Методический доклад "Роль речевого общения в скрипичной педагогике"
Методический доклад "Роль речевого общения в скрипичной педагогике"
Из опыта работы убедилась, какую огромную роль в педагогическом процессе играют объяснения педагога. Произнесённое слово является мощным фактором активного влияния на психику ученика, создаёт определённые предпосылки для принятия им тех или иных решений, побуждает к действию. Особенно глубоко воспринимается учащимися слово на уроке, так как исходит от авторитетного для него лица – педагога. Но не всегда мы, преподаватели задумываемся над правильностью и точностью употребления слов и выражений, над тем, что профессиональные, выработанные годами понятия, в сознании начинающих музыкантов могут получить порой неверное толкование.
В ряде случаев «профессиональное» толкование взрослым какого-либо слова- понятия не совпадают с уже «расшифровкой», приобретённой учеником в результате его повседневной жизни. Вкладываемый педагогом смысл в наиболее часто встречающееся выражение « держи смычок » резко отличается от понимания этого словосочетания ребёнком, который старается именно держать, никоим образом не уронив, не выпустив из рук смычок. Несколько повторений этого выражения - и уже готов стереотип действиё. Усилить неправильные представления может и объяснение о «держащем кольце», где задействованы большой и средний палец. Не использую приём, когда расположение пальцев правой руки отрабатывается на карандаше, так как карандаш надо именно держать.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методический доклад "Роль речевого общения в скрипичной педагогике"»
Детская музыкальная школа №1
Методический доклад
Тема: Роль речевого общения
в скрипичной педагогике.
Подготовил преподаватель:
Алькуатова С.И
Семей 2015 год
Из опыта работы убедилась, какую огромную роль в педагогическом процессе играют объяснения педагога. Произнесённое слово является мощным фактором активного влияния на психику ученика, создаёт определённые предпосылки для принятия им тех или иных решений, побуждает к действию. Особенно глубоко воспринимается учащимися слово на уроке, так как исходит от авторитетного для него лица – педагога. Но не всегда мы, преподаватели задумываемся над правильностью и точностью употребления слов и выражений, над тем, что профессиональные, выработанные годами понятия, в сознании начинающих музыкантов могут получить порой неверное толкование.
В ряде случаев «профессиональное» толкование взрослым какого-либо слова- понятия не совпадают с уже «расшифровкой», приобретённой учеником в результате его повседневной жизни. Вкладываемый педагогом смысл в наиболее часто встречающееся выражение « держи смычок » резко отличается от понимания этого словосочетания ребёнком, который старается именно держать, никоим образом не уронив, не выпустив из рук смычок. Несколько повторений этого выражения - и уже готов стереотип действиё. Усилить неправильные представления может и объяснение о «держащем кольце», где задействованы большой и средний палец. Не использую приём, когда расположение пальцев правой руки отрабатывается на карандаше, так как карандаш надо именно держать.
Предлагая заменить выражение «поддерживаемый» радикально вопрос не решает, а вот формирование ощущения опоры на смычок всей руки, тщательно подбирая слова - даст более результативные задатки. В сознании опереться можно только на что-то: на руку педагога, на смычок, который держит педагог и далее, поставив смычок на струну (придерживая его за винт) предложить ученику мягко опереться на смычок. Степень опоры в процессе ведения смычка координировать слуховыми представлениями, стимулируя ученика к выбору полноценного звука.
Советуя ребёнку: « прижми плотно смычок» это создаёт почву для возникновения нежелательных мышечных напряжений в руке и пальцах, что ведёт к потерям в качестве звука. Выражение «почувствуй» опору на струне» поможет учащемуся извлечь более плотный звук, а выражение «легче ощути опору» в достижении лёгкого « полётного» звучания.
Обучение начинается с ведения смычка по струнам РЕ или ЛЯ, где движение наиболее горизонтально, чем вертикально и вместо выражения «веди вверх и вниз» большее воздействие будет от слов «веди руку влево, а теперь вправо». Хорошо работают выражения « согни руку» и «разогни руку». Если ребёнок усвоит эти движения - будет неплохая основа для штриха «деташе». Добившись освобождения правой руки в кистевом суставе – правильное движение получите непроизвольно, и не будет своеобразной « клюшки» у колодочки, когда он реагирует на выражение «сгибая кисть»:
Выражение «освободи руку в кисти» даст результат ощутимее: кисть будет сгибаться в нужном направлении и в нужных пропорциях.
Обратимся к левой руке « Крепче, чётче, ставь пальцы»- не ведёт ли это замечание к «зажатости ученика».
Думаю, выражение « отпусти пальцы», чтобы он легко упал на гриф» поможет ученику в ощущении опоры пальца на струну, будет основой для воспитания естественной и чёткой техники.
При интонационных неудачах ученика во время переходов из позиции в позицию срывается : « на эту ноту ты не попадаешь», замечала , что это выражение порождает у ребёнка неуверенность и даже боязнь этого места, сковываются движения.
Пробовала выражение «плохо берёшь эту ноту», а лучше более позитивным: « нотку следует взять точнее»- реакция психологически нужная и результат значительно лучше.
Желая организовать внимание ученика, советуют: « следи за смычком, следи, как ставить пальцы, от этого зона внимания становиться очень узкой, действия ученика приобретают механический характер. Убедилась, лучше пользоваться замечаниями, носящими периодический характер, типа « взгляни на смычок », « обрати внимание…», « проконтролируй»…»
Не стоит требовать: «это место надо поиграть медленно», во- первых движения в быстром и медленном темпе различны, во- вторых, медленная игра не способствует развитию активности мышления. По рекомендации В. Григорьева советую : «поиграй в замедленном темпе» , т.е. в том темпе, в котором ученик может выполнить задание достаточно качественно. На этой грани и нужно учить произведение, постепенно подвигаясь к необходимому темпу.
В работе с учениками следует отдавать предпочтение « позитивности». Педагогический разбор произведения педагогу не желательно сопровождать словами « у тебя не получается это место» и т.п, а отметить удачу и перейти к пожеланиям типа « это надо сделать следующим образом» или « пожалуй, так будет лучше». Таким образом вырабатывается у ученика уверенность в собственных силах. Что , ошибки устранимы и он способен хорошо сыграть это произведение.
Указания педагога должны и конкретно отражать суть действий учащегося. Неумелое применение слова, недостаточное контролирование на начальном этапе обучения ведёт к возникновению недостатков, искоренять которые приходится в скором будущем. Значит, слово и выражение способствует достижению необходимого результата.
Очень результативен ассоциативный образ, ведь его можно варьировать, учитывая степень подготовленности, уровень развития, интересы учащегося. При помощи ассоциаций возможно добиться правильных игровых ощущений, а также предупреждать возникающие недостатки. Цепочки правильно подобранных словесных образов дают возможность влиять на действия учащегося.
Психологические представления помогают : так, если ученик, начиная движение смычком вверх, включает плечо, то откорректировать это движение может представление, что не рука ведёт смычок, а смычок- руку, т.е рука идёт за смычком.
Очень часто ученики , приступившие к изучению смен позиций, останавливают движения смычка в момент перехода. Работаю с подобным укоренившемся недостатком, при помощи ассоциативного представления, что руки через систему блоков связаны между собой прочным канатом. При переходе в верхние позиции правая рука как бы подтягивает вперёд левую, при переходе в нижнее – осторожно спускает её.
Использование ассоциаций также помогает уточнению движений при изучении штрихов и переходов со струны на струну, усвоению различных приёмов звукооизвлечения, исполнению аккордов.
Для исполнения акцента, а затем и штриха martele полезно представить движение, которое необходимо придавать руке для завода шнурком лодочного мотора или детской игрушки типа «летающий пропеллер». Сначала рука очень собрана, шнур натянут – всё готово к началу движения ( у скрипача- рука хорошо опирается на смычок, который плотно контактирует со струной), затем энергичное быстрое движение по инерции.
Для того, чтобы начинающий ученик яснее представил себе и правильно выполнил движение правой руки, необходимое для перехода со струны на струну, говорю ему, что во время перехода на более высокую по строю струну к его локтю как бы подвешивают гирьку, которая естественно тянет всю руку вниз. А в момент перехода на более низкую струну в это место прикрепляют воздушный шарик, наполненный лёгким газом, который приподнимет руку вверх.
Ассоциация с постепенной и плавной посадкой самолёта, совершаемая лётчиком- ассом, работает в случае, если взять ноту или начать произведение нужно довольно сочно и одновременно мягко. Резкое, грубое начало, когда смычок «шлёпается» на струну сравнивая с действиями неопытного пилота
Исполнению аккордов мне помогает такое образное сравнение : кисть и пальцы как бы «дышат». Когда мы готовимся к аккорду и подносим смычок к струне, они находятся в состоянии «вдоха», т.е. расслабляются, а в момент взятия аккорда- «выдоха»- мышцы руки собираются.
При начальном обучении игре на скрипке практическое оформление ощущений перестаёт быть основным фактором.
Всё большее значение в развитии двигательных навыков приобретает сочетание действия и слова.
Благодаря интенсивной, многосторонней и постоянной практике в речевом обучении ребёнок подготавливается к многовариантному ответу действием на большинство словесных инструкций, которые поступают от педагога.
Подбор педагогом речевых средств является самостоятельной методической задачей при работе с детьми, решение которой призвано обеспечить внешний и внутренний план активности формирующегося музыканта.