Методический доклад на тему: «Слушание музыки» - необходимый предмет для изучения в детской школе искусств».
Методический доклад на тему: «Слушание музыки» - необходимый предмет для изучения в детской школе искусств».
Дополнительное образование, приобщая детей к искусству, помогает им стать маленькими музыкантами, танцорами, актерами, художниками. Детская школа искусств занимает особое место в российском образовании,
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методический доклад на тему: «Слушание музыки» - необходимый предмет для изучения в детской школе искусств».»
3
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Вяземская детская школа искусств имени А.С.Даргомыжского
филиал ДШИ (с. Семлево)
Методический доклад на тему:
«Слушание музыки» -
необходимый предмет для изучения в детской школе искусств».
подготовила
преподаватель:
Миникеева Елена Мидхатовна
февраль2023
Дополнительное образование всегда играло большую роль в определении и формировании профессиональных интересов детей на начальном этапе.
Дополнительное образование, приобщая детей к искусству, помогает им стать маленькими музыкантами, танцорами, актерами, художниками. Детская школа искусств занимает особое место в российском образовании, так как выполняет две наиважнейшие образовательные функции – как первая ступень профессионального образования в сфере искусств и культуры и как вид образовательного учреждения, деятельность которого направлена на развитие общехудожественных компетенций, творческих способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и юношества.
XX век ознаменовался открытиями во всех отраслях жизнедеятельности человека. Этому способствовали и технический прогресс, достигший совершенства, ускорившийся темп жизни, информационная нагрузка.
У современного же человека свои приоритеты, свои ценности. В профессиональном мире ценятся люди, владеющие техническими, юридическими, банковскими профессиями. Это заметно даже в школе, когда математический блок предметов выдвигается на передний план, поэтому особенно важно дать возможность для развития творчества, неистощимой фантазии, неординарные решения для своих задач, предмет «Слушание музыки» дает эту возможность.
«Для того чтобы любить музыку, надо, прежде всего, слушать», - утверждал композитор Д.Д. Шостакович. И это действительно так. Правда, в своем высказывании он подразумевал классическую музыку, созданную десятки и сотни лет назад, до сих пор вызывающую у слушателя искреннее восхищение своей красотой. Но где современному школьнику предоставляется возможность послушать такую музыку? В большинстве своем домашние радиоканалы не настроены на эфир, передающий классику, а забиты «доморощенными» хитами, «раскручивающими» преимущественно скороспелых эстрадных крикунов. По ТВ же отрывки из музыкальной классики в последнее время чаще всего используются в качестве звукового фона к рекламе. Да и в домашней фонотеке не у всех есть такие записи (хотя сейчас популярна классика в современной обработке). Остается одна надежда – на ДШИ и ДМШ с ее занятиями и мероприятиями, которая все еще способна противостоять легкомысленному обращению с музыкой.
Слушание музыки является активным внутренним процессом сосредоточения, который дает учащимся возможность воспринимать и понимать различные виды, жанры музыкального искусства. Музыкальное развитие – это результат, к которому необходимо стремиться в процессе воспитания и обучения на уроках слушания музыки в ДШИ. В процессе слушания музыки решаются следующие задачи: педагог при непосредственном участии детей, воспитывает у них любовь к высокохудожественной музыке и потребность в общении с ней. Совершенствует нравственный облик учащегося, формирует его умственные способности. Музыка - могучий источник мысли, укрепляет физическое состояние ребенка.
Как правило, у большинства современных детей навык слушания классической музыки практически отсутствует.
На своих занятиях по предмету «Слушание музыки» я стараюсь подбирать произведения высокого музыкального искусства, доступные детям по продолжительности звучания, соответствующие жизненному и эмоциональному опыту детей. Также подбирать произведения, чтобы постоянно поддерживать у детей эмоциональный отклик, интерес, развивать осмысленность восприятия и желания проявить свое отношение к звучащей музыке. Еще вариант подбора репертуара для слушания – обращение к образам из мира литературы – сказкам, стихам.
С интересом воспринимается музыка антракта к III действию оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» - разнохарактерные отрывки «Море», «Три чуда» (Белка, Богатыри, Царевна-Лебедь); «Романс» Г. Свиридова из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель»; тема родителей из балета «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева; «Мелодия и хор фурий из оперы «Орфей и Эвридика» К. Глюка. Слушанию каждого из музыкальных фрагментов предшествует чтение и обсуждение содержания соответствующих литературных отрывков.
Какие методы и приемы необходимы, чтобы привлечь внимание детей?
Я предлагаю проводить развернутые насыщенные беседы о композиторе и изучаемом музыкальном произведении. Задания на активизацию слухового внимания: поднятие руки при смене мелодии, частей, состава исполнителей, вступления инструментов. Интересны и такие задания: «рисование» образа на основе прослушивания, «услышать» то, что нарисовано, умение ощутить, пережить то, что услышано (или изображено). «Вижу, слышу, чувствую» помогает расширить границы восприятия, развивая воображение, формируя интерес к музыкальному искусству.
С интересом ребята передают свои мысли и чувства в рисунках и раскрасках, используя различные цветовые гаммы, холодные и теплые тона, линии, штрихи, геометрические формы, как средства выразительности. Светлые тона – светлое нежное спокойное настроение музыки, темные – тревожность, таинственность, яркие, сочные краски – веселый, радостный характер музыки. Важно не просто изображение музыкальных портретов, внешних обликов, звукоизобразительность, но и проникновение в сущность персонажей. Эти рисунки отличаются нестандартностью ассоциаций. Даже известные музыкальные произведения, возможно знакомые детям через просмотр фильмов-сказок, видятся ими иначе: снежными образами, озерами в горах, вихрями, стихией, колдунами…
Слушание музыки проходит по III этапам:
Iэтап- знакомство детей с музыкальным произведением. На первом этапе педагог должен возбудить интерес к произведению. На этом этапе необходимо приучать детей активно вслушиваться, откликаться на чувства, выраженные в музыке, воспринимать ее общий характер. Слово педагога, посвященное музыке, должно быть кратким, образным, направленным на ее основное содержание.
На II этапе – повторном слушании – перед педагогом стоит задача активизации процесса восприятия музыки. Этот этап характеризуется углубленным восприятием музыки, путем привлечения внимания к отдельным элементам музыкальной выразительности: развитием музыкальной памяти.
На III этапе слушания музыкальных произведений ребенок начинает узнавать их, что свидетельствует о сформировавшихся представлениях, о музыке. В результате частого повторения произведений ребята часто запоминают, выделяют наиболее понравившееся. У них появляется избирательное отношение к музыке.
Таким образом, занимаясь с ребятами слушанием музыки, педагог знакомит их:
1) с разнообразными по содержанию музыкальными произведениями;
2) углубляет и расширяет круг их представлений;
3) воспитывает чувства, музыкальный вкус.
Обучая предмету «Слушание музыки» я стремлюсь добиваться следующих результатов:
- постепенное накопление у учащихся музыкально-теоретических сведений, которые вводятся ненавязчиво и очень осторожно.
- обучение учащегося эмоциональному восприятию музыки и умению анализировать в определенных масштабах.
- формирование у юных слушателей творческой инициативы, собственное отношение к искусству, познавательную активность, художественное воображение.
- приобщение детей к шедеврам мировой классики.
В заключении хочется сказать, необходимо находить поводы и точки соприкосновения уроков «слушания музыки» с повседневной жизнью. Чем больше жизненных различных связей в музыке будет на уроке обнаружено, тем более прочно музыка будет входить в сознание ребят как части жизни, как сама жизнь.
Источники:
1.СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ 1 класс (по предпрофессиональной 8-летней программе): Н.Царёва. "Уроки госпожи Мелодии", 1-3 классы: http://yadi.sk/d/lBaE2SeZ2MNLZ