Методическая разработка Тема: Развитие памяти и внимания у учащихся на уроках специального фортепиано
Методическая разработка Тема: Развитие памяти и внимания у учащихся на уроках специального фортепиано
Одной из важнейших проблем в школьном возрасте является развитие психических процессов: памяти и внимания. Развивать и совершенствовать внимание и память столь же важно, как и учиться письму, счету и чтению.
В каждой из работ по музыкальному обучению, воспитанию, развитию детей всегда учитывается обязательное и необходимое участие внимания и памяти в процессе исполнения музыкальных произведений, их слушания и восприятия, а так же в процессе осознания музыки, рассуждения и размышления о ней.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка Тема: Развитие памяти и внимания у учащихся на уроках специального фортепиано»
МБУ ДО «ДШИ им. И.К. Архиповой»
Методическая разработка
Тема:
Развитие памяти и внимания у учащихся на уроках специального фортепиано
преподаватель
Королева Наталья Владимировна
г. Осташков
2024 г.
Развитие памяти и внимания у учащихся на уроках музыки
Одной из важнейших проблем в школьном возрасте является развитие психических процессов: памяти и внимания. Развивать и совершенствовать внимание и память столь же важно, как и учиться письму, счету и чтению.
В школьном возрасте внимание и память, как и все другие психические процессы, претерпевают существенные изменения, обусловленные качественными преобразованиями мышления. Суть этих изменений состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной. Одним из обязательных условий успешного обучения в школе является развитие произвольного внимания и памяти. Дети, начинающие обучение в начальной школе, очень часто страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания. При достаточном развитости внимания все мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняют аккуратно и четко, ребенок в состоянии контролировать свое поведение, ставить цели деятельности, планомерно решать поставленные задачи.
В каждой из работ по музыкальному обучению, воспитанию, развитию детей всегда учитывается обязательное и необходимое участие внимания и памяти в процессе исполнения музыкальных произведений, их слушания и восприятия, а так же в процессе осознания музыки, рассуждения и размышления о ней.
Значение памяти и внимания в процессе обучения детей младшего школьного возраста на уроках музыки в общеобразовательной школе очень велико. Ни один из видов музыкальной деятельности (слушательская, исполнительская, творческая и д.р.) не мог бы быть осуществлен вне тех или иных проявлениях внимания и памяти. Но насколько велико это участие, каковы основные и наиболее эффективные механизмы развития и совершенствования этих способностей у детей, насколько и какими способами можно повысить возможности и умения преподавателей, учителей музыки и направлять процессы памяти и внимания школьников для наиболее эффективной и продуктивной работы на уроках и внеурочное время - эти вопросы по сей день остаются открытыми.
Таким образом, возникает противоречие между значением процессов внимания и памяти в музыкальной деятельности и отсутствием целенаправленной и организованной деятельности педагогов направленной на формирование и развитие внимания и памяти школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе. По причине недостаточной изученности процессов совершенствования развития памяти и внимания у учащихся в процессе музыкальной деятельности, встает проблема разработки и развития различных методик развития памяти и внимания в различных видах музыкальной деятельности. Возникает необходимость поиска и разработки соответствующих способов, приемов и принципов развития внимания и памяти у учащихся младших классов на уроках музыки в общеобразовательной школе.
1. Сущность понятий память и внимание. Их психолого-педагогическая характеристика
Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающий в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательное и длительное сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или в виде деятельности.
Внимание - необходимая предпосылка возникновения и развития мышления и воли человека, фактор активизации процессов восприятия и памяти
Устойчивость внимания у младших школьников выражено слабо и присутствует как бы в своей противоположности неустойчивости. Неустойчивость внимания объясняется тем, что у младших школьников возбуждение преобладает над торможением. Внимание их часто переключается с одного объекта на другой. Поэтому из поля зрения детей необходимо удалить всё, что не имеет отношения к работе на уроке .По своему происхождению и способам осуществления обычно выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное. У младших школьников значительно развито непроизвольное внимание, и отличается большой неустойчивостью.
Непроизвольное внимание, наиболее простое и генетически исходное, называют также пассивным, вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей. Деятельность захватывает человека в этих случаях сама по себе, в силу своей увлекательности или неожиданности. Человек невольно отдается воздействующим на него предметам, явлениям, выполняемым деятельности. Возникновение непроизвольного внимания связано с различными физическими психологическими и психофизиологическими причинами
В отличие от непроизвольного, произвольное внимание управляется сознательной целью. Оно тесно связано с волей человека и выработалась в результате трудовых усилий, поэтому его еще называют волевым, активным, преднамеренным. Приняв решение заняться какой-нибудь деятельностью, мы выполняем это решение, сознательно направляя наше внимание на то, что нам неинтересно в данную минуту, но чем необходимо заниматься. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Причины произвольного внимания по своему происхождению не биологически, а социальные: оно не вызревает в организме, а формируется у ребенка при его общении с взрослыми. Несмотря на качественное отличие от непроизвольного внимания, произвольное также связано с чувствами, с интересами, с прежним опытом человека .
Ряд психологов выделяют еще один вид внимания, который подобно произвольному, носит целенаправленный характер и требует первоначальных волевых усилий, но за тем человек как бы «входит» в работу: интересными и значительными становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат. Такое внимание было названо послепроизвольным
При организации учебно-воспитательного процесса в школе необходимо учитывать особенности всех видов внимания. Важную роль в учебном процессе играет непроизвольное внимание. Особенно велика роль непроизвольного внимания в начальных классах, так как у младших школьников слабо развита способность к произвольному сосредоточению.
В младшем школьном возрасте внимание осуществляет отбор актуальных, лично значимых сигналов из множества всех доступных восприятию и за счет ограничения поля восприятия обеспечивается сосредоточенность в данный момент времени на каком либо объекте (предмете, событии, образе, рассуждении). Преобладающим видом внимания младшего школьника в начале обучения является непроизвольное, физиологической основой которого служит ориентировочный рефлекс. Реакция на все новое, необычное сильна в этом возрасте. Ребенок еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений.
Внимание младшего школьника тесно связано с мыслительной деятельностью - учащиеся не могут сосредоточить свое внимание на неясном, непонятном. Они быстро отвлекаются и начинают заниматься другими делами. Необходимо трудное, непонятное делать для учащегося простым и доступным, развивать волевое усилие, а вместе с ним произвольное внимание .
Внимание младшего школьника, в том числе и его развитие, во многом опирается на память. Если правильно направить внимание ребенка на объект или явление, то продуктивность запоминания будет высокой.
В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения, обусловленные качественными преобразованиями мышления. Суть этих изменений состоит в том, что внимание и память ребенка постепенно приобретают черты произвольности, становясь сознательно регулируемыми и опосредованными. По мнению Р.С. Немова, память - это заполнение, сохранение и последующее
Процесс запоминания включает в себя такие категории мышления, как анализ и синтез, обобщение и сравнение, опирается на них и становится более осмысленным и прочным. В результате аналитико-синтетической деятельности выявляются основные и второстепенные признаки предметов и явлений, вскрывается роль и значение каждого элемента, а затем слияние всех составных частей воедино. «Сравнение, - по учению К.Д. Ушинского, - есть основа всякого понимания и мышления». Только при помощи сравнения возможно нахождение различия и тождества в наиболее сходных или в наиболее противоположных явлениях, что, несомненно, эффективно воздействует на память.
Процесс запоминания, по мнению ученых-психологов, может быть - в зависимости от характера его направленности - произвольным или непроизвольным. Произвольное запоминание характеризуется сознательной целенаправленностью на осуществление той или иной проблемы, например установкой выучивания наизусть. Ученые считают, что наиболее эффективным может быть произвольное запоминание, опирающиеся на активную умственную деятельность
Музыкальная же память подразделяется на следующие виды: слухо-образная; двигательно-моторная; эмоциональная; конструктивно-логическая и зрительная. В зависимости от индивидуальных способностей каждый музыкант будет опираться на более удобный для него вид памяти.
Например, формирование слухо-образной памяти связанно с преобразованием внутренних слуховых представлений, которые являются основой запоминания музыкального материала. Внутренний слух, способность к слуховому представлению является необходимой опорой для развития музыкальной памяти. Она представляется степенью прочности звуковых следов, которые хранит внутренний слух. Качество соответствия оригиналу - это зона ответственности внутреннего слуха. У некоторых людей внутренний слух отличается живостью и яркостью слуховых образов, но память при этом может быть весьма средней - слуховые образы быстро стираются и угасают. У других же наоборот, внутренний слух может быть несовершенен и хранимые им следы звучания смутны и неясны, но остаются эти следы надолго. Музыкальная память как способность сохранять в сознании образы прослушанной музыки и произвольно воспроизводить их распадается на два компонента: способность к запечатлению следов звучания (внутренний слух) и способность к их сохранению (собственно память)
Человек помнит то, что любит, он склонен сохранять в памяти то, что интонирует и занимает его, и если он испытывает неподдельный интерес к музыке, то его память получает дополнительный шанс: интонационный слух как мотивированное ядро музыкальных способностей стимулирует музыкальную память, является ее катализатором. Она, как почва, из которой растут все музыкальные качества человека; глубокую связь с инновационным слухом имеет аналитический слух, т.е. свойство слуха различать высоту звуков и длительность, чувство ритма - они уточняют и детализируют обобщенный образ музыки, созданный интонационным слухом. Именно слуховая память фиксирует высоту звуков (звуковая память) и ритм (ритмическая память). Любовь к музыке, музыкальная мотивация, которую поддерживает хороший интонационный слух, стимулирует появление внутреннего слуха, усиливая слуховое участие в музицировании; эта же любовь к музыке заставляет человека возвращаться к своим музыкальным впечатлениям, вновь возбуждает их, что способствует развитию музыкальной памяти.
Логическая память подразумевает активное включение мышления человека, умение анализировать, обобщать, сравнивать. Метод целостного анализа, применяемый при разучивании музыкального репертуара, который помогает более глубокому и осмысленному подходу к раскрытию содержания музыкального произведения, выводят в соответствующий мир образов, ассоциируется с определенным звуковым туше, динамической выразительностью. Данные целостного анализа направляют, делают логической, продуманной последовательную работу над музыкальным материалом, что в свою очередь эффективно способствует запоминанию.
Исходя из вышесказанного, можно считать целесообразным использование обоих методов, каждый из которых не исключает отдельных элементов другого, но всегда связан с активностью всех сторон сознания, включая подсознательную сферу. Педагог выбирает предпочтительнее тот, который больше подходит складу, индивидуальности учащегося, одновременно следя за гармоничностью его воспитания.
Значительная часть учащихся закрепляет в памяти материал до его сколько-нибудь удовлетворительного осмысления и переработки в сознании; запоминает музыку, во многом еще недопонимая ее. В этом - одна сторона проблемы.
Вторая сторона проблемы запоминания музыки обусловлена тем обстоятельством, что значительная часть учащихся проводит свои занятия в условиях низкой музыкально-интеллектуальной и эмоциональной активности. Недопонимание обучающимся запоминаемого материала зачастую усугубляются его пассивным, безынициативным отношением к работе, бессодержательностью самих приемов и способов труда. Поэтому запоминание музыки тормозится, продуктивность его падает, качество серьезно ухудшается.
Отсюда вытекают проблемы мотивации. Что делать, чтобы дети охотно занимались музыкальным творчеством. Ведь от этого зависит буквально вся атмосфера урока, его результативность, развитие детей.
2. Особенности развития памяти и внимания у детей школьного возраста на уроках музыки
Младший школьный возраст является важным периодом в формировании памяти и внимания у детей. Поэтому в процессе развития познавательных процессов в музыкальной деятельности обязательно учитываются возрастные особенности детей их возможности. Дети не только учатся быть внимательными и запоминать нужную информацию, но и пробуют самостоятельно правильно регулировать свои познавательные процессы. А это является необходимым условием развития полноценной личности.
Важным недостатком развития детей младшего школьного возраста является невнимательность. Одной из причин невнимательности ребенка является слабое состояние здоровья. Невнимательными бывают нервные, болезненные дети, страдающие общим истощением нервной системы. Причиной невнимательности может быть и недосыпание или несоблюдение режима дня.
Но и здоровые дети, живущие в нормальных условиях, могут проявлять невнимательность. Это может быть обусловлено недисциплинированностью или отсутствием интереса к учебе. Может быть так, что ребенок, внимательный к одному виду работы, оказывается рассеянным во время другой. В этом случае многое зависит от направленности ученика и его интересов
Нужно заметить, что многие недостатки внимания исчезают в результате правильно организованной учебной работы. Сосредоточенность школьников становится устойчивей, если им ясна задача, цель работы, которую они выполняют. Учителю легче привлечь внимание детей, чем поддерживать его длительное время. Однообразный вид даже интересной деятельности утомляет внимание школьника.
Объем внимания в значительной степени зависит от прожитого опыта человека. У младшего школьника его еще очень немного. Поэтому дети мало способны держать в поле зрения сразу несколько объектов. Объем внимания определяется количеством информации, одновременно способны сохраняться в сфере повышенного внимания человека. Численная характеристика среднего объема внимания людей - 5-7 единиц информации.
Немаловажной особенностью внимания является его переключаемость и концентрированность.
Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на другой. Данная характеристика проявляется в скорости, с которой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой.
С переключаемостью внимания связанны два разнонаправленных процесса: включение и отвлечение внимания. Первый характеризуется тем, как человек переключает внимание на нечто и полностью сосредотачивается на нем, второй тем, как осуществляется процесс отвлечения внимания.
Концентрированность внимания, то есть сила сосредоточенности на каком-либо интересном предмете или занятии, у школьника может быть достаточно большой. Иногда незначительный фактор или малозаметный для других предмет вызывает у детей отвлечение внимания
С понятием «внимание» связанна направленность и избирательность познавательных процессов. Их настройка непосредственно зависит от того, что в данный момент времени представляется наиболее важным для организма, для реализации интересов личности. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти направленность и продуктивность мыслительной бдительности - словом качество и результаты функционирования всей познавательной активности.
Для рецептивных процессов внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображений. Для человеческой памяти внимание выступает как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти. Внимательный человек лучше и успешнее обучается, больше достигается в жизни, чем недостаточно внимательный.
Важнейшую из особенностей внимания, которую так же необходимо знать и учитывать педагогу, является то, что младшие школьники не умеют быстро переключать внимание с одного объекта на другой. Постепенно, при правильной организации учебного процесса, совершенствуется и данное качество внимания младших школьников: при необходимости учащиеся свободно переходят от одних действий к другим .
Проблема памяти является одной из самых сложных и актуальных в педагогике и психологии. Процесс формирования и развития памяти исследовался в течении десятилетий и продолжает активно изучаться в настоящие время. Основной чертой памяти человека является ее созидательный характер. Одним из наиболее существенных факторов, влияющих на память, является мышление человека, его знания, эрудиция, кругозор.
Современными исследователями в области психологии доказана взаимосвязь эмоционального и рационального в деятельности человека, причем эмоциональное восприятие сопровождается осознанием его, и чем богаче эмоциональная реакция, тем глубже интеллектуальная обработка. Это положение целиком относится к процессу развития памяти, так как запоминание связанно с осмыслением материала и эмоциональным отношением к нему.
Гигантской музыкальной памятью обладали Моцарт, Лист, Антон Рубинштейн, Рахманинов, которые без труда могли удерживать в своей памяти почти всю основную музыкальную литературу. Но то, что большие музыканты достигали без видимого труда, рядовым музыкантам даже при наличии способностей приходится завоевывать с большими усилиями. Это относится ко всем музыкальным способностям вообще и к музыкальной памяти в особенности, так как она наряду с музыкальным слухом и чувством ритма образует триаду основных, ведущих музыкальных способностей.
С точки зрения Н.А. Римского-Корсакова, «музыкальная память, как и память, вообще, играет важную роль в области всякого умственного труда, труднее поддается искусственным способам развития и заставляет более или менее примириться с тем, что есть у каждого данного субъекта от природы».
Но у специалистов нет согласия по поводу врожденности качества памяти, многие утверждают, что музыкальная память поддается значительному развитию в процессе специальных педагогических воздействий. Использование приемов мнемоники рекомендовано и для музыкантов и исполнителей.
Категоричная позиция - важнейшим условием плодотворной памяти является осознанная установка на запоминание - является спорной, особенно в случае слабости психической конституции ученика. Она может спровоцировать такие нерациональные действия, как запоминание в результате многократного повторения не менее негативна и привязка результата по запоминанию к определенному сроку, рождающая дополнительную тревожность в психике ребенка, что всегда негативно. Наша окончательная установка - непроизвольное запоминание, как результат произвольной, сосредоточенной, сознательной работы, без дефицита времени, но при рациональном его использовании, с применением приемов стимуляции памяти, но без наличия излишней тревожности за результат
Память ребенка, его психофизиологический опыт, эмоциональная, мотивационная и другие сферы личности отличаются от психики взрослого человека.
По целому ряду психологических показателей оптимальным для начала педагогического развития музыкальной памяти может быть признан младший школьный возраст. Именно для младшего школьного возраста учебная деятельность становится ведущей. В ее рамках ребенок усваивает основы теоретического сознания и мышления людей. В процессе такого усвоения у младшего школьника возникают главные психологические новообразования - содержательная рефлексия, анализ и планирование, которые определяют существенные качественные изменения, как познавательных процессов ребенка, так и всей его личной сферы.
Память школьника совершенствуется в различных видах деятельности. Все, начинается слушание музыки и кончается ее исполнением в той или иной мере затрагивает сферу музыкальной памяти. Надо заметить, что условия, благоприятствующие формированию и развитию музыкальной памяти, создаются музыкально-исполнительскими действиями.
Из этого становится понятным, что память - это отражение опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения. Процесс запоминания может быть произвольным и непроизвольным.
Память и внимание ребенка существенно отличается от памяти и внимания взрослого человека. Для того чтобы ребенок сконцентрировал внимание и прочно запомнил необходимый для него материал, нужно вовлечь его в данную работу использую различные методы и способы.
3. Методы, способы развития памяти и внимания в музыкальной деятельности у учащихся младших классов на уроках музыки
Любая цель, поставленная в той или иной деятельности, достигается с помощью методов. Метод представляет собой совокупность приемов и средств, которые характеризуют ту или иную деятельность. И эта совокупность поставлена на достижение поставленной цели.
Метод обучения является неотъемлемым и важным компонентом любого урока, он приводит в действие его внешние и внутренние ресурсы. С помощью правильно подобранных методов достигается возможность воспитывать ребенка, развивать и обучать его.
В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения, обусловленные качественными преобразованиями мышления. Суть этих изменений состоит в том, что внимание и память ребенка постепенно приобретают черты произвольности, становясь сознательно регулируемыми и опосредованными.
У младших школьников хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные сведения события его жизни.
Нет сомнения в том, что заинтересованность ребенка в школьных занятиях, его активная позиция, высокая познавательная мотивация являются необходимыми условиями развития внимания и памяти. Однако, для развития памяти ребенка полезны не только и нисколько специальные упражнения на запоминание, сколько формирование интереса к знаниям, развитие положительного отношения к ним. А это все происходит, если в учебной деятельности применяются различные формы организации учебного процесса.
Одной из таких форм организации учебного процесса часто выступает игра. Игра - один из основных видов человеческой деятельности. Значение игры в человеческой жизни традиционно подчеркивалось в психологической науке.
В первую очередь акцентируется возможность с помощью игры активизировать внимание, снизить утомляемость, повысить интерес, таким образом, эффективность обучения, оптимизировать мыслительный процесс, ввести ребенка в реальный мир человеческих отношений.
А. Леонтьев называет игру своеобразной «предэстетической деятельностью», т.к. воображение и фантазия в ней выступают на первый план С помощью них ребенок сознает в игре новую реальность, в которой все подчинено законам свободы и носит условный характер. Ребенок чувствует себя комфортно в этих условных ситуациях и, в дальнейшем, метафорический язык искусства станет ему более доступен. Увлеченность ребенка процессом игры еще одно ее свойство.
Технология игровых форм обучения нацелена на то, что бы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты. Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ученику проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими учащимися. Участие младших школьников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества.
В целях развития внимания и музыкальной памяти младших школьников можно использовать комплекс игровых методов и приемов для уроков музыки. Игровой метод в педагогике относят к методам, которые в работе с младшими школьниками способствуют активизации интереса, внимания и положительных мотиваций.
Игровой метод - это способ взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого учащиеся присваивают социо-культурный опыт. К методам игрового обучения относят, прежде всего, дидактические игры, например, такие как игра-конкурс, игра-путешествие, блиц-игра, игра-викторина, ролевая игра и д.р. Игровой прием - это часть метода обучения. Игровые методы и приемы мы использовали в ходе формирующего эксперимента целенаправленно и систематически, а именно игровые методы и приемы были направленны на достижение такой цели, как развитие долговременной произвольной музыкальной памяти, ее объема, логичности и осмысленности. Системность же заключается в регулярном и последовательном включении игровых методов и приемов в содержание уроков музыки. Например, в задании «Любимые мелодии» учащиеся могут использовать друг для друга темы музыкальных произведений: петь мелодии понравившихся произведений, играть их на фортепиано, металлофоне.
Еще один интересный опыт по взаимодействию внимания и музыкальной памяти в игровой форме этот метод игры с параллельной декламацией заключается в том, что исполнение музыкального произведения сопровождается чтением стихотворного текста. За основу берется соответствие размера и метра размеру и ритму стиха. Традиционно эти особенности сочетания размера в музыке и поэзии использовались в вокальной литературе. В инструментальной музыке для работы над музыкальным произведением в процессе разучивания этот способ вполне оправдан и весьма полезен.
Игровые технологии на уроках музыки.
Любой урок в школе должен учить человека думать, чувствовать, оставаться человеком. На уроке музыки возможности для такой учёбы безграничны. Ведь помогает в этом музыка, которая во все времена будила в человеке лучшее.
Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни, а отсутствие полноценных музыкально-эстетических впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.
Урок музыки- это урок творчества. Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.
Система творческих заданий существенным образом влияет на мышление, речь, воображение, активность ребенка.
Дети естественным образом любопытны и творчески. Они экспериментируют, исследуют, играют с самым разнообразным материалом: разбирают игрушки, строят домики из песка. Для них не существует правильной или неправильной работы с красками и рисунком, в сочинении стихов, песен, они просто работают и наслаждаются тем, что делают. Они учатся в этом процессе и чувствуют внутреннюю свободу в выражении себя.
Творчество- это процесс, который может приводить к созданию некоторого продукта. Таким продуктом может явиться стихотворение, рисунок, музыкальное произведение или танец.
И чтобы вовлечь учащихся в этот процесс, вызвать творческую активность, заинтересованность каждого ребенка я использую разнообразные формы и методы работы, прежде всего игровые.
Игра имеет большое значение в жизни ребенка. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности.
Для школьников игра – сфера их социального творчества, полигон его общественного и творческого самовыражения. Игра необычайно информативна и многое «рассказывает» самому ребенку о нем. Игра – путь поиска ребенком себя в коллективах сотоварищей, в целом в обществе, человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего.
Основной мотив игры – это не результат, а процесс. Игра раскрывает творческие возможности ученика, воспитывает чувства сопереживания друг другу, взаимовыручку в решении трудных вопросов.
Ну и, конечно, игра является одной из любимых форм работы учащихся на уроке.
Целью применения технологии игровых форм обучения является для меня развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся к предмету искусство.
Игровые методы способствуют прочному усвоению учащимися учебного материала, расширяют их кругозор, развивают творческое мышление, художественное воображение, активизируют память, наблюдательность, интуицию, формируют внутренний мир ребенка и способствуют воспитанию гармоничной личности.
Существует большое количество игровых методов обучения. Я расскажу о тех, которые наиболее часто использую на уроках.
Один из основных видов деятельности на уроке музыки является пение и моя задача заключается в формировании и развитии певческих навыков.
В обучении детей пению я использую игровую методику. Это различные упражнения, звукоподражание, речевые зарядки и ритмодекламации. Игры на развитие речевого и певческого дыхания, развивающие игры с голосом, интонационные игры и упражнения, игровой показ песни.
А в среднем звене- это сочинение вокального подголоска, пение по «цепочке» , как бы передавая «эстафету» другому человеку, вокальная импровизация.
Вокальные импровизации проявляются уже в самом начале урока в музыкальном приветствии. Класс делится на 2 или 3 группы и исполняет музыкальное приветствие соответственно на 2 ил 3 голоса. При этом одно и то же приветствие можно спеть в разных темпах, ритмах, изменяя лад, транспонируя вверх или вниз на полтона. Это активизирует внимание учеников.
В учебниках для первого класса уже включены тексты народных песенок – попевок, мелодии к которым ребята должны, по возможности, сочинить сами. Дети сочиняют свои варианты, лучшие из которых разучиваются всем классом.
Остановлюсь ещё на одном из видов вокальных игр – ритмодекламации.
Ритмодекламация – это четкое произнесение текста или стихов в заданном ритме.
Основная цель ритмодекламации – это, прежде всего развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения. Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи. Один и тот же текст можно окрасить разными эмоциями, т.к. отношение к одному и тому же персонажу или событию может изменяться по-разному.
У музыки и речи одна первооснова – интонация, поэтому словесный образ и музыка неразделимы. Чем глубже дети постигают словесно-поэтический образ, тем легче им будет понять, а затем и выразить образ музыкальный.
Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т.п.), шумовых инструментов. Звучания мелодии, может сопровождаться различными движениями, что помогает детям телесно пережить ощущение темпа, динамики, ритма речи.
Использование ритмодекламации способствует формированию естественного звучания голоса, выработке речевого и певческого дыхания, развитию четкой дикции и выразительного исполнения различных настроений в речевом или музыкальном материале.
Музыкально- дидактические игры- это игры с готовыми правилами. Как правило, они требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное – знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель.
Творческие задания пронизывают весь урок музыки от начала и до конца, независимо от темы урока и целей и задач, поставленных на нем. С помощью творческих заданий дети получают представления о различной высоте и продолжительности музыкальных звуков, тембровой, динамической, регистровой окраске, связи музыкальной и речевой интонаций, о жанрах, формах, стилях музыки разных эпох. Творческие задания помогают в формировании музыкального мышления детей. При выполнении таких заданий учащиеся должны согласовывать свои действия с характером звучащей мелодии, сменой настроения. В младшем школьном возрасте формированию музыкального мышления способствуют движения, которые помогают ощущать характер, смену настроения, динамики, фактуры. Зрительная наглядность в сочетании со слуховой, двигательной и тактильными ощущениями помогают детям получить представление об особенностях музыкального языка. При этом работают и развиваются такие механизмы мышления, как анализ, синтез, развивается образная речь детей. В момент выполнения творческих заданий у ребенка возникают музыкальные и внемузыкальные представления, активно воображение. Приобретая определенные знания, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству, специфике его выразительных средств.
Ребенок с раннего детства осваивает музыку движением. Пластичное движение, пластические этюды дают возможность ученику выразить свое восприятие музыки, не объясняя свое душевное состояние, и помогают педагогу направить духовное внимание в глубину поэтичного мира произведения, не нарушая таинства личного общения с музыкой. Пластическое интонирование- один из игровых приёмов на уроках музыки. Это познание музыки через жест, движение, превращение процесса восприятия музыки из пассивной формы работы (слушание) в активную.
При этом решается целый ряд проблем:
1. Психологическая: «музыка – часть меня, я – часть музыки». Новые ощущения себя активизируют восприятие, мышление, память, способствует увлечённости и творчеству и возникновению непроизвольного внимания.
2. Образовательная: помогает зрительно показать сложные музыкальные понятия, не разрушив процесса слушания.
Здесь можно привести в пример дирижера - человека, который, не играя сам на инструменте, в то же время “играет” таким колоссальным инструментом, как оркестр. Значит, есть в жесте дирижера что-то такое, что дает почувствовать интонационно-образный смысл музыки.
Иногда пластическое интонирование возникает спонтанно («от переизбытка чувств»), Но, зная о неразрывности музыкальной и пластической выразительности, с первых уроков я стараюсь побуждать ребят не только внимательно слушать музыку, но и уметь выразить её через музыкально-ритмические движения. Причём, движения могут быть различными – от плавных, как в песне Д. Кабалевского «Наш край», - до имитации игры на музыкальных инструментах, как в песне А. Филиппенко «Весёлый музыкант», от тяжёлого, «вперевалочку» шага мишки из песни Л. Книппер «Почему медведь зимой спит» до хоровода (в русской народной песне «Во поле берёза стояла»).
И иногда ребята сами предлагают пластическое выражение музыкального образа. Если этого не происходит, то я стараюсь помочь им вопросами, подсказками, но не показом готового варианта. А если вариантов, наоборот, много, то есть возможность ещё раз вернуться к произведению и выбрать те, движения которые точнее выражают его характер.
Особенно интересен метод под названием «Зеркало» - «Мои руки – это зеркала, в которых отражается музыка». Я своими руками начинаю рассказывать без слов детям о музыке. Ребята начинают повторять за мной, причём с удовольствием работают все, воплощая звучащую музыку в жестах.
Не всегда программный материал для слушания возможно полноценно переложить на язык жестов, но есть очень удачные варианты, которые мы с удовольствием используем. Это произведения Сен-Санса из «Карнавала животных», музыкальные фрагменты из произведений Чайковского, Римского-Корсакова и т. д.
К пластическому интонированию близок игровой метод - «музыкальное рисование», который тоже развивает творческую фантазию, навыки импровизации. То есть дети представляют, что они художники, и держа в руках кисточку или просто кистью руки «рисуют» в воздухе картины, соответствующие звучащему музыкальному образу.
Следующий игровой метод, применяемый мною на уроках -Инструментальное музицирование.
Это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ученикам инструментах. Являясь одним из видов музыкальной деятельности, инструментальное музицирование связано с вокально-хоровой деятельностью, импровизацией и слушанием музыки. Исходя из характера музыки, её жанровости, дети сами выбирают инструменты для исполнения, а я обращаю их внимание на соответствие между произведением и его сопровождением.
Особенно нравится детям исполнять русские народные песни и мелодии, позволяющие использовать большое количество музыкальных инструментов- и ложки, и трещётки, и колокольчики, и бубны, и самодельные погремушки. Играя на музыкальных инструментах, дети не только глубже постигают характер, настроение, жанровые особенности и формы произведения, но и через игру учатся передавать его.
Следующий вид игровой деятельности- это интеллектуальные игры – игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность. «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?», «Угадай мелодию», «Своя игра»
«В мире музыкальных инструментов» - эти игры расширяют представления о музыкальных инструментах, их звучании, жанрах музыки, музыкальных стилях разных эпох и т. д. Ученики приобретают опыт работы в группах по сочинительству и исполнению.
Игры- путешествия совершаются школьниками в воображаемых условиях. Такие игры применяются при изучении культуры разных стран, творчества композиторов или основ музыкальной грамоты.
Отличительная черта этих игр – активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности.
Сюжетно-ролевые игры также развивают творческое мышление и познавательную активность учащихся. Наиболее популярные – «Я- композитор» , «Я- сочинитель» . Это игры на знание средств музыкальной выразительности.
-Для развития у учащихся целостного восприятия музыкального произведения я использую ролевую игру «Художники — декораторы».
В начальных классах это задание предлагается в отношении небольшого вокального, программного произведения и способы выполнения тщательно обговариваются. В старших классах художники — декораторы выполняют функцию оформителей шоу-программ современной эстрадной музыки или декорации к опере, классическому концерту.
-Следующий творческий прием - Ситуация «Я — психолог». Почти каждый ребенок считать себя знатоком людских характеров. Поэтому «Психологу» даётся задание нарисовать словесный портрет героя музыкального произведения.
Иди другой вариант- через прослушивание одного или ряда произведений одного из композиторов рассказать о нём — человеке, которого они никогда не видели , не знали, но который оставил им «звуковое письмо» о себе и о своем времени.
Назову ещё несколько игровых приёмов, развивающих творческие способности детей и способствующих развитию мышления - «Найди пропущенное слово» и, наоборот, «найди ненужное слово». Эти задания ребята выполняют как устно, так и письменно.
«Логические цепочки» и «Ассоциативные сети». Эти игры я использую начиная с 5 класса. Ребята учатся совершать логический переход от одного понятия к другому в три- четыре промежуточных слова (например: в 8 классе в теме «Что значит современность в музыке» нужно составить несколько «логических цепочек», чтобы перейти от слова «современность» к слову «музыка»-
современность — жизнь; жизнь — красота; красота — музыка.)
Учатся узнавать по стилю музыкального произведения композитора или круг предполагаемых композиторов, похожих по стилистическим особенностям.
Педагогические игры - достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Часто подготовка игры требует большего количества времени, чем её проведение.
Все выше перечисленные приемы используются в тесном «сплетении». Один и тот же прием в контексте урока может решать сразу несколько задач, направленных на развитие творческих способностей учащихся. Общение с музыкальным искусством через игровые методы дает возможность каждому ученику занять индивидуальную позицию, выделить собственные смысловые и ценностные ориентации.
Развивая музыкально — творческие способности у учащихся, учитель музыки полноправно участвует в процессе становления творческой личности.
Таким образом, роль учителя музыки в развитии современного творчески мыслящего человека велика и должна по достоинству оцениваться с позиции полезности в эпоху использования новых технологий и творческого решения проблем, связанных с их использованием.
Музыкально-дидактические игры на уроках музыки.
Одной из важных задач всестороннего развития современной молодежи является воспитание музыкальной культуры. Восприятие музыки - сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Поэтому необходимо научить детей разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать их внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика и т. д.), различать музыкальные произведения по жанру, характеру.
В педагогической практике с этой целью все чаще стали применять музыкально-дидактические игры, которые, воздействуя на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в целом.
Вот несколько музыкально – дидактических игр, которые можно использовать на уроках музыки.
Сложи песенку.
Цель. Развивать у учащихся умение различать форму музыкального произведения (запев и припев), передавать структуру песни, состоящую из повторяющихся элементов в виде условного изображения.
Описание. Три – четыре кружка (красный, синий, зеленый, желтый) и такое количество прямоугольников (белого или темно – коричневого цвета ).
Методика применения. Учитель исполняет песню и просит определить, есть ли в ней запев и припев, сколько куплетов, сколько раз повторялся припев. После этого предлагается одному из учеников «сложить песенку» с помощью разноцветных фигурок: каждый новый куплет обозначить кружком какого-либо цвета, а припев – прямоугольником. Во время повторного исполнения песни ученик выкладывает геометрические формы в той последовательности, которая соответствует строению песни – чередованию запева и припева. Остальные учащиеся проверяют, правильно ли выложены формы.
Море.
Цель. Развивать у учащихся представление об изобразительных возможностях музыки, ее способности отображать явления окружающей природы.
Описание. Три карточки с изображением линий. Они условно передают различное состояние моря. На первой – линия, изогнутая на серо – голубом фоне – «море взволнованное», на второй – линия сильно изогнутая, фиолетовый фон – «море бушующее», на третьей – линия слабо волнистая, голубой фон – «море успокаивающееся, буря затихает».
Методика применения. Учащиеся слушают в записи вступление к опере «Садко», «Море» Н.А. Римского-Корсакого. После исполнения учащиеся делятся своими впечатлениями о характере музыки. Учитель вместе с учащимися обращает внимание на то, что композитор нарисовал яркую картину моря, показывая самые яркие его состояния; оно то взволнованное, то бушующее, то успокаивающееся. Затем учитель объясняет ребятам условные изображения, передающие то или иное состояние моря. Учитель предлагает еще раз послушать произведение и проследить, как изменяется характер музыки на протяжении звучания всей пьесы. Один из учащихся с помощью карточек показывает эти изменения, т.е. раскладывает карточки в той последовательности, которая соответствует развитию музыкального образа.
Узнай и сложи попевку.
Цель. Передавать ритмический рисунок знакомых попевок и узнавать по изображению ритмического рисунка ту или иную попевку.
Описание. Для этого используют прямоугольники разной длины, но одинаковой ширины. Длинные прямоугольники – красные – соответствуют долгим звукам, короткие – зеленые – коротким. И тех и других по 10 штук. Чередуя прямоугольники разной длины, можно условно изобразить ритмический рисунок знакомой мелодии, исполняемой учителем.
Методика применения. Разучивая вместе с учителем попевку, учащиеся с помощью карточек выкладывают ее ритмический рисунок, используя разные прямоугольники. Научившись выполнять это задание, ребята могут перейти к более сложному – узнать по выложенному учителем ритмическому рисунку знакомую попевку.
Лесенка – чудесенка.
Цель. Развивать у учащихся умение соотносить звуки по высоте, различать направление движения мелодии.
Описание. Карточка с изображением лесенки из семи ступенек. Каждая ступенька закрашена определенным цветом. Семь круглых фишек, соответствующих цвету ступенек лесенки.
Методика применения. Учитель исполняет на металлофоне знакомую детям попевку, затем предлагает поочередно «музыкальные загадки» : исполняет без слов первую фразу попевки, но не доигрывает последний звук, затем исполняет вторую фразу попевки, не доигрывая нижнего звука. Дети должны определить, какой из звуков попевки не был исполнен при движении мелодии вверх и при движении вниз. Определив его, они на соответствующую ступеньку кладут фишку того цвета, каким закрашена ступенька.
Выбери инструмент.
Цель. Развивать у учащихся представление об изобразительных возможностях музыки.
Описание. Набор маленьких карточек с изображением разных музыкальных инструментов. (инструменты симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов).
Методика применения. Учитель беседует с детьми о музыке, объясняя, что она может не только передавать разные чувства, но и рассказывать своими выразительными средствами о том, что встречается в жизни. Учащимся исполняют пьесы, в которых переданы характерные особенности звучания разных музыкальных инструментов. После прослушивания учащиеся должны выбрать карточки с соответствующим изображением инструмента.