Методический доклад "Вопросы музыкальной педагогики: психологические особенности подросткового возраста"
Методический доклад "Вопросы музыкальной педагогики: психологические особенности подросткового возраста"
Поговорите с молодыми учителями. Спросите, что больше всего волнует их? И окажется, что именно этот, вечный для практической педагогики вопрос - как организовать взаимоотношения с ребенком. Актуальность этого вопроса ни у кого не вызывает сомнения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методический доклад "Вопросы музыкальной педагогики: психологические особенности подросткового возраста"»
МБУДО «ДМШ №5 им. В. П. Дубровского» города Смоленска
Методический доклад
«Вопросы музыкальной педагогики:
психологические особенности подросткового возраста»
преподаватель класса фортепиано –
Воронежская Светлана Анатольевна
31 октября 2022 года
г. Смоленск
Поговорите с молодыми учителями. Спросите, что больше всего волнует их? И окажется, что именно этот, вечный для практической педагогики вопрос - как организовать взаимоотношения с ребенком. Актуальность этого вопроса ни у кого не вызывает сомнения.
В музыкальной педагогике часто звучит призыв к необходимости индивидуального подхода к обучающимся. Под этим подразумевается направленность и приспособление методов преподавания к каждому ученику. Это верно: сколько обучающихся, столько и индивидуальностей. А значит, для эффективного руководства процессом обучения необходимо тщательно изучать психологические особенности каждого ребенка и оперативно применять к ним индивидуальные методы обучения. Это нелегко: не всегда даже опытному педагогу удается проследить за трудноуловимыми и сложными изменениями психики ученика и вовремя приспособиться к ним. Здесь мало одной наблюдательности, таланта или большого опыта. Здесь нужны специальные знания из области психологии и педагогики, тем более, что помимо индивидуальных различий, существуют общие закономерности для возрастного и психофизиологического, умственного и музыкального развития обучающихся.
Педагогические и психологические идеи А. Ямпольского, Г. Нейгауза, С. Савшинского, Г. Когана. С. Фейерберга уже много лет, как стали достоянием большой массы вдумчивых и ищущих педагогов, но все же достижения психологии и общей педагогики еще не стали теоретической основой музыкального обучения. В подавляющей массе преподавание осуществляется методом проб и ошибок. Нивелирование же индивидуальных особенностей учащихся рано или поздно приводит к стандартизации обучения, однообразному репертуару, педагогическому штампу. Даже самые добросовестные педагоги постепенно начинают все больше загружать память учеников, подавляя этим осмысленность знаний, и требовать многочасовых занятий, стремясь «втиснуть» в головы детей как можно больше умений и навыков. При этом забывается мудрое указание Плутарха о том, что ученик – не сосуд, который можно наполнить, а светильник, который нужно зажечь.
Психологическое развитие человека происходит неравномерно, и в каждом возрастном периоде какая–то одна область психологии получает преимущественное развитие. В возрасте от двух до четырех лет каждый ребенок превращается в гениального лингвиста. С необыкновенной легкостью он овладевает речью, усваивает построение фраз и предложений, без видимых затруднений пользуется грамматическими правилами и часто сам изобретает удивительно меткие слова. Часто именно в этом возрасте можно обнаружить склонность ребенка к музыке и установить уровень его музыкальной восприимчивости.
Примерно до пяти лет идет интенсивное и глубокое осознание окружающего мира. Эти детские впечатления формируют интеллектуальный и творческий потенциал будущей личности – будущего музыканта, поэта, любого труженика, питая всю его последующую жизнь. Одновременно с этим процессом и под непосредственным его воздействием у детей до одиннадцати - двенадцати лет идет формирование органов чувств и всех познавательных процессов: ощущений, восприятий, представлений, а также памяти, мышления, воображения, формируются и способности. Но, как правило, ребенок в этом возрасте редко задумывается о себе, у него еще не сформировалось отношение к себе, как к личности.
Формирование отношения к себе, как к личности, происходит в так называемом переходном возрасте, и объясняется тем, что этот малый период развития человека от двенадцати до четырнадцати лет очень богат своим интеллектуальным, эмоциональным, нравственным и социальным содержанием. В отличие от прежних периодов, он осуществляется в виде скачка. Наивность суждений здесь совмещается с острой чувствительностью ко всем внешним явлениям, яркостью восприятия, оригинальностью мышления. Трудность такого периода состоит в том, что между подростками и нами, взрослыми, внезапно возникает барьер непонимания: простое замечание взрослых вызывает внутреннее сопротивление, упрямство, строптивость, а часто и длительный негативизм со стороны ученика. Дети становятся раздражительными, настроение у них меняется, они легко плачут и так же легко начинают вести себя вызывающе.
В чем же причина такого поведения подростков?
В начале двадцатого века Зигмунд Фрейд высказал мнение о биологической обусловленности кризисных явлений подросткового возраста. Он считал, что весь комплекс физиологических изменений и психических проявлений является результатом естественного вызревания организма. Но многие факторы этому противоречили. Не у всех подростков проявляются резкие перепады настроений, тревожность и рефлексия. В семьях, где с должным пониманием и уважением относятся к их возрасту, но вместе с тем привлекают и к посильному труду, переход к взрослости приходит безболезненно и бесконфликтно. Показательны в этом смысле и примеры Великой Отечественной войны, когда, по словам поэта Юрия Воронова, «нам в сорок третьем выдали медали, и только в сорок пятом – паспорта». Резкое изменение в жизни советского народа заставило сразу повзрослеть вчерашних школьников. Они заменили взрослых на производстве, в семье, многие оказались на фронте, где выполнение функций и обязанностей взрослых поставило подростков в один ряд с ними. Это помогло самоутверждению вчерашних школьников как полезных членов общества.
Многие факты такого рода дали повод другим ученым утверждать, что главной причиной подросткового феномена являются социальные факторы, а не отношения, которые устанавливаются между детьми и взрослыми в этот период. Конечно, нужно учитывать и социальные факторы, и биологические. Ведь ни раньше, ни позже переходного возраста такие явления не наблюдаются – значит, биологические факторы являются существенными предпосылками для подросткового феномена.
Явления акселерации – ускоренного физического развития детей – еще больше обострили проблему переходного возраста. Не последнюю роль здесь играют научно-технические достижения в области связи и массовых средств коммуникации. Они являются одной из причин акселерации в сфере музыкального развития. Доступность знакомства с лучшими исполнительскими образцами облегчило усвоение самых сложных и трудных музыкальных произведений, а раннее их слуховое и эмоционально – эстетическое постижение устранило психологический барьер между учебным и концертным репертуаром. Это позволило юным исполнителям смело приступать к изучению произведений таких композиторов, как Паганини и Лист, Бах и Бетховен, Барток и Шостакович. Однако неравномерность физического, психического и музыкального развития нередко приводит к обеднению духовных, эстетических и эмоциональных ценностей. Давно отмечается, что при отличной технической оснащенности редко кто из молодых исполнителей обнаруживает по-настоящему творческую и интересную индивидуальность.
В силу социальных и психологических условий подростковый возраст накладывает особый отпечаток на формирующуюся личность музыканта. Это объясняется тем, что эмоциональный мир, в котором живет подросток – музыкант, подвергается еще более сильному воздействию благодаря самой музыке и тому, что она значительно обостряет эмоциональную восприимчивость. Поэтому все впечатления, психические реакции, внешние и внутренние конфликты, характерные для подросткового возраста, у музыкально одаренных детей бывают выражены ярче. Этому способствует ряд причин.
В музыкальном обучении очень тесно переплетается ранняя профессионализация с формированием индивидуальных особенностей личности, которые сопровождают ребенка на протяжении всего детства и проходят с ним через школьный и студенческий возраст. Одновременные занятия музыкой и общеобразовательными предметами почти вдвое увеличивают его физическую и психическую нагрузку. Ежедневные домашние занятия на инструменте еще в детстве зачастую лишают ребенка нормальных контактов с детьми своего возраста, необходимых игр, формирующих навыки поведения в коллективе и очень важных для психической разрядки от постоянного напряжения. Нередко первые успехи и концертные выступления ребенка постепенно создают определенную доминанту в жизни семьи: ребенка начинают ограждать от семейных забот и домашних обязанностей. Преувеличенная оценка его успехов, которую он слышит в семье, еще больше подчеркивает его исключительность. Постоянные ожидания только успехов и незаметно усилившаяся вера в громкую будущность ребенка создают определенную направленность в жизни семьи и стремление к успеху во что бы то ни стало. Желание во всем быть первым становится и его собственным желанием. Оно, в свою очередь, порождает ревнивое отношение к успехам сверстников, и то и зависть к ним. Пропадает искренность в отношении к одноклассникам, возникает отчужденность, которая болезненно переживается самим подростком.
Чрезвычайно важно учитывать эмоциональный мир музыкальных подростков! Обостренность эмоциональных реакций делает их ранимее и беззащитнее своих немузыкальных сверстников. Острота переживаний в самой музыкальной деятельности, например, от яркого исполнения, от собственного увлечения своей игрой, трудными или очень быстрыми пьесами, - эти радости сродни творческим. Их нужно всячески поддерживать, беречь и использовать для формирования индивидуальности.
Казалось бы, так как у музыкантов наблюдается очень ранняя профессионализация, то перед подростком - музыкантом школы и училища проблема выбора профессии не стоит. Но это далеко не так. Действительно, большинство музыкантов начали обучаться с шести – семи лет. Но инициатива, как правило, чаще всего исходила от взрослых. Поэтому говорить о сознательном выборе профессии в детском возрасте не приходится. Однако, в подростковом возрасте столкновение с действительностью и столь характерные для них мысли о будущем все чаще заставляют задумываться о нем. У небольшой части музыкально одаренных школьников при благоприятных семейных и учебных условиях создается устойчивая склонность и потребность в занятиях музыкой. Для них выбор профессии музыканта оказывается реализацией длительно осуществляемой деятельности. У большей же части подростков, несмотря на то, что отдали музыке добрую половину своей жизни, ясного представления о профессии музыканта нет. Многие мечтают о концертной эстраде, очень смутно представляя себе свои возможности в этом плане.
На переживания, связанные с выбором профессии, среди прочих наслаивается еще один психологический пласт, так называемый уровень притязаний личности. Исследования психологов показали, что есть среди обучающихся те, кто выбирает реально выполнимые задания. Это лица с адекватным уровнем притязаний. Есть группа лиц, настолько болезненно переживающих неудачу, что предпочитают более легкие задания, чем они способны выполнить. Это группа с неадекватным для себя, заниженным уровнем притязаний. Наконец, есть ребята, которые постоянно заняты борьбой за самоутверждение. Они выбирают для себя цели и задачи, превышающие их способности и возможности. Это лица с неадекватным, с завышенным уровнем притязаний. Их самооценка обычно расходится с оценкой их коллективом, педагогами. В постоянном стремлении доказать всем, на что они способны, такие подростки и после неудачи выбирают заведомо трудные задания – и снова терпят неудачу. Отсюда начинается личная трагедия, которая является первым шагом по длинному пути неудачника. Завышенно неадекватный уровень притязаний приводит к конфликту с коллективом, педагогами и родителями. В отдельных случаях это может завершиться психической травмой и неврозом. Стрессом для таких учащихся может оказаться и неудачное выступление, и выбор педагогом неподходящего репертуара. Трудность для педагога заключается в том, чтобы репертуар был одновременно трудновыполнимым, «зовущим» на преодоление трудностей, и посильным, выполнимым.
Однако, уровень притязаний – это не единственное проявление осознания себя как личности. В целом, обобщенное отношение к себе как личности проявляется в комплексе самооценок, которые называются самоуважением. Когда человек положительно к себе относится, доволен своим образом жизни, поступками и находит опору своей оценке в сравнении с другими лицами, в высокой оценке его окружающими – это вызывает у него высокое самоуважение. Низкое же самоуважение связано с сильной, доходящей до болезненности неудовлетворенностью собой, самобичеванием и презрением к самому себе. Вспомним дневники Л. Толстого и его невыполненные программы самосовершенствования.
Подростки с пониженным самоуважением особенно чувствительны к критике. Если к этому добавить, что одаренные дети обладают оригинальностью мышления и повышенным стремлением к самоутверждению, то не следует удивляться тому, что их поведение часто страдает такими проявлениями, как агрессивность и депрессии. Вместе с тем, повышенная самокритичность и недовольство собой имеют и положительное значение: прежде всего это признак роста самосознания и как следствие – сильный стимул к самосовершенствованию. Педагогу его нужно всячески использовать, в первую очередь, - для более основательного освоения профессии. Это может быть совместное прослушание записей с целенаправленными, но ненавязчивыми комментариями, посещение концертов, творческих отчетов композиторов с последующим обсуждением своих впечатлений. Педагог по специальности должен взять на себя роль наставника, воспитателя, старшего товарища. Используя потребность подростка делиться своими мыслями и переживаниями, учитель может многое сделать для нравственного, этического и духовного влияния на него. Но добиться этого можно лишь во всеоружии деликатности, чуткости и такта. Проявление любопытства к интимным мыслям ученика, ироническое отношение к их мечтам и планам будет грубым и недопустимым.
Итак, переходный возраст – это период интенсивного формирования личности и поиск способов утверждения себя как личности. Именно в этом периоде проявляются первые признаки эстрадного волнения. Связано это с тем, что именно в этом возрасте устанавливается очень сильная зависимость личного статуса от мнения окружающих. Все это приводит к нарушению исполнительской устойчивости на эстраде. Не только на эстраде, но и в классе у подростков сначала эпизодически, а затем все чаще появляются новые качества, изменяющие их исполнительский облик. У части обучающихся в игре значительно повышается яркость и эмоциональная выразительность. Большинству же, к сожалению, свойственны резкие перепады между вялостью исполнения и бурной эмоциональностью.
Общение в социально – психологическом плане необходимо всем. Но в подростковом возрасте общение со сверстниками играет особую роль. Прежде всего, подросток с облегчением убеждается в том, что все, что с ним происходит, свойственно и всем его друзьям. Это открытие помогает ему преодолеть свои страхи, сомнения и обрасти известную уверенность. У сверстников подросток находит также опору для утверждения себя как личности: они помогают ему обрасти социальный статус. Обсуждая с ними и мысленно сам с собой деятельность и поведение других людей, подросток постоянно «примеряет» их поступки на себе. У сверстников он как в зеркале видит черты самого себя, в общении с ними ему легче усвоить нравственные и этические нормы поведения. Поэтому общение с одноклассниками чрезвычайно важно для него как одно из условий его самоутверждения. «Лишь отнесясь… к человеку как к себе подобному, человек… начинает относиться к самому себе как к человеку», - писал Карл Маркс.
Однако, психологическое противоречие переходного возраста проявляется в том, что, стремясь как можно скорее во всем походить на взрослых, он сам постоянно убеждается в наличии возрастной дистанции, о которой так часто ему напоминают. Поэтому контакты, которые еще не так давно устанавливались легко и просто, внезапно становятся затрудненными. При отсутствии же контакта и правильных взаимоотношений со взрослыми подросток нередко обосабливается. Понимания он ищет у своих сверстников, устанавливает нормы поведения по своей, особой шкале ценностей. Это одна из причин, по которой в переходном возрасте усиливается поиск друга, стремление к дружбе. Она необходима подростку для контакта «на равных» для доверительной беседы и самораскрытии, умения сопереживать другому. Таким образом, потребность в эмоциональных контактах, которая в этом возрасте особенно сильна, чаще всего удовлетворяется в общении с близким другом. Это требует особого такта со стороны родителей и педагогов. Поэтому учитель должен быть не просто руководителем и наставником, а где-то и утешителем, где-то опекуном и даже нянькой.
Переходный возраст – это и период невероятных открытий и бурных увлечений. Именно в этом возрасте открывают для себя «Лунную сонату», «Анну Каренину», Пятую симфонию Чайковского и творчество Баха, Руббенса. Даже если они были впервые прочитаны, услышаны и увидены ранее, именно в этом возрасте они становятся откровением. Постепенно внутренний мир ребенка наполняется событиями огромной значимости, впечатления и переживания необыкновенно обостряются и разрастаются вглубь. Все вокруг него внезапно преображается и изменяется. Природа, кажется, никогда еще не была такой величественной и красивой, а музыка такой глубокой и проникновенной. Его встречи и разговоры приобретают более значимый, чем прежде смысл. Происходит поразительный всплеск всех духовных и физических качеств. Поистине в этом возрасте, как говорил об увлеченных людях М. Горький, «горы кажутся кочками, а море лужей».
Переходный возраст характерен также своеобразной эмоциональной бурей. Многие ясные когда – то чувства и отношения приобретают двойственный и часто противоречивый характер: ему очень нравится концерт Грига, столь близким ему по настроению, но учить его он не может, не в состоянии – слишком острое ощущение от игры быстро тускнеет, и концерт становится неприятным. Строгий режим занятий, который подросток так легко выполнял ранее, вдруг становится обузой.
Очень тяжелым испытанием в свое время оказывался переходный возраст для многих выдающихся музыкантов. Только исключительная требовательность и строгость известного московского преподавателя Н. Зверева, сочетавшаяся с сердечным и внимательным отношением к своим воспитанникам, помогла организовать и увлечь занятиями, например, шаловливого и ленивого подростка Рахманинова. Через сорок с лишним лет с такими же трудностями столкнулись Берта Ренгбальд при обучении Эмиля Гилельса. Но нашла пути решения его проблемы «ничегонеделанья». Спустя многие годы, пианист писал: «Слово учитель — высокое слово. Таких учителей-музыкантов, которые шли бы на самопожертвование, в истории педагогики единицы. Я учился у трех педагогов. Один из них был истинным учителем: этим Учителем с большой буквы была Берта Михайловна». Памяти ее Гилельс остался верен. На могиле ее в Одессе он воздвиг монумент, на котором написано: «Дорогому учителю — другу».
На современных детей мы часто смотрим, как на наших детских сверстников двадцати - тридцатилетней давности. Мы одергиваем их, потому что постоянно решаем какие-то свои взрослые проблемы. К сожалению, подавляющее большинство взрослых, и педагогов в том числе, все дальше отходят от детства и не понимают ни детей, ни подростков. В чем же состоится особый подход педагога – музыканта к учащемуся подросткового возраста?
В педагогике существует понятие о воспитании, обучении и образовании. Под воспитанием понимается целеустремленное и систематическое воздействие на подрастающее поколение всеми средствами, которыми располагает общество для формирования интересов и потребностей, стремлений и идеалов, нравственных норм и навыков поведения, свойственных данному обществу. Воспитание включает в себя обучение как необходимую сторону естественно - научной и профессиональной подготовки. Обучение – это управляемый процесс усвоения знаний, умений и навыков, который осуществляется под руководством педагога в различных учебных заведениях. Образование же – это более широкое понятие, которое включает в процесс получения знаний не только педагогическое руководство, но и самообразование и все средства распространения знаний: театры, концерты, выставки, библиотеки, кино, телевидение и так далее. Не трудно убедиться в том, что воспитание, обучение и образование тесно взаимосвязанны и постоянно дополняют друг друга.
Есть периоды, и к ним в первую очередь относится переходный возраст, когда обучение должно уступать воспитанию. Это особо относится к таким моментам, когда наблюдается некоторая задержка в музыкальном развитии ученика. Она как раз и связана с переоценкой духовных ценностей, с тем, что играть старым способом, подражая или по наитию, уже нельзя, а сознательный выбор выразительных средств, рациональный способ овладения навыками и умениями еще не выработался. Эти скрытые периоды развития должны использоваться педагогом для расширения кругозора, изучения других видов искусств, обобщений философского и эстетического характера, для нравственного воспитания. Все это будет питательной почвой и своеобразным катализатором для духовного и профессионального взросления. Конечно, самую важную и крепкую опору ученик должен найти в спокойной уверенности педагога в его способностях и его значимости. Нужно учить подростка преодолевать временные неудачи и периодическое охлаждение к изучаемым произведениям, которые нередко происходят из-за недоделанности отдельных эпизодов, отсутствия целостного представления о пьесе, растянутости во времени процесса овладения ею.
Обучение и особенно воспитание – это сложный процесс двухсторонних связей между педагогом и учеником, поэтому от их взаимопонимания, от их психологической совместимости будет зависеть учебно-воспитательный процесс. Бытует мнение, что такое сочетание, как талантливый педагог и одаренный ученик, представляет собой идеальный вариант, автоматически обеспечивающий блестящие успехи ученика. Это кажется естественным и логичным с точки зрения «здравого смысла». Однако это не подтверждается историей музыкальной педагогики. Известен случай, когда такой талантливый и опытный педагог, как Теодор Лешетинский, превосходно владевший индивидуальным подходом, не смог найти общий язык с одаренным пианистом Михаэлем Задорой, и они вынуждены были расстаться. Только после занятий с Ферруччо Бузони, с которым у него наладился хороший психологический и художественный контакт, Задора стал крупным концертным исполнителем.
Подобные примеры нередки и в практике ДМШ. Почему так происходит? Как это ни парадоксально, но эффективной реализации индивидуального подхода нередко мешает частое и длительное общение, в котором постепенно нарастает такое психологическое свойство, как «перцептивная слепота». Она связана с привыканием педагога к своему ученику. Исследования показали, что однажды сложившееся в результате общения мнение о другом человеке обладает большой инерцией. Постепенно педагог привыкает к своему ученику, видит у него только положительные качества и не замечает недостатков, либо наоборот, долго помнит его промахи, не замечает положительных сторон в его развитии. В соответствии с такой сложившейся установкой преподаватель довольно долго односторонне оценивает обучающегося. Даже у опытных педагогов вырабатывается длительное предубеждение к ленивым и неорганизованным учащимся. В этих случаях, обратив внимание на одну черту характера, педагог судит о личности и способностях ученика в целом и ошибается. А ученики этого не прощают, уходят в себя. Сохранить при длительном общении свежесть и остроту восприятия очень трудно, но чуткие педагоги умеют искренне удивляться успехам своих учеников, их метким суждениям, умеют слушать их, как будто впервые.
Противоречивость психики подростков и склонность к максимализму в оценках также значительно усложняют взаимопонимание между учеником и педагогом. С одной стороны, авторитет уважаемого и любимого педагога может подняться до невиданных размеров, и он становится кумиром, с другой стороны, этот авторитет весьма непрочен. Конечно, очень важно педагогу постоянно работать над собой. Прошли те времена, когда учитель был главным источником информации. Школьники в наше время слушают много музыки в отличном исполнении. Они очень любознательны, впечатлительны, все воспринимают острее, чем их наставники. Телевидение, гаджеты доставляют массу ценной и интереснейшей информации, в результате чего ребята оказываются подчас более осведомленными о событиях в мире искусства, науки и спорта. Ученики уже не так охотно принимают на веру утверждения учителя о «бессмыслице» современной музыки. Конечно, учитель тоже усваивает большую информацию. Но разрыв между учеником и учителем стал меньше, и он все время сокращается. Для того, чтобы вести за собой учеников - подростков, нужно уметь мечтать и увлекать. Профессия педагога, музыкального педагога, - творческая. Для нее новые впечатления и новые знания являются необходимой средой.
Счастлив тот, кто встретил в своей жизни настоящего учителя, талантливого, влюбленного в свое дело. «Родители… обязаны заботиться о… физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей», - записано в статье № 63 СК РФ. Эта гражданская обязанность совпадает с профессиональной деятельностью педагога - музыканта. Доброта, общительность, жизнерадостность, эмоциональная открытость, способность дать своим ученикам не только знания, но и душевное тепло определят и поспособствуют правильности выбора будущей профессии. По мнению Л. Н. Толстого, учителю достаточно иметь только два качества – большие знания и большое сердце. И задумываясь об этом, понимаешь, что главное наше предназначение – научить детей жить в этом современном мире, слушать и слышать, смотреть и видеть, говорить и высказываться, а главное – чувствовать. Учиться на ошибках, опираясь на знания, и веря в удачу, идти вперед.
В заключение доклада - несколько советов от опытного педагога общеобразовательной школы.
1.Принимайте ребенка таким, какой он есть.
Если вы его не принимаете, что говорить об обществе?
2.Проблемы сами не решатся.
Наблюдать, как ученику плохо, и ничего не предпринимать вы можете, если он вам безразличен. Тогда кто вы?
3.Не приказывайте!
Получается не всегда, но вы должны себя контролировать.
4.Контролируйте себя!
5.Хвалите ребенка!
Но хвалите не очень эмоционально, потому - что любые эмоции вызывают у подростков перевозбуждение.
6.Смотрите детям в глаза!
«Детей никогда не обманешь, ничем не закроешь перед ними своего настоящего лица. Они чувствуют и распознают фальшь, ненавидят притворство», - писал в «Письмах к сыну» В. А. Сухомлинский. И если в наших глазах любовь, то ребенок это сразу поймет.
7. Направляйте!
Ребенок должен творить, и это должно быть дело, где ему получится увидеть результат своего труда. Только тогда он поймет, что может созидать. Все, что вы ему предлагаете, должно быть не только по сердцу, но и по силам. Не получается - не наказывайте, делайте вместе с ним.
Когда «лопается» терпение, хочется повысить тон, топнуть ногой, вспомните, что у вас есть волшебное оружие против гнева. Можете написать это огромными буквами, повесить на самом видном месте в классе, и вы увидите, что эта простенькая фраза делает чудеса с нашими детьми. … «Я в тебя верю!»