kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Метод примера в развитии сознания и опыта поведения музыканта-исполнителя посредством медийных технологий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация. На фоне преобладания дистанционных форм общения между людьми, акцентируется педагогический  метод личностного примера «значимого другого» для формирования личности будущего музыканта-исполнителя. Такая персонификация некоторых форм медиакоммуникаций обеспечивает становление медиакультуры как части общей культуры личности в аспекте эстетико-аксиологической сферы жизни общества, объединяя ценностное и художественное наследие.

Ключевые слова:  метод примера; дистанционные формы общения; музыкально-исполнительская деятельность; музыкальные медиа ресурсы; сверстники как «значимые другие»; фортепианные конкурсы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Метод примера в развитии сознания и опыта поведения музыканта-исполнителя посредством медийных технологий»

Ситникова Оксана Владимировна,

Ставрополь.

Метод примера в развитии сознания и опыта поведения музыканта-исполнителя посредством медийных технологий


Аннотация. На фоне преобладания дистанционных форм общения между людьми, акцентируется педагогический метод личностного примера «значимого другого» для формирования личности будущего музыканта-исполнителя. Такая персонификация некоторых форм медиакоммуникаций обеспечивает становление медиакультуры как части общей культуры личности в аспекте эстетико-аксиологической сферы жизни общества, объединяя ценностное и художественное наследие.

Ключевые слова: метод примера; дистанционные формы общения; музыкально-исполнительская деятельность; музыкальные медиа ресурсы; сверстники как «значимые другие»; фортепианные конкурсы.



O.V. Sitnikova

The method of example in the development of consciousness and experience of the behavior of a musician-performer through media technologies


Abstract. Against the background of the predominance of remote forms of communication between people, the pedagogical method of the personal example of the "significant other" is emphasized for the formation of the personality of the future musician-performer. Such personification of some forms of media communication ensures the formation of media culture as part of the general culture of the individual in the aspect of the aesthetic and axiological sphere of society, combining value and artistic heritage.

Keywords: the method of example; remote forms of communication; musical and performing activities; musical media resources; peers as "significant others"; piano competitions.


Современный социум ориентирует общество людей на виртуальные виды коммуникации. Наряду с этим актуализируется важность и безальтернативность «живого» реального общения людей между собой. Появляются многочисленные размышления представителей различных сообществ людей (профессиональных и др.) о незаменимости человеческого общения в ряде человеческих деятельностей: педагогике, искусстве, медицине и др., наряду с тем, что в эти виды деятельности активно внедряются дистанционные формы общения и различные медиа форматы, которые, по признанию авторитетных специалистов, могут являться лишь вспомогательными технологиями.

По точному замечанию К.Д. Ушинского «…главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником..», «…личность воспитателя значит всё в деле воспитания…» [2, с.148]. Полагаем, что эта мысль великого русского педагога может быть состоятельной во многих сферах социальных отношений типа «человек-человек», в частности в сфере музыкального искусства.

Известна вопросительная мысль Д.Б. Кабалевского: «Кто нужен, чтобы музыка получилась?». И сам же композитор-педагог отвечает, что «написанная, но не исполненная музыка – ещё не музыка; написанная, исполненная, но никем не услышанная музыка тоже ещё не вполне музыка. Настоящей музыка становится лишь тогда, когда она написана, исполнена и услышана. Чтобы стать композитором – надо учиться, чтобы стать исполнителем – надо учиться, чтобы стать хорошим слушателем тоже надо учиться…» [2]. Нарочные выделения в тексте акцентируют интересующий нас вид музыкальной деятельности – фортепианное исполнительство, которому, как понятно, надо учиться много лет с самого начала музыкального образования… Путём систематических выступлений на различной аудитории нарабатывается исполнительский опыт и, со временем, возникает сценическое артистическое удовольствие, переходящее в потребность.

Сегодняшняя ситуация пандемии диктует новые условия исполнительской деятельности молодых музыкантов разного возраста и уровня образования.

Так, председатель жюри XXII Международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик», Е.Д. Башкирова выражала искреннее сожаление и сочувствие всем участникам конкурса в виду того, что им приходилось играть в пустых залах. Ей, как опытному пианисту, понятно, что это очень сложно, кроме того, юные музыканты по завершению своего конкурсного исполнения не удостаивались такой элементарной и такой важной награды как аплодисменты зрителей. Елена Дмитриевна даже уточняла, что они с членами жюри тоже по началу не знали как себя вести, ведь они были единственными слушателями-ценителями такой колоссальной подготовки молодых исполнителей, но потом приняли решения обязательно аплодировать каждому исполнителю…Несмотря на то, что этот конкурс (как и ряд других) проходят в закрытом формате без зрителей-слушателей, он имел широкую и подробную прямую телетрансляцию всех этапов конкурса, да и сейчас в любой момент доступен, благодаря интернет-платформам. Такой медиа возможностью музыкального восприятия воспользовался и наш фортепианный класс филиала ст. Новомарьевской, ДМШ с.Пелагиада, Ставропольского края, где автор статьи является преподавателем фортепиано.

Здесь, наряду с наглядно-слуховым и наглядно-зрительным методами музыкального воспитания, обнаруживается такой педагогический метод воспитания как «пример», который занимает особое место в развитии сознания и опыта поведения обучающегося [1]. Пример используется в качестве средства развития сознания и формирования определенного способа поведения ребенка для того, чтобы ориентировать его на позитивный идеал. Влияние примера основывается на ярко выраженной подражательности как особенности детей, копируя поведение «значимых других». Педагогу надо тактично, ярко и убедительно направлять внимание детей на достойные примеры для подражания, привлекая к этому и родителей обучающихся. В современных условиях педагог становится навигатором в обширном поле медиа контента, направляя внимание детей на полезные медиа ресурсы, в том числе и на персональные профили в социальных сетях, таких как Инстаграм и др., способные оказать полезное культурно-образовательное воздействие на ученика и «человека-подписчика» вообще. Таким образом, постепенно формируется виртуальный «круг общения» юного музыканта.

Из специальной литературы известно, что подражание является важнейшим социально-психологическим механизмом формирования определённого поведения. Действенным методом воспитания является не только личный пример педагога, но и яркие примеры поведения людей, достигших успеха в общей для определённых людей деятельности.

Целенаправленное восприятие тематического медиа контента: конкурс «Щелкунчик», конкурс «Синяя птица», шоу «Лучше всех» и др. (а также личные профили юных и взрослых музыкантов в Инстаграм), позволяют видеть и слышать молодых музыкантов, имеющих высокие профессиональные достижения в области музыкального исполнительства, личности которых и являются образцами положительного примера в музыкально-образовательной деятельности.

Далее, кратко приведём, некоторые аспекты совместного с детьми беседы-анализа просмотра II тура, Фортепиано, XXII Международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик»:

  • У жюри есть возможность комментировать исполнение участников, а значит объяснить, почему выставляется именно такой балл, что позволяет юным исполнителям понять над чем нужно работать в будущем им и их педагогам (например, не хватает контрастности и характера исполнения и т.д.).

  • Несмотря на то, что в данном конкурсе принимают участие юные музыканты с разных стран мира, у многих из них «русские педагоги», а это значит, что «русская фортепианная школа» в профессиональном музыкальном образовании по-прежнему доминирует.

  • Ряд аспектов фортепианной техники обращают на себя внимание обучающихся: посадка за инструментом; качество прикосновения к инструменту. Настраивание на исполнение и паузы между произведениями. Выразительность исполнения каждого музыкального произведения. Гибкое движение рук и туловища во время исполнения. Прекрасный контакт с клавиатурой. Использование педали и мн.др…

  • Дети-сверстники (участники конкурса) в интервью делятся нюансами своей жизни:

- какие ещё интересы присутствуют в их жизни наряду с музыкой (спорт, шахматы, рисование, языки);

- сколько часов в день они занимаются на инструменте и что делать, когда не хочется заниматься?..

- как ты сам оцениваешь своё выступление?

- со скольки лет ты занимаешься музыкой («с мамой с раннего возраста, а с педагогом с 5 лет» и другие ответы);

- перед выступлением делаю небольшую физическую зарядку, это разогревает мышцы, снимает мышечный и психический зажим.

- и мн.др.

Согласно возрастной психологии для детей школьного возраста важным является общение со сверстниками, а в их «репрезентативную группу» входят как раз близкие по возрасту или несколько старше молодые люди, которые могут стать для них «кумирами» в предпочитаемых видах деятельности. Поэтому данный медиа контент способен выполнять педагогическую миссию в деле воспитания юного музыканта-исполнителя, развивая сознание юного музыканта-исполнителя и, формируя сначала квази-опыт поведения музыканта-исполнителя (то, о чём Ю.М. Лотман говорил «пережить не пережитое»), способствовать развитию устойчивой мотивации и саморефлексии в собственной исполнительской деятельности.

В качестве первичных предварительных результатов реализации метода примера в развитии сознания и опыта поведения музыканта-исполнителя посредством медийных технологий можно считать возникающее желание детей готовиться и участвовать в возможных районных, городских и региональных конкурсах молодых исполнителей, сопряжённых со скрупулёзной технической и эмоционально-выразительной подготовкой исполнения конкурсных музыкальных произведений. Так, ученицы 1-2 года обучения, фортепианного класса филиала ст. Новомарьевской, ДМШ с.Пелагиада, Ставропольского края, где автор статьи является преподавателем фортепиано, стали победителями школьного конкурса исполнительского мастерства «Allegro» учащихся инструментальных отделений, проходивший также 20.11.2021г. в дистанционном формате:

- Диплом I степени : Ладомира С. – 1кл., фортепианное отделение;

- Диплом II степени: Мария Г., Ангелина Ф. - 1кл., фортепианное отделение;

А также, предстоящее участие:

- в районном фестивале ансамблей «Музыкальная мозаика» (февраль-март): фортепианный ансамбль в 4 руки и в 6 рук.

- в краевом конкурсе юных пианистов «ПРИЗВАНИЕ», апрель, 2022г. : учредители конкурса: Министерство культуры Ставропольского края и ГБПОУ СК «Ставропольский краевой колледж искусств». В конкурсе могут принять участие учащиеся ДМШ и ДШИ Ставропольского края, занявшие первые и вторые места на зональных конкурсах.

- в III Всероссийском музыкальном конкурсе «Ступень к мастерству» имени Э.Г. Греценко, 4-5 февраля 2022г.,

В ряду целей и задач подобных конкурсов можно отметить:

- повышение престижа профессии музыканта и профориентация школьников; - выявление и поддержка талантливых исполнителей;

- сохранение и развитие традиций отечественной исполнительской и педагогической школы и др.

Несмотря на то, что участие в конкурсах и фестивалях стимулируют музыкально-образовательную деятельность обучающихся, педагогам важно помнить, что это не должно являться самоцелью процесса музыкального образования детей. Педагогам необходимо максимально сбалансировать публичные выступления и скрупулёзные урочные занятия инструментальной игры каждого ученика.

По традиции и специфике уроков в инструментальном классе складывается так, что ученики имеют возможность присутствовать на занятии друг друга и часто друг для друга являясь личным примером в работе над музыкальными произведениями, таким образом, непроизвольно получается мастер-класс.

Вернувшись к заявленной теме данной статьи, можно привести ещё один вариант использования медиа ресурсов в развитии сознания и опыта поведения музыканта-исполнителя посредством медийных технологий… Некоторые ученицы, в процессе разучивания конкретного музыкального произведения прибегают к самостоятельному поиску вариантов исполнения нужного фортепианного произведения различными музыкантами в Ютубе, таким образом расширяя кругозор собственного музыкального восприятия.

Резюмируя эмпирическую часть данной статьи, логично привести ряд теоретических позиций ведущих ученых в области медиакультуры. Так, культуролог Н.Б. Кириллова трактуя медиакультуру как совокупность информационно-коммуникативных средств, выработанных человечеством в ходе культурно-исторического развития, способствующих формированию общественного сознания и социализации личности, выделяет в ней такие компоненты как культуру передачи информации и культуру ее восприятия; может выступать и системой уровней развития личности, способной воспринимать, анализировать, оценивать тот или иной медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания посредством медиа…[3].

Коррелирует с теоретической позицией Н.Б. Кирилловой теоретические аспекты медиакультуры по В.А. Славиной и Я.В. Солдаткиной:

- в прикладном значении медиакультура связана с репрезентацией в медиа различных культурных феноменов, уточнением их социокультурных функций, с медиатворчеством как частью культурного поля;

- в глобальном же смысле медиакультура за счет своей функциональной близости к информационно-коммуникационной структуре медиа, фактически представляет собой одну из ключевых составляющих медиапространства, принципиальная задача которой – сохранение и ретрансляция эстетических и аксиологических смыслов.

Таким образом, юные музыканты, осваивая контекстное медиа пространство, сопряжённое с различными формами музыкально-эстетической деятельности, постепенно обретают элементы личностной медиакультуры , в том числе, благодаря положительным примерам других личностей, присутствующих и состоявшихся в общей, значимой для них музыкальной деятельности посредством медиа пространства.


Список литературы


  1. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. – 464 с.

  2. Мудрость великих педагогов. – М.: ОАО «ОЛМА Медиа Групп», 2014. – 304 с.

  3. Славина В.А., Солдаткина Я.В. Медиакультура как феномен информационной эпохи // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. – Т. 26. – № 2, 202. – С. 286-293. http://dx.doi.org/10.22363/2312-9220-2021-26-2-286-293







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ситникова Оксана Владимировна

Дата: 28.06.2025

Номер свидетельства: 672392


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства