Методические рекомендации по созданию виртуального семейного клуба
Методические рекомендации по созданию виртуального семейного клуба
В сборнике представлен методический материал по разработке и реализации создания «Виртуальный клуб для родителей «Интересно мы живем»
на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №62 комбинированного вида». Данный инновационный проект проводился в рамках региональной экспериментальной площадки по теме «Создание вариативной образовательной среды в ДОУ как условие обеспечения позитивной социализации и индивидуализации развития дошкольников».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по созданию виртуального семейного клуба»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Де5тский сад №62 комбинированного вида»
администрации округа Муром Владимирской области
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по разработке и реализации инновационного проекта
«Виртуальный семейный клуб «Интересно мы живем»
Авторы-составители:
Журавлева Лариса Викторовна, музыкальный руководитель «МБДОУ №62 комбинированного вида»
Титова Елена Владимировна, старший воспитатель «МБДОУ №62 комбинированного вида»
2018 год
Аннотация.
В сборнике представлен методический материал по разработке и реализации создания «Виртуальный клуб для родителей «Интересно мы живем»
на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №62 комбинированного вида». Данный инновационный проект проводился в рамках региональной экспериментальной площадки по теме «Создание вариативной образовательной среды в ДОУ как условие обеспечения позитивной социализации и индивидуализации развития дошкольников». Основными направлениями деятельности клуба "Интересно мы живем" являются пропаганда положительного опыта семейного воспитания, повышение компетентности родителей в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста. Представленные материалы отражают деятельность по созданию виртуального клуба, цели и задачи, структуру и содержание, основные разделы и назначение в аспекте современных подходов к музыкальному развитию детей дошкольного возраста. Виртуальный семейный клуб обеспечивает всех заинтересованных пользователей: педагогических работников, воспитанников ДОУ, их родителей или иных законных представителей доступа к информационным образовательным ресурсам.
Данные методические рекомендации предназначены музыкальным руководителям, педагогам дошкольных учреждений, старшим воспитателям и заведующим ДОУ для оказания помощи в создании виртуальных семейных клубов. В основу рекомендаций положен практический опыт создания семейных клубов в дошкольных учреждениях и групповых виртуальных площадок для общения педагогов с родителями. Предлагаемый вид методической продукции может быть использован также в школах и учреждениях дополнительного образования.
В приложении сборника представлены необходимые документы:
нормативно-правовые основы
конспекты непосредственно образовательной деятельности и сценарии праздников и развлечений;
консультации для родителей;
анкеты и тесты для родителей
и т.д.
Сведения об авторах:
Журавлева Лариса Викторовна, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №62 комбинированного вида», высшая квалификационная категория, телефон: 89206246304.
Титова Елена Владимировна, старший воспитатель руководитель МБДОУ «Детский сад №62 комбинированного вида», высшая квалификационная категория, телефон: 89190006119.
Рекомендации по созданию семейного виртуального клуба ….....7
Рекомендации по деятельности клуба для музыкального развития детей дошкольного возраста ...............................................10
Трудные моменты в создании и организации виртуального семейного клуба………………………………………………………..11
Список рекомендуемой литературы………………………………..12
Полезные ссылки……………………………………………………...13
Пояснительная записка
Концепция модернизации современного образования обращает особое внимание на организацию родительского всеобуча в современном детском саду. Цель психолого-педагогического просвещения, образования родителей – помочь им правильно выстроить свои взаимоотношения с детьми, что будет способствовать полноценному музыкальному развитию ребёнка. Семейный клуб становится для родителей не дополнительной обязанностью, а возможностью найти ответ на интересующий вопрос воспитания, помощь и поддержку в трудной жизненной ситуации, поделиться положительным опытом семейного воспитания, утвердиться в своих правильных позициях, либо подкорректировать ошибки в воспитании. Поскольку в современных условиях
Интернет — это источник информации и место для общения, особенно молодёжной аудитории, его нужно активно использовать в пропаганде музыкального образования и развития ребенка.
Хотелось бы рассмотреть этот вопрос более подробно в свете реализации мероприятий, направленных на исполнение пункта 7 перечня поручений Президента Российской Федерации с участниками форума «Качественное образование во имя страны» Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» от 15 октября 2014 года, а также консолидации усилий общества для решения проблем, существующих в родительстве.
Он предусматривает различные формы работы с родителями, включая общение на виртуальных площадках. Кроме предложенных в нём мероприятий можно опробовать и создание родительских групп по образу их в социальных сетях, что на современном уровне вполне возможно в условиях интернет-пространства. Попытки общения родителей в Whatsapp или Viber уже имеют место, но носят безсистемный и бесконтрольный характер. Поэтому создание виртуального семейного клуба на сервисе Google стала для нас актуальным.
Главное достоинство виртуальных клубов — возможность экономии времени, причем как для стороны, предоставляющей педагогическую помощь, так и для детей и родителей.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), президентские инициативы, стратегия построения информационного общества в России формируют запрос не только на обновление требований к дошкольному образованию, но и обновление информационно-образовательной среды общеобразовательных учреждений, а так же эффективное использование её ресурсов. Об этом говорится и в Информационном письме Минобразования РФ от 25 мая 2001 г. N 753/23-16 "Об информатизации дошкольного образования в России". На региональном уровне этот вопрос регулируется Постановлением Губернатора Владимирской области от 10.08.2010 г.№ 904 «Об утверждении Плана мероприятий по развитию информационного общества и формированию электронного правительства во Владимирской области на 2010-2012 годы». Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, требованиями современного общества.
Рекомендации по созданию, наполнению и ведению сайта прописаны в:
Постановлении Правительства РФ от 10 июля 2013 г. №582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной телекоммуникационной сети "Интернет" информации об образовательной организации».
В том числе, работу сайта регламентируют следующие правовые акты:
Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»,
Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-Ф3 «О рекламе»,
Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г. № 478 г. Москва "О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет "
Данные методические рекомендации предназначены музыкальным руководителям, специалистам, педагогам школ и дошкольных учреждений, для оказания помощи в создании виртуальных семейных клубов с родителями.
Цель методических рекомендаций:
Методические рекомендации по созданию виртуального клуба призваны оказать помощь педагогам-практикам, организаторам воспитательной работы с детьми по внедрению и пропаганде передового педагогического опыта и инноваций в области образования; внедрения новых информационных технологий во взаимодействие с семьей.
Овладение опытом организации виртуального семейного клуба может привести к следующим ожидаемым результатам:
создать коллектив педагогов, родителей и детей, заинтересованный в решении общих проблем.
ориентироваться на актуальные, значимые проблемы музыкального развития детей дошкольного возраста (с учётом индивидуально-возрастных особенностей развития детей);
вызвать интерес у родителей к музыкальному образованию и самообразованию;
учитывать личный опыт родителей, их интересы;
вариативно подойти к содержанию, формам и методам образования родителей;
использование дистанционного информационного обмена.
Особенность и новизна виртуального родительского клуба заключается в том, что средствами интернет – коммуникаций пользователь может получить достоверную информацию о музыкально развитии и воспитании детей дошкольного возраста, а также обеспечивает воспитателям, родителям и детям максимально возможный доступ к информации о жизни детского сада.
С О Д Е Р Ж А Н И Е
1. Рекомендации по созданию семейного виртуального клуба.
В первую очередь надо определить для конкретного педагога цель и задачи взаимодействия с родителями, которые органично впишутся в воспитательно -образовательный процесс.
Цель создания семейного виртуального клуба:
Создание эффективной формы взаимодействия с родителями путем внедрения дистанционного обучения и просвещения в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста, используя новые информационные технологии.
Задачи:
формировать и повышать информационную компетентность родителей в музыкальном воспитании дошкольников, осознание их значимости для создания и сохранения семейных традиций, их воспитательных влияний на развитие детей дошкольного возраста и основ организации музыкальной и досуговой деятельности.
создать условия для активного участия в музыкальном воспитании и развитии ребенка;
помочь родителям создать в семье комфортную обстановку для музыкального развития ребенка;
выявить, раскрыть и поддержать положительные личностные качества родителей необходимые для сотрудничества со своим ребенком;
сформировать уверенный и спокойный стиль воспитания.
Семья и детский сад - две сферы жизни ребенка. Семья на всех этапах развития общества остро нуждается в помощи специалистов. Взаимосвязь детского сада и семьи, их реальные контакты предусматривают организацию такого воспитания, при котором педагоги и родители внедряют в практику наиболее оптимальные приемы воспитательного воздействия на детей. Единство требований педагога и родителя неоспоримый путь к успеху. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь образовательного учреждения.
Поиск новых форм работы с родителями остается актуальным для образовательной организации. Все традиционные формы, такие как родительские собрания, лекции, консультации, малоэффективны в решении родителями практических задач. В их рамках не всегда возникает возможность достаточно полно обсудить проблемы музыкального развития детей и рассмотреть особенности детско-родительских взаимоотношений.
Поэтому, перед нами встала задача: подобрать такую форму взаимодействия дошкольного учреждения с родителями, которая бы заинтересовали их, способствовала взаимодействию созданию условий развития самостоятельности, коммуникабельности и уверенного поведения ребенка.
Такой, оптимальной и наиболее эффективной формой сотрудничества с родителями, на наш взгляд, является семейный клуб. В отличие от традиционных форм, где общение основано на поучительном характере, наш семейный клуб выстроил свои отношения с семьей на принципах открытости, оптимизма, оригинальности.
В клубе виртуальный пользователь может получить сведения о предлагаемых услугах, предстоящих и проведённых мероприятиях, конкурсах, познакомиться с творческими работами сверстников воспитанников. На главной странице сайта размещены основные направления деятельности клуба «Интересно мы живем», сведения о музыкальном руководителе и контактные данные. Следующая страничка посвящена педагогическим методам, которые можно использовать в семье для музыкального развития ребенка. Познакомиться со сценариями праздников и развлечений, которые прошли или предстоят в жизни ребенка можно в следующем разделе. Раздел «Интересные ссылки» перенесут вас в виртуальное пространство интернета, где вы можете познакомиться с работой других виртуальных клубов для родителей. Большое место отведено страничке, на которой размещаются и периодически меняются темы консультаций для родителей по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. Страница «Маршрут выходного дня» - это афиша мероприятий, которые музыкальный руководитель советует посетить вместе с детьми. Название странички «Поем вместе с детьми» говорит само за себя: там размещаются и периодически меняются песни, которые музыкальный руководитель разучивает с детьми в детском саду. «Советую познакомиться» - эта страничка посвящена актуальным вопросам музыкального развития ребенка в семье. Результаты анкетирования и тестирования родителей помогают музыкальному руководителю выстроить педагогический процесс в музыкальном воспитании дошкольников, что повысит их музыкально – эстетическую культуру. Коммуникативному общению посвящена страница «Узнаем друг друга ближе».
Работа по созданию виртуального семейного клуба проходит в несколько этапов:
I этап. Подготовительный.
1.Создание материально-технических условий:
организация сетевых ресурсов – подключение к выделенному каналу сети INTERNET.
Разработка сайта на сервисе Google или Яндекс.
II этап. Организационный.
Создание условий для организации виртуального семейного клуба;
изучение особенностей, потребностей семей через собеседование и анкетирование;
разработка Положения о виртуальном клубе «Интересно мы живем».
3.Осуществление деятельности.
Презентация работы виртуального семейного клуба на различных уровнях:
педагоги;
родители (законные представители) дошкольников;
методические объединения педагогов округа Муром.
III этап. Внедренческий.
1. Планирование деятельности:
деятельность по планированию работы виртуального семейного клуба;
информирование родителей (законных представителей) о работе клуба;
построение связей взаимодействия всех субъектов образовательного процесса в условиях деятельности дошкольной виртуального клуба.
2. Адаптация субъектов образовательного процесса к условиям функционирования виртуального семейного клуба:
организация и систематизация консультационной работы;
3. Внедрение традиционных и инновационных форм деятельности виртуального семейного клуба:
адаптация традиционных форм сотрудничества с родителями;
разработка и использование инновационных форм взаимодействия с воспитанниками и родителями;
обобщение и распространение опыта работы клуба.
IV этап. Оперативный.
1. Оценка эффективности проделанной работы.
Основной критерий соответствие результатов работы поставленным целям и задачам.
2. Оптимизация условий функционирования виртуального семейного клуба:
развитие материально-технической базы;
обновление и модификация медиаресурсов;
активизация малоактивных родителей;
создание странички для детей.
2. Рекомендации по деятельности клуба для музыкального развития детей дошкольного возраста
Данные методические рекомендации оказывают методическую помощь педагогам (музыкальным руководителям) по вопросу воспитания и духовного сближение родителей и детей на основе любви к музыке.
Виртуальный семейный клуб «Интересно мы живем» обеспечивает формирование музыкально-эстетической сферы детей дошкольного возраста и как следствие формирование музыкальной культуры в целом. Успешное вхождение ребенка в мир социальных отношений, его самореализацию способствует улучшению эмоционального комфорта в семье и повышение социального благополучия семьи.
Реализация разработанной системы работы в клубе помогает повысить компетентность родителей в вопросах развития музыкальных способностей дошкольников и нравственно – эстетического воспитания в целом. Дети - увлечённые участники семейного клуба, посещающие странички виртуального клуба совместно с родителями, будут успешно адаптироваться и творчески реализовывать свой потенциал в окружающем детском - взрослом сообществе.
Виртуальный клуб – это интересная современная модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых создается не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что может послужить раскрытию творческих способностей детей и взрослых.
Специфическим эффектом работы в виртуальной семейном клубе является повышение родительской сензитивности (чувствительности) к ребенку, выработка более адекватного представления о детских возможностях и потребностях, ликвидация психолого-педагогической неграмотности в музыкальном воспитании и продуктивная перестройка арсенала средств общения с ребенком. Это также помогает раскрыть детям свои музыкальные и творческие способности, почувствовать радость от участия в игровом действии.
Снижение конфликтности в работе педагогов и родителей (законных представителей); повышение посещаемости мероприятий; более высокая активность родителей (законных представителей) в воспитательно-образовательном процессе; увеличение количества индивидуальных консультаций по музыкальному воспитанию детей; изменение характера запросов при консультировании все это свидетельствует о необходимости внедрять такую инновационную форму работы в свою практику.
Нам еще предстоит проанализировать результаты, выявить эффективность и возможности трансляции данного опыта в образовательное пространство города и региона.
3. Трудные моменты в создании и организации
виртуального семейного клуба
В настоящее время актуальными задачами для нас продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.
Также трудностью в организации виртуального семейного клуба является обеспечение обратной связи с родителями. Также педагоги могут столкнуться с трудностью своевременного информирования родителей о происходящих в группе или детском саду событиях.
Список рекомендуемой литературы
1. Арнаутова, Е.П. Основы сотрудничества с семьей дошкольника: методическое пособие /Е.П. Арнаутова - Москва,1994
2. Виноградова Н.Ф. Воспитателю о работе с семьей: методическое пособие / Н.Ф.Виноградова. - Москва: Просвещение, 1989
3. Доронова, Т. Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей / Т.Н .Доронова, Г.В.Глушкова.- Москва: Просвещение, 2005
4. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений /Москва: Академия, 2002
5. Евдокимова, Е. С.Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольников / Е.С.Евдокимова // Управление ДОУ.-2008.-№8.
6. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Официальные документы в образовании. – 2994.-№31.
7. Королева, Н. Н. Эффективное взаимодействие семьи и ДОУ / Н.Н. Королева, О.Н. Савинова // Справочник руководителя дошкольного учреждения.- 2007. - №9.
8. Пастухова, И. О. Создание единого пространства развития ребенка: взаимодействие ДОУ и семьи / И.О. Пастухова // Управление ДОУ.-2007.-№4.
9. Семейный Кодекс Российской Федерации
10. Степанов, Е. Н. Педагогу о современных подходах и концепциях в воспитании: методическое пособие / Е.Н.Степанов, Л.М.Лузина. - Москва, 2002г.
Полезные ссылки
Методические рекомендации "ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ВИРТУАЛЬНЫХ РОДИТЕЛЬСКИХ ГРУПП"