Мастер-класс
«Метод интеллект-карт как
эффективный способ систематизации знаний учащихся»
Слободчикова Надежда Александровна, учитель музыки высшей категории муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 107» г. Новокузнецка
Презентация
Слайд № 1- а (Слободчикова Надежда Александровна)
- Здравствуйте, уважаемые коллеги!
- Я хочу поделиться своим опытом работы с методом интеллект-карт.
- Послушайте фрагмент музыкального произведения и определите, какие инструменты звучат?
Звучит концерт для фортепиано с оркестром № 1 П. Чайковского I часть
(фрагмент, время звучания 0: 35)
- Какие музыкальные инструменты вы услышали?
- Как называется коллектив музыкантов, которые играют на разных музыкальных
инструментах под управлением дирижёра? (оркестр)
- Как называется самый большой по составу оркестр? (симфонический)
Слайд № 1- б (Симфонический оркестр)
Слайд № 2 (Инструменты)
- Примеры некоторых инструментов симфонического оркестра представлены на слайде.
- По какому критерию (признаку) их можно распределить на 4 группы?
( по способу звукоизвлечения)
Слайд № 3
-Все инструменты симфонического оркестра делятся на 4 группы:
Духовые;
Струнные;
Клавишные;
Ударные.
Духовая группа делится на 2 подгруппы:
Струнная группа:
- Наряду с общеизвестными способами преобразования информации, такими как таблицы, схемы, кластеры, я использую метод интеллект-карт, который позволяет систематизировать и более эффективно запоминать теоретический материал.
Слайд № 4
- Интеллект-карта составляется по определённым законам.
- В центре располагается основное понятие или тема.
Слайды № 5-8
- Следуя по часовой стрелке, рисуются основные ветви первого уровня, от них рисуются более тонкие ветви второго и третьего уровня.
- Линии плавные, извилистые, все ветви разных цветов.
- Ветви подписываются ключевым словом, желательно печатными буквами.
-Чтобы лучше запомнить информацию, нужно подобрать ассоциации каждой группе инструментов.
- Какой способ звукоизвлечения у духовых инструментов?
- Что нужно сделать, чтобы извлечь звук? (подуть)
- Представим духовые инструменты, попробуем поиграть на воображаемых инструментах (флейте, гобое, кларнете, трубе, тромбоне и т.д.)
Звучит музыкальный фрагмент "Духовые"
(время у звучания 0: 25)
- Какая ассоциация у ВАС возникает?
(ветер - на слайде появляется рисунок)
- Представим, как мы играем на рояле, касаемся клавиш инструмента...
Звучит музыкальный фрагмент "Рояль"
(время у звучания 0: 11)
- Какая ассоциация возникает?
(мелкий дождик - на слайде появляется рисунок)
- Представим инструменты ударной группы, взяли палочки...
Звучит музыкальный фрагмент "Ударные".
Из симфонической сказки «Петя и волк» С.Прокофьева, тема охотников
(время у звучания 0: 19)
- Какие ассоциации возникают? (гроза- на слайде появляется рисунок)
- Представим струнные инструменты. Взяли смычок, поиграли на скрипке...
Звучит музыкальный фрагмент «Струнные»
«Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига
(время у звучания 0: 20)
- Какие ассоциации возникают?
(солнце, лучи солнца, восход - на слайде появляется рисунок)
- С чем у вас ассоциируется центральное понятие - симфонический оркестр?
(явления природы, окружающий мир и т.д . - образ мира)
Слайд № 9-10 («готовая» интеллект-карта с ассоциациями)
Таким образом, мы систематизировали наши знания о составе симфонического оркестра.
Слайд № 11
- Я рекомендую использовать метод интеллект-карт при работе с теоретическим материалом на любом учебном предмете потому, что
во-первых, учебный материал подается учащимся в привлекательной для них форме;
во-вторых, он помогает обобщить и систематизировать знания учащихся;
в-третих, данный метод позволяет эффективно запоминать информацию.
- Сегодня, работая с интеллект-картой, мы задействовали все виды памяти, подбирая визуальные, слуховые и пластические ассоциации.
- Предлагаю Вам составить интеллект-карту, работая с текстом учебника для 5 класса по музыке. Приложение 1.
Слайд № 12-13
- Вспомним правила оформления интеллект-карты (на слайде интеллект-карта «Правила оформления интеллект-карт»).
Слайд № 14
Темой года в 5 классе является «Музыка и другие виды искусства». Учащиеся осваивают большой теоретический материал, которые оформляют в интеллект-карты.
Задания:
Прошу открыть учебники на 52 странице.
Прочитать текст, определить тему интеллект-карты (жанры).
Определить основные ветви, ключевые слова (вокальные, сценические, программная музыка).
Работа в группах. Используя словарь, определить характерные особенности жанров и подобрать соответствующие иллюстрации (Приложение 2).
Составить интеллект-карту на доске.
Слайд № 15-18 ( примеры интеллект-карт учащихся)
Метод интеллект-карт применяю, начиная с 3 класса. Активно использую – в 5 классе. Составляем на уроках шаблон интеллект-карты по теме, дома учащиеся оформляют в цвете. В 6-7 классах учащиеся самостоятельно составляют интеллект-карты.
Более подробно об опыте работы с методом можно познакомиться на персональном сайте учителя https://solomina-muz-107.jimdo.com/интеллект-карты/
Спасибо за работу.
Приложение 1
Фрагмент текста учебника Т. И. Науменко, В.В. Алеев
«Искусство: Музыка. 5 класс», Москва: Дрофа, 2015 г.
Страница 52.
Приложение 2
Раздаточный материал для работы в группах
( Жанр «Песня»)
( Жанр «Романс»)
(Жанр «Кантата»)
(Жанр «Оратория»)
(Жанр «Опера»)
(Жанр «Балет»)
(Жанр «Программная музыка»)
10