Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации. Тема: «Распевание – как средство развития вокально- певческих навыков»»
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Унечская детская школа искусств»
Методические рекомендации.
Тема: «Распевание – как средство
развития вокально- певческих навыков»
Составитель:
преподаватель МБУ ДО «УДШИ»
Антоненко С.А.
2025г.
Введение
Развитие певческих навыков у детей способствует не только формированию слуха, речи и мышления, но и эмоционально-нравственной сферы учащихся младшего школьного возраста и его творческой любознательности. Сфера исполнительского искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности личности.
Голос – инструмент общедоступный, поэтому певческая деятельность является стержнем всей работы по музыкальному воспитанию. Ребёнок открыт для мира, для любой деятельности. Он впитывает в себя всё интересное, новое, он ещё полностью доверяет взрослым и хочет у них учиться всему на свете. Поэтому каждая встреча с музыкой должна быть радостью для детей.
Певческая работа немыслима без распевания, задачей которого является настройка голосового аппарата, подготовка его к пению.
В методике обучения пению большое внимание уделяется распеванию. Однако не следует смешивать два понятия: распевание как разогревание голосового аппарата и распевание как отработку техники голосообразования и голосоведения. Если это сопоставить с занятием спортсмена, то это смешение «разминки» и «тренировки». Разминка – это разнообразные упражнения, направленные на разогрев и приведение в рабочее состояние организма или отдельного органа. Тренировка – это отработка, оттачивание отдельных элементов, направленных на повышение мастерства.
То же самое происходит и у певцов. Первая часть упражнений должна быть направлена на разогрев голосового аппарата, приведение его в рабочее состояние. Затем следует переходить к части распевания, ставящей определенные вокально-технические задачи, так как правильное пение legato, staccato, ровность голосоведения, развитие диапазона становится возможным только в состоянии распетости.
Методическое различие в «распевочной» и «рабочей» частях урока состоит в том, что в начале, в «распевочной» части, следует давать привычные упражнения, не требующие от ученика особого внимания, всегда выполняющиеся верно, т.е. хорошо впетые. Умеренная сила голоса и работа в удобном центральном диапазоне способствует стабильному, правильному выполнению этих упражнений.
На первом этапе распевки педагогу не следует делать много замечаний, быть придирчивым, настойчиво добиваться максимально хорошего качества звучания. Правильнее будет спокойно распевать, «разогревать» ученика до тех пор, пока лучшие качества звучания не проявятся сами как следствие верного постепенного распева. Только по мере распевания голоса педагогу следует давать все более и более сложные вокальные задания.
Последовательность распевочных упражнений и их характер не следует оставлять изо дня в день неизменным, так как может образоваться привычка-стереотип их повторения, что затруднит в дальнейшем пользование каждым из них в отдельности.
Есть певцы, которые должны очень долго распеваться, чтобы обрести состояние распетости. И чем дольше они поют, тем лучше звучит у них голос. Другие певцы обладают обратными качествами. Каждый исполнитель должен знать особенности своего голосового аппарата и то время, которое ему требуется, чтобы обрести полную вокальную форму. В среднем, достаточно 10-12 минут, чтобы распеться.
Перед концертом распевание должно включать привычные упражнения. Это приводит голосовой аппарат в рабочее певческое состояние, помогает побороть излишнее сценическое волнение, оказывает благотворное влияние на нервную систему, создает предпосылки к успешному выступлению.
Виды распевок: распевание с закрытым ртом секунд, терций и квинт на звуки «а» или «и»; пение staccato трезвучий; распевки для улучшения артикуляции на слоги бра-брэ-бри, да-дэ-ди; выработка беглости («па-ба-да-ба-да», «мы перебегали берега» и др.); пение хроматических интервалов до квинты и обратно.
Распевание перед пением имеет три основные функции.
1. Распевка - как разминка перед тренировкой. Перед тем, как начать тренировку, мы подготавливаем к ней организм, приводим его в тонус, разогреваем мышцы для того, чтобы они были эластичными и могли безопасно растягиваться, чтобы движения стали более управляемыми: всё это делается для того, чтобы избежать травм. Распевание перед пением имеет абсолютно то же назначение. В теле голосовых складок находятся мышцы, которые так и называются - мускулис вокалис. Именно их и нужно разогреть перед основным занятием, основной вокальной работой. Разогретые голосовые связки гораздо лучше и приятнее управляются, они более послушны. И распеванием мы в значительной степени предохраняем голосовой аппарат от какого-либо травматизма.
2. Распевка - это набор вокальных упражнений. Эти вокальные упражнения не только разогревают мышцы и голосовой аппарат, но могут и решать различные вокальные задачи. Вокальные упражнения прекрасно формируют основные вокальные навыки, начиная с кантилены и заканчивая ровностью диапазона, позволяют проработать различные штрихи, приёмы. Навыки, наработанные на вокальных упражнениях, затем используются в пении произведений.
К ним мы можем отнести:
певческую установку;
певческое дыхание и опору звука;
высокую вокальную позицию;
точное интонирование;
ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса;
использование различных видов звуковедения;
дикционные: артикуляционные и орфоэпические навыки.
Все вокальные навыки тесно взаимосвязаны , поэтому работа над ними проводится параллельно. Естественно, каждое вокальное упражнение имеет цель формирования каких-то определённых навыков, но при его исполнении невозможно выпустить из внимания остальные. Это и является основной сложностью для маленького певца – усвоить, что для достижения устойчивого результата, необходимо использовать абсолютно все знания, умения и навыки, полученные на занятиях.
3. Распевание позволяет певцу настроиться, сосредоточиться, сконцентрироваться, включиться в процесс, попасть "на нужную волну", подготовиться к занятию психологически: забыть о проблемах и делах, привести голову в порядок:)
Основные правила распевания:
- распевания исполняются в виде секвенции 4 -5 раз (метр и ритм менять нельзя);
- начинать распевания с примарной зоны- с середины диапазона, выстраивая первый звук;
- целесообразно начинать упражнения с гласного «У» исполняемого на стакатто;
- распевания длятся на уроке 6-10 минут;
- исполнять часть распеваний a’ capella, так как оно позволяет лучше слышать себя.
- нельзя приступать к пению высоких нот, предварительно не распевшись, не разогрев связки;
- сначала идут по хроматической гамме вверх, затем, не дожидаясь предельно высоких нот, которые певец взять просто не может, спускаются вниз;
- как правило, упражнения в начале распевки имеют небольшой диапазон: можно начинать с распевок на одной ноте или в диапазоне терции, затем переходить к вокальным упражнениям в диапазоне квинты, в конце распевки доходить до упражнений в диапазоне октавы и более. Всё это зависит от уровня профессионализма певца;
- начинающий вряд ли справится с октавными упражнениями даже в конце распевания; - длительность и сам набор упражнений для распевки определяется, конечно же, исходя из конкретных задач. На начальных этапах обучения вокальные упражнения могут составлять достаточно весомую часть урока вокала;
Если вы начали петь, и слышите, что голос сегодня "как-то не звучит", распевайтесь более последовательно, более аккуратно, в более щадящем режиме и отведите распевке больше времени, чем обычно. Нет никакого смысла петь на распевке тихонечко и не в полный голос, так как в таком режиме ваши связки не разогреются. Если распеться необходимо, но громкие звуки издавать из-за каких-то обстоятельств категорически нельзя, можно распеваться с закрытым ртом (это не столь эффективно, но может пригодиться иногда как выход из положения). При распевании нужно петь в полный голос, но необходимо избегать и форсированного звука (нарочно предельно громкого и уже некрасивого), а также жёсткой атаки звука (резкого акцентированного начала ноты) и перехода на крик;
Обязательно ли менять упражнения в каждом распевании? Вовсе нет. Можно распеваться на одних и тех же любимых и удобных упражнениях. А можно и менять, чередовать распевки, чтобы решать необходимые задачи.
Отличается ли распевка для высокого голоса от распевки для голоса низкого? По сути нет. Можно использовать одинаковые распевки. В любом случае распевание должно начинаться с центра, с середины голосового диапазона певца. Распевание для разных певческих голосов может отличаться только исходя из конкретных задач. Например, для лирико-колоратурного сопрано значительное место в распевании должны занимать упражнения в быстром темпе, направленные на выработку лёгкости и подвижности голоса. Для низких голосов более актуальна работа над тягучестью, кантиленой - эти задачи решаются в медленных темпах.
Распевки для детей
Вокальная работа с детьми подразумевает ещё более щадящее отношение к голосовому аппарату. Необходимо также корректировать её в мутационный период. Что касается распевок для детей, можно использовать все те же самые вокальные упражнения, что и при работе со взрослыми, разбавляя их при необходимости упражнениями с шуточными, детскими текстами.
Распевка для начинающих
В этом случае используются упражнения небольшого диапазона: распевки на одной ноте, на двух-трёх соседних нотах, в конце распевания упражнения могут захватывать квинту, но не подразумевать решение сложных технических задач. Избегайте большой длительности и высокой интенсивности занятия. Здесь важно не количество, а качество! Ни один адекватный педагог по вокалу не порекомендует самостоятельно заниматься развитием голоса. Вам нужен профессиональный контроль.
Распевка для вокалистов - отличается ли она от распевки для хора? Практически нет. Можно смело использовать одни и те же упражнения. Отличие лишь в том, что работа в хоре более стандартизированная, а в вокале распевки подбираются более индивидуально, чтобы решать конкретные для человека индивидуальные задачи.
На первоначальном этапе работы для распеваний служат русские народные попевки , заклички, а также три первых упражнений А.Яковлева.
Вокальные упражнения для формирования гласной У
Вокальные упражнения для формирования гласных О, А
Полезно пропевать различные скороговорки с употреблением различных словосочетаний с крещендо и диминуэндо, тр и рр.
Очень часто материалом для распевания служат отрывки из исполняемых коллективом произведений. Например, начало русской народной песни «Ты река ль, моя реченька»:
Часто вокальными упражнениями становятся отрывки, и не только из исполняемых произведений, но и отрывки из будущего репертуара. Обычно эти отрывки исполняются на определенные слоги или закрытым ртом.
Распевание можно петь на слоги ма и да. Это упражнение приучит детей округлять и собирать звук, сохранить правильную форму рта при пении гласной «А», а так же следить за активным произношением букв «Н, Д» упругими губами. Очень удобно на слоги лю, ле, потому как это сочетание очень естественно и легко воспроизводится. Здесь нужно следить за произношением согласной «Л», её не будет при слабой работе языка. А гласные «Ю, Е» поются очень близка, упругие губы.
Распевание с буквой «И» - также очень полезны. Сама буква светлая очень, помогает уйти от глухого звучания, устранять носовой призвук, естественно при правильном формировании. Развивает энергетику. Хороша для применения в распевках.
Также мною применяются упражнения на пропевание сверху вниз на те же слоги. При таком пении необходимо проследить за формированием верхнего звука, при переходе на полутоны дети должны петь их «узко», иначе остальные звуки потеряют высокую певческую позицию, и интонацию.
Параллельно с названными играми и упражнениями полезно иметь в репертуаре много разных канонов в приму. Начинаю с простейших народных песен: «Скок –поскок», «Во поле берёза стояла», «У кота – воркота», «Василёк», «Как под горкой».
Эффективным методом разучивания канонов считаю метод «снежного кома» (название метода Б.С. Рачиной). После выучивания канона приглашаю трёх –четырёх способных детей и предлагаем вместе с ними спеть канон, причём дети запевают первыми, а преподаватель вступае вслед за ними. Остальные ребята слушают. Затем необходимо разделит детей на две группы и : часть поёт с преподавателем, а другая часть с лидерами. И только потом две партии исполняют канон самостоятельно.
Распевание должно органично вписываться в интонационный процесс урока как тематически, так и драматургически. Подбор музыкального материала для распеваний позволяет органично включить этот раздел работы в урок, даёт возможность расширить музыкальный кругозор, обогатить интонационный словарь.
В младшем школьном возрасте определяющим звеном является певческое развитие детей, формирование у них правильных и устойчивых вокальных навыков, навыков пения в ансамбле. Разный уровень певческих способностей у детей создает большие трудности в разучивании песен. Эффективным приемом на развитие координации между слухом и голосом – пение с закрытым ушком. Этот прием формирует мелодический слух, самоконтроль и желание петь слитно со всеми. В ходе целенаправленной, планомерной и систематической работы у детей младшего школьного возраста возрастает интерес к исполнительской певческой деятельности. Создавая выразительные художественные образы, дети демонстрируют высокие показатели в музыкальной, творческой деятельности.