kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка: «Функциональная грамотность обучающихся на уроках музыки».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современному обществу необходим человек, функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определённым, социально значимым достижениям. Сформированность функциональной грамотности у учащихся предпологает способность эффективно функционировать в обществе, способность к самоопределению, самосовершенствованию и самореализации. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка: «Функциональная грамотность обучающихся на уроках музыки».»

Методическая разработка: «Функциональная грамотность обучающихся на уроках музыки».

Основная задача, которая стоит перед учителем музыки – создать условия для развития функциональной грамотности, создать такую образовательную среду, которая будет этому способствовать и, поможет овладению коммуникативной и информационной компетентностями. Урок музыки может способствовать наиболее полно раскрыть все внутренние психологические качества учащихся (мышление, воображение, память, волю и др.), воспитать эмоционально-чувственную сферу психики (чуткость, умение познавать глубину душевных переживаний) и, что самое главное - это постоянная возможность. Музыка помогает учащимся познать мир, воспитывает художественный вкус, творческое воображение, любовь к жизни, к человеку, к природе и своей Родине. Работая учителем музыки, я стремлюсь вызвать в детях ясное понимание и ощущение того, что музыка не просто развлечение, а важная часть самой жизни, ведь музыка окружает нас ежедневно. Но только рассказами о музыке современных детей трудно заинтересовать. Поэтому главная задача – уйти от лекционных занятий, сделать уроки музыки живыми и интересными, способствовать развитию практических навыков, чтобы дети активно действовали, видели результаты своего обучения. Достичь повышения эффективности усвоения учебной программы, культурного уровня учащихся, воспитание у них эстетического вкуса и высоких нравственных качеств необходимо через повышение позитивной мотивации учащихся, формирования интереса к предмету.

Современному обществу необходим человек функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям. Сформированность функциональной грамотности у учащихся предполагает способность эффективно функционировать в обществе, способность к самоопределению, самосовершенствованию и самореализации.

Н.Ф. Виноградова выделяет в функциональной грамотности интегративный и предметный компоненты. Первый из них включает читательскую, информационную, коммуникативную и социальную грамотность, предметный же компонент характеризуется языковой, литературной, математической и естественнонаучной грамотностью. При этом задача формирования названных компонентов функциональной грамотности учащихся в современной образовательной системе может быть решена в контексте каждой образовательной области, а также каждого учебного предмета.

Для учителя музыки важно создание условий развития функциональной грамотности учащихся, создание такой образовательной среды, которая будет этому способствовать и поможет, прежде всего, овладению коммуникативной и информационной компетентностями. Результатом развития функциональной грамотности является овладение обучающимися системой ключевых компетенций, позволяющих молодым людям эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации и успешно использовать их в процессе социальной адаптации.

При этом только рассказами о музыке современных детей трудно заинтересовать. Поэтому главная задача – уйти от лекционных занятий, сделать уроки музыки живыми и интересными, способствовать развитию практических навыков, чтобы дети на них музицировали, активно действовали, видели результаты своего обучения.

Основные условия формирования функциональной грамотности школьников на уроках музыки в начальной и основной школе

Основными условиями формирования функциональной грамотности школьников на уроках музыки являются следующие:

1) изменение методики преподавания, включение в урок различных творческих учебно-игровых и развивающих заданий, применение ИКТ;

2) изменение форм организации занятий, широкое применение групповых методов обучения, организация совместной музыкальной и творческой деятельности;

3) использование различных средств активизации восприятия музыкальных произведений и формирование у учащихся потребности в самовыражении, рефлексии своей деятельности;

4) рассмотрение любой музыкальной деятельности как совместной творческой деятельности учащихся и учителя.

Охарактеризуем более подробно некоторые из названных условий.



Использование ИКТ: музыкальных проигрывателей, программ для караоке, музыкальных конструкторов, энциклопедий и обучающих программ;



Изменения в методике предусматривают:

1) изучение на уроке музыкальных произведений с определенной нравственно-эстетической идеей (верность, зло, добро и т.д.);

2) рассмотрение музыкальных произведений по принципу сходства и контраста;

3) использование на уроке собственного накопленного учащимися музыкального опыта, создание проблемных ситуаций;

4) при рассмотрении музыкального произведения применение художественных ассоциаций и художественного контекста;

5) использование различных вариантов исполнения музыкальных произведений, драматургии;

6) проведение нестандартных форм уроков: урок-сценарий, урок-путешествие, урок-процесс, урок-исследование, урок-монография, урок в форме рондо, урок-вариация и других;

7) применение различных дидактических игр. Например, «Мир звуков», «О чём рассказывает музыка», «Средства музыкальной выразительности», «Путешествие в музыкальные страны – Оперу, Балет, Симфонию, Концерт», «Интонация», «Музыкальная культура Ставрополья», «Музыкальные путешествия»;

8) применение стратегий критического мышления для работы с текстами и рефлексии собственной деятельности.



Согласно исследованиям доктора педагогических наук С.М. Вершловского, уже разработаны и применяются индикаторы функциональной грамотности, причем каждый индикатор включает характеристики умений, раскрывающих его содержание:

1) умение анализировать текст, использовать информацию, представленную в различных формах (переход от одной ситуации к другой, придерживаться инструкции, видеть проблему, обосновать действия, оформление в виде таблицы, диаграммы и прочее);

2) умение выявлять закономерности в структурированных объектах (делать выводы);

3) умение осуществлять пробные действия при поиске решения проблемы (проблемные ситуации на уроке);

4) умение контролировать ход и результат решения проблемы (карта достижений – выбирать материал, который необходим для решения задачи; осознать и обозначить свой путь движения в предмете и делать предположения о дальнейших продвижениях).

Эти умения формируются за счет включения в урок заданий специальной направленности (найди лишнее, логические цепочки, продолжи ряд, определи жанр музыкального произведения, загадки). На наш взгляд, на уроках музыки с этой целью особую роль необходимо отвести приемам смыслового чтения и технике активно-продуктивного чтения текстов на уроках музыки, реализуемой с помощью приёмов: оценка текста, задай вопрос, кубик Блума, аналитик и другие.

В таблице 1 приведены основные характеристики формирования функциональной грамотности школьников применительно к музыке, рассмотрены виды грамотности и умения, используемые в практике работы, а также средства формирования.

Таблица 1

Основные характеристики формирования функциональной грамотности школьников на уроках музыки



Индикаторы функциональной грамотности

Умения (эмпирические показатели)

Средства формирования

Общая грамотность

Готовить сочинение, реферат

Домашние задания

Отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз и подборе слов

Дидактические игры «Колесо фортуны», «Своя игра»

Информационная

Осуществлять поиск информации в сети Интернет

Проекты, домашние задания по объяснению терминологии

Пользоваться электронной почтой

Отправка результатов работы учителю, участие в дистанционных конкурсах

Создавать и распечатывать тексты

Выполнение заданий с персонального сайта, работа над проектами, рефератами, сообщениями

Находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий. Работать с информацией в сети Интернет

Проекты, рефераты, сообщения

Коммуникативная

Работать в группе, команде

Групповые формы работы, групповые проекты

Не поддаваться изменениям своего настроения

Рефлексия в течение урока

Организовывать работу группы

Командные игры, задания

Приспосабливаться к новым условиям и требованиям

Смена учителей при замещении учителя



Для того, чтобы урок способствовал формированию функциональной грамотности учащихся, конечно же, он не должен быть традиционным. На наш взгляд, важно взять за основу «новый» урок, выстроенный усилиями педагога, имеющий свободный стиль взаимодействия учителя и ученика, их общения и сотрудничества.

Для этого требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения. На каждом этапе урока могут применяться свои активные методы и приемы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи.

На этапе организации учебной деятельности предлагает применять такие методы, как «Мой цветок», «Галерея портретов», «Поздоровайся локтями» и т.п. Они способствуют организации динамичного начала урока, обеспечению нужного ритма, рабочего настроя и хорошей атмосферы в классе.

На этапе активизации мыслительной деятельности можно использовать такие приемы, как:

1) установление общих признаков или различий (например, между инструментами, жанрами музыки);

2) поиск лишнего слова (например, из набора: баян, аккордеон, гармонь, фортепиано).

3) соотнесение с именем композитора:

а) портрет,

б) фрагмент его биографии,

в) фрагмент истории создания произведения,

г) фрагмент литературного произведения, положенного в основу музыкального.

4) продолжение ряда:

а) органист, трубач ... (профессии музыкантов-исполнителей).

б) виолончель, гусли... (струнные, без деления на струнные и струнные смычковые)

в) Моцарт, Чайковский... (фамилии композиторов).

Для представления материала самостоятельной работы обучающихся – «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Ярмарка».

Такие методы, как «Инфо-угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм», написание синквейнов, аннотаций, мечталок-сочинялок, ролевая игра, работа над деформированным текстом, позволяют сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.

Для завершающего этапа урока можно использовать такие активные методы как: «Мудрый совет», «Письмо самому себе», «Все у меня в руках!», «Итоговый круг», «Что я почти забыл?», «Комплименты». Эти методы, на наш взгляд, помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу.

Кроме этого, рекомендуется следовать при проведении урока некоторым рекомендациям:

1. Не допускайте собственной гиперактивности и многословия на уроке. Как можно чаще привлекайте учащихся в качестве тренеров, помощников учителя и т.д.

2. Систематически используйте творческие и информационные задания для пар, команд, отдельных детей, в т.ч. подготовленные вместе с родителями.

3. Чаще создавайте на уроках интеллектуальный «фон»/среду, за счёт межпредметных связей, сообщения дополнительных сведений общеразвивающего характера.

4. Проводите в ходе урока несколько динамических пауз.

5. Привлекайте к работе на уроке в качестве ассистентов учителей, родителей учащихся, студентов и пр.

6. Создайте для себя в учебном кабинете 2-3 дополнительных рабочих места, позади класса. Старайтесь меньше времени проводить у доски. Чаще исполняйте роль эксперта, консультанта. Работайте в командах с детьми.

Главное в деятельности учителя музыки – развиваться вместе с учениками, быть постоянно в творческом поиске.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Методическая разработка: «Функциональная грамотность обучающихся на уроках музыки».

Автор: Чернега Ангелина Владимировна

Дата: 09.02.2023

Номер свидетельства: 625247


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства