Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Психологические особенности подготовки к концертному выступлению"»
Доклад
Психологические особенности подготовки к концертному выступлению
преподаватель МУДО «Сланцевская ДМШ» Голубев А. Л.
В своём предыдущем докладе я уже говорил о подготовке к исполнительской деятельности учащихся. В результате системного подхода к исследуемой проблеме были рассмотрены основные составляющие этой деятельности – физическая, физиологическая, психологическая, коммуникативно-общительная, познавательная, аксиологическая функции. В этом докладе рассмотрим более подробно один из элементов этой системы- психологический аспект концертного выступления.
На определенном этапе уровня мастерства музыканта знание о психологической подготовке перед выходом на концертное выступление во многом помогает в полной мере донести до слушателя музыкальную идею произведения. Проблема психологической подготовки музыканта-исполнителя к концертному выступлению- одна из важнейших в музыкально- исполнительском искусстве. Нет артиста, который ни разу бы не пострадал от негативных форм сценического волнения. Волнение всегда имеет определенное объяснение. Чтобы научиться владеть собой перед публикой, надо начинать с того, чтобы следить за собой дома, где можно тренировать внимание и сосредоточенность ежедневно и ежечасно. Вредные житейские привычки человека негативно сказываются на его выступлении. Так, вечно откладывая на завтра то что можно сделать сегодня, музыкант может расстроить функции памяти, так как нерешительность ослабляет характер. Специфика музыканта- исполнителя выражается в том что он вынужден играть в заранее назначенный день, независимо от настроения. Это требует способности сосредоточения внимания на том что важно в данный момент. В день выступления у большинства исполнителей возникает так называемое «предконцертное волнение» ,основанное на беспокойстве за качество выступления. Правильная психологическая установка на успешное выступление, разумное сбережение нервно-психологической энергии в день концерта оказывает положительное влияние на исполнение программы на сцене.
Музыкант должен игнорировать любой промах, допущенный на эстраде, иначе, разволновавшись из-за одной фальшивой ноты, можно загубить всю программу. Что-то может быть исполнено хорошо, что-то хуже; нужно учиться слушать себя спокойно и надеяться на лучшее. Вместо того чтобы задерживаться на неприятных воспоминаниях о неудаче, благоразумный музыкант обратит свои мысли к выступлениям, которые прошли с особым успехом. Только приятные эмоции вытеснят постепенно страхи, поскольку теперь уже внимание сосредоточено на другом более значимом. Все оборачивается к лучшему только в том случае, если прошлые неудачи рассматриваются как полезный урок. Если сознательно направить свои мысли на что-нибудь приятное, появляется чувство уверенности в себе.
Хотя волнение может иметь физические причины (например, холодные руки) и физические следствия (опять же , холодные руки) – в основе волнения всегда лежат явления психологические. Даже самый опытный музыкант не застрахован от провала на сцене, если он не готов к исполнению. Уровень подготовки исполнителя зависит не только от его опыта и мастерства, но и от того, что с ним происходит до начала исполнения, как он реагирует на сценическую ситуацию, которая всегда остается повышенным стрессовым фактором. Многие исполнители нуждаются в коррекции неправильного сценического поведения. Такие симптомы, как тряска рук, дрожь коленей, « выпадение» текста, неспособность сосредоточиться на исполнении произведения, просто боязнь выходить на сцену – являются основными проявлениями синдрома сценического волнения.
Любая форма проявления обостряется усталостью. Нельзя в период подготовки к концерту допускать состояния утомления- как физического, так и эмоционального.
Частой причиной сценического волнения является отсутствие общей сценической культуры, четкой и ясной методики подготовки к выступлению, и в следствии этого, слабое представление артистом характера деятельности, и как результат – растерянность. Музыканту важно тренировать устойчивость к психическим помехам, которые характерны для исполнительской деятельности.
Состояние готовности или установка, имеет важное функциональное значение. Установка – это готовность организма или субъекта к совершению определённого действия или к реагированию в определённом направлении. Быть готовым к выходу на сцену с чувством уверенности, верой в удачу – вот что такое сценическая установка. И что может быть хуже для успешного выступления, как установка перед выходом на сцену: «я сейчас ничего не сыграю».
Бывают случаи забывания нотного текста, но музыкант не должен беспокоиться об этом, так как уверенность, что произведение выучено надёжно, спасает от многих негативных форм эстрадного волнения. Но требуется немалый опыт, чтобы научиться быстро и прочно запоминать любой нотный текст. Боязнь забыть нотный текст – распространённая болезнь среди неопытных музыкантов.
Уверенность движения не менее важна, чем уверенность памяти. Если движения рук и пальцев вдруг становятся менее уверенными, то это сразу же отражается на звучании и эмоциональном настрое. Уверенность движений зависит от гармоничного состояния игрового аппарата, а это – в свою очередь- связано с тем, насколько молодой исполнитель контролирует свой гитарный аппарат в течение всего периода подготовительной работы.
Важным критерием готовности программы к выступлению является исчезновение ощущения технических трудностей. Большое значение имеет в связи с этим наличие технических резервов: резерва беглости, резерва выносливости, эмоционального резерва и т. д.
Надо отметить важность таких моментов подготовки к концертному выступлению, которые объективно существуют непосредственно в день выступления: заниматься и программой и отдыхать, если заниматься. то сколько и как и т.д. Я на них подробно не останавливаюсь, так как эти вопросы каждый исполнитель решает индивидуально.
Важнейшим моментом психологической подготовки исполнителя, предшествующим выходу на сцену, является вхождение в образ. Исполнителю нетрудно весь день прожить в образах концертной программы, но перед началом выступления в большинстве случаев бывает необходимо заново войти в них, и, вместе с этим, вызвать состояние так необходимого для успешной игры состояния творческой приподнятости.
Раскрыть более полно все нюансы сценического поведения в данном докладе не представляется возможным так как кроме психологического аспекта данной проблемы существенное влияние имеют и другие компоненты системного подхода к исполнительству такие как коммуникативно – общительного, аксиологического, психофизиологического, физического.
Исполнитель должен понять, что выступление - это не только испытание нервной системы на прочность, но и радость общения с публикой, творческое вдохновение и профессиональный рост. Чем больше выходишь на сцену – тем больше появляется уверенности, так как сцена – лучшее лекарство от волнения.