kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методичеcкие рекомендации. Особенности работы над музыкальным произведением в классе гитары

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная тема методической работы освещает особенности работы над музыкальным произведением, в основе которой лежит принцип поэтапного, последовательного разучивания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методичеcкие рекомендации. Особенности работы над музыкальным произведением в классе гитары»

Методичеcкие рекомендации

Особенности работы над музыкальным произведением в классе гитары

Цель методической рекомендации: Определить проблемы и способы их решения при работе над музыкальным произведением.

Задачи:

Развивающие: развитие индивидуальных способностей: памяти, музыкального мышления, слухового контроля; развитие у ученика исполнительского мастерства; развитие интереса к музыкальному творчеству.

Обучающие: обучение навыкам поэтапной работы над музыкальным произведением; закрепление теоретических знаний.

Воспитательные: воспитание целеустремленности и настойчивости в овладении технических приёмов; воспитание эстетического вкуса, любви к музицированию.

Основные методические принципы: принцип единства художественного и технического развития; принцип постепенности и последовательности; принцип всестороннего развития учащегося, посредством работы над содержанием и художественным образом произведений; принцип индивидуального подхода в работе с учащимся.

Введение

Музыкальное произведение – это произведение, в котором художественные образы выражены с помощью звуков. Любое музыкальное сочинение обретает свою реальную жизнь только в звучании, то есть благодаря исполнению. Но прежде чем ученик реализует композиторский замысел, добьётся завершённости в работе и отобразит его в своём исполнении потребуется немало времени и труда. Работа над музыкальным произведением представляет собой поэтапный процесс, каждый из которых заключает в себе определенные трудности. Особенности работы зависят от сложности содержания конкретного произведения. Процесс работы над музыкальным произведением условно можно разделить на три этапа: Первый этап – знакомство с произведением, прослушивание, беседа о биографии композитора. Музыкально – теоретический анализ: стиль, жанр, форма, элементы музыкального языка, темп, разбор нотного текста. Второй этап – решение технических задач, требуемых для данного произведения. Детальная работа над комплексом выразительных средств исполнения: артикуляция, динамика, ритм, аппликатура, агогика. Если произведение крупной формы – работа над его цельностью. Третий этап – завершение работы над произведением. Умение исполнить музыкально, технически свободно, в темпе, осмысленно, то есть в своем исполнении ученик должен передать содержание музыкального произведения, задуманного произведения, задуманного композитором. Подготовка к концертному выступлению.

На всех этапах работы над произведением педагог должен постоянно наблюдать за правильной посадкой ученика, правильной постановке рук и пальцев, так как зажатость, напряжение рук ведёт к ограничению технического развития. Добиваться свободы игрового аппарата необходимо путём чередования мышечных расслаблений и напряжений, уметь во время игры находить относительный отдых. Также большое внимание ученика обращается на слуховой контроль к качеству и чистоте звука, динамике.

Особую трудность и интерес представляет работа над пьесами с учащимися младших классов. Так на занятиях с учащимися начальных классов я использую замечательные сборники М. Александрова « Азбука гитариста», И.Синицина «Гитарные сказки», А.Гитман «Начальное обучение на шестиструнной гитаре», В.Гуркин «Хрестоматия гитариста», В.Калинин «Юный гитарист». Нотный материал в изданиях изложен последовательно, по степени сложности освоения игровых навыков, музыкально – слуховых и метроритмических представлений. Пьесы, данные в сборниках решают художественные задачи прежде всего образную: через программные пьесы, тексты песен, рисунки к ним. Такие пьесы помогут понять настроение и характер музыки. Таким образом параллельно с образной задачей решаются задачи развития технических навыков и усвоение теоретических знаний. После пройденного первоначального этапа обучения идёт закрепление полученных навыков игры, усложняется нотный материал, совершенствуется технический аппарат ученика, расширяется потенциал музыкально – выразительных средств инструмента. Отрабатывая в небольших пьесах различные технические и художественные задачи, ученик постоянно переходит к более сложным развёрнутым музыкальным формам. В дальнейшей работе в программу ученика педагог должен включать: музыку русской и зарубежной классики, обработки народной музыки, произведения современных композиторов (различных стилей и жанров).

Остановимся на некоторых, наиболее важных проблемах встречающихся в работе над музыкальным произведением.

Ознакомление с произведением очень важный для ученика момент. Чем полнее и ярче начальное представление о произведении исполнителя, тем с большим пониманием стоящим перед ним творческих задач протекает вся последующая работа. Ознакомившись с произведением, ученик приступает к тщательному прочтению текста, к его разбору. Значение грамотного музыкально – осмысленного разбора велико, так как создаёт основу для дальнейшей правильной работы. Очень важно, чтобы на данной начальной стадии работы не было место неряшливости, небрежности. Следует разбирать произведение небольшими частями, относительно законченными построениями, дольше останавливаясь на более трудных.

Весьма важным в работе над музыкальным произведением является проблема выучивания наизусть. По нашему мнению правы те педагоги, кто считает, что значительную часть произведения полезно знать наизусть еще в начале изучения. Это облегчает и ускоряет ход работы над произведением, так как ученик, не связан с постоянным чтением нотного текста, раньше приобретает ощущение эмоционального и физического удобства в исполнении. Глубокое, вдумчивое изучение текста, внимание к деталям требует сочетания игры на память с игрой по нотам. Недопонимание учащимся запоминаемого материала зачастую усугубляется его пассивным, безынициативным отношением к работе, бессодержательность самих приёмов и способов труда. Активное запоминание строится на углубленном понимании образно – поэтической сущности. Особенностей структуры, формообразования произведения, которое является основным, первоочередным по важности условием успешного, художественно полноценного, запоминания музыки. При этом способы работы над произведением одновременно становятся способами его рационального заучивания наизусть, другими словами процессы понимания выступают в качестве приёмов запоминания.

В работе над музыкальным произведением особого внимания требует метроритмическая точность исполнения. Восприятие и воспроизведение темпа, акцентов и временных соотношений длительностей объединяются спаянные диалектическим чувством, в первичную музыкальную способность. Навык восприятия и воспроизведения мерной пульсации равновеликих временных долей выстраивает требуемую «материальную» основу для развития первого из компонентов музыкально – ритмической способности – чувства темпа. Само это чувство предполагает в качестве одного из основных истоков ощущать музыку в размеренном ровном единообразии движений.

Соотношение длительностей – последний компонент ритмической способности. Ориентация в ритмических структурах соизмерения и различия разных по временной «стоимости» длительности звуков – навык фундаментальный, органически присущий всякой музыкально – исполни-тельской деятельности. В сущности, ни одно произведение, нельзя играть метроритмическим ровно, так как это лишает его жизненности.

Сосредотачивая внимание ученика, на ритмической фразировке, большинство мастеров, музыкальной педагогики, учит идти в исполнительском поиске от такого фактора, как внутренняя направленность, устремлённость метроритмического движения, через осознание и «переживание» экспрессивной сущности опорных и не опорных долей в музыке. Иначе говоря, воспитывается умение исполнять не «по тактам», а «по фразам», то есть исходя из музыкально – осмысленных членений формы.

Важной особенностью развития чувства ритма является его двигательно – моторная сторона, где музыкально – ритмическое переживание человека, так или иначе, опосредуется его мышечным чувством. Следовательно, только хорошо «налаженная», достаточно надёжная и прочная музыкально – исполнительская моторика может служить надлежащей опорой для развития чувства ритма.

Эти и другие проблемы в работе над музыкальным произведением возникают на протяжении всех лет работы с учеником, захватывая постепенно более широкий круг задач, которые требуют, прежде всего, от самого педагога художественной тонкости, вкуса и развитого чувства меры. Помогая ученику вникнуть в авторский замысел, работая над различными частными задачами, добиваясь разнообразия и красочности звучания, надо следить за тем, чтобы в исполнении не было никакой нарочитости, чтобы используемые учеником приёмы выразительности органично сливались с музыкой. Особое значение в работе приобретает фразировка. Правильно определить фразировку, то есть расчленить музыкальную речь на составные её части – мотивы и фразы, а затем найти верное средство для выражения всего этого, является первостепенным делом в исполнительском освоении произведения. Одно из основных условий раскрытия содержания – ощущение направленности развития любого построения, умение выявить эту направленность при исполнении и довести мысль до её ближайшей «вершины».

Надо приучить ученика слышать фразу, воспринимать каждую в развитии и «вести» её. Работа над фразировкой всегда неразрывно связана с работой над мелодической линией. Очень важно воспитывать линеарное восприятие мелодии, ощущение перехода её звуков одного в другой, следует напомнить о том, что звуки мелодии, как и слова речи, имеют различное значение, что есть звуки более значительные, к которым движутся, «текут» все остальные звуки. Понятие фразы уместно связать с дыханием.

Ощущение дыхания и выявляющих его цезур, понимание значения этих музыкальных «знаков препинания» и целенаправленности развития музыки – одно из главных условий осмысленности исполнения.

Одно из весьма важных сторон работы музыканта – исполнителя является техническое овладение произведением. Рассматривая эту проблему, можно условно выделить два основных типа задач.

Первый – преодоление трудностей, не связанных с подвижным темпом исполнения, но требующих тщательной, вдумчивой проработки.

Второй – область, собственно технической работы, подготавливающей ученика к освоению не только нужным характером звучания, но и быстрым темпом исполнения.

Важно понимания того, в чём заключается данная техническая трудность, в чём состоит её художественное значение, каков характер гитарных движений и самого звукоизвлечения.

«Все технические приёмы рождаются из поисков того или иного звукового образа. Величайшую ошибку совершает тот, кто отрывает технику от содержания музыкального произведения, нельзя отрывать приёмы исполнения от той звучности, которую надлежит получить от уха к движению, а не наоборот».

Исходя из вышеизложенного, педагог должен так построить работу над музыкальным произведением, чтобы ученик смог в достаточной мере осознать характер композиторского замысла произведения, а затем отобразить его в своём исполнении.

В своей методической рекомендации я раскрываю тему на примере работы с учеником 4класса Коваленко Максимом. Учебная программа знакомит ученика с различными жанрами гитарной музыки: классической, старинной и современной. Краткая характеристика творческого и жизненного пути композиторов, исполняемых произведений, представляется преподавателем на первом уроке изучения произведений. Эти сведения используются на уроке в беседе с учеником. Нотный материал решает определённые теоретические, технические и художественные задачи, развивает его исполнительское мастерство.

Г.Санз Марисапалос Знакомство ученика с музыкой XVIIв., стиль барокко. Барокко (итал. barocco – причудливый) – художественный стиль в европейском искусстве XVI – XVII веков. В этом стиле написаны многие произведения, относящиеся к старинной музыке.

Первый этап работы над пьесой – знакомство с биографией композитора, эпохи в которой он жил, строение пьесы, характер, разбор нотного текста, особенности изложения мелодии.

Г.Санс (1640-1710) - знаменитый испанский гитарист, известный композитор и священник. Жил при дворе короля Филиппа IV и его сына Хуана Австрийского.

Пьеса кантиленного, спокойного характера в народном стиле. Многие пьесы Г. Санза «изображают» сцены народной жизни.

Ключ к музыке Гаспара Санса надо искать в духовности и поэтической возвышенности. Марисапалос – старинный испанский танец сдержанный и строгий напев одухотворён так же, как человек смотрит в прозрачное, чистое небо.

Мелодия интонационно несложная, на повторяющихся интонациях. Стилизация старинных инструментов (лютни). Характерно для старинной музыки частое использование в мелодической линии мелизмов. Мелизмы (греч. melos – песнь, мелодия) – небольшие украшения усложняющие мелодическую линию, делающие её более изысканной, прихотливой.

Второй этап – намечается динамика, фразировка, штрихи, решаются технические задачи, артикуляционные, тембровые. На начальном этапе работы пьесы: партия баса исполняется на гитаре, а верхний голос пропевается. Таким образом идёт взаимодействие между слуховым и двигательными навыками, определяется фразировка мелодии (понятие фразы уместно связать с дыханием, подобно пению), интонационная выразительность (связь звуков внутри фраз), ритмическое движение. Основную техническую сложность в пьесе представляет исполнение мордента.

Мордент – это мелодическая фигура. Мордент состоит из двух звуков, из которых первый равен по высоте основному, а второй обычно находится на тон или полутон выше либо ниже. В первом случае, то есть при восходящем морденте, первые два звука исполняются, как восходящее легато, а третий, основной – как нисходящее: палец, который извлёк второй звук, энергично оттягивает струну и заставляет таким образом чисто и отчетливо звучать основной звук. Эти два комбинированных легато исполняются и максимально быстро.

При нисходящем морденте пальцы одновременно ставятся на два лада. Первый и второй звуки мордента исполняются, как нисходящее легато, а основной звук извлекается, как при восходящем легато, сильным ударом пальца левой руки. Оба легато надо исполнить слитно и настолько быстро, чтобы создалось впечатление одновременного звучания.

Правильной обработке мелизмов помогут упражнения из «Школы игры на шестиструнной гитаре» Э.Пухоля (уроки 108, упражнение №232). Упражнение начинаем играть в медленном темпе. Необходимо следить чтобы все ноты звучали ровно и чисто, а акцент приходился на основной звук.



Затем, когда освоен технический приём игры на упражнениях, пьеса исполняется с мордентами. В данном нотном издании напечатаны редакторские сноски исполнения мордентов и аппликатура к ним. В пьесе мордент исполняется на одной струне.

В работе над пьесой большое значение занимает аппликатура. Выбор аппликатуры тесно связан с фразировкой, штрихами и должна быть наиболее удобна для исполнения. Также обращается внимание на аппликатуру правой руки – точное чередование пальцев (не должно быть повторов одним и тем же пальцем). Рассмотрим динамическое развитие пьесы. Для старинной музыки понятие крещендо и диминуэндо являются относительными. Для выразительности мелодии при повторении фраз используются динамические контрасты.

Третий этап – завершение работы над пьесой. Преодолены технические трудности и решены художественные задачи. Пьеса исполняется ритмично, в темпе, который отражает характер музыки. Для достижения концертной готовности исполнения пьесу необходимо обыграть на сцене в виде прослушиваний и репетиций.

Р.н.п. обр Л.Ивановой «Перевоз Дуня держала». Первый этап-пьеса современного композитора написана в вариационной форме (тема и 2 вариации).

Вариация – музыкальная форма, состоящая из темы и видоизменённых повторений её – вариаций. В каждой вариации тема предстаёт в новом освещении, раскрываются её новые стороны; это позволяет многогранно выявить настроения, заложенные в теме. Вариации зародились в народном творчестве. Тональность A – dur, размер 2/4. Пьеса выдержана в светлом, лёгком, танцевальном характере.

Второй этап – решение технических задач, детальная работа над темой и вариацией. Намечается динамика, фразировка, штрихи. Определение технических трудностей, с которыми ученик сталкивается при исполнении. Обращается внимание на двойные ноты: при использовании двойных нот и аккордов следует добиваться чистоты звучания. Встречается легато, мелодия идёт в верхнем голосе.

Одновременно с работой над исполнительской техникой решаются и художественные задачи: характер мелодического развития, звуковая выразительность, правильное метро – ритмическое исполнение .



Третий этап – добиваемся завершенности в работе. Достижение единого темпа –можно работать с метрономом. Играем в медленном темпе, постепенно ускоряя движения. Доводим до темпа, который отражает характер пьесы. Главное в исполнении – ощущении целостности развития произведения. Когда решены технические и музыкальные задачи, для воспитания сценической выдержки произведение необходимо обыграть на сцене в виде прослушивания и репетиций. Полезно записать исполнение на видео и оценить исполнение со стороны. В записи заметны все недостатки, которые при игре ученик не замечает.

Заключение

Данная тема методической работы освещает особенности работы над музыкальным произведением, в основе которой лежит принцип поэтапного, последовательного разучивания. Из практической части следует, что работа над музыкальным произведением представляет собой решение комплекса различных задач: художественных, технических, формообразующих. На всех этапах педагог должен помочь ученику в решении этих задач, облегчая и создавая условия для воспитания творческой личности. Вся работа педагога и ученика направлена на то, чтобы музыкальное произведение звучало в концертном исполнении. Итог работы – умение исполнить музыкально, технически свободно, передать характер произведения, задуманного композитора.




























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Данькин Алексей Александрович

Дата: 28.07.2019

Номер свидетельства: 517143


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства