kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Концертмейстер в классе вокального ансамбля, хореографии и трубы. концепция музыкального развития по системе д.б. кабалевского.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ музыкально-педагогического наследия Д.Б. Кабалевского позволил выявить многоаспектность его деятельности и ее педагогическую направленность, что дает основание к применению его опыта в повышении профессиональной компетентности концертмейстеров детских школ искусств.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Концертмейстер в классе вокального ансамбля, хореографии и трубы. концепция музыкального развития по системе д.б. кабалевского.»


СТАТЬЯ


КОНЦЕРТМЕЙСТЕР В КЛАССЕ ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ, ХОРЕОГРАФИИ И ТРУБЫ.

КОНЦЕПЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПО СИСТЕМЕ Д.Б. КАБАЛЕВСКОГО.



Роль искусства в духовно-нравственном развитии личности велика в современном мире. Работая в школе искусств, обратила внимание, что для обучения детей используются различные программы, но идеи музыкального образования едины. Следовательно, было принято решение сравнить современные программы и методы обучения, и было обращено внимание, что в основе их лежит система музыкального воспитания Д.Б. Кабалевского. Для этого была собрана литература по творчеству Д.Б. Кабалевского следующих авторов: Г.К. Абрамовского, П.A. Баренбойма, Р.В. Глезера, Б.А. Дараган,C.И. Корева, П.B. Михеева, П.П. Назаревского, Палюх, Н.И. Рогожиной, H.A. Сладковой, П.C. Третьяковой.

Целью музыкального воспитания является формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры личности. По мнению Д.Б. Кабалевского, музыкальную культуру личности определяет любовь к музыке и понимание ее во всем богатстве форм и жанров; особенное «ощущение музыки», которая побуждает воспринимать ее эмоционально, отличая хорошую музыку от плохой; умение слышать музыку как содержательное искусство, которое несет в себе чувство и мнения человека, жизненные обиды и ассоциации, способность чувствовать внутреннюю связь между характером музыки и характером выполнения и т.п. [4:29]. Музыкальная культура личности характеризуется тем, в какой мере она способна усваивать музыкальные ценности. Следовательно, под музыкальной культурой личности понимают ее индивидуальный социально-художественный опыт в сфере музыкального искусства, содержание эстетичного, личностного отношения к музыке. Постепенное приобретение исполнительского мастерства и обогащения общей музыкальной культуры личности становятся предпосылками к достижению уровня настоящего искусства, даже при массовом музыкальном воспитании. Под музыкальной культурой общества следует понимать единство музыки и ее социального функционирования. Это сложная система, которая объединяет музыкальные ценности, все виды деятельности относительно их создания, сохранения; воссоздание, распространение, восприятие и использование субъектов такого вида деятельности с их знаниями, умениями и навыками; соответствующие заведения с их материальной базой, которые обеспечивают эту деятельность. Вклад Д.Б. Кабалевского в становление системы массового музыкального образования и воспитания детей и юношества воплощен, прежде всего, в его композиторской деятельности. Его произведения занимают достойное место в исполнительской и педагогической практике в нашей стране и за рубежом. Д.Б. Кабалевский был известен также как талантливый исполнитель и интерпретатор собственных сочинений (пианист, дирижер, аккомпаниатор). Более 40 лет профессор, доктор искусствоведения Д.Б. Кабалевский преподавал в Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. В классе композиции консерватории и в молодежной секции Союза композиторов у него учились С. Баласанян, М. Дунаевский, Г. Струве, А. Пахмутова, Р. Леденев, Э. Денисов, А. Петров. Р. Щедрин и др.

Различные направления его работы в качестве пропагандиста музыкального искусства сегодня оцениваются как уникальные крупномасштабные проекты - беседы о музыке по Всесоюзному радио и Центральному телевидению; «Вечера ровесников» в Колонном зале Дома Союзов; участие в организации международных и отечественных конкурсов молодых музыкантов-исполнителей; создание нового методического журнала «Музыка в школе».

Как публицист, Дмитрий Кабалевский является автором более 400 статей, посвященных проблемам музыкально-эстетического воспитания; вопросам современного искусства, творчеству выдающихся деятелей культуры. В центре его научных музыковедческих исследований были композиторское творчество и эстетические взгляды: Б. Асафьева, А. Дворжака, М. Мусоргского, Н. Мясковского, С. Прокофьева, Н. Римского-Корсакова, А. Хачатуряна, Д. Шостаковича и др. Последние 15 лет жизни Д.Б. Кабалевского были ознаменованы созданием книг о музыке и музыкальном воспитании, адресованных детям и их музыкальным руководителям. С 1973 по 1981 гг. академик Д.Б. Кабалевский работал учителем музыки общеобразовательной школы, создавая новую программу по предмету «Музыка» и осуществляя научное руководство ее апробацией и внедрением. Общественная деятельность Д.Б. Кабалевского — в Союзе композиторов СССР; в качестве депутата Верховного Совета СССР; в Совете по эстетическому воспитанию АПН СССР, в Международном обществе по музыкальному воспитанию— способствовала пропаганде искусства как носителя нравственности [9:67].

На протяжении многих музыкально-педагогических лет работы со школьниками разных возрастов, Д. Кабалевский стремился найти такую педагогическую концепцию, которая исходила бы из музыки и на музыку опиралась, которая естественно и органично связала бы музыку как искусство с музыкой как школьным предметом, а школьные занятия музыкой также естественно связала бы с реальной жизнью. Идеи Д. Кабалевского открыли реальный путь к решению таких основополагающих проблем музыкальной педагогики, как воспитание интереса к музыке, увлечение ею; определение основы музыкального воспитания, его цели и заданий; достижение целостности урока музыки вопреки традиционному дроблению его на мало связанные между собой части (музыкальная грамота, слушание музыки и др.); преодоление противоречий между содержанием и структурой учебы, разрыва между декларацией высоких идей и конкретным содержанием программы. Они положены в основу методической системы, способной практически обеспечить раскрытие общечеловеческих ценностей в музыке и на этой основе сформировать духовную сферу личности. А это качественно новый этап разработки проблем музыкально творческого развития детей. В научном решении этих проблем заключается основа той следующей, которая связывает программу Д. Кабалевского с поисками Б. Асафьева, П. Блонского и др. Д.Б. Кабалевский в начале 70-х гг. 20 в. предложил принципиально новую художественно-педагогическую концепцию музыкального воспитания, которая вобрала достижение мировой и отечественной педагогики, выделяется научной обоснованностью, подчиненностью гуманистическим идеалам, направленностью на формирование музыкальной культуры личности. Масштабность и глубина музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского рассматривается сквозь призму основных тенденций, имевших место в области массового воспитания и образования в XX веке. Среди них наиболее значимыми для музыкального воспитания являются: теория «свободного воспитания» (К.Н. Венцель, С.Т. Шацкий, В.Н. Шацкая и др.); социогенетическая теория (В.М. Бехтерев, П.Ф. Каптерев, А.Ф. Лазурский, А.П. Нечаев, Н.Е. Румянцев и др.); биогенетическая концепция (Б.В. Асафьев, Н.Л. Брюсова, Б.Л. Яворский и др.); культурно-историческая теория Л.С. Выготского. Несмотря на различие взглядов, их объединяет признание важной роли искусства в развитии личности.

С 30-х гг. содержание музыкального образования становится «средством коммунистического воспитания», а содержание урока музыки ограничивается лишь пением (программы 1933, 1938, 1948, 1959 гг.), что значительно сузило возможности познания детьми музыкального искусства. Во второй половине XX столетия заявляет о себе теория развивающего обучения В.В. Давыдова, продолжавшая традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского и теории деятельности, разработанной А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, А.Р. Лурия, П.Я. Гальпериным. В начале 70-х гг. в образовании выделилось направление педагогов-новаторов (Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенкова, В.А. Сухомлянский, В.Ф. Шаталов, E.H. Ильин и др.). Деятельность Д.Б. Кабалевского созвучна их идеям — идеям «педагогики сотрудничества». Выдвинутая им идея первоосновы 3-х сфер музыки, значительно раньше нашла своеобразное отражение во взглядах С. Людкевича, который выделял песню, танец и марш, как фундамент сложных форм вокальной и инструментальной музыки. Однако, именно Дмитрию Кабалевскому принадлежит заслуга в педагогическом осмыслении и методическому воплощению идеи, которая положена в основу его концепции. Особенностью ее является ориентация на предыдущий жизненный и музыкальный опыт учеников, который, постепенно обогащаясь, дает возможность накапливать, развивать и закреплять приобретенные музыкальные впечатления. Точками отправления выступают песня, танец и марш — главные типы (жанры) музыки, наиболее распространенные, простые и доступные детям. Многие песни, танцы и марши по богатству внутреннего содержания и развитости формы относятся к числу сложнейших произведений мирового музыкального искусства. Опора на «Трёх китов» устанавливает естественную связь занятий музыкой и повседневной жизнью школьников, сделать процесс учебы эмоционально привлекательным и захватывающим, дает возможность объединить большое музыкальное искусство с музыкальными занятиями в школе, становятся надежными «мостиками», по которым школьники не теоретически, а непосредственно своим слуховым восприятием и своим исполнением, творчески, активно, шаг за шагом могут войти в любую область музыкального искусства, наглядно обнаруживая при этом, как песня перерастает в песенность, танец – в танцевальность, марш - в маршевость.

Формирование музыкальной культуры — основа урока, его содержание, которое может иметь разное художественно-педагогическое воплощение, ведь бесконечно разнообразным является музыкальное искусство и жизнь, какое оно отображает. Важнейшей особенностью программы, которую сотворил Д.Б. Кабалевский является ее тематическое построение. Творчески подходя к программе, учитель ни в коем случае не должен разрушать ее тематическое построение, потому что последовательное развитие определенных тем — основа основ данной программы. Для них урок музыки всегда должен, быть целостным, объединяющим все входящие в него элементы в единое понятие: музыка, музыкальное искусство. Перед учителем музыки стоит непростая задача: объединить все элементы, из которых складывается урок, подчинить их основной теме урока, четверти, года, всего школьного курса, - не утеряв при этом специфическую логику развития, присущую каждому из этих элементов в отдельности. Не новым является тематический принцип построения учебной программы — он уже много веков используются в программах математики, физики, истории, встречался и в некоторых программах музыки. Однако новаторство Д. Кабалевского оказалось в том, что он открыл такое содержание и логику программы, которая выходит из музыки и особенностей ее усвоения и овладения детьми, сделал высокое музыкальное искусство доступным и понятным. Музыкант-педагог опирался на опыт отечественной школы, теоретические разработки, выделяя, в первую очередь, труды Б. Асафьева, В. Шацкой, Н. Гродзенской. Однако, взятая в целом программа указывает на принципиально новые направления в музыкальной педагогике. В первую очередь, тематическое построение, что дало возможность объединить все виды музыкальной деятельности детей на одном уроке. Целостность урока достигается за счет единства всех составных элементов, поскольку в основу его построения положенные не разные виды деятельности, а разные грани музыки как единственного целого. Это дает возможность вносить в урок любые контрасты, необходимые для поддержания внимания учеников, создания творческой атмосферы. Темы программы имеют музыкально-эстетический, а не только учебно-музыкальный характер и открывают реальную возможность достижения целостности и единства учебного процесса не только в пределах одного урока, но и в течение четверти, полугодия, учебного года и всего учебного курса. Эти темы — своеобразные этапы развития музыкального восприятия школьников. Содержание и логика тем определяются особенностями развития художественного мышления детей, накопление практического опыта, возможностями осознания связей музыки с жизнью. Вокально-хоровыми, музыкально-ритмическими и другими практическими навыками ученики овладевают в тесной связи с усвоением конкретной темы. Таким образом, принцип тематизма выступает важным выходным положением, на котором выстраивается программа. В отличие от Е. Жак-Далькроза, К. Орфа и 3. Кодая, Д. Кабалевский считал, что в основе музыкального воспитания лежит активное восприятие музыки. «Лишь тогда музыка может исполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети научатся по-настоящему слышать ее и размышлять о ней» [8:78] — подчеркивал педагог. «Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки — основа всех форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний духовный мир учеников, их чувства и мысли. Вне восприятия музыка как искусство вообще не существует» [5:79]. Ученики должны учиться воспринимать музыку в любой форме общения с ней, во время пения, игры на музыкальных инструментах, в процессе слушания и т.п.

Достижению цели музыкального воспитания подчинено и изучение музыкальной грамоты, какую Д. Кабалевский понимает значительно шире — как музыкальную грамотность, то есть способность воспринимать музыку как живое и образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно связанное с ним. Усвоение нотной грамоты не является самоцелью и полностью подчинено воспитательным заданием. Музыкальная грамотность — это способность воспринимать музыку как живое, образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с жизнью связанное это особое «чувство музыки», это способность на слух определить характер музыки и определить автора незнакомой музыки, если она характерна для данного автора. Запомнить в музыке можно только то, что понято и эмоционально прочувствовано. Не умеющий слышать музыку никогда не научится по-настоящему хороший ее исполнять (петь, играть, дирижировать). Творческое начало может проявятся в ребятах уже с первого класса: в своеобразии ответов, в стремлении самому задавать вопросы учителю, в собственных предположениях о характере исполнения, в остроте слуховой наблюдательности.

Д.Б. Кабалевский подчеркивал важность хорового пения для формирования музыкальной культуры школьников. «Каждый класс — хор! — вот идеал, к которому должно направляться это стремление» [3:90]. При этом для детей не должно существовать никаких правил и упражнений, отделённых от живой музыки, что требуют заучивания и многоразовых повторений. В течение всей работы должно господствовать захватывающее искусство. Уроки музыки, как правило, ограничивали свою задачу обучением школьников хоровому пению и основам музыкальной грамоты. Знакомство с музыкой сводилось почти исключительно к репертуару, изученному в классе, неизбежно ограниченному сравнительно небольшими исполнительскими возможностями учащихся. Уроки музыки, ни в какой мере не отрицая важности хорового пения, развивающего национальные хоровые традиции, равно как и важности изучения музыкальной грамоты, ставят перед собой гораздо более широкую задачу ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры.

Таким образом, методическая система Д.Б. Кабалевского выступает венцом музыкальной педагогики XX столетия, поскольку вобрала идеи его предшественников и основывается на крепком методологическом фундаменте современных наук: музыковедения, педагогики, психологии, социологии. Ее нравственная направленность особенно востребована в современном обществе в ситуации размывания духовных ценностей личности. Анализ музыкально-педагогического наследия Д.Б. Кабалевского позволил выявить многоаспектность его деятельности и ее педагогическую направленность, что дает основание к применению его опыта в повышении профессиональной компетентности концертмейстеров детских школ искусств. Создание Д.Б. Кабалевским уникальной отечественной музыкально-педагогической концепции массового образования и воспитания явилось основой формирования его научной школы. Исследования представителей научной школы Д.Б. Кабалевского определяют приоритетные направления современной педагогики искусства. Основные принципы и методы, изложенные выше, направлены на музыкальное воспитание всех учащихся нашего многонационального государства. Они носят обобщенный характер. Во всей системе музыкального образования важнейшую роль играет музыкальный материал, положенный в основу программы. Материал этот должен быть художественным и увлекательным для учащихся, он должен быть педагогически целесообразным (учит чему-то полезному) и должен выполнять определенную воспитательную роль (способствовать формированию идейных убеждений, нравственных идеалов и эстетического вкуса школьников). Произведения мировой музыкальной классики, имеющие равное значение для народа, любой национальности. Это — произведения Баха, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шопена, Грига, Глинки, Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова, Чайковского, Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна. Творчески подходя к программе, учитель не должен разрушать ее тематическое построение, потому что последовательное развитие определенных тем — основа основ программы. Тематизм программы — это лестницы, ступени которой (темы) ведут учащихся к овладению музыкальной культурой. Заменить одну ступень другой, вынуть хотя бы одну из них вообще — значит разрушить всю лестницу, оставить программу не только ее цельности, но и изъять из нее весь творческий музыкально-педагогический смысл. Все формы музыкальных занятий со школьниками должны быть направлены на их духовное развитие. Почти любой, даже самый лаконичный, разговор о музыке может (и должен) помогать их познанию мира, формированию их мировоззрения, воспитанию их нравственности. Взгляды учащихся на музыку неотделимы от их взглядов на жизнь. На успешное решение этой задачи и должны быть, прежде всего, направлены внимание учителя, его творческая инициатива, его знания и опыт, его любовь к детям, подросткам, молодежи, его любовь к искусству и к жизни. Значение музыки далеко выходит за пределы искусства. Так же как литература и изобразительное искусство, музыка решительно вторгается во все области воспитания и образования наших школьников, являясь могучим и ничем не заменимым средством формирования их духовного мира.









СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой: Из опыта работы педагога-пианиста с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: Учебное пособие. — М., 1985, с. 1-15

2. Осеннева М.С., Л.А. Безбородова Методика музыкального воспитания младших школьников, АКАДЕМА., М., 2001, с. 220

3. Музыкальное образование в школе. Под ред. Л.В. Школяр, АКАДЕМА, М., 2004, с. 176

4. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. Просвещение, М., 1989, с. 200

5. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. - М., 1980, с. 189

6. Школяр Л.В. Изучение музыкальной культуры младших школьников // Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие. - М., 1998, с. 292

7. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа. — М., 2001, с. 23

8. Медушевский В.В. Духовно-нравственное воспитание средствами музыкального искусства // Преподаватель (Спецвыпуск «Музыкант-педагог»). — 2001.- №6, с. 12-20

9. Пигарева И.В. Многогранное наследие Д.Б. Кабалевского / И. В. Пигарева // Музыкант. 2002. - № 2, с. 5-8

10. Пигарева И.В. Изучение творческого наследия Д.Б. Кабалевского в образовательных учреждениях / И.В. Пигарева, Г.П. Сергеева. М.: Школьная книга, 2004, с. 72




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Валерия Сергеевна Николаева

Дата: 28.12.2025

Номер свидетельства: 679909


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства