kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации на тему "Готово-выборный баян в музыкальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации на тему "Готово-выборный баян в музыкальной школе"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации на тему "Готово-выборный баян в музыкальной школе"»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств им. Е.М. Беляева»

г. Клинцы Брянской области















Методические рекомендации на тему

«ГОТОВО - ВЫБОРНЫЙ БАЯН В МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»












Составитель: Володченко Людмила Вячеславовна, преподаватель МБУДО «ДШИ им. Е.М. Беляева»









2021г.

Оглавление



1. Появление готово-выборного баяна 3

2. Готово-выборный баян в ДМШ 3

3.1. Особенности обучения 3

3.2. О некоторых особенностях положения левой руки при игре на

выборной клавиатуре. 3

3.3. Развитие первоначальных навыков движения пальцев 3

3.4. Игра двумя руками 3

Литература 3






  1. Появление готово-выборного баяна



Современный баян имеет свою историю. Ему предшествовала губная гармоника. В 50-е годы XIX столетия появилась ручная гармоника, сконструированная тульским оружейным мастером Сизовым. Этот инструмент с диатоническим звукорядом получил название «тульская однорядная гармоника с русским строем». Инструмент с полным хроматическим звукорядом, усовершенствованный русским мастером Н. И. Белобородовым, распространился в 1861 - 1862 годах.

Н. И. Белобородов



В конце XIX столетия в Петербурге входит в практику гармоника с двумя - правой и левой — хроматическими клавиатурами.

К сожалению, имя мастера, создавшего его, и точная дата изготовления не сохранились. Д. П. Паумин был одним из первых исполнителен на инструменте с двумя хроматическими клавиатурами, известного в наше время как выборный баян. Инструмент с полным хроматическим в правой клавиатуре и с басовым хроматическими рядами, трезвучиями и септаккордами всех ступеней в левой – это баян с готовыми аккордами, или готовый. С начала XX века популярность последнего особенно росла, в то время как выборный баян пробивал себе дорогу с большими трудностями. Это было закономерно, так как готовый баян уже завоевал большую популярность, располагая квалифицированными педагогами и исполнителями, развитой системой обучения, художественной и специальной литературой.

Выдающиеся педагоги - А. Данилов, А. Кузнецов, И. Мищенко, В. Павлючук - способствовали внедрению выборного баяна в учебную практику школ, училищ, консерваторий. Педагоги и исполнители хорошо видели его преимущества перед готовым. Так, председатель секции Государственного института музыкальной науки профессор А. Рождественский в 1929 году писал: «В настоящее время пора переходить к игре на выборных баянах, так как только они пригодны для передачи музыкальных произведений без всяких искажений, со всеми теми особенностями, с которыми музыкальное произведение вышло из рук музыканта - композитора». («За гармонику», 1929 г.; январь.) Появились авторитетные высказывания о несомненных преимуществах выборного баяна и о том, что инструмент с готовым аккомпанементом все меньше удовлетворяет музыкантов с развитым художественным вкусом, так как готовый аккомпанемент связывает исполнителя, и последний использует при игре аккорды, которые абсолютно не имели в виду композиторы. Так, например, известный педагог, методист и музыкальный критик А. Басурманов пишет: «На выборном баяне можно играть без искажений литературу. созданную для других инструментов. В левой клавиатуре появилась возможность «выбирать» аккорды в указанном автором виде и расположении. Удобно стало исполнять полифонические произведения («Музыкальная жизнь» 1973 г №5).

Ошибочное мнение о трудностях игры на выборном баяне, существовавшее до недавнего времени, опровергнуто широкой исполнительской и педагогической практикой. Систематическая планомерная работа в начальный период обучения закладывает прочный фундамент, благодаря которому ученик может в совершенстве овладеть игрой на выборном баяне, затратив притом столько же труда, сколько на любой другой и инструмент.

Баян «Юпитер-2Д» 2-х голосный, 46/61х44/80, готово выборный 4-х рядный.



Готово-выборный баян в настоящее время является наиболее совершенным инструментом из семейства гармоник. Сохранение в этой конструкции готовых аккордов обеспечивает инструменту прежнюю широкую доступность, а наличие выборного звукоряда открывает перспективы для развития профессионального исполнительства. Наиболее полное использование возможностей современного баяна обусловливается качеством начального обучения, требует приобретения прочных и разносторонних навыков, необходимых не только для будущих профессионалов, но и любителей.

2. Готово-выборный баян в ДМШ



Однако проблему обучения игре на готово-выборном баяне в настоящее время не имеет законченного решения. Существуют три наиболее определенных точки зрения на эту тему:

1. Готово-выборный баян в ДМШ не нужен вообще, так как это слишком сложно и это уход от доступности инструмента, его демократичности.

2. Обучение в ДМШ от начала до конца должно быть построено на освоении готово-выборного баяна, так как это не сложно, а также расширяет репертуарные возможности, инструмент выходит на более профессиональный уровень.

3. Готово-выборный баян в ДМШ преподается тем, кто продолжает свое профессиональное образование, а также учащимся, проявляющим интерес к этому.

Современные учебные программы не дают конкретного и окончательного ответа по решению этой проблемы, поэтому педагоги ДМШ решают эти вопросы по своему усмотрению.

Каким же образом обучение на готово-выборном баяне можно рекомендовать на практике. Начинать заниматься можно и от самого начала обучения, при этом индивидуально решая вышеназванные проблемы. Изучение готово-выборного баяна должно проводиться параллельно с занятиями на готовом баяне. Для занятий с детьми младшего школьного возраста рекомендуются специальные учебные модели баяна на двух сменных левых взаимозаменяемых корпусах, что позволяет уменьшить габаритные размеры и вес инструмента. Очень важно, чтобы инструмент по своим габаритам соответствовал физическим возможностям учащегося.

3.1. Особенности обучения



Левая клавиатура серийного готово-выборного баяна состоит из пяти рядов клавиш (кнопок). Левая выборная клавиатура получается путем переключения и располагается на месте готовых аккордов, то есть на третьем, четвертом и пятым рядах. По аналогии с правой клавиатурой первый ряд выборного звукоряда расположен так же ближе к меху, на месте мажорных аккордов. Вместо минорных аккордов включается второй ряд, а на месте доминант септаккордов получается третий ряд выборной клавиатуры. В противоположность правой клавиатуре здесь низкие звуки находятся внизу выборной клавиатуры, высокие - в верхней ее части. Обозначение клавиатур, следующее: Г - готовый, В - выборный, Б - басы. Звуки высокого и среднего диапазона в правой и левой клавиатуре записываются в скрипичном ключе. Для записи низких звуков в правой и левой выборных клавиатур, а также басов и аккордов левой готовой клавиатуры, применяется басовый ключ.

Конструкция готово-выборного баяна обусловливает ряд особенностей исполнения. Отметим наиболее характерные из них:

  1. При включении выборного звукоряда готовые басы остаются, и они могут быть использованы для удобства игры при больших скачках или в случае необходимости педализации баса с одновременной игрой на выборном звукоряде.

  2. Вертикальное расположение выборного звукоряда создаёт в ряде случаев трудности для исполнения. Чтобы яснее представить их, разделим условно выбранный звуко ряд на три регистра – высокий, средний и низкий.

Высокий регистр расположен в верхней части клавиатуры; его диапазон примерно от фа-диез второй октавы до до- первой октавы. Для свободного исполнения в данном регистре, особенно при нажиме самых верхних клавиш кисть руки должна быть направленна максимально вверх, так как левый ремень ограничивает возможности перемещения руки в эту часть клавиатуры. Учитывая это, нужно помочь ученику преодолеть возникающие затруднения.

Средний регистр. Диапазон от си малой октавы до фа большой октавы. Эта часть клавиатуры наиболее удобна для игры. При исполнении в этом регистре кисть руки находится в естественном положении в соответствии с определённым видом техники. В гаммообразных последовательностях сохраняется определённая аппликатура.

Низкий регистр. Диапазон – от ми большой октавы до фа контроктавы. Эта часть клавиатуры наименее удобна для исполнения гаммообразных построений, так как левый ремень препятствует передвижению руки. Чтобы обеспечить свободное исполнение гамм, начинающихся со второго и третьего ряда, необходимо применять в начале изложения четвертый и пятый пальцы. Эта аппликатура позволит также сохранить естественное положение руки.

Итак, левая выборная клавиатура в высотном отношении представляет собой обратный вариант правой клавиатуры: внизу расположены низкие, а вверху высокие звуки. В связи с этим изменилось и направление поперечных рядов. Если в правой клавиатуре, например, клавиши. До - До- диез - Ре направлены вниз, то в левой они следуют кверху. Противоположны и аппликатурные последовательности. В первом случае данный хроматический ход исполняется 2 - 3 - 4 -м пальцами, а во втором 4 - 3 - 2. Эго обстоятельство имеет существенное значение. Нужно отметить, что при естественно согнутом положении пальцев из-за большой силы мышц - сгибателей, пятый и четвертые пальцы обычно сгибаются несколько больше, чем третий и второй (это связано с тем, что сгибание пальцев начинается с мизинца, а разгибание с указательного пальца - пятый палец имеет более сильные сгибатели, а второй - разгибатели). В соответствии с направлением линии расположения кончиков естественно согнутых пальцев и был найден угол наклона поперечного ряда правой клавиатуры. Обратное же положение левой клавиатуры нарушило эту взаимосвязь, а значит и потребовало создание новых аппликатурных основ. Действительно, сохранение аппликатурных принципов, характерных для правой клавиатуры, вызывает значительные трудности и никак не обеспечивает удовлетворительного качества связности звучания, например, при «доставании» четвертым пальцем клавиши Ля (после Соль) или исполнении последовательности Ля - Соль - Фа 4, 3, 2-м пальцами в гамме До мажор.

Не идентичность правой и левой клавиатур баяна предполагает и соответствующую специфичность принципов аппликатуры. Особенности аппликатурных закономерностей левой клавиатуры связаны и со значительно меньшей мензурой, более тесным расположение клавишей, чем в правой клавиатуре. Если в правой клавиатуре поперечный ряд (вместе с объемом «кнопок») занимает почти 5 см, то в левой выборной клавиатуре он составляет в среднем 3,5 см. Это обстоятельство также не может не отразиться на принципах аппликатуры. Особую важность приобретает наличие у учащегося мягкой, эластичной кисти, достижение лаконичности движений. Из-за тесной мензуры более часто, чем в правой руке, при исполнении гаммообразных движений приходится поднимать над клавишами третий палец, создавая более благоприятное условие для движения соседних пальцев. Например, при нажатии клавиши Соль четвертым пальцем в восходящей и нисходящей До мажорной гамме третий (средний) палец должен оказаться приподнятым примерно до половины ногтевой фаланги безымянного пальца и соприкасаться с ним. В этом и во всех подобных случаях важно, чтобы подъем этого пальца был, по возможности, меньшим, малозаметным.

Работая с учеником сначала над элементами гаммы, а затем над гаммами в одну и две октавы, как и в правой руке, следует максимально использовать движения лучезапястного сустава и кисти, создавая этим наиболее благоприятное условие для деятельности пальцев. От выработанных в начале обучения способов нажатия клавиш, характера игровых движений пальцев кисти во многом зависит уровень технического развития учащегося, его исполнительской перспективы.

3.2. О некоторых особенностях положения левой руки при игре на выборной клавиатуре.



В процессе игры левая клавиатура баяниста выполняет разнообразную работу: производит пальцами нажим на клавиши для извлечения звука; регулирует движение меха; передвигается по решётке корпуса вдоль клавиатуры. Общее правило постановки левой руки заключается в следующем: рука должна быть согнута в локте и находиться на таком расстоянии от корпуса баяниста, которое обеспечивает её свободное положение и чёткую работу пальцевого аппарата. Ладонь руки свободно прилегает к крышке баяна. Большой палец полусогнут и немного выступает за край корпуса баяна. При движении руки большой палец не изменяет своего положения. Педагогу необходимо следить за тем, чтобы во время движения меха на разжим большой палец не упирался в крышку баяна, так как это вызовет ненужное напряжение кисти руки. При сжиме меха ладонь не должна плотно прижиматься крышке баяна, чтобы не затруднять работу пальцев.

На выборной клавиатуре пальцы левой руки совершают более гибкий и разнообразные движения, связанные с исполнением гаммообразных последовательностей и коротких арпеджио. Каждому из этих основных видов техники соответствует определённое положение руки, обеспечивающее их свободное исполнение.

В начальный период обучения ученик должен освоить два положения руки.

1-ая позиция обусловливает естественное (правильное) положение руки для исполнения гаммообразных последовательностей. Первый палец и ребро ладони составляют опору руки и во время игры свободно движутся по крышке корпуса баяна. Кисть руки направлена вверх и находится выше запястья.

2-ая позиция обеспечивает свободное исполнение коротких арпеджио и аккордов в тесном расположении. Ладонь руки не прижимается плотно к крышке баяна, а свободно прилегает к ней. Кисть и запястье руки находятся на одном уровне по отношению к клавиатуре.

Есть ещё одно положение в баянной технике левой руки, но оно встречается реже первого и второго, иногда его можно заменить вторым. А именно, в этом положении левой руки кисть и пальцы «смотрят» вниз, а запястье находится выше кисти. При исполнении интервалов и аккордов в широком расположении на первый ряд ложится второй палец, а на третий ряд - пятый палец.


3.3. Развитие первоначальных навыков движения пальцев

Работая над развитием у учащихся двигательного навыка пальцевого аппарата, педагог должен руководствоваться определёнными музыкально-техническими задачами. Важную роль в решении этих задач играет правильный подбор упражнений и музыкального материала для левой руки. В начальный период в качестве упражнений наиболее целесообразно использовать небольшие мелодические построения (в пределах октавы), основанные на движении 2, 3 и 4-го пальца по соответствующим рядам выборной клавиатуры – третьему, второму и первому. Эти упражнения должны иметь несложный, но разнообразный ритмический рисунок и строиться на характерных мелодических оборотах, способствующих закреплению положения руки в первой позиции.

Упражнения исполняются в умеренном темпе, с соблюдением указанной аппликатуры. Если предусматривается связное исполнение, то необходимо следить за одинаковым нажимом пальцев на клавиши и плавным переходом от звука к звуку. Движение меха при этом должно быть ровным без толчков.

Целенаправленная работа над упражнениями будет способствовать постепенному развитию ощущения выборной клавиатуры и закреплению навыков рациональной аппликатуры.

Музыкальный материал также должен иметь несложный ритмический рисунок, а его фактурное изложение должно быть построено на мелодических оборотах, встречающихся в гаммообразных последовательностях.

Необходимо добиться свободного и выразительного исполнения мелодий.

Основой развития техники левой руки на выборном баяне в начальный период обучения является работа над гаммаобразными последовательностями, короткими арпеджио, мажорными и минорными трезвучьями. Систематическая и последовательная работа над гаммами способствует развитию беглости пальцев и установлению правильной аппликатуры. Рациональная аппликатура мажорных и минорных гамм основана на естественном движении второго, третьего и четвертого пальцев по соответствующим рядам. На начальном этапе обучения целесообразно исполнять гаммы не по всему диапазону, а в пределах 1-2 октав, лучше в среднем регистре выборной клавиатуры. Вначале следует исполнять гаммы одной левой рукой в медленном темпе ровными длительностями, добиваться связного исполнения звуков и равномерной смены движения мехом. В восходящем порядке исполнять гаммы левой рукой одинаково удобно как на сжим, так и на разжим. Неудобно играть гаммы в нисходящем движении на сжим — левая рука не может свободно перемещаться вдоль клавиатуры. Следовательно, педагог, учитывая эту особенность, должен помочь ученику правильно распределить движения мехом. Наиболее трудным местом в гамме является так называемая «тоновая горка», особенно при нисходящем движении. Здесь необходим дополнительный разворот кисти и этот фрагмент гаммы требует отдельной работы.

Освоение коротких арпеджио также очень важно для развития техники левой руки. Звуки арпеджио исполняются 2, 3, 4, 5 пальцами в определенной последовательности, при этом важно добиваться хорошего легато, так как именно этот штрих способствует максимальному ощущению клавиатуры. Можно на начальном этапе также рекомендовать трех - звучное арпеджио, исполняемые наиболее сильными 2, 3, 4 пальцами, а затем перейти к исполнению четырех звучных арпеджио в небольшом диапазоне и умеренном темпе.

Более сложной, но необходимой является работа над трезвучиями, аккордами. Здесь необходимо добиваться одновременного нажима на клавиши, при этом не следует высоко поднимать пальцы над клавиатурой.

Большое значение для выработки координации обеих рук имеет исполнение гамм на обеих клавиатуры с соблюдением единства штрихов.


3.4. Игра двумя руками

Наиболее важный этап работы - исполнение пьес двумя руками одновременно. Основная цель - развитие у учащегося координации движений правой и левой руки. Ввиду многообразия музыкально — технических задач, педагог должен наметить план работы, исходя из принципа последовательности обучения. К примеру, первая ступень разучивания пьес, где тематический материал проводится поочередно в партиях правой и левой руки. Работая над таким музыкальным материалом, ученик сможет тщательно подготовить каждое мелодическое построение, соблюдать аппликатуру, уяснить ритм. Также во время исполнения он сможет контролировать работу пальцев обеих рук, добиваясь чёткого звучания. Педагог должен помочь ученику добиться смыслового единства материала пьесы.

Следующей ступенью могут быть пьесы с изложением музыкального материала в двух партиях. Здесь учащийся должен внимательно разобрать партию каждой руки, уяснить ритм и уточнить аппликатуру. Далее пьеса исполняется двумя руками в медленном темпе. Необходимо также выявить темы и понять характер произведения, добиться чёткой координации движения пальцев правой и левой руки. Преподаватель контролирует выразительность и техническую точность исполнения музыкального материала.

В дальнейшем в программу включаются произведения, имеющие в партии левой руки мелодические | обороты, различные созвучия, потом появляется разнообразие штрихов и т д. Поэтому на начальном этапе обучения на готово-выборном баяне большое^ значение имеет подбор музыкального репертуара. Определенную помощь на этом этане могут оказать специальные учебные издания: П. Говорушко «Начальный курс игры на готово - выборном баяне», Ленинград, 1980 год; Сурков «Пособие для обучения на выборном баяне»; С. Чапкий «Школа игры на выборном баяне», Киев, 1978 год; Акимов «Школа игры на баяне», Москва, 1990 год; Накапкин «Школа игры на готово - выборном баяне», Москва, 1991 год.























Литература



  1. Чапкий С., «Школа игры на выборном баяне». Киев, 1978

  2. Говорушко П., «Начальный курс игры на готово-выборном баяне». -Л., 1980

  3. Сурков А., «Пособие для начального обучения игре на готово-выборном баяне». Москва, 1973

  4. Методические работы Слободницкого З.С.

7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методические рекомендации на тему "Готово-выборный баян в музыкальной школе"

Автор: Володченко Людмила Вячеславовна

Дата: 30.03.2022

Номер свидетельства: 603745


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства