Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Развитие творческих способностей дошкольников средствами музыкальных игр- драматизаций.»
Развитие творческих способностей дошкольников средствами музыкальных игр-драматизаций.
Драматизация – одна из групп театрализованной игры. В играх – драматизациях ребенок – артист самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности ( интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли. В игре – драматизации ребенок использует какой – либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация.
Виды игр – драматизаций:
1.Игры – драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке.
2. Игры – драматизации с куклами бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий.
3. Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.
Раскроем особенности содержания работы по развитию театрально – игровой деятельности.
Занятия организуются так, чтобы детям самим не приходилось воспроизводить текст сказки, они выполняют определенное действие. Текст читает педагог, лучше 2-3 раза. Малыши, действуя в соответствии с ролью, полнее используют свои возможности и легче справляются со многими задачами, учатся незаметно для себя. Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут. Их важно обучить некоторым способам игровых действий по образцу. Образец показывает воспитатель.
Игра – драматизация – это маленький спектакль и, в то же время, переходная форма от игры к искусству. Близость к игре как ведущему виду деятельности ребенка, характерное для игры перевоплощение в образ того или иного персонажа превращают этот вид деятельности в один из самых любимых детьми. Как правило, дети великолепно включаются в игру, «входят в образ», переносят элементы музыкального спектакля в самостоятельную игровую деятельность, продолжая «жить в образе». Музыкальные игры – драматизации объединяют в себе музыкальное движение, пение, художественное слово, мимику и пантомиму, подчиняя их главной задаче – созданию художественного образа. Важно, что это – коллективное и совместное со взрослыми действие и здесь возможна большая свобода для проявления индивидуальности и творчества. В игре – драматизации тоже происходит опосредованное музыкой общение детей между собой и со взрослыми, но в новом качестве – через роль. Музыкальные игры – драматизации должны быть доступны детям по образам и содержанию деятельности. Для младших дошкольников важно действовать вместе, в этом возрасте малыши не любят действовать в одиночку.
А сейчас мы, уважаемые коллеги, инсценируем сказку К.И. Чуковского «Цыпленок». Эта сказка, музыкальный спектакль – наиболее трудная для педагога, но чрезвычайно радостная для детей деятельность.
(Далее путем жеребьевки распределяются роли главных персонажей между педагогами).
Ведущий:Жил на свете цыпленок. Он был маленький. Вот такой…
( звучит быстрая музыка), (легким мелким шагом выходит Цыпленок. Поворот головки вправо, поворот влево. На месте «пружинка», и Цыпленок садится на корточки около забора.)
Ведущий:Но цыпленок думал, что он очень большой и важно задирал голову. Вот так:
(цыпленок, сидя на корточках, принимает важную осанку.)
Ведущий:И была у него мама. Мама его очень любила. Мама была вот такая
(звучит музыка в умеренном темпе) (Входит Курочка. Она подходит к Цыпленку, гладит его по головке. Поправляет юбочку, ласкает)
Ведущий:Как – то раз налетел на маму Черный кот и погнал ее прочь со двора. И был ЧерныйКот вот такой!
(звучит быстрая музыка).( Стремительно выбегает Черный Кот и гонится за Курочкой. Оба убегают.)
Ведущий:(печально). Цыпленок остался у забора один. Вдруг он видит (таинственно): взлетел на забор красивый большой Петух. Вытянул шею и во все горло закричал.
(Петух появляется после слов «большой Петух». Он становится на стул за забором и, подняв голову, громко кричит:
Петух: Ку-ка –ре-ку! Я молодец! Я удалец! (звучит быстрая музыка, но не слишком
(Удаляется под музыку. (Цыпленок все время на него удивленно и восхищенно смотрит, провожая взглядом).
Ведущий: Цыпленку это очень понравилось. Он тоже вытянул шею и что было силы завопил.
Цыпленок: Пи-пи-пи-пи! Я тоже молодец! Я тоже удалец!
Ведущий: Но споткнулся и шлепнулся в лужу. Вот так!
(Цыпленок шлепается, как будто попадает в лужу.)
(Звучит довольно спокойная музыка).
Ведущий: В луже сидела Лягушка.
(Лягушка выглядывает из – за забора.) Она увидела его и засмеялась.
Лягушка:Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!Далеко тебе до петуха. (Прячется за забор. Цыпленок плачет.)
Ведущий:Тут к Цыпленку подбежала мама. Она пожалела и приласкала его. Вот так!
(Звучит сначала быстрая, затем спокойная музыка.)
(Мама ласкает своего Цыпленка и уводит осторожно за руку.)
Все участники цепочкой выбегают на середину комнаты. Начинается заключительная полька.