«Методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся ДМШ и ДШИ и формы домашних заданий по сольфеджио для развития музыкального слуха»
«Методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся ДМШ и ДШИ и формы домашних заданий по сольфеджио для развития музыкального слуха»
Одна из самых главных методических задач преподавателя состоит в том, чтобы научить ребенка работать самостоятельно.
Творческая деятельность развивает такие важные для любого вида деятельности личные качества, как воображение, мышление, увлеченность, трудолюбие, активность, инициативность, самостоятельность.
Эти качества необходимы для организации грамотной самостоятельной работы, которая позволяет значительно активизировать учебный процесс.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся ДМШ и ДШИ и формы домашних заданий по сольфеджио для развития музыкального слуха»»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств» г. Бакала
«Методические рекомендации
по организации самостоятельной работы
учащихся ДМШ иДШИ
и формы домашних заданий посольфеджио
для развития музыкальногослуха»
Выполнили:
преподаватели
теоретических дисциплин
Долинина Н.Н.,
Черненко О.В.
г. Бакал
2020 г.
Одна из самых главных методических задач преподавателя состоит в том, чтобы научить ребенка работать самостоятельно.
Творческая деятельность развивает такие важные для любого вида деятельности личные качества, как воображение, мышление, увлеченность, трудолюбие, активность, инициативность, самостоятельность.
Эти качества необходимы для организации грамотной самостоятельной работы, которая позволяет значительно активизировать учебный процесс.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по сольфеджио.
Время, предусмотренное на выполнение домашнего задания составляет от 1 часа в неделю, рассчитывается исходя из затрат времени на отдельные виды заданий (сольфеджирование, интонационные упражнения, теоретические задания, творческие задания и др.).
Целесообразно равномерно распределять время на выполнение домашнего задания в течение недели (от урока до урока), затрачивая на это 10-20 минут в день.
Домашнюю подготовку рекомендуется начинать с заданий, в которых прорабатывается новый теоретический материал и с упражнений на развитие музыкальной памяти (выучивание примеров наизусть, транспонирование, игра последовательностей), чтобы иметь возможность несколько раз вернуться к этим заданиям на протяжении недели между занятиями в классе.
Должное время необходимо уделить интонационным упражнениям и сольфеджированию. Ученик должен иметь возможность проверить чистоту своей интонации и научиться это делать самостоятельно на фортепиано (или на своем инструменте).
Самостоятельные занятия по сольфеджио являются необходимым условием для успешного овладения теоретическими знаниями, формирования умений и навыков.
Самостоятельная работа опирается на домашнее задание, которое должно содержать новый изучаемый в данный момент материал и закрепление пройденного, а также включать разные формы работы:
выполнение теоретического (возможно письменного) задания,
Объем задания должен быть посильным для ученика. Домашнее задание фиксируется в дневнике или нотной тетради.
На уроках преподаватель показывает ученикам, как работать над каждым видом домашнего задания (как разучить одноголосный, двухголосный пример, как прорабатывать интервальные, аккордовые последовательности, интонационные упражнения).
Ученикам надо объяснить, как можно самостоятельно работать над развитием музыкального слуха и памяти, подбирая по слуху различные музыкальные примеры, записывая мелодии по памяти, сочиняя и записывая музыкальные построения.
Формы домашних заданий для развития музыкального слуха.
Пение гамм:
Пение небольших отрезков звукоряда в объеме терции или квинты;
Пение в прямом движении вверх или вниз;
Пение по тетрахордам;
Пение по слогам (ля-ля, та-та) вслух или про себя различными способами (через одну или через 2 ступени);
Пение от различных ступеней, например от III ст. вверх или от VI ст. вниз;
Пение одноименных гамм в сопоставлении.
Ладовые упражнения:
Пение Т53 вверх и вниз;
Пение трезвучий главных ступеней лада;
Пение трезвучия в разбивку;
Пение развернутого Т53;
Опевание устойчивых ступеней, разрешение неустойчивых ступеней;
Упражнения с хроматическими проходящими и вспомогательными звуками;
Упражнения в гармоническом виде мажора и минора.
Упражнения с одноголосными мелодиями:
Прочесть название мелодии и автора.
Выучить слова (если они есть).
Сделать мысленный анализ мелодии:
Определить лад тональность размер
Посмотреть мелодию, наметить моменты дыхания (по фразам)
Определить знакомые моменты музыкальной речи, встречающиеся в мелодии (направление движения мелодии, повторы, скачки, синкопированный, пунктирный ритм и.т.д.)
Определить примерный темп исполнения.
Настройка (на инструменте только Т) в младших классах можно спеть гамму, Т53.
Спеть мелодию с дирижированием и названием нот.
Сыграть для проверки на инструменте.
При сложности воспроизведения ритма простучать ритмический рисунок мелодии.
Спеть еще раз в темпе, с динамическими оттенками.
Спеть со словами.
Спеть мелодию по фразам (вслух и про себя).
Спеть транспонируя.
Упражнения с интервалами в тональности.
Упражнения способствуют укреплению ладового чувства. Начинать надо с устойчивых ступеней мажорного лада, затем подключать неустойчивые с разрешением. Например ч.5 на IIст. С разрешением в III и V ст.
Петь интервалы на слог. Вверх и вниз от звука.
Пение 2,3,4,5,8 от устойчивых ступеней натурального мажора и минора.
Пение 2,3,4,5,8 от неустойчивых ступеней натурального мажора и минора.
Пение 6, 7 в натуральном и гармоническом мажоре и миноре.
Пение тритонов с разрешением.
Пение характерных интервалов с разрешением.
Зрительный и слуховой анализ интервалов.
Пение модулирующих секвенций.
Упражнения с интервалами от звука.
Пение 2,3,4,5,8 от звука вверх и вниз.
Пение 6, 7 от звука вверх и вниз.
Пение тритонов с разрешением и определением тональности.
Подстраивайте голосом второй звук интервала к звуку на инструменте.
Петь цепочки интервалов с нижним или верхним звуком.
Упражнения с аккордами в тональности.
Пение мажорного и минорного Т53↓↑.
Пение в разбивку.
Пение мажорного и минорного Т6 и Т64 аккордов ↓↑ и в разбивку.
Пение S53 и D53 в мажоре и гармоническом миноре с разрешением.
Пение S53 и D53 с обращением в мажоре и гармоническом миноре с разрешением.
Пение D7 с обращением в мажоре и гармоническом миноре с разрешением.
Пение кадансов.
Пение Ум53 в мажоре и миноре с разрешением.
Пение вводных септаккордов в натуральном мажоре и гармоническом миноре с разрешением.
Игра на инструменте всех пройденных аккордов.
Пение басового голоса в аккорде или аккордовой последовательности.
Нахождение аккордов в мелодических изложениях в заданных мелодиях.
Нахождение аккордов в произведениях по специальности.
Упражнения с аккордами от звука.
Пение мажорного и минорного трезвучия ↓↑.
Пение мажорного и минорного трезвучия в сопоставлении.
Пение мажорного и минорного секстаккорда и квартсекстаккорда от
звука ↓↑.
Пение аккордов S и D и обращений от звука с определением тональности и с разрешением в мажоре и миноре.
Пение обращений D7 от звука с определением тональности и с разрешением в мажоре и миноре.
Пение Ум53 от звука вверх с разрешением в мажоре и миноре.
Пение вводных септаккордов от звука вверх с разрешением в мажоре и миноре.
Упражнения с двухголосными мелодиями
Исполнение примера на инструменте.
Пение одного голоса, второй играть.
Мелодии подголосочного склада:
С названием нот;
Со словами;
На слог;
Вслух и про себя по фразам.
Канонические примеры:
Нотами;
Со словами;
На слог;
Вслух и про себя.
Самодиктант
Разучивание мелодии в классе со словами и на слог, а дома подобрать на инструменте или записать нотами.
Подобрать и записать аккомпанемент к заданной мелодии.
Творческие упражнения
Допевание песни до тоники.
Импровизация мелодии на заданные слова и ритм.
Импровизация с собственным ритмом.
Сочинение и запись второго голоса.
Подбор и запись гармонического сопровождения к мелодии по плану: Бас, тоника, субдоминанта, доминанта;
Основные аккорды T,S, D;
Обращения аккордов T,S, D;
D7 с обращением;
Подбор и запись фактурного аккордового аккомпанемента.
Письменные упражнения
Навыки записи скрипичного и басового ключей, нот, длительностей, пауз.
Переписывание мелодии.
Подписывание слов.
Построение интервалов и аккордов.
Запись мелодии по памяти.
Транспозиция.
Запись второго голоса к мелодии.
Запись аккомпанемента к мелодии.
Запись собственного сочинения.
Данные формы домашних заданий по сольфеджио помогут преподавателю разнообразить учебный процесс, а учащимся развить музыкальный слух.
Отдельные виды работы можно использовать как памятку при подготовке домашнего задания.
Рекомендуемая литература:
Андреева М. От примы до октавы. – Москва, 1976 г.
Быканова Е. Стоклицкая Т. Музыкальные диктанты 1-4 классы ДМШ. – Москва, 1979 г.
Вахромеев В. Сольфеджио. – Москва, 1968 г.
Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем. Учебник для подготовительного класса ДМШ. – Москва. 1989 г.
Сердинская В.А. «Развитие внутреннего слуха в классах сольфеджио», Музгиз. 1962 г.
Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей», «Наука» 2003г.
Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства. – Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст. 4036
Фридкин Г. Музыкальный диктант. – Москва, 1972 г.
Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. – Москва, 1974 г.
Шатковский Г. Развитие музыкального слуха. – Москва, 1996 г.
Методическая литература:
Вопросы методики воспитания слуха / Под ред. Н. Островского. – Ленинград, 1967 г.
Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. – Москва, 1982 г.
Карасева М. Сольфеджио-XXI: между мечтой и прагматикой. // Как преподавать сольфеджио в XXI веке. Составители О. Берак, М. Карасева. – Москва, 2006 г. С.10.
Кодай З. Кто хороший музыкант? // З. Кодай. Избранные статьи. – Москва, 1982 г. с. 232.
Незванов Б. Интонирование в курсе сольфеджио. – Москва, 1985. С.31.
Островский А. Методика теории музыки и сольфеджио. –Ленинград, 1970 г. С.8.
Чижова С. Работа над диктантом в старших классах ДМШ и ДШИ. – Москва, 1984 г.