kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка "Метроритмические особенности в пьесах джазового направления в репертуаре ДМШ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленная методическая разработка - это своеобразная творческое сочинение, где автор делает самостоятельный анализ теоретических и исполнительско - творческих данных и дает научно корректное обобщение. Разработка состоит из двух разделов. Первый посвящен историческому аспекту возникновения джаза, его неординарности, личной позиции автора по отношению к данному жанру. Второй раздел посвящен классификации ритма, оному из главных элементов музыкальной фактуры джазовых произведений.
Данная работа отражает современные тенденции развития учеников в ДМШ с позиции личностно - ориентированного подхода и отличается креативным характером нового сочетания приемов и методов в классе фортепиано.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Метроритмические особенности в пьесах джазового направления в репертуаре ДМШ"»
















МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА №2 им. Е.Ф.СВЕТЛАНОВА»











Методическая разработка на тему:

«МЕТРОРИТМИЧЕСКИЕ

ОСОБЕННОСТИ В ПЬЕСАХ

ДЖАЗОВОГО НАПРАВЛЕНИЯ В РЕПЕРТУАРЕ ДМШ»














Подготовила:

Преподаватель

по классу фортепиано

Орлова О.В.







г.Новосибирск 2020г.





МЕТРОРИТМИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ В ПЬЕСАХ
ДЖАЗОВОГО НАПРАВЛЕНИЯ В РЕПЕРТУАРЕ ДМШ.

Изучение пьес джазового направления преследует следующие цели:

  1. Формирование основ джазовой музыкальной культуры через эмоционально-активное восприятие музыки.


  1. Воспитание эмоционально-ценностных отношений к джазовому искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: уважения к историческим традициям, музыкальной культуре разных народов мира.

  2. Развитие интереса к джазовой музыке и эстрадной музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и ритма.

  3. Овладение практическими умениями и навыками в учебно­творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на музыкальном инструменте, импровизации.

Личностные задачи:

  1. Формировать ценностно-смысловые ориентации и духовно- нравственные основания.

  2. Развивать творческий потенциал учащихся, готовность открыто выражать и отстаивать свою эстетическую позицию.

  3. Развивать самосознание, позитивную самооценку и самоуважение, жизненный оптимизм.

«Вдруг в чуткую тишину начинает сухо стучать какой-то идиотский молоточек-раз, два, три, десять, двадцать ударов, и вслед за ними, точно кусок грязи в чистейшую прозрачную воду, падает дикий визг, свист, грохот, вой, рев, треск; врываются нечеловеческие голоса, напоминая лошадиное ржание, раздается хрюканье медной свиньи, вопли ослов, любовное кваканье огромной лягушки; весь этот оскорбительный хаос бешеных звуков подчиняется ритму едва уловимому, и, послушав эти вопли минуту, две, начинаешь невольно воображать, что это играет оркестр безумных. Это радио утешает мир толстых людей, мир хищников, сообщая им по воздуху новый фокстрот в исполнении оркестра негров. Это - музыка для толстых»

(М.Горький)

"У нас часто думают, что джазовый оркестр есть непременно что-то крикливое, от чего лопаются барабанные перепонки. Как раз наоборот: наиболее знаменитые джазовые ансамбли Америки богаты нюансами и щеголяют эффектами в пиано."

(С. Прокофьев)

Эти два высказывания противоречивы, как сам джаз. А что касается отрывка из памфлета Горького «О музыке толстых» (стоит учесть, что я выпустила из этого высказывания те цитаты, которые посчитала совсем неприличными), то человек, хорошо знающий джаз, может, прочитав его, сразу определить: у писателя начисто отсутствовало чувство ритма. Вернемся к его словам и приглядимся, что именно он пишет о звучании свингового биг-бэнда: «...хаос бешеных звуков подчиняется ритму едва уловимому...». Это означает только то, что Горький был не в состоянии понять музыкальную сущность джаза. Для него постоянные мелкие отклонения ритма и мелодии от сильных и слабых долей такта, что составляет один из главных признаков свинга, означали просто разрушение ткани музыки.

Он не одинок в своем неприятии, всегда были и есть люди, не воспринимающие те или иные формы искусства, но человеку, имеющему известность и влияние, не мешает иметь больше - осторожности в своих высказываниях, иначе его имя в будущем будут склонять по таким поводам, которым он сам, может быть, не придавал особого значения. Короче говоря, я считаю, если не разбираешься — не пытайся критиковать то, что сам не понимаешь!

Рожденный в ночных клубах и публичных домах Нового Орлеана, нареченный словом, означавшим нечто совсем неприличное, джаз возвысился до лучших концертных площадок мира, взошел на Капитолийский холм и проник в Московский Кремль. Изумителен факт, что за исторически короткий отрезок времени джаз встал в один ряд с академической музыкой, живописью; литературой - явлениями культуры, возраст которых - века.

Что же такое джаз? Вряд ли кто-то решится взяться объяснять, поскольку этого не стал делать даже великий в истории джаза человек - Луи Армстронг, который сказал, что это просто нужно понимать и все. Действительно, джаз, его история, возникновение, модификации и ветви слишком разноплановы и многогранны, чтобы дать простое исчерпывающее определение. Но есть моменты, которые проясняют природу этого музыкального направления.

Джаз возник как соединение нескольких музыкальных культур и национальных традиций. Первоначально он прибыл в зачаточном виде из африканских земель, а под влиянием развитой западной музыки и ее течений (блюзы, регтаймы) и соединения с ними музыкального африканского фольклора получился стиль, не умерший и по сегодняшний день - джаз. Джаз живет в ритме, в несогласованности, в пересечениях и в несоблюдении тональностей и высоты звуков. Вся музыка строится на конфронтации и противоречии, но в одном музыкальном произведении это все гармонично соединяется и поражает своей мелодичностью, особенной привлекательность.

Что касается меня, то я позволю себе дать такое определение:

Джаз - это не только определенный вид музыкального исполнения, это к тому же неповторимая жизнерадостная эпоха, а для каждого исполнителя, включая меня -стиль жизни!

Однажды случайно заразившись джазовой «бациллкой», я уже не смогла от нее излечиться. А «джазовая инфекция» все распускала и распускала свои щупальца в самые потайные уголки моей души! Я поняла - однажды серьезно заболев джазом, излечиться от этого невозможно! Да если честно, и не хочется вовсе!

В своей работе я хочу рассказать, как преподношу детям, что такое джаз. Как на примере простых ритмических рисунков мы знакомимся со спецификой джазового языка с его непростой ритмикой и гармонией. Постоянно обращая внимание на джазовую ритмику в процессе изучения пьес, анализируя ее, дети легко узнают эти ритмы и в последующем, начинают видеть ее визуально, а больше того даже узнавать и анализировать стили.


Ритм в музыке - это пульсация, свидетельствующая о жизни...» А.Г. Рубинштейн.


Ритм - один из центральных, основополагающих элементов джазовой музыки, обусловливающий ту или иную закономерность в распределении звуков во времени. Чувство музыкального ритма - это комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов. В чем же суть джазового ритмического мышления? Попытаемся ответить на этот вопрос, имея в виду основное направление в джазе («мейн-стрим»), которое является его стержнем. Особенность джазовой ритмики заключается отнюдь не в характерных синкопах, как думают некоторые. Те же ритмические фигуры можно найти и в классической музыке. Я объясняю детям, что специфика джаза в другом — в своеобразной логике ритмического построения музыки, в соотношении сильных и слабых долей в тактах, в динамике ритмического развития, в сочетании четко пульсирующего ритма, нередко с акцентами на слабые доли такта, и противосложения этому ритму, в котором написанные традиционным способом синкопы берутся как бы «с опозданием».

Хотя в учебниках, разъясняющих джазовое прочтение нотного текста, ровные восьмые (или восьмые с точкой и шестнадцатые) излагаются как триоли, в джазовой практике эти оттенки синкоп бывают разными — и больше, и меньше триольных. Все зависит от стиля исполняемой пьесы, от темпа, а порой и от устоявшихся исполнительских приемов данного джазового исполнителя или коллектива.

Характер джазового ритма практически невозможно точно передать с помощью нотных знаков, очень трудно объяснить словами. Здесь в силу вступает интуиция. Только при ее «включении» возникает чарующая полиритмия джаза, чередование напряжения и расслабления — словно невидимая ритмическая пружина «раскачивает» музыку все сильнее и сильнее. Мы включаем свое воображение, фантазируем, нам предоставлена полная свобода. Даю психологическую установку: в джазе - нет ритмических оков, играй как ты думаешь и мыслишь, главное, чтобы это шло изнутри тебя - полная свобода души!

Представляем, что мы на качелях; равномерные, ритмичные толчки раскачивают и поднимают нас все выше, нас охватывает радостное чувство полета. Не случайно, этот ритмический пульс в джазе называют «свинг» (по-английски— качать). Подобное значение имеют и другие определения джазового пульса: бит — удар, драйв — сила, энергия, лифт — подъем.

Уже встречавшись с джазовыми пьесами, играя их вновь, сами учащиеся напоминают мне, что джаз нужно играть «драйвово» и «лифтово»!

Ритм – один из центральных основополагающих элементов джазовой музыки. Остановимся подробнее на основных ритмических рисунках, применяемых в пьесах джазового направления в ДМШ. Основным из них, конечно же является пунктир.

пунктирный ритм (лат. — точка) — ритм, основанный на чередовании длинной и более короткой (в 3, 7, 15 раз) ноты; в записи длинная нота обычно изображается нотой с точкой (или с двумя и более точками). Пунктирный ритм часто применяется в маршах и вообще в музыке героического торжественного характера, в танцевальных пьесах, но также является неотъемлемым ритмическим элементом в джазовой музыке. На практике я заметила, что исполнение пунктирного ритма содержит в себе некоторые трудности: необходимо додерживать ноту с точкой до конца (не заменять точку паузой, не рвать мелодическую линию). Следить за тем, чтобы пунктирный ритм не переходил в триоли или ровные восьмые. Правильно исполнять пунктирный ритм помогает прием мысленного метроритмического дробления.

См. пример №1: Н. Мордасов «Буги-Вуги »

триоль : Особыми видами ритмического деления называется
дробление длительностей на произвольное количество равных
частей, не совпадающее с основным их делением.

Е
сли длительность делится на три равные части вместо деления
на две, то образуется триоль. Именно триолъностыо
достигается такой характерный элемент джазовой
исполнительской техники, как свинг, о чем уже говорилось выше.

Триоли получили широчайшее распространение в джазе и рок-

музыке.

См. пример№2: М. Шмитц «Блюз»


Следующий ритмический элемент, который удостоен особого внимания - это синкопа.

СИНКОПА в музыке - перенесение ударения с акцентированной ноты на неакцентированную.

Синкопа происходит оттого, что ноту, поставленную на слабом времени, соединяют лигой с той же нотой, стоящей на сильном времени.

Иногда Синкопа образуется и без лиги, когда происходит среди такта соединение в одном звуке ноты без акцента с нотою с акцентом.

При правильной Синкопе обе связанные ноты должны иметь равную длительность или первая может быть на половину больше второй.

Впечатление Синкопы в трехдольном размере производит соединение двух нот слабого времени в одну, которая получает вследствие этого акцента.

Применение Синкопы изменяет для слуха такт, например, фраза в 3/4 слышится как бы написанной в 2/4 или4/4. Смещение акцентов с 1 и 3-й долей такта на 2 и 4-ю носит название офф-бит-не в долю. Техника офф-бит пришла из африканской музыки. Для более полного ощущения офф-бит рекомендуется стучать ногой на 2 и 4-ю доли такта- этот прием способствует развитию координации и дает импульс движению музыкальной речи вперед. В джазовой музыке синкопа чаще всего встречается в регтаймах, что дословно переводится как рваное время. Мои учащиеся чаще всего представляют синкопу в образе хромых животных. А первоклассница создала образ «злой волшебницы, у которой одна нога короче другой и любимое домашнее животное скунс». Насколько безгранична детская фантазия!

См. пример №3: Н. Мордасов «Старый мотив».



Слушая пример № 4 мы, закономерно переходим к следующему ритмическому элементу полиметрии.

полиметрией называется явление, при котором ритмические рисунки в разных голосах фактуры организуются разными метрами. Элементы полиметрии мы как раз видим в этом рэгтайме. Средствами полиметрии В.Журавицкий достигает различий в одновременном звучании двух партий.

Не следует путать полиметрию с внешне сходным явлением, заключающимся в том, что в разных партиях выставляются разные размеры, сильные доли которых, однако, совпадают. Так могут сочетаться, например, размеры 4/4 и 12/8. При этом на каждую четверть четырехдольного размера приходятся три восьмые размера 12/8, являющиеся как бы триолями по отношению к размеру 4/4:

Характернейшим признаком подлинной полиметрии является полное-или частичное несовпадение сильных долей.

См. пример №4 В.Журавицкий « Рэгтайм».

Следующим ритмическим рисунком, который популярен в джазовой ритмике и нашел в ней широчайшее распространение — это полиритмия.


полиритмия представляет собой одновременное сочетание двух или большего числа различных ритмических фигур с неодинаковым количеством временных долей в такте. В отличие от полиметрии все основные сильные доли тактов при полиритмии совпадают. Полиритмия образуется, например, при сочетании в одновременном звучании дуолей и триолей, или при сочетании двухдольных и трехдольных тактов одинаковой протяженности, при котором, естественно, сильные доли тактов совпадают.

См. пример № 5 М. Шмитц « Пьеса»

Говоря об особенностях джазовой ритмики, стоит отметить, что нетрадиционные способы игры на инструментах, в частности на фортепиано: кластеры, хлопки в ладоши, удары по крышке рояля и по струнам, в джазе, как раз-таки наоборот, считаются вполне традиционными и даже распространенными.

Не могу не привести в пример опять-таки Горького, к которому я уже в данной работе выражала свое отношение, вот что он думает про нетрадиционную игру:

«Музыкальные инструменты джазового оркестра, в сущности, те же, что и в других оркестрах. Но, попадая в джазовый оркестр, инструмент как бы теряет свою музыкальную привлекательность и перестает быть самим собой. Рояль, например, используют как ударный инструмент, на нем играют даже кулаками. Джаз исказил звучание фортепиано, придал ему холодность и сухость барабана и банджо, приучил из тромбона и саксофона извлекать воющие звуки, злоупотреблять звучаниями медных и духовых и даже таких певучих, как скрипка».

«Звучность джаза построена на неестественных звуках, насилующих природу этих инструментов, и уродливых способах игры на них. Инструменты джаза скрежещут, взвизгивают, гогочут, скрипят».

«Дикие завывания и квакающие звуки джаза противны людям со здоровым, неиспорченным слухом. Приемы джазового исполнения калечат музыкантов. Пианист, играющий кулаком, утрачивает навыки игры, и пальцы его теряют гибкость; скрипач теряет точность игры в полутонах, уменье чисто сыграть мелодию.

Хуже всего приходится музыкантам-духовикам. Они «теряют губы», а вместе с тем и безвозвратно теряют свою профессию. Губы музыканта-духовика дополняют его инструмент. От умения «сохранить губы», от их упругости зависит и чистота тонов и красота звучания инструмента. Если же приходится извлекать воющие звуки джазовой музыки, то губы приучаются к неестественному положению, рот кривится, мускулы рта расслабляются. После нескольких лет игры в джазовом оркестре музыкант безнадежно «распускает губы», он более не способен играть в других концертных ансамблях, он дисквалифицирован. Пройдет еще немного времени, и музыканта безжалостно выбросят на улицу, он не сможет играть и в самом джазе. Но в капиталистическом обществе никого не тревожит судьба неудачного музыканта, — безработных музыкантов целая армия, выбывшего заменит другой».

См. пример № 6 Л. Марченко «Охота на моль».

Говоря о метроритмических особенностях джазовой музыки, не могу не сказать про значение пауз, ведь пауза - это формально та же нота, представляющая молчание (отсутствие звука). В паузы заложено большое художественное значение.

См. пример № 7 Н. Мордасов «Смелее, малыш».

В завершение хочется сказать, не смотря на принципиальное отличие джаза - жесткий ритм, в классике его нет и быть не может, агогика все же остается самым ярким средством исполнительства.

Ритм должен быть внутри тебя, как второе сердце, вернее, во время исполнения - первое!!!

































Приложение

П
ример 1


Пример 2









Пример 3





П
ример 4









Пример 5







П
ример 6



П
ример 7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Орлова Ольга Валерьевна

Дата: 13.10.2020

Номер свидетельства: 559915

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства