kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методический доклад "Некоторые аспекты работы руководителя хорового коллектива"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа предназначена для начинающих дирижеров-хормейстеров. В ней подробно рассматриваются вопросы организации, планирования и форм работы с хоровым коллективом. Центральное место занимают разделы: "Особенности вокально-хорового обучения певцов" (дикция, артикуляция, звукообразования-фонация, строй и ансамбль, распевание), "Репертуар".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методический доклад "Некоторые аспекты работы руководителя хорового коллектива" »

Муниципальное бюджетное учреждение

Дополнительного образования

«Детская музыкальная школа № 2 «Камертон»










Методический доклад

«Некоторые аспекты работы руководителя хорового коллектива»




Автор:

преподаватель МБОУ ДОД ДИШ

«ДМШ №2 «Камертон»,

Заведующий отделением

теоретических дисциплин,

Першин Олег Валерьевич












г.Березники, 2015 г.


Содержание


  1. Введение 3


  1. Организация учебно-воспитательной работы 4


  1. Особенности вокально-хорового обучения певцов 8


  1. Репертуар 16


  1. Заключение 18


  1. Литература 20


































Введение

Хоровой класс. Учебная программа

В хоровом исполнительстве хоры подразделяются на профессиональные, учебные и самодеятельные коллективы. Профессиональное и самодеятельное искусство не отгорожены непроницаемой стеной: они взаимосвязаны и взаимопроникаемы. Это происходит путем взаимовлияний: для профессионалов образцом является бескорыстное служение, искренность и свежесть выражения, свойственные любителям: последние же учатся у первых мастерству и художественной дисциплине. Но ни один служитель хоровому делу, ни один певец или дирижер не были бы ими, не пройдя практику работы в учебном хоре. Более того, без преувеличения можно сказать, что учебный хор – своего рода «кузница» кадров для профессиональных и самодеятельных коллективов, содержание и методы работы в котором во многом предопределяют рост исполнительского мастерства.

В общих чертах отличие учебного хора от профессионального заключено, прежде всего, в разном соотношении учебных и концертно-исполнительских задач. Если в профессиональном хоре учебная работа подчинена концертной деятельности (вторая подавляющим образом превалирует над первой и диктует свои организационные и методические формы), то в хоровом классе учебные цели и задачи определяют характер и формы концертно-практической работы. Разница в конечных установках порождает отличие между участниками учебного и профессионального хора в их отношении к исполнительскому процессу и режиму работы.

Хоровые классы музыкальных учебных заведений комплектуются из учащихся всех отделений, независимо от специальности. Участники хора не имеют, как правило, профессиональных вокальных данных, певческой школы и достаточного опыта пения. При определенных условиях все это появляется лишь в старших классах. Состав хорового класса текучий. Ежегодно из него уходят наиболее опытные выпускники и на их место приходят новички. Таким образом, хоровой класс как творческий коллектив создается каждый год, по существу, заново. Учитывая возрастные особенности и физиологическое развитие учащихся (концертные хоры музыкальных школ состоят, в основном, из детей и подростков 12-15 лет), можно сказать, что учебный хор – самый неровный по качественному соотношению голосов. «Хоровой класс», как предмет, является составной частью предпрофессиональной подготовки учащихся и предусматривает развитие навыков в объеме учебной программы.

В задачи предмета «Хоровой класс» входят:

- усвоение учащимися знаний, развитие умений и навыков, необходимых для исполнительской практики;

- расширение музыкального кругозора, ознакомление с лучшими образцами русской, современной, зарубежной музыки, народным музыкальным творчеством.

Организация учебно-воспитательной работы

Организация исполнительского коллектива и успешное проведение учебно-воспитательной работы в нем всегда были предметом для научно-исследовательской деятельности ведущих дирижеров-педагогов, объектом споров, дискуссий, поиска. Этому посвящен ряд трудов и публикаций, с различных сторон отражающий ту или иную точку зрения по вопросам организации и руководства хоровым коллективом, а также по вопросам учебно-воспитательной и вокально-хоровой работы в хоре. Назовем некоторых авторов, чьи исследования и многолетняя практика будут ещё долго служить примером не одному поколению начинающих хормейстеров. Так. Например, известная книга выдающегося деятеля в области русской хоровой культуры П.Г.Чеснокова «Хор и управление им» обобщает богатый опыт работы автора с хором. В книге широко освещены вопросы организации хора, ансамбля и в меньшей степени вопросы исполнительства. Книга П.Г.Чеснокова имеет большое значение для развития хорового искусства и пользуется заслуженной известностью и авторитетом. Однако вопросы методики в ней не освещены (2, с.15).

Несколько меньшей по объему и охвату хоровых вопросов является учебное пособие заслуженного деятеля искусств РСФСР, профессора Г.А.Дмитриевского «Хороведение и управление хором». Как пишет автор пособия, оно «рассчитано на обучение начинающих дирижеров хора в музыкальных училищах и ограничивается сообщением основных сведений по хороведению и управлению хором», и в нем вопросы специальной методики не затрагиваются и не разрабатываются (2, с.16).

Книга профессора А.А.Егорова «Теория и практика работы с хором», как видно из самого названия, посвящена изложению опыта организации хорового коллектива без сопровождения, ансамблевой звучности, вокально-хоровой техники и разработке дирижерской исполнительской экспозиции.

Наиболее широко и разносторонне освещены методические вопросы по учебно-воспитательной работе и её организации не только в учебном, но и в самодеятельном коллективе в книге С.А.Казачкова «От урока к концерту». В ней рассматривается многолетний опыт кафедры хорового дирижирования Казанской консерватории, прослеживается сложный путь воспитании хорового дирижера от первых репетиций до концертных выступлений.

Опираясь на опыт ведущих мастеров в области хоровой культуры по вопросам организации и методики учебно-воспитательной работы, можно сделать определенные выводы:

Итак, важнейшая первоочередная задача - создание коллектива. Как это провести в жизнь? Необходим поиск таких методов и форма работы, которые с одной стороны обогащали бы участников создаваемого коллектива художественно-эстетически, прививали им специальные знания, развивали у них основные вокально-художественные навыки, а с другой стороны – заинтересовывали бы их. Пробудить интерес, создать атмосферу художественных открытий, а затем уже на этой основе развертывать систематическое обучение – в этом видится задача руководителя на этапе становления коллектива. В этот период его сплочению будут способствовать совместные посещения концертов, их обсуждение, квалифицированный анализ со стороны руководителя хора. К подобной форме необходима специальная подготовка, проявление фантазии в организации и проведении бесед. Желательно привлекать к ним профессиональных хормейстеров, опытных педагогов-музыкантов, применять возможные иллюстративные материалы (художественные иллюстрации, репродукции), современные технические средства.

В вопросах организации и руководства чрезвычайно важен стиль общения руководителя с хоровым коллективом. Жесткий стиль так же плох, как и чрезмерно мягкий. Стремление к строгости в сочетании с доброжелательностью по отношению к певцам хора – наиболее предпочтительный стиль руководства.

Организация занятий:

  1. Краткая беседа руководителя о задачах и содержании работы хорового класса.

  2. Проверка голосов, распределение учащихся хорового класса по партиям.

  3. Вопросы дисциплины.

Оптимальные варианты организации учебного хора:

Роль индивидуальных занятий, занятий по выравниванию хоровых партий (или занятия с небольшими ансамблями: квартеты, терцеты). Целесообразность занятий по группам хора (мужской – женский) и общей репетиции. Занятия с отдельными группами (или партиями) дают возможность певцам с большой тщательностью прорабатывать материал, основательно осваивать певческие навыки.

Руководитель хора призван обеспечить четкий ритм и хороший темп работы, заранее продумать вопросы от плана занятий до подготовки аудитории к работе. Преимущества рационально организованного хорвого пения:

- певческое воспитание повышает работоспособность певцов;

- правильное пение вылечивает некоторые заболевания голосового аппарата.

На первых месяцах работы пение лучше чередовать со слушанием музыки, либо работу строить поочередно с разными хоровыми партиями, тем самым предоставлять отдых певцам.

Организация учебно-воспитательной работы в хоре – составная часть и непременное условие всей творческой деятельности учебного хорового коллектива. Жизнеспособность, стабильность, исполнительский уровень, перспектива творческого роста зависят, прежде всего, от качества учебно-воспитательной работы. Учебная и воспитательная стороны – единый педагогический процесс. В задачи обучения, прежде всего, входят: овладение учебно-педагогическим репертуаром и выработка вокально-хоровой техники. Воспитание осуществляется в процессе обучения певцов профессиональным навыкам и усвоения ими специальных знаний, необходимых для художественно-исполнительской деятельности. Функция обучения в общем содержании работы учебного хора – ведущая, и задачи художественного воспитания певцов реализуются непосредственно в ходе обучения. Другая задача руководителя – расширение знаний участников хора в области хорового исполнительства, музыкального творчества. Здесь требуется эрудиция руководителя, владение им методикой работы.

Планомерная и систематическая работа учебного хора – это целостный педагогический процесс, построенный по определенной программе, рассчитанной на последовательное, целенаправленное воспитание и обучение певца. Учебная программа «Хоровой класс» предусматривает вокально-хоровые упражнения:

- по развитию певческого дыхания и звукообразования;

- по расширению диапазон голоса, сглаживанию и выравниванию регистров;

- по воспитанию культуры звука, освобождению от различных дефектов (гнусавости, зажатости, сипоты, тремоляции и т.д.);

- по развитию певческой дикции;

- по развитию техники выполнения динамических оттенков;

- по формированию навыков пения legato, staccato и т.д;

- по развитию навыков «цепного» дыхания;

- по формированию правильного интонирования;

- по достижению различных видов ансамбля.

Разбор с текстом и музыкой произведений, выявление художественных образов и т.д.

По мере творческого роста хора требования к различным разделам занятий возрастают. Чем старше и опытнее хор, тем шире и глубже его профессиональные навыки и знания. На определенном этапе можно привлечь дополнительно педагога-специалиста (вокалиста), студентов старших курсов (для хормейстерской работы в помощь руководителю). Однако, во всех случаях учебно-воспитательная работа должна сохранять целостность и направленность на достижение единых учебно-воспитательных задач. Успех и эффективность её в большой мере определяется профессиональным обликом руководителя, владением им методикой вокально-хорового и музыкально-образовательного обучения.

Особенности вокально-хорового обучения певцов

Вокальная работа в хоровом классе напрямую связана с индивидуальным вокальным обучением – сольным пением. Все, что делается для умения применять вокальные навыки на уроках постановки голоса, то же самое должно происходить и в хоре, где учащиеся занимаются этим коллективно. Следовательно, руководитель хора, прежде всего, обязательно должен быть и педагогом вокала. Обучение пению строится на специальных вокальных методах. В хоровом классе чрезвычайно важно не только высококвалифицированное применение тих методов, но и ознакомление с ними будущих дирижеров с учетом особенностей их применения в будущей работе. «Пение является практическим видом деятельности и поэтому вокальная работа в значительной мере сводится к формированию и совершенствованию практических профессиональных навыков певческого голосообразования. Теоретический вопрос постановки голоса получил довольно полное освещение в специальной литературе. Опираясь на труды выдающихся вокальных педагогов, среди которых, в первую очередь, должны быть названы М.И.Глинка и А.Е.Варламов, дирижер хора и должен вести певческую воспитательную работу» (10, с.156).

Пытаясь наметить пути этой работы, нельзя пройти мимо основных аспектов постановки голоса певца. Прежде всего, это вопросы певческой установки, дыхания, звукообразования, сглаживания регистров мужских и женских голосов, дикции.

Певческая установка (настройка)

Первоочередная задача – сосредоточить внимание певцов и побудить их к сотворчеству. Необходимо направить все усилия певцов в единое русло коллективных действий. Система настроя хора – это целенаправленные практические задания. При подборе этих заданий нужно всегда иметь в виду, что каждое из них должно, с одной стороны, заключать в себе задачи психологической настройки певцов (активизировать и подчинить единой воле их творческую инициативу, направить в общее русло понимание и эмоциональное восприятие предлагаемых звуковых образов), с другой – технические задачи. Основное певческое правило – достижение свободы, непринужденности в голосе певца под контролем со стороны руководителя.

Дыхание

Дыхание – важнейших фактор голособразования. Искусство пения – это искусство дыхания. В вокальной педагогике часто говорится о трех типах дыхания: верхнегрудном (ключичном, плечевом), грудобрюшном (среднем, среднереберном, костно-абдоминальном) и нижнебрюшном (брюшном, нижнереберным-диагфрагматическим, абдоминальном). В чистом виде эти типы дыхательных движений не существуют, так как при дыхании певца всегда работает весь дыхательный аппарат. Во всех типах дыхания оно различается полнотой (количеством набранного и выдыхаемого воздуха), глубиной (наиболее глубокое при брюшном дыхании), соотношением скорости вдоха и выдоха и силой, интенсивностью (полнотой, помноженной на скорость). Три фазы: вдох-фиксация (задержка дыхания) – выдох. Добиваться правильного вдоха и длинного плавного равномерного выдоха.

Упражнения без звука:

- ровное глубокое дыхание носом (для контроля за правильностью вдоха можно положить руку на корпус в область диафрагмы или нижних ребер), задержка (фиксация) дыхания, затем три коротких, концентрированных выдоха (губы активные, как при игре на трубе или горне);

- наоборот, вдох очень упругий, быстрый, но не судорожный (при таком активном вдохе наиболее вероятно движение верхней части грудной клетки – добиваться, чтобы этого не происходило), затем длинный медленный выдох при очень умеренном расходе воздуха (добиваться как можно более продолжительного выдоха), губы как при игре на флейте.

Упражнение на звуке:

- в среднем регистре, удобном для естественного звукооизвлечения, спокойный вдох, мягкая атака (глубокий): «петь не громко, не тихо, но вольно…» (М.И.Глинка), без crechendo, diminuendo, по возможности, стараться очень экономно и рационально использовать выдох.

В своей практике работы с хором приходилось сталкиваться с таким явлением, когда начинающие певцы, довольно длинно пропевая одни гласные, совершенно не могли долго удержать другие. Правильное распределение дыхания при пении – предмет длительной и кропотливой работы в овладении этим сложным навыком.

Так как техника выработки дыхания в хоровом коллективе имеет огромное значение, то дальнейшая работа может быть направлена по двум линиям: общее ил полное хоровое дыхание и непрерывное или «цепное» дыхание. «Цепное» дыхание является серьезной техническойтрудностью и может быть достигнуто лишь в результате соответствующей тренировки. Певческое дыхание протекает в тесном взаимодействии с другими элементами вокальной техники, контролируется слухом и мышечным ощущением на основе звукового результата. С певческим дыханием связан один из самых распространенных терминов – певческая опора. Певческая опора объективно характеризуется особой организацией выдыхательного процесса во время пения, его активным торможением, выражающимся в произвольном препятствовании спаданию стенок грудной клетки. Таким образом, физиологическая сущность опоры заключается в обеспечении наилучшего контроля за выдыхаемым воздухом с целью его экономии, а главное – в создании оптимального давления на голосовые связки.

Атака звука

По С.А.Казачкову, различают пять видов атаки: твердая, мягкая, смешанная, жесткая и придыхательная. В пении употребительны лишь три первых: твердая, мягкая и смешанная (6, с.202). Опуская технические характеристики этих типов атаки, нельзя не упомянуть о том, что при работе с начинающими певцами наиболее уместным и правильным будет совершенствование и овладение мягкой атакой, как более приемлемым типом, при которой в большей степени достигается свобода и естественность звучания. На начальном этапе обучения очень внимательное нужно относиться к упражнениям на твердую атаку в зависимости от художественно-исполнительских задач. Твердая атака употребительна при акцентах, sforzando, штрихах staccato и marcato (реже non legato), а также при наличии твердой согласной в начале звукооизвлечения. Чрезмерное употребление упражнений с твердой атакой ведет к форсированному звучанию, покрикиванию, зажатости. Смешанный тип атаки, а также умение комбинировать (твердая – мягкая, и наоборот) достигается на последующих этапах вокально-хоровой работы, лишь после овладения навыками применения отдельной мягкой и твердой атак.


Примеры:

на твердую атаку – К.Орф «Катулли Кармина», Actus I

на мягкую атаку – Ф.Пуленк «Gloria» №3

на смешанную – В.Тормис «Вдоль пустоши ветер».

Звукообразование (фонация)

Певческий звук отличается особой силой воздействия. Хорошая звучность в сравнении с индивидуальным певческим звуком обладает:

- большей массивностью, плотностью и силой звучания;

- длиной певческого дыхания;

- звуковой диапазон хора в два раза шире, чем у любого солиста, и охватывает примерно четыре октавы;

- тембровая палитра хора богаче, поскольку она содержит четыре основных вида голосов (сопрано, альты, тенора, басы). Дирижер хоря обязан владеть большой и разнообразной звуковой палитрой, дающей возможность исполнять в равной степени успешно музыку классическую, романтическую и современную.

Главные моменты звукообразующего процесса – «легкий звон», высокая вокальная позиция, резонаторы. Руководитель должен иметь правильное представление о певческом тоне, иметь собственный звуковой идеал звучания, к которому он будет приближать звучание своего хорового коллектива. Для этого ему необходимо накопление различных слуховых впечатлений.

Работа над звукообразованием ведется в трех взаимосвязанных направлениях: вокальное развитие хора, работа над хоровым строем, совершенствование хорового ансамбля. Все другие элементы (динамика, темпоритм, агогика, тембровая и артикуляционная техника) входят в эти основные направления работы. Важнейшим условием в вокальной работе является формирование единой манеры звукообразования в овладении техникой пения; требуется особая организация всех резонаторных систем, обеспечивающая силу, звонкость и «полетность» голосов, необходима необычайно развитая внутренняя чувствительность – вокальный слух.

Певческая дикция

В отличие от других форм музыкального искусства в пении кроме звука участвует и живое слово. Четкость и ясность дикции достижимы лишь при экономных и точных артикуляционных движениях даже в медленных темпах. Для быстрых – это непреложный закон. На четкости дикции сказывается акцентировка слов, которые имеют первостепенное смысловое значение – это очень важно с точки зрения эмоционального воздействия. В упражнениях над дикцией могут быть использованы не только отдельные слоги на одном звуке, типа: «бри-брэ-бра-бро-бру» или «ди-дэ-да-до-ду», но и отдельные фрагменты из хоровых и вокальных сочинений. Например:

из хоров Ц.Кюи

поэмы Д.Шостаковича «9 января»


«Скороговорки» Белева

Во всех упражнениях необходима четкая постановка задач руководителем хора. Определенные цели для приобретения того или иного навыка работе над дикцией должны быть точно сформулированы и понятны певцам. Только тогда можно добиться желаемого результата. В скороговорке Беляева, например, можно добиваться чеканности, большой активности артикуляционного аппарата, чтобы, с одной стороны, слоги «вылетали как горошины», а с другой – легкости, четкости произношения.

Профессор В.О.Семенюк на одной из своих репетиций сказал: «Правильное и ритмически точное произношение согласных в пении уже большое умение. А если они будут ещё и правильно пропеваться, да в том же тоне что и следующая гласная – это очень хорошо».

Итак, качество вокальной дикции зависит от следующих факторов:

- силы звука;

- высоты ноты;

- соотношения силы звука гласных и согласных;

- четкости и быстроты артикуляции согласных;

- формантного состава гласных.

Строй и ансамбль

Умение слышать и слушать – одно из важнейших качеств хорового пения. Существенно помогает строю владение голосом на всем диапазоне; форсировка и, наоборот, неопертое звукообразование являются первопричиной фальшивого пения. На качество строя влияет эмоциональное состояние певцов. Положительные эмоции помогают поддерживать хороший строй, отрицательные – мешают этому. Эмоциональное перевозбуждение хора, как правило, способствует повышению интонации, вялость, усталость ведут к её понижению. Работа над строем ведется в комплексе всех художественных задач, то выходя на первый план и подчиняя себе другие средства выражения, то подчиняясь им, как попутная задача. В частности, работа над строем должна быть тесно связана с достижение ансамбля.

Взаимозависимость хорового строя и ансамбля очевидна и определяется самой природой хорового пения, где каждый стремится объединиться со всеми. Процесс выстраивания предполагает вслушивание, в результате которого возникает единство, слитность поющих по всем компонентам звучания – исполнения – выражения и, в первую очередь, единство и слитность интонации.

Распевание

Всякий учебно-воспитательный процесс неразрывно связан с целым рядом упражнений, направленных на совершенствование исполнительской деятельности. С упражнениями связана и певческая воспитательная работа в хоре. Эта работа имеет две стороны:

- нарабатывание технических навыков;

- сочетание технических навыков с задачами художественного воплощения основной идеи произведения.

Первые из них применяются большей частью в одноголосном и октавном изложении для выработки вокального унисона, а фактура вторых зависит от конкретных сочинений. К числу упражнений второго рода нужно, в первую очередь, отнести вокализацию и певческие речевые упражнения. Что касается эмоционального окрашивания певческих упражнений вообще, то наибольшую целесообразность нужно видеть там, где упражнения проводятся на материале музыкального произведения.

Содержание и методы распевания во многом предопределяют рост исполнительского мастерства. Нельзя в своей работе допустить, чтобы распевание сводилось только к «согреванию» голосового аппарата. Цели и задачи распевания должны быть теснейшим образом связаны с целями и задачами последующей за ними работы над музыкальным произведением, воплощением в нем художественно-исполнительского начала. Например, перед работой над хором Р.Щедрина «К вам, павшие», можно применить следующие распевки (упражнения):

- спеть сокровенно, «для себя», закрытым ртом, или:

- спеть скорбно, как реквием, закрытым ртом или на «у».

В упражнениях следует стремиться к предельному legato, следить за тем, чтобы и на закрытый рот, и на «у» звук формировался «очень близко», был «направлен вперед», ощущение внутренней пульсации.

К хору Ю.Фалика «Незнакомка»:

- легко, можно немного насмешливо, чуть с иронией (ах-ах-а), также это упражнение полезно для контроля за дыханием. Или:

- это упражнение полезно для работы гортани.

На практике все упражнения имеют смысл лишь при умении руководителя не только образно объяснить суть данного задания, но и с помощью своего голоса передать оттенки, которые он имеет в виду.

Репертуар

Общеизвестно, что одним из главных разделов в музыкальной педагогике является воспитание через учебно-педагогический репертуар. Работа над репертуаром – предмет постоянного поиска и неустанных забот дирижера. И не случайно в наши дни возрос интерес к проблеме репертуара, ибо он выявляет исполнительские возможности и мастерство хорового коллектива, определяет пути их развития. Эти установки в полной мере относятся и к учебным хорам, где проблема воспитательного значения репертуара, принципы его формирования всегда были и останутся чрезвычайно важными. В силу своей текучести, учебный хор ,по существу, каждый год формируется заново и постоянно возникают проблемы как в качественном, так и в количественном соотношении голосов хоровых партий. Наметившийся в последнее время дефицит мужских голосов ставит перед дирижером весьма сложные задачи сохранения полного хорового состава. Особенно ощутимы эти проблемы в малых городах, где хор музыкального училища часто является единственным концертным коллективом. Взаимосвязь комплектования хора и выбора репертуара очевидна. Чем благоприятнее хор в первом, тем разнообразнее и шире второе. Хорошо укомплектованному составу под силу решение довольно сложных исполнительских задач, а значит перед ним открываются возможности знакомства со значительно большим объемом музыки во всем ее художественном многообразии, чего, к сожалению, нельзя сказать о хоре, испытывающем трудности с комплектованием.

Какие же основные требования должны быть предъявлены к репертуару хорового класса? Думается. Прежде всего, он должен способствовать решению ряда различных инструктивных учебных задач. Бесспорно, художественная ценность репертуара обогащает духовно и формирует опыт начинающего хормейстера, расширяет его музыкальные представления и кругозор, способствует воспитанию художественного вкуса.

Всеобъемлющий характер педагогических задач хорового класса убеждает нас в том, что его репертуар должен быть заранее четко определен. В его подборе недопустимы спешка, случайность, невнимание к исполнительским возможностям хора, наличию количественного и качественного соотношения голосов в нем.

В отличие от класса по специальности, где репертуар каждого ученика индивидуален, репертуар хорового класса для всех классов един. Так, ученик первого класса осваивает программу хора младших классов, а после (в среднем и старшем звене) и программу хора старших классов, и «показательный» (концертный) репертуар, готовящийся руководителем хора.

Таким образом, весь исполняемый репертуар должен быть продуман, выстроен логически и охватывать обязательные для академического хорового образования произведения, представляющие важнейшие этапы развития хоровой музыки. Руководителю учебного хора следует помнить о том, что в основе своей обучение требует поступенности и «скачки» порой таят в себе серьезную опасность.

Заключение

Специфика вокально-хоровой работы требует, чтобы вынесенное хоровым коллективом на суд слушателя произведение было не только грамотно разучено и закончено в смысле художественного раскрытия образа. Оно должно быть, прежде всего, спето, ибо не что иное, как пение хора – организованного ансамбля певцов – и есть то замечательно, что заставляет вслушаться в эмоционально-интонационный строй каждой спетой фразы, реагировать на тончайшие оттенки выявления чувств исполнителей.

Художественный руководитель хора, дирижер, педагог должен сочетать в себе качества, позволяющие руководить всем процессом хоровой работы.

Форма организации воспитания певцов исходит из:

- коллективного;

- индивидуального метода на основе коллективного.

Значение индивидуальных моментов в певческом воспитании очень важно. В хоре всегда есть певцы, которые раньше других усваивают те или иные навыки. Занимаясь с хором, дирижер всегда должен знать таких певцов, чтобы с их помощью влиять на скорость и точность усвоения предлагаемых навыков остальными певцами. Пение отдельных певцов может быть также рекомендовано для показа (принцип наглядности), который сам дирижер в силу регистровых особенностей своего голоса не в состоянии сделать.

Использование метода индивидуального певческого воспитания в общей работе является выражением одного из основных принципов – принципа индивидуального подхода к каждому хоровому певцу. «Настойчивая учебно-воспитательная певческая работа в хоре – процесс трудный и длительный. Она приносит плоды не сразу, а по крупинкам, хотя сперва и мало заметным, но неоценимым по своей значимости. Поспешность – серьезный враг хорового пения. Только в кропотливом труде, в творческих поисках и борьбе с неудачами возможно достигнуть положительных результатов в хоровой работе. Этому изо дня в день учит нас практика» (А.Юрлов).

Итак, творческой мастерской в процессе обучения хорового дирижера является учебный хор, от целенаправленной и результативной работы которого, как убеждает практика, во многом зависит уровень профессионального образования. Руководитель учебного хора призван привнести в учебный процесс свежий и смелый поиск, освященный верой в собственные творческие силы.












Литература

  1. Дмитриевский Г.А. Хороведение и управление хором. М., 1957.

  2. Егоров А. Очерки по методике преподавания хоровых дисциплин. Л., 1958.

  3. Егоров А. Теория и практика работы с хором. М., 1951.

  4. Иванов А.П. Об искусстве пения. – Проф. 1963.

  5. Изюменко В. Обучение молодого хормейстера навыкам распевания хора // Вопросы хороведения и дирижирования. Горький, 1982.

  6. Казачков С.А. От урока к концерту. – Изд-во Каз.гос.университета, 1990.

  7. Люш Д. Развитие и сохранение певческого голоса. Киев, 1988.

  8. Морозов В.П. Тайны вокальной речи. Л., 1967.

  9. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. М., 1987.

  10. Юрлов А.А. очерки // Юрлов А.А. Статьи и воспоминания. Материалы. М., 1983.















12



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методический доклад "Некоторые аспекты работы руководителя хорового коллектива"

Автор: Першин Олег Валерьевич

Дата: 12.10.2015

Номер свидетельства: 238946


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства