Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка Особенности работы с дезадаптивными детьми на уроках эстрадного пения.»
Особенности работы с дезадаптивными детьми на уроках эстрадного пения. Артюхина Н.В. Преподаватель МБУДО « ОКТЯБРЬСКАЯ ДШИ».
На протяжении длительного периода автор работает над проблемой социализации дезадаптивных детей, для которых требуются специальные условия их обучения и воспитания. Среди учащихся ДШИ наиболее трудно адаптируемой группой являются дети – аутисты, социализация которых сопровождается многочисленных трудностями. Педагогическая целесообразность
Основное направление работы - социально - психологическая реабилитация дезадптивных детей и их интеграции в обществе путем индивидуального развития положительных коммуникативных навыков каждого с последующим включением в совместную деятельность со здоровыми сверстниками в условиях открытой социальной среды. Работа с дезадаптивными детьми идет по линии физического, эмоционального и интеллектуального развития учащихся и создания оптимальных условий для их социализации. Основными задачами являются: 1.Установление контакта с взрослыми и детьми; 2. Смягчение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта ( страхи, тревоги); 3. Стимуляция психической и речевой активности, направленной на взаимодействие с взрослыми и сверстниками; 4. Формирование целенаправленного поведения; 5. Преодоление отрицательных форм поведения: агрессия, негативизма, расторможенности влечения; 6. Коррекция специфического недоразвития восприятия, моторики, внимания, речи; 7. Работа с семьей. Отличительные особенности Для реализации поставленных задач применяется комплексный метод объединения различных применяемых на практике психокоррекционных методов – игровой психотерапии, музыкотеропии, речевой психокоррекции. Использование перечисленных методов психокоррекции в комплексеспособствует личностной интеграции ребенка. Музыка в качестве терапевтического средства в интегральном процессе психотерапии обладает мощным психологическим воздействием. В музыкотерапии огромное значение имеет принцип удовольствия, обеспечивающий комфортное состояние учащихся в процессе занятий. Живая музыка, музыкальные инструменты, которые воспринимаются визуально и тактильно, обладает большим воздействием, чем прослушивание музыкальных записей в домашних условиях. Наиболее эффективно воздействие уроков по вокалу на аутистов. Индивидуальные занятия обеспечивают установление и закрепление контакта, в большинстве случаев переходящего в категорию доверительного ( смотрят в глаза педагогу, здороваются за руку, садятся на колени, трогают руками за лицо, улыбаются при встрече, и многое другое). В зависимости от уровня интеллектуального развития аутисты во время занятий: 1. Самостоятельно исследуют тембровые звучания музыкальных инструментов, что способствует развитию их креативности; 2. Совместно с преподавателем выполняют движения под ритмическую музыку, при этом развиваются концетрация внимания и чувство ритма, стимулируются подвижность и улучшение физического состояния; 3. Вовлекаются в совместную педагогическую работу в целях развития любознательности, креативности, группового взаимодействия и мелкой моторики. 4. Исполнение преподавателем импровизируемых вокализов, либо знакомых ребенку произведений стимулирует учащегося к совместному пению, что является первым шагом на пути к речевому диалогу. Основной технологии учебного процесса является импровизация. Задачей педагога является наблюдение за музыкальной и психологической реакцией учащегося, оценка его реакции и сиюминутный отклик музыкой на действия ребенка. В целях обеспечения более высокий эффективности учебного процесса необходимо проведение занятий двумя преподавателями, что и происходит на занятиях вокалом: преподаватель сольного пения и концертмейстер. При этом один работает в непосредственном контакте с ребенком а другой больше занят игрой на музыкальном инструменте ( на фортепианно), обеспечивая музыкальное сопровождение. Автор использует в своей работе метод нестрогого ( ненасильственного) вмешательства , с минимальной степенью вмешательства преподавателя в действия учащегося, благодаря чему обеспечивается стабильное ощущение ребенком комфорта и интереса к занятиям, что в итоге положительным образом сказывается на результатах занятий. Теперь некоторые соображения по поводу исполняемой музыки. Оптимальным инструментом является фортепианно, поскольку на нем в максимальной степени реализуется основные компоненты музыки – мелодия, гармония, ритм. Опыт показывает, что для аутичных детей 6 – 12 лет лучше играть детские шлягеры из мультфильмов( « День Рождение», « Бременские музыканты», «Песенка черепахи», « Спят усталые игрушки» и т. д). Ребенок воспринимая знакомую мелодию, принимает что это как попытку установления преподавателя диалога на знакомую тему, и чаще идет на встречу, нежели при исполнении не знакомой музыки, но по желанию и настроение ребенка вводятся новые произведения. Хороший прием – собрать несколько шлягеров или уже знакомых ребёнку произведений и исполнять их в режиме « нон – стоп», чередуя одну тему за другой, повторяя их и создавая тем самым массированное воздействие на учащегося, особенно вялого. Здесь не малую роль играет темп исполнения и ритмы исполнениямых музыкальных отрезков. Огромную роль в воздействии музыки играет ритм. Его требуется постоянно акцентировать, умело переводя акценты с сильной доли на малую, что само по себе будоражит ребенка и вызывает у него непроизвольные телодвижения. Гармония – это красивость исполнения музыки. Игре примитивными мажорно – минорными трезвучиями и обедняет и примитизирует мелодию, а это, в свою очередь , приводит к потере ребенком внимания к исполняемой музыки.
Несколько слов о репертуаре. Блок памяти преподавателя должен содержать большое количество самых различных произведений и форм. Ограниченное количество телевизионных детских шлягеров с единой стороны способствует быстрому их узнаванию и налаживанию невербального контакта. Однако не правильно было думать, что уроки по вокалу можно построить на одних детских шлягерах. В каждой конкретной ситуации, на каждом уроке, адаптируясь сиюминутному состоянию и эмоциональному на строю ребенка, которые в процессе 40- минутного урока могут резко меняться и не однажды, нужно чисто интуитивно предлагать различную музыку.
Это может быть и Шаинский, и Чайковский, и разнообразные темы отечественной и за рубежной легкой музыки, эстрадные шлягеры, народные песни и просто спонтанные импровизации, построенные на произвольно выбранных нескольких опорных гармониях. Нужно уметь, следя не прерывно за реакцией учащегося и внимательно слушая коррективы ассистирующего музыкой концертмейстера, мгновенно и безостановочно перестраиваться с мажора на минор, с быстрого темпа: не медленной, с плясового ритма на балладу или на медленный вальс, определяя на ощупь тот оптимальный музыкальный материал, который и увлечет ребенка. Нужно уметь играть и петь по памяти, на слух, а ноты использовать в не занятий при ознакомлении с новым репертуаров.
Принципы построения занятий:
1. Принцип психической экологии: начинать и заканчивать занятия спокойной не громкой музыки; на протяжении занятия эмоциональное состояние ребенка и соответственно корректировать интенсивность;
2. Постепенное усложнение материала целесообразно при любой деятельности;
3. Занятия построены по принципу от простого к сложному: от определенных операций и действий к целостному вокально-пластическому самовыражению;
4. Максимальное задействование произвольных двигательных реакций в комплексе с работой слухового, зрительного, тактильного анализатора.
Психокоррекционная работа с аутичными (дезадаптивными) детьми. Преподаватель является доверенным и лицом ребенка и связывающим звеном между занятиями. Используя полный комплекс коррекции, можно быстро активизировать аутичных детей сконцентрировать их внимание, научить их играть, наладить глазной контакт, убрать их двигательные стереотипы, прекратить истероидные реакции, устранить агрессию всех видов, тревожность и негативизм, научить их сидеть и включаться в индивидуальную, групповую и игровую деятельность, вступать в контакт с другими детьми и взрослыми. С помощью занятий по психокомоторики, а так же уроков по вокалу они начинают осознавать себя, у них происходит становление пространственно- временных представлений, улучшается координация движений. На занятиях музыкотерапии добиваются следующих результатов: согласованно двигаться под музыку, улавливать ритм, выполнять ритмический рисунок, сочетая это с ориентацией и перемещением в пространстве. При исполнении произведений учащейся учится выражать свои чувства, самовыражаться, справляться с непривычными ситуациями. На занятиях эти дети работоспособны, могут выполнять несколько видов заданий, в зависимости от состояния, хорошо сидят в течение всего урока( 40 мин), способны понимать инструкции и замечания педагога, работать самостоятельно. Они не уходят от реальности окружающего на протяжении всего урока.
Хочется отметить, что на всех занятиях оказывается огромная помощь со стороны родителей учеников( которые могут по желанию присутствовать на занятиях). Литература 1. Алвин Дж., Уорик Э. Музыкальная терапия для детей с аутизмом.- М.: Теревинф, 2004- 208 с. 2. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс.- М., 1947.- 4.2. 3. Аникеева З. Гигиена голоса.- Кишинев, 1981. 4. Вербов А.. Техника постоновки голоса.- М., 1961. 5. Дмитриев Л. Б. Голосовой аппарат певца: наглядное пособие. М., 2004.