Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации на тему «Гигиена голоса и профилактика его нарушения»»
Введение. Посредством голоса люди общаются между собой, передают информацию, влияют на нервную систему друг друга. Качество звука во многом влияет на то, как сказанное будет понято.
Голос обладает рядом характеристик, от которых зависит его окраска. Множество оттенков этой окраски создается сложным речевым аппаратом и регулируется центральной нервной системой. Причем голос зависит не только от непосредственной работы органов речевого аппарата, но и от постановки дыхания, состояния гортани и ротовой полости.
В разговорной речи выделяют области низких и высоких частот, специалисты называют их формантами (от лат. formatio – формирование, образование). Только у вокалистов есть высокая форманта, придающая голосу особую звонкость, полетность, «металл», увеличивающая его силу и улучшающая интонирование. Сочетание различных частот придает звуку разнообразную окраску. Красивый, здоровый голос должен иметь полную сумму характеристик, чтобы звучать полноценно и радовать окружающих. Ведь если голос лишен высоких частот, то он кажется слушателю глухим и слишком тихим. А лишенный низких частот – становится неприятным и порой даже раздражает.
Существует еще такое понятие, как обертоны, – это тонкие, едва уловимые призвуки высокой частоты, сопутствующие всем окружающим нас звукам. Гармонические обертоны способны вселять в людей бодрость и заряжать энергией. Именно они придают голосу неповторимую окраску, присущую только данному индивидууму. Голос тем богаче, чем больше имеет обертонов. Если их убрать, останется унылый плоский звук.
Главным аппаратом (инструментом), которым человек извлекает звук (голос), является гортань. На голосовых отростках хрящей гортани (их называют черпаловидными) крепятся истинные голосовые связки. Отростки этих хрящей работают как «шарниры», совершая различные движения, посредством которых связки двигаются в разных плоскостях. В толще истинных связок находится голосовая мышца. При ее вибрации под давлением воздуха на выдохе производится звук. Движениями связок руководит центральная нервная система. С помощью специального аппарата можно рассмотреть эти движения, напоминающие взмахи «крыльев бабочки». В норме поверхность связок белая, блестящая, смыкание полное.
Существуют еще так называемые вестибулярные («ложные») связки для компенсации функции истинных в случае их травмы (невозможность движения при параличе, удаление одной из них при раке гортани). При их смыкании звук ниже, глуше и грубее обычного, наступает быстрая утомляемость. При правильной координации мышц и здоровой гортани ложные связки неподвижны, при функциональных заболеваниях (нервной дискоординации) может появляться склонность к смыканию.
Голосовой аппарат необходим для общения любому человеку, но для тех, чья специальность связана с речью или вокалом, голос является показателем профессиональной пригодности. Этим людям необходим здоровый аппарат, ведь на него падает большая нагрузка.
Говорящие и поющие.
К «голосовым» профессиям можно отнести: во-первых, конечно же, певцов, актеров, чтецов, дикторов радио и телевидения. Во-вторых, это экскурсоводы, диспетчеры-телефонисты. И, наконец, педагоги – преподаватели вузов, школьные учителя и воспитатели детских садов. Кроме того, голос играет значительную роль в работе продавцов-консультантов, юристов и руководящих работников.
Для школьников голос не менее важен, чем для преподавателей! Причем не только как средство коммуникации, но и как инструмент, необходимый для обратной связи в процессе обучения. Ведь ученик на занятиях практически по каждому предмету должен давать устные ответы, участвовать в беседе или обсуждении материала.
Каждая из этих «групп риска» имеет как общие, так и специфические вредные факторы, которые могут вызвать нарушение голоса. Зная о них, легче понять, какие меры гигиены голоса, профилактики заболеваемости речевого аппарата и недостаточности голосовой функции целесообразно принимать в том или ином случае.
Возьмем, к примеру, воспитателей детских садов. Им постоянно приходится петь, читать на фоне шума, создаваемого ребячьими голосами, спектральная энергия которых доходит до 1000 Гц. Чтобы перекрыть шум, воспитатели должны повышать голос до 70–72 дБ. Во время прогулок с детьми аппарат также значительно перенапрягается на фоне городского шума.
Преподавателям вузов и школьным учителям приходится ежедневно перегружать речевой аппарат количественной нагрузкой и качественными изменениями: приходится говорить громко, на очень высоких, несвойственных их голосу нотах. Наряду с этим имеют большое значение: температура, загрязненность воздуха (пыль, мел), степень относительной влажности, сохранение должной тишины в аудиториях, акустические свойства помещения, где проходят занятия, лекции.
У преподавателей театральных и литературных кружков большая речевая нагрузка на репетициях, спектаклях, они используют обширный диапазон голоса – от тихого до очень громкого, подражают голосам животных, передают эмоциональные состояния (крик, плач). Это работа аппарата в экстремальных условиях, нехарактерных для нормального голосового режима человека. Сочетание речи с различными движениями по сцене; неудобные, громоздкие костюмы, реквизит; сценическая пыль; лаки, краски, декорации – все это тоже неблагоприятно воздействует на голос.
Голосовые нарушения и их возможное лечение.
Можно схематично разделить заболевания гортани на функциональные, органические расстройства, гормональные и возрастные изменения у подростков. Можно отметить наиболее частые заболевания голоса у профессионалов, вызывающие их причины и меры предотвращения.
Функциональные нарушения голоса связаны с нарушением координации между голосовыми складками и центральной нервной системой, включением в фонацию ненужных вспомогательных мышц шеи и грудной клетки, отключение из координации диафрагмы (ее спазмирование). В результате чего наблюдаются патологические движения голосовых связок:
-утомляемость голоса во время пения, несмотря на то что при осмотре картина гортани в норме (фонастения – истощение);
-полная потеря звучности голоса, только шепотная речь, связки выглядят нормально, но смыкаются асинхронно, картина все время меняется (функциональная афония).
Этим заболеваниям способствуют речевые и нервно-психические перегрузки, стрессы, несоблюдение режима голоса. У профессионалов: общее утомление, речевое перенапряжение, большая голосовая нагрузка во время месячных, при острых заболеваниях верхних дыхательных путей, ослабление организма в результате перенесенного общего заболевания.
Менструальный цикл – физиологический фактор, имеющий важное значение для голоса. Для профилактики речевого расстройства надо снижать нагрузку на голосовой аппарат в период, когда истинные связки отекают, усиливается местное кровообращение. Причем также опасны для голосовых срывов первые 2 дня перед месячными. При пении в такое время наблюдаются физиологический прилив крови к связкам, нарушение подвижности их свободного края из-за некоторого отека. Поэтому существует опасность несмыкания, возникновения узелков на связках или даже кровоизлияния в голосовую мышцу. Например, в оперных театрах и филармониях официально первые 3 дня менструального цикла у певиц нерабочие.
Узелки «певцов» (крикунов) – образования на краях истинных речевых связок, возникают из-за голосовой травмы (крик, кашель), форсированное пение, пение во время острых воспалительных заболеваний дыхательных путей, как уже было сказано, во время месячных.
Кровоизлияние в голосовую связку – может быть как у профессионалов, так и у любых лиц. Как правило, возникает в результате:
-сильного, сухого, надрывного, приступообразного кашля с закрытым ртом, когда возрастает подскладочное давление (часто при трахеитах);
-резкого форсированного визга, крика;
-подъема тяжести;
-речевых перегрузок в период месячных;
-при большой нагрузке на голос во время ларингита, когда особенно выражена сосудистая сеть.
Заболевания щитовидной железы ведут к изменению иннервации, гормонального фона речевых связок, их отечности, изменению амплитуды колебаний. Проявляются в виде утомляемости, осиплости голоса. В таком случае обязательна коррекция дозы гормонов щитовидной железы эндокринологом. Без этого сложно добиться прежнего звучания голоса.
Гигиена голоса при заболеваниях лор-органов. Рекомендован щадящий голосовой режим. Специалист, которому приходится постоянно говорить, при ОРЗ, острых трахеитах должен быть освобожден от работы на 3–5 дней в связи с тем, что его речевой аппарат не способен выполнять свои функции на соответствующем уровне. Для стойкого результата обязательна санация очагов хронической инфекции лор-органов.
Гигиена голоса при заболеваниях других органов и систем. Снижение общего тонуса, сопротивляемости организма (астенизация) отрицательно воздействует на голосовой аппарат. При речевой нагрузке организм мобилизуется, но постепенно силы снижаются и голос выступает как индикатор какого-либо заболевания: он становится тусклым, слабым, «безжизненным», вялым. Неблагоприятны заболевания желудочно-кишечного тракта для гортани. Они вызывают субатрофические изменения в глотке (железы вырабатывают недостаточно защитной слизи, что приводит к сухости и першению). Процесс постепенно распространяется на гортань. Своевременное лечение заболеваний желудочно-кишечного тракта является профилактикой заболевания речевого аппарата.
Курение, употребление алкоголя и гигиена голоса.
Никотин оказывает местное токсическое, аллергизирующее влияние. В виде микрочастиц он откладывается на голосовых связках, разрыхляет слизистую, вызывает микроэрозии, отек и нарушение колебания свободного края. Он также способствует глубокому проникновению вредной микрофлоры, от которой потом трудно избавиться. Поэтому у курильщиков постоянно поддерживается воспаление в гортани. Из-за токсического воздействия никотина расширяется сосудистая сеть, что может привести к отекам, кровоизлияниям при кашле (у всех, кто курит, наблюдается хронический бронхит). Длительное воздействие никотина вызывает перерождение слизистой и способствует развитию полипообразных изменений и опухоли гортани. Еще он производит тормозящее действие на центральную нервную систему, поддерживая функциональные нарушения голоса. Здоровая гортань и курение несовместимы.
Алкоголь более 20 градусов создает ожог слизистой глотки, нарушает выработку защитной слизи железами, снижает защитную реакцию и облегчает доступ инфекции. Кроме того, алкоголь замедляет нервные реакции и частое его употребление может благоприятствовать развитию дисфонии. Он способен сиюминутно помочь лицам с повышенной тревожностью, снимая общемышечные зажимы торможением нервной системы. Однако общая концентрация внимания и тонус голосовых связок снижаются.
Острый ларингит возникает при резком переохлаждении, острой вирусной инфекции, употреблении холодных напитков, после перегревания, при несвоевременном лечении заболеваний верхних дыхательных путей, пребывании в помещении с высокой концентрацией химических раздражающих веществ. На период лечения рекомендуется полный голосовой покой и режим на больничном листе до абсолютного выздоровления.
Хронический ларингит (воспаление гортани). Может быть связан у лиц «голосовых» профессий с повторными (частыми) респираторными заболеваниями и нагрузкой на работе в этот период, а также с нарушением голосового режима. Частые перенапряжения вызывают затяжные ларингиты. Недолеченная инфекция соседних лор-органов также поддерживает воспаление гортани.
Конечно же, для предупреждения заболеваний гортани имеют значение природная выносливость, закаливание, умение организма приспосабливаться к изменчивым факторам среды в любых условиях. Одни могут и петь, и много говорить в любых ситуациях, другие в подобных условиях заболевают и вынуждены длительное время лечиться. Наблюдения показали, что те лица, которые занимаются физической культурой, делают утреннюю гимнастику, принимают водные процедуры, умеют вовремя снять перенапряжение нервной системы, меньше подвергаются влиянию простуды и реже страдают заболеваниями голосового аппарата.
Подростковая проблема.
В период полового созревания происходят мощный выброс в кровь гормонов, изменение кровообращения органов и систем, функционирования желез внутренней секреции, рост мышц и костей. До этого времени голосовая мышца была еще не сформирована, в толще голосовой складки с годами постоянно росла масса мышечных волокон. В такой период цвет мышцы может быть изменен до розового из-за сильного прилива крови, могут быть несмыкание, краевой отек.
Период мутации у каждого подростка проходит индивидуально, в зависимости от темпов роста организма и гормонального фона. Для нормального протекания мутации важны закаливающие процедуры, занятия спортом, чтобы гармонизировать перестройку организма. Если подросток занимается пением, то эти занятия должны быть дифференцированы: только с учителем, имеющим опыт работы с детьми во время мутации и четко отмечающим период наступления утомления голоса. У ребят с измененным тембром, предъявляющих жалобы на голос, занятия вокалом на этот период, особенно при недостаточном опыте педагога, не рекомендованы. Динамический контроль мутации должен осуществляться фониатром настолько часто, насколько этого требует преподаватель для оценки правильности своих занятий.
16 основных правил гигиены голоса:
1. Правильный режим голосовой нагрузки, чередование периодов работы и отдыха.
2. Правильная техника пения или длительного «говорения»; достижение техники нижнереберно-диафрагмального дыхания, выключение из голосообразования вспомогательных мышц шеи и грудной клетки.
3. Избежание форсированного звука, твердой атаки звука, резкого крика, визга, несвойственных именно вашему типу голоса.
4. Запрещение пения во время месячных.
5. Ограничение больших голосовых нагрузок на открытом воздухе при температуре ниже +5 Со, в условиях шума от движения городского транспорта.
7. Отказ от курения, умеренное употребление алкоголя.
8. Исключение по возможности побочных шумов в аудитории при речевых нагрузках.
9. Своевременное лечение ОРЗ, трахеитов, освобождение на это время от работы.
10. Работа в чистых помещениях с достаточной влажностью.
11. Избежание контакта с пылью и вредными химическими веществами.
12. Избежание резких температурных перепадов, употребления холодных напитков при перегревании.
13. Правильная работа с микрофонами ораторов, артистов школьной самодеятельности, ведущих культурно-массовых мероприятий, которые, используя микрофон, чрезмерно повышают голос. Рекомендуется работать с микрофоном в обычном речевом режиме.
14. Общеукрепляющие, закаливающие процедуры.
15. Своевременное лечение лор-органов и других органов и систем, курортолечение, предупреждение обострений.
16. Посещение занятий и лекций фониатра (фонопеда) по технике правильного применения голоса лицами речевых профессий, овладение навыками физиологичного использования голосового аппарата, речевой артикуляции, самомассажа, аутогенной тренировки.
Как не сорвать голос.
Довольно часто возникает ситуация, когда педагог оказывается в акустически неудобных условиях и начинает кричать, форсировать звук. В результате связки перенапрягаются – и голос перестает подчиняться. В лучшем случае придется несколько дней молчать. В худшем – искать другую работу...
Специалисты рекомендуют для усиления звука голоса подключать верхние резонаторы, тогда он не только будет звучать громче, но и ощущения, возникающие при его работе, создадут дополнительные источники контроля над голосом.
Когда вы пытаетесь усилить громкость за счет дыхания, то чаще всего возникает форсирование звука. Помните, что для того, чтобы звук стал громче, не надо толкать сильнее. Необходимо просто соединить больше резонаторов.
Еще форсирование возникает тогда, когда человек с неокрепшим голосовым аппаратом, например молодой педагог, берет на себя непосильно большие нагрузки.
Если после ваших занятий голос сел, вам трудно говорить или ваш разговорный голос стал выше – значит, вы перестарались. Попробуйте скомпоновать урок так, чтобы на голос приходилось меньше нагрузки. Например, часть материала запланируйте на самостоятельное изучение или дайте детям подготовить доклады и сообщения.
Базовые приемы.
Существуют специальные упражнения для певцов и ораторов для освоения базовых приемов владения голосом. Они вполне могут подойти и педагогам. Упражнения постепенно приведут вас от простого к сложному, являясь ступеньками к вершине мастерства.
В условиях напряженной работы, даже если с голосом у вас все в порядке, вы регулярно занимаетесь техникой и успешно выдерживаете нагрузку, необходимо соблюдать «спортивные правила», особенно при каких-либо сложных ситуациях. Даже чемпион мира по бегу никогда не выходит на старт, не разогревшись, ни один боксер, штангист, гимнаст не выступает в соревнованиях без массажа и предварительной разминки.
Снижать нагрузку также надо «по-спортивному»... То есть постепенно. Как марафонец продолжает бежать, плавно переходя на ходьбу после финиша, так и после особо напряженной голосовой работы нагрузку необходимо снижать постепенно. Это очень важно для того, чтобы связки вернулись в обычное для них состояние покоя. Особенно это касается тех, кто занимается пением.
Когда голос каким-то образом пострадал, могут помочь горячий душ и теплое молоко или некрепкий, а лучше травяной чай. Если же усталость голоса сохраняется и наутро, то лучше несколько дней придерживаться щадящего режима.
Большое значение для голосовой мышцы имеет отдых. Полное восстановление речевой функции даже у вокалиста-профессионала наступает не ранее 6–12 часов голосового покоя. А при очень больших напряжениях для восстановления голоса требуется отдых не менее суток.
Заключение.
Таким образом, знания по гигиене голоса, бережное отношение к своему голосовому аппарату, систематические занятия по голосоведению, расширению диапазона и звучания и повышению выносливости голоса позволяют сохранить и развить природные качества голоса.
Берегите голос, ведь он является основным профессиональным инструментом учителя!
Список используемой литературы. 1. Востоков В.Ф. «Искусство расслабления», М., 2006 2. Егоров М.А. «Гигиена голоса и его физиологические основы», Л., "Медгиз",1970. 3. ЕрмолаевВ.Г., ЛебедевН.Ф., МорозовВ.П. "Руководство фониатрии", Л., "Медицина",1970 4.Заседателев Ф.Ф. "Научные основы постановки голоса", М., Музгиз,1929 5. Кантарович В.С. "Гигиена голоса", М.1955 6. Морозов В.П. "Тайны вокальной речи", М.,196