Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка: «Развитие эмоциональной выразительности пения у детей младшего школьного возраста в процессе обучения вокалу»»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА:
«РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ПЕНИЯ
У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ВОКАЛУ»
Содержание:
Введение.
Упражнения на развитие эмоциональной выразительности пения на этапах овладения вокальной техникой.
Формирование певческого дыхания
Формирование вокальной дикции.
Постановка певческого голоса.
Развитие темпо-ритмического чувства.
Развитие эмоциональной выразительности пения.
Заключение
Список литературы
Введение.
Музыкальное развитие детей имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, развиваются воображение, воля, фантазия, обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и энергия мышления.
Кроме этого решаются воспитательные задачи, связанные с формированием личности школьника. Современной наукой доказано, что дети, занимающиеся певческой деятельностью, более отзывчивы, эмоциональны, восприимчивы и общительны. В процессе певческой деятельности успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей, обогащаются переживания ребенка. Исполняя песню, он активно выражает свои чувства, глубже воспринимает музыку. Развивается музыкальный слух, интонационная точность, память, чувство ритма. Пение способствует развитию речи детей, так как во время музыкальных занятий активизируются функции мозга, а также улучшается эмоциональный настрой ребенка.
Особую роль отводят современные педагоги – музыканты эстрадному творчеству, как самому современному и на данный момент популярному виду музыкального исполнительства. Зрелищность и максимальная насыщенность всех средств художественной выразительности, свойственных произведениям музыкальной эстрады, их яркость и запоминаемость, четкий, яркий, разнообразный танцевальный ритм, красочность оркестровки, виртуозность исполнения, различного рода эффекты, в том числе звукоподражательные, имитация звучания экзотических музыкальных инструментов. Все эти вышеперечисленные особенности эстрадного произведения в значительной степени активизирует эмоциональную отзывчивость слушателя, помогает непроизвольному запоминанию музыкального материала и поддерживает интерес к музыке.
Слово вокал происходит от итальянского «воче» – голос. Но голос служит только инструментом, само же искусство обучения пению гораздо сложнее одного звуковедения. Оно рисует нам образы, отражает эмоциональные состояния. В пении участвует не только звук, но и осмысленное слово. Вокал рассматривается как технологический процесс художественного пения. Как всякий специалист вооружен знаниями и определенными приемами, так и певец должен владеть вокальной техникой, то есть свободно управлять своим голосом.
Бытует мнение, что слова «вокальная техника», «вокальное мастерство», обучение пению применимы лишь к академическому, «оперному» вокалу, а все эстрадные исполнители – любители-самоучки. Однако качественный эстрадный вокал сочетает в себе массу технических приемов. Часть их заимствована из академического арсенала, часть – из «народного», часть специфична для эстрады. Иными словами, эстрадный вокал по своему звучанию находится между академическим (классическим) и народным. Обучение эстрадному вокалу отличается от обучения академическому вокалу и народному главным образом целями и задачами вокалиста. Академические и народные певцы работают в рамках канона, регламентированного звучания, для них отклоняться от нормы не принято. Задача эстрадного исполнителя – поиск своего собственного звука во время обучения вокалу, своей оригинальной, характерной, легко узнаваемой манеры пения и сценического образа.
Ученик, обучающийся в детской вокальной студии должен стать художником, создающим сценический образ, перевоплощаясь на сцене. Его действия выражены в слове, пении, мимике, жесте, пластике, танце. Задача педагога заключается в том, чтобы научить ученика владеть собой как средством для создания сценического образа, знающего основные законы сценического искусства, умеющего пользоваться своим внутренним аппаратом и, безусловно, владеющего всеми музыкальными средствами: правильным, осмысленным пением, выразительностью, музыкальностью, пластикой, подчиненными сквозному действию и управляемыми сверхзадачей музыкально-сценического образа.
Именно поэтому развитие эмоциональной выразительности пения на занятиях эстрадного вокала приобретает первостепенное значения.
Исходя из вышесказанного цель данной работы – осветить круг методов и приемов, направленных на развитие эмоциональной выразительности пения.
Задачи:
1. Изучить состояние проблемы развития эмоциональной выразительности пения в современной методической литературе.
2. Выделить методы и приемы направленные на развитие эмоциональной выразительности пения
3. Выявить психолого-педагогические аспекты формирования эмоциональной выразительности пения на занятиях эстрадного вокала
4. Проанализировать возрастные предпосылки для формирования эмоциональной выразительности пения в младшем школьном возрасте
Пение – самый яркий и совершенный способ выражения эмоционального состояния человека голосом. Оно с полным основанием может быть названо эмоциональной речью. Поэтому основной задачей вокального обучения следует считать развитие эмоциональной сферы молодого певца, воспитание у него высокой степени эмоциональной выразительности,
В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами для формирования эмоциональной выразительности пения. У детей младшего школьного возраста закрепляются и развиваются основные характеристики познавательных процессов: восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. Этому включено в основные виды деятельности ребёнка: учение, общение, игра и труд. Учение способствует приобретению знаний, умений и навыков. Общение улучшает обмен информацией, совершенствует коммуникативную структуру интеллекта, учит правильно воспринимать, понимать и оценивать детей. Игра совершенствует предметную деятельность, логику и приёмы мышления, формирует и развивает умения и навыки делового взаимодействия с людьми. Труд улучшает ручные движения, укрепляет практическое, пространственное и образное мышление.
Младший школьный возраст – время закрепления мотива достижения успехов в качестве устойчивого личностного свойства человека, который противостоит мотиву избегания неудач. Важными личностными особенностями детей этого возраста являются доверительность и открытость, послушание и исполнительность, а также формирование адекватной самооценки и нормального уровня притязаний. У детей этого периода жизни усиливается сознательный контроль и волевая регуляция деятельности, происходит осознание своих возможностей и способностей. Ребёнок уже понимает, что успех больше зависит от старания и прилагаемых усилий, чем от имеющихся способностей. Это формирует и закрепляет такие качества личности как трудолюбие и самостоятельность. Для развития данных качеств личности необходимо использовать действенные формы стимуляции - доверие и публичное поощрение. Кроме того, к этому возрасту ярко проявляется индивидуальность ребенка, значительно расширяются и углубляются знания, совершенствуются умения и навыки. Поэтому порождается значительное увеличение индивидуальных различий между детьми, что сказывается на их успехах в обучении. Отсюда возникает обоснованное психолого-педагогическое решение относительно дифференцированного обучения детей с различными способностями. В работе с такими детьми могут применяться методы обучения, характерные для взрослых, так как познавательные процессы одаренных детей, их восприятие, внимание, мышление, память и речь являются полностью сформированными.
Познавая окружающий мир, ребёнок, включает не только мыслительные процессы, но и чувства и эмоции, с помощью которых раскрывается субъективное отношение и к миру, и к себе.
В процессе развития индивидуальности и личностного роста детей начальной школы первичными являются эмоции, а чувства развиваются и формируются в общении детей друг с другом, учителем, другими людьми.
Проблемы выразительности в пении поднимались в работах авторов, занимавшихся вокальной педагогикой и методикой преподавания вокала (Д.Л. Аспелунда, Л.Б. Дмитриева, А.П.Иванова, Г.П.Стулова и др.). Ученые считают, что выразительность в пении – это эмоциональная отзывчивость на исполняемое произведение, способность голоса выражать музыкальные мысли. Эмоциональная выразительность является основной исконной функцией интонации. Пение может быть различным, как по красоте и силе звука, так и по силе воздействия, т.е. по выразительности. Здесь музыка выступает основным выразительным элементом, а текст создает обобщенное настроение.
Достижение выразительности пения обеспечивается за счет многих компонентов:
построение музыкальной фразы (слабые и сильные доли создают динамическую основу музыкальной фразы);
ритмический рисунок мелодии;
интонация (интонации каждой мелодии имеют свои кульминационные моменты, подчеркивающие смысловую сторону фразы);
темп (определяет эмоциональный характер произведения) и так далее.
Таким образом, в работе по развитию эмоциональной выразительности пения следует учитывать следующие функции вокального голоса.
Первая функция голоса состоит в том, что бы обеспечить слышимость звучащего со сцены голоса. Для этого необходимо развивать голосовую гибкость, подвижность, способность голоса «рисовать мысль». Вторая функция голоса – быть выразителем мысли текста песни. Ученик должен слышать мелодический рисунок, повествование, побуждение, восклицание и другие музыкальные предложения, должен слышать мелодические выделения логических центров фраз, точное интонирование. Третья функция – быть проводником чувств. Если ученик захочет, чтобы его исполнение вызвало у зрителя не только сомыслие, но и сопереживание, он непременно будет развивать средства речевой выразительности. Именно по интонациям: повышение или понижение голоса, увеличению или уменьшению силы звука, возникновению и характеру пауз, изменению темпа ритма и тембральной окраски голоса зритель угадывает чувства вокалиста, через интонации соприкасаясь с душой исполнителя. Таким образом, в воспитании техники владения голосом необходимо учитывать не только работу всего фонационного аппарата в целом, но и очень многое в человеческом поведении, общении, психики, настроении.
В работе над развитием интонационной выразительности важно помнить, каким интонационным умением ребенок владеет и какое умение (пение или речь) преобладает в его жизни. Основным природным навыком интонирования у него является способность говорить. И по этой причине на занятиях музыкой большое внимание уделяется к речи. Педагога неизменно должно волновать, КАК научить ребенка вслушиваться в собственный голос и управлять линией собственной речи. Именно отсюда, с прислушивания к себе и развития интонационного самоконтроля начинается работа над выразительным и осмысленным произнесением звука.
Часто выразительность в пении зависит от того, как донесено до слушателя слово, недаром выразительность в пении сравнивают с изящной артикуляцией звуков речи. Пение и речь как функции одной системы взаимосвязаны и взаимодействуют, а изменение в работе одной из них немедленно отражается на состоянии другой. Слово и мелодия в пении объединяются в одно неразрывное целое. Благодаря этому единству достигается смысловая глубина содержания. Не стоит также забывать, что слово в пении приобретает наибольшую выразительность там, где оно обличено в яркие, доступные напевные музыкальные интонации.
Речевое интонирование всегда связано с воспроизведением стихотворного текста, а поэзия уже сама по себе во многом отличается от разговорной речи – присутствие рифмы делает ее музыкальной, пластичной, ритмичной. Поэзия всегда несет недосказанность, предполагает диалог видимого простого прочтения и скрытого содержания даже в самых понятных текстах. К тому же перенесение поэтической информации в реальность — это театр, где один человек способен перевоплощаться в разных героев, через себя пропуская образы и события текста.
Немаловажно и то, что дети (и многие взрослые) бывают достаточно стеснительны в раскрытии себя, как человека эмоционального. Эмоция не может обойтись только интонированием, она неизменно должна быть дополнена мимикой, жестом, пластикой и движением. Поэтическая речь дышит и оживает только тогда, когда весь человек «включен» в этот процесс. И именно это роднит поэзию с богатой палитрой интонаций и настроений музыки. Без поэтического (речевого) мостика, ребенок не научиться понимать и передавать многосмысловую музыкально-интонационную информацию. Это достаточно трудно сделать без того, чем в той или иной степени ребенок к моменту обучения в школе владеет - без речи. Именно от нее лежит путь к осмысленному интонированию самой простой песенки. И до того, как любой из детей не услышит, как он говорит, он не сможет понимать и оценить что и как он поет. Невнимание и упрощенный взгляд на значимость работы над речевым интонированием достаточно скоро выявится в неровности певческого строя, форсированном или маловыразительном пении.
Таким образом, работу, направленную на развитие эмоциональной выразительности пения необходимо проводить на всех этапах овладения вокальной техникой.
Формирование певческого дыхания
Формирование вокальной дикции.
Постановка певческого голоса.
Развитие темпо-ритмического чувства.
Развитие эмоциональной выразительности пения.
Формирование певческого дыхания.
Дыхание – основа жизни. Правильное дыхание – основа здоровья и долголетия. Правильное певческое дыхание – основа правильного пения и здоровья голоса.
У детей дошкольного и младшешкольного возраста певческое дыхание повторяет тип речевого дыхания. И речевое и певческое дыхание у детей более глубокое, интенсивное, так как рассчитано не на один слог, а на несколько слов. Поэтому развивать певческое дыхание лучше параллельно с речевым, поскольку способ выдоха – родственный: более длительный и экономный. При формировании навыка правильного дыхания и развития эмоциональной выразительности пения целесообразнее использовать следующие упражнения: надувание воздушного шарика, стрельба из воздушного ружья, игра на детских духовых инструментах (дудочка, свистулька, губная гармошка),
Упражнение «Бегемотик». Ребенок, находящийся в положении сидя, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый дает инструкцию: «Сядь, положи ладонь на живот и почувствуй, как он поднимается, когда ты вдыхаешь, и опускается, когда ты выдыхаешь» и сопровождает действия ребенка рифмовкой: Сели бегемотики, потрогали животики,
То животик поднимается, то животик опускается.
Упражнение «Воздушный шарик». Дети должны надуть воображаемые воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через рот. Педагог сопровождает действия детей стихотворным текстом:
Мой воздушный шарик, раз, два, три.
Легкий, как комарик, посмотри.
Носом я вдыхаю, не спешу,
За своим дыханием слежу.
Упражнение «Дует ветерок». Педагог приглашает детей на прогулку. Дети встают друг за другом и «змейкой» двигаются вперед. По сигналу взрослого останавливаются и выполняют движения:
Золотое солнышко по небу катается
С утра улыбается,
А улыбки-лучи очень горячи (дети раскрывают пальцы на правой руке, Что было дальше? изображая "солнышко" и встают в круг).
Солнышко зашло за тучу (дети сжимают пальцы левой руки в кулак,
Вдруг подул ветерок, изображая "тучку").
А гудел он так: У-У-У (дети делают носом вдох и произносят на
выдохе этот звук).
Упражнение: «Ныряльщики за жемчугом». Учитель объявляет, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.
Упражнение «Не потеряй пушинку». Ребенок кладет на ладонь легкую пушинку, делает вдох через нос и начинает, медленно выдыхая через рот, поддувать вверх пушинку (упражнение сопровождается музыкой).
Упражнение «Лети, перышко!»
Оборудование: перышки небольшого размера.
Педагог должен положить ребенку на ладонь перышко и предложить подуть так, чтобы оно полетело.
Упражнение «Мой воздушный шарик».
Цель: выработать более глубокий вдох, сильный длительный выдох; активизировать мышцы губ.
Оборудование: воздушные шары.
Дети должны надуть воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через рот.
Педагог сопровождает действия детей стихотворным текстом:
Каждый день я в шарик дую,
Над дыханием колдую.
Шарик я надуть стремлюсь
И сильнее становлюсь.
Упражнение «Яблоня». Педагог читает сказку, дети выполняют движения по тексту:
Есть сказка новая у нас - интереснейший рассказ.
Про то, как яблоня росла, и каждый год весной цвела,
Все лето яблоки висели и потихоньку дружно спели.
А эта яблоня какая? Да, да, красивая, большая,
И много у нее ветвей, совсем как руки у детей.
(Дети встают в круг, тесно прижавшись друг к другу. Поднимают вверх соединенные руки, покачивают ими).
Солнце ласково нас греет, быстро яблоки поспеют.
Вы посмотрите-ка на них, как много яблок здесь больших.
(Дети разъединяют руки, сжимают их в кулачки).
Что-то ветер разыгрался и раздулся, разгулялся.
(Дети покачивают руками из стороны в сторону).
Надо ветру помогать, тоже будем поддувать,
Носом воздух набираем, через ротик выпускаем.
(Дети дуют все вместе).
Сразу яблоки упали и о землю застучали,
Вдруг, откуда ни возьмись, здесь зверята собрались,
Быстро яблоки съедают, в лес обратно убегают.
(Топают ногами).
Одно яблоко осталось, повисело еще малость,
Дальше с яблони свалилось, по дорожке покатилось.
Посмотреть на белый свет, хочешь верь, а хочешь нет.
Педагог приглашает детей на прогулку. Дети встают друг за другом и "змейкой" двигаются вперед. По сигналу взрослого останавливаются и выполняют движения:
Золотое солнышко по небу катается
С утра улыбается,
А улыбки-лучи очень горячи (дети раскрывают пальцы на правой руке, изображая "солнышко" и встают в круг).
Что было дальше?
Солнышко зашло за тучу (дети сжимают пальцы левой руки в кулак, изображая "тучку").
Вдруг подул ветерок,
А гудел он так: У-У-У (дети делают носом вдох и произносят на выдохе этот звук).
Дети соревнуются, кто дольше прорычит на одном выдохе.
Упражнение«Варим кашу».
Дети с педагогом договариваются варить кашу и распределяют "роли": молоко, сахар, крупа, соль. На слова:
Раз, два, три,
Горшочек, вари!
("Продукты" поочередно входят в круг - "горшочек").
Каша варится.
(Дети , выпячивая живот и набирая воздуха в грудь делают вдох, опуская грудь и втягивая живот - выдох и произносят: "Ш-Ш-Ш").
Огонь прибавляют.
(Дети произносят: "Ш-Ш-Ш" в убыстренном темпе).
Раз, два,три,
Горшочек, не вари!
Упражнение «Осенние листочки»
Осенние листочки на дереве висят,
Как только ветер дунет – они зашелестят.
А ветерок рассердится и дунет посильней,
И ветви закачаются быстрей, быстрей, быстрей!
Потом начнется листопад.
Листочки на землю летят.
- подняв руки, поворачивают кисти, произнося звук «Ш»
- на продолжительном выдохе произносят звук «Ф»
- качают руками и глиссандируют звук «А» то вверх, то вниз
- постепенно опускают руки вниз, четко произнося звук «П»
Формирование вокальной дикции.
Артикуляция – это работа речевого аппарата для правильного создания звука. При правильной артикуляции происходит четкое расчленение звуков, которые мы можем различать. Понятия артикуляция и дикция тесно связаны между собой. Постановке правильной дикции предшествует артикуляционная гимнастика, активизирующая каждую из частей речевого аппарата. Для того, чтобы добиться хорошей дикции, сначала необходимо разогреть и подготовить органы, участвующие в произношении звуков (язык, небо, гортань и т.д.). Этому способствуют артикуляционные упражнения.
Артикуляционная гимнастика.
«Путешествие язычка» О.В Кацер,
Влево – вправо,
Раз, два.
Верх — вниз,
Верх – вниз,
Язычок, не ленись!
Губы, просыпайтесь!
Ротик, открывайся!
Язычок, покажись
И зубов не страшись!
А зубы-то, а зубы
Кусают даже губы.
Кусаются, кусаются
И не унимаются.
А губы-то хохочут.
То сильно обижаются.
То весело хохочут,
То снова обижаются.
Зубам надоело кусать –
Стали язычок жевать.
Язычок – не лист капустный,
Он совсем, совсем не вкусный!
Зубки, зубки, успокойтесь,
Хорошенечко помойтесь,
Не сердитесь, не кусайтесь,
А вместе с нами улыбайтесь!
- проткнуть язычком левую щеку
- проткнуть язычком правую щеку
- то же
- проткнуть языком верхнюю губу
- затем нижнюю
- то же
- «вибрато» губами
- широко открыть рот
- покусать кончик языка
- покусывать всю поверхность языка
- покусать нижнюю губу по всей поверхности
- покусать нижнюю губу по всей поверхности
- в улыбке открыть верхние зубы
- вывернуть нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение
- в улыбке открыть верхние зубы
- вывернуть нижнюю губу
- пожевать язык боковыми зубами
- провести языком между верхней (затем нижней) губой и зубами
- улыбнуться
Упрожнение «Вкусное варенье»
Мы сегодня ели Язык по часовой стрелке облизывает
Вкусное варенье сначала верхнюю, затем нижнюю губу.
А теперь по кругу
Мы оближем губы
Упражнение «Лягушки». Описание упражнения: улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта пять (до счета «десять») затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза
Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам.
Вы сейчас тяните губки -
Я увижу ваши зубки.
Мы потянем - перестанем
И нисколько не устанем.
Упражнение «Часики»Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторить 5-10 раз.
Тик-так, тик-так.
Язычок качался так,
Словно маятник часов.
Ты в часы играть готов?
Упражнение «Месим тесто». Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами – та-та-та...; пошлёпать язык губами – пя-пя-пя...; закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.
Тесто мнем, мнем, мнем,
Тесто жмем,жмем,жмем,
После скадку мы возьмем, Тесто тонко раскатаем,
Выпекать пирог поставим,
Раз, два, три, четыре, пять –
Не пора ли вынимать?
При работе над развитием эмоциональной выразительности пения возможно использование следующих упражнений: скороговорки и интонационные скороговорка (пропевание скороговорок на простые мелодии): «Ехал Грека через реку», «Из-пот топота копыт» и так далее
Звукоподражание
В развитии речевых и интонационно-певческих способностей ребенка звукоподражание имеет особое значение. Интонационное копирование (как речевое, так и певческое) кого-либо из животных, птиц и т.д. у детей вызывает непреложный интерес в силу возникающих звукоизобразительных эффектов. В определенном смысле звукоподражание следует отнести к основам «речевого» театра, когда произносимый звукокомплекс помогает перевоплотиться в иной образ. В звукоподражании естественным образом заложены важные компоненты для развития речевых способностей ребенка: дикция и артикуляция. разнотембровость, разнотемповость, разнохарактерность и развитие скорости говорения.
Звукоподражание незаменимо при пении в тех моментах, когда требуется многократное повторение одного и того же интонационного модуса. В этом случае используйте всевозможные приемы, стимулирующие желание ребенка интонировать. В их числе — исполнение попевок звукоизобразительными слогами («поем как кошки, лягушки, кукушки, машины, паровоз и т.д.»), интонирование в разных темпах, с различными штрихами и динамическими оттенками.
«ЧТО У КОГО ВНУТРИ?» дети, подражая, повторяют звукосочетания;
У одуванчиков — взлеталка:
«Фу-у-у-у!»
У мотоцикла — рычалка:
«Трр-трр!»
У часов — смешилка:
«Ха-ха-ха!»
У мышки — пищалка:
«Пи-пи-пи».
У лошажки — ржалка:
«И-го-го».
У ветра — задувалка:
«У-у-у-у».
У каблуков — стучалка:
«Тук-тук».
У носа — сопелка:
«Ф-ф-ф».
У ежика — пыхтел ка:
« П ых- пых- пых».
У телефона — звонилка:
« Д иль-диль-диль».
А у солнца — светилка:
«А-а-а-а».
О.Ватиетис
Упражнение «Лес ночной». Звукоподражание по тексту.
Лес ночной
Был полон звуков:
Кто-то выл – у-у
А кто – мяукал – мяу, мяу.
Кто-то хрюка – хрю-хрю,
Кто-то топал, – топ-топ,
Кто-то крыльями
Захлопал, – хлоп, хлоп,
Кто-то ухал, – ух0ух,
И кричал – ай-ай,
И глазищами
Вращал.
Ну, а кто-то
Тихо-тихо
Тонким голосом
Молчал! (указательный пальчик к губам)
С.Пшеничных
Вьюга Изобразим зимнюю вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу «Вьюга начинается» вы тихо произносите: «У-у-у». По сигналу «Сильная вьюга» говорите громко: «У-у-у». По сигналу «Вьюга кончается» произносите тише и смолкаете по сигналу «Вьюга кончилась».
Гудок паровоза Изобразим гудок паровоза: «Ту-у-у-у». Сначала воспроизводим звук приближающегося паровоза, а потом удаляющегося. Маленькое привидение Вспомним повесть А.Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше». В одной из глав рассказывается, как Карлсон переоделся в привидение, чтобы напугать воров, залезших к Малышу в дом. Он летал в белом балахоне и завывал ужасным голосом: «У-у-у». Пожарная машина Начался пожар, вызвали пожарную машину. Она едет по улицам города и издает пронзительные звуки сирены: «У-у-у-у-у». Пионерский горн Представь, что ты отдыхаешь в детском лагере. Утром тебя будит звук горна. Горнист трубит: «Ту-ту-ту-ту» («Вставай, вставай, кровати заправляй!»). А теперь ты постарайся изобразить звук горна.
«ЖУК»
сл. и муз. Е.Макшанцевой
Жук, жук, пожужжи,
что ты видел — расскажи.
Жу-жу-жу! Жи-жи-жи!
Пожужжи и расскажи! (2 раза)
Жук:
1. Я вам песню прожужжу,
В ней о лете расскажу,
Жу-жу-жу! Жу-жу-жу!
В ней о лете расскажу! (2 раза)
2. Я вам песню прожужжу,
В ней о речке расскажу...
3. Я вам песню прожужжу,
В ней о травке расскажу...
4. Я вам песню прожужжу,
В ней о солнце расскажу...
Постановка певческого голоса.
В комплекс вокальных упражнений направленных на развитие певческого голоса возможно включение следующие упражнения:
Интонационно-речевая игра. «Путешествие язычка» Основным элементом этого упражнения является скользящая (глиссирующая), восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и, наоборот, с характерным «переломом» голоса, который называется «регистровый порог» (для детей «Вопрос — ответ»):
Язычок нарядился в башмачки с каблучками и отправился в дорогу
Шел он и пришел в удивительную страну, где говорили не словами, а звуками. Язычок очень хотел понять язык этой страны и поэтому всё время внимательно слушал, запоминал и повторял. Какой- то незнакомец обратился к Язычку с вопросом: У——О?
Язычок не понял и переспросил: У——О?
На что незнакомец ответил: У—-О.
Язычок повторил: У——О.
Новый знакомый нашего героя продолжал разговор: У——О—А?
Язычок переспросил: У—-О—-А?
На что незнакомец ответил: У–О–А.
Язычок повторил: У—-О——А.
Постепенно язычок стал понимать своего собеседника и продолжал разговор
- цокать языком
– произнести с повышением интонации
– произнести с повышением интонации
–произнести с понижением интонации
–произнести с понижением интонации
–произнести с повышением интонации
–произнести с повышением интонации
– произнести с понижением интонации
–произнести с понижением интонации
Упражнение «Качели».
Ой – да, ой – да, ой – да, ууууух! (раскачиваем голос)
Я лечу, лечу, как пух! (фальцет)
Вверх, вниз! Вверх, вниз!
Прямо к облаку несись! (фальцет)
Ой-да, ой-да, ой-да, уууух!
Аж захватывает дух!
Усиливая, утрируя высоту речевой интонации, мы разграничиваем грудной и фальцетный регистры, а главное – создаем зримый образ стихотворения.
Упражнение «Домовой». (по мотивам стихотворения А. Усачева)
Цель: расширение диапазона, плавное соединение регистров, выравнивание гласных, работа над интонационной и эмоциональной выразительностью.
1.Если ночью раздается в доме вой –
Это песню распевает Домовой.
Только слов я что-то в песне не пойму:
У-О-А-Э-Ы-Э-У
2.Домовой как заскрипит, как запоёт:
Что никто уже полночи не заснёт.
И летят во тьму ужасные слова:
У-О-А-Э-Ы-Э-А
3.Он, наверно, распевает в тишине
Песню чудную о звездах и луне…
А выходит почему-то у него:
У-О-А-Э-Ы-Э-О
4.Если в доме раздается жуткий вой,
Ты не бойся: это вышел Домовой…
Ты подпой тогда тихонечко ему:
Ы-Э-А-О-У *******
Упражнение «Колобок» (упражнение для развития высоты и тембра голоса)
П едагог показывает кртинку и спрашивает ребят;
1. Помните ли вы, как называется эта сказка? Посмотрите на картинку и назовите сказочных героев.
2. Попробуйте озвучить зайца, медведя и лису и скажи: «Колобок, колобок,я тебя съем!» разными голосами.
Упражнение «Дом». Упражнение на развитие силы голоса
Называйте этажи, по которым вы мысленно поднимаетесь, повышая каждый раз тон голоса, а затем «спускайтесь» вниз.
Упражнение «Считалочка». Считаем раз… раз, 2, 3,….(интонационно поднимаясь на ступеньку вверх) так до 10 и в конце говорим ХЕК!!!!!!!!!!
Упражнение «Оса». Начинаем от до по нотам: до-соль, до -фа, до -ми, до–ре, до-до!
Оса-боса
и без пояса
Упражнения «Мы поем». Исполняется с разной эмоциональной окраской (грустно, обижено, радостно и т.д)
Упражнение «ПЕСЕНКА-ШУТКА»
сл. и муз. Е.Макшанцевой
На дворе рычит Барбос.
Рр! Рр! Рр! Рр!
Он гоняет рыжых ос.
Рр! Рр! Рр! Рр!
Отчего рычит Барбос?
Рр! Рр! Рр! Рр!
Осы жалят его в нос.
Рр! Рр! Рр! Рр! Гав!
Упражнение «ЖУК»
сл. и муз. Е.Макшанцевой
Жук, жук, пожужжи,
что ты видел — расскажи.
Жу-жу-жу! Жи-жи-жи!
Пожужжи и расскажи! (2 раза)
Жук:
1. Я вам песню прожужжу,
В ней о лете расскажу,
Жу-жу-жу! Жу-жу-жу!
В ней о лете расскажу! (2 раза)
2. Я вам песню прожужжу,
В ней о речке расскажу...
3. Я вам песню прожужжу,
В ней о травке расскажу...
4. Я вам песню прожужжу,
В ней о солнце расскажу...
Упражнение Едет, едет паровоз.
Г. Эрнесакс
Упражнение «Кто как кричит»
Упражнение «Куда летишь, кукушечка?»
Развитие темпо-ритмического чувства
Ритмодекламация — наиболее доступное и первейшее средство для развития предпосылок умения импровизировать. Самая первая импровизация — это словесно-фантазийная игра, запускающая сам механизм спонтанной изобретательности, находчивости, тесно связанной с быстротой реакции, активностью восприятия. Главенствующая роль здесь по праву принадлежит «звучащим жестам».
Ритмодекламационная игра «Стеснительный снеговичок»
Во дворе Снеговичок
Чешет варежкой бочок.
Загрустил Снеговичок,
Потерял свой сундучок
Что лежало в сундучке?
Расскажу сейчас, тебе
Бублик, зонтик, поварешки,
грузовик и две матрешки.
Много веток для метлы
Небывалой красоты.
Ну и главное!!! Обновка!
Была для носика — морковка!
Теперь стоит – стесняется,
Ладошкой прикрывается.
- ритмичные хлопки в ладошки
- чешем бока
- грустное выражение лица, качаем головой
- ладошка возле лба, смотрим вдаль «ищем»
- пожимаем плечами, с поворотом
- три хлопка, затем ладошки вытягиваем вперед
(С каждым словом ускорение, и повышение голоса, интонационно как бы вверх)
«Колечко» из пальчиков; правая рука вверх, ладонь над головой; обе руки внизу ладони «ковшиком»; показать «руль» и т.д. по тексту
Показать нос, как у Буратино
- глазки опустили, носиком ноги «ковыряем» на полу «стесняемся», руки за спинку
- лицо закрыли — открыли.
Упражнение «Артист»
Ребенку предлагается представить себя артистом, который читает стихи на сцене в детском театре и его внимательно слушают маленькие дети. Благодаря этому речь станет более выразительной и громкой, а занятие превратится в интересную игру.
Ребенок читает хорошо знакомое стихотворение А.Барто, каждый слог отхлопывая ладошками:
У-РО-НИ-ЛИ-МИ-ШКУ-НА ПОЛ О-ТОР-ВА-ЛИ-МИ-ШКЕ-ЛА-ПУ
НЕТ, – НА-ПРА-СНО-МЫ-РЕ-ШИ-ЛИ ПРО-КА-ТИТЬ-КО-ТА-ВМА-ШИ-НЕ
Упражнение «Ритмические орнаменты». Дети делятся на две группы. Каждая группа детей выполняет свой ритмический рисунок.
1 группа
2 группа
Жили-были три утенка – хлопки восьмыми
Пик, Пак, Пок - притопы
Хорошо и дружно жили – хлопки восьмыми
Пик, Пак, Пок - притопы
Как-то утром на рыбалку – хлопки восьмыми
Пик, Пак, Пок - притопы
Зашагали вперевалку – хлопки восьмыми
Пик, Пак, Пок - притопы
Наловили много рыбы - хлопки восьмыми
Пик, Пак, Пок - притопы
И еще поймать могли бы - хлопки восьмыми
Пик, Пак, Пок - притопы
Съели дружно все до крошки - хлопки восьмыми
Пик, Пак, Пок - притопы
Кроме маленькой рыбешки – хлопки восьмыми
Пик, Пак, Пок - притопы
В.Орлов
Упражнение «Вопрос – ответ»
Дети стоят в парах друг против друга в произвольном порядке. Один будет «задавать вопрос», отстукивая ритм на музыкальном инструменте, а другой таким же способом на него отвечать. Соло каждой пары ограничивается рамками музыкальной фразы. Начало следующей фразы – сигнал смены солиста.
Упражнение «Солнышко и дождик».
Капли, капли, что поете?
Хлопки в ладоши восьмыми нотами
- Кап, кап, кап, хи-хи!
Хлопки по коленям
Спать сосулькам не даете!
Хлопки в ладоши восьмыми нотами
- Кап, кап,кап, хи-хи!
Хлопки по коленям
Солнышко в небе хохочет
Хлопки в ладоши
Носики нам щекочет
Хлопки в ладоши
Кап, кап-кап, хи, хи-хи!
Хлопки по коленям
И апчхи!
Дети изображают чихание
Упражнение «Диалог». Дети выбирают роли. Ритмические фигуры соотнесены со словами персонажей или с характером их движения.
Обезьяна (малая октава) будет медленно и тяжело прыгать:
И сердиться: где мой банан?
А мышонок (последняя октава) будет испуганно пищать: я не знаю.
В другом случае мышонок будет выглядывать из норки перед прогулкой, разведывая обстановку:
Кто тут есть? Кошка тут?
А затем отправится в гости к обезьяне или к медведю по ступенькам вниз:
Кошки нет! Я иду гулять!
Ритмические упражнения позволяют развивать слуховое и зрительное внимание, работать над эмоциями, воспитывать у детей творческие способности и воображение, а также развивать волевые качества.
Развитие эмоциональной выразительности пения.
Умеющий выразительно петь должен владеть не только техникой, но и средствами выразительности: логическим ударением, паузами, интонацией. Беда многих школьников в том, что они не очень выразительны в своей интонации. Ее безликость происходит потому, что ребенок передает вокальный и литературный текст, не заставляя себя увидеть и услышать то, о чем пойдет речь. А между тем активное желание заставить других увидеть и услышать мобилизует все выразительные средства, и основная роль среди них принадлежит интонации. Одновременно в работе над интонационной выразительностью необходимо учить внедрять свои видения и чувства в слушателей. Ведь нередко бывает так: «увидел», «услышал», «представил», но все осталось при исполнителе. Желательно, чтобы тренировочные упражнения этого плана были негромоздкими, краткими, занимательными.
Упражнения на постановку логического ударения.
Задание: Произнесите скороговорку, отвечая на вопросы.
Купила бабуся бусы Марусе.
А) Кто купил бусы? (Купила бабуся бусы Марусе.)
Б) Кому купили бусы?(Купила бабуся бусы Марусе.)
В) Бусы Марусе сделали?
Г) Бабуся подарила колечко?
Задание: Прочтите предложение несколько раз, каждый раз выделяя голосом следующее слово.
Наша Таня громко плачет.
Наша Таня громко плачет.
Наша Таня громко плачет.
Наша Таня громко плачет.
2. Работа над интонационной выразительностью.
А) Произнесите фразу: Пришла! в различной речевой ситуации:
Ваш класс собрался в кино. Все в сборе, кроме Люды. Время истекает. Жаль… такой фильм, а она не посмотрит. И вдруг вбегает запыхавшаяся Люда.
Класс собрался на прогулку, но явился и тот, кого не ждали.
Младшей сестры нет дома. Вы не нашли ее ни во дворе, ни у подруги. Возвращаетесь домой и спрашиваете маму…
Б) Исполнение музыкальной фразы с определенной целевой установкой словесного действия.
Упражнение «Эхо»Последнюю строчку дети сочиняют сами.
Упражнение «Кошка и мышка»
«- Кошка, как тебя зовут? От Соль до До , соль,фа, ми, ре,до
- Мяу!
- Стережёшь ты мышку тут?
- Мяу!
- Мяу! Хочешь молока?
- Мяу!
- А в товарищи щенка?
- Фрр!!!»
ЕЖИК-ЕЖ»
сл. и муз. Т. Боровик
Ежик-еж,
Ежик-еж,
Ты откуда идешь?
По тропиночке лесной.
Я иду к себе домой.
Ежик-еж,
Ежик-еж,
Что на спинке ты несешь?
Листик я в лесу нашел,
На иголки наколол.
Ежик-еж,
Ежик-еж,
Что на спинке ты несешь?
Красну ягодку нашел,
На иголки наколол.
Ежик-еж,
Ежик-еж,
Как ты песенку поешь? Пых-пых-пых...
Выразительное пение, как и выразительная речь, требуют «работы лица». В любом виде вокального и словесного действия жесты и мимика занимают исключительное место и играют важную роль. Как правило, на уроках вокала этому уделяется мало внимания, ученик предоставлен самому себе и чаще всего эта «свобода» проявляется в отсутствие реакции исполнителя. Это и отсутствующий взгляд, и скованность позы и движений или, наоборот, их разболтанность.
В качестве материала при развитии понимания эмоционально – образного содержания используются сказки, стихи, попевки знакомые детям. Применяются следующие виды заданий:
• узнать произведение по пантомимике;
• продемонстрировать движением, мимикой свое понимание основного тона высказывания и эмоционального содержания фрагмента;
• выбрать одну или несколько иллюстраций событий сказки, стихотворения, песни соответствую смыслу и эмоциональному содержанию прослушанного фрагмента произведения;
• составить последовательность из картинок, иллюстрирующих сюжет и эмоциональное содержание событий сказки или песни.
Игровые упражнения на развитие мимики:
Упражнение «Зеркало».
Два участника становятся друг против друга. Один как бы смотрится в зеркало, другой является «отражением» и повторяет все движения первого. Это упражнение имеет ту особенность, что и «зеркало» проделывает движения левой рукой в ответ на движение правой руки смотрящегося (как в настоящем зеркале). В этом упражнении важна одновременность, поэтому первый должен начинать движения медленно, чтобы «зеркало» вовремя улавливало каждое движение. У «зеркала» движения должны точно совпадать с движениями смотрящегося. Можно делать перед зеркалом гимнастику, причесываться, пудриться, протирать стекло, завязывать галстук, бриться и т. п. Затем участники меняются местами. (Можно поставить пустую раму и делать упражнение через раму.)
Упражнение «Облака»
Прослушав стихотворение, дети находят облачко с соответствующим мимическим выражением.
Ребенок рисует мимическое выражение на облаке после прослушивания.
Вот облачко веселое смеется надо мной:
«Зачем ты щуришь глазки так? Какой же ты смешной!»
Я тоже посмеялся с ним: «Мне весело с тобой!»
И долго-долго облачку махал.
Упражнение «Пойми меня!»
Представьте себе, что весь класс перенесся на машине времени в другой мир, где разговаривают только длинными гласными, например: Аааааа, Ееееее, Ииииии... Люди, разговаривающие на этом языке, могут выражать все свои чувства только разным произнесением этих звуков.
Попробуйте показать, как люди этой страны говорят, что они счастливы? Скажите мне все радостное Аааа, радостные Еееее, Иииии, Ооооо, Ууууу...
Проследите при этом, чтобы дети действительно вкладывали чувства в произносимые звуки. Дайте детям выразить интонацией страх. Выразите так другие чувства: гнев, печаль, любовь, волнение, гордость, любопытство и др. Помогите детям обратить внимание, как изменяется их мимика и поза, их ощущения при выражении разных чувств.
Упражнение «Мимический диктант». Педагог читает эмоционально окрашенный текст, по ходу которого дети последовательно выставляют карточки-пиктограммы с соответствующими мимическими выражениями и сами воспроизводят их.
«Оля пошла гулять.
— Как ласково светит солнышко!
Мне тепло и приятно.
Оля увидела цветочек:
— Ах! Какой красивый цветочек!
Как приятно он пахнет!
На цветок села пчела.
— Ой, а вдруг она меня ужалит?!
И Оля махнула рукой, чтобы прогнать пчелу.
— Мама, мама! Меня ужалила пчела, как больно!»
Упражнение «Мимический кубик»
Ребенок с помощью мимики изображает эмоциональное состояние, схематически представленное на выпавшей грани кубика.
Упражнение «Разговор через стекло» (разработано В.Б. Березкиной-Орловой, М.А. Баскаковой).
Участники разбиваются на пары. Педагог: «Представьте себе, что вас и вашего партнера разделяет окно с толстым, звуконепроницаемым стеклом, а вам надо передать ему какую-то информацию. Говорить запрещено - ваш партнер вас все равно не услышит. Не договариваясь с партнером о содержании разговора, попробуйте передать через стекло все, что нужно, и получить ответ. Встаньте друг против друга. Начинайте». Все остальные участники внимательно наблюдают, не комментируя происходящее. После окончания этюда все обсуждают увиденное.
Упражнение «Шурум-бурум»
Водящему предлагается загадать чувство, а затем только с помощью интонации, отвернувшись от круга и, произнося только слова «шурум-бурум», показать задуманное им чувство.
Второй вариант. В паре. Рассказать диалог, пользуясь только словосочетанием «Диги-диги-дон».
Игра «Эстафета чувств»
Дополнительно: карточки с названиями чувств.
Игроки садятся в круг или шеренгу. Все участники, кроме первого, закрывают глаза. Первый (крайний в ряду) участник вытаскивает карточку с названием чувства (можно играть без карточек, в этом случае первый игрок сам придумывает, какое чувство он будет передавать). Он передает это чувство соседу, прикасаясь определенным образом (гладя, пожимая, щипая зависимости от чувства и его интерпретации) к руке соседа. Человек, «получивший» чувство, пытается осмыслить, что же он получил, а затем передать по-своему этот сигнал дальше. После этого он может открыть глаза. Когда последний участник получает тактильный сигнал, он открывает глаза и называет чувство, которое получил. Затем все игроки в обратном порядке сообщают, какое чувство они получили, и обсуждаются причины возникших искажений.
Этот вид деятельности представляет собой свободное скольжение голосом по нарисованным линиям. С точки зрения методики, это одна из самых оригинальных и необычных форм, в которой ни один ребенок не чувствует себя плохо поющим. Можно сказать и то, что это единственный из способов, который учит детей самостоятельно управлять линией движения голоса.
Исполняются такие модели обычно по нарисованной линии, или педагог показывает рукой, куда следует вести голос. Дети будут рисовать голосом линию объемной достаточно широкой интонационной лентой. Исполнение должно быть мягким и неторопливым без выкриков на верхнем окончании линии и без активного выдоха в нижней точке. Восходящие, нисходящие, волнообразные и кружащиеся линии должны истаивать, повисать в пространстве.
Заключение.
Для развития выразительного пения необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды.
Работу над интонацией на начальном этапе проводится на материале небольших текстов, стихотворений и простых мелодий. Проговаривание и пение сопровождаете определенными выразительными движениями. Движениями сопровождают произнесение речевого и вокального материала до тех пор, пока дети не запомнят необходимые интонации, после чего они воспроизводят материал без движений.
Развитие навыков выразительного пения и речи немыслимо без специальных упражнений. Необходимо, чтобы учебно-тренировочная работа велась так, чтобы можно было увлечь каждого ребенка, чтобы даже самый инертный ученик испытал удовлетворение от практических результатов своей работы
Система заданий предусматривает тренировку голосового аппарата и выработку некоторых психофизических качеств, необходимых для овладения искусством выразительного пения.
Младший школьный возраст является благоприятным периодом для развития эмоциональной выразительности пения.
Специфика эстрадной вокальной деятельности позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности пения ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она — неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей, неуверенности в себе.
В каждом ученике надо выявить самые лучшие его физические и человеческие качества. В контакте с ним с первых минут общения необходимо раскрыть красоту этих качеств, их значимость для самого ученика, для его окружения, а также необходимость их в творческом процессе. Неординарные проявления должны иметь поддержку.
Голос – самый естественный музыкальный инструмент, данный человеку от рождения. Как и любым другим инструментом, им надо учиться пользоваться. Интонации, которыми окрашивается голос исполнителя вокалиста превращают его мысли в тексте песни в живые картины реальной или воображаемой жизни на сцене. Голосовые интонации, не теряя всей своей жизненной достоверности и правды как бы укрупняются, делаются более яркими, правдивыми. Вокальное исполнение на сцене должно быть более четким по артикуляции, более звучным по голосу, более заостренным по интонации.
Нельзя допускать ни одного звука без особого тонкого, возвышенного чувства к нему. Интонация мелодий и звук сначала рождаются в нашем внутреннем представлении. В воображаемом представлении «рождать звук внутри себя» – есть радость творческого начала. Прав педагог Д. Огороднов, который в психологическо-эмоциональном плане давал следующие установки: «Голосом вырази свою доброту, выражай ее свободно, непринужденно, в звуке выражай свое чувство, возглашай, утверждай доброе, вечное, как свое достоинство, как самого себя, любуйся нежностью и искренностью звучания, ищи их в звуке голоса, старайся возвыситься над собой, вложи волю преодолеть самого себя, затаив в себе чувство радости».
Список литературы:
Алферова, Л.Ф. Речевой тренинг: Дикция и произношение/ Пособие. для самостоятельной работы/ Л.Ф. Алферова – СПб.: Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства, 2003. – 89 с.
Вербовая Н., Головина О., Урнова В. Искусство речи. - М.: Искусство, 1977 – 156 с..
Гиппиус СВ. Гимнастика чувств. - Л., М.: Искусство, 1967 – 215 с.
Дмитриева Л. В. Основы вокальной методики, - 3VL: Музыка, 1968.
Иванов А. П. Искусство пения. Практические советы вокалистам и оперным певцам. / автор-составитель В.В. Сокол-Мацук. издание 2-е, доп. перераб.– М.: Голос-Пресс, 2008. – 224с.
Кацер, О.В. Игровая методика обучения детей пению : учеб. метод. пос. / О.В. Кацер. – СПб. : Музыкальная палитра, 2005. – 50 с.
Косинова, Е.М. Гимнастика для развития речи. / Е.М.Косинова – М.: Эксмо, 2003. – 61 с.
Львов М.Г. «Методика развития речи младших школьников»/ М.Г. Львов – М: «Просвещение», 1985 – 220 с.
Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: пособие для дефектологов, музык. рук. и воспитателей/Авт.-сост. О.В.Клезович. — Мн.: Аверсэв, 2005. —152 с.
Найдёнов, Б.С. Методика выразительного чтения / Б.С. Найдёнов. – М.: Просвещение, 1977. – 176 с.
Озаровский, Ю.Э. Музыка живого слова :пос. для чтецов, певцов, драматических и оперных артистов, ораторов, педагогов / Ю.Э. Озаровский. – СПб.: Издательство О.Н. Поповой, 1914. –319 с.
Рутберг И. Г. Пантомима, движение и образ./ И.Г.Рутберг – М.: Советская Россия, 1981 – 119 с.
Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению / Г.П.Стулова – М: Прометей, 1992. – 270 с.
Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. Избр. труды т.1. М.: Педагогика, 1985. С.7, с.92, с.243.