Методические рекомендации для педагогов по использованию компьютерных технологий при реализации программы дисциплин фортепианного отделения ДШИ
Методические рекомендации для педагогов по использованию компьютерных технологий при реализации программы дисциплин фортепианного отделения ДШИ
Способы применения информационных технологий на предметах музыкально- теоретического цикла в детской школе искусств. В пояснительной запписке указаны преимущества ИКТ: возможность получения материалов через сеть Интернет, в интегрированности обычного урока с ИКТ, позволяющего педагогу сделать процесс обучения ориентированным на исследовательскую активность, в помощи педагогу лучше оценить знания ребенка. Указаны цели использования ИКТ. Предоставлена программа факультатива по формированию ИКТ на ступени дополнительного образования. Указаны задачи программы и планируемые результаты. В практической части - лекция -концерт для родителей "Гимн вальсу!"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для педагогов по использованию компьютерных технологий при реализации программы дисциплин фортепианного отделения ДШИ»
Методические рекомендации для педагогов по использованию информационных технологий при реализации программы дисциплин фортепианного отделения ДШИ
Выполнила:
Дружинина Кристина Александровна
преподаватель
Муниципального автономного учреждения
дополнительного образования
в области культуры Белоярского района
«Детская школа искусств г.Белоярский»
класс в посёлке Сорум.
Пояснительная записка
«Нет ничего сильнее идеи, время
которой пришло»
А.Горячев
Сегодня российская система дополнительного образования находится на новом этапе своего развития. Это обусловлено происходящими в нашей стране социально-экономическими изменениями, которые определяют основные направления государственной образовательной политики. Изменение государственного и социального заказа к системе образования нашло свое отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) нового поколения, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, предполагающий «разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащения форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности».
Выбор темы обусловлен тем, что век компьютерных технологий набрал такие обороты что уже, пожалуй, нет ни одной области деятельности человека, где они не нашли бы свое применение. В дополнительном образовании актуальным вопросом остается совершенствование учебного процесса, поиск и внедрение активных форм и методов обучения, с использованием информационных технологий в практической деятельности преподавателя, обеспечивающих достижение эффективного результата.
Цель данной тенденции образования: – оптимизация традиционных методов обучения музыке, обеспечение разнообразия учебной информации, внедрение принципиально новых методических подходов к системе обучения.
Задачи: -получение дополнительной информации по дисциплине из данного ресурса или других ресурсов интернета;
-самопроверка знаний;
-самообразование;
-развитие творческих навыков и музыкальных способностей
Желание каждого педагога – привить любовь и интерес к своему предмету, сделать его современным и привлекательным для учащихся. В условиях всеобщей информатизации, обилии устройств технологической среды, становится совершенно очевидным использование ИКТ в образовательном процессе ДШИ при изучении таких предметов как сольфеджио, музыкальной литературы, слушания музыки. В течение пяти последних лет моей практики встал вопрос о введении информационных коммуникативных технологий в предметы теоретического цикла. Поэтому и возникла идея о создании актуальных методических ресурсов при достаточно простых пользовательских навыках. В чем же преимущества компьютерных технологий?
-В возможности получения различного рода материалов через сеть Интернет;
-в интегрировании обычного урока с ИКТ позволяющего педагогу сделать процесс обучения ориентированным на исследовательскую активность и удовлетворяющего потребности современных детей;
-в помощи педагогу лучше оценить способности и знания ребенка, поиска новых форм и методов обучения, стимулирующих его профессиональный рост.
Цели использования информационных технологий на уроке:
-обеспечение наглядности в представлении учебного материала;
-поддержка контроля знаний и навыков.
Основная часть
В своей работе я использую необходимое программное обеспечение. Наиболее часто прибегаю, конечно, к проигрывателям «Windows Media Player», «KMPlayer», «Everest», «AimpPortable». Такое количество однотипных программ оказалось просто необходимым для возможности воспроизведения самых различных аудио- и видео-файлов.
Программы, без которых работа педагога-теоретика мне не представляется, следующие:
-MicrosoftOfficeWord используется для создания мной и учащимися конспектов, учебных пособий, написания аннотации к произведениям, сочинениям различной тематики;
-в Microsoft Office Excel очень удобно делать мониторинг успеваемости, а также решать музыкально-теоретические задачи;
- Microsoft Offisce PowerPoint используется для создания презентаций по предмету, а также просмотре презентаций на всех предметах музыкально-теоретического цикла;
- Microsoft Office Publisher незаменим при разработке буклетов и публикаций при проведении внутришкольных мероприятий.
Далее представляю краткую характеристику используемых мною на уроках музыкально-теоретического цикла информационных средств и программ с описанием методик их применения:
-Из энциклопедии «Musikal Instruments» для уроков музыкальной литературы и слушания музыки я в основном извлекаю теоретическиесведения об инструментах и ансамблях, а также наглядные материалы. Таккак в нашем классе п.Сорум нет интернета, в полном объеме не удаетсяиспользовать эту программу. Надеюсь, что в будущем ситуация изменится и данная программа принесет еще больше пользы.
Не раз выручала меня программа - «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия». Я использую её не только на уроках музыкальной литературы и слушания музыки,но и во внеклассной работе, так как эта программа содержит очень много материала как по учебной программе, так и не входящего в курс обучения, но довольно интересного и актуального. Данная программа содержит более 3200 иллюстраций (портретов, фотоснимков, слайдов). А в «Викторине» учащиеся всегда охотно выполняют все задания и проверка знаний перестает быть для них чем-то негативным. Конечно, на уроках музыкальной грамоты и сольфеджио не обойтись без «Finale» и «Sibelius». Я использую эти программы не только со старшими детьми, но и с учащимися младших классов. Правда, с первоклассниками и второклассниками использование очень примитивное, но дает свой положительный результат – учащиеся с интересом работают, быстрее запоминают теоретические сведения, а возможности прослушивания даже нескольких нот, набранных своими руками, приводит их в полный восторг. Старшеклассники выполняют более сложные задания, как в классе, так и дома. Можно писать музыкальные диктанты в этой программе, а не в нотной тетради, или подбор второго голоса к мелодии, также здесь удобно транспонировать любые произведения. Таким образом, данные программы повышают мотивацию к обучению и развивают музыкально-творческие способности учащихся.
На уроках сольфеджио и музыкальной грамоты иногда использую музыкально-дидактическую игру «Матроскин учит музыку». Знакомые персонажи вызывают положительные эмоции учащихся и вместе с ними они с удовольствием выполняют все предложенные задания. Но, к сожалению, некоторые разделы данной программы содержат недопустимые ошибки, поэтому не рекомендую её для самостоятельной работы учащихся.
-«Band in a Box» я использую на сольфеджио только со старшеклассниками, так как здесь необходимы навыки работы с компьютером. Создание элементарных аранжировок, гармонизаций развивает музыкально-творческие способности учащихся и повышает интерес к предмету.
Из всего вышеизложенного следует, что внедрение новых информационных, мультимедийных и нтернет-технологий в детской школе искусств на предметах музыкально-теоретического цикла является необходимостью в современном музыкальном образовании.
Во-первых, компьютер значительно расширил возможности представления учебной информации. Применение цвета, графики, мультипликации, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку любого времени и действия.
Во-вторых, компьютер позволяет повысить мотивацию учащихся. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе нередко способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать распределение учебных задач по трудности и осуществляя тем самым индивидуальный подход в обучении.
В-третьих, информационные технологии активно вовлекают учащихся в учебный процесс. Один из существенных недочетов существующей системы обучения состоит в том, что она не обеспечивает активного включения всех учащихся в учебный процесс. Например, в процессе объяснения нового материала многие учащиеся не работают в полную силу. Установка учителя на среднего ученика приводит к тому, что самые способные теряют интерес к излагаемому материалу, а наиболее слабые даже при желании не могут включиться в учебный процесс. Именно это обстоятельство является одним из аргументов в пользу программированного обучения, которое может как личностно-ориентированным, так и предназначенным для групповой и фронтальной работы.
Развитие компьютерных технологий в данной отрасли перспективно, актуально и объективно необходимо. Применение персональных компьютеров во многом упрощает разработку, тиражирование и использование дидактических и научных материалов, повышает качество образования, соответствует реалиям сегодняшнего дня. Грамотное и системное применение ИК дает обучающимся, преподавателям, научным работникам возможность более эффективного использования времени, реализовывать творческий потенциал.
«Программа факультатива по формированию и развитию ИКТ на ступени дополнительного образования ДШИ»
Освоение умений использовать ИКТ входит в содержание факультативных курсов внеурочной деятельности учащихся школы искусств.
ИКТ – компетентность – это способность учащихся использовать информационные и коммуникативные технологии для доступа к информации, для её поиска, организации, обработки, оценки и передачи.
Цель программы: -формирование и развитие ИКТ-компетентности обучающихся.
Задачи программы:
- становление и развитие учебной компетенции;
-развитие способности к сотрудничеству;
-развитие способности к приобретению, пополнению и интеграции знаний;
-формирование информационной культуры обучающихся.
Функционирование в современном обществе ИКТ-грамотность предоставит средства для успешной жизни и работы в экономически развитом развивающемся обществе.
Структура ИКТ компетентности составляют следующие познавательные навыки:
Определение (идентификация)
1.Умение точно интерпретировать вопрос.
2.Нахождение в тексте информации.
Доступ (поиск)
1.Выбор терминов поиска.
2.Стратегия поиска.
Управление
1.Классификация информации
Интеграция
1.Умение сравнивать и сопоставлять информацию из нескольких источников.
2.Умение сжато изложить полученную информацию.
Оценка
1.Выработка критериев для отбора информации.
Создание
1.Умение сделать вывод об имеющейся информации.
2.Обосновать свои выводы.
Сообщение (передача)
1.Умение цитировать источники.
2.Обеспечение конфиденциальности информации.
3.Умение воздерживаться от использования провокационных высказываний по отношению к культуре, расе, этнической принадлежности.
4.Знание правил общения.
Для формирования ИКТ- компетентности, используем следующие технические средства – персональный компьютер, экран (теле-проектор), принтер монохромный, принтер цветной, цифровой фотоаппарат, цифровая видеокамера, сканер, микрофон, акустическая система, синтезатор.
Планируемые результаты реализации программы:
«Использование ИКТ на уроках музыкально-теоретического цикла (сольфеджио, музыкальная литература, анализ формы музыкальных произведений).
Выпускник школы научится:
- создавать музыкальные и звуковые сообщения,
-использовать клавишные синтезаторы,
-использовать программы звукозаписи и микрофоны для решения творческих задач,
-выступать с аудиовизуальнойподдержкой в режиме лекций и индивидуального консультирования,
-создание медиа сообщений,
-использовать возможности электронной почты и Интернета,
-соблюдать нормы этнической и демографической культуры, этики.
Учащиеся моего класса принимают активное участие в создании и защите проектов –презентаций по курсу теоретических дисциплин, являются участниками и организаторами конкурсов на лучшее музыкально-стилистическое сочинение «Я композитор». В результатеактивизации познавательной деятельности, ученики выступают в качествемузыкантов-исполнителей, режиссеров-сценаристов и операторов программистов, создателей мультимедийных пособий.
Лекция – концерт для родителей «Гимн вальсу»- является совместным проектом учащихся 7 класса п. Сорум: Жемуховой Марины, Меняйло Лики и Деревенской Валерии.
Форма мероприятиякомбинированная: медиа, лекция- концерт, домашнее задание.
Цель: познакомить учащихся с родиной и историей вальса.
Задачи:
Образовательная: знакомство с историей появления вальса как танцевального жанра.
Развивающие: -развитие внимания, памяти;
-расширение кругозора по истории музыкальной культуры;
-обогащение словарного запаса по музыкальной терминологии;
-развитие образного мышления при слушании и исполнении вальсов Ф.Шуберта, Ф Шопена, Ф.Листа, И.Штрауса, М.Глинки, П.Чайковского, С.Прокофьева.
-наглядно-зрительный ( мультимедиа проект, показ слайдов, фрагмент фильма И.Штраус);
-наглядно-слуховой (исполнение музыкальных произведений);
-словесный (лекция, беседа, анализ элементов музыкальной речи произведений, жанровых особенностей).
Используемые технологии:
-личностно-ориентированные;
-информационно-коммуникационные.
Домашнее задание: на сайте школы еще раз внимательно просмотреть презентацию, и ответить электронной почтой на указанные вопросы.
При подготовке к концерту для родителей дети, предварительно изучили предоставленный материал и стали вдохновенно готовиться к выступлению, творчески работая над исполнительским мастерством.
Вывод: Развитие компьютерных технологий в данной отрасли перспективно, актуально и объективно необходимо. Применение персональных компьютеров во многом упрощает разработку, тиражирование и использование дидактических и научных материалов, повышает качество образования, соответствует реалиям сегодняшнего дня. Грамотное и системное применение ИК дает обучающимся, преподавателям, научным работникам возможность более эффективного использования времени, реализовывать творческий потенциал.Таким образом, уже невозможно представить обучение, работу и современную жизнь в целом без информационных технологий. Данная тема исследования останется актуальной еще не один год. В своей работе я предполагаю дальнейшее изучение выбранной темы и более активное использование различных информационных технологий на уроках музыкально-теоретического цикла.