kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс "Метод интеллект-карт как эффективный способ систематизации знаний учащихся"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс по применению метода интеллект-карт на уроках музыки. УМК Т. И. Науменко, В.В. Алеев "Искусство: Музыка" (презентация, режим доступа - https://clck.ru/DdACm ). В практической части мастер-класса проведен фрагмент урока по музыке 5 класса по теме " Музыка "дружит" не тодбко с поэзией". Метод интеллект-карт применим при работе с теоретическим материалом на любом учебном предмете. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс_Метод интеллект-карт как эффективный способ систематизации знаний учащихся»

Мастер-класс

«Метод интеллект-карт как

эффективный способ систематизации знаний учащихся»


Слободчикова Надежда Александровна, учитель музыки высшей категории муниципального бюджетного образовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 107» г. Новокузнецка

Презентация


Слайд № 1- а (Слободчикова Надежда Александровна)

- Здравствуйте, уважаемые коллеги!

- Я хочу поделиться своим опытом работы с методом интеллект-карт.

- Послушайте фрагмент музыкального произведения и определите, какие инструменты звучат?


Звучит концерт для фортепиано с оркестром № 1 П. Чайковского I часть

(фрагмент, время звучания 0: 35)


- Какие музыкальные инструменты вы услышали?

- Как называется коллектив музыкантов, которые играют на разных музыкальных

инструментах под управлением дирижёра? (оркестр)

- Как называется самый большой по составу оркестр? (симфонический)

Слайд № 1- б (Симфонический оркестр)


Слайд № 2 (Инструменты)

- Примеры некоторых инструментов симфонического оркестра представлены на слайде.

- По какому критерию (признаку) их можно распределить на 4 группы?

( по способу звукоизвлечения)

Слайд № 3

-Все инструменты симфонического оркестра делятся на 4 группы:

  • Духовые;

  • Струнные;

  • Клавишные;

  • Ударные.

Духовая группа делится на 2 подгруппы:

  • Деревянные;

  • Медные.

Струнная группа:

  • Смычковые;

  • Щипковые.


- Наряду с общеизвестными способами преобразования информации, такими как таблицы, схемы, кластеры, я использую метод интеллект-карт, который позволяет систематизировать и более эффективно запоминать теоретический материал.


Слайд № 4

- Интеллект-карта составляется по определённым законам.

- В центре располагается основное понятие или тема.




Слайды № 5-8

- Следуя по часовой стрелке, рисуются основные ветви первого уровня, от них рисуются более тонкие ветви второго и третьего уровня.

- Линии плавные, извилистые, все ветви разных цветов.

- Ветви подписываются ключевым словом, желательно печатными буквами.


-Чтобы лучше запомнить информацию, нужно подобрать ассоциации каждой группе инструментов.

- Какой способ звукоизвлечения у духовых инструментов?

- Что нужно сделать, чтобы извлечь звук? (подуть)


- Представим духовые инструменты, попробуем поиграть на воображаемых инструментах (флейте, гобое, кларнете, трубе, тромбоне и т.д.)


Звучит музыкальный фрагмент "Духовые"

(время у звучания 0: 25)

- Какая ассоциация у ВАС возникает?

(ветер - на слайде появляется рисунок)


- Представим, как мы играем на рояле, касаемся клавиш инструмента...


Звучит музыкальный фрагмент "Рояль"

(время у звучания 0: 11)

- Какая ассоциация возникает?

(мелкий дождик - на слайде появляется рисунок)


- Представим инструменты ударной группы, взяли палочки...


Звучит музыкальный фрагмент "Ударные".

Из симфонической сказки «Петя и волк» С.Прокофьева, тема охотников

(время у звучания 0: 19)

- Какие ассоциации возникают? (гроза- на слайде появляется рисунок)


- Представим струнные инструменты. Взяли смычок, поиграли на скрипке...


Звучит музыкальный фрагмент «Струнные»

«Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига

(время у звучания 0: 20)

- Какие ассоциации возникают?

(солнце, лучи солнца, восход - на слайде появляется рисунок)


- С чем у вас ассоциируется центральное понятие - симфонический оркестр?

(явления природы, окружающий мир и т.д . - образ мира)

Слайд № 9-10 («готовая» интеллект-карта с ассоциациями)


Таким образом, мы систематизировали наши знания о составе симфонического оркестра.

Слайд № 11

- Я рекомендую использовать метод интеллект-карт при работе с теоретическим материалом на любом учебном предмете потому, что

во-первых, учебный материал подается учащимся в привлекательной для них форме;

во-вторых, он помогает обобщить и систематизировать знания учащихся;

в-третих, данный метод позволяет эффективно запоминать информацию.

- Сегодня, работая с интеллект-картой, мы задействовали все виды памяти, подбирая визуальные, слуховые и пластические ассоциации.


- Предлагаю Вам составить интеллект-карту, работая с текстом учебника для 5 класса по музыке. Приложение 1.


Слайд № 12-13

- Вспомним правила оформления интеллект-карты (на слайде интеллект-карта «Правила оформления интеллект-карт»).


Слайд № 14

Темой года в 5 классе является «Музыка и другие виды искусства». Учащиеся осваивают большой теоретический материал, которые оформляют в интеллект-карты.


Задания:

  1. Прошу открыть учебники на 52 странице.

  2. Прочитать текст, определить тему интеллект-карты (жанры).

  3. Определить основные ветви, ключевые слова (вокальные, сценические, программная музыка).

  4. Работа в группах. Используя словарь, определить характерные особенности жанров и подобрать соответствующие иллюстрации (Приложение 2).

  5. Составить интеллект-карту на доске.

Слайд № 15-18 ( примеры интеллект-карт учащихся)

Метод интеллект-карт применяю, начиная с 3 класса. Активно использую – в 5 классе. Составляем на уроках шаблон интеллект-карты по теме, дома учащиеся оформляют в цвете. В 6-7 классах учащиеся самостоятельно составляют интеллект-карты.


Более подробно об опыте работы с методом можно познакомиться на персональном сайте учителя https://solomina-muz-107.jimdo.com/интеллект-карты/


Спасибо за работу.

Приложение 1

Фрагмент текста учебника Т. И. Науменко, В.В. Алеев

«Искусство: Музыка. 5 класс», Москва: Дрофа, 2015 г.

Страница 52.



Приложение 2

Раздаточный материал для работы в группах



( Жанр «Песня»)



( Жанр «Романс»)



(Жанр «Кантата»)




(Жанр «Оратория»)








(Жанр «Опера»)


(Жанр «Балет»)




(Жанр «Программная музыка»)





10




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Слободчикова Надежда Александровна

Дата: 20.06.2018

Номер свидетельства: 473806


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства