kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации: «Адаптация первоклассников посещающих общеобразовательную и музыкальную школу »

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка адресуется учиелям общеобразоваельных школ, педагогам дополниельного образования, а также родителям.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации: «Адаптация первоклассников посещающих общеобразовательную и музыкальную школу »»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Асерховская СОШ



Методические рекомендации:



«Адаптация первоклассников одновременно

посещающих общеобразовательную и музыкальную школу »









Выполнила:

Учитель музыки

Скоморохова Н. П.













2022г.











Содержание:

Введение………………………………………………………………………...3-4

1. Условия, способствующие благоприятной адаптации первоклассников, обучающихся в школе………………………………………… …5

1.1.Сохранение положительного психофизического состояния ребенка……5

1.2.Установление позитивных межличностных отношений в образовательном процессе между учителями и учащимися……………………………………..5-6

1.3.Включение учащегося в учебную деятельность и создание « ситуации успеха»…………………………………………………………………………..6-7

2. Критерии, факторы и признаки успешной адаптации первоклассников, обучающихся в школе……………………………………………8

2.1. Критерии адаптированного первоклассника……………………………...8

2.2.Три уровня адаптации………………………………………………………..8

2.3.Факторы, влияющие на степень тяжести адаптации……………………….9

2.4.Признаки успешной адаптации……………………………………………...9

2.5. Критика как фактор дезадаптации………………………………………9-10

Заключение…………………………………………………………………..11-12

Список используемой литературы……………………………………………..13

Приложение……………………………………………………………………..14

















Введение.

Цель работы: помочь преподавателям и родителям в работе с первоклассниками в период адаптации.


Адаптация – процесс приспособления к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, социальным ролям. Это временной отрезок, в течение которого происходит привыкание первоклассника к условиям, требованиям, системе обучения в школе.

Тема адаптации в сфере образования является актуальной: вхождение в учебный процесс общеобразовательной школы, навыки поведения в школе, режим жизнедеятельности сказывается на всех учащихся. Последствиями дезадаптации (невозможности быстро приспособиться к условиям учебы в общеобразовательной школе), как и в общеобразовательной школе, будут отклонения в поведении ребенка, конфликтные отношения со сверстниками, потеря интереса к изучаемым предметам.

Понятие адаптации связано с понятием «готовность к школе», ее составляющие: физиологическая, психологическая и социальная (личностная).

Увеличение недельной нагрузки первоклассников, в связи с введением дополнительных внеурочных занятий, отрицательно сказывается на эмоциональном самочувствии, на их отношениях со сверстниками, что выражается в конфликтах между детьми.

Вхождение ребенка в учебный процесс общеобразовательной школы – это новый этап в его жизни.

Для детей и их родителей жизнедеятельность в общеобразовательной школе превращается в серьезное испытание для всех. И от того, как пройдет адаптация ребенка к школе, во многом зависит и его последующий интерес к учебе и успеваемость.

Продолжительность адаптации учащихся в общеобразовательной школе во многом зависит от индивидуальных особенностей первоклассников и может затянуться на месяцы. (Ощущение эмоционального дискомфорта, проявляющиеся чувства тревоги, страха.) – можно назвать поступление в школу, даже стрессом для ребенка.

Для успешной адаптации учащихся к общеобразовательной школе можно выделить следующие факторы:

-Физическое, психологическое, социальное здоровье ребенка (психофизиологическое состояние учащегося).

-Установление позитивных межличностных отношений в образовательном процессе между учителями и учащимися.

-Включение учащегося в учебную деятельность и создание « ситуации успеха».

Проблема адаптации обучающихся, в школе изучена не достаточно, широко этот вопрос рассматривается в общеобразовательной школе. Общие проблемы дезадаптации освещены в трудах отечественных психологов и педагогов (Э.М. Александровская, М.Р. Битянова, Л.И.Божович, А.Л.Венгер, Н.И.Гуткина, В.В.Давыдов, И.В. Дубровина, А.Г.Хрипкова).



















































1.Условия, способствующие благоприятной адаптации первоклассников, обучающихся в общеобразовательной школе

1.1.Сохранение положительного психофизического состояния ребенка.

Музыкальная школа является дополнительным образованием. Но – это школа, а не кружок. Ребенок, посещающий одновременно и общеобразовательную и музыкальную школы, подвержен большой нагрузке - и психологической и физической.

Главной причиной ухудшения состояния здоровья детей, которые обучаются в музыкальной школе, является утомляемость, она проявится в усталости, головных болях, плохом сне и снижении аппетита. Основной задачей родителей в период адаптации - настроить ребенка на серьезное отношение к посещению школы, поддержать стремление учиться, участвовать в развитии познавательных способностей. Важно составить режим дня и соблюдать его, так как при поступлении в музыкальную школу он измениться, если ребенок не первоклассник в общеобразовательной школе и у него выработался свой режим, с поступлением в музыкальную школу, в распорядок дня следует внести изменения.

У ребенка должны быть, и полноценное питание, и сон, и прогулки, физическая посильная нагрузка, также отдых.

При занятиях на любом музыкальном инструменте ребенок долгое время находится в статичном состоянии, двигательная активность снижена, чтобы избежать этого, можно использовать физкультминутки, дыхательные гимнастики, упражнения для снятия напряжения глаз, релаксацию.

Физиологическая адаптация проходит несколько этапов:

-«Физиологическая буря» - первые две недели обучения, когда происходит значительная часть затрат ресурсов его организма.

-Неустойчивое приспособление – организм ребёнка находит наиболее приемлемые реакции на новые условия.

-Относительно устойчивое приспособление – реагирование организма с наименьшим напряжением.

1.2Установление позитивных межличностных отношений в образовательном процессе между учителями и учащимися.

Индивидуальный подход к каждому ученику - фундаментальный принцип музыкальной педагогики. Объем и сложность осваиваемого материала, последовательность и скорость его прохождения, характер подачи его педагогом и т.д. должны быть разными для каждого ученика в отдельности.

Не следует часто подчеркивать ученику его недостатки, критиковать за леность или плохую подготовку; лучше постараться найти в нем больше положительного. Начав свои замечания примерно так: « У тебя неплохо прозвучала эта фраза. А ну – ка, попробуй сыграть ее интереснее, более выразительно», - педагог создает доверительную атмосферу и условия для плодотворной работы, а значит – обеспечивает успешное проведение урока.

Педагогу важно правильно выстроить свое взаимодействие с учеником:

-поддержать эмоционально и морально;

-создать ситуацию успеха при обучении;

-развить и поддержать интерес учащегося к музыкальной культуре.

Поддержать эмоционально и морально: ребенка надо не просто хвалить, а похвалить тогда, когда он что – то сделал: «Ты молодец», «У тебя все получится!», «Давай еще раз сыграем вместе».

-Не сравнивать его результаты с эталоном, с требованиями школьной программы и с другими детьми. В условиях индивидуального обучения подобрать программу для ребенка, подходящую его способностям и возможностям.

-Сравнивать ребенка можно только с самим собой и хвалить за улучшение его собственных результатов. Если ребенок смог в домашнем задании выучить 2 фразы, а на следующий урок уже 3 фразы, нужно отметить как реальный успех. Смог научиться что – то делать хорошо, он научится и всему остальному. «Посмотри, какой ты сегодня молодец! Еще вчера у тебя это не получалось так хорошо, а представь какого результата ты добьешься через месяц, через год!!!»

1.3.Включение учащегося в учебную деятельность и создание

« ситуации успеха».

Если обучение приносит радость и не вызывает негативных переживаний, тогда и адаптация проходит безболезненно. Обучение музыке, исходя из своей гедонистической функции, должно доставлять ребенку наслаждение и радость. Сработает и разнообразие видов музыкальной деятельности, оно позволит первокласснику реализовать жизненный и музыкальный опыт в познавательно – игровой деятельности.

Для создания более благоприятной атмосферы на уроке и привлечения интереса к обучению рекомендую и сама использую дидактические материалы разного характера: карточки, картинки, игры и т. д. Ребенок, отвлекаясь, играя, познает новый материал легко и с интересом.

Создание ситуации успеха в музыкальной школе возможно и на уроках, и при исполнении произведения на сцене. Это возможно и при проигрывании пьесы перед родителями, на концертном выступлении, перед учениками, - важно, чтобы последовало одобрение действий ребенка и затраченные усилия соответствовали полученному результату. Надо «умело и правильно критиковать».











































2. Критерии, факторы и признаки успешной адаптации первоклассников, обучающихся в общеобразовательной и музыкальной школе

2.1. Критерии адаптированного первоклассника

Критерии адаптированного первоклассника (основные)

  • Положительное отношение к школе;

  • Умение входить в контакт со взрослыми и сверстниками и поддерживать его;

  • Адекватное восприятие школьных требований, легкое усвоение учебного материала;

  • Проявление самостоятельности и творческого начала при выполнении учебных и иных поручений;

2.2.Три уровня адаптации.

Социально – психологическая адаптация проходит у всех по – разному, можно выделить три уровня адаптации (высокий, средний и низкий):

Значительная часть детей адаптируется в течение первых двух – трёх месяцев обучения. Это проявится в том, что ребёнок привыкнет к коллективу, ближе узнает одноклассников и одногруппников, посещающих предметы «Музыка»,в общеобразовательной школе, «Сольфеджио» и «Слушание музыки»,в музыкальной школе - появятся новые друзья. У ребенка прошедшего адаптацию успешно, преобладает хорошее настроение, появляется активное отношение к учебе, желание посещать школы, положительно относится к ним, добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя.

Некоторым детям потребуется больше времени, чтобы привыкнуть к новой школьной жизни. Они чаще всего предпочитают игровую деятельность - учебной, сразу не могут выполнить требования учителя, могут капризничать, плакать, жалуются. У таких детей бывают и трудности в усвоении программы.

Есть и такие дети, у которых к трудностям учебной работы прибавляются и трудности длительной и болезненной адаптации. У этих бывают негативные формы поведения, устойчивые отрицательные эмоции, нежелание учиться и посещать школы. С такими детьми не хотят дружить, сотрудничать, это вызывает у них новую реакцию протеста.







2.3. Факторы, влияющие на степень тяжести адаптации

Степень тяжести адаптации зависит от следующих факторов:

-Уровень состояния и развития ребенка.

-Уровень тренированности адаптационных возможностей в социальном плане.

-Неправильные методы воспитания в семье.

-Функциональная неготовность к обучению в школе.

-Психологическая неготовность к обучению.

2.4. Признаки успешной адаптации

При адекватной и последовательной помощи своему ребенку родители смогут наблюдать следующие признаки успешной адаптации:

-Удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравиться в школах, он с удовольствием посещает их.

-Ребенок на хорошем и высоком уровне справляется с программами.

-Самостоятельно выполняет учебные задания. Научить учиться – важная задача первого года обучения!

-Удовлетворенность межличностными отношениями с одноклассниками, одногруппниками и учителем на уроках. Занять определенную нишу в школьных коллективах.

2.5. Критика, как фактор дезадаптации

Психологи выделили шесть правил грамотной критики:

-Если ничего изменить нельзя, не стоит критиковать вообще.

-Выберите подходящее время и место. Никто не любит публичной критики, тем более дети.

-Обязательно начните с хорошего (даже если это «хорошее» очень трудно найти).

-Будьте конкретны. Если вы не можете сформулировать свою мысль ясно и конкретно, лучше вообще не критикуйте.

-Одобрите исправления.

Развить и поддержать интерес к музыкальной культуре можно и путем посещения и участия детьми творческих мероприятий музыкальной направленности – концертов, конкурсов, выступлений, посещение филармонии.





















































Заключение:

Музыка приучает детей к ежедневному труду, воспитывает терпение, усидчивость, силу воли, совершенствует эмоции, дает особое видение окружающего мира. Развиваются и все виды восприятия: слуховое, зрительное, чувственное; и все виды памяти: зрительная, слуховая, моторная, образная, ассоциативная.

Занятия в общеобразовательной и музыкальной школах воспитывают дисциплину и волю: заниматься нужно постоянно, регулярно и без перерывов. Летом и зимой, в праздники и в будни. С упорством, как спортсмены - чемпионы тренируются в спортзале и на катке.

У занимающегося ребенка музыкой, развиваются математические способности. Он начинает мыслить пространственно, попадает на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, знает, как в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить!

Музыкальные занятия и уроки в школах развивают коммуникативные навыки по – другому - навыки общения. Занятия музыкой приучают «включаться по команде». Музыканты не боятся слова deadline – срок сдачи работы. Ведь в музыкальной школе нельзя самому перенести на завтра или на неделю вперед концерт или зачет. Ребенок с опытом готовности «по заказу» не завалит серьезный экзамен, или интервью при приеме на работу или ответственный доклад.

Для того чтобы, обучение ребенка в общеобразовательной и музыкальной школе было продуктивным, приносило ребенку радость и отличные результаты в обучении, необходимо создание комфортных условий его адаптации. Успешной адаптации ребенка в музыкальной школе сопутствуют несколько факторов, а именно:

-установление доверительных отношений между педагогом и учеником,

- создание на уроках музыки «ситуации успеха», похвалы

- привлечение интереса к обучению посредством игровой деятельности.

-индивидуальный подход к каждому ученику с учетом особенностей его развития, интересов и предпочтений.

Таким образом, для обеспечения более благоприятной адаптации первоклассника необходимо создать ребенку на уроке наиболее комфортные условия, установить с ним доверительные дружеские отношения, в игровой форме заинтересовать занятиями музыкой и помочь полюбить ее.

Данная методическая разработка адресуется учителям общеобразовательных школ, педагогам дополнительного образования детских музыкальных школ, а также родителям.





















































Список используемой литературы:

1.Дробинская. А.О. Чтобы здоровье не подвело или как избежать проблем при встрече со школой./ -М.:МГППУ, 2007.

2. Металлиди Ж., Перцовская А./ Методические рекомендации для педагогов «Учиться музыке легко». Из – во «Композитор», СПб, 2011г.

3. Новикова. О.Н., Самакаева М.Ю., Тагильцева.Н.Г, Шаповалова. Н.Н./ Музыкальная деятельность как средство адаптации первоклассников к школьным условиям. Монография, 2 – е издание, Екатеринбург, 2017г.











































Приложение

Советы родителям:

-Дайте высокую оценку деталям: « У тебя эта часть замечательно получилась»

-Подайте надежду, аванс: «У тебя получится»

-Воспользуйтесь скрытой инструкцией: «Ты же помнишь, что…»

-Усильте мотивацию: «Нам это так нужно для…»

-Напомните о персональной исключительности: «Только у тебя и может получиться».

Самой главной задачей родителей в период адаптации дать опыт самостоятельной работы, внушая, что он сам ответственен за то, что происходит с ним в школе. Необходимо ненавязчиво контролировать выполнение домашних заданий. Не следует делать все время.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Скоморохова Наалья Павловна

Дата: 17.09.2022

Номер свидетельства: 613159


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства