kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка «МЕХОВЕДЕНИЕ НА АККОРДЕОНЕ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

С первых уроков учащийся под руководством педагога учится извлекать первые звуки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «МЕХОВЕДЕНИЕ НА АККОРДЕОНЕ»»

Муниципальное бюджетное учреждение

Дополнительного образования

Детская школа искусств№8









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА



«МЕХОВЕДЕНИЕ НА АККОРДЕОНЕ»










Преподаватель отделения

народных инструментов

Гончарова Светлана Михайловна,














Ульяновск 2018г.

С первых уроков учащийся под руководством педагога учится извлекать первые звуки. Ведение меха осуществляется левой рукой. Стоит обратить внимание на хорошо отрегулированные плечевые ремешки. Правый плечевой ремень должен быть значительно длиннее левого. Это позволит сместить инструмент в левую сторону так, чтобы сомкнутый мех опирался на бедро левой ноги. Целесообразно начинать работу над меховедением с воздушного клапана, мех при этом движется веерообразно. Это облегчает равномерную подачу воздуха, необходимую для воспроизведения хорошего звука. Аккордеон не должен сдвигаться вправо при сжиме меха ( гриф правой клавиатуры может упираться в бедро ноги, что обеспечит устойчивость инструмента при сжиме меха) и влево при разжиме.

Способ движения меха влияет на характер и силу звучания. Сначала следует извлекать продолжительные звуки, нажимая то одним, то другим пальцем какую - либо клавишу на правой клавиатуре. Я предлагаю учащимся начинать работу с ноты «до» первой октавы, регулируя смену направления движения меха. Затем извлекаются долгие звуки на разных клавишах: «ре», «ми», «фа». Постепенно предлагаю учащемуся поработать с половинными и четвертными длительностями, обращая внимание учащегося на слуховой анализ качественного звукоизвлечения. Такие же упражнения необходимо проделать и на левой клавиатуре, нажимая на кнопки основного ряда. Далее возможно практиковать совместную игру педагога и ученика.

При помощи движения меха добиваемся плавного и ровного звука. Сила звука при разжиме и сжиме меха должна быть одинаковой. Момент перемены направления движения меха должен быть почти незаметным на слух. Недопустимо поддергивание меха перед сменой его направления, резко толкать клавиши, тянуть мех в момент нажатия на клавишу.

Правильная смена меха – одно из важнейших условий грамотного исполнения музыкальных произведений. Учащийся должен знать, не только как менять мех, но и где лучше его сменить, чтобы не нарушать стройного течения мелодии. Нельзя менять мех на одном звуке, не следует разводить и сводить мех до предела. Нежелательна смена меха на лиге или середине фразы. Однако если всю фразу нельзя исполнить на одно движение меха, можно произвести смену внутри фразы перед сильной долей такта, или перед акцентом, или в момент паузы.

Учащийся должен научиться ощущать во время управления мехом границы звучания на «разжим» и «сжим» и регулировать подачу воздуха.



С движением меха связано все, что касается звукоизвлечения на инструменте: динамические оттенки, усиление и ослабление звук работа с акцентами.

Правильным ведением меха считается такое, при котором левая рука разжимает и сжимает мех инструмента равномерно и спокойно, звук льется ровно, без толчков.

Что бы добиться плавной смены меха на звуке, ученику необходимо до момента и в момент смены движения меха иметь одно, неизменное положение руки под левым ремнем.

Существует два основных приёма ведения меха при исполнении большого музыкального построения: мех постоянно непрерывный и

мех пульсирующий (когда отдельные созвучия исполняются с некоторой остановкой в движении меха).

При исполнении легато, полифонической фактуре пьес мех постоянно напряженный. При игре танцевального звучания музыки - мех пульсирующий. Особое движение меха позволяет выполнять различные приёмы и штрихи. Можно получить хорошее начало музыкальной фразы на пианиссимо, для этого следует нажать на клавиши и только потом плавно повести мех.

Искусство ведения меха - трудное и сложное, от него зависят полнота, сочность, певучесть звука, а также все динамические оттенки.

Мех по праву считается душою аккордеона. Умело используя все приемы меховедения, можно добиться необходимого характера звучания и создает требуемое настроение.

При извлечении звука на аккордеоне производятся одновременно нажим на клавиши и движение меха. Но в одних случаях основную роль в характере звукоизвлечения играет кистевой способ игры, а в другой – меховой.

Меховой способ звукоизвлечения предполагает такие приемы игры: деташе, портаменто, меховое стаккато. Здесь основную роль играет способ ведения меха.

Деташе – прием, когда каждая нота или созвучие исполняется на одно движение меха в разжим или сжим. Обозначается деташе знаками: в разжим- П, в сжим-V .

Портаменто-обозначается черточками над или под нотами. Исполняется активным движением меха (нажимом на каждый звук) при одновременном нажатии пальцами клавиш.



Меховое стаккато обозначается значком V-это игра резким коротким толчком меха на каждый отдельный звук или созвучие. Толчок левой рукой совпадает с нажимом на клавиши правой. Мех может идти в одну сторону (разжим или сжим).


Сфорцандо – острое ударение отдельных звуков или созвучий. Исполняется толчком меха в начале длительности нот, затем следует сдержанное движение меха.

Акцент исполняется толчком меха, но при этом ударение производится на основную часть звука и относиться к выделению всего звука.

Усилия, которые требуются при работе мехом, иногда, вызывают зажатие рук, шейных мышц или всего корпуса. Аккордеонисту необходимо научиться отдыхать во время игры. При работе одних мышц, которые работают на разжим, надо расслаблять мышцы которые работают на сжим и наоборот.

Наряду с аппликатурой, штрихами, динамикой движение меха должно тщательно продумываться. Уже в самом начале работы над произведением надо установить моменты смены направления меха и вносить необходимые поправки по мере разучивания.



Список использованной литературы:

1.В.Лушников «Школа игры на аккордеоне» Москва, «Советский композитор»,1975г.

2.Акимова Ю. «Баян и баянисты». Москва, «Советский композитор», 1978 г.

3. Л.Панайотов «Самоучитель игры на аккордеоне». М.,Музыка, 1977г.

4.Липс Ф. «Искусство игры на баяне», М., Музыка, 1985г.

5.Р.Бажилин «Школа игры на аккордеоне». Год издания 2008.


4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка «МЕХОВЕДЕНИЕ НА АККОРДЕОНЕ»

Автор: Гончарова Светлана Михайловна

Дата: 09.01.2019

Номер свидетельства: 494315


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства