Методическая идея: "Использование информационно - коммуникационных технологий в работе музыкального руководителя в ДОУ"
Методическая идея: "Использование информационно - коммуникационных технологий в работе музыкального руководителя в ДОУ"
В данной методической идее представлена актуальность использования ИКТ в работе музыкального руководителя. А также представлены: цель, задачи, методы и приемы работы с использованием ИКТ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая идея: "Использование информационно - коммуникационных технологий в работе музыкального руководителя в ДОУ"»
Использование информационно - коммуникационных
технологий в работе музыкального руководителя в ДОУ.
Морозова Ирина Викторовна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Москаленского муниципального района Омской области детский сад "Светлячок".
Развитиесовременногообществанеразрывносвязанос научно- техническим прогрессом.Информационно-коммуникативные технологиипрочно входят вовсе сферы жизни человека.Соответственно и система образованияпредъявляетновые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения.Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путеймодернизации системы образования.
Актуальность использования информационных технологий обусловленасоциальной потребностью в повышении качества обучения и воспитания детей дошкольного возраста.Современный детский сад не должен отставать оттребований времени. Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в ДОУ, убедительно доказывают,что информационные технологии занимают особую роль в развитии интеллекта и в целом личности ребенка ( исследования Новоселовой С.Л., Пашелите И., Петку Г.П.,Хантер Б. и др.) С 2015 года наш детский сад является площадкой ИНКО. Учитывая новые требования в системе образования каждый педагог должен идти в ногу современем, применяя новые методы и технологии. Осознав, что информатизация общества ведет за собой информатизацию образования, я поняла что освоение ИКТ жизненная необходимость для каждого педагога дошкольного образования ,в том числе и музыкального руководителя. Педагог- музыкант должен стать для ребенка проводником в мир новых технологий музыкального образования, так как наша главная задача-формирование художественного вкуса, развития творческого потенциала ребенка и гармоничного развития личности в целом.Поэтому считаю, что очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с увлечением и интересом занимался на музыкальном занятии. Помочь музыкальному руководителю в решении этой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Применение компьютерной техники позволяет сделать музыкальное занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов. Использование ИКТ делают обучение ярким, запоминающимся, интересным для ребят любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение. Информационно-коммуникационные технологии дают толчок к развитию новых форм и содержанию традиционных видов детской деятельности, открывают все новые и новые возможности в музыкальных видах деятельности, развлечениях, праздниках, индивидуальной работе. Все выше перечисленное позволяет органично включать ИКТ в музыкальные занятия.
Цель методической идеи:
с помощью средств ИКТ, приобщать детей к различным видам музыкальной деятельности, активизируя процесс формирования музыкальных способностей, развивать умственную и эмоциональную сферу ребёнка, воспитывать музыкальный вкус и кругозор дошкольников.
Организация музыкальной деятельности с применением информационно-коммуникационных технологий в сочетании с традиционными методами обучения улучшает результат образования, и помогает решить определенные задачи: сделать материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные; существенно расширить понятийный ряд музыкальных тем, делая их доступными и понятными детям; обогатить методические возможности организации совместной деятельности педагога и детей, придать ей современный уровень с учетом ФГОС; активизировать творческий потенциал ребёнка, способствовать воспитанию интереса к музыкальной культуре; развить интегративные качества дошкольника.
Музыкальная деятельность с использованием ИКТ базируется на следующих обще-дидактическихпринципах обучения: принцип сознательности и активности; принцип связи обучения с практикой; принцип системности и последовательности; принцип доступности; принцип наглядности; принцип развивающего и воспитывающего характера обучения; принцип полноты и целостности.
Какие же функции выполняет компьютер (ноутбук) в педагогической деятельности музыкального руководителя:
1.Компьютерные технологии являются источником учебной и музыкальной информации.
2.Помогает создать дидактический материал, картотеки.
3.Позволяет создавать наглядные пособия, как демонстрационный материал, так и раздаточный.
4.Оформлять документацию.
5.Работать с музыкальными файлами, создавать фонотеки.
6.Помогает обобщать и распространять опыт работы.
7.Является незаменимым и единственным вариантом создания презентаций и видеофильмов.
Всё это помогает разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой более яркой, интересной.
Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности в детском саду: слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений, музыкально-дидактических игр.
Икт средства включаются во все виды музыкальной деятельности.
В разделе «Слушание музыки» используются презентации, видеоматериалы, аудиозапись, наглядный материал в соответствии с комплексно-тематическим планированием.
Мультимедиа - презентации позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал. Презентации незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность, разнообразят впечатления детей. Мультимедиа- презентации очень гармонично вписываются в праздник, как часть утренника. А зачастую, презентации являются оформлением действия сцен спектакля или праздника. Материал используется доступный для ребёнка.
Мультимедиа - презентации разрабатываются с учётом принципов комплектности, вариативности, преемственности дошкольного и начального общего образования, обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. Мультимедиа- пособия эффективно используются в практической деятельности. Пособия носят вспомогательный характер и являются дополнением к традиционным наглядным методам и средствам обучения в разделе «Слушание».
Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид деятельности тоже предполагает использование информационно-коммуникационных технологий. Так, условием хорошей дикции, выразительного пения является понимание смысла слов, музыкального образа песни, поэтому в этом виде деятельности используются электронные иллюстрации и презентации к различным песням, требующим пояснения к тексту. Мною созданы игры - презентации по развитию певческих навыков: чувства ритма, музыкального слуха, ладового чувства и тембровой окраски звука. Это различные музыкально-дидактические игры, различные аудиозаписи, презентации . Результатом работы по развитию певческих навыков с применение ИКТ является устойчивая положительная динамика при диагностике на начало и конец учебного года.
При выполнении музыкально-ритмических упражнений различных танцев помогает детям точно выполнять указания педагога, выразительно исполнять движения. Качественному исполнению танцевальных композиций способствует просмотр специально созданных видеороликов.
Музыкально-дидактические игровые пособия с аудио приложениями предназначены для организации самостоятельной и совместной деятельности детей, направлены на накопление опыта восприятия музыки, формирование представлений о музыкальных звуках и их свойствах, развитие музыкального слуха у детей, ориентированы на стимулирование самостоятельного познания, творческого процесса, инициативы, свободы выбора, развитие коммуникативных качеств. Используются в индивидуальной работе для закрепления полученных знаний .
Формы, методы и приёмы, используемые в работе.
Основная форма работы – подгрупповая и индивидуальная, в сочетании с наблюдением, решением проблемных ситуаций, рассматриванием картинок, просмотром фильмов, познавательными беседами («Жанры музыки», «Великие композиторы», «У музыки есть настроение», подвижными и дидактическими играми «Музыкальный светофор», «Концерт по телевизору», «Волшебная карусель» и др.)Так же в своей работе использую ИКТ при подготовке и проведении развлечений и тематических дней, в музыкальных инсценировках при подготовке утренников. Систематически использую авторские видеоролики по слушанию музыки: «Времена года», «Животные в музыке», и др.
Основной метод – метод проблемного изложения материала, который ориентирует на осознанное усвоение знаний, развивает определённый тип мышления.
Форма работы с родителями: родительские собрания с использованием ИКТ; совместное проведение досугов, развлечений, праздников; проведение мастер – классов, тренингов; дни открытых дверей; анкетирование; индивидуальные и групповые консультации.
Благодаря использованию современных информационно-коммуникационных технологий в непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Музыка» воспитанник из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса, занятие становится более ярким, насыщенным и интересным.
Использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открывает новые возможности музыкального образования не только для ребёнка, но и для музыкального руководителя.
Библиографический список:
1.Петелина Н.В. «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки в начальной школе.
2.Афанасьева О.В. «Использование ИКТ в образовательном процессе»
3.Круглова Л. «Информационные технологии как часть культурно- информационной среды детей дошкольного возраста».