kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка "Вопросы начального обучения игре на баяне"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В своей работе я рассмотрела некоторые вопросы начального обучения на баяне: рассказ об инструменте,посадка,положение рук.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Вопросы начального обучения игре на баяне"»



Методическая разработка Теселкиной Л.Д.


«Вопросы начального обучения игре на баяне»



План

1.Вступление (Рассказ об инструменте).

2.Посадка исполнителя.

3.Положение правой руки.

4.Положение левой руки.

5.Заключение.


Многообразие музыкальных инструментов, которыми в наши дни пользуется человечество – необычайно широко. История создания каждого инструмента очень интересна. Такие инструменты как аккордеон, баян отличаются друг от друга формой, размерами, конструкцией, но все они – ГАРМОНИКИ.

Гармоника появилась в России более ста лет назад и по достоинству была оценена русским народом.

В один из июльских дней 1830 года Тульский оружейник Иван Сизов, будучи на нижегородской ярмарке, услышал звуки невиданного инструмента (это была гармоника). Восхищенный мастер сторговал у заморского купца «Диковинную штуку», не пожалев за неё сорока рублей. Привезя домой – в Чулкову слободу на окраине Тулы – драгоценную покупку, Сизов решил попробовать сделать такую же. Изготовить все детали незатейливой игрушки, какой тогда была гармоника, для мастерового не составляло особого труда. Так возникла первая тульская гармоника. В Туле нашлись люди, которые сразу же изготовили вначале для себя, а затем и для своих знакомых, подобные инструменты. Спрос на гармоники возрастал. Одновременно с увеличением спроса и развитием производства расширяется и распространение тульских гармоник. Их можно встретить уже и в Нижегородской, Тверской, Ярославской губернии. Появляются первые исполнители на гармониках перед публикой. Но примитивная конструкция не позволяла гармонике стать инструментом для музыкального исполнения, а больше являлась для массовой забавы. Гармоника становится незаменимой на народных гуляниях и праздниках. Устраивалось что-то вроде народных конкурсов – кто лучше сыграет или споет под её аккомпанемент.

В это время в Туле родился и рос Коленька Белобородов. С ранних лет мальчик увлекался игрой на гармонике. Эта игрушка покорила его… Увлечение было настолько сильным, что за игрой мальчик забывал обо всем на свете. Шли годы, уже повзрослевший Николай Иванович все свое свободное время посвящал игре на инструменте. В его доме часто собирались друзья, которые пробовали играть вместе, но эти попытки были малоуспешны. Вот тогда Николай Иванович и задумался над реконструкцией гармоники. После долгих поисков главному тульскому гармонных дел мастеру Чулкову был дан заказ и в 1870 году по чертежам он изготовил новый инструмент, который получил название – БАЯН – в честь легендарного певца-сказителя. Теперь инструмент стал более профессиональным и пригодным для сцены.

Баян постоянно совершенствуется, улучшаются его качества, возможности. Он постепенно приобретает статус концертного солирующего инструмента. Обучение игре на баяне можно начинать с дошкольного возраста. Для этого необходимо подобрать соответствующего размера баян. Он должен быть сравнительно лёгким, малогабаритным, чтобы ребёнок не испытывал перегрузок. От правильной посадки, постановки баяна и рук зависит свобода движений кисти и пальцев. Для обучения детей школьного возраста можно пользоваться баяном типа «Этюд».

Начальная стадия обучения игре на баяне является наиболее важной и ответственной: в этот период закладывается основной фундамент знаний и навыков учащегося. И роль педагога на начальном этапе обучения исключительна велика. Уже на первых уроках он должен ясно и доходчиво объяснять и показать учащемуся то, что составляет основу игры на баяне: посадку, постановку инструмента, постановку рук и пальцев, аппликатурную систему, технику ведения меха, приемы звукоизвлечения. От правильной посадки, постановки баяна и рук зависит свобода движений кисти и пальцев. С этой целью необходимо подогнать под рост ученика стул, ремни баяна.


Посадка исполнителя


Учащийся садится на переднюю часть сидения стула, несколько наклоняясь к инструменту. Это посадка сохраняется при исполнении. Чтобы положение корпуса было правильным, сидение стула должно быть немного ниже коленей играющего. Ноги при игре на баяне несколько расставлены. Учащийся должен сидеть ровно, не стучать по полу ногой и не заглядывать на клавиатуру во время игры (последнее усложняет процесс разучивания пьесы, лучше научить ученика смотреть в ноты и играть, слушая себя). В посадке баяниста очень важна внешняя эстетическая сторона. Оптимальной посадкой считается посадка с небольшим поворотом влево. При этом лучше слышна ведущая голосовая часть баяна, мягче воспринимается звучание извлекаемых на левой стороне басов и аккордов. При игре гриф правой стороны баяна упирается углом в правое бедро. Такая постановка инструмента позволяет исполнителю делать достаточный размах мехов и, играя не отклоняться влево. Наплечные ремни баяна подгоняются соразмерно корпусу играющего, левый несколько короче, чем правый. Надо следить за тем, чтобы баян нижней своей частью стоял на бедрах баяниста (игра сидя), а не только на ремнях. Два больших наплечных ремня правой стороны баяна дают возможность играть всеми пятью пальцами правой руки. Плечи при игре поднимать не следует. Иногда при разжиме меха баян перемещается влево, а при сжиме – вправо. В этом сказывается недостатки посадки играющего и постановки инструмента. Следует обратить внимание на то, чтобы сокращая мех, учащийся делал нажим левой рукой сверху вниз, сжимая левую часть корпуса инструмента по направлению к правому бедру. Разжимая мех, не следует низко ставить левую ногу, чтобы баян не находился в неудобном положении для игры.


Положение правой руки


Кисть правой руки свободно становится на клавиатуру. Все пять пальцев находятся в полусогнутом состоянии, почти параллельно друг другу. Локоть немного отделен от корпуса играющего и выдвинут несколько вперед. Правая рука и запястье сковывает, перенапрягает мышцы, рука быстро устает, снижаются технические возможности баяниста. Также вреден прогиб кисти к клавиатуре. Кисть должна находиться в среднем положении, между крайними точками ее размаха вперед-назад-вниз-вверх. При игре пальцы и кисть высоко поднимать не рекомендуется. Большой палец правой руки иногда ставится на ребро грифа, чтобы создать дополнительную опору для кисти. Опора на большой палец может быть только кратковременной, иначе передвижение руки по грифу заметно ограничивается. Большой палец при таком положении как бы становится осью, вокруг которой вращаются пальцы в направлении вверх-вниз. Этот прием применяется при исполнении следующих один за другим аккордов. Переносить его на другие положения игры не следует, т.к. это ограничивает технические возможности исполнителя. Если во время игры используется четырехпальцевая аппликатура, правая рука в отдельные моменты как бы «отдыхает» на большом пальце. Баянисты привыкают к этому и при переходе к игре по пятипальцевой системе не могут устойчиво владеть кистью. Поэтому целесообразно учиться играть сразу пятью пальцами. Баянист должен хорошо представлять себе расположение клавиш и расстояние между ними. Надо разнообразить и чередовать участие в игре пальцев, кисти и всей руки


Положение левой руки


Левая рука просовывается под малый ремень с левой внешней стороны корпуса баяна с таким расчетом, чтобы пальцы находились в полусогнутом состоянии над клавиатурой. Не рекомендуется располагать пальцы под острым углом к клавиатуре и ставить их перпендикулярно, т.к. из-за этого приходится делать больше лишних движений. Ладонь левой руки располагается на крышке корпуса баяна и опирается на эту крышку. При разжиме меха запястье в предплечевой части упирается в ремень, но кисть не отводится от крышки. Предплечье, в свою очередь, упирается в задний край крышки. Большой палец левой руки находится на внешней боковой решетке только при игре в малом диапазоне. Как правило, большой палец выходит на ребро левой крышки – выдвигается вперед вместе с другими пальцами левой руки (при маленькой кисти, скачках, сложных положениях). Здесь надо следить, чтобы большой палец не прижимался к указательному, но и не отводился бы слишком далеко. Пальцы на левой клавиатуре свободно лежат на кнопках и высоко не поднимаются.

Заключение

Вопросы начального обучения привлекают всё большее внимание преподавателей-баянистов. В последнее время исполнительство на баяне неуклонно развивается в направлении высокого профессионализма. Начальное обучение приобретает особую роль и не может сводиться лишь к изучению устройства инструмента, нотной грамоте, к умению примитивно воспроизводить нотный текст.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка "Вопросы начального обучения игре на баяне"

Автор: Теселкина Людмила Дмитриевна

Дата: 11.11.2017

Номер свидетельства: 438253


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства