kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методический доклад на тему «Исполнительское искусство. Особенности совместного музицирования в камерном ансамбле»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Искусство камерного ансамбля стоит особняком с искусством сольного и оркестрового исполнительства. Это объясняется тем, что здесь имеют место иные психоэмоциональные отношения, иные пути достижения художественного результата.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методический доклад на тему «Исполнительское искусство. Особенности совместного музицирования в камерном ансамбле»»

Евсеева Елена Валерьевна

Концертмейстер класса духовых и ударных инструментов

МБУДО «ДШИ им. Г. Кукуевицкого» г. Сургут



Методический доклад на тему

«Исполнительское искусство. Особенности совместного музицирования в камерном ансамбле»



Искусство камерного ансамбля стоит особняком с искусством сольного и оркестрового исполнительства. Это объясняется тем, что здесь имеют место иные психоэмоциональные отношения, иные пути достижения художественного результата. Действительно, в сольном и, отчасти, в оркестровом исполнительстве воплощение творческих намерений зависит от воли одного человека – солиста или дирижёра. Совсем иначе дело обстоит с ансамблевыми выступлениями, основанными на равноправии в исполнении творческих идей композитора разными музыкантами. Камерный ансамбль представляется союзом солистов, подобно актёрам в спектакле, прекрасно и ярко исполняющим свои роли, но прежде всего заботясь о создании сцен, об убедительной драматургии, о содержательных диалогах. Только при ярких индивидуальных высказываниях в рамках совместной игры можно достигнуть полноты художественного воздействия на слушателя. В ансамблевом музицировании появляется такое понятие, как творческое сопереживание исполнителей. Это результат непрерывного контакта партнёров, их глубокого взаимодействия и общения в процессе игры. Вкус к такому общению, восприятию своей партии как неотъемлемой части целого, умение слушать себя в купе с партнёрами – все эти качества вырабатываются в практике камерного музицирования.

Способность слышать и понять партнёра напрямую зависит от желания понять. При неизбежных дискуссиях важно умение идти на компромисс. Ансамблист должен перестроить фокус слышания – важно слышать себя в составе целого. Ведь каждому музыканту в ансамбле дано «нарисовать» лишь часть общей картины. Поэтому одним из главных требований к ансамблистам будет слышание друг друга, обращая всё внимание на создание единого образа, единого колорита. В этом заключается одно из основных отличий игры в камерном ансамбле от игры соло и важный психологический момент. Исполнитель должен воспринимать партию партнёра, будто сам её исполняет, то есть имеет возможность повлиять, изменить её в процессе игры. При отсутствии этого ощущения получится лишь достаточно точное и согласованное исполнение отдельных партий. Одновременное звучание их ещё не обеспечивает органичной целостности исполнения.

Кроме того,ансамблисту необходимо обладать эмоциональной отзывчивостью, богатством, гибкостью исполнительского таланта, умением «зажечь» партнёра. Плодотворная, созидательная атмосфера возникает лишь при наличии у музыкантов особых качеств. Блестящая техническая оснащённость, отличное знание партии ещё не делает инструменталиста хорошим ансамблистом. Только взаимопонимание, согласие лежит в основе успешной совместной работы.

Несколько слов о самостоятельных занятиях. Во многом они отличны от занятий по специальности, так как работа в ансамбле заключает в себе различные формы подготовки. Во-первых, это разучивание партий отдельно каждым музыкантом; во-вторых, совместное музицирование. Оба этапа очень важны. Ни в коем случае нельзя игнорировать индивидуальную проработку партий, так как в ней заключается решение технических проблем и, вследствие этого, приобретение необходимой свободы для дальнейшей работы. А во время совместных репетиций решаются общие художественные задачи. Появляется возможность и необходимость взаимных творческих дискуссий и коррективы того, что было уже достигнуто в процессе индивидуальной работы. В процессе занятий, в процессе поиска решения различных художественных задач, в процессе обмена мнениями вырабатывается умение ощущать и понимать музыку, анализировать исполненное. Происходит взаимообогащение исполнителей, расширение тембральных, штриховых, динамических ресурсов каждого музыканта, благодаря слуховому общению с другими инструментами. Стимулируются важные стороны художественного воспроизведения музыки: чувство меры, ощущение звуковой перспективы, повышенное внимание к полифонической стороне исполнения, выраженное в гармоническом сочетании различных элементов музыкальной ткани.

Любой состав ансамбля нуждается в лидере, в «первом среди равных». Чаще всего им становится более опытный или более энергичный музыкант. Это непростой психологический момент, но без него невозможна координация творческих замыслов всех участников ансамбля в процессе работы. Необходимо выявить основные черты исполнительской трактовки и оговорить степень живого, импровизационного начала. Да, при совместной игре возникаетнеобходимое ограничение исполнительской свободы. Но осознание этой необходимости позволяет избежать излишнего субъективизма в исполнении, вредного самолюбования, привнося чувство подчинения художественной задаче.

Но это ограничение свободы не должно влиять на эмоциональный, артистический настрой музыканта, не должно привести к скованности. Наоборот, известная смелость исполнения, готовность к живому, свободному общению – это ценнейшее качество ансамбля. Оно возникает, как правило, в процессе довольно длительной работы. Только тогда возможна такая непосредственность исполнения, когда творческий импульс, зародившийся у одного исполнителя, немедленно угадывается и поддерживается другим. Более того, ансамблист должен хорошо понимать и чувствовать манеру музыканта, играющего рядом. И при необходимости уметь сыграть не только в соответствующем нюансе, но и в соответствующей манере. Такое творческое сосуществование – огромное эстетическое наслаждение и счастье совместного музицирования.

Отклонимся теперь от вопросов теоретических и эстетических к вопросам практическим. Игра в ансамбле совершенствует также и техническую оснащённость артистов. Порой в партии, например, пианиста встречаются пассажи, дублирующие или повторяющие пассажи скрипки, довольно виртуозные при исполнении на рояле. При необходимости адекватно выполнить какие-то элементы фактуры при таких перекличках в партиях – именно в соотнесении своей партии с партией партнёра – слух улавливает неточность, нечёткость исполнения. Это укрепляет у артиста координацию слухового и двигательного контроля, заставляет совершенствовать свою моторику.

В большей степени это относится к роялю, который имеет больше возможностей для лавирования в звуковом океане. Универсальность фортепианного звука побуждает пианиста постоянно искать новые тембры, штрихи, приёмы, чтобы достичь звукового соответствия с другими инструментами. Именно универсальность этого инструмента, предъявляет к нему множество требований. Например, пианист обязан учитывать динамические возможности других инструментов. Указания forte, fortissimo исполнять, постоянно контролируя баланс общего звучания, корректируя свои приёмы. Ведь ctescendo рояля может усилить crescendo скрипки, а может и заглушить его. Огромную роль в достижении органичности звучания играет знание пианистом характерных для других инструментов приёмов, способов звукоизвлечения, штрихов. Особенно знание динамических возможностей разных регистров. Особенную роль приобретает динамическая согласованность с учётом индивидуальности звучания разных инструментов.

Особенностью нотного текста в камерном ансамбле является его «партитурность». Обозначения в тексте – штрихи, акценты – могут показаться незначительными, но при учёте другой партии приобретают большее значение, смысл, художественную мотивировку. Необходимо не только внимательное изучение своей партии, но и постоянные поиски взаимодействия между партиями.

Также очень важен анализ музыкальной ткани на предмет выявления смысловых функций, главных и второстепенных элементов в системе музыкального целого. Сделать это не всегда просто, так как та или иная функция может осуществиться в любой фактуре. Например, тематический материал распределяется между партиями или состоит из нескольких одновременно развивающихся тем. Вариантов распределения функций множество. Встречаются примеры функционального многоголосия, когда оба инструмента выполняют одну функцию, и, напротив, когда рояль выполняет функции и сопровождения и темы. Поэтому ансамблист обязан проанализировать всю музыкальную ткань. Ведь постоянная смена смысловых функций в каждой партии и есть главный признак равнозначности партий в ансамблевом сочинении.

Особенностью камерного музицирования является условие игры по нотам. В этом, безусловно, заключён определённый смысл. Игра по нотам придаёт психологическую раскрепощенность и свободу интонирования. Это позволяет сосредоточить своё внимание на других важных вещах: образной стороне, проблемах ансамбля, выразительном интонировании.

Вообще, отношение к текстам у ансамблистов иное, чем у солистов. Когда выявляются новые детали, координация слухового и визуального восприятия требует в исполнении каких-либо изменений. Часто это зависит от чего-то ранее незамеченного в тексте. Ансамблист может спонтанно что-то исполнить по-иному, чем ранее, если это иное «услышал глазами».

Подробнее остановимся на технических и художественных проблемах, возникающих в процессе ансамблевого музицирования. Один из важнейших профессиональных навыков – умение строить форму. Логичность кульминаций, выстроенность разделов, сопоставление темпов – это забота и сольного исполнителя. Но просчёты в это области обходятся ансамблисту гораздо дороже. Перемена движения, отклонения от темпа могут оказаться причиной серьёзных разрушений. Следовательно, эта сторона исполнения требует особой продуманности и внимания. И она, как и другие аспекты исполнения испытывает влияние специфики ансамблевого музицирования. Например, выбор темпа. Основным здесь, конечно, является ощущение характера движения, образно-эмоционального строя, исполняемого. Здесь большие коррективы вносит ритмика, мелодический рисунок, фактурное оформление, характер звукоизвлечения. Речь идёт не о приспособлении темпа к удобству исполнения, а о руководстве подлинно художественными критериями, подсказывающими тот или иной приём, штрих для лучшего выявления сущности исполняемого. Конечно, необходимы колебания темпа, указанные автором, точность прочтения. Совместное нахождение меры замедлений и ускорений является одной из труднейших задач камерного ансамбля. Также более тонкие отклонения, связанные с фразировкой, выразительным произнесением других мотивов – то, что принято называть rubato.

Умение достичь в ансамбле единого дыхания представляет собой непростую задачу для музыкантов. Недостаточно точно выполнить ритмический рисунок: в живом движении точность у каждого артиста своя; бывают моменты, когда приходиться играть микроскопически неточно, зато единообразно. Когда между партнёрами существует хорошее взаимопонимание, эта свобода приобретает особую прелесть.

Одна из специфических трудностей – синхронное взятие и снятие звука, одновременное вступление. Для этого в ансамбле вырабатывается своя система условных знаков и навыки сыгранности. Особое внимание привлекают к себе паузы. При сольном исполнении у пианистов, воспроизводящим, как правило, сложную многоголосную ткань, нередко недостаточно точно соблюдается длительность нот и пауз. В ансамблеваой игре такие погрешности приводят порой к фальшивым звучаниям.

Длинные ноты и паузы представляют особую трудность. Музыкант должен «наполнить» моменты молчания, не теряя нить повествования, ощущать временные пропорции в медленном темпе. Тогда исполнение будет точным и художественно выразительным.

Динамика ансамбля всегда богаче сольного исполнения. Это одно из самых сильных средств выразительности. От умелого использования динамики зависит глубина раскрытия художественного образа, построение фразировки, сила воздействия на слушателя. В ансамбле соединяются инструменты с разными динамическими возможностями. В зависимости от динамических особенностей «слабейшего» инструмента, к нему «подстраивают» свои инструменты другие музыканты. Вся динамика должна быть продумана в деталях и в целом. Непродуманное применение динамического нюанса может сделать общее исполнение бессмысленным. Поэтому создание единой во всех деталях динамики – обязательное условие технически грамотной совместной игры.

Выбор того или иного нюанса зависит ещё от выполнения определённого штриха. Это специфические трудности камерного музицирования, связанные со стремлением сблизить характер звучания разных инструментов. Например, такой штрих, как staccato, бывает очень разным и исполняется на всех инструментах многими приёмами в зависимости от требуемого характера звучания: сильного и плотного или слабого и лёгкого, острого или мягкого, яркого или матового. И здесь залогом успеха будет чуткий слуховой контроль. Но игра в ансамбле не всегда сводится к поиску одинаковых по звучанию приёмов. Напротив, камерная музыка требует использования всех тембровых возможностей инструментов, самых разнообразных сочетаний. Разнохарактерность штрихов создаёт совсем особую, многослойную фактуру звучания.

Иной способ взаимодействия партий и совместимости партнёров ансамбля существует в произведениях для солиста с аккомпанементом. Соотношение функционально различных элементов фактуры в партии фортепианного аккомпанемента изменяется в живом течении музыки по другим законам, нежели в камерном ансамбле.

Во-первых, один фактурный элемент выдержан в аккомпанементе на значительном протяжении. Во-вторых, основной музыкальный образ обычно раскрывается в сольной партии, и модификация аккомпанемента зависит от неё.

Всё вышесказанное свидетельствует о том, что в камерном ансамбле музыканты сталкиваются с совершенно новыми, специфическими трудностями. Им необходимы другие, дополнительные навыки, которыми они должны владеть наравне с приёмами сольной игры. В процессе работы приобретаются новые способы звукоизвлечения, штрихи. Перестраивается даже мышление, психология исполнителя. Музыкант уже не «принадлежит себе». Все нюансы, фразировку, агогику он выстраивает только с учётом другой партии, чтобы не исказился смысл исполняемого. Динамику ансамблист не только заранее продумывает, но и спонтанно соизмеряет с динамикой партнёра непосредственно во время выступления. Пианисту необходимо знать и учитывать динамические, регистровые, штриховые особенности инструментов, которые звучат рядом. А также он непрестанно должен вслушиваться в звучание, чутко реагировать на смену фактуры и партии партнёра. При всех принципиальных отличиях ансамблевой игры мастерство музыканта должно включать в себя как навыки сольного исполнения, так и владение искусством аккомпанемента или опытом игры в оркестре.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Евсеева Елена Валерьевна

Дата: 12.12.2016

Номер свидетельства: 368609


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства