Данные методические рекомендации подготовлены в помощь желающим совершенствовать свои формы музицирования и творчества в современном музыкальном исполнительстве (фортепианный и камерный ансамбль, концертмейстерский класс, ансамбли в различных составах), ставя перед собой более сложные задачи для развития и становления настоящего пианиста.
Обучение игре на музыкальном инструменте подобно изучению нового языка. Знакомясь с языком, вы начинаете с изучения алфавита, учитесь читать по слогам, составляете фразы и изучаете тексты на этом языке.
На протяжении всех лет обучения в музыкальной школе учащиеся постигают искусство совместной игры, занимаясь фортепианным ансамблем.
Этот жанр имеет свою многолетнюю историю. Интенсивно он начал развиваться во второй половине 18 века.
С появлением молоточкового фортепиано появились возможности постепенной звуковой градации, педали - как дополнительного резонатора. К 19-му веку этот жанр утвердился как полноценный, самостоятельный вид музицирования. В нем работают почти все, как начинающие, так и именитые композиторы.
И в наше время форма ансамбля не остаётся за пределами образовательных программ.
Ансамбль - это своеобразное творческое содружество. Это маленький спектакль, но не театр одного актёра, в котором если солист обращается непосредственно к залу, то «ансамблист» - сначала к своему партнёру, а уже потом к аудитории.
Следовательно, в сольном исполнительстве в основе всегда наличие своего музыкального «Я», в ансамбле же - только равноправие.
Ансамбль - вид «сотворческой» деятельности, способствующий всестороннему развитию учащихся. Как справедливо замечает К.В. Шадт, фортепианный ансамбль является «плацдармом» для развития базовых музыкальных способностей - интонационного и гармонического слуха, метроритма, музыкальной памяти и т. д.
Предмет «Фортепианный ансамбль» является важной составной частью профессиональной подготовки учащихся в музыкальных училищах и училищах искусств по специальности «Фортепиано».
Фортепианный ансамбль включает в себя «изучение и исполнение оригинальных произведений для фортепианных ансамблей и переложений симфонических, ансамблевых и других произведений».
Музыка - форма невербальной коммуникации между людьми, а музыкальное образование в современном мире - это и определённая форма конструирования мировоззрения, и фортепианный ансамбль как нельзя лучше способствует этой благородной функции
В задачи обучения по данной дисциплине в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности «Фортепиано» входит формирование следующих компетенций:
- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
- воспитание навыков совместной игры;
- развитие навыков чтения с листа и быстрой ориентации в музыкальном тексте;
-знакомство с лучшими образцами симфонической, оперной и камерной литературы в фортепианном переложении и оригинальными фортепианными ансамблями;
- содействие усвоению музыкально-теоретических дисциплин и музыкальной литературы;
- формирование музыкального кругозора через овладение учащимися обширного репертуара, включающего произведения различных эпох, жанра и стиля.
Основные цели обучения в классе фортепианного ансамбля:
- расширение музыкального кругозора учащихся;
- освоение учащимися репертуара, выходящего за рамки сольной фортепианной литературы;
- формирование художественного вкуса учащихся;
- воспитание квалифицированных специалистов, способных преподавать в ДМШ, ДШИ, студии фортепианный ансамбль;
- освоение навыков исполнительского мастерства, воспитание художественного вкуса студентов, формирование личности будущего педагога.
И задачи:
- приобретение навыков ансамблевого творчества;
-освоение специфики исполнительского искусства фортепианного дуэта;
-познание закономерностей и своеобразия интерпретационных решений фортепианного дуэта, диктуемых различием жанров и стилей исполняемой музыки;
-достижение учащимися понимания формы и содержания исполняемого произведения;
-воспитание слухового самоконтроля и исполнительской ответственности.
-развитие и закрепление навыков чтения нот с листа.
Овладевая искусством игры в ансамбле, молодой музыкант не только приобретает новые профессиональные навыки, но и развивает нравственные качества, совершенствует себя как личность.
В классе фортепианного дуэта студент учится «слышать» партнёра в процессе игры, точно объяснить ему своё понимание исполняемого произведения, а также учится понимать и принимать чужую точку зрения.
Согласованность мыслей и эмоций с ощущениями «плеча товарища» - первооснова музыкального содружества, музыкального ансамбля. Студент не может ограничиваться демонстрацией собственного замысла, выступая в дуэте. Отличное знание собственной партии не определяет наличие великолепного ансамбля.
Полноценным партнёром исполнитель становится лишь в процессе сложной и своеобразной работы с другим участником ансамбля.
Дисциплина «фортепианный ансамбль» объединяет в себе важнейшие черты, освоение которых формирует у студента и профессиональные, и личностные характеристики.
Главная задача ансамблистов - стремление к одной цели, они должны обладать такими замечательными способностями как сопереживание и эмоциональная «солидарность».
Ансамблист не только понимает и разделяет чувства партнёра, но и предвидит возможные импровизационные нюансы. В этом заключается его уникальность.
Немаловажную роль играет фортепианный ансамбль в педагогической практике (каждый педагог в своей учебной практике обращается к оригинальным произведениям или переложениям на всех уровнях обучения в ДМШ).
В настоящее время в ДМШ и ДШИ обучение направлено с одной стороны, на воспитание музыкантов-профессионалов (предпрофессиональная программа) и любителей музыки (общеразвивающая программа).
Цели, задачи и методы обучения в рамках этих двух программ существенно различаются. «Музыканты-педагоги должны вести работу по-разному. Надо работать по-разному с теми учениками, которые имеют основание избрать музыку профессией, и с теми, из кого музыканта-профессионала получиться не может», – подчёркивал А.Б. Гольденвейзер.
Для учащихся общеразвивающей программы важнее знакомство с музыкальной литературой, развитие слуховых и «общемузыкальных» данных. С такими учениками надо, как говорил Г.Г. Нейгауз, «заниматься музыкой, а не исполнительством».
В этом помогает игра в фортепианном ансамбле.
Ансамблевое музицирование - это не только приобретение исполнительского опыта, но и развитие качеств, необходимых уже в социальной жизни: внимательность, корректность, соучастие, сопереживание.
Совместное музицирование занимает одно из важных мест в исполнительской деятельности музыканта и требует столь же последовательного и целеустремлённого развития, что и воспитание профессиональных навыков в специальных классах.
На уроках в классе фортепианного ансамбля идёт обучение студентов правильному исполнению музыкальных произведений различных стилей и эпох, происходит формирование личности, характера, идеалов, целей, жизненных и профессиональных стратегий.
Овладевая навыками ансамбля, молодой музыкант развивает нравственные качества, совершенствует себя как личность, приобретает новые профессиональные навыки.
Игра в ансамбле - это совместные усилия нескольких исполнителей, воплощающих замысел, общий для всех участников дуэта без исключения.
Главная задача ансамблистов - стремление к одной цели, они должны обладать такими замечательными способностями как сопереживание и эмоциональная «солидарность».
Ансамблевое музицирование, конечно, не единственное, но весьма действенное средство развития творческого начала и расширения кругозора молодого музыканта.
Множество блестящих и неординарных сочинений написано для исполнения в ансамбле такими выдающимися композиторами как В. Моцарт, Л. Бетховен, Й. Брамс, К. Сен-Санс, Ф. Шуберт, Р. Шуман, К. Вебер, М. Равель, К. Дебюсси, С. Рахманинов, И. Стравинский, Ф. Пуленк, А. Бабаджанян и другими.
Кроме оригинальных сочинений существует большое количество переложений симфонической музыки в четыре руки. Предмет «фортепианный дуэт» объединяет в себе важнейшие черты, освоение которых формирует у студента и профессиональные, и личностные характеристики.
Совместное исполнение требует от участников дуэта прежде всего раскрытия общего художественного замысла, начиная от единого понимания содержания и стилевых особенностей сочинения, и заканчивая определением правильного темпа, динамики, штрихов, единой интонации.
Согласованность мыслей и эмоций с ощущениями товарища – вот первооснова музыкального содружества, музыкального ансамбля. Студент не может ограничиваться демонстрацией собственного замысла, выступая в дуэте. Отличное знание собственной партии не определяет наличие великолепного ансамбля. Совместное исполнение в ансамбле требует одинакового понимания идейно-художественного замысла и стилистических особенностей произведения, единого темпа, динамики, принципа выполнения штрихов, единой интонации.
Полноценным партнёром исполнитель становится лишь в процессе сложной и весьма своеобразной работы с другим участником ансамбля.
Ещё одним важнейшим условием ансамблевого исполнения является единство фразировки. Оно должно сохраняться не только при параллельном проведении, но также и «на расстоянии», при поочерёдном проведении одного и того же материала.
Особо следует отметить значимость проблемы педализации в условиях ансамблевого исполнительства. Наиболее важной и сложной она является для исполнения произведений в 4 руки на одном рояле, т. к. для грамотной и художественной педализации в данном случае важно идеально слышать и чувствовать малейшие нюансы партии партнёра.
На каждом занятии должно быть обязательно предусмотрено время для чтения с листа. Цель данного вида работы: знакомство учащихся с новой музыкой, приобретение ими навыков целостного восприятия исполняемой впервые музыки, умения успевать следить в нотах одновременно не только за своей партией, но и за партией партнёра.
В этом заключается уникальность ансамбля. Исполнение в «четыре руки» – это приобретение исполнительского опыта и развитие в себе качеств, необходимых уже в социальном опыте: внимательность, корректность, соучастие, сопереживание, даже сострадание.
Список литературы
1. Воитлева Н.А. Ансамблевое музицирование как средство оптимизации учебного процесса в инструментальном классе // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2009. № 2
2. Гольденвейзер А.Б. Из бесед о музыкальном воспитании и обучении детей // Уроки Гольденвейзера / Сост. С.В. Грохотов. М.: Классика-XXI, 2000
3. Как научить играть на рояле. Первые шаги / Сост. С.В. Грохотов. М.: Классика-XXI, 2006
4. Концепция развития детских школ искусств в Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.iroski.ru/node/405
5. Куприна Е.Ю. К вопросу о структуре сотворческой деятельности музыкантов-исполнителей // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2006. № 4
6. Мартынова О.В. Оптимизация урока фортепианного ансамбля с подростками в детской музыкальной школе: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2010
7. Музыкальное исполнительство и педагогика. Афоризмы, цитаты, изречения: учеб. пособие / Сост. Г.М. Цыпин. М.: Прометей, 2011
8. Петров В.О. Фортепианный дуэт в контексте домашнего музицирования: жанр и культурное пространство // Вестник Оренбургского государственного университета. 2006. №10-1. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/
9. Флейман В.Д. Фортепианный дуэт. История и развитие жанра. Образовательная и развивающая роль в процессе обучения. Смоленск: СГИИ, 2011
10. Шадт К.В. Фортепианные ансамбль в системе современного музыкального воспитания и образования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2011. № 132