kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические основы организации деятельности музыкального клуба СОШ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе анализируется проблема организации в СОШ внеурочных мероприятий, продолжающих тему и содержание уроков музыки.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические основы организации деятельности музыкального клуба СОШ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО КЛУБА СОШ


1 Внеурочные мероприятия, продолжающие тему и содержание уроков музыки


Главная цель уроков музыки в начальных классах школ Республики Казахстан - развитие индивидуальных способностей детей, её творческого мышления и ассоциативной фантазии [1, с.3].

Основные средства достижения этой цели - систематические встречи учащихся с музыкой, формирующие музыкальную культуру школьников, развивающие их музыкальные способности, совершенствующие эмоциональную сферу детей, воспитывая их музыкальный, художественный и эстетический вкус.

В задачи музыкального образования современной школы входит активизация общественно-полезной направленности музыкальных занятий для использования репертуара, знаний и умений, приобретённых на уроке в деятельности классного и школьного коллектива, в показательных выступлениях, на досуге. Чем более разнообразна по форме, богата по содержанию и наполнена радостной атмосферой жизнь ребят в школе на уроках и во внеурочной деятельности, тем успешнее развиваются сильные стороны личности ребёнка, растёт его интерес к знаниям, плодотворнее протекает процесс обучения и воспитания. Этому как нельзя лучше помогают праздники - совместное весёлое, полезное сотрудничество взрослых и детей.

Великий Платон в своих «Законах» рассматривает праздник как вместилище высших ценностей человеческого существования [2, с.117]. Исходным принципом в истолкования сущности праздника является наслаждение, дарованное человеку, наделенному от природы чувством ритма и гармонии, которое в свою очередь восстанавливает психическую и физическую энергию в достойных формах. «Живые существа не могут сохранять спокойствие ни в теле, ни в голосе; им хочется двигаться и шуметь, прыгать, играть, издавать резкие звуки, испытывая при этом удовольствие». А верно направленные удовольствия (по Платону) составляют мощную воспитательную систему.

Аристотель также относил праздник к области воспитания, формирования и просвещения, потому что человеческая природа требует от нас не только умения хорошо трудиться, но и способность быть праздным, ибо праздность есть свобода, как начало всех начал, когда речь идёт о человеке и его жизни [3, с.192].

При организации праздника необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Для кого он готовится? (определение вопроса)

2. Зачем? (определение цели)

3. Как надо делать праздник? (определение методики) [5].


Все внеурочные мероприятия в школе можно условно разделить на несколько направлений. Одни просто развлекательные, т.е. создающие хорошее настроение, но при этом формирующие хороший вкус. Другие связаны с определенной датой календаря. Третьи продолжают тему и содержание конкретных уроков. А можно совместить посвящение мероприятия определённой дате календаря с продолжением в нём темы и содержания какого-либо урока. Для этого важно в рамках большой общешкольной макротемы 1 выбрать микротему 2, подходящую детям по возрастным особенностям и являющуюся продолжением учебной темы. После выбора микротемы, определяется название, цель, вид, мероприятия [Приложение А], и уже подбирается соответствующий материал.

Пример [Приложение Б]. Ко Дню Независимости Республики Казахстан (макротема) приурочить игру - путешествие «В гостях у Камажай», как продолжение темы уроков музыки в первом классе «Знаменитые певцы Арки» (микротема), или музыкально-литературную композицию «О степь, люблю твои просторы!», продолжающие тему второго класса «Казахские народные песни и кюи».

Можно провести театрализованное представление для параллели третьих классов «День памяти героя Алпамыса» или, используя приём перевоплощения предметов, в ролевой игре «Ожившие инструменты» продолжить тему уроков четвёртого класса «Оркестр».


Таблица №1. Мероприятия, посвященные Дню Независимости РК, продолжающие темы уроков музыки 1, 2, 3, 4 классов.


Праздничная дата

Мероприятие

Тема урока

Класс

День Независимости РК

Игра-путешествие

«В гостях у Камажай»

Моя семья и друзья

1

День Независимости РК

«О степь, люблю

твои просторы!»

Кюйши - композиторы

2

День Независимости РК

«День памяти героя Алпамыса»

Песни, перешагнувшие столетия

3

День Независимости РК

Ролевая игра «Ожившие инструменты»

Продолжение традиции

4



1 макротема – обозначение направленности мероприятия

2 микротема – выбор узкой проблематике в данной макротеме.


Рекомендуется составить годовой план мероприятий на каждую параллель. В нем отражаются темы четверти, мероприятия, продолжающие темы уроков четверти, праздничные даты, к которой приобщено данное мероприятие, класс и месяц в котором будет проводиться праздник.



Таблица №2. Приблизительный годовой план мероприятий (параллель

пятых классов), продолжающих темы четвертей учебного года.



Праздничная дата

Мероприятие

Тема четверти

Класс

Месяц

1

Всемирный День Музыки

«Искусство русских скоморохов»

Великое искусство народов мира

5

октябрь

2

День Независимости РК

«О чем рассказала домбра»

Музыкальные инструменты народов мира

5

декабрь

3

Наурыз

«Наурыз всех приглашает!»

Музыка Востока и Запада

5

март

4

1 Мая – День Единства народов Казахстана

«Хоровод дружбы»

Традиция и современность

5

апрель-май



При планировании мероприятий очень удобно пользоваться схемами, где чётко выделены макро и микротемы по классам, названия мероприятий, их цель и вид [Приложение В].

Для более полного раскрытия содержания мероприятия выбираются самые разнообразные выразительные средства: музыка, видео, костюмы, оформление, звуковые эффекты и мн. другое. Собранный материал помогает выстраивать сюжетную канву и разрабатывать структуру композиции.

Предлагаемое нами планирование мероприятий, продолжающих определенные темы уроков, по своей сути, являются одной из наиболее ярко выраженных форм личностно – ориентированного музыкального образования.

Цель такой работы заключается в предоставлении каждому ребенку возможности реализовать свои музыкальные интересы и потребности в той или иной области музыкального искусства и, тем самым, способствовать развитию музыкальной культуры в избранном им направлении.





2 Художественные образы и приёмы активизации аудитории, используемые в сценариях праздников


В сценарии принято выделять следующие структурные единицы:

• Исходное событие

• Завязочное событие

• Событие I эпизода

• Событие II эпизода

• Поворотное событие

• Кульминационное событие

• Финальное событие [6]


Очень важно для каждого сценария найти свой художественный образ, который поможет построить интересно и нестандартно драматический ход.

Приведём в качестве примера названия сценариев и возможные художественные образы [Таблица №3].


Таблица №3. Художественные образы сценариев


Наименование мероприятия

Художественный образ

«Первый звонок»

Огонь знаний

«Если бы животные могли говорить»

Голос вселенского разума

«Новогодние вьюго - кружения»

Космический корабль

«Мы - дети Земли»

Сердце природы

«Международный день дружбы народов»

Фонарики дружбы

Выпускной бал «Начальная школа, прощай!»

Кадры из фильма «Четыре потрясаю-

щих года»

«Международный день музыки» (продолжение темы уроков музыки

3 кл.«Мифы и легенды музыкантах»)

Залетевший из прошлого осенний листок

«Моя музыкальная осень»

Музыкальная кисточка, рисующая

штрихи к картине осени

«В гостях у Маэстро»

(продолжение темы уроков 4 класса «Симфонический оркестр»)

«Хозяйка» музыкального салона -

дирижерская палочка

«Люди мира, на минуту встаньте!»

«Говорящие» письма, опаленные войной


В драматургическую канву сценария для детей целесообразно включать разнообразные приёмы активизации аудитории, основное предназначение которых - создать праздничную атмосферу, настроить на восприятие последующего действия. Это загадки с хоровыми ответами, речевки, физкультминутки, песни, танцы и, конечно же, игры.

«Игры с залом» - условное обозначение игр, которые проводят с большим количеством детей во время массовых праздников и программ. Впрочем, эти игры могут с успехом проводиться и в малой группе. Такие игры снимают мышечную закрепощенность, развивают способность концентрировать внимание.


Все возможные формы игр с залом можно разделить на несколько основных групп:

• Игры - кричалки

• Игры с движением

• Игры с пением

• Игры - скороговорки

• Игры на внимание

• Игры – стихотворения [4, с.101]

Для большинства игр характерно смешение форм, т.е. игра одновременно может быть игрой – кричалкой и игрой на внимание, или игрой - скороговоркой и игрой с движениями и т.п. Кроме того, игры с залом могут быть закрепляющим материалом какого-либо вида музыкальной деятельности, проводимой на уроках музыки.

Например. Игру «Путешествие на самолёте» можно провести с четвероклассниками на празднике «Наурыз встречает гостей».

Условия игры:

Вся аудитория делится на четыре команды:

• Италия

• Грузия

• Украина

• Польша

Каждой стране соответствует песня и определенные движения:

- Италия - «Санта Лючия, Санта Лючия». Пропевая припев итальянской народной песни «Санта Лючия», развести широко руки, как - бы восторгаясь этим местом в Италии.

- Грузия - «Дэли, дило, дэли, дило». Спеть припев грузинской народной песни «Стрекоза», имитируя движения взмахов крылышек стрекозы.

- Украина - «Выйди, выйди, Иванку». Исполняя начало украинской народной песни - веснянки, сделать поклон.

- Польша - «Ку-ку! Ку-ку! Ля-ля-ля, ля-ля-ля». Имитировать взмахи крыльев, исполняя отрывок из польской народной песни «Кукушка».

Задача команд заключается в том, чтобы хором пропеть свою фразу из песни, выполнив одновременно соответствующие песне движения, когда будет произнесено названии «их» страны.

Вариант игры:

Мы летим на самолёте над Украиной («Выйди, выйди, Иванку»), На Украине («Выйди, выйди, Иванку») роскошные сады; мы пролетаем над Грузией («Дэли, дило, дэли, дило»). Какие в Грузии («Дэли, дило, дэли, дило») величественные горы? Сейчас мы поворачиваем на запад, летим дальше и видим Польшу («Kу-ку! Ку-ку! Ля-ля-ля, ля-ля-ля»).В Польше («Ку-ку! Ку-ку! Ля-ля-ля, ля-ля-ля») сегодня праздник, народ танцует мазурку.Летим дальше и вот на горизонте показалась Италия! («Санта Лючия, Санта Лючия»). Какие красивые голоса у людей, проживающих в Италии («Санта Лючия, Санта Лючия»). В Италии («Санта Лючия, Санта Лючия») самый знаменитый в мире оперный театр «Ла Скала». У нас заканчивается топливо и мы решили заправиться в Польше («Ку-ку! Ку-ку! Ля-ля-ля, ля-ля-ля»).Мы залили полные баки, вылетели из Польши («Ку-ку! Ку-ку! Ля-ля-ля, ля-ля-ля») и возвращаемся домой через Украину («Выйди, выйди, Иванку») и Грузию («Дэли, дило, дэли, дило»).Перед посадкой мы поднялись высоко-высоко в небо и увидели все страны вместе - Украину, Грузию, Польшу и Италию (поют музыкальные фразы из всех песен).

Игра «Путешествие на самолёте» является продолжением темы уроков музыки четвёртого класса «Сколько в музыке языков?»

Игру «Загадочная гамма» можно провести на любом мероприятии для того, чтобы заполнить паузу или избежать неловких заминок по ходу проведения программы. В процессе игры закрепляется знание гаммы до -мажор (вид деятельности урока музыки «Музыкальная грамота»)

Игру «Танцевальные композиции» можно провести на празднике танца «Нон-стоп». В этой игре найдёт своё продолжение тема уроков музыки четвёртого класса «Народный танец и музыка композиторов».

Вариант игры:

Представители от каждого класса тянут жребий с названием какого-либо танца, прослушивают мелодии этих танцев. Участники игры должны узнать свой танец и продемонстрировать его с элементами импровизации.



При организации игрового взаимодействия необходимо соблюдать следующие принципы:

1. Принцип развивающей деятельности. Игра не ради игры, а с целью

развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.

2. Принцип включенности каждого ребёнка в игровое действие: не пассивное созерцание со стороны, а активное включение каждого. Именно при этом личностью переживаются состояния особой эмоциональной открытости.

3. Принцип полифункциональности игры: при организации группового психолого - педагогического воздействия влиять на состояние каждого члена детского коллектива.

Так, в любом детском объединении игра выполняет важную коллективно - образующую (цементирующую) функцию. Она носит диагностический, корректирующий, развивающий характер и является продолжением темы и содержания, какого - либо урока музыки.

Таким образом, анализируя проблему организации в СОШ внеурочных мероприятий, продолжающих тему и содержание уроков музыки, мы пришли к выводам, что подготовка и проведение таких мероприятий:

1. Способствуют развитию музыкальной культуры школьников;

2. Расширяют у детей музыкальный кругозор;

3. Предоставляют возможность каждому ребенку реализовать свои музыкальные интересы и потребности;

4. Являются одной из наиболее ярко выраженных форм личностно – ориентированного музыкального образования.

5. Решают проблему дефицита времени, отведенного в школе на уроки музыки.





















СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


Литература

1 Программы для 1-4 классов по музыке. - Алматы. РОНД. – 2003. С. 3

2 Платон. Сочинения: в 3т, Т.3, ч.2. М., 1972. С. 117

3 Аристотель. Этика. Сиб., 1908. С.192

4 А. А. Данилков, Н. С. Данилкова. Игры на каждый день. Сиб.,2006. С.101



Электронный ресурс

5 С. Образцов. Сюжет из информационной программы «Время». 21августа.

Юбилей театра кукол.

6 Композиция сценария. М. Мельникова. Классическая литературная трактовка. http://biblioteka.teatr-obraz.ru/stati/stati-stsenaristu











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Методические основы организации деятельности музыкального клуба СОШ

Автор: Котова Людмила Нестеровна

Дата: 10.11.2016

Номер свидетельства: 357548


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства