мастер-класса «Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах».
Мастер-класса «Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах».
Мастер-класс " обучение детей дошкольного возраста игре на музыкавльных инструментах будет интересна музыкальным руководителям.В методической разработке указаны цели,задачи, актуальность мастеркаласса.Описываются некоторые речевые упражнения,поэтическое музицирование,музыкально-двигательные упражнения,игра с инструментами по К. Орфа,практическое освоение навыков использования игры на музыкальных инструментах, активная форма работы с участниками мастер – класса – изготовление музыкальных инструментов.В конце участники мастер-класса изготовляют музыкальные инструметы своими руками, из предложенного материала
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«мастер-класса «Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах». »
Методическая разработка мастер-класса
«Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах».
(для педагогов-воспитателей старшего дошкольного возраста)
Мастер класс проводила: музыкальный руководитель первой категории ДО «Балдырған» Толстогузова Александра Викторовна
Форма проведения: педагогическая мастерская. Участники: воспитатели старшего дошкольного возраста. Цель мастер-класса: обучение участников мастер-класса применению использования системы элементарного музицирования по принципам Карла Орфа в обучении детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах в рамках учебно-воспитательного процесса в ДО. Ознакомление педагогов с разнообразными, нетрадиционными музыкальными инструментами.
Задачи:
Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми на музыкальных занятиях по принципам Карла Орфа.
Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике.
Создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля, который позволил бы воспитанникам реализовать позицию субъекта в разных видах деятельности.
Элементарное музицирование по принципам Карла Орфа - это развитие творческого начала, которое, в свою очередь, важно для общего развития личности («для ребенка; с ребенком; исходя из ребенка») ). Элементарное музицирование учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка, предполагает взаимодействие людей, которые обладают очень разными навыками, потребностями, проблемами или способностями. Одна из общих идей, лежащих в основе системы детского музыкального воспитания Карла Орфа: «Каждый узнает лишь то, что сам пробует делать» (Песталоцци).
Актуальность темы.
Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуальности, удовлетворение индивидуальных их потребностей и интересов. Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей велико. Музыка, как и любое другое искусство, способно воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно – эстетическим переживаниям, к активному мышлению.
Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты , тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культу
Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развиваются музыкальные способности. Прежде чем музыка стала чистым искусством, она много столетий была связана с речью и движением. Поэтому процесс обучения детей музыке методически мало эффективен и не оправдан, если не опираться в своей деятельности на речь, движение и музыку. Эти три средства составляют главное содержание орфовской музыкальной педагогики. Музыкальное воспитание по Орфу- это не просто приобщение детей к исполнению. «Задача учителя - облечь необходимые упражнения в форму игры, чтобы они стали доступны детям» (Э. Жак-Далькроз). Дети должны не повторять, а создавать собственную детскую элементарную музыку.
Поэтому для воспитания сегодня как никогда актуально «развивать в игре индивидуальность. Играя, ребенок учится воспроизводить свои впечатления и идеи, поэтому игра- могущественное оружие для укрепления способностей мыслить и для развития сознания» (Э. Жак-Далькроз). Соответствовать данному утверждению нам помогает современные авторские методики Т. Э. Тютюнниковой, Т. А. Боровик,В.А. Жилина, основанные на системе К. Орфа.
Мои педагогические принципы совпадают с принципами, которые лежат в основе данных методик, и, в первую очередь, понимание того, что сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности.
Карл Орф - творец уникальной концепции музыкального образования для детей считал, что «удобрения обогащают земли и позволяют зернам прорасти, и, как и музыка, вызывает у ребенка силы и способности, которые иначе никогда бы не расцвели». Музыка является одной из сторон жизни, а «жизнь- главный предмет школьного обучения» (по образному выражению Д. Родари). Элементарная музыка предназначается не для воспроизведения, а для творческого самовыражения детей. Основным предназначением является первичное приобщение всех детей к музыке, независимо от их способностей, раскрепощение индивидуально-творческих сил, раскрытие природной музыкальности.
Следуя этим советам, занятия организую как игровое общение, которое создается посредством общения равных партнеров- детей и педагога. Возможность быть принятым окружающими без всяких условий позволяет ребенку проявлять свою индивидуальность. Повторяющаяся структура занятия помогает детям быстро ориентироваться в новом материале, быть уверенными, создавать образы, творить, помогать другим участникам и радоваться их успехам и удачным находкам. Элементарное музицирование использую как на занятиях, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную. Сущность приобщения детей к элементарному музицированию определяется такой формулировкой: «меньше обучать - больше взаимодействовать». Этот девиз способствует созданию условий для развития творческих способностей детей. В своей педагогической практике применяю приёмы, направленные на поддержание интереса, на активизацию самостоятельности и инициативности ребёнка, его творческих способностей.
В рамках данной технологии ставлю перед собой такие задачи:
развивать музыкальные способности детей;
развивать в детях способность слушать и наблюдать;
дать возможность каждому ребенку свободно импровизировать на шумовых инструментах;
увлечь детей музыкальными инструментами;
развивать творческое воображение и слуховую фантазию;
развивать способности детей к организованной игре в ансамбле;
сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;
Орфовская система музыкального воспитания полностью построена на развитии творческих способностей, навыков ребенка (“Учимся, делая и творя”), поэтому в основе данной системы лежит раскрепощение индивидуально-творческих сил ребенка, развитие природной музыкальности.
Обучение детей в рамках данной системы включает в себя следующие элементы:
Речевые упражнения.
Поэтическое музицирование.
Музыкально-двигательные упражнения.
Игры с инструментами К. Орфа.
1. Речевые упражнения. Эта форма работы хороша для общего музыкального развития, так как она легка и доступна для всех детей. Использование речевых упражнений помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести ребенка в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами.
2. Поэтическое музицирование. Оно помогает детям ощутить красоту звучания поэзии и музыки. Благодаря поэтическому музицированию дети не только незаметно, с удовольствием заучивают стихи на память, но читают их с особым чувством и выражением, осознают связь слова и музыки.
3. Музыкально-двигательные упражнения. Использование двигательных упражнений позволяет подготовить ребенка к спонтанному двигательному выражению, учит его изображать звуки и настроения с помощью элементарного движения (хлопки, щелчки, шлепки, притопы), при этом у детей вырабатывается быстрота реакции, умение ждать, находить момент вступления. В музыкально-двигательных упражнениях ребенок одновременно исполняет и творит, так как он придумывает движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки. Ребенок начинает осознавать музыку через движение.
4. Игры с инструментами К. Орфа. При овладении этой формой деятельности дети, во-первых, совершенствуют навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой), во-вторых, чувство ансамбля здесь развивается достаточно легко, в-третьих, дети учатся различать звучание инструментов по тембрам. И самое главное - наличие во всех упражнениях элементов творчества. Дорогостоящий инструментарий с успехом заменяют самостоятельно изготовленные шумовые и ударные музыкальные инструменты.
Принципы, которыми я руководствуюсь в работе с детьми:
Работа музыкального руководителя по Орфу - это тоже импровизация. Педагог не авторитарный персонаж на занятии, он помогает детям раскрыться, он общается с детьми с помощью музыки.
Ориентация на индивидуальные открытия: дети становятся соучастниками в спонтанных играх с инструментами.
Преодоление трудностей. Учиться - делая и играя, познавая мир и самого себя.
Движение и активность: ни один урок музыкального воспитания не может обойтись без движения, так как оно является составной частью элементарной музыки.
Элементарное музицирование способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников.
В результате этой работы у детей развивается любознательность, реализуются познавательные потребности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных и творческих способностей. Последователи концепции элементарного музицирования предлагают разные игровые задания для детей, которые условно можно разделить на несколько групп:
Озвучивание стихотворений.
Игры со звуками: деревянными и металлическими.
Музыкально-ритмические игры.
Игры с инструментами (озвучивание сказок).
Практическое освоение навыков использования игры на музыкальных инструментах
В ходе практической части мастер-класса участники проиграли в различные игры и игровые упражнения из вышеперечисленных групп. 1. Русские народные сказки предоставляют большие возможности для их озвучивания музыкальными инструментами. И сейчас мы с вами озвучим самую незатейливую сказку - «Курочка Ряба».
Снесла курочка яичко, да не простое, а золотое, - металлофон, удары в определенном
Дед бил, бил, не разбил,- равномерном ритме
Баба била, била- не разбила.- удары на октаву выше, ритм учащается
Мышка бежала, хвостиком махнула,- колокольчик
Яичко упало и разбилось…- глиссандо на металлофоне.
Дед плачет,- румба, равномерный ритм (восьмые)
Баба плачет,- румба, ритм учащается (восьмые)
А курочка кудахчет: - Кудах-тах, тах, кудах-тах, тах!- деревянные ложки.
Не плачь, Дед!- удар ложками
Не плачь, Баба- удар ложками
Я снесу вам яичко другое, не золотое- удар по металлофону
А простое!- удар деревянными ложками.
2. Следующий пример - включение озвучивания в рассказ по репродукциям картин, которое можно использовать на занятиях по развитию речи. Перед нами картина В. Маковского «Дети, бегущие от грозы».
Однажды Машенька взяла своего братика Ванечку погулять. Пошли они через поле в лесок.
музыкальный молоточек.
Стали собирать ягоды, грибы, аукаться,
дудочки, свирельки
Птичек слушать,
свистульки
Не заметила Машенька, как набежали тучи,
погремушки
Потемнело кругом, загремел гром,
барабан
Тут посмотрела девочка на небо и ахнула,
барабан
Взяла Ванечку за ручку и побежала.
музыкальный молоточек
Маленький Ванечка скоро устал, заплакал
румба
А тучи все темнее, гром все громче
усиление звучания барабана
Тогда схватила сестренка братика, Посадила себе за плечи
музыкальный молоточек
И припустилась со всех ног по полю
ускорение темпа
Сверкали молнии, шумел ветер, гремел гром
маракас, барабан
Упали первые капли дождя, было страшно
румба
Но Машенька не бросила малыша, Добежала до деревни, И когда начался ливень
тремоло на треугольнике
Брат и сестричка были уже дома
глиссандо на металлофоне
Приведенные выше примеры озвучивания сказок, картин позволяют объединить работу музыкального руководителя и воспитателя.
Активная форма работы с участниками мастер – класса – изготовление музыкальных инструментов.
Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками. Вот то, что всегда может оказаться под рукой: жестяные и пластиковые банки с сухим рисом, гречкой, ложки, крышки от кастрюль. Всевозможные трещотки, расчески, детские погремушки. Связки ключей. Мешочек с орехами - чудесный шорох. Различная бумага (целлофан, пергамент, газета, гофре и пр.) Деревянные кубики, брусочки. Катушки от ниток. Природные материалы: желуди, каштаны, орехи, шишки, скорлупки от них и многое другое.
Звучащие ключи.
Для удобства нужно изготовить стойку в виде буквы «П» и подвесить ключи. Ударным инструментом может служить гвоздь, ложка или палочка (может подойти деревянный или пластмассовый молоточек). Вместо стойки можно взять плечики для одежды.
«Звонарики»
Металлические баночки с металлическими подвесками закрепленные к крышке.
Звонкие кольца
Металлические кольца разного диаметра подвешенные на стойку.
Чудо-кастаньеты.
Вдвое сложенный картон из-под лампочек. На обе внутренние стороны картона наклеить металлические крышки от пивных бутылок. Звук извлекается путем сжатия чудо-кастаньеты в ладони ребенка
Трещотка «Гармошка».
Описание: Деревянные или пластмассовые детали от пирамидки собранные на резинку. С двух сторон резинка завязана петлей. Растягиваем, как будто играем на гармошке. Для детей старше 4 лет.
Цель: Развитие у детей дошкольного возраста воображения, фантазии, коммуникативных навыков, природных способностей.
Для чего используется: Во всех видах музыкальной деятельности, ритмические импровизации.
Шейкер.
Описание: Жестяные баночки из-под кофе, напитков с мелкими сыпучими предметами.
Шуршунчик.
Описание: Футляряйцо от «Киндер-сюрприза» с мелкими сыпучими предметами.
Шуршик.
Описание: Пластиковые баночки от напитков обрезаны, сделаны продольные надрезы полосками по длине, шириной 0,5см, взята часть с горлышком.
Цель: Развитие метроритмического чувства, мелкой моторики рук. Способствовать приобретению элементарных навыков подыгрывания на ударно-шумовых музыкальных инструментах.
Для чего используется: Воспроизведение метрической пульсации и ритмического рисунка.Совершенствовать умение различать звучание детских музыкальных инструментов.
Rain stick «Шум дождя» или палка дождя.
Рейнстик, или палка дождя (Rain stick) – музыкальный инструмент (группа «шумовая перкуссия»).
Изобретение этого инструмента приписывается чилийским индейцам Южной Америки. Палки дождя изготовлялись преимущественно из определенного вида длинных и узких кактусов. Но в наших условиях можно использовать подручные материалы.
Описание: шуршащий инструмент, чем-то напоминающий маракас, но звук у него долгий, протяжный, как шум дождя или песка, переносимого ветром. Этот своеобразный звук вызван медленным движением зерен, пересыпающихся в длинной трубке с преградами. Для детей старше 2 лет.
Цель: Способствовать приобретению элементарных навыков подыгрывания на детских ударно-шумовых музыкальных инструментах.
Для чего используется: Развитие мышц кистей рук, координации движений, формирование желания музицировать на детских музыкальных инструментах.
Способов изготовления палок дождя существует несколько, но вот наиболее доступный и безопасный для ребенка:
Нам понадобятся: длинная и узкая картонная трубка,
лист плотной бумаги
пара горстей риса
кусок пищевой фольги
клей для бумаги
Трубка должна быть как можно более толстой, не мяться. Прекрасно подходят трубки от подарочной оберточной бумаги, обоев винила, тканей, бумаги, и всего прочего, что продается на метраж, и просто прочные картонные трубки, - спрашивайте в канцелярских магазинах). Склеенные вместе 2-3 коробки из-под чипсов.
Из плотной бумаги вырезать два круга, диаметр которых больше диаметра трубки на 1-2 см. К кружочкам приложить трубку и обвести, отметив диаметр.
Вырезать клапаны и к одному из концов трубки приклеить кружок. Отрезать кусок пищевой фольги:
Длина: длина трубки, умноженная на 2 – 2.5 Ширина: 30-40 см (как минимум, полная ширина стандартного рулона) Скатать полосу в рулон вдоль, слегка обжать, а затем обернуть вокруг какой-нибудь палки, чтобы получилась спираль. Спираль поместить внутрь трубки.
В трубку насыпать рис, закрыть рукой отверстие и попробовать звук.
Попробуйте поиграть с количеством риса и плотностью витков спирали. Может быть, для того, чтобы замедлить падение зерен (продлить «шум дождя») Вам придется добавить зерен или увеличить плотность спирали, а значит и ее длину.
Когда Вы останетесь удовлетворены производимым звуком, заклейте открытый конец оставшимся кружочком бумаги.
Наше занятие подходит к концу и на прощание я предлагаю поиграть в игру «Звуковой бутерброд»
Игра «Звуковой бутерброд».
Выбираем муз. инструменты "трех семей" по звучанию - например: деревянные, шумовые и металлические. Запоминаем, что - деревянные инструменты - это хлеб, металлические - масло, шумовые - колбаса. Цель игры: научиться поочередно "включать и выключать звук", то есть:
Я отрезаю хлеб - звучат деревянные инструменты
Затем, мажу маслом - звучат одновременно деревянные
и металлические инструменты
А теперь положу колбасу- шумовые инструменты
Я съела хлеб и масло - замолкают деревянные и
металлические
Осталась колбаса- только шумовые Съела и колбасу - шумовые замолкают.
«Бутерброд» можно делать в любой последовательности и «съедать» его тоже как угодно.
На этой веселой ноте мы заканчиваем свое занятие. Спасибо за внимание!
Вопросы для рефлексии:
1. Как вы чувствовали себя в позиции обучающихся?
2. Какие в связи с этим открытия, выводы для себя вы сделали?
3. Возник ли у вас интерес к использованию элементарного музицирования детей в самостоятельной деятельности детей?