kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические приемы и рекомендации при работе с вокальной группой

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации при работе с детьми начальной школы - вокальная группа

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические приемы и рекомендации при работе с вокальной группой»

Методические приемы и рекомендации,

используемые при работе с вокальным ансамблем младших классов.

(2020г)

Руководитель: Самышкина Тамара Александровна



Данные рекомендации посвящены вопросам ансамблевого пения и проблемами вокального исполнительства.

Работа с младшим ансамблем отличается от старшего.

В первую очередь, необходимо уделять особое внимание постановке певческого дыхания — это и положение корпуса, и дыхательные упражнения.

Во-вторых, обязательное развитие артикуляционного аппарата - это многочисленные артикуляционный упражнения по Огороднову, Емельянову и др.

В-третьих, сам процесс распевания - основная часть распевок не на слоги (как у старших детей), а с использованием слов («Ой, какой дом большой..», «У кота, Воркота..», «Вверх по ступенькам....», «Мы поем...», «Как под горкой...»). Обязательно «мычание» и «рычание» для выравнивания диапазона, для вычищения интонации.

В репертуар ансамбля необходимо включать различные произведения: и темповые, и кантиленные. А также, т. к. ансамбль является концертным, то и произведения к различным праздникам и датам.

На протяжении всех лет обучения перед детьми ставятся одни и те же задачи, только они постоянно усложняются и варьируются.

Детские голоса необходимо развивать очень постепенно и осторожно.

Основными методическими принципами постановки голоса являются:

- выработка певческого тона в среднем регистре, начиная от примарных тонов звучания (для большинства детей «фа – ля»). На примарных звуках легче всего настраивать голос на звукообразование и дальнейшее развитие; - постановка дыхания с опорой на диафрагму, в основе «опоры» лежит экономное расходование выходящего дыхания;

- мягкая атака звука, с фиксированием красивого тембра и посылом звука вперёд (вверх);

- формирование внутреннего слуха, чистой интонации и высокой певческой позиции (купола).

Конечная цель обучения – добиться, чтобы обучающиеся пели свободно, полётным звуком, серебристым тембром, без всякого напряжения.

В задачу педагога входит и исправление певческих дефектов звукообразования: горлового звука, носового звука, «белого» звука и так далее. От верно поставленных примарных звуков и создаётся дальнейшая линия звучания.

Когда мы выровняли примарные звуки диапазона, то начинаем дальше укреплять звуки низкого регистра, то есть фундамент голоса и опору для высоких нот.



1. Методика работы с вокальным ансамблем.

Педагог не только учит петь, но и помогает личности развиваться, опираясь на основные моральные и нравственные критерии понятия добра и зла. Такие качества, как доброта, искренность, обаяние, открытость, в сочетании с мастерством, должны сопровождать артиста всю жизнь.

Для определения певческого детского голоса нужно выявить:

• Диапазон

• Тембр

• Способность выдерживать тесситуру

• Переходные регистровые тоны jp

Различают четыре основных стадии развития детского голоса:

7 – 10 лет – младший до мутационный возраст – голоса девочек и мальчиков однородны и почти все являются дискантами. Им свойственно головное резонирование, легкий фальцет.

Диапазон

до1-й – ре 2-й. Наиболее удобные звуки ми1-й – ля1-й. Звук неровен, гласные звучат пёстро.

10 – 13 лет – старший домутационный возраст – появляются признаки грудного звучания, голос начинает звучать более плотно и насыщенно. Диапазон: до1-й – соль2-й, различают 3 регистра: головной, смешанный, грудной.

13 – 15 лет – мутационный период. Совпадает с периодом полового созревания. Голос может срываться во время пения и речи. Продолжительность мутации от нескольких месяцев до нескольких лет. 16 – 18 лет – послемутационный период. Становление голоса.

Основные свойства певческого голоса:

1. Звуковысотный диапазон

2. Динамический диапазон на различной высоте голоса

3. Плавные регистровые переходы

4. Ровность на различных гласных

5. Степень напряженности

6. Вокальная позиция

7. Качество дикции: разборчивость, осмысленность, грамотность

8. Тембр: богатство обертонами, качество вибрато, полётность и звонкость

9. Выразительность исполнения.

1.Пение

Песня, представляющая собой образец музыкального и поэтического искусства, передает определенное содержание, художественный образ.

Тема - это музыкальное построение, выражающее основную мысль произведения или её части. Она часто получает дальнейшее развитие.

Фраза - это небольшая смысловая часть музыкального произведения, исполняемая на одном дыхании. Нюансы способствуют выявлению характера музыки.

Форма - строение.

Кульминация - момент наивысшего напряжения в произведении, она отличается наиболее насыщенным звучанием. Кода - конец.

2.Хореография

• Зрелищный элемент, заключенный в песнях, даёт возможность

исполнить их динамичнее, иногда даже в виде развернутой

сценической композиции.

• В танцевальных песнях представляется большая свобода для

раскрытия индивидуальных черт средствами хореографии.

• Постановщик обязан развивать в себе умение видеть танец,

не отрывая его от текста (смысла) песни.

• Чтобы участники исполнили танец-песню, нужны специальные хореографические занятия.

3.Драматургия

Для драматургического решения художественных задач песни необходимо знать и использовать средства сценического мастерства в рамках законов сцены.

4.Сценическое воплощение

Это глубокое проникновение в содержание песни и поиск адекватной ему формы сценического решения. Оно может выражаться как в статике, так и в динамике, - все диктует содержание песни.

5.Музыкальное сопровождение

Может осуществляться музыкальной фонограммой, фортепиано.

6. Сценическое оформление

Предполагает соответствующие костюмы, сценические атрибуты, даже декорации.

Задачи:

• Отразить в костюме художественно- исполнительскую

направленность творческой деятельности;

• Сохранить в костюме художественную меру и вкус.

Пение в ансамбле.

Ансамбль - это уравновешенность, слитность и согласованность всех выразительных элементов ансамблевого звучания.

Оно подразумевает органичное слияние индивидуальностей, умение каждого певца слышать свою партию и ансамбль в целом, приравнивать, подчинять свой голос общей звучности, гибко согласовывать свои действия с действиями других певцов.

Разновидности ансамблей:

1. Унисонный ансамбль (одноголосный)

2. Динамический ансамбль (слитность голосов по силе звучания)

3. Ритмический ансамбль (единство ритмического исполнения)

4. Темповый ансамбль (единство темпового исполнения)

5. Тембровый ансамбль (подбор голосов по окраске, единая манера

исполнения)

6. Дикционный ансамбль (единое дикционное звучание)

7. Полифонический ансамбль (относительное равновесие голосов, в

зависимости от тематического материала)

8. Ансамбль между солистом и остальными участниками ансамбля.

9. Частный ансамбль (слитность звучания голосов какой- либо

отдельной партии)

10.Общий ансамбль (уравновешенность силы звучания между

партиями).







2. Методы работы с вокальным ансамблем младших классов.

Работа с вокальным ансамблем с самого начала ведётся так, чтобы использовать пение по группам, по регистровой природе (хоровые партии ).

В методике первоначального обучения, чтобы дети не утомлялись при разучивании, можно использовать фальцетный тип голосообразования, но дальнейшее выключение из работы грудного и смешанного звучания будет тормозить развитие детских голосов.

Эта методика развития голоса от центра (примарных тонов), к тонам окружающим его сверху и снизу, называется концентрическим методом.

Фонетический метод – это способ настройки голосов на определённое тембровое звучание.

В процессе распевания или вокализации мелодии необходимо чередование гласных и выстраивание их в единую манеру звуковедения и артикуляции.

Гласная «у» отличается наименьшим разнообразием способов артикуляции. При заглублённом звуке лучше поучить мелодию на гласной «и», а при плоском звучании попеть на гласную «о». Такой приём называется «выглаживанием» гласных в одном фокусе, в единой манере звукообразования.

Достижение звонкости и близости вокальной позиции тоже зависит от артикуляции: ощущения верхней губы , ноздрей, пения с закрытым ртом на «м». Данный фонетический метод полезен при вокализации мелодии и работы над кантиленой при разучивании песен.

Все согласные при пении надо научиться произносить очень быстро, «спрессовано» между гласными, чтобы гортань не успела отклониться от певческой позиции.

Признаком хорошо поставленного голоса является стабилизация положения гортани при пении различных гласных.

Большое применение в работе с детьми получил иллюстративный метод, то есть показ музыкального материала голосом учителя. Дети воспроизводят услышанное по принципу подражания. Показ песни должен сопровождаться объяснением характера звучания в исполняемых произведениях.

Метод сравнения нужен, чтобы обучающиеся слышали недостатки своего пения. Полезно использовать записи с прослушиванием выступлений обучающихся и их подробно анализировать, разбирать все неточности исполнения. Разные методы вокальной работы с детьми обычно дополняют друг друга и их надо умело сочетать.

Своя методическая система существует и в распевках, упражнениях для разогрева голоса, настраивания его к работе. Распевания тоже развивают вокальные навыки и выразительное звучание голосов.

Первой, начальной целью распевания является активация смыкания голосовых связок. Для этого используется staccato на гласных: «у» , «о» , «а» , при котором возникает естественное смыкание связок , затем переносимое на leqato . Отрывистое пение не допускает мышечных зажимов и становится основой для правильного звукообразования.

Работа над динамикой тоже ведётся в распевках с самого начала, с использованием средней силы звука, затем piano и forte. Дальше разрабатывается подвижность голоса от умеренного к быстрому темпу, затем агогические нюансы, затем идёт работа над гармоническим строем ( двух-трёхголосием )

В результате первых годов обучения дети должны уметь:

- Правильно применять певческую установку и пользоваться дыханием с ощущением опоры.

- Правильно формировать гласные, выравнивать их звучание и чётко произносить согласные.

-Следить за чистотой интонации, не форсировать звук.

- Научиться слышать и интонировать двухголосие.

Целью вокально-хоровых упражнений является выработка умений, позволяющих владеть певческим голосом.

Это комплекс методов и приёмов, относящихся к звукообразованию, дыханию, артикуляции, дикции и выразительности пения.

3. Принципы работы над репертуаром.

Для успешной работы вокального ансамбля большое значение имеет правильно подобранный репертуар, от которого зависит заинтересованность всех участников, а подчас и само существование вокального коллектива. Репертуар должен отвечать задачам музыкально-художественного воспитания ансамбля и в тоже время должен быть доступным ему по вокально-техническому и исполнительскому уровню. В репертуар надо включать произведения разнообразные по форме, жанру, содержанию. При выборе произведения надо учитывать также следующие параметры: количество голосов, их тесситурные условия, интонационные, ритмические, динамические трудности, наличие аккомпанемента.

Тщательный подбор репертуара с точки зрения его художественной ценности, соответствия исполнительскому уровню вокального ансамбля и педагогической целесообразности - залог творческого роста и эстетического воспитания обучающихся.

Работа над репертуаром.

Приступая к работе над художественным репертуаром, надо прежде всего узнать, знакомо ли это произведение ученикам. Но и при положительном ответе необходимо внимательно изучить нотный и словесный текст. Чаще всего именно те произведения, которые «на слуху», труднее выучить без ошибок. Обычно они бывают «загрязнены» множеством неточностей, от которых не так просто освободиться.

Если произведение вовсе незнакомо обучающимся, надо, чтобы они прослушали его и составили себе представление о нём в целом. Важно, чтобы ребёнок «схватил» основную мысль произведения, его характер, настроение, стиль.

Ознакомившись с произведением в целом, следует более подробно изучить поэтический текст, временно отделив его от музыки, чтобы не пропал смысл стихотворения, чтобы музыка не «заглушила» его красоту. Ибо совместно с музыкой текст перестаёт восприниматься как самостоятельная эстетическая ценность и преломляется только через музыку, хотя в конечном итоге именно в этом синтезе он и должен доходить до слушателя. В текст надо вчитаться, разобраться в его строении, выразительно продекламировать вслух. Верное, выразительное чтение текста, правильные акценты, выделение главных слов, чёткое произнесение ударных и смешанных гласных – всё это должно найти своё место в последующем исполнении произведения.

Музыкальный текст тоже следует проанализировать: обозначить особенности мелодического и гармонического склада и ритма, найти кульминацию, понять, как развивается мелодическая линия, обратить внимание на изменение темпа и ритма, на динамические оттенки.

Для того, чтобы произведение сразу хорошо и правильно запомнилось, лучше учить его небольшими отрывками в медленном темпе, избегая неточностей и ошибок. Небрежно, невнимательно разобранное произведение так и остаётся в памяти со всеми ошибками, которые потом трудно исправить. По нескольку раз повторяя в медленном темпе музыкальную фразу, не надо спешить с переходом к последующим фразам, пока она твёрдо не запомнится. Конечно, память у обучающихся разная, и некоторые способны к верному, точному и быстрому запоминанию большого музыкального материала после одного – двух повторений. Однако для многих правило точного, медленного выучивания по частям остаётся в силе.

Разучивая произведение, необходимо следить не только за точностью воспроизведения музыкального и словесного текста, но и за правильностью звукообразования и звуковедения.

В процессе впевания иногда полезно вокализировать песню на какой-либо гласный, что позволит преодолеть многие вокально-технические сложности. Из трудно поддающихся мест целесообразно создавать упражнения, петь, транспонируя по полутонам вверх и вниз по звуковой шкале.

Каждый педагог должен уметь правильно оценить возможности данного вокального ансамбля и подобрать произведение, которое будет наиболее полезно обучающимся на данном этапе развития. Перед руководителем стоит сложная задача – не только научить вокальной технике, развить музыкальность и исполнительские данные, но и воспитать дружный, спетый коллектив с высокой музыкально-исполнительской культурой.





4. Работа над произведениями.

1)муз.М.Ушинского, сл.З.Ямпольского «Весной» - повторение мелодии каждой партии (1 куплет); пропевание песни с аккомпанементом (выявление проблемных мест); работа над проблемными местами; различные варианты исполнения (по 1, двое, вместе). Это помогает активизации внимания участников ансамбля, чистоте интонирования, выучиванию текста, проявлению индивидуальности каждого ребенка в рамках коллективного исполнения.

2) муз.Ю.Вережникова «День Победы» - выбор данной песни обусловлен необходимостью участия в эстрадно-джазовом конкурсе «Звездная дорога», посвященного 75-ой годовщине Победы в Великой Отечественной Войне.. Этапы работы:

• проговаривание текста.

• пропевание мелодии. Необходимо добиваться четкого, ритмичного исполнения. Особое внимание уделять окончаниям . В припеве —цепное дыхание.

• Работа над 2-х голосием.

• Исполнение под фонограмму.

3) муз.Н.Финк, сл.З.Ямпольского «Баллада о детях». – данная песня подготовлена к исполнению на областном конкурсе им.Е.Беляева, и на школьном конкурсе военно-патриотической песни «Песни военных лет».

Песня кантиленного характера, много «сложных» слов и словосочетаний, которые необходимо отдельно проговорить — пояснить их значение.

Этапы работы:

• проговаривание текста, отдельных словосочетаний

• пропевание мелодии. Обратить внимание на первоначальный скачок (без «завываний»).

• Работа над 2-х-3-хголосием, строем, ансамблем.

4) муз.Н.Пескова, сл.С.Фурина «Чтобы солнышко светило».

Показ готовой песни с фонограммой и движениями. Сделать вступление (выход участников ансамбля) к песне.

5. Заключение.

Ансамбль - это уравновешенность, слитность и согласованность всех выразительных элементов ансамблевого звучания.

Оно подразумевает органичное слияние индивидуальностей, умение каждого певца слышать свою партию и ансамбль в целом. Приравнивать, подчинять свой голос общей звучности, гибко согласовывать свои действия с действиями других певцов. Ансамбль – это коллектив, в котором люди одинаково мыслят, говорят на одном языке.

В каждом ученике надо выявить самые лучшие его физические и человеческие качества. В контакте с ним с первых минут общения необходимо раскрыть красоту этих качеств, их значимость для самого ученика, для его окружения, а также необходимость их в творческом процессе.

Неординарные проявления должны иметь поддержку. Повышая самооценку, желательно выявить для ученика только ему присущую красоту, внешнюю и внутреннюю. Эта самооценка, воспитанная педагогом, важна для укрепления желаний, воли при необходимости выразить себя через голос.

Только тогда, когда каждый участник коллектива, будет чувствовать себя в нём комфортно и свободно, чтобы проявить все свои способности, когда он будет рад встрече со своими одногрупниками – друзьями и будет уверен в своём руководителе, можно сказать, что это коллектив, ансамбль в полном смысле этих слов.



Список рекомендуемой литературы:

1. Н.З.Андрианова. «Особенности методики преподавания эстрадного пения». Могсква, 1999.

2. А. Билль. Методические материалы для организаторов и педагогов детских эстрадно – вокальных студий «Чистый голос». Москва, 2003.

3. Н. Б. Гонтаренко,Сольное пение: Секреты вокального мастерства. – Ростов н/Д: Феникс, 2007г.

4. П.В.Голубев. «Советы молодым педагогам - вокалистам». Москва, 1963.

5. И.Исаева «Эстрадное пение. Экспресс – курс развития музыкальных способностей». Москва, 2007.

6. Т. В. Охомуш. «Методика вокальной работы в детской эстрадной студии». Москва, 2003.

7. Е. М. Пекерская «Вокальный букварь», Москва 1996



8. Н. Н. Попков, Постановка голоса для вокалистов. М.:Сопричастность, 2002.

9. Сет Риггс. Аудиошкола для вокалистов «Как стать звездой». Москва, 2004.

10. Л.В.Романова. «Школа эстрадного вокала». Санкт – Петербург, 2007.

11. Т. И. Ручинская. Методическая разработка «Основы вокальной методики». СПб, 2001.

12. Г. П. Стулова, Теория и практика работы с детским хором М.: ВЛАДОС 2002г.

13. Н. Д. Фокина. Курс лекций «Техника эстрадного вокала». Москва, 2006.
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Методические приемы и рекомендации при работе с вокальной группой

Автор: Самышкина Тамара Александровна

Дата: 13.08.2020

Номер свидетельства: 555687

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Методическая разработка: "Применение новых методов и приемов обучения на уроках музыки, согласно реализации ФГОС" "
    ["seo_title"] => string(126) "mietodichieskaia-razrabotka-primienieniie-novykh-mietodov-i-priiemov-obuchieniia-na-urokakh-muzyki-soghlasno-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "211784"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431683470"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства