Методический доклад на тему «Исполнительское мастерство. Психологический аспект процесса адаптации учащихся на сцене»
Методический доклад на тему «Исполнительское мастерство. Психологический аспект процесса адаптации учащихся на сцене»
Говоря об успехе, мы имеем в виду не столько удачу или счастливый случай, сколько хорошую, стабильную прогнозирующую результативность достижений намеченного, а также связанное с этим индивидуальное осознание полученного человеком результата. Как сделать успешным выступление учащихся на сцене? Об этом идет речь в статье.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методический доклад на тему «Исполнительское мастерство. Психологический аспект процесса адаптации учащихся на сцене»»
Санина Лидия Николаевна
Преподаватель класса фортепиано
МБУДО «ДШИ им. Г. Кукуевицкого» г. Сургут
Методический доклад на тему
«Исполнительское мастерство. Психологический аспект процесса адаптации учащихся на сцене»
Человек устроен так,
что когда что-то зажигает его душу,
всё становится возможным.
Лафонтен
Специфика детского возраста такова, что всё, за что ни брался ребёнок, ему приходится осваивать впервые: учится ли он правописанию нотных знаков, осваивает ли нотную грамоту или же берётся за разбор новых музыкальных произведений. Именно в этот момент ему так необходима помощь взрослых, при этом не только дидактическая, но и психологическая, когда родители и педагоги способствовали бы переживанию ребёнком его первых достижений, его успеха.
Очень важно в начальных классах уделить как можно больше внимания, именно психологической подготовке учащегося к концертному выступлению. Нелепо полагать, что первое неудачное выступление учащегося подготовительного отделения повысит его профессиональный уровень в дальнейшем. Более того, в большинстве случаев неуспех, сопровождающий начало его концертных выступлений, может навсегда отбить желании вообще заниматься музыкой. В то же время успешный результат, переживаемый начинающим музыкантом как личное достижение, окрыляет его. И он берётся за более сложное произведение, действует увереннее, проявляет желание к творчеству, совершенствуется в профессиональном и личностном плане.
Неудачник в школе и дома – это потенциальный неудачник на работе, в семейной жизни, в жизни в целом. Вот почему всех нас так беспокоит проблема успеха детей даже при выполнении небольших домашних заданий. Понятно, что ребёнок в силу своих возрастных особенностей далеко не всегда сможет выполнить весь объём задания на должном уровне. Подчас это требует значительных усилий, но с каждым разом будет удаваться всё больше и больше и в итоге он справиться с поставленной задачей. На этом пути восхождения к совершенству рядом с ним должен стоять взрослый, который бы давал советы. Помогал ребёнку пережить свой незначительный успех.
Говоря об успехе, мы имеем в виду не столько удачу или счастливый случай, сколько хорошую, стабильную прогнозирующую результативность достижений намеченного, а также связанное с этим индивидуальное осознание полученного человеком результата.
В одних случаях успех оказывается неожиданным. И тогда, как правило, говорят о везении, счастливой звезде или рубашке, в которой родился человек.
Вместе с тем, успех представляет собой вполне закономерный итог кропотливых усилий в профессиональной, творческой, интеллектуальной и других видах деятельности.
Без ощущения успеха у ребёнка пропадает интерес к школе и учебным занятиям, но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и усилий, психологические и физиологические особенности развития, и т.д. Поэтому педагогически оправдано создание для учащегося ситуации успеха - субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата в целом или частично самостоятельно выполненной деятельности. Психологически эта помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в атмосфере радости и одобрения, создаваемой вербальными (речевыми) и невербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как и открытая поза, доброжелательная мимика в сочетании создают благоприятный психологический фон, помогающий ребёнку справиться с поставленной перед ним задачей. Например, перед концертом педагог, приглашая ребёнка в класс, говорит: «Сегодня твоё первое выступление. Я очень рад, что в этот особенный день, мы можем показать нашу совместную работу. Она должна приносить радость не только нам, но и нашим слушателям». Предлагая ребёнку проиграть перед концертом свою программу, педагогу следует вначале «снять страх» перед выступлением, чтобы ученику удалось преодолеть неуверенность в собственных силах, робость и боязнь оценки окружающих. Обычно используются следующие фразы: «Для тебя это просто, у нас всё должно получиться», «Мы много работали, но мы ещё учимся, поэтому у нас могут быть ошибки», «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает…». Такая предупредительная мера, снимает с ребёнка психологический зажим, он становится более раскованным и уверенным, смелее реализует свои потенциальные возможности, не испытывает панического страха перед возможными ошибками.
Однако часто бывает иначе: ученик слышит от педагога что, «концерт- это большая ответственность», «у тебя очень сложная программа, смотри не подведи», акцентирует внимание ученика на деталях в программе, которые у него не получались. Далеко не каждому ученику подобное общение окажет добрую услугу и мобилизует его на работу.
В целях усиления педагогического воздействия операция «снятие страха» дополняется операцией «авансирования» успешного результата: «При твоих способностях…», «Ты уже неоднократно демонстрировал нам, как следует преодолевать трудности, поэтому…», «Ты справишься, потому что…» (далее называются достоинства ученика-память, внимание, музыкальная выразительность). Реализуя «авансированные», учителю необходимо выразить свою твёрдую убеждённость в том, что его ученик обязательно справится с поставленной задачей. Такая позиция педагога внушает уверенность ребёнку в самого себя, свои силы и возможности. Большое значение в стимулировании активности ребенка имеет операция «Внесение мотива». Если ему вместе с целью деятельности и описанием того идеального результата, который должен получиться в итоге, объясняется, ради кого совершается эта деятельность, то его внимание смещается с цели на мотив, и выполняя задание или просьбу, он думает о людях, которым необходима его помощь. Формула внесения мотива выглядит примерно так: «Нам это так нужно», «ОТ тебя зависит успех всей нашей работы», «Давай своим выступлением порадуем маму».
Ориентация на другого, реализуемая через технологический приём «внесения мотива», содержит в себе большой педагогический смысл. Она раскрывает перед ребёнком значимость его усилий для окружающих людей, и наоборот, значимость усилий и мнений этих людей для его развития.
Социальная направленность в момент педагогического воздействия должна быть дополнена для ребёнка обозначением его усилий в предстоящей или совершаемой деятельности. Для этого предлагается использовать приём, получивший название «персональная исключительность». Персональная исключительность, высказанная в адрес ребёнка, повышает планку требований и ответственности за концертное выступление, вселяет в ребёнка определённую уверенность и поддержку на успешное выступление: «Именно на тебя из всего класса я возлагаю особую надежду и уверен, что ты справишься».
Для учителя это известный приём, однако, он использует его, как правило, применительно к ученикам благополучным, в то время как особую необходимость в нём испытывают ученики слабые, имеющие множество проблем и традиционно негативно оценивающие себя и своё поведение. Персональная исключительность меняет их стереотипы, вовлекает в социально ценностную деятельность, а значит, способствует проживанию новых отношений.
Конкурсные и концертные выступления представляют собой не только демонстрацию профессионального мастерства, но и психологическое испытание. Для учеников это период подведения итогов личных достижений. Конкурсные испытания позволяют каждому претенденту на победу, открыть в себе новые возможности самосовершенствования и самореализации.
Завершаем процесс создания ситуаций успеха, операцией «педагогическое внушение», которая побуждает к выполнению конкретных действий: «Давай попробуем сыграть», «Так хочется поскорей услышать...»
При произнесении педагогом этих слов, большое значение имеет тон (он должен быть ровным, спокойным и убедительным), пластика и мимика. Облик педагога должен побуждать ребёнка в этот момент к действию, вселяя веру в успех.
Педагогу надо уметь ситуации, обеспечивающие успех в концертной и конкурсной деятельности. Педагог осознаёт, что для достижения требуемого результата учебной деятельности обучающегося необходима поддержка в виде определённых условий деятельности. Такими условиями могут быть дозирование заданий, пример из опыта обучающегося, похвала и т.д. Главное, чтобы контекст деятельности способствовал формированию и закреплению у обучающегося веры в свои силы, в возможность достижения даже субъективно сложного результата. В реальной практике это может заключаться в использовании принципа «маленькой и быстрой победы».
Успех, пришедший в начале выполнения какого-либо дела, несёт в себе мотивационный заряд. Если педагог стремится показать ученику, что он уже имеет определённые достижения, пусть и небольшие, это будет свидетельством компетентности педагога в данной области. Ученик, выполняя деятельность, и даже просто посещая образовательное учреждение, должен ожидать успеха. Педагогу важно уметь формировать у учащихся привычки и мысли, ведущие к успеху. В реальной практике это выражается в том, что педагог, общаясь с обучающимся, использует позитивные утверждения, отказывается от использования слов с частицей «не» или с любой другой формой отрицания.
Например, компетентный педагог говорит «хороший результат», вместо фразы «неплохой результат», «недостойный результат». Ставя цель, педагог указывает, что надо достичь, а не то, чего надо избегать. Педагог демонстрирует успехи детей родителям, при оценивании учитывает их конкретные возможности и всегда отмечает позитивные изменения. Даже самый незначительный успех ребёнка отмечается компетентными учителями как определённая победа и движение вперёд.
Заключительная оценка также имеет большое значение для ощущения учащимся своего успеха. Сыграв на концерте, ученик не всегда объективно может оценить своё выступление, поэтому педагог должен оценить выступление не в целом (тем более, если оно было не совсем удачным), хотя такая оценка тоже высказывается, а к каким-то отдельным деталям полученного результата, своим эмоциональным переживаниям в связи с услышанным. При этом необходимости кривить душой, заискивать или лицемерить: «Особенно тебе удалось...», «Больше всего в твоей игре мне понравилось...». Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет в них чрезмерную неровность, внутреннее напряжение. Вместе с этим мы довольно часто сталкиваемся с другой проблемой- когда благополучный и в общем-то успешный ученик, считая, что успех ему гарантирован предыдущими заслугами, перестаёт заниматься должным образом, пускает всё на самотёк. В подобном случае ситуация успеха, создаваемая педагогом приобретает форму своеобразного слоёного пирога, где между двумя слоями теста (между двумя ситуациями успеха), располагается начинка (ситуация неуспеха).
По В.Ю. Питюкову: ситуация неуспеха - это субъективное эмоциональное переживание неудовлетворения собой в ходе и результате совершения деятельности. Она не может рассматриваться в отрыве от одного успеха к другому. Если ученик не находится на пьедестале своих личных побед, если его жизнь безрадостна и монотонна, то для него нельзя создавать ситуацию неуспеха.
Возможность и необходимость создания ситуации успеха появляется только при наличии определённых условий, без которых она превращается в жесткое орудие манипуляции ребёнком. Первым условием выступают богатые ресурсы личности. Хорошие от природы способности ребёнка позволяют ему довольно легко справляться со сложными для его сверстников заданиями, следовательно, добиваться успеха в своей деятельности. Окрылённый успехом, который сопровождает во всех начинаниях, он перестаёт прилагать усилия, утрачивает чувство ответственности. Как одарённому ребёнку, ему в течение какого-то времени ещё удаётся получать высокие результаты, но постепенно такое безразличие к своей деятельности становится своеобразным тормозом для его личностного развития.
Вторым условием выступает завышенная самооценка, которая, как правило, проявляется на фоне богатых ресурсов личности. Высокий уровень притязаний, реально подтверждаемый в отдельных ситуациях так называемая «звёздная болезнь» создаёт для ребёнка многочисленные сложности при взаимодействии с другими людьми.
Завышенная самооценка порождает третье условие- пренебрежительное отношение к окружающим. В итоге одарённый ребёнок замедляет темпы своего развития, останавливается в нём, и даже деградирует.
Создание ситуации успеха на фоне и без того завышенной самооценки не может помочь ему. Единственное, что может и должен сделать педагог – это создать ситуацию успеха, чтобы способствовать осознанию учениками своих достижений и неудач, возбуждая стремления к дальнейшему развитию.
Можно, например, показать работу способного ученика на классном концерте, где среди ребят менее способных его игра недостаточно отработана (в связи с его плохой подготовленностью). Лучше конечно, классный концерт провести задолго дол экзамена, чтобы учащийся мог доработать и сыграть на самом экзамене лучше, чем на концерте.
При создании ситуации неуспеха, на классном собрании следует детально оценить его выступление. При этом педагог использует следующие парадигмы : «Твой результат мог бы быть лучше, если бы…», «Вероятно ты и сам расстроен потому, что…», «При таком отношении к делу ты и сам понимаешь».
Следующая операция – акцентирование внимания на трудности. В отличие от ситуации «снятия страха» она направляет внимание ученика на сложные моменты, заставляет его собраться, настроится на серьёзную работу. Смысл этой операции не в том, чтобы запугать учени4ка, ввести в состояние страха и боязни, а в предварительной обрисовки наиболее сложных моментов деятельности, максимальной концентрации его усилий. Педагог предупреждает, что «теперь предстоит сложная работа, поэтому к домашним занятиям нужно отнестись добросовестно и серьёзно». Тон при этом должен быть доброжелательным и уверенным, а не устрашающим и злорадствующим.
При создании ситуации неуспеха авансирование успешной деятельности ребёнка заменяется ограничением его права на совершение. Ограничение как частичное или временное запрещение должно иметь свои границы, чтобы у ребёнка, оставалась возможность реабилитации. Педагогом высказываются сомнения по поводу способностей, возможностей ученика «Боюсь, что в ближайшее время тебе едва ли удастся справиться». «Осталось очень мало времени до экзамена, и много ещё не сделали».
С помощью операции ограничения деятельности ребёнка педагог стремится вызвать у него внутренний протест и желание доказать всем окружающим и себе самому свою самостоятельность: что он не утратил своих способностей и может справиться с заданиями, качественно выполняя их.
Раскрытие индивидуальной позиции производится путём подстановки мотива, интерпретируемого как стремление ребёнка показать себя в выигрышном виде, произвести на окружающих яркое, эффективное впечатление. Затем на контрасте предъявляется социальная норма, что в итоге выводит ребёнка на самоанализ и самооценку реального уровня своих возможностей. Для этого парадигмы типа: «Ты думал всех удивить...», «Ты думал, что лучше всех...». Закончить нужно так: «Ты видишь всё не так просто, и требует большого труда и внимания, музыка не терпит пренебрежения к себе».
Реализуя данную операцию, педагог внимательно следит за тем, в чём учащийся видит причину своей неудачи: в себе («Да, я действительно недостаточно занимался»), в других («Учитель всегда предъявляет ко мне завышенные требования»), в самом задании (« Программа оказалась на - столько сложной, что вообще никто не смог бы справиться с ней»).
В зависимости от того, в каком направлении происходит анализ, следует производить его коррекцию. Обращая внимание ребёнка на себя, свои усилия и возможности.
Для этого может быть использована операция «сопоставление с ожидаемым». В этом случае педагог, выражая своё сожаление по поводу полученного результата, апеллирует к достоинствам личностным, умению играть выразительно, музыкально, слушать, мыслить полифонически, данную от природы техническую беглость пальцев. Создаёт такую психологическую атмосферу, в которой у детей появляется желание восстановить свою репутацию, исправить выявленные недочеты, с большей ответственностью, старанием относится к себе. Далее педагог, не упуская возможность активизировать ученика, реализует внушение, включающее учащегося в деятельность, и сопровождает его внесением нового мотива.
Опыт переживания неудачи, который приобрели участники в ходе различных концертных выступлений, важен именно для их дальнейшего профессионального роста. Учащиеся имеют опыт творческого сопереживания, сформировали собственное представление о своих возможностях, приподняли планку собственного мастерства, которую они не опустят, так как уже почувствовали вкус позитивного переосмысления своей профессиональной деятельности.
В заключении следует отметить: если в класс царит праздничная обстановка в день концертного выступления, если педагог настроил детей на этот праздник, то и выступление его подопечных будет радовать всех родителей, педагогов, а главное детей. Михаил Пришвин говорил: «Любовь похожа на море, сверкающее цветами небесными. Счастлив, кто приходит на берег и, очарованный, согласует душу свою с величием всего мира». Сопереживание, сострадание, милосердие – всё это производные любви. От них зависит, может ли человек называть себя цивилизованным, высокоразвитым, культурным, современным. Учитель должен зажечь огоньки Веры, Надежды и Любви в сердцах детей, и тогда, может быть, исчезнут все современные «эпидемии». Но чтобы «зажечь», нужно «гореть» самому. Педагог не должен забывать простую истину: чтобы быть хорошим учителем, надо любить то, что преподаёшь, и тех, кому преподаёшь.