Просмотр содержимого документа
«Методические основы организации деятельности музыкального клуба СОШ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО КЛУБА СОШ
1 Внеурочные мероприятия, продолжающие тему и содержание уроков музыки
Главная цель уроков музыки в начальных классах школ Республики Казахстан - развитие индивидуальных способностей детей, её творческого мышления и ассоциативной фантазии [1, с.3].
Основные средства достижения этой цели - систематические встречи учащихся с музыкой, формирующие музыкальную культуру школьников, развивающие их музыкальные способности, совершенствующие эмоциональную сферу детей, воспитывая их музыкальный, художественный и эстетический вкус.
В задачи музыкального образования современной школы входит активизация общественно-полезной направленности музыкальных занятий для использования репертуара, знаний и умений, приобретённых на уроке в деятельности классного и школьного коллектива, в показательных выступлениях, на досуге. Чем более разнообразна по форме, богата по содержанию и наполнена радостной атмосферой жизнь ребят в школе на уроках и во внеурочной деятельности, тем успешнее развиваются сильные стороны личности ребёнка, растёт его интерес к знаниям, плодотворнее протекает процесс обучения и воспитания. Этому как нельзя лучше помогают праздники - совместное весёлое, полезное сотрудничество взрослых и детей.
Великий Платон в своих «Законах» рассматривает праздник как вместилище высших ценностей человеческого существования [2, с.117]. Исходным принципом в истолкования сущности праздника является наслаждение, дарованное человеку, наделенному от природы чувством ритма и гармонии, которое в свою очередь восстанавливает психическую и физическую энергию в достойных формах. «Живые существа не могут сохранять спокойствие ни в теле, ни в голосе; им хочется двигаться и шуметь, прыгать, играть, издавать резкие звуки, испытывая при этом удовольствие». А верно направленные удовольствия (по Платону) составляют мощную воспитательную систему.
Аристотель также относил праздник к области воспитания, формирования и просвещения, потому что человеческая природа требует от нас не только умения хорошо трудиться, но и способность быть праздным, ибо праздность есть свобода, как начало всех начал, когда речь идёт о человеке и его жизни [3, с.192].
При организации праздника необходимо ответить на следующие вопросы:
1. Для кого он готовится? (определение вопроса)
2. Зачем? (определение цели)
3. Как надо делать праздник? (определение методики) [5].
Все внеурочные мероприятия в школе можно условно разделить на несколько направлений. Одни просто развлекательные, т.е. создающие хорошее настроение, но при этом формирующие хороший вкус. Другие связаны с определенной датой календаря. Третьи продолжают тему и содержание конкретных уроков. А можно совместить посвящение мероприятия определённой дате календаря с продолжением в нём темы и содержания какого-либо урока. Для этого важно в рамках большой общешкольной макротемы 1 выбрать микротему 2, подходящую детям по возрастным особенностям и являющуюся продолжением учебной темы. После выбора микротемы, определяется название, цель, вид, мероприятия [Приложение А], и уже подбирается соответствующий материал.
Пример [Приложение Б]. Ко Дню Независимости Республики Казахстан (макротема) приурочить игру - путешествие «В гостях у Камажай», как продолжение темы уроков музыки в первом классе «Знаменитые певцы Арки» (микротема), или музыкально-литературную композицию «О степь, люблю твои просторы!», продолжающие тему второго класса «Казахские народные песни и кюи».
Можно провести театрализованное представление для параллели третьих классов «День памяти героя Алпамыса» или, используя приём перевоплощения предметов, в ролевой игре «Ожившие инструменты» продолжить тему уроков четвёртого класса «Оркестр».
Таблица №1. Мероприятия, посвященные Дню Независимости РК, продолжающие темы уроков музыки 1, 2, 3, 4 классов.
Праздничная дата
Мероприятие
Тема урока
Класс
День Независимости РК
Игра-путешествие
«В гостях у Камажай»
Моя семья и друзья
1
День Независимости РК
«О степь, люблю
твои просторы!»
Кюйши - композиторы
2
День Независимости РК
«День памяти героя Алпамыса»
Песни, перешагнувшие столетия
3
День Независимости РК
Ролевая игра «Ожившие инструменты»
Продолжение традиции
4
1 макротема – обозначение направленности мероприятия
2 микротема – выбор узкой проблематике в данной макротеме.
Рекомендуется составить годовой план мероприятий на каждую параллель. В нем отражаются темы четверти, мероприятия, продолжающие темы уроков четверти, праздничные даты, к которой приобщено данное мероприятие, класс и месяц в котором будет проводиться праздник.
Таблица №2. Приблизительный годовой план мероприятий (параллель
пятых классов), продолжающих темы четвертей учебного года.
№
Праздничная дата
Мероприятие
Тема четверти
Класс
Месяц
1
Всемирный День Музыки
«Искусство русских скоморохов»
Великое искусство народов мира
5
октябрь
2
День Независимости РК
«О чем рассказала домбра»
Музыкальные инструменты народов мира
5
декабрь
3
Наурыз
«Наурыз всех приглашает!»
Музыка Востока и Запада
5
март
4
1 Мая – День Единства народов Казахстана
«Хоровод дружбы»
Традиция и современность
5
апрель-май
При планировании мероприятий очень удобно пользоваться схемами, где чётко выделены макро и микротемы по классам, названия мероприятий, их цель и вид [Приложение В].
Для более полного раскрытия содержания мероприятия выбираются самые разнообразные выразительные средства: музыка, видео, костюмы, оформление, звуковые эффекты и мн. другое. Собранный материал помогает выстраивать сюжетную канву и разрабатывать структуру композиции.
Предлагаемое нами планирование мероприятий, продолжающих определенные темы уроков, по своей сути, являются одной из наиболее ярко выраженных форм личностно – ориентированного музыкального образования.
Цель такой работы заключается в предоставлении каждому ребенку возможности реализовать свои музыкальные интересы и потребности в той или иной области музыкального искусства и, тем самым, способствовать развитию музыкальной культуры в избранном им направлении.
2 Художественные образы и приёмы активизации аудитории, используемые в сценариях праздников
В сценарии принято выделять следующие структурные единицы:
• Исходное событие
• Завязочное событие
• Событие I эпизода
• Событие II эпизода
• Поворотное событие
• Кульминационное событие
• Финальное событие [6]
Очень важно для каждого сценария найти свой художественный образ, который поможет построить интересно и нестандартно драматический ход.
Приведём в качестве примера названия сценариев и возможные художественные образы [Таблица №3].
Таблица №3. Художественные образы сценариев
Наименование мероприятия
Художественный образ
«Первый звонок»
Огонь знаний
«Если бы животные могли говорить»
Голос вселенского разума
«Новогодние вьюго - кружения»
Космический корабль
«Мы - дети Земли»
Сердце природы
«Международный день дружбы народов»
Фонарики дружбы
Выпускной бал «Начальная школа, прощай!»
Кадры из фильма «Четыре потрясаю-
щих года»
«Международный день музыки» (продолжение темы уроков музыки
3 кл.«Мифы и легенды музыкантах»)
Залетевший из прошлого осенний листок
«Моя музыкальная осень»
Музыкальная кисточка, рисующая
штрихи к картине осени
«В гостях у Маэстро»
(продолжение темы уроков 4 класса «Симфонический оркестр»)
«Хозяйка» музыкального салона -
дирижерская палочка
«Люди мира, на минуту встаньте!»
«Говорящие» письма, опаленные войной
В драматургическую канву сценария для детей целесообразно включать разнообразные приёмы активизации аудитории, основное предназначение которых - создать праздничную атмосферу, настроить на восприятие последующего действия. Это загадки с хоровыми ответами, речевки, физкультминутки, песни, танцы и, конечно же, игры.
«Игры с залом» - условное обозначение игр, которые проводят с большим количеством детей во время массовых праздников и программ. Впрочем, эти игры могут с успехом проводиться и в малой группе. Такие игры снимают мышечную закрепощенность, развивают способность концентрировать внимание.
Все возможные формы игр с залом можно разделить на несколько основных групп:
• Игры - кричалки
• Игры с движением
• Игры с пением
• Игры - скороговорки
• Игры на внимание
• Игры – стихотворения [4, с.101]
Для большинства игр характерно смешение форм, т.е. игра одновременно может быть игрой – кричалкой и игрой на внимание, или игрой - скороговоркой и игрой с движениями и т.п. Кроме того, игры с залом могут быть закрепляющим материалом какого-либо вида музыкальной деятельности, проводимой на уроках музыки.
Например. Игру «Путешествие на самолёте» можно провести с четвероклассниками на празднике «Наурыз встречает гостей».
Условия игры:
Вся аудитория делится на четыре команды:
• Италия
• Грузия
• Украина
• Польша
Каждой стране соответствует песня и определенные движения:
- Италия - «Санта Лючия, Санта Лючия». Пропевая припев итальянской народной песни «Санта Лючия», развести широко руки, как - бы восторгаясь этим местом в Италии.
- Грузия - «Дэли, дило, дэли, дило». Спеть припев грузинской народной песни «Стрекоза», имитируя движения взмахов крылышек стрекозы.
- Украина - «Выйди, выйди, Иванку». Исполняя начало украинской народной песни - веснянки, сделать поклон.
- Польша - «Ку-ку! Ку-ку! Ля-ля-ля, ля-ля-ля». Имитировать взмахи крыльев, исполняя отрывок из польской народной песни «Кукушка».
Задача команд заключается в том, чтобы хором пропеть свою фразу из песни, выполнив одновременно соответствующие песне движения, когда будет произнесено названии «их» страны.
Вариант игры:
Мы летим на самолёте над Украиной («Выйди, выйди, Иванку»), На Украине («Выйди, выйди, Иванку») роскошные сады; мы пролетаем над Грузией («Дэли, дило, дэли, дило»). Какие в Грузии («Дэли, дило, дэли, дило») величественные горы? Сейчас мы поворачиваем на запад, летим дальше и видим Польшу («Kу-ку! Ку-ку! Ля-ля-ля, ля-ля-ля»).В Польше («Ку-ку! Ку-ку! Ля-ля-ля, ля-ля-ля») сегодня праздник, народ танцует мазурку.Летим дальше и вот на горизонте показалась Италия! («Санта Лючия, Санта Лючия»). Какие красивые голоса у людей, проживающих в Италии («Санта Лючия, Санта Лючия»). В Италии («Санта Лючия, Санта Лючия») самый знаменитый в мире оперный театр «Ла Скала». У нас заканчивается топливо и мы решили заправиться в Польше («Ку-ку! Ку-ку! Ля-ля-ля, ля-ля-ля»).Мы залили полные баки, вылетели из Польши («Ку-ку! Ку-ку! Ля-ля-ля, ля-ля-ля») и возвращаемся домой через Украину («Выйди, выйди, Иванку») и Грузию («Дэли, дило, дэли, дило»).Перед посадкой мы поднялись высоко-высоко в небо и увидели все страны вместе - Украину, Грузию, Польшу и Италию (поют музыкальные фразы из всех песен).
Игра «Путешествие на самолёте» является продолжением темы уроков музыки четвёртого класса «Сколько в музыке языков?»
Игру «Загадочная гамма» можно провести на любом мероприятии для того, чтобы заполнить паузу или избежать неловких заминок по ходу проведения программы. В процессе игры закрепляется знание гаммы до -мажор (вид деятельности урока музыки «Музыкальная грамота»)
Игру «Танцевальные композиции» можно провести на празднике танца «Нон-стоп». В этой игре найдёт своё продолжение тема уроков музыки четвёртого класса «Народный танец и музыка композиторов».
Вариант игры:
Представители от каждого класса тянут жребий с названием какого-либо танца, прослушивают мелодии этих танцев. Участники игры должны узнать свой танец и продемонстрировать его с элементами импровизации.
При организации игрового взаимодействия необходимо соблюдать следующие принципы:
1. Принцип развивающей деятельности. Игра не ради игры, а с целью
развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
2. Принцип включенности каждого ребёнка в игровое действие: не пассивное созерцание со стороны, а активное включение каждого. Именно при этом личностью переживаются состояния особой эмоциональной открытости.
3. Принцип полифункциональности игры: при организации группового психолого - педагогического воздействия влиять на состояние каждого члена детского коллектива.
Так, в любом детском объединении игра выполняет важную коллективно - образующую (цементирующую) функцию. Она носит диагностический, корректирующий, развивающий характер и является продолжением темы и содержания, какого - либо урока музыки.
Таким образом, анализируя проблему организации в СОШ внеурочных мероприятий, продолжающих тему и содержание уроков музыки, мы пришли к выводам, что подготовка и проведение таких мероприятий:
1. Способствуют развитию музыкальной культуры школьников;
2. Расширяют у детей музыкальный кругозор;
3. Предоставляют возможность каждому ребенку реализовать свои музыкальные интересы и потребности;
4. Являются одной из наиболее ярко выраженных форм личностно – ориентированного музыкального образования.
5. Решают проблему дефицита времени, отведенного в школе на уроки музыки.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Литература
1 Программы для 1-4 классов по музыке. - Алматы. РОНД. – 2003. С. 3
2 Платон. Сочинения: в 3т, Т.3, ч.2. М., 1972. С. 117
3 Аристотель. Этика. Сиб., 1908. С.192
4 А. А. Данилков, Н. С. Данилкова. Игры на каждый день. Сиб.,2006. С.101
Электронный ресурс
5 С. Образцов. Сюжет из информационной программы «Время». 21августа.
Юбилей театра кукол.
6 Композиция сценария. М. Мельникова. Классическая литературная трактовка. http://biblioteka.teatr-obraz.ru/stati/stati-stsenaristu