kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка "Особенности работы концертмейстера с детьми дошкольного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Концертмейстерство, как отдельный вид исполнительства появился во второй половине Х1Х 
века, когда большое количество романтической, камерной, инструментальной и песенно-романсовой лирики потребовало особого умения аккомпанировать солисту. Если обратиться к истории, то можно отметить, что многие десятилетия понятие «концертмейстер» обозначало музыканта, руководившего оркестром, затем группой инструментов  в оркестре.  Специфика работы концертмейстера состоит в том, что ему приходится сотрудничать с представителями разных художественных специальностей, и в этом смысле он должен быть «универсальным» музыкантом. 
Основная цель на занятиях ритмики с дошкольниками – всестороннее развитие ребенка, развитие музыкальности и ритма на занятиях, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств ребенка, средствами музыки и ритмических движений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Особенности работы концертмейстера с детьми дошкольного возраста"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»











ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА С ДЕТЬМИ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.












Разработал: Мухаметшин Тимур Марсович,

концертмейстер











Надым, 2015 год

Содержание


  1. Введение.
  2. Ритмика - как вид музыкальной деятельности дошкольников.

  3. Творческое развитие ребенка, средствами музыки и ритмических движений

на занятиях.


  1. Работа над репертуаром.

  2. Заключение.

  3. Список литературы.









Введение.

Концертмейстерство, как отдельный вид исполнительства появился во второй половине Х1Х

века, когда большое количество романтической, камерной, инструментальной и песенно-романсовой

лирики потребовало особого умения аккомпанировать солисту. Если обратиться к истории, то можно

отметить, что многие десятилетия понятие «концертмейстер» обозначало музыканта, руководившего

оркестром, затем группой инструментов в оркестре. Специфика работы концертмейстера состоит в

том, что ему приходится сотрудничать с представителями разных художественных специальностей, и

в этом смысле он должен быть «универсальным» музыкантом.

В обширном поле деятельности концертмейстера работа в дошкольном учреждении занимает почетное место. Нет задачи благороднее, чем совместно с педагогом-хореографом приобщить ребенка к миру прекрасного, помочь ему выработать навыки хореографических особенностей, развить его общую музыкальность.

В период от 3 до 7 лет дети интенсивно растут и развиваются. У них возрастает потребность в движении. И если эти движения преподносятся им в интересной игровой форме, имитируя животных, птиц, и ко всему этому добавляется музыкальное сопровождение – всё это благоприятно влияет на эмоциональный мир ребёнка.

Через подражание – самый доступный детям способ восприятия любой двигательной деятельности они получают представление о том, как танцевальное движение выражает внутренний мир человека, что красота танца – это совершенство движений и линий человеческого тела, лёгкость, сила, грация. С подражания образу начинается познание ребёнком техники движений и танцевальных упражнений, игр, театрализованной деятельности. Дети с удовольствием инсценируют сюжеты песен, хороводных игр, перевоплощаются в сказочные или реальные персонажи, проявляя при этом фантазию, выдумку, инициативу, используя разнообразную мимику, характерные жесты, действия.

В плане музыкального воспитания концертмейстер имеет возможность научить детей передавать движением различный интонационный смысл (ритмическое, мелодическое, динамическое начало), выделять в музыке главное. Работа концертмейстера заключает в себе и чисто творческую (художественную) и педагогическую деятельность. Педагогическая сторона деятельности отчетливо выявляется в работе с учащимися хореографического класса. Полноценная профессиональная деятельность концертмейстера предполагает наличия у него комплекса психологических качеств личности, таких как большой объем внимания и памяти, высокая работоспособность, мобильность реакции и находчивость в неожиданных ситуациях, выдержка и воля, педагогический такт и чуткость. Специфика работы концертмейстера требует особого универсализма, мобильности.

Анализ деятельности учреждений дополнительного образования по художественному воспитанию дошкольников свидетельствует, что они стали базой достаточно широкой и результативной работы по художественному воспитанию детей средствами хореографии.

Ритмика как вид музыкальной деятельности дошкольников.

Ритмика (музыкально-ритмические движения) - один из видов музыкаль­ной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.

Вместо тер­мина «ритмика» вначале пользовались терминами «ритмические движения», «музыкально-двигательное воспитание», затем «дви­жение под музыку», «музыкальное движение», «музыкально-рит­мические движения». Сейчас в мировой практике музыкального воспитания используется термин «ритмика», поэтому возможно и целесообразно признать его и в дошкольном воспитании.

Перед ритмикой прежде всего мы ставим задачу развития музыкальных способностей, а также пластичности и выразительности движений.

Работая концертмейстером, я стараюсь подробно осветить важные методические аспекты деятельности. Все мы прекрасно знаем, что в классе ритмики с обучающимися работают два педагога – хореограф и музыкант (концертмейстер), поэтому учащиеся получают не только физическое развитие, но и музыкальное.

Успех нашей работы во многом зависит от того, насколько правильно, выразительно и художественно я как концертмейстер исполняю музыку, доношу ее содержание до детей. Ясная фразировка, яркие динамические контрасты помогают детям услышать музыку и отразить ее в танцевальных движениях.

Музыка и танец в своем гармоничном единстве – прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания.

Занятия от начала и до конца строятся на музыкальном материале. Поклоны, при переходе от одних упражнений к другим музыкально оформлены, чтобы учащиеся привыкли организовывать свои движения согласно музыке. Музыкальное оформление занятия прививает осознанное отношение к музыкальному произведению – умению слышать музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике.


Задачи ритмики:

— учить воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности;

— развивать основы музыкальной культуры;

— развивать музыкальные способности (эмоциональная от­зывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма);

— учить определять музыкальные жанры (марш, песня, та­нец), различать про­стейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки, быст­рый, средний и медленный темп, громкая, умеренно громкая и тихая музыка и т. д.);

— формировать красивую осанку, учить выразительным, плас­тичным движениям в игре, танце, хороводе и упражнении;

— развивать творческие способности: учить оценивать собст­венное движение и товарища, придумывать «свой» игровой об­раз, персонаж и «свою» пляску, комбинируя различные элементы упражнений, танцевальных и сюжетно-образных движений.

Музыкальное развитие на занятиях ритмики осуществляется при помощи определенных

методов и приемов. Первоисточником получения знаний является сама музыка – только она пробуждает «музыкальные» чувства человека. В начале идет работа по накоплению опыта слушания

музыки.

Вторым источников получения знаний – является слово педагога и концертмейстера, которое приводит к пониманию и восприятию музыкального образа конкретных музыкальных произведений.

Третьим источником является непосредственно музыкально-танцевальная деятельность самих детей.

Для лучшего восприятия, необходимых знаний, умений, навыков учащимися мы с хореографом вместе используем разнообразные методы и приемы:

- наглядно-слуховой, наглядно-зрительный (слушание музыки во время показа движений педагогом);

- практический (конкретная деятельность в виде систематических упражнений).

Методика обучения состоит в многократном повторении как движения в целом, так и его элементов. Педагог дает необходимые разъяснения, напоминает последовательность действий, свое­временно, доброжелательно оценивает достижения учащихся. Если появляются затруднения, вновь обращаемся к музыке, ее выразительным средствам, наглядному показу дви­жения (с соответствующими пояснениями). На данном этапе мы стремимся к тому, чтобы учащиеся осознанно выполня­ли движения. Для этого я задаю вопросы о характере музыки и движения, предлагаю вкратце пересказать сюжет игры или композиции хоровода и т. д. Эти приемы помогают глубже прочувствовать музыку, запомнить последовательность движений, найти соответствующий образ.

Методика закрепления и совершенствования музыкально-ритмического движения нацелена на работу над его качеством. Напоминая последовательность, используя образные сравнения, отмечая удачное исполнение, мы создаем условия для эмоционального, четкого и уверенного выполнения учащимися музыкаль­но-ритмических движений. Также предлагаем твор­ческие задания, например, внести изменения в знакомую пляску или игру, придумать новую композицию хоровода из разученных элементов танца.

Творческое развитие ребенка

средствами музыки и ритмических движений на уроках хореографии.

В наше социально-ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений играет немаловажную роль в развитии творческой и гармонично-успешной личности ребёнка.

В жизни каждой семьи наступает момент, когда родители задумываются над тем, в какой творческий коллектив отправить ребёнка заниматься и как его развивать. Очень многие выбирают для своего ребёнка занятия танцем. Для малышей, как правило, все начинается с ритмики и ритмических движений. На таких занятиях ребёнок не только научится красиво танцевать, двигаться, держать осанку, но и будет развиваться духовно. Ведь танец – это творчество, танец – это именно тот вид искусства, который поможет ребёнку раскрыться, показать окружающим, как он видит этот мир. Что говорить о том, как важно для девочек и мальчиков понятие «первый танец», ведь они хотят чувствовать себя настоящими принцессами и принцами на балах, как в сказках.

Детские танцы – это изучение основных средств выразительности (движения и позы, пластика и мимика, ритм), которые связаны с эмоциональными впечатлениями маленького человека от окружающего мира. Детский танец начинается с ритмики, где изучение танца начинается с простых движений, зачастую, занятия больше похожи на игру, но в этой игре ребёнок научится тем вещам, которые очень пригодятся ему в жизни.

Основная цель на занятиях ритмики с дошкольниками – всестороннее развитие ребенка, развитие музыкальности и ритма на занятиях, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств ребенка, средствами музыки и ритмических движений.

На занятиях мы (педагог-хореограф и концертмейстер) предоставляем возможность полноценно развивать индивидуальные особенности каждого ребенка, сформировывать хороший эстетический вкус, помогая тем самым приводить в гармонию внутренний мир ребенка.

Я, полагаю, что детство, связанное с занятиями музыкой и танцами, помогают детям выражать радость, переживать горе, расти и развиваться. Оно связывает хореографическое и музыкальное творчество детей с практической деятельностью, сочетающей психологию с различными формами творчества.

Отсутствие развитого эмоционального словаря и разнообразных способов его выражения может создавать в развитии ребенка личностные трудности в самоидентификации, общении с другими, реализации своих способностей.

Подход к каждому ребенку состоит в том, чтобы помочь раскрыть его творческие таланты, научить общаться, выражать себя, чувствовать себя уверенно в жизни, повысить способность адаптации к различным жизненным изменениям.

Танцевальные движения способствуют развитию фантазии детей и способности к импровизации. Занятия танцами помогают наиболее ярко раскрыть характер и индивидуальность ребенка, а также развить такие качества как целеустремленность, организованность и трудолюбие. Благодаря тому, что занятия проходят в группе, дети становятся более раскрепощенными, открытыми и общительными.

Для этого на занятиях я применяю специальные музыкальные игры и музыкально-хореографические этюды, такие как «Автомобили», «Птички», «Оленята», и т.д.



Танцевальные этюды из «Музыкальной ритмики»:



  1. «Петушок» из собрания «Детские потешки»

для детей 4 -летнего возраста

Петушок, петушок

Золотой гребешок.

Маслена головушка

Шёлкова бородушка!

Что ты рано встаёшь

Деткам спать не даешь?


  1. «Тили-тили» из собрания «Детские потешки»

для детей 4 и 5 -летнего возраста

Тили-тили-тили-бом!

Загорелся Кошкин дом.

Кошка выскочила

Глаза выпучила.

Бежит курица с ведром

Заливает Кошкин дом.


3. «Курица-красавица» стихи К. Чуковского

для детей 5-летнего возраста

Курица-красавица у меня жила.

Ах, какая умная курица была!


Шила мне кафтаны, шила сапоги,

Сладкие румяные пекла мне пироги.


А когда управится, сядет у ворот-

Сказочку расскажет, песенку споет.


4. « В магазине игрушек» стихи В. Берестова

для детей 5 и 6 -летнего возраста

Друзей не покупают,

Друзей не продают.

Друзей находят люди,

А также создают.

И только у нас в магазине игрушек,

Огромнейший выбор

Друзей и подружек!

5. «Новогодняя» стихи К. Чуковского

для детей 6-летнего возраста

Были бы у ёлочки ножки,

Побежала бы она по дорожке.

Заплясала бы она вместе снами,

Застучала бы она каблучками.


Закружились бы на елочке игрушки-

Разноцветные фонарики, хлопушки.

Завертелись бы на елочке флаги

Из пунцовой и серебряной бумаги


Потому что у ворот

Постучался Новый Год!

Новый, новый, молодой

С золотою бородой!


На занятиях мы используем наглядный материал, репродукции знаменитых художников (о балете и музыке), и музыка в записи (фонограммы). С помощью музыкальных и творческих игр и слушания музыки, теоретический материал преподносится легко и с интересом воспринимается детьми. Также используем упражнения для развития дыхания, хорошей артикуляции и дикции, которые имеют также оздоровительный эффект и способствуют развитию дыхательного аппарата, что имеет огромное значение в хореографическом и музыкальном творчестве.

Чтобы изучить основы ритмики, усвоить все элементы программы, мы чередуем упражнения разной степени трудности, варьирует построение уроков и работает с учениками индивидуально. Добиваемся усвоения навыков танцевального искусства и основных элементов теории музыки, стараемся показать и раскрыть красоту искусства, научить детей любить и понимать музыку в сочетании с танцем.

Начиная заниматься танцами в детском возрасте, можно предотвратить возникновение негативных установок, изменить образ мыслей, улучшить отношение к окружающим. Таким образом, танец является чем-то большим, чем просто движения под музыку. Это способ работы над собой, помогающий добиваться успехов в любой сфере деятельности. Он воспитывает те способности, которые управляют взаимодействием духа и тела и помогают проявлять вовне то, что находится внутри нас. Занятия танцами дарят ребенку радость движения, общения, обогащают его внутренний мир и помогают познать себя.

Таким образом, с первых лет жизни ребенка просто необходимо начинать воспитание с развития хореографического творчества и чувства музыки в нем, что в свою очередь способствует всестороннему развитию ребенка, его ритмических движений и более успешной работе мозга, а сам процесс занятий ритмикой приносит детям истинную радость и способность к самовыражению в творчестве.

Работа над репертуаром.

Подбору репертуара по хореографии я придаю важное значение, так как именно от того, на каком практическом материале обучаются дети, во многом зависит, будут ли выполнены цель и задачи, поставленные перед ритмикой.

В музыкально-ритмического воспитании наблюдается несколько тенденций отбора музыкальных произведений для игр, танцев, плясок, хороводов и упраж­нений. При отборе репертуара должны учитываться возможности детей и навыки, которые необходимо развить.

Основными принципами отбора репертуара по хореографии для меня являются следующие:

  • художественность музыкальных произведений, яркость, динамичность их образов;

  • моторный характер музыкального сочинения, побуждающий к движениям («дансантность»);

  • разнообразие тематики, жанров, характера музыкальных произведений на примерах народной, классической и современной музыки;

  • соответствие движений характеру, образам музыки;

  • разнообразие движений (танцевальные, сюжетно-образные, физические упражнения).

Репертуар я стараюсь подбирать в зависимости от конкретных условий. Это уровень общего, музыкального и физического развития детей, материально-техническая база, наполняемость группы и т. д.

Но, кроме этого, я стараюсь помнить о развитии каждого ребенка, а поэтому с большим вниманием подбираю практический материал, учитывая к тому же и последовательность усложнения музыкально-образного содержания музыки, ее выразительные средства. Так как каждое музыкальное сочинение включает сочетание всех средств, я систематизирую репертуар на основе того доминирующего средства, на которое композитор возложил особо яркую выразительную роль. Например, усложнение по динамике дети легче вос­принимают и воспроизводят в движениях в следующей последовательности: внезапные изменения форте - пиано, усиление и ослабление звучности, внезапные акценты.

Заключение.

Работа концертмейстера заключает в себе чисто творческую художественную деятельность. Мастерство концертмейстера глубоко специфично. Оно требует от него не только огромного артистизма, но и разносторонних музыкально-исполнительских дарований, владения ансамблевой техникой, знания основ певческого искусства, особенностей игры на различных инструментах, также отличного музыкального слуха, специальных музыкальных навыков по чтению и транспонированию различных партитур.

Деятельность концертмейстера требует применения многосторонних знаний и умений по курсам гармонии, сольфеджио, полифонии, истории музыки, анализа музыкальных произведений, вокальной и хоровой литературы, педагогики – в их взаимосвязях.

Для педагога по хореографии - концертмейстер – правая рука и первый помощник, музыкальный единомышленник. Право на такую роль может иметь далеко не каждый концертмейстер – оно завоевывается авторитетом солидных знаний, постоянной творческой собранностью, настойчивостью, ответственностью в достижении нужных художественных результатов при совместной работе с солистами, в собственном музыкальном совершенствовании.

Я пришёл к выводу, что работа концертмейстера способствует более быстрому развитию активности детей дошкольного возраста, чувства ритма, координации, музыкального восприятия и понимания изучаемого материала.

Педагог-хореограф и концертмейстер на занятиях стараются пробудить пытливость и любознательность, тем самым, давая толчок для развития творческой активности в детях.

Учит внимательней вслушиваться, всматриваться в окружающий мир, с тем, чтобы передать свои наблюдения в музыке и пластике движений. Придумываю совместно с детьми способы воплощения и передачи увиденного и даю возможность для самовыражения детей, раскрытия их творческого потенциала, их возможностей и реализации их желаний. обучающиеся получают творческие задания, содержание которых варьируется.

Специфика работы концертмейстера требует от него особого универсализма, мобильности и умения. Концертмейстер должен питать особую, бескорыстную любовь к своей специальности, которая (за редким исключением) не приносит внешнего успеха – аплодисментов, цветов, почестей и званий. Он всегда остается «в тени», его работа растворяется в общем труде всего коллектива.

Список литературы.


1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991г.

2.Красовская В. М.» О классическом танце» в кн. Н. Базарова, В. Мей Азбука классического танца. Л., 1983г.

3. Метлов Н. А. Музыка – детям. М., «Просвещение». 1985г.

4.Пономарев А. Я. Психология творения. М., 1999г.

5.Радынова О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников. М., «Просвещение». 1994г.

6. Способности ваших детей. Сост. Линькова Н. П., Шумилин Е. А. М., «Просвещение». 1969г.

7. Пуртова Т. В., Беликова А. Н., Кветная О. В. Учите детей танцевать. М., «Владос». 2003г.

8. Филатов С. В. От образности слова – к выразительному движению. М.,1993г.

9. Чудновский В. Э. Воспитание способностей и формирование личности. М., «Знание». 1986г.

10. Н.Тарасов. «Классический танец» – 2001. - № 2. – С. 38-40..

11.Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. – М.: Музыка, 1961.

12. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. «Учите детей танцевать». М.: Музыка, 1961. – 10 с.

10




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Мухаметшин Тимур Марсович

Дата: 25.04.2016

Номер свидетельства: 322290


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства