kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методический анализ вариации " Среди долины ровныя"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Романтизм - идейное и художественное движение, возникшее в европейских странах на рубеже 18-го и 19-го веков и получившее отражение в различных областях науки и искусства.

             Интерес к народной жизни, национальной культуре, историческому прошлому, увлечение народными сказаниями и песнями, любовь к природе вызвали расцвет народно-бытовой, фантастической, романтико-героической оперы, развитие жанров баллады, песни, танца, программной музыки. Особое внимание к душеному миру, психологии человека влекло за собой развитие музыки (романс-песня, фортепианная миниатюра, усиление начала в симфонии и камерной музыке).

             Появляются темы, исполненные глубокого психологизма: тоски, одиночества. Поиски картинности, красочной изобразительности, решение новых задач в области психологической выразительности и воплощения многообразных оттенков эмоционального состояния обусловили огромные новаторские достижения Романтизма в области гармонии, инструментовки, музыкальной формы, вокальной декламации и т.п. Эпоха Романтизма - одна из самых значительных в истории музыки.  В русском  романтизме основоположником стал М.И. Глинка.

.   Самое яркое явление в музыке романтизма, особенно ярко воспринимающееся при сравнении с образной сферой классицизма - господство лирико-психологического начала. Разумеется, отличительная особенность музыкального искусства вообще - преломление любого явления через сферу чувств. Музыка всех эпох подчинена этой закономерности. Но романтики превзошли всех своих предшественников по значению лирического начала в их музыке, по силе и совершенству в передаче глубин внутреннего мира человека, тончайших оттенков настроения

            Тема любви занимает в ней господствующее место, ибо именно это душевное состояние наиболее многосторонне и полно отражает все глубины и нюансы человеческой психики. Но в высшей степени характерно, что эта тема не ограничивается мотивами любви в прямом смысле слова, а отождествляется с самым широким кругом явлений.

            Сугубо лирические переживания героев раскрываются на фоне широкой исторической панорамы. Любовь человека к своему дому, к своему отечеству, к своему народу - сквозной нитью проходит через творчество всех композиторов - романтиков. Огромное место отводится в музыкальных произведениях малых и больших форм образу природы, тесно и неразрывно переплетающемуся с темой лирической исповеди. Подобно образам любви, образ природы олицетворяет душевное состояние героя, так часто окрашенное чувством дисгармонии с действительностью.

             Вариации на тему русских народных песен издавна были популярны в России, как один из демократичных жанров, пропагандирующих народную песню.  Вариации, созданные на тему песни « Среди долины ровныя» стали излюбленной формой бытования этой песни в широких кругах любителей музыки.  Пять вариаций на тему русской народной песни это пять граней песенного образа, раскрытого глубоко и с большим чувством. В музыке каждой вариации дается образ человека с его чувствами и переживаниями. М.И. Глинка создал много произведений на темы русских народных песен.  Эти вариации являются оригинальным произведениемпроизведениемпроизведениям для фортепиано.

             Подобно русским композиторам  конца  ХVII, начало  ХIХ века М.И. Глинка проявил большой интерес к жанру фортепианных вариаций. В основу  своих вариаций он положил не только русские песни и романсы, но и темы  из опер и музыки других народов(на тему итальянской песни и ирландской). Он углубляет содержание циклов и делает глубже каждую вариацию по содержанию.   Открыв в народной песне источник неистощимой поэзии, Глинка создал подлинно демократическое искусство.

         Вариации – один из приемов композиторской техники, а также форма Текст песни « Среди долины ровныя» был написан в 1811 году А.Ф. Мерзляковым, музыка Кашина. « Какое глубокое чувство, какая неизмеримая тоска в его песнях ! Как живо он сочувствовал в них русскому народу и как верно выразил их в поэтических звуках лирическую строку его жизни». Сам Мерзляков опубликовал это стихотворение в своей книге « Песни и романсы» ( 1830), в дальнейшем оно иногда печаталось под названиями « Одиночество» и « Песня», однако уже в 1819 году в третьей части издания « Новейший и полный всеобщий песенник» « Среди долины ровныя» было напечатано без имени автора, как популярная песня.

        Поначалу песню пели на мелодию Осипа Козловского, первоначально написанную на слова Петра Кабанова ( « Лети к моей любезной»). Позднее приобрела популярность к эпическому колориту музыка Степана Давыдова, в некоторых источниках называется имя Д.Н, Кашина- постоянного соавтора Мерзлякова.

         Наверное, основой для вдохновения всех трех композиторов была народная мелодия, которую Мерзляков при сочинении имел ввиду.            Однажды вечером Алексей  Федорович был особенно грустен, говорил о своем одиночестве. И он экспромтом написал стихотворение. Оно оказалось настолько напевным, что стало песней. Эту песню запела вся Россия.

 Название происходит от латинского слова «вариацио» - изменение, разнообразие.

               Такое произведение состоит из темы и нескольких ее повторений, в каждом из которых тема предстает в измененном виде. Изменения могут касаться разных аспектов музыки — гармонии, мелодии, ритма, тембра и оркестровки (если речь идет о вариациях для оркестра).

          Вариации  -  одна из старейших музыкальных форм, издавна бытующая в народных песнях и танцах. Наиболее изобретательные народные певцы на все лады варьировали мелодию повторяющихся куплетов песни, обогащая ее разнообразными, затейливыми подголосками. Если пение сопровождалось игрой на инструменте, то

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методический анализ вариации " Среди долины ровныя" »


ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ

ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ



Итоговая аттестационная работа


по дополнительной профессиональной образовательной программе


« Реализация дополнительных образовательных программ

в современных условиях»





Методический анализ вариации М.И. Глинки


« Среди долины ровныя»











Выполнил: Новоселова Гульнара Закиевна,

Преподаватель фортепиано МБОУ ДОД

« Ильинская ДШИ»



2015 г.

Романтизм - идейное и художественное движение, возникшее в европейских странах на рубеже 18-го и 19-го веков и получившее отражение в различных областях науки и искусства.

Интерес к народной жизни, национальной культуре, историческому прошлому, увлечение народными сказаниями и песнями, любовь к природе вызвали расцвет народно-бытовой, фантастической, романтико-героической оперы, развитие жанров баллады, песни, танца, программной музыки. Особое внимание к душеному миру, психологии человека влекло за собой развитие музыки (романс-песня, фортепианная миниатюра, усиление начала в симфонии и камерной музыке).

Появляются темы, исполненные глубокого психологизма: тоски, одиночества. Поиски картинности, красочной изобразительности, решение новых задач в области психологической выразительности и воплощения многообразных оттенков эмоционального состояния обусловили огромные новаторские достижения Романтизма в области гармонии, инструментовки, музыкальной формы, вокальной декламации и т.п. Эпоха Романтизма - одна из самых значительных в истории музыки. В русском романтизме основоположником стал М.И. Глинка.

. Самое яркое явление в музыке романтизма, особенно ярко воспринимающееся при сравнении с образной сферой классицизма - господство лирико-психологического начала. Разумеется, отличительная особенность музыкального искусства вообще - преломление любого явления через сферу чувств. Музыка всех эпох подчинена этой закономерности. Но романтики превзошли всех своих предшественников по значению лирического начала в их музыке, по силе и совершенству в передаче глубин внутреннего мира человека, тончайших оттенков настроения

Тема любви занимает в ней господствующее место, ибо именно это душевное состояние наиболее многосторонне и полно отражает все глубины и нюансы человеческой психики. Но в высшей степени характерно, что эта тема не ограничивается мотивами любви в прямом смысле слова, а отождествляется с самым широким кругом явлений.

Сугубо лирические переживания героев раскрываются на фоне широкой исторической панорамы. Любовь человека к своему дому, к своему отечеству, к своему народу - сквозной нитью проходит через творчество всех композиторов - романтиков. Огромное место отводится в музыкальных произведениях малых и больших форм образу природы, тесно и неразрывно переплетающемуся с темой лирической исповеди. Подобно образам любви, образ природы олицетворяет душевное состояние героя, так часто окрашенное чувством дисгармонии с действительностью.

Вариации на тему русских народных песен издавна были популярны в России, как один из демократичных жанров, пропагандирующих народную песню. Вариации, созданные на тему песни « Среди долины ровныя» стали излюбленной формой бытования этой песни в широких кругах любителей музыки. Пять вариаций на тему русской народной песни это пять граней песенного образа, раскрытого глубоко и с большим чувством. В музыке каждой вариации дается образ человека с его чувствами и переживаниями. М.И. Глинка создал много произведений на темы русских народных песен. Эти вариации являются оригинальным произведениемпроизведениемпроизведениям для фортепиано.

Подобно русским композиторам конца ХVII , начало ХIХ века М.И. Глинка проявил большой интерес к жанру фортепианных вариаций. В основу своих вариаций он положил не только русские песни и романсы, но и темы из опер и музыки других народов(на тему итальянской песни и ирландской). Он углубляет содержание циклов и делает глубже каждую вариацию по содержанию. Открыв в народной песне источник неистощимой поэзии, Глинка создал подлинно демократическое искусство.

Вариации – один из приемов композиторской техники, а также форма Текст песни « Среди долины ровныя» был написан в 1811 году А.Ф. Мерзляковым, музыка Кашина. « Какое глубокое чувство, какая неизмеримая тоска в его песнях ! Как живо он сочувствовал в них русскому народу и как верно выразил их в поэтических звуках лирическую строку его жизни». Сам Мерзляков опубликовал это стихотворение в своей книге « Песни и романсы» ( 1830), в дальнейшем оно иногда печаталось под названиями « Одиночество» и « Песня», однако уже в 1819 году в третьей части издания « Новейший и полный всеобщий песенник» « Среди долины ровныя» было напечатано без имени автора, как популярная песня.

Поначалу песню пели на мелодию Осипа Козловского, первоначально написанную на слова Петра Кабанова ( « Лети к моей любезной»). Позднее приобрела популярность к эпическому колориту музыка Степана Давыдова, в некоторых источниках называется имя Д.Н, Кашина- постоянного соавтора Мерзлякова.

Наверное, основой для вдохновения всех трех композиторов была народная мелодия, которую Мерзляков при сочинении имел ввиду. Однажды вечером Алексей Федорович был особенно грустен, говорил о своем одиночестве. И он экспромтом написал стихотворение. Оно оказалось настолько напевным, что стало песней. Эту песню запела вся Россия.

Название происходит от латинского слова «вариацио» - изменение, разнообразие.

Такое произведение состоит из темы и нескольких ее повторений, в каждом из которых тема предстает в измененном виде. Изменения могут касаться разных аспектов музыки — гармонии, мелодии, ритма, тембра и оркестровки (если речь идет о вариациях для оркестра).

Вариации - одна из старейших музыкальных форм, издавна бытующая в народных песнях и танцах. Наиболее изобретательные народные певцы на все лады варьировали мелодию повторяющихся куплетов песни, обогащая ее разнообразными, затейливыми подголосками. Если пение сопровождалось игрой на инструменте, то изменения часто происходили именно в сопровождении.


По сравнению с предшественниками М.И.Глинка очень развил жанр вариаций. Уже в вариациях раннего периода появилось тяготение к ясности, стройности формы. Но наряду с этим чувствовалась интенсивность в развитии вариаций. После 2-3 вариаций нарастает эмоциональное напряжение, которое потом спадает в медленной вариации а потом все приходит к динамичному заключению. Глинка вводит контраст темпов, размера, разнообразие ритма, смену фактурных приемов.

Каждая вариация представляет собой законченную мысль, композитор различными музыкально-выразительными средствами достигает индивидуальности каждой вариации

Вначале композитор задаёт тему. Это очень выразительная мелодия, плавная, певучая. Исполнять её надо глубоким, свободным прикосновением, слушая протяжённость каждого звука, добиваясь хорошего легато.

Необходимо грамотно развивать каждую фразу. Начинать надо легко и нежно, затем доводить мелодическую линию до вершины и затихать в конце фразы. Вместе с тем нужно не упускать из вида целостное развитие темы. Этому поможет осознание кульминации всего раздела. Она приходится на 6-7 такты.


Вариация I

Первая вариация трехголосная, полифоническая. Появление триолей в ритмическом рисунке придают ей некоторое беспокойство и взволнованность. В мелодическом опевании появляются хроматические ходы, которые придают звучанию более острый и напряжённый характер. Особой проработки требует исполнение двух голосов, звучащих одновременно в правой руке. Надо очень хорошо знать мелодию каждого голоса, следить за правильной аппликатурой, замечать и выдерживать длинные звуки, слушать их протяжённость и умело, мягко, осторожно выходить из них, продолжая ведение голоса.

Нужно слушать интервалы по вертикали, которые получаются на фоне выдержанных звуков при движении одного из голосов. При исполнении всей полифонической фактуры нужно слышать движение каждого голоса при приоритетном звучании верхнего и не разрушить целостность всего развития.


Звучит грустная, напевная мелодия, впечатления напряженности и взволнованности усиливают диссонансы, которые появляются в напеве в форме хроматических подголосков. Певучая мелодия обрастает полифонической тканью, хоровым аккордовым сопровождением. Ведущий верхний голос мягок. В нарастании напряженности способствует размер 12/8/ . В темповом отношении вариация звучит в характере основной темы. Полезно поиграть ученику и преподавателю каждому свой голос или разными нюансами,, чтобы послушать один из голосов, сосредоточит внимание. Внимательно следить за пластичностью рук, чтобы не возникли толчки на широких интервалах. Основная трудность- уметь слушать всю партитуру, поставить удобную аппликатуру. По глубине значимости, по смелости языка эта вариация наиболее художественно значима. Педаль не навязчивая, аккуратная , без нагромождений.


Вариация II

Вторая вариация ещё более подвижная. Обозначение темпа con moto- с движением. Интересна она тем, что при исполнении используется перекрещивание рук, тем самым левая и правая рука как бы меняются ролями по ходу исполнения, попеременно выступая то в роли солиста, то в роли аккомпаниатора. Отдельной работы требуют октавы в левой руке в 4 такте. Надо было научиться освобождать кисть и использовать вес всей руки, чтобы октавы зазвучали глубоко и сильно.

В этой вариации усилена роль драматического начала. Очень сильно изменяется основной напев. После лирического повествования постепенным секвенционным развитием достигается динамический накал, растет напряженность, фактура становится более плотной. Темп становится чуть подвижнее, характерна тональная неустойчивость, яркие контрасты-фортиссимо и пианиссимо,острые штрихи и путем диатонической секвенции достигается мажорная кульминация в До мажор. В этой вариации- борьба, протест, жизнеутверждение, вера в справедливость. В левой руке-основная партия, ее нужно сыграть на едином дыхании и подвести к кульминации.

Можно поработать здесь гармонически, собрать все звуки в аккорд, особое внимание на первый палец, на его подвижность. В гаммообразных пассажах добиваться ровности, рука спокойна и минимальное движение пальцевое. В кульминации добиваться более плотного и вязкого звука. При исполнении этой вариации учащийся может столкнуться с некоторыми трудностями технического характера. Особую трудность для исполнителя представляет перекрещивание рук во втором- третьем тактах.

Нужно учить это место таким способом:- мелодию в левой руке играть максимально ярко, сильно, на ff, а сопровождение в правой руке очень тихо, осторожно, лёгкими и цепкими пальцами. Это помогает добиться нужного контраста в совместном звучании мелодии и аккомпанемента. Правая рука должна быть здесь очень эластичной, гибкой и собранной, так как часто приходится чередовать широкие и узкие интервалы.

Нужно научиться красиво и полнозвучно сыграть аккорды арпеджиато в левой руке; точно исполнить пассажи в левой по звукам арпеджио. Аккорды sforzando в конце надо играть ярко, сильно и вместе с тем коротко, хватающим движением упругих и цепких пальцев.

Вариация III

Как продолжение второй вариации выступает третья вариация. Взрыв чувств и эмоций. Третья вариация тревожная, решительная, активная. Обозначение темпа – con fuoco piu vivace, что значит с огнём, более оживлённо. Начинается музыка стремительными пассажами на фоне полнозвучных ярких аккордов арпеджиато. Им отвечает настойчивое движение шестнадцатых в левой руке по звукам доминантового и тонического арпеджио. Затем резко меняется динамика (pp, pianissimo- очень тихо) и фактура изложения музыкального материала.

Появляются лёгкие блестящие пассажи в верхнем регистре, недолгое отклонение в мажор, синкопированное сопровождение. Всё это привносит в музыку элемент танцевальности. Здесь она как бы рисует образы дворянских балов, широко распространённых в то время в России. Переход в основную тональность и усиление звучности до forte, аккорды sforzando (самый яркий акцент стремительное движение.

Яркая динамика, сопоставление крайних регистров, много акцентов- все это представлено в ней. Яркая смена эмоциональных состояний, появляется контрастная динамика и танцевальные и озорные интонации. Появляются ритмические фигурации-триоли и сочетание с шестнадцатыми, что требует четкой артикуляции пальцев. Важна работа над единым темпо- ритмом , хорошая опора на бас. Последние аккорды должны прозвучать четко и независимо.

При исполнении этой вариации учащийся может столкнуться с некоторыми трудностями технического характера.Нужно научиться красиво и полнозвучно сыграть аккорды арпеджиато в левой руке; точно исполнить пассажи в левой по звукам арпеджио. Аккорды sforzando в конце надо играть ярко, сильно и вместе с тем коротко, хватающим движением упругих и цепких пальцев.

Вариация IV

Это выразительный контраст, звучит перед финалом песенная тема в лирическом звучании. Романтика и грусть, музыка напевная, с обилием украшений и красивый пассажей в верхнем регистре, которые напоминают итальянскую музыку, мягкое сопровождение на педали напоминает ноктюрн. Украшения в верхнем регистре играть очень легким пальчиками без нажима, полный покой и любование природой, раздумье о чем –то хорошем и дорогом.

Нужно добивать плавного, певучего, практически вокального интонирования. Здесь появляется полиритмия, что требует большой работы. Вариация изобилует отклонениями по темпу, оттяжки и ускорения нужно делать очень грамотно, переходы должны быть естественными и плавными. Оттяжка темпа уместна там, где идет смена тональности. Кульминация здесь происходит на самом тихом звуке, затаив дыхание. Появление VI ступени вносит светлую эмоциональную окраску. Добиваться широкого мелодического дыхания.

Это лирическая кульминация всего цикла. Медленный темп adagio, проникновенная мелодия, щедро украшенная трелями и хроматическими опеваниями, появление триолей и мягкого штриха portamento, спокойное покачивающееся движение ровных восьмых в аккомпанементе, - всё это рисует грустные, нежные, ностальгические образы, побуждающие к приятным воспоминаниям.

В этой вариации сложности для исполнителя представляют разнообразные ритмические изменения, полиритмия. Нужно поиграть отдельно сопровождение несколько раз, затем мелодическую линию. В длинных ритмических фигурациях выровнять силу пальцев.Пластично переступать с пальца на палец, движением руки, как бы обобщать мелкие быстрые движения пальцев. Стараться вести мелодию вокально, добиваться гибкой фразировки. Надо было научиться плавно и естественно переходить с триолей на дуоли.

. Особой работы потребовало исполнение трелей, украшающих данную вариацию и напоминающих соловьиное пение. Украшения носят импровизационный характер, исполняются легким прикосновением, без нажима.

Вариация V

Финал довольно бравурный и сжатый.Порывистая и стремительная мелодия требует особой ловкости в пианистических приемах. Все развитие движется в ритме быстрого танца, азарт преодоления чего-то, эйфория, радость, волнение. Композитор использовал яркие контрасты, сочетание крупной и мелкой техники, триольный ритм, крайние регистры. Все это придает напряженность и взволнованность в музыке, показан человека с его чувствами и желаниями идти до конца во что-бы это ни стало.В сопровождении появляется синкопированный ритм, что придает музыке особую остроту.

Хорошо и глубоко нужно брать басовые ноты в левой руке, с опорой в инструмент. Арпеджированные короткие пассажи нужно исполнять очень отчетливо с хорошей артикуляцией. Скачки исполнять и отрабатывать отдельно до совершенства. Приближается кульминация- от пианиссимо до фортиссимо, звучит торжественно и ликующе.

Важно держать темпо- ритм, здесь нужно хорошо слышать ритмическую пульсацию в сопровождении. Заключительные аккорды звучат ярко и уверенно.

В заключении хочется сказать, что в работе над этими вариациями нужно мыслить крупными построениями, сочетать контрастные образы. Быстрое переключение с одного вида фактуры на другой, с одних ритмических построений на другие требует от учащегося определенных пианистических навыков и большого усердия в работе над этим произведением и конечно хороший звуковой контроль в полифоническом изложении.

Нужно научиться овладеть разнообразными исполнительскими приёмами, помогающими выразить содержание музыки. Ведь в этом произведении встречаются и технически сложные разделы и различные виды фортепианной техники, и эпизоды кантиленного плана, и элементы полифонические.

Кроме того это довольно масштабное и объёмное произведение, которое потребует от учащегося сопоставить разные разделы формы, понять характер их взаимодействия, выявить кульминации и логически их выстроить. Всё это поможет добиться цельности формы и законченного, выразительного и содержательного исполнения этого произведения.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методический анализ вариации " Среди долины ровныя"

Автор: Новоселова Гульнара Александровна

Дата: 07.10.2015

Номер свидетельства: 237151

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Работа над крупной формой в классе фортепиано (вариации) "
    ["seo_title"] => string(57) "rabota-nad-krupnoi-formoi-v-klassie-fortiepiano-variatsii"
    ["file_id"] => string(6) "219165"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434029161"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства