kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методический доклад "Подготовка учащихся к концертным выступлениям. К вопросу об эстрадном волнении"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе раскрывается подготовка учащихся старших классов к концертным выступлениям и предлагаются способы преодоления эстрадного волнения в классе специального фортепиано.

Просмотр содержимого документа
«Методический доклад "Подготовка учащихся к концертным выступлениям. К вопросу об эстрадном волнении"»

Методический доклад на тему:

« Подготовка учащихся к концертным выступлениям.

К вопросу об эстрадном волнении»









Автор: Дорожкина Р.Н.

Преподаватель фортепиано МБУДО «Верхнеднепровской ДШИ»



















Эстрадное волнение испытывают все выступающие – от ученика ДМШ до маститых артистов с огромным концертным опытом. Эстрадное волнение весьма многолико в своих проявлениях:

  1. Оно воодушевляет (это позволяет раскрыть глубоко скрытые возможности ученика или артиста)

  2. Оно может очень сильно угнетать выступающего и это трудно управляемо.

Волнуются большинство выступающих: артисты, лекторы, спортсмены, учащиеся, студенты. Но волнуется каждый по-своему. Характер эстрадного волнения зависит от возраста, темперамента, обученности и воспитания. Как правило, учащиеся младшего возраста ничего не знают об эстрадном волнении и не испытывают его, пока не попадают в обстановку, где это переживание обсуждается. Почему большинство младших школьников не волнуются?

Ответ: 1. у многих ещё не сформировались эстетические критерии, завышена собственная оценка выступлении;

2. ещё не сформировался ценз требований к своему выступлению.

За исключением очень одарённых учащихся, основным мотивом для занятий музыкой у детей является желание родителей. Для учащихся младших классов (6 – 9 лет) выступление в концерте ассоциируется с праздником – все красиво одеты, сцена, хлопают, поздравляют и т.д. но бывает, что амбиции педагога и родителей делают своё плохое дело. Если ребёнка вовлекают в нездоровую конкуренцию с другими детьми, волнение возникает и переходит в юношеский возраст, формируется опыт концертных выступлений, стереотипы реакций и переживаний.

Интересно, что исполнителю небезразлично в какой – «своей» или «чужой» - аудитории он выступает. Маленькие дети предпочитают выступать в своей среде – для педагогов, родителей, друзей. Юноши и взрослые меньше волнуются в чужой аудитории, т.к. они более чувствительны к мнению сверстников, своих педагогов.

Существенное влияние на успеваемость, эстрадное самочувствие и поведение оказывает темперамент.

Различают четыре типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. И хотя в чистом виде с чертами темперамента мы встречаемся редко, но преобладающие черты какого-либо темперамента выстраивают систему реакций. Природная основа темперамента (сила, уравновешенность, быстрота нервных процессов) остаётся неизменной на протяжении всей жизни человека. Изменить темперамент с помощью воспитания невозможно. Определить темперамент учащегося трудно и сложно. Наблюдать нужно за такими проявлениями темперамента: чувственность, реактивность (впечатлительность), активность, тем реакций, особенно моторики, пластичность.

Сангвиник. Хорошо включается в новую работу. Работоспособен, но быстро остывает, если встречает трудности, детальную проработку, одинаковые упражнения. Музыкальное произведение учит быстро, но «дорабатывает» с трудом. Любит выступать в концертах, легко может соригинальничать в темпах, штрихах и т.д; волнуется сильнее или слабее в зависимости от обстоятельств, значимости выступления, слушателей. На эстраде играет скорее ярко, чем глубоко. Возможны срывы и погрешность. При удачном выступлении склонен к хвастовству, при неудачном ищет лазейки реабилитировать себя, умалить авторитетность комиссии. Замечания воспринимает спокойно, не обижается, но и не всегда учитывает их.

Холерик – обычно с увлечением играет новую пьесу, если она нравится, и игнорирует, играет «из под палки», если она ему не нравится. Волнуется очень сильно, но, как и сангвиник, играет лучше, эмоциональнее и выразительнее на концерте, чем на репетиции. Срывы, если они происходят, «катастрофичнее», чем у сангвиника. Склонен к ускорению темпов, форсированию звука. Удачное выступление переживает бурно, а в неудачном ищет причины во вне – в зале было жарко (холодно), аккомпаниатор взял не тот темп, инструмент был расстроен и т.д. замечания вызывают обиду, даже грубость, поэтому их надо делать как можно мягче на фоне положительных сторон.

Флегматик. Уравновешен, держится солидно. Тугодум. Может быть активным, но «раскачивается» с трудом. Когда войдёт в работу – настойчив и работоспособен. Обладает выдержкой, мало эмоционален. Педагогу трудно расширить его динамику, добиться выразительности исполнения, быстрого темпа. С трудом переключает внимание и приспосабливается к новому расписанию, обстановке. Не находчив. Волнуется, порой сильно, но играет стабильно, без срывов, как выучил, как в классе. Выступления на концерте очень полезны ему, т.к. повышают эмоциональность. Замечания воспринимает спокойно, не обижается.

Меланхолик. Любые изменения обстановки тревожат, даже непривычное отношение к нему педагога. Быстро утомляется, поэтому мало работоспособен. Очень впечатлителен, глубоко эмоционален. Часто волнуется на уроке, играет лучше в классе, чем на концерте. От сильного волнения очень теряется. Требует постоянной поддержки со стороны педагога и сверстников.

Свои неудачи преувеличивает, очень переживает. Поэтому замечания педагога должны быть чуткими и осторожными, носить оптимистический характер. Такому учащемуся нужна постоянная тренировка и частые выступления в концертах с репертуаром меньшей трудности. Можно повторять одни и те же пьесы.

Предконцертное и концертное состояние имеет довольно чёткую периодичность со своими психологическими особенностями, пять фаз:

I-ая фаза – длительное предконцертное состояние. По мере приближения к дате концерта, в зависимости от подготовки к нему волнение периодически возникает с той или иной силой. Мысль о концерте всё чаще посещает исполнителя: появляется раздражительность, бессонница, частая смена настроений.

II-ая фаза – непосредственное предконцертное состояние. У некоторых изменяется давление, повышается температура, бывает сильное недомогание, ученик жалуется, что заболел и выступать не может. Если педагог или сам ученик не преодолеют это состояние, связанное, как правило, с эстрадным волнением, оно будет всегда сопутствовать предконцертной и концертной ситуации. Преодоление же малодушия, требующего немалых волевых усилий со стороны педагога и со стороны учащегося, успокаивает выступающего и приносит ему облегчение. Во II-ой фазе чаще выявляется характер волнения, например волнение-подъём, сопровождающийся лёгкой эйфорией, желанием скорей выйти на сцену. Это наиболее желательное предконцертное состояние. Но бывают и другие: это волнение-паника, связанная с сильным перевозбуждением, которое внешне проявляется в суетливости движений, отсутствии сосредоточенности, когда мысли перескакивают с одного предмета на другой, руки потеют, тревожность вырастает до страха. Исполнение часто становится неуправляемым. Преодолеть его или справиться с ним трудно, но можно, если с помощью педагога или собственного волевого усилия переключить внимание учащегося со своего самочувствия на музыкальное произведение, выполнение темповых и динамических указаний. Отрицательных результатов можно ожидать и о волнения – апатии – угнетённого и подавленного состояния, когда цель выступления уходит на второй план и звучит в уме одна мысль – скорее бы это всё закончилось.

III-ая фаза эстрадного волнения, время выхода на эстраду. Это самая короткая и острая фаза. Ученик остаётся один на один, и педагог уже ничем не может ему помочь. Она подходит как в тумане и редко остаётся в памяти выступающего. Школьники и студенты описывают это состояние: «всё было как в тумане», «ничего не помню». Возможность такого состояния педагогу необходимо предусмотреть. Желательно прорепетировать с учеником выход к инструменту, проверку строя (у струнников), расположение стула и т.д. (в то же время не затягивая приготовление к игре, что расхолаживает обычно слушателей). Эти внешние атрибуты помогают возникновению спокойного и делового настроения у выступающего.

IV-я фаза – начало исполнения. Здесь важно внутренне подготовиться к исполнению, сосредоточиться и представить себе темп, динамику, желательно пропеть про себя начало пьесы. Многое здесь будет зависеть от воспитания внутреннего слуха. Именно темп – наиболее уязвимая сторона для учащегося и начинающего артиста. Если программа хорошо проработана и предконцертные выступления закрепили основные детали концертного выступления и поведения, исполнение будет устойчивым.

V-я фаза. Часто её недооценивают или даже игнорируют многие педагоги. Это послеконцертное состояние. Между тем переживание, которое насыщено эмоциональными перегрузками не может мгновенно прекратиться с уходом с эстрады – оно продолжается довольно долго. Это радостный подъём после удачного выступления, чувство усталости вплоть до полного изнеможения, недовольство собой и запоздалое желание – вот теперь бы я сыграл по-настоящему!» Как важна в этих случаях спокойная уверенность педагога, поддержка друзей! Редко кто даже из взрослых исполнителей равнодушен к отзывам. Большая неустойчивость и ранимость детской психики требует особенно бережного отношения к послеконцертным переживаниям.

В чем же причина эстрадного волнения? Это ведь не недостаточная подготовка. Антон Рубинштейн с горечью писал: «Вещь, которую я должен исполнить, я знаю очень хорошо. Но появляется какая-то раздражительность, нервное состояние, возбуждение, думаешь о том, что остановишься, нервничаешь. Это пытка, страшнее которой и инквизиция не могла бы выдумать».

Известный педагог и композитор С.М. Майкапар считал причиной волнения неправильную работу и непродуктивные занятия учащегося. По его мнению, это приводит к недостаточной проработке музыкального произведения, отсюда ощущение тревоги и неуверенности.

К.С. Станиславский признавал причиной волнения повышенное самолюбие, тщеславие артиста, которые, не получив подтверждения, приводят к страху. Г.М. Коган придерживался противоположного мнения: не в скромности, а в нескромности, не в недооценке, а в переоценке своих способностей – причина волнения. Следствие волнения – это примеры самобичевания исполнителя, преувеличение до гигантских размеров воображаемую неудачу или успех выступления.

Волнение не всегда угнетает. Оно имеет и несомненно положительную и стимулирующую сторону. Оно необходимо и полезно артисту, и студенту, и особенно учащемуся, так как позволяет им раскрыть такие потенциальные возможности, которые в домашних и классных условиях могут и не проявиться. Без повышенного эмоционального состояния не может быть подлинного артистического подъёма. Концертные выступления являются своеобразными ступенями в развитии учащихся, это проверка профессиональных возможностей ученика. Это и есть положительные стороны волнения.

А в чём же причина страха и тревоги, подавляющих волю. Ведь концертное исполнение не угрожает ни жизни, ни здоровью выступающего. Но на концерте, на экзамене неизмеримо повышается ответственность за свои знания, умения, действия и даже движения, которые на публике становятся тяжёлым и неловким. У учащихся волнение превращается в боязнь забыть. И их трудно убедить, что это не главное, а важнее художественно-выразительная сторона исполнения. У опытных артистов – это борьба за завоевание престижа, за его сохранение и приумножение. А.Н. Скрябин: «Прошлое давит. Сейчас я не могу сыграть как-нибудь». Сыграть как-нибудь не может и учащийся, и студент – всем нужен успех.

Устранить волнение чрезвычайно сложно. И как мы видели не нужно. Нужно научиться приспосабливаться в условиях концерта к исполнению в экстремальных ситуациях. Нужно научиться «спокойно волноваться», как остроумно и мудро выразился П.С. Солярский. В.М. Хорошина, педагог по классу спецфортепиано, считала, что концерт не должен быть событием, к которому нужно как-то особо готовиться. Это итог совместной работы педагога и учащегося. Главным для воспитания стабильности исполнения она считает развитие внутреннего слуха, который активно развивается в занятиях по нотам без инструмента, и особенно в занятиях без нот и без инструмента, когда произведение уже выучено на память.

Преподаватель по классу скрипки Н.Г. Бешкин выделяет в этой проблеме два вопроса: индивидуальный подход к ученику и работу над художественным образом. Способные учащиеся, обладающие хорошей эмоциональностью и музыкальностью, волнуются, как правило сильнее. В предконцертной работе их нужно сдерживать, снижать их возбуждение, приводящие к форсировке звука, ускорению темпов. У менее эмоциональных и не очень ярких приходится, напротив, увеличивать и усиливать нюансировку. Главное, чтобы формирование художественного образа доминировало во всей работе с учащимися, тогда их выступления будут более устойчивыми и успешными. Добросовестная и тщательная проработка репертуара и частые выступления – вот основные условия стабильного качественного выступления. Это и постоянная воспитательная работа в классе, где внушается мысль о том, что выступление в концерте – это праздник и для ученика, и для педагога. Но многое зависит и от коллектива педагогов. Так, большое значение имеют организация и само проведение концерта: к ним нужно относиться с максимальным вниманием, т.к. они во многом предопределяют дальнейший путь ученика в музыке.

Без слушателей невозможно создать и обстановку концерта. Если учащийся не почувствует приподнятости и сопереживания слушателей с самых ранних лет, его артистическая деятельность может не сформироваться. Совершенно не допустимо опоздание на выступление учеников, тем более отсутствие обучающего педагога, любые разговоры преподавателей во время выступления, хождение или шум в концертном помещении. Ученик не должен ждать своего выступления, слоняться в коридоре; нельзя разрешать младшим школьникам устраивать шумные игры до выступления, громкие разговоры. Обстановка должна способствовать спокойному ожиданию и сосредоточённости. Во время концерта педагогу важно во всех ситуациях сохранять спокойствие и доброжелательность. Нервозность преподавателя легко передаётся учащемуся, а иронические реплики и окрик совершенно недопустимы. Младших учащихся должен выпускать их педагог – спокойно, без бравады и пренебрежения у слушателям, без подчёркивания ответственности и без подробных наставлений. Педагогу следует постоянно держать в поле внимания сильно волнующихся. Продумать для них облегчённую программу для выступлений: выпускать в дуэте, ансамбле, поручать маленькое соло, просить переворачивать страницы, старших – вести программу. После выступления, особенного неудачного, нужно найти положительные моменты (не растерялся, хорошо звучал эпизод и т.д.) подробное обсуждение желательно организовать в ближайшие дни с участием других учащихся класса. Музыкальная педагогика подтверждает, что можно значительно снизить отрицательные стороны эстрадного волнения и тем лучше подготовить учащихся к концертному выступлению.




Используемая литература:


  1. «Методические записки по вопросам музыкального образования» Выпуск III. А.Л. Готединер «Подготовка учащихся к концертным выступлениям» - Москва: Музыка, 1991

  2. Баренбойм «Антон Рубинштейн» - Ленинград: Музыка, 1957

  3. Станиславский К. «Беседы» - Москва, 1977

  4. Коган Г. «У врат мастерства» - Москва: Музыка, 1977

  5. Сабанев Л. «Воспоминания о Скрябине» - Ленинград: Музыка, 1957






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Дорожкина Римма Николаевна

Дата: 12.11.2017

Номер свидетельства: 438392

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства