kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методический доклад на тему «Музыкальное воспитание в современной школе, на примере лекции-концерте «По ту сторону раструба»»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наблюдения показывают, что чем внимательнее и напряжённее ребёнок вслушивается в звучание музыкального произведения, тем острее он переживает услышанное. А ученик, у которого восприятие музыки не развито, слушает её неохотно, «вертится», смотрит по сторонам. В этом случае первейший долг педагога – «расшевелить» таких учеников, вдохнуть любовь к слушанию музыкальных произведений, чтобы развить их общую музыкальную культуру и исполнительские способности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методический доклад на тему «Музыкальное воспитание в современной школе, на примере лекции-концерте «По ту сторону раструба»»»

Санин Валерий Андриянович

Преподаватель класса духовых инструментов

МБУДО «ДШИ им. Г. Кукуевицкого» г. Сургут



Методический доклад на тему

«Музыкальное воспитание в современной школе, на примере лекции-концерте «По ту сторону раструба»».


«У музыки есть одно бесценное свойство –

Вырвать человека из собственной трясины и открыть перед ним удивительный мир человеческих чувств и переживаний, представить его в иных тонах и красках…»

П. И. Чайковский

Сопроводительная методическая записка.

На всём протяжении своей истории человечество находило пути самовыражения посредством музыкального искусства или других видов творчества. Но человечество никогда ещё не создавало ничего, подобного современной действительности. Человек сейчас имеет возможность оперировать данными, накопленными в течении многих веков.

Современная цивилизация, сложная по ряду причин, и в частности из-за обилия информации и множества обязательств и обязанностей, так или иначе влияет на каждого человека. Обыкновенный человек в настоящее время живёт в отчуждении, потому что он не в состоянии понять всё происходящее вокруг. Он замыкается в себе, в собственном узком мире, который ему близок и понятен; его внимание заостряется на тривиальных вещах; он следует за информацией наиболее близкой его восприятию и выискивает в потоке информации факты, которые устраивают его больше всего. Так развивается сознание человека, которое не даёт точного отчёта о реальных фактах и их взаимосвязях. Поэтому современное общество должно открыть перед человеком все имеющиеся возможности для повышения его интеллектуального уровня, для развития его инициативы, творческого начала и воображения.

Молодое поколение интересует всё на свете, ему надо охватить окружающее во всей множественности явлений на доступном ему «внешнем», поверхностном уровне. Следовательно, процесс обучения в целом должен идти от общих представлений к сужению и углублению работы над частностями. Чем шире образовательная основа, заложенная в детстве, тем плодотворнее идёт впоследствии работа в специальной области. Каждый этап обучения более высокая ступень, но и более узкая. Однако, чем шире основание пирамиды, тем выше может быть её вершина. Основание ­­– это развитый интеллект, способный к восприятию и переработке сложного материала. Только широко-охватное познание мира в детстве даёт настоящие развитие интеллекта. То же и в музыке. Ребёнок, не получивший в детстве базу в виде широкого круга представлений в области музыки и развитой эмоционально-эстетической восприимчивости, не может впоследствии стать ни истинным ценителем, ни интересным исполнителем музыки. Сухомлинский писал: «То, что упущено в детстве никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте, это правило касается всех сфер духовной жизни ребёнка и особенно эстетического воспитания. Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности… Потребность в красивом утверждаетморальную красоту, рождая непримиримость и нетерпимость ко всему пошлому, «уродливому». В противном же случае развитие человеческой личности будет заторможено, потому что человек будет заучивать лишь те знания, которые соответствуют низкому культурному уровню.

В настоящее время развитие разносторонней личности сковано тем, что человек живёт в мире, где всё определяется потреблением. Но нельзя «допустить, чтобы молодое поколение стало только потребителем красоты, - эта проблема не только эстетического, но и нравственного начал». Человеку, конечно, необходимы пища, одежда, обувь и жильё, но помимо этого необходим контакт с другими людьми и благоприятные условия для самовыражения. А это возможно при соблюдении ряда условий: необходимо избегать устаревших методов воспитания; люди, стоящие у руля социально-культурного развития, должны понимать роль человека в обществе, к которому он принадлежит; народ должен осознать своё прошлое, настоящее и будущее; социальные и культурные вопросы должны ставиться широко, с учётом того, что человек является продуктом материальной и духовной культуры.

Огромной частью всей духовной культуры человека является формирование его духовной культуры, как общей цели музыкальной деятельности. Так что же мы склонны принимать под термином «музыкальная культура»? Прежде всего это исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в организации жизни и деятельности людей и создаваемых ими духовных ценностях. Музыкальная культура – это совокупность достижений человечества в области музыкального воспитания, образования и развития, это вся сфера духовной жизни людей. Музыкальное воспитание способствует приобщению каждого человека к музыкальной культуре общества. Основным содержанием музыкальной культуры является музыкальное сознание и музыкальное восприятие, поэтому система музыкального воспитания основывается на комплексе методов общей и специальной музыкальной педагогики, направленных на развитие музыкального сознания и способностей к восприятию музыки.


Музыкальное воспитание нужно рассматривать как процесс, наиболее подходящий для формирования полноценного человека. Ведь известно, что первозданным средством художественного выражения человека являлись музыка и песня. Отсюда следует, что именно музыкальное искусство способно довести до нашего сознания беспрерывное единство человеческой культуры, начиная от каменного топора и заканчивая лунной ракетой!

Достижения музыкального образования и воспитания в нашей стране широко известны и признаны во всём мире. Но непростительной ошибкой было бы останавливаться на достигнутом: жизнь идёт вперёд и предъявляет педагогам-музыкантам всё возрастающие требования, перед ними стоят нелёгкие задачи – широчайшее распространение музыкальной культуры, воспитание массового слушателя, достижение всеобщей музыкальной грамотности, развитие музыкальной самодеятельности, приближение профессиональной музыкальной школы к требованиям жизни. Эти практические задачи настоятельно требуют от музыкантов-педагогов нового решения ряда назревших проблем, пересмотра устаревших взглядов, преодоления некоторых укоренившихся догм и отживших традиций.

Музыкальная жизнь в нашей стране в последние годы развивается ярко и многообразно. Этому способствует интенсивное развитие педагогической мысли. Труды Б. В. Асафьева, В. Н. Шацкой, Н. Л. Гродзенской, Л. А. Ба ренбойма, Д. Б. Кабалевского, О. А. Апраксиной, В. К. Белобородовой, Ю. Б. Алиева, Т. С. Ригиной, Т. Н. Овчинниковой, О. П. Соколовой, Э. Бальчитиса, Л. В. Виноградова, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова и многих других музыкантов-педагогов, разрабатывающих ведущие принципы и направления музыкального развития и обучения детей. Мыслящий музыкант-педагог, изучая литературу по своей специальности, не должен ждать от неё готовых решений, незыблемых правил, пригодных на все случаи жизни «рецептов»; сопоставляя различные взгляды, он должен искать и находить свой путь, вырабатывать и оттачивать свои художественные и педагогические убеждения.

Проблемы, казавшиеся простыми и давно разрешёнными, вновь предстают во всей жизненной сложности и остроте и вызывают оживлённые дискуссии в печати, творческих объединениях, в учебных заведениях. Музыкантам-педагогам работать стало труднее, не неизмеримо интереснее.

Повод для раз мышлений и исканий даёт широкое знакомство с практикой музыкального образования за рубежом, например, с интереснейшими опытами Б. Барток и З. Кодая в Венгрии, К. Орфа в Германии, со своеобразными формами воспитания в США, Японии, Австрии.

Оглядывая путь, пройденный современной музыкальной педагогикой, радуясь успехам современных музыкантов-педагогов, оценивая размах музыкального образования в нашей стране, я часто задумываюсь: правильно ли решаются основные проблемы массового музыкального воспитания и образования? Отвечает ли музыкальное обучение в школах искусств и образовательной школе требованиям нашего быстро развивающегося общества?

Многих музыкантов-педагогов постоянно волнует вопрос: как научить детей разбираться в музыке, ценить и любить её; как воспитать у них восприимчивость к языку музыки, способность к эмоциональному отклику и в конечном итоге, высокую музыкальную культуру, чтобы способствовать формированию и развитию нравственных идеалов, воспитанию современного человека и всесторонне развитой личности.

Особенно остро этот вопрос стоит перед общеобразовательной школой, где музыкальному обучению детей отводится ограниченное время. Школа всё-таки пока не обеспечивает подрастающему поколению той музыкальной подготовки, которая необходима для полноценного восприятия и освоения богатого музыкального наследия прошлого, достижений современной отечественной и зарубежной музыки. Поскольку, во-первых, в общеобразовательных школах очень мало специалистов с высшим образованием, во-вторых, отсутствует необходимая материальная база и в результате этого у ребят воспитывается слуховая небрежность, потому что дети не имеют возможности воспринимать качественное звучание.

Важной причиной отставания практики музыкального воспитания в школе является недостаточная разработанность теории музыкального восприятия и способов его формирования. В широком значении это должен быть процесс целостного (слухового и образного) освоения содержания и формы музыкального произведения в единстве эмоционального и логического начал. Ведь известно, что надо прежде всего научить ребёнка слушать музыку заинтересованно, чтобы у него появилась потребность выразить свои чувства в собственном исполнении. Наблюдения показывают, что чем внимательнее и напряжённее ребёнок вслушивается в звучание музыкального произведения, тем острее он переживает услышанное. А ученик, у которого восприятие музыки не развито, слушает её неохотно, «вертится», смотрит по сторонам. В этом случае первейший долг педагога – «расшевелить» таких учеников, вдохнуть любовь к слушанию музыкальных произведений, чтобы развить их общую музыкальную культуру и исполнительские способности.


Лекция-концерт.

Духовые инструменты или просто духовые. Это многочисленная семья музыкальных инструментов. Их делят на две основные группы: деревянные и медные, а иногда даже называют их просто – дерево и медь.

Важнейшие деревянные инструменты: флейта, гобой, кларнет, фагот. Из медных я познакомлю вас с трубой и тубой.

Почему же они так называются?

Всё дело в материале, из которого их делают. Медные инструменты делают из меди и других металлических сплавов, а деревянные инструменты в старину делали только из дерева. Сейчас их изготовляют из эбонита пластмассы или металла, но название осталось прежним.

А теперь давайте, обратим внимание на форму духовых инструментов? Если приглядеться, все духовые инструменты имеют форму обычной трубы. Разной длины, толщины – но всего лишь трубы. У деревянных инструментов это прямая вертикальная или горизонтальная труба, расширенная к низу. А все медные инструменты хитро скручены и перекручены. Почему? Дело в том, что если бы мы могли их выпрямить, то они получились бы очень длинными, и на них неудобно было бы играть. И я открою секрет, сказав, что изогнуты они исключительно ради компактности. Их сгибают, скручивают и перекручивают, думая лишь о том, чтобы музыканту было удобно их держать.

Каждый духовой инструмент имеет свой неповторимый голос или тембр. Обратите внимание, что некоторые инструменты обладают высоким, тонким, звонким звучанием, а другие – густым, толстым и низким.

Что же влияет на звук духовых инструментов?

Во-первых – это размер инструмента. Чем больше инструмент, тем ниже и гуще его звук. И наоборот. Так же влияет форма трубки инструмента. Например, у флейты она абсолютно ровная, у кларнета немного расширена к концу инструмента, а у тубы она расширяется настолько, что в неё можно провалиться.

Как же у музыкантов получается играть на этих инструментах?

Чтобы инструмент зазвучал музыкант вдувает в него струю воздуха, которая, проходя через трубу начинает колебаться, издавая звук.

Кроме того, как каждый из нас может изменять высоту своего голоса, так и инструменты меняют высоту звука.

Как же это происходит? У деревянных изменять высоту звука можно при помощи отверстий в стенках инструментов, которые закрываются либо пальцами, либо металлическими клапанами. В медных – изменять высоту звука можно с помощью всего лишь трех клапанов.

Итак, давайте ближе познакомимся с каждым инструментом.

Духовые инструменты наиболее древние из музыкальных инструментов.

А флейта один из самых старинных. Покровитель пастухов Пан полюбил нимфу Сиринкс. Спасаясь от Пана, нимфа превратилась в тростник. Пан

сделал из этого тростника сладкозвучную флейту. Таков миф о происхождении флейты. Возникшая из тростниковой дудки флейта поначалу была простой деревянной трубкой с отверстиями. В течении многих веков она совершенствовалась, пока не приобрела современный вид.

Музыкант прикладывает инструмент к нижней губе и дует в отверстие так, чтобы струя воздуха рассекалась о его край.

Инструменты из семейства флейт ещё называют свистящими, потому что музыкант, во время игры складывает губы и посылает воздух так, как будто свистит. Наверное, нет народа, который бы в древности не знал флейты. Флейты бывают горизонтальные, вертикальные, многоствольные. На Таити есть даже флейты, на которых играют носом.

Но у нас есть инструмент, который быть может, очень похож на ту первую тростниковую флейту Пана. Это блок флейта.

Флейта привлекала композиторов своим мягким звучанием и нежным, певучим тембром.

Гобои, кларнеты, фаготы и саксофоны принято так же называть тростевыми. Для игры у этих инструментов есть ещё одно приспособление – мундштук. Если мы его рассмотрим, то увидим в нём отверстие, закрытое тонким язычком, который делается из упругого тростника и поэтому называется тростью. Трость создаёт колебание воздуха, отчего и получается звук. Трость прилегает к отверстию неплотно, оставляя небольшой зазор. Во время игры она то прижимается к мундштуку, закрывая зазор, то отгибается, пропуская воздух.

Кларнет один из самых певучих деревянных духовых инструментов. Возможности кларнета очень велики. Ему доступно и выразительное пение и очень быстрые пассажи, он может играть еле слышно, но может поразить сильным полным звуком.

Есть среди духовых инструментов один совершенно необычный. Мундштук у него как у кларнета, имеет боковые отверстия, как у всех деревянных, поэтому и относится к деревянным, между тем он никогда не делался из дерева, а сразу был выполнен из металла и сконструировал его мастер - Адольф Сакс. Итак, это король джаза саксофон. Он выделился из семейства кларнетов и обрёл свой тембр звучания, который всем знаком.

У гобоя и фагота мундштук оснащён двумя выгнутыми тростями, которые прилегают друг к другу, оставляя между собой зазор.

Во время игры мундштук умело управляется губами и языком музыканта.

Гобой родился во Франции в 17 веке. Вместо единой трубки гобой состоит из трёх частей или колен. Звук гобоя яркий, несколько острый, с заметным носовым призвуком.

Фагот – самый низкий по звучанию деревянный духовой инструмент. Трубка фагота очень длинная, играть на ней как на флейте или кларнете было бы невозможно, поэтому его «сложили пополам». Нередко исполняемая на

инструменте мелодия в низком регистре производит комическое впечатление. Но очень быстро играть на нём трудно. Звук фагота похож на низкий, хриплый голос дедушки. Состоит фагот из пяти частей, трость насажена на изогнутую металлическую трубку.

А медные инструменты трубы и тубы ещё называют мундштучными. У них нет никаких тростей. Но звук колеблется при помощи губ музыканта, который складывает их примерно так, как сложены трости в гобое или фаготе. Помогает ему в этом металлический мундштук с углублением внутри. Чем больше инструмент, тем больше мундштук.

Труба – один из самых древних медных духовых инструментов. Её изображения находят при раскопках Древнего Египта, Древней Греции. Она извещала об опасности, поддерживала отвагу воинов в бою, открывала торжественные церемонии, призывала к вниманию. И сейчас мы услышим её яркий, чистый, чуть резковатый тембр.

Самый низкий из медных духовых инструментов и фундамент медной группы – туба. Один из самых больших духовых инструментов.

Первобытные люди сопровождали свои пляски ритмичными ударами одного камня о другой. Так стала возникать самая многочисленная и разнообразная семья ударных инструментов. В неё входят литавры, большой и малый барабаны, тарелки, бубны, треугольники, колокола и ещё много других инструментов. Они подчёркивают ритм музыки, придают звучанию оркестра большую силу, а его краскам – большее разнообразие.

Сегодня мы покажем вам один из них – это малый барабан. Оказалось, что если натянуть кожу на полый деревянный или глиняный предмет, то звук станет более гулким и сильным. Так родились предки барабанов. Как показывает название группы, звук получается, когда по инструменту ударяют – рукой, или деревянными палочками и его звук не имеет определённой высоты.

Так где же используются духовые инструменты? Везде: в духовом оркестре, в симфоническом оркестре, в джазе, в народной музыке, в качестве сольных инструментов.

Сегодня мы познакомили вас с некоторыми из духовых инструментов. На самом деле их много больше, и каждый из них оригинален и способен вносить только ему свойственную краску в общую палитру музыкальных звуков.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Санин Валерий Андриянович

Дата: 12.12.2016

Номер свидетельства: 368603


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства