kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методы развития вокально-технических навыков в классе эстрадного вокала

Нажмите, чтобы узнать подробности

Под развитием детского голоса понимается качественные и количественные изменения состояния голосового аппарата и формирование вокальных навыков: певческого дыхания, звукообразования, артикуляции. Слуховых навыков и навыков эмоционально- выразительного исполнения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методы развития вокально-технических навыков в классе эстрадного вокала»

МБУ ДО «Центр «Оберег»





Методическая разработка на тему: «Методы развития вокально-технических навыков в классе эстрадного вокала»


























Подготовила: педагог ДО

Тарасова И.В.















Содержание:

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава 1. Развитие вокально-технических навыков………………………………4

1.1.Основы певческого дыхания………………………………………….................8
1.2. Формирование звукообразования…………………………………….............13

1.3. Развитие артикуляции и дикции……………………………………….............18

1.4. Вокально-интонационные навыки…………………………………….............22

1.5. Работа над эмоционально-выразительной стороной исполнения….24
Глава 2. Гигиена и режим голоса…………………………………………………..........27

Заключение…………………………………………………………………………30

Список литературы………………………………………………………………..31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Введение.

Обучение детей пению - процесс, требующий от педагога высокой профессиональной квалификации: глубоких знаний законов голосообразования и развития детского голоса, выработанной системы (методики) занятий - многократно апробированной и подтвержденной убедительными качественными результатами.

Работа с детским голосом накладывает на педагога особую ответственность, т.к. он имеет дело с еще неокрепшим организмом, хрупким и нежным голосовым аппаратом ребенка. Педагогу необходимо учитывать, что в силу физиологических причин (роста детского организма в целом), голос ребенка будет изменяться по диапазону, силе и тембру.

«Воспитывать» голос, значит, выявлять все лучшие его свойства, данный голосу определенного человека, прививая навыки до тех пор, пока голос не приобретет необходимые профессиональные качества и тембровые краски.
Вокальное пение-это психофизиологический процесс, связанный с различным эмоциональным состоянием ребенка. Оно оказывает глубокое воздействие на эмоциональную сферу и умственное развитие ребенка, совершенствует его основные психологические функции. Таким образом, обучению эстрадному пению детей является главным средством их воспитания и развития.

Под развитием детского голоса понимается качественные и
количественные изменения состояния голосового аппарата и формирование вокальных навыков: певческого дыхания, звукообразования, артикуляции, слуховых навыков и навыков эмоционально-выразительного исполнения.

В методической разработке рассматриваются способы развития основных вокально-технических навыков и становление их, а также развитие вокального певческого голоса и его выразительности.

На занятиях и репетициях должна быть системность и последовательность - это чрезвычайно важный момент, от которого зависит результат выработки рефлексов.

Навык правильного звукоизвлечения автоматизируются в процессе
многократных, целеустремленных тренировочных занятий, а при отсутствии систематики - они утрачиваются. Всякого рода технические приемы без точного указания, как именно их выполнять, как, например: «дышите правильно», «направляйте звук в маску» и т.д., нарушают автоматизацию регулирование процесса голосообразования и ведут на практике к ухудшению голоса. Вот почему задача педагога заключается в том, чтобы, вмешиваясь косвенным путем в «голосовую стихию», вырабатывать технику голосообразования не по частям, а в целом - именно: дыхание, касания звука, освобождение фонационных путей от мышечных зажимов. Все это будет подготовительным этапом в воспитании навыков и обработке механизмов голосообразования.
Подготовительный этап самый ответственный. Он закладывает фундамент.

В процессе обучения эстрадному вокалу учащиеся не только приобретают знания о певческом голосообразовании. Но у них формируются, совершенствуются вокально-технические, художественные навыки. Кроме того, развиваются исполнительские задатки, музыкально-эстетический вкус, умственные способности: память, наблюдательность, мышление, воображение, речь, нравственные чувства, воля. Таким образом, в процессе вокального обучения происходит становление личности учащегося. Личность каждого ученика сугубо индивидуальна! Педагог, влияя на функции голосового аппарата, прививает профессиональные навыки, свойственные данной индивидуальности.

Вокально-техническая и художественная работа с первых шагов
обучения должна вестись в единстве.

Наглядный метод на уроках вокала теснейшим образом сочетается с репродуктивным, который состоит в воспроизведении и повторении учащимся певческого звука и способность работы голосового аппарата в соответствии с объяснением и показом педагога. Такое воспроизведение и повторение нужно, например, на совершенствовании выполняемых действий при помощи учебного материала: системы упражнений и вокальных произведений, в результате у обучающегося формируются и развиваются вокальные навыки.

 

 

Глава1. Развитие вокально-технических навыков.

Обучение детей пению предполагает систематическое вокальное воспитание, включающее овладение вокально – техническими навыками.

Работа по развитию вокально – технических навыков представляет собой неотъемлемую часть всей работы с учеником. Овладеть вокальными навыками возможно только при условии систематического вокального воспитания на индивидуальных уроках.

Развитие вокально-технических навыков связано с важным вопросом гигиены и режима голоса. От того, как будет развиваться голос ребенка и, особенно от режима занятий, зависит качество голоса. Направленность работы на создание таких установок - один из главных моментов в организации всего учебного процесса.

В основе обучения пению лежит правильная вокально-техническая культура исполнения.

Под содержанием обучения пению мы понимаем систему основных специфических знаний и навыков - соблюдение правил в пении:

- затактный звук исполняется легко и тихо;

- в музыкальной фразе должна быть одна основная вершина, выделенная при помощи динамики и акцентирования;

- звук на конце музыкальной фразы требует сохранения активности пения (даже при diminuendo) до конца его длительности;

- при выдерживании длинной ноты необходимо ощущать и внутренне подчеркивать начало новой доли, заключенной в ней;

- при пении четверти с точкой, как бы оттолкнувшись от точки, исполнять следующую за ней короткую ноту легче, тише, но, не теряя активности;

- чем быстрее темп, тем легче, тише и активнее должен быть звук;

- при движении мелодии вверх или восходящих сначала нижний звук необходимо обличать за счет динамики и атаки звука;

- нельзя сливать два гласных звука, стоящих на стыке слов;

- недопустимо брать дыхание посреди слова (если оно не цепное);

- при использовании цепного дыхания после его возобновления отдельными певцами вливаться в общее звучание незаметно, без толчка;

- нельзя отделять дыханием подлежащие от сказуемого;

- вдох по объему и скорости производить в характере песни и др.
Развитие певческого голоса детей тесно связано с формированием определенных навыков, лежащих в основе слухового восприятия, умственных операций и вокального воспроизведения.

Навыки - это действия, отдельные компоненты которых в результате повторения стали автоматизированными.

По данным А.В. Запорожца, А.А. Люблянской, А.В. Петровского, выделяются три основных этапа формирования навыка:

1) аналитический - овладения элементами действия;

2) синтетический - образование целостной структуры действия;

3) автоматизация - закрепление и совершенствование целостной структуры. Разграничение певческих навыков и свойств певческого голоса.
Первые выступают как причина, вторые как следствие.

Основные свойства певческого голоса:

1) звуковысотный диапазон;

2) динамический диапазон на различной высоте голоса;

3) тембр: богатство обертонами, качество вибрато, вокальная позиция, полётность и звонкость, плавность регистровых переходов, ровность на
различных гласных, степень напряженности;

4) качество дикции: разборчивость, осмысленность, грамотность;

Основные слуховые навыки:

- слуховое внимание и самоконтроль;

- вокально-слуховые представления певческого звука и способов его
образования.

Навык выразительности достигается за счет:

- мимики, выражение глаз, жестов и движений;

- богатство тембровых красок голоса;

- динамических оттенков, отточенности фразировки;

- чистоты интонации;

- разборчивости и осмысленности дикции;

- темпа, пауз и цезур, имеющих синтаксическое значение.
Формирование вокальных навыков единый педагогический процесс.

1.Опыт творческой деятельности учащегося.

Он призван обеспечить готовность учащихся к самостоятельному поиску
решения новых проблем, предполагает формирование творческого мышления, которое проявляется в любом виде деятельности человека, а также зависит от
способов обучения.

2.Опыт эмоционально-волевых отношений.

Эмоционально-волевая воспитанность человека отражается в
эмоционально-оценочном отношении его к миру, к собственной деятельности.
Вокальное искусство наиболее действенно влияет на развитие эмоциональной
сферы. Положительная направленность в процессе обучению пения является
условием усвоения знаний и навыков.

Работа над певческими навыками есть тот стержень, вокруг которого
разворачиваются все остальные элементы учебной работы.

К основным вокально-техническим навыкам относятся:

1.Певческое дыхание;

2.Звукообразование;

3.Артикуляция;
4.Слуховые навыки;

5.Навыки эмоциональной выразительности исполнения.

1.1. Укрепление певческого дыхания.

Каждый исполнитель должен усвоить, что дыхательный аппарат состоит из следующих органов: трахея, бронхи, легкие, диафрагма.

Певческое дыхание во многом отличается от обычного дыхания. В повседневной жизни человек дышит непроизвольно, при пении же, дыхание полностью подчиняется воле поющего. Певческое дыхание обладает большей продолжительностью и объемом. Выдох, во время которого происходит фонация, значительно удлиняется, а вдох укорачивается, в то же время, требуя активной работы мышц, поднимающих ребра и расширяющих грудную клетку, приводя в рабочее состояние диафрагму.

По скорости и объему вдох соответствует темпу, характеру, протяженности музыкальной фразы, которую предстоит исполнить. Выдох при пении должен быть плавный, равномерный, без толчков, а звук при этом ровный и упругий.

Задача педагога - научить детей удерживать дыхание, экономно расходовать его для обеспечения длительного и плавного звучания голоса. Дыхание нужно подавать ровно, следить за тем, чтобы звучание голоса поддерживалось хорошим, ровным дыханием без напряжения и толчков. При этом следует избегать «перебора» дыхания.

Звукообразующий аппарат составляют гортань и голосовые связки.

В звукоусиливающий аппарат входят: грудной резонатор (трахея, бронхи) и головной резонатор (глотка, полости рта, носа и головы).

Звуковыводящий (артикуляционный) аппарат составляют: нижняя челюсть, рот, губы, щеки и язык.

Педагог должен проводить занятия активно и сосредоточенно, непременно анализируя каждый этап обучения, заострять внимание ученика даже на небольших удачах, закреплять навыки правильного пения и, конечно же, исправлять ошибки, добиваясь от ребенка осознанного выполнения требований.

Для правильной работы голосового аппарата очень важно соблюдение следующих правил певческой установки:

- постоянно контролировать и поддерживать твердую опору на обе ноги,

- ощущать внешнюю и внутреннюю подтянутость,

- поддерживать хороший тонус организма.

Исполнители должны твердо усвоить, что расслабленное состояние корпуса, сгорбленная спина являются причиной тусклого, вялого звучания, поскольку при этом звук снимается с опоры, теряется яркость тембра, и, главное, интонация становится неустойчивой.

При пении сидя ребенок держат спину прямо, плечи развернуты, руки лежат на коленях, ноги стоят на полной ступне. Поза поющего должна быть непринужденной, удобной, но не расслабленной. Сидеть, положив ногу на ногу недопустимо: такая поза придает певцу небрежный вид, не дает возможности правильно функционировать голосовому аппарату, затрудняет работу органов дыхания; голос быстро устает, посыл звука становится вялым, страдает интонация.

Правильная певческая установка предопределяет успешное овладение навыками певческого дыхания, являющегося основой для воспитания певческого голоса.

Дыхание - энергетический источник голоса, фундамент, основа в пении.
Начиная с младшей ступени, нарабатывается нижнереберно - диафрагматическое (как наиболее удобное), то есть смешанное дыхание, при
котором высоко поднимаются и расширяются при вдохе нижние ребра, а остальная часть грудной клетки почти неподвижна, активна диафрагма и
мышцы брюшной полости. Длительность и сила дыхания развиваются при
помощи упражнений на дыхание без звуков. Они помогают дыхательным
мышцам осуществлять свою работу более точно, тем самым мы развиваем
способность, управлять мускулатурой и необходимыми мышцами. Входящее
дыхание производится быстро, бесшумно, только через нос, или через нос и рот
одновременно. Характер вдоха, его длительность и объем диктуются
музыкальной фразой и выразительными задачами.

При нахождении чувства опоры создается особое чувство легкости
звукообразовании, ощущения опертости звука. Эта слаженность процесса
пения зависит от координации всех компонентов пения: гортани, дыхания, резонирования и артикуляции. Особенно большое значение имеет ощущение
напряжения спинных, поясничных, межреберных мышц и мышц брюшного
пресса. Удержание при пении вдыхательной установки приводит к ощущению
напряжения выдыхательной мускулатуры и ощущению столба воздуха, как бы
опирающегося на диафрагму. Дыхательными упражнениями следует
заниматься на каждом уроке по пять-десять минут. Постепенно управление
дыхательной мускулатурой совершенствуется, она становится более
эластичной, отвечающей на любые задания.

Дыхание занимает особое место во всякой человеческой
деятельности и особенно — в речевой. Работа над дыханием связанное с извлечением звука называют
фонационным. Оно важно не только для организации верного звучания голоса, но и для разборчивости речи, для выработки четкой дикции.

Задача фонационного дыхания – обеспечить правильную работу голосовых
связок. Пользуясь системой предложенных упражнений в дыхании, вырабатывается длительный выдох, короткий активный вдох и уменьшение
длительности паузы после выдоха.

Становление навыков основывается на использовании дыхательных
упражнений, которые разогревают мышцы голосового аппарата, и создают
своеобразную психологическую настройку всего организма:

1) задействует эмоциональную сферу;

2) развивает воображение;

3) налаживают процесс звукообразования (координацию мышц голосового
аппарата);

4) закрепляют условные рефлексы, вырабатываемые постоянными занятиями;

5) собирают творческое внимание.

Вокальные упражнения для становления и совершенствования певческого дыхания должны быть достаточно простыми и в небыстром темпе. Петь их нужно ровным по силе звуком. В этой работе очень важен самоконтроль слуховой и мышечный.
Простые дыхательные упражнения можно чередовать с вокальными
упражнениями, чтобы не утратить четкость и свежесть ощущений.

Существует множество упражнений для развития певческого дыхания. Например, для выработки правильного выдоха можно использовать следующие:

1.Взять дыхание энергично, слегка задержать его, зафиксировать, и считать вслух нараспев, в высокой позиции: «один... два... три...» и т.д. Вдох при этом должен быть коротким, легким, бесшумным.

2. Взять дыхание, задержать его и активно, но медленно выдыхать, произнося «с-с-с-с-с-с…». Ощутить сокращение мьшц брюшного пресса и диафрагмы. Такое упражнение вырабатывает постепенный и плавный выдох.

3. Детям предлагается взять активный короткий вдох через нос, затем медленно, тонкой струйкой производить выдох, который должен быть как можно продолжительнее. Выполняя это упражнение, педагог предлагает ученикам представить надутый шарик, из которого медленно выпускают воздух.

4.Упражнения с текстом необходимо петь ровным, одинаковой силы голосом, связывая один слог с другим. Всякое упражнение нужно начинать петь с самого нижнего из удобных певцам звуков и повторять его неоднократно - каждый раз на полтона выше предыдущего. Рекомендуется начать с малообъемных по диапазону распевок, постепенно расширяя их диапазон.

Приведенные ниже упражнения рекомендуется проводить в начале урока: дети настраиваются на пение, запоминают свои ощущения правильного дыхания, педагог фиксирует внимание детей на работе мышц, активно участвующих в процессе дыхания и звукообразования.

Специальные упражнения, подводящие к фонационному дыханию:

1.Короткий вдох, наполняющий все легкие. Активный выдох, сильными
рывками с произношением слога «пфу». Повторить четыре раза, выталкивая воздух животом. После каждого «пфу» сделать небольшую паузу.

2.Вдохнуть быстро, наполняя все легкие. Выдох через рот узкой струей.
Выдохнуть, плавно опускай грудь, сжимая ребра и одновременно подавая воздух
животом. Повторить четыре-восемь раз. Упражнение укрепляет выдыхательные
мышцы.

З. Вдох узкой струей. Можно представить, что как бы пьешь воздух из
узкого горлышка, приставленного ко рту. Вдыхать медленно, через узкую щель
губ. В три-четыре приема, равномерно наполняя все легкие снизу-вверх. Выдох
рывками, произнося фу-фу-фу, каждый раз, резко подавая воздух животом.

4. Сделать два легких коротких вдоха, равномерно наполняя легкие, «снизу
вверх». Этим создаются хорошие условия для работы голосовых связок. На счет
пять задержать дыхание. На счет семь медленно выдыхать через букву «с». Выдыхать нужно ровной струей. Такая тренировка совместной работы
вдыхательных и выдыхательных мышц способствует ощущению их
антагонистической борьбы и кроме удлинения выдоха помогает нахождению
чувства опоры. Повторить четыре раза.

5.Упражнение то же самое, только счет увеличивается (три, семь, десять).

1.2.Формирование звукообразования.

(Фонация, от греч - звук) - извлечение певческого и речевого звука, результат действия голосового аппарата.

Обязательные качества атаки звука:

1.Мышечная свобода;

2.Точное интонирование в начале фонации;

3.Связь с характером певческого звука и поэтического слова.

Различают также приемы снятия звука:

1.Твердое снятие звука - звук как бы «срезан» в момент мгновенного
переключения из одного плана в другой, из «форте» к «пиано»;

2.Звук снят мягко при уменьшении звучности;

3.Окончание может быть и придыхательным: «ох», «ах». Чрезвычайно важен эмоциональный настрой. Эмоции удивления активизируют мягкое небо и близкую вокальную позицию.

Певческий тон органично вплетается в исполнительский процесс и
творческие задачи. Он может быть углубленным, полетным, легким, созерцательным и т. д. Понятие певческого тона складывается из качества звука, который рождается при зевке или в полузевке с низким положением гортани и
при эластичной работе зоны мягкого неба и с открытым звуковым каналом.
Выявить певческий тон можно, подражая стону с закрытым ртом больного или

спящего человека. Направив, таким образом, звук в «маску», нужно открыть рот
и продолжать стонать или мычать. При этом прежний стон превращается в звук, свободно выходящий наружу. Задача - найти темброво-тональный стержень
рождающегося звука. Научиться мыслить правильно о качестве образовавшегося
звука, который должен вобрать в себя всю его характеристику. К ней относится: сочность, звучность, «полетность», объем, плотность, сила, наличие тембровой
устойчивости, мягкая атака, легкость, светлость. У певческого тона нет преград к
диапазоновому ограничению, ему присущи сглаженные регистровые зоны.

Упражнения для самых начинающих должны быть просты ритмически, построены на узких интервалах и в пределах квинты, чтобы внимание не
отвлекалось в начале от координации вокальных процессов, начинающий
успевал следить за legato дыхания и качеством звука.

Непрерывность и ровность красивого звучания голоса - основа
художественной ценности пения. Достигается эта ровность, легатность звука
совершенствованием стабильности и скоординированности процессов дыхания и
атаки звука.

Кантилена - умение плавно переходить от одной ноты к другой, без
толчков, без перерывов в дыхании. Для начальной работы над legato и
кантиленой надо брать простые упражнения и произведения, напевные в
спокойном темпе.

Результат хорошей вокальной «школы» - это когда мышечный автоматизм в пении проходит через слуховой «контроль» поющего. Надо с самых первых упражнений учиться слушать свой голос, уметь его воспринимать.

Вокальные упражнения.

Подготовка ощущений певческого аппарата к процессу фонации:

1.Пение закрытым ртом, при этом опускается нижняя челюсть, смыкаются
губы и делаем их «поющими», далее поем на предлагаемые слоги. Данное упражнение используется в движении на полтона вверх, затем вниз или находясь на одном и том же звуке.

Проследить:

1) Зубы разомкнуты, нижняя челюсть глубокая;

2)Губы в состоянии щекотливости;

3) Распевание начинать на примарных звуках, ориентируясь на диапазон ученика.

Педагогическая цель:

1) Подготовить связки к «работе» на натуральном, естественном певческом тоне;

2) Закрепить процесс фонации на примарном тоне;

3) Выстроить интонационный слух;

4) Закрепить положение «зевка» в звукообразовании («зевок» - движение
мышц гортани под корнем языка).

5) Подключить резонаторы и закрепить всю систему
певческого дыхания.

2.Упражнение помогает ощутить свободное грудное резонирование.
Проследить:

1) Использование твердой атаки;
2) Сохранение высокой певческой позиции

Педагогическая цель:

1) Упражнение помогает переносить высокое звучание на все последующие

звуки;

2) Способствует выравнивать голос;

3) Воспитывать навыки смешивания регистров: головного и грудного.

3.Система упражнений на staccato.
Проследить:

1) за процессом певческого дыхания и движением диафрагмы на касание
каждого звука; можно подключить и проконтролировать все типы певческого
дыхания;

2) упражнение исполняется на одном дыхании или на придыхательном
качании, двигаясь по полтона вверх от «до» первой октавы до «до» второй
октавы или «си» первой, а далее вниз до «до» первой октавы. Начинать с
примарного тона;

3) действуют «средняя» и «верхняя» точки зевка.

Педагогическая цель:

1) выстроить певческий тон;

2) определить для певческого тона место фокуса: «нижнее» (в маске), «среднее» (под зевком), «верхнее» (под куполом неба на внутренней улыбке);

3) отшлифовать певческий тон в звуковом канале, открывая головной
резонатор.

4.Система упражнений на legato для выравнивания регистров.


Проследить:

1) за сохранностью ровной вокальной линии. Один звук как бы «переливается» в другой или «вытекает» из другого. Инструментальная
вокализация с ощущением «длинного смычка»;

2) за сохранностью звука одной силы близкого формирования;

3) за настройкой первого тона и сохранения его на протяжении всего
упражнения;

4) за закреплением наработанных ощущений.

Упражнение петь от «до» первой октавы вверх до «до» второй октавы в
зависимости от подготовленности голосов и далее вниз.
Педагогическая цель.

1) развитие кантилены (плавного звуковедения);

2) разделение дыхания на певческую фразу;

3) свобода и полнота звучания.

5.Система октавных упражнений.
Использовать:

1) мажорные и минорные гаммы;

2) широкие арпеджио больше октавы;

3) петь разными штрихами (legato, staccato, marcato);

4) начинать упражнения исполнять, с «ля» малой октавы, заканчивать «ми» второй октавы;

5) все упражнения исполнять, используя тональности в хроматическом
порядке. Проследить:

1) за неразрывностью вокальной линии (точно распределять певческое
дыхание);

2) за сохранностью звучности верхнего тона при движении вниз.

Педагогическая цель:

1) развитие диапазона голоса;

2) сглаживание регистров, выравнивание голоса на всем диапазоне;

3) распределение дыхания;

4)использование гамм.

б. Упражнения на технику голоса: подвижность легкость и гибкость.
Выполнять:

1) петь с продвижением в тональности по полтона, соответственно
диапазона;

2) петь как legato, так и на staccato;

3) начинать петь в медленном темпе и ускорять по мере отработанного
исполнения;

4) петь с названием нот и на гласный звук.

Педагогическая цель:

1) сглаживание звуков в вокальной линии;

2) яркое звучание всех нот;

3) сглаженные переходы в разные регистры.

В старших классах целесообразно использовать упражнения с
превышением октавы и со скачками в октаву.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методы развития вокально-технических навыков в классе эстрадного вокала

Автор: Ирина Владимировна Тарасова

Дата: 19.01.2022

Номер свидетельства: 598245


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства