аудиторию.

На настроение исполнителей могут влиять любые факторы. У вокалиста — прежде всего состояние голосового аппарата, у инструменталистов — холодные, «неразыгранные» руки, а также неполадки в организации концерта и многие другие причины. Концертмейстер должен помнить, что он обязан сохранять спокойствие, не показывая своего волнения. Важную роль играет умение аккомпаниатора «погасить» всплески излишней от волнения эмоциональности солиста.

Необходимое качество, без которого пианист не сможет стать хорошим аккомпаниатором — чуткость. Во время выступления концертмейстер должен быть предельно внимателен к солисту, с которым могут произойти разные неожиданности: он может забыть слова, не вовремя вступить, перескочить в исполнении через несколько тактов. Во всех непредвиденных случаях концертмейстер должен выручить солиста: где-то подыграть нужную ноту, где-то подсказать текст. Повторить или растянуть вступление, если солист запаздывает. Всё это должно быть сделано, незаметно для слушателей.

Заключение

Итак, пианист-концертмейстер прежде всего должен стать исполнителем-художником.

Профессия аккомпаниатора немыслима без достаточного владения навыками чтения нот с листа и транспонирования.

Концертмейстер должен уметь самостоятельно работать с певцом над вокальным произведением, знать законы музыкальной драматургии, уметь работать над инструментальными произведениями, играть хоровые партитуры и многие другие разнообразные по фактуре произведения.

Чуткость пианиста-концертмейстера всегда оценивается солистами. Каждый настоящий солист-художник всегда должен быть благодарен своему достойному партнёру, потому что без его поддержки не может быть осуществлено ни одно художественное намерение.

Список используемой литературы

1. Гофман И. «Фортепианная игра» — М.: Классика XXI, 1988. — 172 с.

2. Цыпин Г. «Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества». — М.: Советский композитор, 1988. — 384 с., 17 ил.

3. Шендерович Е.М. «В концертмейстерском классе: Размышления педагога». — М.: Музыка, 1996. — 206 с.: нот.

4. Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г.В. Келдыш. – М.: Советская энциклопедия, 1990. – С. 270.

5. Виноградов К.Л. О специфике творческих взаимоотношений пианиста-концертмейстера и певца // Музыкальное исполнительство и современность: Сб. статей / Сост. М.А. Смирнов. – М.: Музыка, 1998. – С. 38.

6. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано [Текст] / А.Д. Алексеев. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1961. – С. 39.

7. Кубанцева Е.И. Концертмейстерский класс: Учеб. пособие / Е.И. Кубанцева. – М.: Академия, 2002. – С. 113.

8. Теория и методика обучения игре на фортепиано: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. А.Г. Каузовой, А.И. Николаевой. – М: Владос, 2001. – С. 188–198.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Методические рекомендации по теме «Ключевые вопросы работы концертмейстера».

Автор: Щипко Елена Викторовна

Дата: 05.11.2016

Номер свидетельства: 355718


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства