kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Личностно-ориентированное обучение в учреждениях дополнительного образовании детей. Индивидуальное обучение в классе сольного пения в ДМШ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Личностно ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Если в традиционной философии образования социально-педагогические модели развития личности описывались в виде извне задаваемых образцов, эталонов познания (познавательной деятельности), то личностно ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого ученика, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании. Тем самым признается, что в образовании происходит не просто интериоризации ребенком заданных педагогических воздействий, а «встреча» задаваемого и субъектного опыта, своеобразное «окультуривание» последнего, его обогащение, приращение, преобразование, что и составляет «вектор» индивидуального развития Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Личностно-ориентированное обучение в учреждениях дополнительного образовании детей. Индивидуальное обучение в классе сольного пения в ДМШ.»













Личностно-ориентированное обучение в учреждениях дополнительного образовании детей. Индивидуальное обучение в классе сольного пения в ДМШ.

Методический доклад











Составила:

Рождествина Л.А—преподаватель высшей

квалификационной категории

МБУДО «Дединовская СДМШ»

Луховицкий район Московская область



2016 г.

Личностно ориентированное обучение понимается, как обучение, выявляющее особенности ученика – субъекта, признающее самобытность и самоценность субъектного опыта ребенка, выстраивающее педагогические воздействия на основе субъектного опыта учащегося.

Личностно ориентированное обучение имеет глубокие корни. Стремление к возвышению человека, наиболее полному воплощению в нем человеческой сущности прослеживается с древних времен. «Мера всех вещей - человек». Идея всестороннего гармоничного развитии личности провозглашалась и в советский период. Человек объявляется главной ценностью. «Все для человека, все для блага человека».

Личностно ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Если в традиционной философии образования социально-педагогические модели развития личности описывались в виде извне задаваемых образцов, эталонов познания (познавательной деятельности), то личностно ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого ученика, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании. Тем самым признается, что в образовании происходит не просто интериоризации ребенком заданных педагогических воздействий, а «встреча» задаваемого и субъектного опыта, своеобразное «окультуривание» последнего, его обогащение, приращение, преобразование, что и составляет «вектор» индивидуального развития Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика.Система дополнительного образования детей сегодня является неотъемлемой частью непрерывного педагогического процесса. Дополнительное образование – это профессионально организованное педагогическое взаимодействие детей и взрослых во внеурочное время, основой которого является свободный выбор ребенком вида деятельности, а целью – удовлетворение познавательных интересов детей и их потребностей в социальных связях, творческой самореализации и саморазвитии в разновозрастном коллективе единомышленников. Безусловно, что система дополнительного образования имеет свою специфику. Эта специфика связана не только с особенностями психолого-педагогического взаимодействия между педагогами и их воспитанниками, но и с тем, что современное дополнительное образование детей представлено двумя основными блоками: образовательным и культурно-досуговым. Именно в рамках этих блоков осуществляются основная педагогическая деятельность педагогов и творческо-познавательная деятельность детей.

Далеко не всегда качественным результатом деятельности педагога можно считать лишь образовательные достижения его воспитанников. Количество грамот и дипломов, полученных на всевозможных выставках, концертах, безусловно, подтверждают профессиональный уровень педагога дополнительного образования. Но нужно не забывать о том, что дополнительное образование детей – это особая сфера, которая должна быть не только местом их обучения и воспитания, но и пространством для саморазвития, самореализации и самоактуализации. Поэтому предметом педагогических технологий в дополнительном образовании могут и должны становиться способы организации различных видов деятельности, способствующих педагогической поддержке решения ребенком задач и проблем саморазвития и самореализации, а не только содержание и способы организации образовательного процесса.

Система дополнительного образования, в отличие от школы, имеет все возможности для вариативной педагогической деятельности. Специфические особенности этой системы позволяют реально учитывать индивидуальные способности, потребности и интересы детей, дают возможность организовывать образовательный процесс с учетом различного уровня умственного, физического, культурного и социального развития детей. Существующая вариативность создает возможность для быстрой и безболезненной коррекции программы дополнительного образования и технологии ее реализации в зависимости от возможностей и способностей конкретного ребенка.

Таким образом, объективные условия дополнительного образования детей позволяют реализовывать действительно личностно ориентированные технологии обучения и воспитания, в которых ребенок рассматривается как ценность, со своими интересами, потребностями, взглядами, жизненным опытом. Содержание, методы и приемы личностно ориентированных технологий должны быть направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ребенка, помочь становлению его личности путем организации творческой познавательной деятельности. И результативность таких технологий зависит не только от того, какие знания и умения удастся ему передать и насколько педагог сможет его подготовить к вхождению в общество, но и от того, насколько при этом удастся не «сломать» ребенка, сохранив и развив те положительные задатки, которые в нем уже существуют. Сейчас можно говорить о том, что в системе дополнительного образования детей существуют объективные предпосылки для использования личностно-ориентированных технологий, более того, сама суть педагогического процесса в этом направлении изначально ориентирована на личность, так как основывается на принципах гуманизма, добровольности, дифференциации и индивидуализации обучения.

Индивидуализация означает максимальное раскрытие возможностей каждого ребенка и создание условий для его персонифицированного развития. Объективным фактором, способствующим индивидуализации обучения и воспитания в дополнительном образовании, является относительно небольшое количество детей, с которыми педагог работает одновременно. Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет адаптировать содержание, методы, формы и темп работы к конкретным особенностям ребенка, следить за его развитием и при необходимости оперативно корректировать педагогическую деятельность.

Проблемы личностно-ориентированного подхода к организации творческой деятельности детей и их эстетического воспитания рассматривались в работах многих выдающихся педагогов. Но, несмотря на исследованность этой проблемы, в ней сложился ряд противоречий, которые я пыталась учесть при разработке своей работы:

  • противоречие между личностным характером восприятия творчества ребенком через систему собственных ценностей и установок и существующими общечеловеческими нормами и ценностями прекрасного, которые сложились в вокальном искусстве;

  • между стремлением ребенка к самореализации в процессе музыкального творчества и наличием определенных канонов и правил вокальной деятельности, которые должны быть знакомы воспитаннику.

Технология индивидуализированного обучения – это такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными.

Индивидуальное обучение – это форма, модель организации учебного процесса, при которой педагог при обучении взаимодействует лишь с одним ребенком. Главное достоинство индивидуального обучения – это то, оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; следить за его продвижением от незнания к знанию, «вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность как обучающегося, так и педагога, приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны педагога и со стороны обучающегося. Все это позволяет ребенку работать экономно, постоянно контролировать затраты своих сил, работать в оптимальное для себя время, что, естественно, позволяет достигать высоких результатов обученности. Индивидуальное обучение в таком «чистом виде» применяется в общеобразовательной школе ограниченно, но зато для этого созданы все условия в дополнительном образовании.

Чтобы научить человека петь необходимо дать ему правильную вокальную базу, не меняя, а используя уникальность звучания его голоса. Владея различными методиками преподавания и звукоизвлечения, я изучаю особенности голоса и фактуры конкретного ученика, подбирая и комбинируя методы преподавания, которые позволяют наиболее эффективно развиться вокалисту в уверенного профессионала.

Индивидуальные уроки вокала в отличие от групповых, ускоряют процесс обучения и помогают глубже изучить предмет. Индивидуальные уроки вокала помогают расширить ребенку вокальный диапазон, делают его голос сильным и тембрально красивым.

Многие родители, приводя своего ребенка, уже имеющего какой-то опыт выступления, в вокальное детское объединение рассчитывают на хорошие и быстрые результаты. Зачастую сами дети, видя успехи на вокальном поприще своих сверстников, изъявляют желание продемонстрировать свой талант. Я всегда приветствую такой энтузиазм. Иногда приходится сталкиваться с трудной задачей: за короткое время необходимо не только подобрать и отшлифовать репертуар, но и серьезно поработать над постановкой голоса. Занятия с преподавателем в группе делают эту задачу практически невыполнимой за короткий период. Посудите сами – на занятия в группы приходит 10-12 человек, каждый – с разными способностями и разным уровнем подготовки. Естественно, преподаватель просто не в состоянии даже за три часа занятий в должной мере уделить внимание всем ученикам. Получается, кто-то чего-то недополучает, кто-то остается неудовлетворенным, а кто-то и вовсе уходит разочарованным.

Индивидуальные занятия помогут не только развить природный голос и научат красиво петь, они смогут привить навыки исполнения песен в любом музыкальном стиле, будь то эстрадный или джазовый, академический или народный вокал. Индивидуальный подход к каждому ученику – это грамотное сочетание современной школы преподавательского мастерства с традиционными и классическими методиками. В случае с индивидуальным обучением можно быть на 100% уверенным, что каждую минуту преподаватель посвятит конкретному ребенку. 

Кроме того, у педагога есть возможность подобрать подходящий песенный репертуар и комплекс координационно-тренинговых упражнений, опираясь на личные пожелания обучающегося, учитывая его практические навыки и задачи. Это позволяет сделать обучение не только увлекательным и интересным, но и максимально эффективным. Ученик сам задает темп урока, в соответствии с которым и работает.
Индивидуальное обучение можно назвать классической методикой, помещенной в современную, креативную оболочку. Уроки вокала – это не просто занятия, это ориентация на неповторимость и уникальность воспитанника, выделение его индивидуальных качеств.

Работая индивидульно с обучающимся, опытный педагог сможет выявить и развить качества, которые помогут в будущем и ученику стать профессиональнее, успешнее, ярче и увереннее. На индивидуальных занятиях преподаватель работает не только над техникой звукоизвлечения. Он создает художественный и вокально-сценический образ, работает над передачей тонких психологических нюансов произведения.

Приступая к работе с конкретным ребенком, я стараюсь изучить и учитывать на каждом занятии его психофизиологические особенности:

  • сила голоса,

  • чувство ритма,

  • диапазон голоса,

  • гармонический слух,

  • дикция и артикуляция,

  • тембр голоса,

  • полетность голоса,

  • тип темперамента,

а также социально-психологический портрет ребенка, его семьи и его психосоциальную чувствительность. Исходя из этого строятся занятия: тщательно подбираются вокальные упражнения, дыхательные упражнения, исполняемый репертуар и др.

Собрав накопленную информацию, я составляю таблицу индивидуальных характеристик, данные из которых учитываются мной при работе с детьми. И сейчас хочу предложить вашему вниманию некоторые примеры индивидуального подхода к обучению вокалу своих воспитанников:

Психофизиологические и вокальные характеристики

обучающегося №1

Диапазон

Узкий.

Сила голоса

Голос слабый, требуются специальные дыхательные и вокальные упражнения для развития силы.

Дикция и артикуляция

Четкая, ясная. Специальных упражнений не требуется

Тембр

Тусклый, глухой.

Полетность

Отсутствует

Чувство ритма

Отличное

Гармонический слух

Отличный, способна самостоятельно подстроить подголоски к основной партии, твердо держит любую предложенную вокальную партию.

Тип темперамента

Сангвиник. Живо, возбужденно откликается на все, что привлекает ее внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. Способна быстро сосредоточится, дисциплинирована, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции.

Соц.портрет семьи

Неполная, потеря кормильца, мама – глубоко заинтересована в развитии дочери, принимает активное участие в ее творческой деятельности.

Психосоциальная чувствительность

Отзывчивая, дружелюбная, целеустремленная, ответственная, принимает активное участие в жизни объединения.



Психофизиологические и вокальные характеристики

обучающегося №2

Диапазон

Соответствует возрасту.

Сила голоса

Присутствует только в примарных зонах .Требуется «поставить на опору».

Дикция и артикуляция

Четкая, ясная. Положительно повлияло лечение у стоматолога.

Тембр

Звонкий, академический. Зажимается на верхних регистрах.

Полетность

Присутствует частично.

Чувство ритма

Требует развития.

Гармонический слух

На начальном стадии развития, в легких упражнениях-канонах устойчиво держит свою партию. Положительно влияет обучение в музыкальной школе.

Тип темперамента

Флегматик. Обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Её трудно рассмешить и опечалить — когда вокруг веселье, может оставаться невозмутимой. При больших неприятностях остается спокойной. Работоспособна. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием.

Соц.портрет семьи

Полная. Творческим воспитанием девочки, в основном, занимаются мама и бабушка. Отец также заинтересован в воспитании ребенка. Вся семья посещает выступленияребёнка, отзывчивы к пожеланиям и замечаниям педагога.

Психосоциальная чувствительность

Отзывчивая, целеустремленная, ответственная, в некоторых случаях наблюдается рассеянное внимание. Требует к себе постоянной заинтересованности со стороны педагога, любит общаться с педагогом вне занятия, на отвлеченные темы.

Итак, я познакомила вас лишь с некоторыми индивидуальными характеристиками своих воспитанников. Они, конечно, далеко не однозначны и не совершенны. Следует учитывать и тот факт, что каждый ребенок живет своей, ему одному известной жизнью, он взрослеет, меняются его вкусы, увлечения, взгляды на те или иные вещи, меняются отношения в его семье, в его окружении. Меняется его здоровье, строение тела, в связи с чем появляются или исчезают комплексы в его поведении. И при индивидуальном подходе к обучению необходимо учитывать все факторы, влияющие на эмоционально-физическое развитие ребенка. Это требует от педагога дополнительного образования каждодневной работы над ошибками не только каждого своего воспитанника, но и своими.

Список литературы.

  1. Якиманская И.С. Развивающее обучение.- М.: Педагогика, 1979. – 144с. – (Воспитание и обучение. Б-ка учителя).

2. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе /М.: Сентябрь, 1996 – 96с.

3. Разработка технологии личностно-ориентированного

обучения //Вопросы психологии, 1995.,- №2. – с.13-21.

4. К юбилею И.С. Якиманской //Вопросы психологии, 2002., - №1. –

с.156-157.

5. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М., 2000




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Рождествина Людмила Александровна

Дата: 15.01.2016

Номер свидетельства: 277276


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства