kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс "Навыки ансамблевой игры"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс "Навыки ансамблевой игры" для общеобразовательных школ. Народные инструменты.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Навыки ансамблевой игры"»



Тема: «Ансамбль – значит вместе (некоторые особенности работы над ансамблем)



Цель урока: активизирование творческой самостоятельности учащихся, формирование навыков ансамблевой игры.

Задачи урока:

  • Обучающая: обобщить и углубить знания учащихся, сформировать навык игры в ансамбле, анализировать исполняемые произведения в соответствии с эпохой и стилем композитора.

  • Развивающая: развитие творческих способностей учащихся через освоение различных видов совместного музицирования; развитие концертных навыков; развитие и углубление музыкального опыта и общего кругозора учащихся.

  • Воспитательная: воспитание чувства ответственности учащихся за качество освоения собственной партии, взаимной поддержки, привитие любви к музыке и совместному музицированию.

Вид урока: урок творчества, урок-концерт.

Тип урока: комбинированный.

Форма: групповая.

Методы обучения:

  • Словесные (Первый этап урока – беседа о видах и составах ансамбля. Второй этап – работа над произведениями: используется метод объяснения и беседа о композиторах, стилях. Третий этап – заключительный: рассказ о роли ансамблевой игры в развитии определённых навыков и умений).

  • Наглядные – на всех этапах работы используются работы художников для ознакомления с творчеством композиторов и художников разных эпох и стилей, разъясняются стилистические особенности произведений каждой эпохи. Кроме того используются фонограммы произведений, как пример для исполнения некоторых элементов текста, помощь в раскрытии образа.

  • Практические – на втором этапе используется метод показа. На открытом уроке исполняются как готовые концертные номера, так и произведения, находящиеся в процессе разучивания.

Оборудование:  2 баяна, 2 балалайки, Шумовые музыкальный инструменты, стулья,

Предполагаемый результат: 

  • совершенствование техники игры в ансамбле, раскрытие музыкально-образного содержания произведения;

  • удовлетворение от совместной работы, чувство радости, объединенных усилий, взаимной поддержки учащихся;

  • расширение кругозора учащихся.

Организационная часть урока (общая продолжительность – 3 минуты)

Добрый день! Известно, ансамблевая игра значительно расширяет музыкальный кругозор, развивает такие качества, необходимые музыканту, как умение слушать не только собственное исполнение, но и партнера, общее звучание всей музыкальной ткани пьесы; воспитывает умение увлечь своим замыслом товарища, а когда это необходимо подчиниться его воле; активизирует фантазию и творческое начало; заостряет ощущение звукового колорита; повышает чувство долга и ответственности за знание своей партии, ибо совместное исполнительство требует свободного владения текстом, прививает учащимся чувство товарищества.

Особенностью ансамблевого музицирования является воспитание чувства ответственности за качество освоения собственной партии, достижение исполнителями точности в темпе, ритме, штрихах, динамике, специфике тембрового звучания, что способствует созданию единства и целостности музыкально-художественного образа исполняемого произведения.

.

Постановка целей и задач урока

Тема: «Ансамбль – значит вместе (некоторые особенности работы над ансамблем )»

Цель урока: активизирование творческой самостоятельности учащихся, формирование навыков ансамблевой игры.

Задачи урока:

  • Обучающая: обобщить и углубить знания учащихся, сформировать навык игры в ансамбле, анализировать исполняемые произведения в соответствии с эпохой и стилем композитора.

  • Развивающая: развитие творческих способностей учащихся через освоение различных видов совместного музицирования; развитие концертных навыков; развитие и углубление музыкального опыта и общего кругозора учащихся.

  • Воспитательная: воспитание чувства ответственности учащихся за качество освоения собственной партии, взаимной поддержки, привитие любви к музыке и совместному музицированию.



Беседа



– Итак, тема нашего урока – работа над навыками ансамблевой игры. Ребята, а вы знаете, как называется совместное исполнение произведения несколькими музыкантами? (Ответ учащихся)Правильно, конечно, это ансамбль. Ансамбль – это по-французски, а по-русски – вместе.

Об ансамбле говорят в архитектуре:

  • Посмотрите перед вами – чудесный ансамбль старинных зданий. А теперь – великолепный ансамбль современных зданий.

  • Об ансамбле говорят на выставках модной одежды: шляпка, жакет, брюки – оригинальный ансамбль предстоящего осеннего сезона

  • Об ансамбле говорят в спорте: хорошая команда – по-настоящему сыгранный ансамбль.

  • А мы считаем, что ансамбль – слово, прежде всего музыкальное, а уж потом – всякое другое. Потому, что нигде так дорого не ценится то, что делается и происходит вместе, как в музыке. Итак, если уж вместе, то давайте подумаем, кто и чем занимается вместе? То есть, обсудим состав ансамблей

  • Вокально-инструментальный ансамбль (вокалист – значит певец). Название говорит: (Ответ учащихся) музыканты будут петь, и играть на инструментах.(Слайд 11фотография ансамбля скрипачей)

  • Ансамбль скрипачей. По названию понятно: (Ответ учащихся) будут играть лишь скрипачи.

  • Ансамбль песни и пляски. Всем ясно: (Ответ учащихся) в этом ансамбле певцы и танцоры

  • Как назвать коллектив музыкантов, играющих на бандурах – украинских народных инструментах?(Ответ учащихся) Ансамбль бандуристов. А на балалайках – русских народных инструментах?(Ответ учащихся) Правильно, ансамбль балалаечников. А на арфах? Нет, не ансамбль арфистов и не ансамбль арфисток. Не очень хорошо звучит. Лучше – ансамбль арф. Если не получается назвать профессию музыкантов, участников ансамбля, просто сообщите название инструментов, на которых они играют. Музыканты играют на ударных инструментах. Как лучше: ансамбль ударников или ансамбль ударных? (Ответ учащихся) Лучше – ансамбль ударных.

  • Навыки ансамблевой игры вы приобретаете уже на первых уроках. Вам предлагается упражнение, состоящее из одного или нескольких ритмически оформленных звуков. Преподаватель в это время исполняет основной музыкальный материал.

Мы с вами уже знаем, что ансамбли могут быть различны по своему составу. Но, кроме этого, ансамбли различают по количеству участников. У музыкантов принято считать по-латыни. Латынь – язык древних римлян. Начнем. Один – не в счет, это не ансамбль. Дуо – значит двое. Ансамбль двух называется дуэт.

  1. Практическая деятельность учащихся (общая продолжительность – 10 минут)

На протяжении всех лет обучения учащиеся изучают искусство совместной игры, занимаясь ансамблем народных инструментов. Этот жанр имеет свою многолетнюю историю, ведь из покон веков все народы пропагандировали свою музыку, и играли на своих музыкальных инструментах. А сегодня мы остановимся на русских народных инструментах это- балалайки, домры, и конечно шумовые инструменты. Аразберем мы русскую народную песню «Светит месяц» О чем эта песня как вы думаете?

Светит месяц, светит ясный

Светит алая заря,

Проводила меня к милой,

Аж да самого двора.

Давайте распределимся по группам, и каждая группа должен сыграть определенны й ритмический рисунок.( повторение ритмических рисунков с каждой группой отдельно)

Ну а теперь осталось соединить все вместе.

  • . Такой недостаток в ансамбле особенно заметен. Конечно, сразу добиться нужных результатов не удастся, потому что работа над звуком – это  огромный труд. Рассмотрим динамику этого произведения и попробуем сыграть более ярко (идёт работа – 5 минут).

  • . Слушать своего товарища и учитывать его исполнительские «интересы».  Это умение слушать не только то,  что сам играешь,  а одновременно и то,  что играет партнер. Общее звучание обеих партий  сливающихся в  единое целое - основа совместного исполнительства. Полезно бывает предложить учащемуся,  исполняющему вторую партию,  ничего не играя,  только педализировать во время исполнения другим пианистом первой партии.  При этом сразу обнаруживается  насколько это непривычно и требует особого внимания и навыка. 

  • Результатом заключительного этапа работы должно  быть  свободное  и  уверенное владение

  • Этот ансамбль интересен своим звуковым сочетанием, как для учащихся, так и для слушателей. В данном случае – это готовый концертный номер. Концертные выступления детских ансамблей пользуются успехом у слушателей. Эти выступления способствуют приобретению уверенности, чувства сценической свободы, прививают вкус и любовь к публичным выступлениям.

  • Мы перешли с вами к современной эпохе. Посмотрите, как изменился стиль музыкальных произведений и картин художников современности. Наша эпоха – эпоха больших потрясений и это не могло сказаться на искусстве. Оно стало более реалистично, резче и чётче передавая нюансы чувств. Хотя палитра их, тем не менее, очень разнообразна, как и язык, её передающий.

  • А, урок хочется закончить словами великого русского композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича

Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче. Благодаря музыке вы найдете в себе новые неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках.

Спасибо за внимание!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Мастер-класс "Навыки ансамблевой игры"

Автор: Салихзянова Дильбар Рифкатовна

Дата: 25.02.2018

Номер свидетельства: 459465

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства